Культура поведения и общения несовершеннолетних. Учебно-методический материал (9 класс) на тему: Беседа на тему: "Культура поведения". Поведение за столом

Нравственное воспитание дошкольников.

Темы бесед по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Беседа №1

ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ

Цель беседы - на материале примеров образцового и неправильного поведения за столом, выражений приглаше­ния, благодарности, извинения сформировать представле­ние об этикете.

Некоторые установки.

В русских семьях принято угощать гостя чаем. Нину Михайловну угощает бабушка. Она старшая в доме. У нее старинное имя и отчество. Гостеприимство - национальная

черта русских. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и свободно. Но и гость должен быть вежливым . Уго­щение принято хвалить. Нина Михайловна, желая сделать хозяйке приятное, прежде всего хвалит печенье и пирог, которые пекла Мария Донатовна. Выражения благодарно­сти за угощение нужно запомнить. Постарайтесь ввести де­тям в привычку выражение благодарности за угощение (за завтрак, обед, ужин).

Нина Михайловна, удивленная поведением Феди, спра­шивает: «Знaeт мальчик или нет, что такое этикет?» Эти­кет - это правила поведения дома, в детском саду, в школе, на улице, в театре и других местах. Правила нужно знать и соблюдать.

Этикетные правила должны стать нормой поведения, войти в привычку. В этом случае говорят о хороших мане­рах. Когда человек постоянно нарушает правила, говорят, что у него дурные (плохие) манеры.

Текст для чтения.

ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!

Бабушка угощает чаем:

Пожалуйста, чай, конфеты, варенье.

Потом мы послушаем Нюшино пенье.

Извольте откушать домашний пирог,

Отведать печенье, пирожное, сок.

Все садятся к столу. Мама разливает чай. Нина Михайловна хвалит угощение:

Спасибо хозяйке - Марии Донатовне.

Как говорят, угощение знатное:

Тают во рту и пирог, и печенье,

Вышло на славу и ваше варенье.

Очень красива посуда чайная...

В это время Федя опрокидывает вазочку с ва­реньем на платье Нины Михайловны. Он бросается к гостье и, слизывая варенье, случайно задевает чашку. Горячий чай проливает-ся...

Нина Михайловна вскакивает со стула. Она испуганно смотрит по сторонам и строго спрашивает:

Знает мальчик или нет,

Что такое этикет?!

Федя пожимает плечами. Он никогда не слышал слово этикет.

Наверное, это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать?... Сейчас вспомню…

Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась:

Нина Михайловна, не надо сердиться.

Проказнику следует извиниться.

Вместо него я прошу извинения

За Федино глупое поведение.

Нина Михайловна и бабушка уходят в ванную.

Через некоторое время они возвращаются. Федя подходит к гостье, виновато склоняет голову:

Я был неловок. Прошу извинения.

Я виноват. Я прошу прощения...

Нина Михайловна:

Что ж, Федя, тебя от души я простила.

Пятно уничтожили содой и мылом.

Пусть Нюша служит тебе примером:

Хорошие у нее манеры.

Взрослые остаются за столом, а Федя с Нюшей уходят в детскую.

Беседа

(опорные материалы)

Какими словами бабушка предлагает гостье угоще­ние? (Мария Донатовна говорит так, как принято было в старину: Извольте откушать пирог, отведать печенье. Эти слова выражали почтение, уважение к гостю. Нам и сейчас приятно их слышать. А какими словами сейчас принято сопровождать угощение? (Кушайте, пожалуйста. Попробуйте этот пирог и т. д.)

Как нужно благодарить за угощение?

Почему бабушке стало стыдно за Федю? Как вы думаете ­какие манеры у Феди?

Сказала, что у Нюши хо­рошие манеры? (Нужно поговорить с детьми о том, что такое хорошие и плохие манеры.)

Когда Федя вел себя как воспитанный мальчик? Почему Нина М­ихайловна простила его? (Если этикетное правило нарушено, следует принести извинение. Когда девочка или мальчик искренне, от дyши извиняются, их прощают.)

Знаете ли вы, что такое этикет? Как сначала понял это слово Федя?

Что оно означает на самом деле? Почему каждый - и взрослый, и ребенок - должен соблюдать правила этикета? (Соблюдение этикета помогает людям быть предупредительными, вежливыми и не обижать друг друга.)

Игровые ситуации.

Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.

Пусть Ира будет мама, а Сережа и Вера - ее дети. Вы собираетесь в гости. «Maмa» должна объяснить «детям» как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

Поиграй дома с мамой в гости. Представь себе, что ты ждёшь гостей. Они первый раз придут к тебе в дом. Какими словами ты встретишь гостей?

Предложи им чай. Подумай, о чём можно поговорить за столом. Расскажи смешную историю.

К бабушке в гости пришла ее старая знакомая. Она принесла тебе шоколадку. Какие слова нужно сказать, при­нимая подарок? Постарайся произнести эти слова вежливо. Послушаем Соню, Витю...

Сладости, а иногда и вещи, которые дарят, называют ещё гостинцами. Вспомните, в каких сказках встречается это слово? Как герои сказок благодарят за гостинец?

Количecтво играющих «троек» и пар определяет воспита­тель. Группа может быть разделена на играющих без остатка; часть группы может выполнять роль арбитра.

Беседа 2.

ИГРА В ГОСТИ.

Цель беседы - повторить и закрепить знания, получен­ные детьми по темам «Знакомство», «Приём гостя», «Поведение ­ в гостях».

Беседа.

(опорные материалы)

Давайте вспомним, что такое этикет, хорошие манеры. О каком человеке можно сказать: "У него хорошие манеры»? - В чем заключаются хорошие манеры гостя? Как нужно вести себя за столом? Что нужно сказать, уходя домой?

А каковы правила поведения хозяев дома? Что гово­рят, встречая гостя, провожая его? Что говорят, когда угощают?

Представь себе, что ты в гостях у Нюши и Феди. Во время игры ребята обиделись на тебя, и ты остался один.

Что нужно сделать? Что нужно сказать ребятам?

Давайте повторим, какие вы знаете слова приветст­вия, прощания, благодарности. Почему нам нужно знать эти слова и никогда не забывать о них?

Игровые ситуации.

Игра в гости. Пусть дети распределят между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости.

Вы хотите, чтобы Юра и Лена пришли к вам в гости?

Пригласите их по правилам.

Как вы их встретите? Юра и Лена не знакомы с вашими родителями. Позна­комьте их с «папой» и « мамой».

Пусть Галя угостит гостей конфетами. Что нужно ска­зать при этом? А Лена и Юра что скажут?

Пусть «мама» и «бабушка» пригласят гостей к столу. (Все садятся за стол.) как хозяева и гости будут вести себя за столом? Поговорите о чем-нибудь веселом. (Чем веселей будет игра, тем естественней будут вести себя ее участники.)

Теперь все встают из-за стола. Что говорят при этом? «Гостям» пора уходить домой. «Гости» и «хозяева», по­говорите между собой на прощание.

Беседа 3

ПРОЩАНИЕ ПЕРЕД СНОМ.

Цель беседы - познакомить детей с традиционными русскими пожеланиями спокойной ночи и приятных снови­дений перед сном, которые адресуются близким.

Некоторые установки.

Этикет особенно важно соблюдать дома. Традицию пожелания добрых снов, приятных сновидений желатель­но соблюдать в семье. Перед сном вредно затевать игры, резвиться и шалить. Обратите внимание на реплики «Кончай разговорчики! Марш в постель!». Их произносит папа. Он служил в армии и привык к порядку. Это шутливые мужские команды.

Текст для чтения.

СПОКОЙНОЙ НОЧИ!

Поздний вечер. Пора спать. Завтра маме и папе рано вставать: они пойдут на работу, а Нюша и Федя, как всегда, отправятся в детский сад.

Бабушка говорит:

Спать пора, мои маленькие, скорее умы­вайтесь - и в постель.

Федя сопротивляется:

Во-первых, я не малень­кий, это Нюшке пора в по­стель, а я буду играть в шах­маты. Дед, сразимся в шахма­ты? А? Я тебе мат поставлю. Всего четыре хода - и мат...

Что ты, Федя, какие шахматы на ночь глядя?

Скажи, дедушка, ну как это можно - глядеть

на ночь? Вот выйдем на балкон и посмотрим...

Тут вмешался папа:

Кончай разговорчики! Марш в постель!

Есть марш в постель,- с сожалением ответил Федя. Он снял курточку и подбросил ее до потолка. Затем сделал кувырок и стойку на го­лове.

В это время Нюша вышла из ванной. Она акку­ратно сложила свои вещи, подошла к бабушке с дедушкой и сказала:

Спокойной ночи!

Спокойной ночи, Ню­шенька, желаю добрых сновидений, - сказал дедушка.

Спи спокойно, вну­ченька,- сказала бабушка и поцеловала Нюшу.

Нюша подошла к маме и папе и пожелала им спокойной ночи. Папа погладил Нюшу по голове: - Спокойной ночи, приятных снов!

Мама поцеловала Нюшу:

Спокойной ночи, моя умница.

А где Федя? Кажется, он до сих пор стоит на голове...

Беседа.

(опорные материалы)

Какими словами принято прощаться перед сном? Что говорили друг другу Нюша, бабушка, дедушка?

А вы, ложась спать, желаете своим близким спокой­ной ночи?

Как вы готовитесь ко сну? Почему Федя вел себя неправильно? Почему нельзя шалить и шуметь перед сном?

Игровые ситуации.

Пусть Маша будет мамой, а Коля папой. Кукла - ваш ребенок. Уложите ребенка спать. Пожелайте ему спокойной ночи.

Вы, конечно, знаете, что детям на ночь поют колыбель­ные песни. Кто споет колыбельную? Хотите ли вы разу­чить новую колыбельную песенку?

Пусть Кирилл будет дедушкой, а Витя - непослушным внуком. Дедушка советует внуку лечь в постель, а внук ищет разные уловки, чтобы подольше пошалить. Как за­кончится беседа дедушки и внука?

Пусть Ангелина будет мамой, Лера - дочкой. Пожелайте друг другу что-нибудь приятное перед сном.

Беседа 4.

УТРЕННЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ.

Цель беседы - познакомить детей с традиционными приветствиями, которыми обмениваются утром в момент пробуждения.

Некоторые установки.

Ребенок должен понять, что утреннее приветствие ­это знак внимания и любви к близким, проявление заботы о них. С самого утра человек должен быть приветливым, добрым и веселым.

Текст для чтения.

ДОБРОЕ УТРО!

Звонит будильник. Мама подходит к детям:

Пора вставать. Просыпайтесь. Доброе утро.

Нюше и Феде не хочется вставать. Нюша просит: - Мамочка, еще пять минут разреши полежать, ну пожалуйста.

Федя поворачивается к стенке и с головой ук­рывается одеялом.

Появляется папа:

Вставай, одевайся, рабочий народ. Всем на работу, с песней вперед!

Он весело срывает с Феди одеяло.

А-а-а! – вопит Федя.- О-о-о!

Нюша уже встала. Она смотрит на брата и хо­хочет:

Эй, лежебока, быстро вставай,

Брюки свои поскорей надевай!

Федя недоволен:

Молчи, Нюшка, а то получишь...

Доброе утро, братик, не надо сердиться.

Доброе утро,- бурчит Федя.

Папа командует:

На зарядку становись!

А мы в садике делаем зарядку,- хором говорят дети.

Тогда подтянитесь на перекладине. Ну, кто больше - посмотрим.

Нюша пытается подтянуться, но у нее не получа­ется. Федя ее дразнит:

Нюшка ела мало каши, Мускулы, как простокваша!

Теперь хочет подтянуться Федя, но неловко по­ворачивается и падает на коврик. Нюша подбегает к брату:

Ты не ушибся? Тебе не больно?

Горе-гимнаст только качает головой. Входит ба­бушка:

Доброе утро, дети! Как спалось? Какие сны видели? Что с тобой, Федя?

Ничего, бабушка, не волнуйся. Доброе утро. Какая сегодня погода?

Кажется, холодно. Выпал снег. Одевайтесь теплее. Папа отвезет вас на санках.

Нюша и Федя хлопают в ладоши.

Вот это да! Быстро на улицу!...

Во дворе белым-бело. У подъезда стоят боль­шие сани со спинкой. Нюша и Федя садятся в сани. По дороге в детский сад они встречают со­седку:

Доброе утро, тетя Варя!

Доброе утро, путешественники, с первым снегом!

А вот и детский сад. Нюшу ждут в средней группе, а Федю - в старшей.

Здравствуйте, ребятишки, доброе утро, проходите скорее,- говорит воспитательница Елена Петровна.

Доброе утро, Елена Петровна. Мы уже готовы.

Рада Вас видеть. Надеюсь, вы хорошо вы­спались, сны вам снились приятные и настроение у вас хорошее. Сегодня вас ждет сюрприз...

Беседа

(опорные. материалы)

Давайте придумаем, какой сюрприз может ожидать ребят?

Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром? Что вы говорите маме, бабушке?

Утром вы встречаете своих соседей. Что нужно им сказать?

А вот и собака. Ее зовут Джек. Поздоровайтесь со старым, добрым Джеком. Он любит вежливых детей.

Вы приходите в детский сад. Что нужно сказать вос­питателю, ребятам при встрече?

Как вы думаете, почему утро вечера мудренее? За­помните: чтобы весь день было хорошее настроение, нужно с утра быть вежливыми и приветливыми.

Игровые ситуации.

Галя приехала к бабушке и дедушке в деревню. Антон - ­дедушка, Ира - бабушка. Рано утром бабушка и дедушка будят Галю. Представьте в лицах утро в деревне. Только не забудьте вежливые слова.

Мама уехала в командировку, а Петя остался с папой.

Ранним утром папа будит Петю. Между ними происходит мужской разговор. Разыграйте этот разговор, но помните: настоящий мужской разговор всегда сдержан, вежлив и не многословен.

Мама болеет. Лиля поднимается рано и подходит к ма­миной постели. Что они говорят друг другу? Разыграйте этот разговор.

Пусть Вова будет членом большой семьи Муратовых. Давайте распределим остальные роли и представим воск­ресное утро (в понедельник утром).

Роли могут быть выбраны детьми по желанию, но могут быть поручены воспитателем.

Беседа 5.

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.

Цель беседы - познакомить детей с формами выраже­ния просьбы, адресованной старшему незнакомому, старше­му близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

Некоторые установки.

Пожалуй, это самая трудная ситуация - попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно. Повторите с детьми выражения просьбы. Сле­дите, чтобы тон был ровный, вежливый (не льстивый, но и не грубый, не приказной).

Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет ему получить желаемое. Просьба должна быть ад­ресована конкретному человеку: ровеснику - сестре или брату, подруге или другу; взрослому близкому человеку - ­отцу или матери, бабушке или дедушке; взрослому знакомому - воспитателю, учителю, медсестре или соседке; взрослому незнакомому - продавцу или прохожему и т. д.

В каждом конкретном случае следует смотреть человеку лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко.

В материалах к беседе вы найдете грубые выражения, принятые в среде дошкольников: «Отвали»; «Hy дай мнe»; Эти выражения портят речь, ожесточают детей. Важно, чтобы дети это поняли, оценили и выбрали формы вежли­вой nросьбы добровольно.

Текст для чтения.

В воскресенье _бабушка пошла с внуками в парк. Она села на скамейку, а Нюша и Федя играли с ребятами.

Посмотрите, какой огромный жук! - закри­чал Юра.- Я никогда таких не видел. Ну просто как бульдозер !

Ребята сбились в кучку. Каждый хотел увидеть чудо-жука.

Разреши и мне посмотреть,- сказала Нюша.

Эй, Юрка - закри­чал Федя.- Отвали! Дай другим посмотреть!

Беседа.

(опорные материалы)

Как вы думаете, увидела ли жука Нюша? Удалось ли Феде увидеть жука? Какую ошибку он допустил?

Если бы вы были на месте Феди и захотели увидеть жука, что бы вы сказали Юре?

Текст для чтения.

Мама купила большие крас­ные яблоки. Нюша подошла к маме и попросила:

Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.

Съешь после обеда,­ ответила мама.

Я очень прошу. Даю слово, что съем весь-весь обед. Так хочется попробо­вать красивое яблочко. Пожа­луйста, разреши мне съесть его до обеда.

Вбежал Федя. Он увидел яб­локи и без спросу схватил самое большое.

Беседа.

(опорные материалы)

Как вы думаете, получила ли Нюша яблоко до обеда и почему?

Как, по-вашему, мама отнеслась к Фединому поступку? Как бы вы поступили на месте Нюши и Феди?

Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы это делаете?

Повторим еще раз вежливые слова, с помощью кото­рых мы просим о чем-либо. Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже? (Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками - на это сле­дует обратить особое внимание детей.)

Беседа 6

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.

(nродолжение)

Цель беседы - повторить и закрепить знания детей о речевых формулах вежливой просьбы. Для закрепления этих знаний используются игровые ситуации.

Текст для чтения.

Дедушка взял Нюшу за руку и пошел с ней в магазин.

Дедушка,- попросила Нюша,- я хочу сама купить печенье. Дай мне, пожалуйста, чек, а я попробую обратиться к продавцу.

Что ж, внучка, попробуй.

Будьте добры, взвесьте, пожалуйста, один килограмм печенья...

Беседа.

(опорные материалы)

В прошлый раз мы говорили о том, что такое веж­ливая просьба. Вежливо ли обратилась Нюша к продавцу? - Если вам нужно купить три карандаша, как вы ска­жете о6 этом продавцу?

Текст для чтения.

Папа пришел с детьми в магазин «Спорттова­ры». Он обещал купить Нюше скакалку, а Феде ­мяч. Федя обратился к продавцу:

Покажите это. Мне папа купит...

Как вы думаете, правильно ли обратился Федя к про­давцу? Научите Федю беседовать с продавцом. Пусть Женя будет продавцом, а Коля покупателем. Разыграйте сценку.

Текст для чтения.

(игровая ситуация с элементами беседы)

У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:

Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!

Но у тебя уже есть клюшка,- уговаривает его мама,- успокойся, пожалуйста, не кричи... - А я эту хочу! Купи-и-и!

Как вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? На­учите этого плаксу вести себя по правилам. Пусть Лера будет мамой, а Вова сыном. Вова, попроси маму купить клюшку. Побеседуйте вежливо, тихо, не обращая на себя внимание окружающих.

Игровые ситуации.

Давайте поиграем в детский магазин. Женя - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на прилавке иг­рушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обраща­ется к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - «пожалуйста».

Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда о них не забывали - ни дома, ни на ули­це, ни в детском саду, ни в магазине.

Беседа 7.

Игра «Птица Благодарности» .

Попросите детей представить, что на землю приле­тела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родите­лей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодар­ности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

Как вы думаете, для чего человек должен гово­рить « спасибо» ?

Попросите детей перечислить всех, кому они мог­ли бы сказать спасибо за интересную книгу, игрушку, вкусный торт, увлекательное пу­тешествие и т. д., и объяснить почему.

Прочитайте детям сказку:

Кто вырастил яблочко?

Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его

своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:

Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мамочка!

Не меня благодари, Настенька,- ответила мама, - а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.

Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелес­тела в ответ яблонь­ка:

Спасибо, На­стенька, за твою бла­годарность, но без за­боты садовника я ни­когда не вырастила бы такие вкусные яб­локи.

Садовник как раз работал неподалеку. - Дедушка, - ска­зала Настенька, ­спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.

Не меня благодари, девочка, а солнышко, - улыб­нулся садовник, - без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.

«Так вот, кого нужно благодарить», - обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:

Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яб­локи!

Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке: - И мама, и яблоня, и садовник, - все мы стара­лись, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.

Вопросы и задания к сказке:

· Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?

· Как вы думаете, слышит ли природа благодар­ность человека?

· Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему.

Творческое задание «Спасибо природе».

Во время прогулки по лесу попросите детей ска­зать спасибо дереву (солнцу, небу, траве и т. д.), а за­тем объяснить, за что они ему благодарны.

После этого поделите детей на группы. Некоторые группы описывают чувства ручейка (дерева, леса, зем­ли), который поблагодарили. Другие - описывают чув­ства ручейка, который никто и никогда не благода­рил.

Попросите детей сравнить свои описания.

Рисунок «Благодарное сердце».

Прочитайте детям пословицу: «Благодарностью сердце украшается». Поделите детей на группы и по­просите их нарисовать контуры сердца, а внутри это­го сердца нарисовать все, о чем их сердца вспомина­ют с благодарностью.

Нарисуйте яблоневый сад, который все вместе вы­растили мама, яблоня, садовник, солнышко и Настенька.

Задание на дом.

Обсудите с детьми, что изменилось в их жизни, ког­да они выполняли это домашнее задание.

Беседа для младших школьников «Ежели вы вежливы»

Цели : расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла данных правил; сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения и стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся.

Ход беседы

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения, о воспитанности, о вежливости. Вы всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Тебя окружают другие люди, твои близкие, твои товарищи. Ты обязан вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Особенно надо быть внимательным к взрослым. Ведь они работают, чтобы тебя обеспечить всем необходимым, они лечат тебя, когда ты заболеешь, учат, чтобы подготовить тебя к самостоятельной жизни. Воспитывать в себе лучшие черты характера нужно с раннего детства. О вежливости написано много книг и стихов разных писателей и поэтов. Послушаем, чему учат они.

Чтение стихотворения С. Маршака:

ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе,

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

……………………….

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание.

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы вежливы, -

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильными не робея.

Учитель. Ребята, все вы знаете пословицу: «Гость в дом - радость в дом». Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? На это есть много причин. Во- первых, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями, - и все стали немножко богаче, умнее. И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. А если горе - звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и гостю.

Сейчас я расскажу вам, как один мальчик пришел в гости к другому. Он оказался не очень-то тактичным гостем. Найдите и подсчитайте в его поведении ошибки, только будьте внимательны: ошибок много, не меньше 10, а может быть, и больше.

Рассказ

Однажды Игорь сказал Виктору:

Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем.

Ладно, - ответил Виктор. - Приеду.

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он собрался заняться своими делами, но в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз подолгу не отпускал, нажимая, кнопку звонка.

Привет, - сказал Виктор, - это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрый плащ и кепку на кресло и оглянулся.

А у вас ничего. Подходяще. Это что?

И он схватил модель парусника с письменного стола.

Это отцу подарили.

Здорово сделано! А мачты из дерева, что ли? - Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам.

Сколько это стоит? А это где покупали? - поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картинку на стене, глиняного веселого барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.

Что барахло всякое дома держите? - На лице Виктора ясно выразилось презрение к вкусам хозяев. Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он

дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик.

Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.

Ты колбасы нарежь, Игорь. А это - селедка, что ли? И селедку давай. Я знаешь как соленое люблю.

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за кепку.

Угу, я пошел, пока. Завтра еще приду. Я ножик твой перочинный взял. Мне палку обстругать надо. Отдам когда-нибудь! -

И, гремя сапогами, он помчался по лестнице.

Учитель . Ребята, какие вы заметили ошибки? (Дети называют ошибки.) Из этого рассказа вы узнали, как не нужно вести себя в гостях. Выводы, как нужно вести себя в гостях, вы сделаете сами. А сейчас поговорим о том, как нужно себя вести в театре, на спектакле, на концерте, в кинотеатре. Сейчас ребята расскажут вам несколько правил, а вы скажите, правильно это или нет.

«Уроки вежливости»:

1. Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто через барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый, на руках разовьются прекрасные мускулы.

2. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревка.

3. Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать, это как зарядка, - полезно для здоровья.

4. Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится посидеть рядом 1,5-2 часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает музыка и реплики актеров.

5. Помните, что долго сохранять неподвижность - очень вредно для здоровья организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников.

Учитель. Ребята, из этих эпизодов вы узнали, как не нужно вести себя в кинотеатре, на спектакле.

Ребята, сейчас я прочитаю вам несколько правил, а вы ответьте, почему это так.

1. Почему, размешивая чай, мы не касаемся краев чашки? (Чтобы не мешать окружающим людям.)

2. К имениннику пришли гости, они вручают подарки, среди которых есть вещи, не очень нужные виновнику торжества. Именинник благодарит, уверяя, что подарку он очень рад. Почему? (Гости хотели порадовать его. Надо сделать так, чтобы и гостям было приятно.)

3. Прохожий обронил предмет, следует поднять его и отдать прохожему. Это делает тог, кто ближе всех к предмету. Почему такое правило? (Потому что неизвестно, сможет ли он сам нагнуться за предметом, легко ли ему это сделать, да и заметит ли он упавший предмет.)

4. В городском транспорте сидит мальчик. Входит девочка. Что следует сделать мальчику? 1) Мальчик уступает ей место. «Садитесь, пожалуйста». - «Спасибо». 2) Мальчик, увидев девочку, встает и отходит в сторону. Что лучше? (Второй вариант более правильный. Нужно поступать так, чтобы вежливость была необременительной, не докучала человеку, была незаметной.)

IV. Заключительная часть.

Ребята, сегодня мы с вами говорили о вежливости, о воспитанности, о культуре поведения. Я думаю, что вы запомнили правила поведения и поняли, каким должен быть школьник.

И в конце нашей беседы я хочу несколько слов сказать о приветствии, о вежливом слове «здравствуйте». Какой большой смысл заключен в этом слове: «Я вас вижу», «Мы сегодня видимся в первый раз», «Я рад, что вижу вас».

Небрежное, хмурое, равнодушное, снисходительное, торопливое «здравствуйте» может испортить весь день.

Но «здравствуйте» искреннее, доброжелательное, приветливое, украшенное улыбкой, легким поклоном головы, способно творить чудеса. «Здравствуйте». Что особого им мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин).


СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯВОСПИТАТЕЛЬ: Л.Г. ТИМКИНА
г. ТРОИЦК, 2005 г.
Беседа: «О культуре поведения».
Что такое этикет? Это «установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо обществе», - Академический словарь современного русского языка.
В русском обществе этикет стал формироваться при царствовании Петра I. До него на Руси жили замкнуто, встречи носили либо деловой, либо случайный характер.
Нормы этикета складывались постепенно.
Что такое этика?
Наука?
Хм, наука, вот так штука!
Про что наука?
Вот мнение хулигана:
Ха, этика поведения!
Еще что придумали?
Что, может, мне теперь паинькой стать?
Не кидаться, не плеваться
И не драться, не толкаться,
Аккуратно одеваться,
Ни над кем не издеваться!
Так начнешь ведь превращатьсяВ человека нежного...
Очень, очень вежливого,
Тихого и скромногоЭтично образованного...
О чем же говорит народная мудрость?
Еще из сказок нам известно,
Что добро всегда и всюду побеждает зло,
И в жизни истина идет дорогой доброты,
Попробуй с истиной бороться ты!
Давай-ка лучше подведем итог тому, что прочитаем между строкМы в книге мудрости людской.
Послушайте изречения из мира мудрых мыслей современных писателей ипоэтов.
Александр Яшин.
«Я люблю, когда при встрече мы знакомым и родным:
«С добрым утром!», «Добрый вечер!», «Доброй ночи!» - говорим
Анатолий Маркуша.
«Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо, чтобы люди тебя любили».
В качестве напутствия вам совет-загадка «Чудные лекарства» из книги «О вежливости, о такте, о деликатности» - Людмилы Алешиной.
Какое растение из травянистых зацветает первым? (мать - и- мачеха)
Какой зверь самый быстрый на земле? (гепард)
Какая птица любит семена репейника? (Щегол)
Задание капитану №2.
Игра: «Кто есть кто?»
В новый 4-х квартирный дом заселились жильцы. Воронов, Павлов, Журавлёв и Синицын.
Один из них - математик, второй - художник, третий - писатель, а четвёртый - баянист. Кто есть кто?
Было известно:
М X ПБ
Воронов Павлов Журавлёв Синицын Воронов и Журавлёв не умеют играть на баяне (ставим прочерки в столбце Б) Воронов незнаком с Журавлёвым.
Писатель и художник бывают на даче у Павлова.
Писатель собирается написать очерк о Синицыне и Воронове. (Ставим прочерки в столбце П)
а)Видно Журавлёв - писатель, ставим точку
б)Значит, на даче встречаются Павлов, Журавлёв и художник. Значит художник Синицын либо Воронов. Но Воронов незнаком с Журавлёвым, значит художник - Синицын.
Теперь надо вычеркнуть все строки и столбцы, на которых стоят точки. И сразу будет видно, что Павлов - баянист, а Воронов - математик.
Ответ: Журавлёв - писатель, Синицын - художник, Воронов - математик, Павлов - баянист.
Задание команде № 2.
Где зимуют раки? (под корягами в воде)
Какой гриб носит название хищного зверя? (лисичка)
Какое дерево цветет позже других? (липа)
Из чего готовят манную крупу? (из пшеницы)
Какую траву любят кошки? (валериану)
БЕСЕДА № 2. О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ.
ЗАНЯТИЕ 2.
Игра. Ребятам показать фигуру человека, вырезанную из бумаги. Нужно подобрать такие карточки, где указаны признаки воспитанного человека и расположить их вокруг фигуры человека: опрятный (неопрятный), вежливый (грубый), скромный (развязный), общительный (замкнутый), внимательный (равнодушный), умный (глупый), остроумный, тактичный, деликатный, доброжелательный, сдержанный.Что же такое тактичность, деликатность?
Пример:
Марина зашла в гости к подруге за уроками.
Подруга обедала.
Есть хочешь? - спросила она.
Нет, спасибо - поблагодарила Марина.
Да ладно тебе, я же знаю, что вы плохо питаетесь, садись.
В чем бестактность подруги?
Как нужно было поступить? (Мне одной не хочется, составь компанию. Мама говорит, что я одна плохо ем, давай вместе, будет веселей.).Как вы думаете, какое чувство испытывает человек в обществе тактичных, деликатных людей? (Ему легко, просто, свободно, они не смущаются, не боятся сделать что-то не так).
В книге А. Дорохова «Это стоит запомнить» есть такой отрывок:
«В молодости я считал себя человеком воспитанным. При встрече со знакомыми умел вежливо и спокойно поклониться. В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволял себе перебивать его рассказ... В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и, тем более, не употреблял грубых слов... Словом, воспитание мое казалось мне безупречным.
Но только казалось. И выяснилось это совершенно неожиданно.
Как-то во время студенческой практики мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда. Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой, речь шла обо мне.
Парень - то он ничего, - говорила стряпуха, - грамотный, да уж больно серый!.. Воспитания нет никакого.
А что? - заинтересовался староста.
Да все делает не по-людски. Умываться начнет, весь пол зальет, потом подтирай за ним. К столу сядет - нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. Уж на что нетрудное дело - ложку ко рту поднести, так и то не приучен: хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. И где только он доселе жил?
«Если Вы здоровы - вы обладаете несметным богатством! Чтобы сберечь его, примите совет: регулярно пользуйтесь лекарствами, которые я проверила на себе. Прекрасно помогают!
Эти лекарства не продаются в аптеках. Не растут среди трав и цветов. Их нельзя купить и нельзя сделать. Они неосязаемы, невесомы и невидимы. Но обладают чудодейственной силой - создают превосходное настроение, вселяют бодрость, оптимизм. Делают человека привлекательным, приятным, симпатичным. В личных отношениях они делают чудеса: снимают обиды, недомолвки, устраняют неурядицы. Делают отношения легкими и простыми».
Попробуйте отгадать эту загадку.
(Вежливость, скромность, внимательность, общительность, жизнерадостность, ум, остроумие, аккуратность).
ТВОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
ПРАВИЛА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Не разговаривай во время еды
Не вылизывай тарелки
Не перебивай говорящего
Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие
Не показывай пальцем на кого бы то ни было
Не передразнивай говорящего
Не забудь снять шапку, входя в дом
Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул
Не чихай в пространство, чихай в носовой платок
Не держи руки в карманах
Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, туалетнаякомната, фойе.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НАСТРОЕНИЕ ЛЮДЕЙ.
Настроение каждого из нас в огромной степени зависит отповедения людей, с которыми мы общаемся.
У людей свой стиль поведения, у каждого свои манеры. Манеры могутбыть хорошими или плохими.
Все ненужное, лишнее в поведении, затрудняющее общение счеловеком, принято считать дурными манерами.
Как овладеть хорошими манерами? Прежде всего, нужно знать этикет, во-вторых, не делать того, что нам не нравится в поведении и поступках других.
Одного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?»
- У неблаговоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что делают они.
Самое главное в общении с людьми - это взаимное уважение, которое нельзя подменить красотой одежды и ложью.
Восточный поэт 15 века Джами писал:
«Коль не украсило твоей души
Учтивости понятье,
Что толку в том, что всех людей Затмил ты красотою платья?»
Манеры считаются хорошими, если человек скромен, не афиширует свою особу, умеет сдерживать и ограничивать себя.
«ДУМАЙ ХОРОШО, И МЫСЛИ СОЗРЕЮТ В ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ» (Л.Н.ТОЛСТОЙ)Представьте себя в ряде обычных ситуаций. Продолжите их по своему усмотрению:
Когда я пришел домой, мама жарила блины. Я спросил...
В воскресенье я проснулся раньше и решил...
В классе появился новый ученик, и я...
Во многих случаях у вас появлялось желание помочь, т.е. проявить сочувствие.
Стихотворение Александра Яшина
Чье сердце смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил
Душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу
На торную вывел?
КОГДА КАКОЕ СЛОВО МОЛВИТЬ?Умение разговаривать - это весьма не простое искусство. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. То есть, прежде чем что-то сказать, нужно подумать, иначе можно обидеть человека и даже с ним поссориться. О вкусах не спорят, вкус развивают. Но почему нельзя сказать другому человеку: «Как ты можешь носить такие туфли, это же некрасиво!» Чужие вкусы, правила, обычаи не должны высмеиваться.
Попробуем ответить на 3 вопроса (письменно):
Чьи и какие слова обидели меня?
Кого и какими словами обидел я?
Чьи и какие слова, не мне, но при мне сказанные, неприятно отозвались во мне?
Можно ли обидеть не словом, а лишь самой интонацией?
По манере человека разговаривать, можно судить о степени его культуры и воспитанности.
«Воспитанный человек умеет слушать...»
7 СОВЕТОВ ИЗ КНИГИ КАРЛА СМОЛКА «ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА».
Не старайся казаться не тем, кто ты есть на самом деле. Скромная манера выражаться Свидетельствует о чувстве собственного достоинства.
Старайся не давать обещаний, которые ты не сможешь выполнить.
Уважай мнение других, но не следуй ему рабски.
Беседа должна быть занимательной. Не надо заниматься пустой болтовней, от которой другим ни пользы, ни удовольствия.
Не отделяйся с группой собеседников от остального общества.
Не шепчись. Если тебе надо шепнуть кому-либо из собеседников что-то на ухо, отведи его в сторону.
Не поддавайся настроению. Не горячись и не раздражайся.
ДОБРОТА И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.
Доброта - это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку.
Доброжелательность - желание добра.
У поэта Александра Яшина есть в одном стихотворении такие строчки:
Не от тяги к суесловию и сложились не вчера,
Это братское, с любовью пожелание здоровья,
Пожелание добра.
И живется вроде лучше, и на сердце веселей,
Коль другим благополучья пожелаешь на земле.
Человек доброжелательный не сможет быть злым, грубым, жестоким. А это значит, что человек должен постоянно контролировать себя.
Ответьте на 5 «сколько»:
Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?
Сколько раз и кому уступил дорогу?
Сколько раз и по отношению к кому ты удержался от грубости?
Сколько раз ты назвал по кличке своего одноклассника?
Сколько раз ты проявил внимание к другому человеку (выслушал, помог, показал дорогу и т.д.)?
Быть добрым - нелегко.
Желая доброго другому, человек должен уметь отказаться от каких-то благ ради другого человека.
В.Гюго сказал очень хорошо: «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце».
ЛИТЕРАТУРА.
Смолк Карл Правила хорошего тона.М., Прогресс, 1980
Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 классов. М., Школа-Пресс, 1998.
БЕСЕДА № 4. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯНа улице
В транспорте
В общественных местах
На отдыхе
На улице
В России принято правостороннее движение поэтому, идя по улице следует придерживаться правой стороны. Если вам необходимо обогнать идущих впереди, то обходите их слева, произнося: «Позвольте пройти». Если вы идете домой (с девушкой), то, обходя впереди идущих, пропускайте ее вперед. Встречных пешеходов нужно обходить справа. Сумку, портфель, различные вещи лучше держать в правой руке. В Великобритании, например, левостороннее движение, т.е. следует придерживаться левой стороны.
В компании. Для мужчины, сопровождающего женщину, существуют особые правила поведения на улице. Раньше женщина всегда должна была идти справа от мужчины. Корни этого правила уходят в средние века, когда слева мужчины носили шпагу. Современные правила этикета гласят, что женщина идет справа от мужчины лишь в официальных случаях, в обычной жизни это требование может не соблюдаться. Если мужчина сопровождает двух женщин, то, в соответствии с правилами этикета, мужчине лучше идти слева от дам, которых он сопровождает. Мужчина должен уступить дорогу женщине, пожилому человеку, а при необходимости, даже сойти с тротуара, если он слишком узкий.
В общественном транспорте.
При поездке в общественном транспорте с дамой, мужчина входит в салон после нее, но выходит первым и подает своей спутнице руку.
Воспитанный человек всегда поможет выйти женщине с ребенком или багажом.
В России в городском транспорте принято уступать места пассажирам с детьми и инвалидам. Нередко об этом напоминает сам водитель (кондуктор), а в салонах имеются специальные места для пассажиров с детьми и инвалидов.
В общественных местах.
При входе в помещение, в дверях мужчина пропускает женщину, младший - старшего, подчиненный - начальнику.
Из двух людей одинакового возраста, занимающих равное положение в обществе, первым проходит тот, кто находится ближе к двери.
На отдыхе.
Экскурсии на природу.
Если вы выбрались на природу, нужно помнить одно простое правило - следует поступать так, чтобы не причинять ей вреда.
Не рубите деревья, не ломайте зеленые ветви, берите для костра только сухой валежник. Не рвите лесные цветы, их уже осталось мало и. почти все они занесены в Красную Книгу.
Уходя с места пикника, обязательно соберите весь мусор и, либо увезите его с собой и выбросите в мусорный бак в городе, либо закопайте в укромном месте.
Костер нужно тщательно затушить, чтобы после вашего ухода порыв ветра не раздул пламя.
В бассейне.
Прежде чем начать посещение бассейна, необходимо получить медицинскую справку о том, что у вас нет инфекционных заболеваний, в частности, кожных. Иначе вы будете подвергать риску не только себя, но и других посетителей.
Затем нужно запастись подходящим купальным костюмом, шлепанцами, шапочкой и очками для плавания.
Перед тем как войти в воду нужно принять душ, а при выходе из воды повторить эту процедуру.
Если вы занимаетесь в спортивной секции, то правила поведения для вас определяет тренер, если же посещаете абонементную группу, нужно просто быть вежливыми с окружающими людьми, не мешать друг другу на дорожках и не подшучивать над не слишком умелыми
Неприлично подныривать под проплывающих мимо людей и рассматривать их под водой.
Запрещается плавать поперек дорожек.
Не следует шуметь в бассейне и устраивать какие-либо игры на воде.
БЕСЕДА № 5.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Как нужно вести себя столом? Как пользоваться вилкой, ложкой и ножом?
Как часто и в чем помогаешь ты маме и бабушке?
Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру?
Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносить при встрече и прощании?
Как нужно встречать гостей, а также своих близких с работы?
Кто кому должен уступить (в гостях или транспорте} место?Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, в театр или в детскую библиотеку?
Если ты съел конфету, то что ты сделаешь с фантиком:
а)бросаешь на землю, в урну
б)отдаешь маме
Можно ли и когда можно разговаривать в кино, в театре и других общественных местах?
Как ты назовешь человека, который рвет цветы на клумбе или ломает в лесу (парке) ветки деревьев?
Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить бабочек и жуков7 Почему нельзя разрушать муравейники и сшибать шляпы с красавцев мухоморов?
Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться и грубить другим людям?
ОТВЕТЫ:
- Спокойно! Сядьте каждый на свое место!..
Пожалуйста, не болтайте ногами за столом. Не стучите ложками по блюдцам. За столом следует вести себя спокойно без лишнего шума.
Суп едят ложкой, правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя. Вилкой (без ножа), держа ее в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.
Торт, пирожные едят маленькой ложкой.
Когда вы нечаянно испачкаете во время еды рот и руки, не забывайте пользоваться салфеткой.
Выходя из-за стола, не забудьте сказать «спасибо».
Ты,конечно, знаешь о том, что мама, папа, бабушка, дедушка и остальные твои близкие родственники - самые верные, самые надежные друзья. Они всегда с тобой рядом и в праздники, и в трудную для тебя минуту. А друзей нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь. Поэтому, пожалуйста, как можно чаще сам мой посуду после еды. Когда бабушка, дедушка, мама приходят с улицы домой, помоги им раздеться, принеси тапочки.
Никогда не перебивай в разговоре взрослых. Не груби им, пожалуйста, старайся быть настоящим хозяином в своем доме. Хороший хозяин каждый день наводит чистоту в доме: подметает пол, вытирает пыль.
Старайся не ссориться с младшими братьями и сестрами.
Прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру нужно позвонить или постучать в двери. Войдя в дом или в квартиру к кому-нибудь, нужно поздороваться с хозяином.
Пожалуйста, никогда не забывай здороваться при встрече со знакомыми людьми. При этом мужчина или тот кто младше должен первым произнести приветственные слова, а женщина или тот кто старше, должны первой протянуть руку, мужчина, приветствуя человека издали, может чуть приподнять шляпу. Некрасиво здороваясь, протягивая руку в перчатке. При встрече, здороваясь, люди говорят: «Доброе утро», «Добрый день» или просто «Здравствуй». При расставании обычно говорит: «До свидания», «Всего хорошего».
Не забудь заранее предупредить своих друзей о том, что ты их ждешь. Сообщи им день и час. Вот кто-то позвонил... Ты вежливо поздороваешься с каждым. Поможешь девочкам снять куртки и пальто, проводишь их в комнату первыми. Когда же близкие твои приходят с работы, помоги им раздеться, принеси тапочки.
Всегда уступай свое место в автобусе и прочем транспорте людям, которые старше тебя. Или которые - ты видишь - очень устали, больны. Если к тебе пришли гости, нужно вежливо их встретить, помочь им раздеться, пригласить к столу. Обязательно усади за стол своих гостей, а уж потом садись сам.
Войдя в помещение библиотеки, мужчины и мальчики должны снять шапки (исключение только магазины). В кино или в театре головные уборы женщины могут снять по желанию.
Фантики от конфет нужно бросать в урну или использовать для изготовления разных поделок.
В театре можно разговаривать только во время антракта. В кино неприлично разговаривать даже шепотом. В других общественных местах (магазин, улица и т.п.) некрасиво громко разговаривать и смеяться.
Человека, который рвет цветы на клумбе или ломает ветки в лесу или в парке, можно назвать хулиганом.
нельзя рвать цветы в лесу, ловить жуков и бабочек, разрушать муравейники, сшибать шляпки с грибов, т.к. их количество уменьшается, и все они занесены в Красную книгу.
Тот, кто обижает животных - злой человек.
Вежливому человеку воспитание не позволяет лгать, хвастаться, грубить.
Литература:
Максименко О.И. – «Энциклопедия этикета» М., АСТ, Астрель 2001 г.
«Азбука вежливости» - Л.В. Гангнус





Общение – это….. – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Культура общения ….. это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты. Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново- Гурьевское


«Золотые» правила общения Нужно найти в человеке, что то хорошее, простить ему все его недостатки, научиться сопереживать. Воспитанность, вежливость, ответственность, благодарность, умение проявлять свой интерес искренне, с улыбкой, способность показать человеку, что вы рады его видеть, и, обязательно, общаясь с человеком называть его по имени. Уметь слушать другого, быть внимательным к собеседнику, не отвлекаться. Общаясь - стой прямо лицом к лицу, не отворачиваясь; ваше лицо должно выражать положительные эмоции. Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново-Гурьевское







Классный час с элементами тренинга

«Поведение и культура общения»

Ибраимовой Флюры Илдусовны

Симферополь 2015

Цели:

    Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения;

    воспитывать нравственные качества;

    познакомить детей с принципами общения.

Задачи:

    Опираясь на жизненный опыт детей, помочь им проанализировать свои поступки;

    учить прогнозировать последствие своих поступков

Предварительная работа:

    Беседа «По каким правилам мы живем»;

    беседа «Роскошь человеческого общения»;

    классный час «Общение – это искусство»;

    практикум «Можно, нельзя»;

    психотренинг «Что такое ответственность?»;

    тестирование «Нравственные качества человека».

Оборудование:

    Интерактивная доска;

    Стенгазета;

    Презентация.

XXI век. Его называют веком компьютеризации и мобильной связи. Но есть у нашего века одна особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Вы, ребята, учитесь, а мы – взрослые, ходим на работу. Все мы выполняем различные поручения, каждый день встречаемся с различными людьми. В стенах учреждения, вы, находитесь в постоянном общении с людьми: воспитателями, учителями, врачом, библиотекарем. У вас есть почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития, условия для того, чтобы вы выросли физически здоровыми, красивыми, воспитанными людьми. Мы хотим зажечь в ваших сердцах неугасимый огонь человеческой доброты. И нам, вашим воспитателям, горько порой наблюдать в вас черты, несоответствующие нашей мечте. Вы иногда не уважаете и не цените чужой труд, не умеете правильно себя вести, бываете неряшливые. А главное в вас нет порой той сердечности, доброты, милосердия, того чуткого и деликатного отношения друг к другу и к окружающим людям, которые обязательны для каждого человека. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом. Тема нашего классного часа«Поведение и культура общения» . В процессе проведения нашего классного часа мы будем использовать тренинги.

Что такое тренинг?

(Это специальные тренировочные упражнения, в процессе которых люди должны учится понимать других людей, изучать себя и преодолевать свои недостатки.Учиться управлять своим поведением).

Что значит управлять своим поведением?

(Это стремление и умение жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Не причиняйте неудобств людям своим поведением).

Что зависит от нашего поведения и поступков?

(Отношение к нас людей, настроение наше и окружающих).

Нет, не все равно, как человек ест, ходит, садится, здоровается, обращается к людям, разговаривает с ними, а главное, как он поступает.

Давайте разберем ситуацию.

Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!».

Правильно ли она поступила? (Разбор ситуации)

В одном единственном случае правильно только тогда, когда человек, как Робинзон живет на необитаемом острове. Мы с вами не Робинзоны, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих. И вести себя среди людей нужно так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно с нами, в соответствии с нормами и правилами поведения.

Что такое правило поведения?

(Это установленные нормы поведения).

Где вы встречаетесь с правилами поведения?

Нужны ли правила?

Представьте себе на минуту, что нет никаких правил. Что произойдет?

Для чего нужны правила поведения?

(чтобы был порядок, чтобы не ошибиться и не совершать плохих поступков)

Можно ли нарушать правила? Бывали ли случаи, когда вы нарушали их и чем это закончилось?

Умение управлять своим поведением, умение владеть собой зависит не только от того, знает ли человек правило поведения, умеет ли ими правильно пользоваться, но еще и от индивидуального уровня воспитанности и от волевых качеств человека.

Готовясь к нашему классному часу мы провели тестирование. Тест назывался «Нравственные качества человека».

Какие вы знаете положительные наиболее важные человеческие качества? (Ответы детей).

Задание 1. Необходимо открыть что-то хорошее в других людях. Вы видите положительные качества на доске, назовите 5 из них, которые украшают вашего соседа по парте.

Умная Любознательная Трудолюбивая

Мягкая Разносторонняя Толковая

Милая Старательная Вежливая

Деликатная Тактичная Искренняя

Душевная Отзывчивая Аккуратная

Красивая Симпатичная Мудрая

Надежная Эрудированная Добрая

Честная Воспитанная Справедливая

Вы назвали те качества, за которые любят и уважают человека.

Как вы считаете, можно ли воспитать в себе такие качества? Что для этого нужно? (Желание, старание и целеустремленность).

У каждого человека наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные. Один ученный назвал их «Драконы», которые мешают жить и добиваться намеченной цели. У нас это маленькие «Дракончики», которые, если их не укрощать, перерастают во взрослого «Дракона».

Задание 2. Назовите своих «Дракончиков»! (Лень, лживость, хвастливость, жадность, вранье, любопытство, несдержанность, хамство, ворчливость, грубость, задиристость, воровство, нечистоплотность).

Когда эти качества проявляются плохо не только самому человеку, но и людям находящимся рядом.

Задание 3. Продолжи поговорки

У себя как хочешь дорога любовь.

Не дорог подарок по делам гляди.

О пустяках спорить о гостям рад.

По одежде не суди не припасена и ложка.

Слово – серебро да навек ссора.

Хоть не богат, а в гостях, как велят.

От слова спасение дело упустить.

На незваного гостя молчание – золото.

В деревне, где живут одноногие, и от слова погибель.

От одного слова, надо идти на одной ноге.

Игра «Циферблат»

12 участников образуют «циферблат часов» – каждый из них соответствует определенной цифре на нем. Кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» показывает. Минутная стрелка – участник подпрыгивает, часовая стрелка – участник хлопает в ладоши .

Задание 4. В образах птиц и зверей высмеивают отрицательные черты человека. О ком так говорят?

- «Лиса своего хвоста не замарает» (О хитром нечестном человеке).

- «Как оса лезет в глаза» (Назойливый).

- «Надулся, как мышь на крупу» (Обидчивый).

- «Дома – петух, а на улице – курица» (Хвастливость.Кто грубит ближним, но не может дать отпор грубияну на улице).

- «Скользкий, как грусть или угорь» (Лживый, неискренний, изворотливый человек).

-«Сорока, где посидит, там и напакостит» (О человеческой непорядочности).

Мы с вами отметили, что в образе животных и птиц высмеивают нехорошие человеческие качества. Из этого вытекает следующие задание.

Задание 5. «Мне так хочется быть ….»

Какими бы вы хотели себя видеть? Перечислите.

Общение – это особый вид поведения, одна из форм человеческого взаимодействия. В процессе общения люди вырабатывают взаимопонимание, находят общий язык. Общение – это потребность каждого человека. Люди постоянно общаются друг с другом: обмениваются знаниями, мыслями, советуются, договариваются о чем-либо. И чтобы общение было приятно нужно владеть речью. Поговорим о культуре речи. И для того, чтобы высказать свою мысль, вам приходится подбирать слова. Мало того, что речь получается «корявая», некоторые из вас используют «бранные» слова», что говорит о бескультурье и невоспитанности. А знаете ли вы, что с «бранными» словами шутить нельзя? Нарушается связь между телом и душой. Некоторые ребята считают, что если они сквернословят, то они поступают, как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. А это говорит прежде всего об их невоспитанности. И чтобы окружающим было приятно с нами общаться мы разработали

основные правила общения .

Улыбайтесь, излучайте положительные эмоции. Веселый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает к себе людей.

Интересуйтесь с собеседником, как личностью.

Называйте собеседника по имени.

Слушайте и умейте распределять инициативу в разговоре.

Поддерживайте темы разговора, которые предложил собеседник.

Если человек умеет в общении использовать эти простые правила, тогда у него устанавливаются с людьми хорошие взаимоотношения.

Первое правило: «Возлюби ближнего своего как самого себя»

Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»

Задание 6. «Бумеранг-игра»

Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

Даны обрывки фраз, а вы попробуйте отгадать их окончания.

1.«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил …»

Примерный ответ: …что тоже, приклеивала жвачку куда попало, не думая о других людях.

2. «Приехала на водохранилище, а весь берег усыпан консервными банками и грязными пакетами. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:….что тоже бросала мусор не думая о других людях.

3. «Забыла ручку и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: … что тоже жадничала и не хотела делиться с другими.

4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упала, а все засмеялись было больно и обидно. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что я тоже ставила подножки одноклассникам и смеялась, когда они падали.

5. «Кто-то спрятал мою тетрадь, и я весь урок его искала, за это получила замечание в рапорте. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:…что я тоже для смеха прятала чужие вещи.

6. «Мы убирали на школьном участке, и мне одной пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что тоже иногда отлынивала от уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

Итак, всё, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей. ЗАПОМНИТЕ ЭТО!

Надо жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Чтобы это помнить, давайте с вами вспомним законы «Не».

    Не спеши первым сесть за стол.

    Не разговаривай во время еды.

    Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

    Не чавкай, воздержись от благородной отрыжки.

    Не рвись в дверях выскакивать первой.

    Не перебивай говорящего.

    Не кричи и не повышай голос, если перед тобой нет глухих.

    Не размахивай руками.

    Не показывай пальцем на кого-бы-то ни было.

    Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

    Не садись раньше старшего, без его разрешения.

    Не забудь снять шапку и верхнюю одежду входя в столовую.

    Не повторяй слишком часто «Я».

    Не имей привычку опаздывать.

    Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

    Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнула.

    Не держи руки в карманах.

    Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

    Не произноси слов, значения которых ты не знаешь.

    Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Этими законами, ребята, руководствуйтесь в повседневной жизни.

Измерять себя, как личность нужно своим отношением к людям. Хороший человек прежде всего видит в людях хорошее, а плохой

плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовлетворение в унижении, оскорблении другого.

Когда мы говорим о культуре общения, то вкладываем в это понятие и способность управлять своим поведением и умением общаться. Вот важнейшие нормы нравственности, который стремился передать своим ученикам великий русский педагог В.А. Сухомлинский.

    Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница, между тем, что тебе кажется, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: Не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо.

    Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье, плати им за это добром.

    Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: Кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд .

    Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и без защитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла.

    Не будь равнодушным к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь не примерим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло, обкрадывает общество.

РЕФЛЕКСИЯ . Подведем итоги.

    Какого человека называют воспитанным?

    Для чего нужны правила поведения?

    Нужно ли их выполнять?

    Что нужно, чтобы воспитать в себе положительные качества?

    Что зависит от вашего поведения и поступков?

    От чего зависит жизнь в вашем классе?

ВЫВОД:

Воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: учителям, воспитателям, товарищам и даже незнакомым людям будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает!