Кто написал лиса патрикеевна. Почему Баба — Яга, Змей — Тугарин, а Лиса — Патрикеевна
А вот почему. Отчество Патрикеевна, как это несложно видеть, происходит от имени Патрикей. Патрикей - это такое имя, которое давалось людям благородного происхождения. Ведь по-гречески "patricos" - отчий, на латыни "patricius" - "благородный". Патриции-плебеи, все дела.
Одним из таких "бла-ародных" был князь Патрикей Наримунтович Гедиминов (заранее извиняюсь за русификацию), второй сын Наримунта Гедиминовича от первого брака. В свое время Наримунт проявил недальновидность (или дальновидность) и перешел из язычества в христианство. За это папа Гедимин лишил его наследства, и перед юным Наримунтом встала проблема выбора карьеры. Начал он ее достаточно лихо, в 24 года заняв ответственную топ-менеджерскую должность "князя" в Турово-Пинском княжестве. Через 17 лет он "доработался" до "князя новогородского", но тут ему наступил дауншифтинг, новогородскими делами он перестал заниматься, вернулся обратно в Пинск и через десять лет порезался о меч крестоносцев и умер. Какая печальная судьба!
Впрочем, перейду к Патрикею. В 1383 году Патрикей по приглашению новгородского "парламента" тоже занял вакантное место "князя" и получил право назначить "губернаторов" в Орехове, Корельском, частично в Копорье и в селе Луском. Цыцырую летописца:
В Новгород приеха Князь Патрикей Наримантович, и прияша его новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и пол Копорьи городка, и Луское село.
Патрикей показал себя суровым, как якутский мороз, и резким, как нож гильйотины, руководителем. Среди горожан ходили слухи о причастности Патрикея к организации незаконных бандформирований, промышлявших в северных областях Новгородской земли и за ее пределами. Через год после начала полномочий Патрикея Наримунтовича отдельные товарищи из Ореховщины и Корельщины обратились с административной жалобой на действия князя, однако тот устроил Майдан и был таков. В результате Майдана в Новгороде оказалось два легитимных парламента - один за Патрикея и один, как ни странно, против. Все при оружии, бегают туда-сюда, в общем, ужасть, что творилось.
В итоге, к всеобщему удивлению, дело удалось решить полюбовно и даже почти без жертв. У князя отобрали право назначать "губернаторов" в указанные выше "провинции", однако взамен выдали "на откорм" Руссу, Ладогу и Нарвский берег. Еще через пару лет, в 1386 году, на бандформирования, которые Патрикей и не подумал распускать, с "зачисткой" пошел сам Дмитрий Донской. По его требованию новгородский "парламент" окончательно поотбирал у Патрикея все права и привилегии и выгнал его восвояси. От чего последний вскоре и помер. А может, и тоже о что-то порезался. Времена были такие...
Конечно, новгородцы меняли князей как перчатки, но такого хитрющего упыря, каким был Наримунтович, запомнили надолго. Так что, в народной памяти плутовской характер навсегда остался эпитетом именно Патрикея, а затем закрепился и в сказках в образе хитрой рыжей лисы. Хоть где-то да и зацепился, а то!
Текст: Андрей Дубровский
Неожиданное происхождение имен персонажей русских сказок.
Лиса Патрикеевна
Почему хитрая Лиса во многих сказках носит именно такое отчество, а не какое-нибудь нормальное, типа Ивановна или Дормидонтовна? Как раз потому, что хитрая.
Был такой литовский князь Патрикей из знаменитого рода Гедиминовичей - известный хитрец и проныра. В конце XIV века его выбрали княжеским наместником в Новгороде, приняли с большими почестями. Но вместо того, чтобы управлять, как все нормальные люди, Патрикей принялся ловко сеять между новгородцами смуту и вражду, поощрять лихих людей - ушкуйников - разбойничать на торговых путях. Сам Дмитрий Донской хотел вмешаться в новгородские дела, чтобы унять разбои патрикеевых людей.
Лисья хитрость Патрикея надолго засела в народной памяти, и впоследствии Лиса, персонаж многих русских сказок, получила отчество Патрикеевна - в честь этого литовского князя.
Тугарин Змей (или Змеевич)
Этот персонаж, побежденный богатырем Алешей Поповичем, описывается в разных былинах и сказках по-разному: то это ненасытный великан, то летающий огнедышащий дракон. В былине о бое Алеши Поповича с Тугарином богатырь побеждает Змея, имеющего почему-то «бумажные крылья», бросив в него таинственную «шапку земли Греческой», лежавшую очень кстати тут же, на берегу реки.
Тем не менее этот фантастический антигерой змеиной породы имеет вполне конкретного исторического прототипа - половецкого хана Тугоркана. Именно его войска совместно с византийцами полностью истребили печенегов в 1091 году. Записным злодеем в русских былинах и сказках Тугоркан стал потому, что очень досаждал русичам своими жестокими набегами. Но наконец Тугоркана постигла заслуженная кара: в 1096 году его войско было разбито дружинами Владимира Мономаха, а сам хан убит.
Тугоркан был из рода Шаруканидов, а имя Шарукан с половецкого переводится как «змей». Так исторический хан Тугоркан Шаруканид впоследствии превратился в фольклорного Тугарина Змеевича.
Добрыня Никитич
В славянской языческой мифологии было три хтонических исполина, выступавших всегда вместе: Дубыня, Горыня и Усыня. Они олицетворяли собой разрушительные силы стихий: земли, огня, воды. После крещения Руси их постепенно заменили три православных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Впрочем, Дубыня, Горыня и Усыня на какое-то время задержались в русском фольклоре и действовали параллельно с каноничными тремя богатырями. Причем их буйная стихийная природа сохранилась: главный герой, которого они сопровождают постоянно, вынужден исправлять причиненные исполинами разрушения, противостоять их бессмысленной удали. Сами они не приносят людям пользу и только затрудняют действия героя.
В Добрыне Никитиче дух языческого прошлого проявляется сильнее, чем в двух его коллегах. В его имени еще угадывается прозвание одного из трех архаических исполинов - Дубыни, лесного великана, олицетворяющего землю, занимающегося тем, что «дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет».
Интересно, что имена и функции трех языческих великанов не перенеслись автоматически на трех былинных богатырей, а распределились причудливым образом. Так, если Дубыня трансформировался в Добрыню, то Горыня, напротив, превратился в антигероя, противостоящего богатырям, - в Змея Горыныча. Третий «протобогатырь» - Усыня - тоже не исчез бесследно, его суперсилу (заимствование богатырской мощи от воды) взял себе все тот же Добрыня.
Змей Горыныч
Часто «отчество» Змея - Горыныч - ассоциируется с горами. Но более вероятно, что прозвище произошло не от «горы», а от «гореть». Практически в каждой сказке упоминается огненная природа Змея: он дышит огнем, иногда имеет огненные крылья, сторожит на огненной реке Калинов (раскаленный) мост. И лишь в единичных сказках (возможно, появившихся в результате неправильной трактовки прозвища) Змей Горыныч живет в горах.
Кроме того, Змей Горыныч в славянской языческой мифологии был архаическим богатырем (а еще раньше - хтоническим божеством) Горыней. А Горыня как раз заведовал огнем.
Русалка
На первый взгляд, имя этого враждебного человеку существа похоже на слова «русло» и «русый». Однако этимология этого имени уводит нас в античность, на берега Средиземного моря.
Был в Древнем Риме праздник Розалии («праздник роз»), посвященный умершим, во время которого гробницы украшались венками из роз. Славяне, пришедшие в Средние века на Балканы - территории, некогда бывшие частью Римской империи, - переняли праздник. От южных славян праздник, называвшийся уже русалиями, попал к восточным славянам. Как и римские розалии, у славян русалии продолжали оставаться праздником поминовения умерших, а души умерших стали называться русалками.
Вследствие сходства слов «русалка» и «русло» эти славянские «нимфы», обитавшие первоначально в лесах и полях, переехали в водоемы. Но отголоски первоначального сухопутного места обитания русалок сохранялись еще долго, поэтому у Пушкина, охотно использовавшего фольклорные мотивы, русалка сидит на ветвях.
Кащей (Кощей) Бессмертный
Есть несколько вариантов происхождения этого имени: то ли от слова «кость» (костлявость - непременный признак Кащея), то ли от «кощун» (колдун; это слово, изначально нейтральное, с наступлением христианства приобрело негативный оттенок - кощунствовать).
Но наиболее вероятен вариант происхождения имени Кощей от тюркского «кошчи» - раб, невольник. Ведь во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, много лет пробывшим скованным цепями в башне или в подземелье.
Именно в значении «пленник» трижды упоминается слово «кощей» в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом». Кощей - пленный кочевник. Половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем», рабом, в противоположность галицкому князю Ярославу - господину.
Баба-яга
Слово яга - очень древнее. Этимологи возводят его к праславянскому *(j)egа (ужас, гнев), *(j)egb (злой, мерзкий). Кроме славянских языков, близкие по звучанию и смыслу слова есть в литовском, латышском, англо-саксонском, исландском, готском, санскрите. То есть, можно сказать, это слово принадлежит еще праиндоевропейскому языку.
Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на свое имя, Баба-яга как хранительница границы между миром живых и миром мертвых не всегда враждебна герою: иногда она ему помогает, дарит волшебные предметы.
Всем бы лисонька хороша была хозяюшка,
да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек,
любит уточек, свернет шею гусю жирному,
не помилует и кролика.
К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»
Одним из таковых был родовитый княжий отпрыск Патрикей (Патрикий, Патрекей), сын Нариманта Туровского, внук знаменитого литовского владыки Гедиминаса. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода:
«В Новгород приеха Князь Патрикей Наримантович, и прияша его новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и пол Копорьи городка, и Луское село».
Любопытно, что те же самые вотчины за полвека до того были получены его отцом Наримантом, изгнанным с них через пять лет за пренебрежение к управлению землями и защите Новгорода от Ливонии.
Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин ушкуйников и руководству их разбоем как по северным землям, так и за их пределами.
Долго стояли так:
«… Три конца — Неревский, Загородский и Людин — вооружились на Славянский конец (прим. — у В.Янина он назван Славенским) и стояли у св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и Плотницкий конец, желая также идти на славлян (прим. — так в источнике), но на другой день отказался, и только три конца написали три одинаковые грамоты обетные — стоять заодно, а славляне с князем Патрикеем всё стояли на вече на Ярославовом дворе» (С.Соловьёв).
Дело удалось в конце концов решить миром: у князя отобрали предоставленные земли, взамен дали Русу, Ладогу и Нарвский берег. Через несколько лет повторилась история, произошедшая некогда с Наримантом: в 1388 году Патрикей лишился земель новгородских, в 1397 был позван на них вновь, а в 1408 году перешёл служить Москве. Между прочим, от рода Патрикея произошли многие именитые фамилии российские. От сына Фёдора — Хованские; от другого, Юрия — Булгаковы, Щенятевы, Куракины, Голицыны; от третьего, Александра — Корецкие.
Примечательно, что у свободолюбивых новгородцев практика то звать, то прогонять приглашённых князей была не единичной (среди таковых был, к примеру, и Александр Невский). Так что этот князь так прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей с тех пор стало равнозначно «хитрецу». А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то, как верная наследница хитрого князя, и получила отчество Патрикеевна.
А вот есть такая распространенная, но ошибочная версия: Патрик это имя известного святого из Ирландии, а как известно преобладающий цвет коренных ирландцев, шотландцев и англичан -рыжий. Соответственно в переносном смысле это Лиса Рыжая.
Но вообще то лису называли Патрикеевной, когда на Руси про Ирландию вообще не слышали, а тем более про ирландских святых…
0
В сказках лиса злая и коварная, ловко избегает любых неприятностей, но в жизни все далеко не так. Зоологи установили, что лису можно заманить в ловушку разными запахами, например скипидара, селедочного рассола или губной помады. Лиса непременно отклонится от намеченного маршрута, чтобы из чистого любопытства осмотреть валяющиеся на снегу варежку или фантик. И все-таки лисицы и лисовины (так называют самцов) не такие уж простаки. Их природную любознательность удачно уравновешивают ум, умение маскироваться, острые слух, зрение и чутье. Особенно выручает обоняние — врага они чуют издали и успевают убежать или спрятаться. Другого способа защиты у лисиц нет.
Эти звери удивительно легко приспосабливаются к измененным человеком условиям обитания. Они хорошо усвоили, что запах железа несет смерть, и обходят стороной плохо замаскированные капканы. Притом лиса никогда не откажет себе в удовольствии обследовать близлежащую помойку или брошенную туристами консервную банку. Если лису травят охотники с собаками, она может выскочить на шоссе или железную дорогу, чтобы сбить гончих со следа. Разгоряченные погоней псы не обращают внимания на приближающийся поезд или автомобиль… И нередко такая охота становится для них последней.
Еще говорят, что барсук, споря с лисой из-за места в собственной норе, норовит замуровать ее под землей. Но и лиса в долгу не остается, пакостит у хозяина под носом, а этого барсук вынести не может. Бросает свой старый обжитой дом и принимается за строительство нового… А лисе только того и надо! Охотники утверждают, что лиса хорошо умеет притворяться мертвой и даже не шевельнется, если ее за хвост поднять и засунуть в мешок. Можно ли этим россказням верить? Древолазанье, пожалуй, правда, притворство — тоже: енотовидная собака, родственница лисы по семейству собачьих, именно так и поступает. А вот «квартирные ссоры» лисы и барсука, скорее всего, выдумки охотников.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Почему лиса Патрикеевна?
Морозова Катя
год рождения 1999
ученица 3 «в» класса
г. Рубцовск 658200
ул. Алтайская 175-26
Муниципального общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа № 1»
г. Рубцовск 658218
ул. Светлова, 90
Рубцовск 2009
1. Информационная карта
2. Введение
3. Отчет о проведенных исследованиях
4. Заключение
5. Список литературы
Информационная карта
v Актуальность : на уроках чтения мы часто читаем сказки, где главной героиней является лиса Патрикеевна. А почему ей дано такое имя?
v Цель : данной работы заключается в изучении исторических корней имени лисы Патрикеевны.
v Задачи :
Изучить историю имени Патрикеевна;
Вид Новгорода XIV в. с северной стороны (реконструкция)
Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин, которые учиняли разбои как по северным землям, так и за их пределами.
Уже через год жители ореховские и корельские прислали делегацию в Новгород с жалобой на князя, а тот в ответ поднял смуту в городе. Сразу два веча собрались: одно за Патрикея, другое - против. И оба схода - при оружии.
Долго стояли так:
"... Три конца - Неревский, Загородский и Людин - вооружились на Славянский конец и стояли у св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и Плотницкий конец, желая также идти на славян, но на другой день отказался, и только три конца написали три одинаковые грамоты обетные - стоять заодно, а славяне с князем Патрикеем всё стояли на вече на Ярославовом дворе" (С. Соловьёв).
Дело удалось в конце концов решить миром: у князя отобрали предоставленные земли, взамен дали Русу, Ладогу и Нарвский берег. Через несколько лет повторилась история, произошедшая некогда с Наримантом: в 1388 году Патрикей лишился земель новгородских, в 1397 был позван на них вновь, а в 1408 году перешёл служить Москве. Между прочим, от рода Патрикея произошли многие именитые фамилии российские. От сына Фёдора - Хованские; от другого, Юрия - Булгаковы, Куракины, Голицыны; от третьего, Александра-Корецкие.
Примечательно, что у свободолюбивых новгородцев практика то звать, то прогонять приглашённых князей была не единичной (среди таковых был, к примеру, и Александр Невский). Но в памяти народной "лисий характер" навсегда остался эпитетом именно Патрикея, а затем закрепился и сказках в образе хитрой рыжей плутовки лисы.
Из энциклопедии «Я познаю мир» я узнала, что Лиса Патрикеевна –это хитрая героиня сотен сказок и басен – очень красивое и изящное животное. У неё красивый, шелковистый, рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и чёрные «сапожки». Длинный пушистый хвост создаёт впечатление большой величины зверя.
Я обратилась к Сергеевой Елене Викторовне – школьному библиотекарю , с просьбой найти мне как можно больше сказок о лисе Патрикеевне.
Вот эти сказки: «Лисичка – сестричка и волк», «Алёнушка и лиса», «Лиса и козёл», «Лиса и собаки», «Лиса-повитуха», «Лиса-исповедница», «лиса и тетерев» и многие-многие другие.
https://pandia.ru/text/78/074/images/image005_41.jpg" width="258" height="194 src=">
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется, свой Пушистыё хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки Белые показывает. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса - хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» |
А вот какой лису показывает народ в своих многочисленных сказках.
В сказке «Лиса и волк» нашей героине удалось с лёгкостью обмануть и волка. и деда. Обманула лиса их, сама оказалась небитой. А на битом волке ещё и верхом прокатилась.
А в сказке «Лисичка со скалочкой» наша кумушка без труда выменяла никому ненужную вещь на курочку, а потом и гусочку. Правда и в конце сказки лисичке досталось – собаки вытащили её из норы за хвост. Но я думаю. что лиса и тут сумеет выкрутиться.
Мои догадки подтвердила сказка «Лиса и собаки», в которой «лиса еле жива», но всё-таки ушла от собак.
Очень мне понравилась сказка «Лиса и козёл», рассказывающая о том, как лиса хитростью заманила козла в колодец, в который нечаянно упала. « Прыгнула лиса козлу на спину и выбралась из колодца, а козёл внизу остался». Вот уж действительно находчивая и сообразительная героиня!
Заключение.
Прочитав литературу и проанализировав много сказок (и народных, и авторских), я действительно убедилась, что имя лисе Патрикеевне дано неспроста. Оно на самом деле подтверждается её хитрым, изворотливым нравом.