Лесков леди макбет краткое содержание. Анализ произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (Н. С. Лесков)

1. Николай Семёнович Лесков

2. «Леди Макбет Мценского уезда»

3. Класс: 10

4. Год написания: 1864.

5. Жанр: очерк;

6. Главные герои:

Катерина Львовна Измайлова –купеческая жена, страстная и жестокая женщина; купец Зиновий Борисыч, ее муж; Борис Тимофеич, свекр; Сергей – любовник Катерины Львовны;

Бездетная Катерина Львовна Измайлова живет в купеческом доме мужа и его отца, придерживающихся домостроевских устоев. Устав от скучной жизни и упреков, она сходится с работником Сергеем. Когда свекр узнает об их связи, Катерина Львовна травит его. Чуть позже они с Сергеем душат Зиновия Борисыча, заставшего любовников, и тайно хоронят его.

Катерина Львовна становится полноправной хозяйкой, кроме того, она беременеет от Сергея, и ее ребенок должен будет считаться сыном пропавшего Зиновия Борисыча.

Однако неожиданно объявляется еще один наследник: двоюродный племянник Зиновия Борисыча Федя. По совету Сергея Катерина Львовна убивает его вместе со своим возлюбленным. Однако их преступление замечает машинист, убийц сажают в острог, где Катерина Львовна рожает сына, впоследствии отданного на воспитание бабушке. Преступников отправляют по этапу.

Во время этапирования Сергей заводит новых пассий, кроме того начинает издеваться над Катериной Львовной. При переходе через реку Измайлова, не выдержав очередных оскорблений, хватает Сонетку – возлюбленную Сергея, и вместе с ней прыгает за борт. Девушка пытает выплыть, но Катерина Львовна топит ее, и обе они идут ко дну.

8. Личное мнение:

Очерк назван «Леди Макбет Мценского уезда» для отсылки читателей к шекспировской трагедии «Леди Макбет» - женщине, сеющей смерть.

Безусловно, Катерина Львовна по праву заслужила это прозвище, совершенные ею поступки ужасны, особенно убийство Феди. Не пытаясь оправдать ее, хочется сказать, что всему есть причина, и эту причину неплохо бы поискать. Мне кажется, Лесков указывает на нее в начале произведения: это бесправное, нередко унизительное положение женщины в патриархальной среде, коей является купеческое сословие. Катерина Львовна, как представительница этого общества, служит примером того, до чего могут довести женщину постоянные упреки и оскорбления. Суровые и жестокие нравы наложились на пылкий и страстный характер Измайловой, что и привело к последующим трагедиям. Нечто похожее уже было в русской литературе, в частности, в пьесе А.Н. Островского «Гроза», с той лишь разницей, что Катерина Лескова убивает других, а Катерина из «Грозы» - себя. Но суть одна: доведенный до отчаяния человек ищет выход, и, найдя его, не обращает внимания на нравственные устои и государственные законы. У него одна цель: вырваться.

Мне кажется, Лесков не случайно уделил в своем очерке такое внимание жизни и быту купеческой семьи. Он хочет показать, что пора менять патриархальные устои, и тогда подобных трагедий будет меньше, потому что за каждым преступлением лежит история нелюбви.

Повесть Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» — это интересный рассказ, который читается на одном дыхании, однако, для тех, у кого нет времени для прочтения полной версии, предлагаем познакомиться с произведением Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в кратком содержании. Сокращенный вариант произведения Лескова «Леди Макбет» позволит сделать анализ повести.

Лесков Леди Макбет краткое содержание

Итак, леди Макбет Лескова – это главная героиня. «По наружности приятная женщина», которой было двадцать три года. Она замужем за пятидесятилетним купцом Зиновием Борисовичем Измайловым, с которым они живут в зажиточном доме. Вместе с ними живет свёкор Борис Тимофеевич. С мужем они вместе пять лет, но детьми не обзавелись, да и при всем довольстве, жизнь леди Макбет с нелюбимым мужем была самая скучная. Муж ежедневно уезжал на мельницу, свекор также был занят своими делами, а леди Макбет приходилось слоняться по дому, страдая от одиночества. И только на шестой год совместной с мужем жизни у Екатерины Львовны произошли перемены. Она встретила Сергея. Произошло это в то время, когда прорвало мельничную плотину и мужу пришлось проводить там не только дневное время, но и ночное.

Далее произведение Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» продолжается знакомством хозяйки с Сергеем, которого прошлый хозяин выгнал со службы из-за связи с женой. Теперь он служил у Измаилова. Случайно встретившись, хозяйка не смогла устоять перед комплиментами Сергея, а когда он к ней явился вечером, не устояла перед поцелуями. Между ними завязался роман.

Но недолго удалось Екатерине Львовне скрывать свою связь с Сергеем, ведь уже через неделю свекор заметил спускающегося по трубе приказчика. Борис Тимофеевич схватил Сергея, выпорол его и закрыл в кладовой. Невестке пригрозил, что расскажет все мужу. Далее в произведении Лескова леди Макбет решается на отчаянный шаг. Она решила отравить свекра, подсыпав в грибы крысиного яда. Уже к утру свекра не стало. Бориса Тимофеевича похоронили, а хозяйка с любовником продолжили свою связь. Однако Сергею мало быть любовником и он начинает говорить Екатерине, как бы ему хотелось стать ей мужем. Екатерина же обещает сделать его купцом.

Тут как раз и муж приезжает домой, который начинает обвинять жену в измене, ведь об этом вся округа говорит. Екатерина не смущается, и на глазах у мужа целует приказчика, после чего они убивают Зиновия Борисовича, схоронив его в погребке. Хозяина ищут всей округой, но так и не находят, а Екатерина, на правах вдовы, начинает управлять имением и ждет ребенка, который будет наследником.

Следующей жертвой Сергея и купчихи стал шестилетний племянник Измаилова, в котором Екатерина увидела соперника для будущего ребенка. Ведь только ее ребенок должен был стать единственным наследником. Но проблему быстро решили. Не могла она позволить, чтобы из-за какого-то мальчика она «лишилась капитала», поэтому в праздничный день, дождавшись, когда тетушка уйдет в церковь, она с Сергеем душит ребенка. Только в этот раз им не удалось все сделать без шума и свидетелей.

Сергея забрали в часть, где он и признался во всех преступлениях, назвав Екатерину Львовну своей соучастницей. На очной ставке купчиха призналась в содеянном.

Завершается рассказ тем, что леди Макбет родила ребенка и отказалась от него, отдав наследника на воспитание родственнице мужа. После, преступников отправили в Сибирь на каторгу. Но, Екатерина Львовна все равно радовалась ведь с Сергеем они шли в одной партии. Вот только Сергей стал холоден к Екатерине, а тут еще и новые девушки, которые попали к ним с новой партией. Среди них была Фиона, с которой Сергей изменил Екатерине, а затем парень завязал отношения со второй девушкой Сонеткой, при этом купчихе Сергей стал заявлять, что никогда ее не любил и был с ней ради денег. Вся партия начинает издеваться над Екатериной Львовной.

Кате-рина Львовна, «по наруж-ности женщина очень приятная», живет в зажи-точном доме купца Измай-лова со вдовым свекром Борисом Тимо-фе-е-вичем и немо-лодым мужем Зино-вием Бори-со-вичем. Детей у Кате-рины Львовны нет, и «при всем доволь-стве» житье её «за нелас-ковым мужем» самое скучное. На шестой год заму-же-ства

Зиновий Бори-сович уезжает на мель-ничную плотину, оставив Кате-рину Львовну «одну-одине-шеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работ-ником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измай-ловых уже месяц, а из преж-него дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Кате-рине Львовне, жалу-ется на скуку, говорит, что любит, и оста-ется до утра. Но в одну из ночей Борис Тимо-фе-евич заме-чает, как из невест-кина окна спус-ка-ется книзу красная рубаха Сергея. Свекр грозит, что все расскажет мужу Кате-рины Львовны, а Сергея в острог отправит. В ту же ночь Кате-рина Львовна отрав-ляет своего свекра белым порошком, припа-сенным для крыс, и продол-жает «алигорию» с Сергеем.

Между тем Сергей стано-вится сух с Кате-риной Львовной, ревнует её к мужу и говорит о своем ничтожном состо-янии, призна-ваясь, что хотел бы «пред святым пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Кате-рина Львовна обещает сделать его купцом. Возвра-ща-ется домой Зиновий Бори-сович и обви-няет Кате-рину Львовну в «амурах». Кате-рина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже. Любов-ники убивают Зиновия Бори-со-вича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Бори-со-вича беспо-лезно разыс-ки-вают, а Кате-рина Львовна «пожи-вает себе с Сергеем, по вдовьему поло-жению на свободе».

Вскоре к Измай-ловой приез-жает жить мало-летний племянник Зиновия Бори-со-вича Федор Ляпин, деньги кото-рого были у покой-ного купца в обороте. Науща-емая Сергеем, Кате-рина Львовна заду-мы-вает извести бого-бо-яз-нен-ного маль-чика. В ночь Всенощной под праздник Введения мальчик оста-ется в доме наедине с любов-ни-ками и читает Житие святого Федора Стра-ти-лата. Сергей хватает Федю, а Кате-рина Львовна душит его пуховою подушкой. Но как только мальчик умирает, дом начи-нает трястись от ударов, Сергей пани-кует, видит покой-ного Зиновия Бори-со-вича, и только Кате-рина Львовна пони-мает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щелку, что в «грешном доме» дела-ется.

Сергея заби-рают в часть, и он при первых словах священ-ника о страшном суде призна-ется в убий-стве Зиновия Бори-со-вича и назы-вает Кате-рину Львовну соучаст-ницей. Кате-рина Львовна все отри-цает, но на очной ставке призна-ется, что убила «для Сергея». Убийц нака-зы-вают плетьми и приго-ва-ри-вают к каторжным работам. Сергей возбуж-дает сочув-ствие, а Кате-рина Львовна ведет себя стойко и даже на родив-ше-гося ребенка смот-реть отка-зы-ва-ется. Его, един-ствен-ного наслед-ника купца, отдают на воспи-тание. Кате-рина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея пови-дать. Но на этапе Сергей неласков и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новго-рода к заклю-ченным присо-еди-ня-ется москов-ская партия, с которой идут солдатка Фиона свобод-ного нрава и семна-дца-ти-летняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьется, а в руки не дается».

Кате-рина Львовна устра-и-вает очередное свидание с любов-ником, но застает в его объя-тиях безот-казную Фиону и ссорится с Сергеем. Так и не поми-рив-шись с Кате-риной Львовной, Сергей начи-нает «чепу-риться» и заиг-ры-вать с Сонеткой, которая будто «ручнеет». Кате-рина Львовна решает оста-вить гордость и мириться с Сергеем, а во время свидания Сергей жалу-ется на боль в ногах, и Кате-рина Львовна отдает ему толстые шерстяные чулки. На следу-ющий день она заме-чает эти чулки на Сонетке и плюет Сергею в глаза. Ночью Сергей вместе с това-рищем изби-вает Кате-рину Львовну под хихи-канье Сонетки. Кате-рина Львовна выпла-ки-вает горе на груди Фионы, вся партия во главе с Сергеем над ней изде-ва-ется, но Кате-рина Львовна ведет себя с «дере-вянным спокой-ствием». А когда партия пере-прав-ля-ется на пароме на другую сторону реки, Кате-рина Львовна хватает Сонетку за ноги, пере-ки-ды-ва-ется вместе с ней за борт, и обе тонут.

Катерина Львовна , «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свекром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житье её «за неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества.

Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит, и остается до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невесткина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свекр грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит. В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свекра белым порошком, припасенным для крыс, и продолжает «алигорию» с Сергеем.

Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует её к мужу и говорит о своем ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже. Любовники убивают Зиновия Борисовича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Борисовича бесполезно разыскивают, а Катерина Львовна «поживает себе с Сергеем, по вдовьему положению на свободе».

Вскоре к Измайловой приезжает жить малолетний племянник Зиновия Борисовича Федор Ляпин, деньги которого были у покойного купца в обороте. Наущаемая Сергеем, Катерина Львовна задумывает извести богобоязненного мальчика. В ночь Всенощной под праздник Введения мальчик остается в доме наедине с любовниками и читает Житие святого Федора Стратилата. Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкой. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов, Сергей паникует, видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щелку, что в «грешном доме» делается.

Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о страшном суде признается в убийстве Зиновия Борисовича и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и приговаривают к каторжным работам. Сергей возбуждает сочувствие, а Катерина Львовна ведет себя стойко и даже на родившегося ребенка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключенным присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадцатилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьется, а в руки не дается».

Катерина Львовна устраивает очередное свидание с любовником, но застает в его объятиях безотказную Фиону и ссорится с Сергеем. Так и не помирившись с Катериной Львовной, Сергей начинает «чепуриться» и заигрывать с Сонеткой, которая будто «ручнеет». Катерина Львовна решает оставить гордость и мириться с Сергеем, а во время свидания Сергей жалуется на боль в ногах, и Катерина Львовна отдает ему толстые шерстяные чулки. На следующий день она замечает эти чулки на Сонетке и плюет Сергею в глаза. Ночью Сергей вместе с товарищем избивает Катерину Львовну под хихиканье Сонетки. Катерина Львовна выплакивает горе на груди Фионы, вся партия во главе с Сергеем над ней издевается, но Катерина Львовна ведет себя с «деревянным спокойствием». А когда партия переправляется на пароме на другую сторону реки, Катерина Львовна хватает Сонетку за ноги, перекидывается вместе с ней за борт, и обе тонут.

Эта экранизация самого известного произведения Лескова, оставляет двойственные впечатления. С одной стороны Р. Балаян (режиссер) умеет снимать красиво, и он эстет. Талантливый эстет. И в этом фильме есть много талантливого, поэтического, завораживающего. Другое дело, что от духа произведения осталось совсем не много. Но положим, не было и такой задачи, и сразу было заявлено что снято «по мотивам», что очевидно дает право на неограниченные вольности в обращении с литературной основой. Еще более удивляет выбор актеров на главные роли. Почему они? Недавно смотрела экранизацию этого же произведения Анджея Вайды, и эта польская версия кажется мне практически эталонной. По крайней мере, как прекрасно подобраны актеры, какая чуткость к первоисточнику, и несмотря на некоторые мистические фантазии (которые и у Лескова присутствуют: сны Катерины Львовны, и пр.) и неточности, они не кажутся неуместными. Думаю, что самые прекрасные литературные экранизации те, которые ставят себе задачей как можно точнее и вернее отразить замысел автора, не режиссера, не съемочной группы, а именно автора. Так лучше всего получается.

С точки зрения кинематографической (если такая есть) лента Балаяна очень талантлива, но она весьма неровная, то есть не одинаково, неравномерно талантливая. Например, есть совершенно бездарные сцены, например та, где Н. Андрейченко невыносимо долго кричит с завязанными глазами о том, что «живая она с Сергеем не расстанется». Очень глупо и досадно. Словом, не самый лучший способ произнести это роковое и тяжелое пророчество главной героини. Предыдущим оратором, отмечалась`неприличная сцена» в амбаре (?). Ну положим сцена показана с максимальным тактом и «вуалью», но без неё конечно можно, да и нужно было обойтись. Достаточно было и тех весьма тонких, эротических сцен, которыми и без того изобилует лента. «Эротика» в этом фильме, весьма изысканна, и вся построена на сложной игре отражений и светотени — это безусловно интересно, с визуальной точки зрения, но совершенно не соответствует духу здоровой, плотской, страстной, простой (не побоюсь этого слова) любви Сергея и Катерины у Лескова. В конце концов у Балаяна есть злоупотребление эстетикой — например три сцены с венками из цветов, это в некотором роде перебор. Если уж любовь на природе, то не обязательно ведь непременно венки, не так ли? Все эти придирчивые, быть может, замечания пишу единственно с целью понять, почему так хороши, порой просто изумительны одни сцены в фильме, и так плохи, бездарны другие. Тоже касается игры Н. Андрейченко: в некоторых сценах она совершенно бездарна, или кажется такой, потому что играет «что-то уж совсем не то», в некоторых убедительна, верна, трогательна. Например, в большинстве сцен её Катерина Львовна эксцентричная глупая кокетка, которая к тому же обожает детишек. (Федю). Кто читал произведение, понимает насколько это не соответствует описаниям Лескова. У Лескова характер «леди Макбет» мощный, сильный: «живая, не расстанусь». У Андрейченко, местами что-то получилось, местами какие-то провалы. Почему? Игра Абдулова более менее ровная, но роль явно не его. Почему режиссеры берутся за классику, и как-то намеренно коверкают и переиначивают её, ничего этим не выигрывая? Не понимаю. Конечно это не Лесков. Но это и не «Леди Макбет». Героине Н. Андрейченко отлично подошли бы слова из «Бриллиантовой руки»: «Невиноватая я, он сам пришел!», и это могло бы быть хорошим эпиграфом к этой роли, с такой ошеломляющей невинностью, легкостью, инфантильностью совершает её Катерина Измайлова свои преступления.

Последняя сцена очень художественная, сильная, последние сцены вообще хороши и сильны. Вот такая неровная, но безусловно интересная лента.