Кто написал белую. Андрей белый - биография, информация, личная жизнь

В отличие от Блока, которого больше всего влекло прошлое с его великими романтиками, Белый был весь обращен к будущему и из символистов был ближе всех к футуристам . В особенности большое влияние оказала его проза, которая революционизировала стиль русских писателей. Белый – фигура более сложная, чем Блок, да и все прочие символисты; в этом смысле он может соперничать с самыми сложными и смущающими фигурами в русской литературе – Гоголем и Владимиром Соловьевым , которые оказали немалое влияние на него. С одной стороны Белый – это самое крайнее и типичное выражение символистских воззрений; никто не пошел дальше его в стремлении свести мир к системе «соответствий» и никто не воспринимал эти «соответствия» более конкретно и реалистично. Но именно эта конкретность его нематериальных символов возвращает его к реализму, как правило, находящемуся вне символистского способа самовыражения. Он настолько владеет тончайшими оттенками реальности, выразительнейшими, значительнейшими, подсказывающими и одновременно ускользающими деталями, он так велик и так оригинален в этом, что невольно возникает совершенно неожиданное сравнение с реалистом из реалистов – с Толстым . И все-таки мир Белого, несмотря на его более чем жизнеподобные детали, есть невещественный мир идей, в который наша здешняя реальность лишь проецируется как вихрь иллюзий. Этот невещественный мир символов и абстракций кажется зрелищем, полным цвета и огня; несмотря на вполне серьезную, интенсивную духовную жизнь он поражает как некое метафизическое «шоу», блестящее, забавное, но не вполне серьезное.

Лекция Николая Александрова «Поэты серебряного века: Андрей Белый и Саша Черный»

У Белого до странного отсутствует чувство трагедии, и в этом он опять-таки совершенная противоположность Блоку. Его мир – это мир эльфов, который вне добра и зла; в нем Белый носится как Ариэль, недисциплинированный и сумасбродный. Из-за этого одни видят в Белом провидца и пророка, другие – мистика-шарлатана. Кем бы он ни был, он разительно отличается от всех символистов полным отсутствием сакраментальной торжественности. Иногда он невольно бывает смешон, но вообще он с необычайной дерзостью слил свою наружную комичность с мистицизмом и с необычайной оригинальностью использует это в своем творчестве. Он великий юморист, вероятно, величайший в России после Гоголя, и для среднего читателя это его самая важная и привлекательная черта. Но юмор Белого озадачивает – слишком он ни на что не похож. Русской публике понадобилось двенадцать лет, чтобы его оценить. Но те, кто его отведал и получил к нему вкус, всегда будут признавать его редчайшим, изысканнейшим даром богов.

Поэзия Белого

Андрей Белый обычно считается прежде всего поэтом, и, в общем, это верно; но его стихи и по объему, и по значению меньше, чем его проза. В стихах он почти всегда экспериментирует, и никто не сделал больше, чем он, в открытии доселе неизвестных возможностей русского стиха, особенно в его традиционных формах. Первая его книга переполнена древнегерманскими ассоциациями (более в сюжетах, чем в форме). На многих страницах вы встретите Ницше с его символами Заратустры, и Беклина с его кентаврами, но уже и тут видны первые плоды его юмористического натурализма. Пепел , самый реалистический из стихотворных сборников Белого – книга, одновременно и самая серьезная, хотя в ней содержатся некоторые самые смешные его вещи (Дочь священника и Семинарист ). Но господствующая нота – мрачное и циничное отчаяние. В этой книге находится самое серьезное и сильное стихотворение Россия (1907):

Довольно: не жди, не надейся, –
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
За годом мучительный год.

И оно заканчивается словами:

Исчезни в пространство, исчезни,
Россия, Россия моя!

Через десять лет, с высоты второй революции , он переписал эти стихи, закончив их так:

Россия! Россия! Россия! –
Мессия грядущего дня.

Урна (написанная после Пепла и опубликованная одновременно с ним) – любопытное собрание пессимистических и причудливо-иронических размышлений о несуществовании мира реальностей, открытом философией Канта . С этого времени Белый написал немного стихов; последняя книга его лирики (После разлуки , 1922) – прямо говоря, сборник словесных и ритмических упражнений. Но одна его поэма – Первое свиданье (1921) – прелестна. Как и Три встречи Соловьева, это смесь серьезности и веселья, которые у Белого странно-неразделимы. Большая часть опять покажется непосвященному пустой словесно-фонетической игрой. Надо принять ее как таковую – с удовольствием, потому что она необыкновенно веселит. Но реалистическая часть поэмы – это нечто большее. Там его лучшие юмористические портреты – портреты Соловьевых (Владимира, Михаила и Сергея), и описание большого симфонического концерта в Москве (1900 г.) – шедевр словесной выразительности, мягкого реализма и прелестного юмора. Эта поэма тесно связана с прозаическим творчеством Белого и так же основана на очень сложной системе музыкального построения, с лейтмотивами, «соответствиями» и «ссылками» на себя же.

Проза Белого

В предисловии к первому своему прозаическому произведению (Драматическая симфония ) Белый говорит: «Эта вещь имеет три смысла: музыкальный смысл, сатирический смысл и, кроме того, философски-символический смысл». Это можно сказать обо всей прозе, разве что отметить еще, что второй смысл не всегда чисто сатирический – правильнее было бы назвать его реалистическим. Последний смысл, философский, вероятно, по мнению Белого, самый важный. Но для читателя, который хочет получить удовольствие от прозы Белого, важно не принимать его философию слишком всерьез и не ломать голову над ее смыслом. Это будет бесполезно, особенно в отношении его более поздних «антропософских» произведений, философия которых не может быть понята без предварительной долгой инициации в Дорнахе Рудольфа Штайнера . К тому же это и не нужно. Проза Белого ничего не потеряет, если воспринимать ее философские символы просто как орнамент.

Его проза – «орнаментальная проза» – прозаический текст, сформированный по принципам поэтического, где сюжет уходит на второй план, а на первый выходят метафоры, образы, ассоциации, ритм. «Орнаментальная» проза не обязательно отмечена приподнятым поэтическим языком, как у Вячеслава Иванова . Напротив, она может быть подчеркнуто-реалистической, даже агрессивно-грубой. Основное в ней то, что она привлекает внимание читателя к малейшей детали: к словам, к их звучанию и ритму. Она прямо противоположна аналитической прозе Толстого или Стендаля . Величайшим русским орнаменталистом был Гоголь. У орнаментальной прозы отчетливая тенденция: ускользнуть из-под контроля большей величины, разрушить цельность произведения. Эта тенденция полностью развернулась почти у всех продолжателей Белого. Но в творчестве самого Белого эта тенденция уравновешивается музыкальной архитектоникой всего произведения. Это музыкальная архитектоника выражена в самом названии Симфонии , которое Белый давал своим произведениям, и осуществляется продуманной системой лейтмотивов и повторов-ссылок, «крещендо и диминуэндо», параллельным развитием независимых, но (по своему символизму) связанных между собою тем. Однако центробежная тенденция орнаментального стиля обычно побеждает центростремительные силы музыкальной конструкции и (за исключением, может быть, Серебряного голубя ) Симфонии и романы Белого не являют совершенного целого. В этом смысле их нельзя сравнить с высшим единством Двенадцати Блока. Симфонии (особенно первая, так называемая Вторая, Драматическая ) содержат много прекрасных страниц, особенно сатирического плана. Но неопытному начинающему читателю их не порекомендуешь. Начинать читать Белого лучше с Воспоминаний об Александре Блоке или с первого романа – Серебряный голубь , о котором можно прочитать в отдельной статье нашего сайта.

Следующий роман Белого, Петербург , как и Серебряный голубь имеет темой философию русской истории. Тема Серебряного голубя – противостояние Востока и Запада; тема Петербурга – их совпадение. Русский нигилизм, в обеих своих формах – формализма петербургской бюрократии и рационализма революционеров, представлен как точка пересечения опустошительного западного рационализма и разрушительных сил «монгольских» степей. Оба героя Петербурга , бюрократ-отец и террорист-сын Аблеуховы – татарского происхождения. Насколько Серебряный голубь идет от Гоголя, настолько же Петербург идет от Достоевского , но не от всего Достоевского – только от Двойника , самой «орнаментальной» и гоголевской из всех «достоевских» вещей. По стилю Петербург непохож на предшествующие вещи, тут стиль не так богат и, как и в Двойнике , настроен на лейтмотив безумия. Книга похожа на кошмар, и не всегда можно понять, что, собственно, происходит. В ней большая сила одержимости и повествование не менее увлекательно, чем в Серебряном голубе . Сюжет вертится вокруг адской машины, которая должна взорваться через двадцать четыре часа, и читатель все время держится в напряжении подробными и разнообразными рассказами об этих двадцати четырех часах и о решениях и контррешениях героя.

Котик Летаев – самое оригинальное и ни на что не похожее произведение Белого. Это история его собственного младенчества и начинается она с воспоминаний о жизни до рождения – в материнской утробе. Она построена на системе параллельных линий, одна развивается в реальной жизни ребенка, другая в «сфеpax». Несомненно, это гениальная вещь, несмотря на смущающие детали и на то, что антропософское объяснение детских впечатлений как повторения прежнего опыта расы не всегда убедительно. Главная линия повествования (если тут можно говорить о повествовании) – постепенное формирование представлений ребенка о внешнем мире. Этот процесс передан с помощью двух терминов: «рой» и «строй». Это кристаллизация хаотических бесконечных «роев» и четко очерченные и упорядоченные «строи». Развитие символически усиливается тем, что отец ребенка, известный математик, мастер «строя». Но для антропософа Белого ничем не ограниченный «рой» представляется более истинной и более значащей реальностью.

Продолжение Котика Летаева Преступление Николая Летаева гораздо менее абстрактно-символично и может без труда быть прочитано непосвященными. Это самое реалистическое и самое забавное произведение Белого. Оно развертывается в реальном мире: речь в нем идет о соперничестве между его родителями – математиком отцом и элегантной и легкомысленной матерью – по поводу воспитания сына. Тут Белый в своей лучшей форме как тонкий и проницательный реалист, и его юмор (хотя символизм постоянно присутствует) достигает особенной прелести.

Записки чудака , хотя они блистательно орнаментальны, читателю, не посвященному в тайны антропософии, лучше не читать. Но последнее его произведение Андрея Белого – Воспоминания об Александре Блоке (1922) читать легко и просто. Музыкальная конструкция отсутствует, и Белый явно сосредоточен на передаче фактов, как они были. Стиль тоже менее орнаментален, порой даже небрежен (чего никогда не бывает в других его произведениях). Две-три главы, посвященные антропософской интерпретации блоковской поэзии, можно пропустить. Остальные же главы – это залежи интереснейших и неожиданнейших сведений из истории русского символизма, но, прежде всего, это восхитительное чтение. Несмотря на то, что он всегда смотрел на Блока снизу вверх, как на высшее существо, Белый анализирует его с изумительной проницательностью и глубиной. Рассказ об их мистической связи 1903–1904 гг. необычайно жив и убедителен. Но думается, что самое лучшее в этих Воспоминаниях – портреты второстепенных персонажей, которые написаны со всем присущим Белому богатством интуиции, подтекста и юмора. Фигура Мережковского , например, – чистый шедевр. Этот портрет уже широко известен среди читающей публики и, вероятно, тапочки с кисточками, которые Белый ввел как лейтмотив Мережковского, навсегда останутся как бессмертный символ их носителя.

1880 , 14 октября (26 н.с.) – в Москве в семье известного математика, профессора МГУ Николая Васильевича Бугаева и его жены Александры Дмитриевны Бугаевой (урожденной Егоровой) родился сын Борис.

1891 , сентябрь – Борис Бугаев поступает в Московскую частную гимназию Л. И. Поливанова.

1895 , конец года – знакомится с Сергеем Соловьевым и его родителями – Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной Соловьевыми, а вскоре и с братом Михаила Сергеевича – философом Владимиром Сергеевичем Соловьевым.

1897 , январь – пишет романтическую сказку.

1899 , сентябрь – Борис Бугаев становится студентом естественного отделения физико-математического факультета Московского университета.

1900 , январь–декабрь – работает над «Северной симфонией» и циклом символистских стихов;
весна – начинает серьезно изучать философские труды и поэзию В. С. Соловьева.

1901 , март–август – работает над «2-й драматической симфонией»; декабрь – знакомится с В. Я. Брюсовым , Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус.

1902 , апрель – в свет выходит «2-я драматическая симфония»; она стала первой публикацией Бориса Бугаева, впервые подписана псевдонимом Андрей Белый;
апрель–август – Андрей Белый пишет «3-ю симфонию»

1903 , январь – начало переписки с Александром Блоком ;
16 января – скоропостижно скончался М. С. Соловьев, в тот же день не в силах перенести утрату застрелилась О. М. Соловьева;
февраль–апрель – поэтический дебют Андрея Белого в альманахе «Северные цветы»;
март – Белый знакомится с К. Д. Бальмонтом , М. А. Волошиным, Ю. К. Балтрушайтисом, С. А. Соколовым (владельцем издательства «Гриф») и другими символистами, пишет «открытое письмо» «Несколько слов декадента, обращенных к либералам и консерваторам»;
май – получает диплом об окончании университета;

1904 , январь – Белый знакомится с Александром Блоком и его женой Любовью Дмитриевной;
март – в свет выходит первый поэтический сборник Белого «Золото в лазури»;
апрель – Белый знакомится с Вячеславом Ивановым;
лето – поступает на историко-филологический факультет Московского университета, гостит у А. Блока в Шахматове ;
ноябрь – выходит в свет «Возврат. III симфония».

1905 , 9 января – Белый приезжает в Петербург к Блокам и Мережковским, становится свидетелем Кровавого воскресенья и участником последующих событий и акций протеста;
февраль – по возвращении в Москву получает вызов на дуэль от Брюсова, которая не состоялась после примирения поэтов;
февраль–март – пишет статью «Апокалипсис в русской поэзии»;
июнь – приезжает в Шахматово к Блокам, делает письменное признание в любви Любови Дмитриевне Блок;

1906 , 26 февраля – объясняется в любви Л. Д. Блок;
осень – подает прошение об отчислении из университета и отправляется в путешествие по Европе.

1907 , конец февраля – Андрей Белый возвращается в Москву;
август – Блок вызывает Белого на дуэль; но при личной встрече конфликт улаживается.

1908 , апрель – в свет выходит «Кубок метелей. Четвертая симфония»;
лето – пишет стихи для сборников «Пепел» и «Урна».

1909 , конец марта – в свет выходит книга «Урна: Стихотворения» ;
апрель – начало романа с Асей Тургеневой;
август–сентябрь – Белый участвует в организации издательства «Мусагет»;

1910 , январь–март – живет в Петербурге на квартире («Башне») Вячеслава Иванова;
апрель – в свет выходит «Символизм: Книга статей»;
май – в свет выходит отдельное издание «Серебряного голубя»;
ноябрь – читает лекцию в Религиозно-философском обществе на тему «Трагедия творчества у Достоевского», возобновляет дружбу с Блоком, после смерти Льва Толстого пишет брошюру «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой»;

1911 , март – выходят в свет «Арабески: Книга статей»;
22 апреля – Белый возвращается в Россию;
октябрь – декабрь – пишет роман «Петербург» .

1912 , январь – редактор журнала «Русская мысль» П. Б. Струве отказывается печатать роман;
март – Белый передает написанные главы романа «Петербург» издателю К. Ф. Некрасову и уезжает с Асей Тургеневой в Европу.

1913 , 11 марта – Андрей Белый и Ася Тургенева возвращаются в Россию;
май – в Петербурге Белый знакомится с Ивановым-Разумником, общается с Блоком, Вяч. Ивановым, Мережковским, Гиппиус, Бердяевым; с группой русских антропософов выезжает в Гельсингфорс (Хельсинки), где читает лекции Р. Штейнер;
октябрь – в альманахе «Сирин» начинают публиковаться главы романа «Петербург».

1915 , январь–июнь – Белый пишет книгу «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности»;
октябрь – начинает писать роман «Котик Летаев».

1916 , апрель – в России выходит отдельное издание романа «Петербург»;
18 августа – 3 сентября – в связи с призывом на военную службу Белый возвращается в Россию (Ася Тургенева остается в Дорнахе);
сентябрь – получает трехмесячную отсрочку от военной службы;
октябрь – завершает роман «Котик Летаев».

1917 , январь – вновь получает двухмесячную отсрочку от военной службы;
январь – начало марта – попеременно живет в Петрограде и Царском Селе у Иванова-Разумника, знакомится с С. Есениным , Н. Клюевым, другими «крестьянскими поэтами», а также с М. Пришвиным, Е. Замятиным, О. Форш, А. Чапыгиным, К. Петровым-Водкиным и др.;
28 февраля – в Петрограде произошла революция;
9 марта – Белый возвращается в Москву;
август – в альманахе «Скифы» публикуются главы романа «Котик Летаев», статья «Жезл Аарона» и цикл стихов Белого;

1918 , январь-сентябрь – работает над эпопеей «Я» («Записки чудака») и циклом философско-публицистических этюдов «На перевале», пишет поэму «Христос воскрес»;
июль – поступает на службу в первое московское отделение Единого государственного архивного фонда на должность помощника архивиста;
август-декабрь – читает лекции в первое московском Антропософском обществе;
сентябрь – публикует книгу «На перевале: I. Кризис жизни»;
октябрь–декабрь – служит в московском Пролеткульте и в Театральном отделе Наркомпроса.

1919 , январь 16 февраля – участвует а организации Дворца искусств в Москве, публикует «На перевале: II. Кризис мысли», в Детском Селе вместе с Блоком и Ивановым-Разумником и другими учреждает Вольную философскую академию (в дальнейшем – ассоциацию) – Вольфила;
апрель – выходит в свет поэма «Христос воскрес»;
август – Белый уходит из Пролеткульта, его избирают в состав Президиума Всероссийского союза поэтов;
сентябрь – служит (до марта 1920 года) в Отделе охраны памятников старины.

1920 , 17 февраля – 9 июля – в Петрограде работает в Вольной философской ассоциации (Вольфила), председателем совета которой его избрали; публикует «На перевале: III. Кризис культуры»;
июль – декабрь – в Москве работает над книгами: «Лев Толстой и культура», «Кризис сознания», «Преступление Николая Летаева» («Крещеный китаец»).

1921 , 31 марта – приезжает в Петроград, из-за Кронштадтского мятежа находящийся на осадном положении;
25 мая – последняя встреча с А. Блоком в гостинице «Спартак» (7 августа умирает А. Блок);
19–20 июня – на одном дыхании пишет поэму «Первое свидание»;
11 августа – Белый начинает писать воспоминания о Блоке;
август – октябрь – попеременно живет в Петрограде и Москве, выступает в разных аудиториях с лекциями и воспоминаниями о Блоке;
октябрь – публикует поэму «Первое свидание», знакомится с актером М. А. Чеховым;
17 октября – состоялось заседание во Всероссийском союзе писателей, посвященное проводам А. Белого за границу;
20 октября – Белый уезжает в Берлин;

1922 , февраль март – начинает сотрудничать с берлинской газетой «Голос России», готовит к изданию сокращенную и переработанную редакцию романа «Петербург», выступает на митинге, посвященном организации помощи голодающему населению России;
апрель – окончательный разрыв с Асей Тургеневой, в России выходит сборник стихов «Звезда»;
май – Белый сближается с Мариной Цветаевой, начинает работать над книгой стихов «После разлуки»;
июнь – в России выходит отдельное издание романа «Котик Летаев»;
ноябрь-декабрь – Белый ездит к Горькому в Сааров (близ Берлина), пишет книгу воспоминаний «Начало века».

1923 , февраль–март – Белый сотрудничает в журнале «Беседа», выходящем в Берлине под редакцией Горького;
26 октября – возвращается в Москву.

1924 , январь – пишет пьесу «Петербург» – инсценировку одноименного романа;
3–4 мая – читает пьесу «Петербург» у М. А. Чехова артистам МХАТа 2-го;
июнь–сентябрь – отдыхает с К. Н. Васильевой в Коктебеле у Максимилиана Волошина; последняя встреча с Брюсовым.

1925 , март-сентябрь – Белый пишет роман «Москва»;
октябрь – начинает читать на квартире М. А. Чехова курс лекций по антропософии и истории культуры под названием «История становления самосознающей души»;
14 ноября – премьера пьесы «Петербург» во МХАТе 2-м;
май–июнь – Белый попеременно в Ленинграде и Детском Селе у Иванова-Разумника; в свет выходит «Московский чудак» – первая часть романа «Москва»;
ноябрь-декабрь – Белый перерабатывает роман «Москва» в драму, тесно общается с В. Э. Мейерхольдом.

1927 , 3 января – выступает на диспуте в защиту постановки «Ревизора» в Театре Мейерхольда, в дальнейшем на основе своего выступления пишет статью «Гоголь и Мейерхольд»;
ноябрь–декабрь – пишет работу «Ритм как диалектика» и статьи по ритмике и метрике.

1928 , 17–26 марта – пишет автобиографический очерк «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть на всех фазах моего идейного и художественного развития»;
апрель – публикует первую часть романа «Петербург»;
июль – выходит в свет вторая часть романа «Петербург».

1929 , февраль-апрель – работает над первым томом мемуаров «На рубеже двух столетий»;
сентябрь–декабрь – работает над романом «Маски», третьей частью трилогии «Москва».

1930 , январь – выходят в свет воспоминания «На рубеже двух столетий»;
1 июня – Белый завершает роман «Маски»;
июнь–сентябрь – отдыхает в Крыму в Судаке, в последний раз встречается в Коктебеле с М. Волошиным;
октябрь–декабрь – пишет второй том мемуаров «Начало века».

1931 , 9 апреля – переезжает с К. Н. Васильевой на постоянное жительство в Детское Село;
18 июля – регистрирует брак с К. Н. Васильевой (отныне – Бугаевой);
31 августа – пишет письмо И. В. Сталину;
сентябрь–декабрь – работает над книгой о Гоголе;
30 декабря – уезжает в Москву.

1932 , январь–апрель – работает над книгой «Мастерство Гоголя»;
9–10 июля – сдает часть своего архива в Литературный музей;
сентябрь–декабрь – пишет третий том мемуаров «Между двух революций»;
30 октября – выступает на пленуме Оргкомитета советских писателей.

1933 , январь – выходит в свет роман «Маски»;
11 и 27 февраля – «вечера» Андрея Белого в Политехническом музее;
середина мая–июль – Белый отдыхает в Коктебеле;
ноябрь – выходят в свет воспоминания «Начало века» с разгромным предисловием Л. Б. Каменева;
8 декабря – из-за ухудшения самочувствия Белого помещают в больницу.

1934 ,8 января – Андрей Белый скончался от паралича дыхательных путей в присутствии жены и врачей. Его прах захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Андрей Белый (настоящее имя Бори́с Никола́евич Буга́ев ; 14 (26) октября1880 год, Москва, Российская империя — 8 января1934, Москва, РСФСР, СССР) — русский писатель, поэт, критик, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма .

Родился в семье профессора Николая Васильевича Бугаева, известного математика и философа, и его жены Александры Дмитриевны, урождённой Егоровой. До двадцати шести лет жил в самом центре Москвы, на Арбате; в квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира. В 1891—1899 гг. учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. В 1895 г. сблизился с Сергеем Соловьёвым и его родителями — Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной, а вскоре и с братом Михаила Сергеевича — философом Владимиром Соловьёвым.

В 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского университета (естественное отделение). В студенческие годы знакомится со «старшими символистами». С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. В университете он работает по зоологии беспозвоночных, изучает Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства».

Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты».

В нашем кружке не было общего, отштампованного мировоззрения, не было догм: от сих пор до сих пор соединялись в исканиях, а не в достижениях, и потому многие среди нас оказывались в кризисе своего вчерашнего дня и в кризисе мировоззрения, казавшегося устарелым; мы приветствовали его в потугах на рождение новых мыслей и новых установок, — вспоминал Андрей Белый.

В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова . На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.

В 1903 году Белый вступил в переписку с А. А. Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет, но осенью 1904 года поступил на историко-филологический факультет университета, выбрав руководителем Б. А. Фохта; однако в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал сотрудничать в «Весах» (1904—1909).

Белый больше двух лет жил за рубежом, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Блоку и Менделеевой. Вернувшись в Россию, в апреле 1909 года поэт сблизился с Асей Тургеневой (1890—1966) и вместе с ней в 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»). В 1912 в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его учеником и без оглядки отдался своему ученичеству и антропософии. Фактически отойдя от прежнего круга писателей, работал над прозаическими произведениями. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими учениками, в том числе и с Андреем Белым, перебрались в Дорнах, Швейцария. Там началось строительство Иоанова здания — Гётеанума. Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. 23 марта 1914 года в швейцарском городе Берне был заключен гражданский брак Анны Алексеевны Тургеневой с Борисом Николаевичем Бугаевым. В 1916 году Б. Н. Бугаев был призван на военную службу и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию прибыл в Россию. Ася с ним не последовала.

После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей. С конца 1919 г. Белый думал об отъезде за границу, чтобы вернуться к жене в Дорнах. Но выпустили его только в начале сентября 1921 г. Он встретился с Асей, которая предложила ему разойтись навсегда. По стихам того времени, по его поведению («христопляски Белого», по выражению Марины Цветаевой) можно почувствовать, что он очень тяжело переживал это расставание.

Ася решила навсегда расстаться с мужем и осталась жить в Дорнахе, посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. Её называли «антропософской монахиней». Будучи талантливой художницей, Ася сумела сохранить особый стиль иллюстраций, которыми пополнились все антропософские издания. Её «Воспоминания об Андрее Белом», «Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума» открывают нам подробности их знакомства с антропософией, Рудольфом Штейнером и многими известными талантливыми людьми Серебряного века. Белый остался совершенно один. Он посвятил Асе большое количество стихов. Её образ можно узнать в Кате из «Серебряного голубя».

В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву; Ася навсегда осталась в прошлом. Но в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева (урожд. Алексеева; 1886—1970) стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, стала 18 июля 1931 года супругой Белого. До этого они с марта 1925 по апрель 1931 года снимают две комнаты в Кучине под Москвой. Писатель умер у неё на руках от инсульта, ставшего последствием солнечного удара, 8 января 1934 года в Москве. Любовь Дмитриевна Менделеева пережила бывшего возлюбленного на пять лет.

Литературный дебют — «Симфония (2-я, драматическая)» (М., 1902). За ней последовали «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904), «Возврат» (1905), «Кубок метелей» (1908) в индивидуальном жанре лирической ритмизованной прозы с характерными мистическими мотивами и гротескным восприятием действительности. Войдя в круг символистов, участвовал в журналах «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Перевал». Ранний сборник стихов «Золото в лазури» (1904) отличается формальным экспериментаторством и характерными символистскими мотивами. После возвращения из-за границы выпустил сборники стихов «Пепел» (1909; трагедия деревенской Руси), «Урна» (1909), роман «Серебряный голубь» (1909; отд. изд. 1910), очерки «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (1911).

Итоги собственной литературно-критической деятельности, отчасти символизма в целом, подведены в сборниках статей «Символизм» (1910; включает также стиховедческие работы), «Луг зелёный» (1910; включает критические и полемические статьи, очерки о русских и зарубежных писателях), «Арабески» (1911). В 1914—1915 вышла первая редакция романа «Петербург», который является второй частью трилогии «Восток или Запад». В романе «Петербург» (1913—1914; переработанная сокращённая редакция 1922) символизированное исатирическое изображение российской государственности. Первый в задуманной серии автобиографических романов — «Котик Летаев» (1914—1915, отд. изд. 1922); серия продолжена романом «Крещёный китаец» (1921; отд. изд. 1927). В 1915 пишет исследование «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (М., 1917)

Понимание Первой мировой войны как проявления общего кризиса западной цивилизации отражено в цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918). Восприятие животворной стихии революции как спасительного выхода из этого кризиса — в очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922). Также в 1922 году в Берлине публикует «звуковую поэму» «Глоссолалия», где, опираясь на учение Р.Штейнера и метод сравнительно-исторического языкознания, разрабатывает тему создания вселенной из звуков. По возвращении в Советскую Россию (1923) создаёт романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом»; 1926), роман «Маски» («1932»), пишет мемуары — «Воспоминания о Блоке» (1922—1923) и мемуарную трилогию «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и „Медный всадник“» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934).

Романы

  • ««Серебряный голубь. Повесть в 7-ми главах»» (М.: Скорпион, 1910; тираж 1000 экз.); изд. Пашуканиса, 1917; изд. "Эпоха", 1922
  • «Петербург» (в 1-м и 2-м сб. «Сирин» (СПб., 1913; тираж - по 8100 экз.), окончание в 3-м сб. «Сирин» (СПб., 1914; тираж 8100 экз.; отдельное издание ([Пг.], 1916; тираж 6000 экз.); переработанная в 1922 версия - ч. 1, 2. М.: Никитинские субботники, 1928; тираж 5000 экз.); Берлин, "Эпоха", 1923
  • «Котик летаев» (1915; изд. - Пб.: Эпоха, 1922; тираж 5000 экз.).)
  • «Крещеный китаец» (как «Преступление Николая Летаева» в 4-м вып. альм. «Записки мечтателей» (1921); отд. изд., М.: Никитинские субботники, 1927; тираж 5000 экз.)
  • «Московский чудак» (М.: Круг, 1926; тираж 4000 экз.), также 2 изд. - М.: Никитинские субботники, 1927
  • «Москва под ударом» (М.: Круг, 1926; тираж 4000 экз.), также 2 изд. - М.: Никитинские субботники, 1927
  • «Маски. Роман» (М.; Л.: ГИХЛ; 1932; тираж 5000 экз.), вышли в свет в январе 1933

Поэзия

  • «Золото в лазури» (М.: Скорпион, 1904), сборник стихов
  • «Пепел.Стихи» (СПб.: Шиповник, 1909; тираж 1000 экз.; изд. 2-е, перер. - М.: Никитинские субботники, 1929; тираж 3000 экз.)
  • «Урна. Стихотворения» (М.: Гриф, 1909; тираж 1200 экз.)
  • «Христос воскрес. Поэма» (Пб.: Алконост, 1918; тираж 3000 экз.), вышла в апреле 1919
  • «Первое свидание. Поэма» (1918; отд. изд. - Пб.: Алконост, 1921; тираж 3000 экз.; Берлин, "Слово", 1922)
  • «Звезда. Новые стихи» (М.: Альциона, 1919; П., ГИЗ, 1922)
  • «Королевна и рыцари. Сказки» (Пб.: Алконост, 1919)
  • «Звезда. Новые стихи» (Пб.: Государственное изд-во, 1922; тираж 5000 экз.).
  • "После Разлуки", Берлин, "Эпоха", 1922
  • «Глоссолалия. Поэма о звуке» (Берлин: Эпоха, 1922)
  • «Стихи о России» (Берлин: Эпоха, 1922)
  • Стихотворения (Берлин, изд. Гржебина, 1923)

Документальная проза

  • «Путевые заметки» (2 тома) (1911)
  1. «Офейра. Путевые заметки, ч. 1». (М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1921; тираж 3000 экз.)
  2. «Путевые заметки, т. 1. Сицилия и Тунис» (М.; Берлин: Геликон, 1922)
  • «Воспоминания о Блоке» (Эпопея. Литературный ежемесячник под ред. А.Белого. М.; Берлин: Геликон. № 1 — апрель, № 2 — сентябрь, № 3 — декабрь; №4 — июнь1923)
  • «На рубеже двух столетий» (М.; Л.: Земля и фабрика, 1930; тираж 5000 экз.)
  • «Начало века» (М.; Л.: ГИХЛ, 1933; тираж 5000 экз.).
  • «Между двух революций» (Л.,1935)

Статьи

  • «Символизм. Книга статей» (М.: Мусагет, 1910; тираж 1000 экз.)
  • «Луг зеленый. Книга статей» (М.: Альциона, 1910; тираж 1200 экз.)
  • «Арабески. Книга статей» (М.: Мусагет, 1911; тираж 1000 экз.)
  • "Трагедия творчества". М., "Мусагет", 1911
  • «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (1915)
  • «Революция и культура» (М.: Изд-во Г. А Лемана и С. И. Сахарова, 1917), брошюра
  • «Ритм и смысл» (1917)
  • «О ритмическом жесте» (1917)
  • «На перевале. I. Кризис жизни» (Пб.: Алконост, 1918)
  • «На перевале. II. Кризис мысли» (Пб.: Алконост, 1918), вышла в январе 1919
  • «На перевале. III. Кризис культуры» (Пб.: Алконост, 1920)
  • "Сирин ученого варварства". Берлин, "Скифы", 1922
  • «О смысле познания» (Пб.: Эпоха, 1922; тираж 3000 экз.)
  • «Поэзия слова» (Пб.: Эпоха, 1922; тираж 3000 экз.)
  • «Ветер с Кавказа. Впечатления» (М.: Федерация, Круг, 1928; тираж 4000 экз.).
  • «Ритм как диалектика и "Медный всадник". Исследование» (М.: Федерация, 1929; тираж 3000 экз.)
  • «Мастерство Гоголя. Исследование» (М.-Л.: ГИХЛ, 1934; тираж 5000 экз.), вышло посмертно в апреле 1934

Разное

  • «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (М.: Мусагет, 1911; тираж 1000 экз.), брошюра
  • «Симфонии»
  1. Северная симфония (героическая) (1900; издано - М.: Скорпион, 1904)
  2. Симфония (драматическая) (М.: Скорпион, 1902)
  3. Возврат. III симфония (М.: Гриф, 1905. Берлин, "Огоньки", 1922)
  4. Кубок метелей. Четвертая симфония» (М.: Скорпион, 1908; тираж 1000 экз.).
  • «Одна из обителей царства теней» (Л.: Государственное изд-во, 1924; тираж 5000 экз.), очерк

Издания

  • Андрей Белый Петербург. — Типография М. М. Стасюлевича, 1916.
  • Андрей Белый На перевале. — Алконост, 1918.
  • Андрей Белый Одна из обителей царства теней. — Л. : Ленинградский Гублит, 1925.
  • Андрей Белый Петербург. — М .: «Художественная литература, 1978.
  • Андрей Белый Избранная проза. — М .: Сов. Россия, 1988. —
  • Андрей Белый Москва / Сост., вступ. ст. и примеч. С. И. Тиминой. — М .: Сов. Россия, 1990. — 768 с. — 300 000 экз.
  • Андрей Белый Крещеный китаец. — «Панорама», 1988. —
  • Белый А. Символизм как миропонимание. — М .: Республика, 1994. — 528 с.
  • Андрей Белый Собрание сочинений в 6 томах. — М .: Терра — Книжный клуб, 2003—2005.
  • Андрей Белый Мастерство Гоголя. Исследование. — Книжный Клуб Книговек, 2011. —
  • Белый А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья и сост. Т. Ю. Хмельницкой; Подгот. текста и примеч. Н. Б. Банк и Н. Г. Захаренко. — 2-е издание. — М., Л.: Сов. писатель, 1966. — 656 с. — (Библиотека поэта. Большая серия.). — 25 000 экз.
  • Белый А. Петербург / Издание подготовил Л. К. Долгополов; Отв. ред. акад. Д. С. Лихачев. — М .: Наука, 1981. — 696 с. — (Литературные памятники).

Белый Андрей (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880- 1934), писатель, теоретик символизма.

Родился 26 октября 1880 г. в Москве в семье известного математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. В 1899 г. по инициативе отца поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.

В студенческие годы он начал писать «симфонии» (литературный жанр, созданный им самим). Лирическая ритмизованная проза (к ней писатель обращался постоянно) стремилась передать музыкальную гармонию окружающего мира и зыбкий строй человеческой души. «Симфония (2-я, драматическая)» стала первой публикацией Белого (1902 г.); «Северная симфония (1-я, героическая)», написанная раньше, появилась в печати лишь в 1904 г.

Литературный дебют вызвал насмешливые отзывы большинства критиков и читателей, но был высоко оценён в символистских кругах. В 1903 г. вокруг Белого сложилась группа единомышленников, состоявшая в основном из студентов Московского университета. Они назвали себя «аргонавтами» и занялись поисками «золотого руна» - высшего смысла символизма, в конечном итоге означавшего сотворение нового человека. Теми же мотивами наполнен поэтический сборник Белого «Золото в лазури» (1904 г.). Год выхода книги стал знаменательным для автора: он познакомился с А. А. Блоком, начал печататься в новом журнале символистов «Весы».

Революцию 1905 г. писатель бурно приветствовал, восприняв её в духе своих исканий - как очищающую бурю, роковую стихию.

В 1906-1908 гг. Белый пережил личную драму: он безнадёжно влюбился в жену Блока Любовь Дмитриевну. Это повлекло за собой трагический надлом в отношениях с другом-поэтом и в конце концов вылилось в пронзительную лирику (сборник «Урна», 1909 г.).

Роман «Серебряный голубь» (1909 г.) - попытка осмыслить катастрофическое состояние России как пролог к её грядущему духовному возрождению.

В первой половине 10-х гг. создан самый известный роман Белого, представляющий собой одно из высших достижений русского символизма, - «Петербург», сочетающий гротеск и лирику, трагедийность и комизм.

В Октябрьском перевороте 1917 г. Белый увидел очередное явление очистительной стихии. Он искренне старался приспособиться к жизни в новой России, участвуя в «культурном строительстве», даже написал поэму, пронизанную революционным пафосом, - «Христос воскрес» (1918г.). Однако в начале 20-х гг. опять уехал за границу.

Встречавшие его в Берлине отмечали в нём душевный надлом. Причинами послужили измена жены, разочарование в учении немецкого мистика Р. Штейнера и др. «Сожжённый талант» - так сказал о себе Белый уже после возвращения в Россию (1923 г.).

В последние годы жизни он выпустил три книги воспоминаний: «На рубеже двух столетий» (1930 г.), «Начало века» (1933 г.), «Между двух революций» (1934 г.). Эти мемуары -- бесценный источник сведений об эпохе и о литературных исканиях.

Летом 1933 г. в Коктебеле у Белого случился солнечный удар. 8 января 1934 г. после нескольких кровоизлияний в мозг «гениального и странного» (по словам Блока) писателя не стало.

Андрей Белый (настоящее имя — Борис Николаевич Бугаев) - поэт, прозаик (26.10. 1880 Москва — 8.1.1934 там же). Родился он в высокообразованной дворянской семье. Отец — профессор математики Московского университета. Первые увлечения Андрея Белого связаны с немецкой культурой (Гете, Гейне, Бетховен), с 1897 года он интенсивно занимается Достоевским и Ибсеном, а также современной французской и бельгийской поэзией. По окончании гимназии в 1899 году он становится приверженцем Вл. Соловьева и Ницше. В музыке его любовь принадлежит теперь Григу и Вагнеру. Наряду с философией и музыкой Андрей Белый интересовался естественными науками, что привело его на математический факультет Московского университета, оконченный им в 1903 году, но до 1906 г. он продолжал посещать и филологический факультет.

Около 1903 он знакомится с А. Блоком и К. Бальмонтом, сближается с кружком санкт-петербургских символистов во главе с Д. Мережковским и 3. Гиппиус, до 1909 сотрудничает с журналом «Весы». Многочисленные публикации Белого начинаются с ритмизованной прозы "Симфония " (1902), которая обратила на себя внимание необычностью языка и строя мыслей автора. Первые стихи Андрей Белый собрал в сборник "Золото в лазури " (1904), за которым последовали сборники "Пепел " (1908) и "Урна " (1909), отразившие уже в названиях пережитую автором фазу разочарований. В журнале «Веды» Андрей Белый опубликовал свой первый роман под названием "Серебряный голубь " (1909).

С 1910 года начинается новый, длившийся приблизительно до 1920 период творчества Белого, обусловленный его философскими увлечениями. В 1910-11 гг. он предпринимает путешествие в Италию, Египет, Тунис и Палестину. С 1912 по 1916 он живет по преимуществу в Западной Европе, некоторое время — в Дорнахе у Рудольфа Штейнера, антропософское учение которого сильно повлияло на него. В Германии Андрей Белый подружился с Кристианом Моргенштерном.

Его второй роман "Петербург " (1912) по духу продолжает первый. По возвращении в Россию в 1916 году он опубликовал третий роман, "Котик Летаев " (1917-18), более автобиографический. Он примкнул к литературной группе «Скифы» (с Р. Ивановым-Разумником и А. Блоком).

Октябрьский переворот Андрей Белый воспринял в мистическом ключе, как возможность религиозного и духовного обновления России. Белый преподавал в Студии Пролеткульта. В ноябре 1921 года он уехал в Берлин, где опубликовал много сборников стихов, прозаических и теоретических сочинений. В октябре 1923 г. Андрей Белый вернулся в Россию. Пережитое отразилось в его эссе "Одна из обителей царства теней " (1924). Написанное им позднее по преимуществу автобиографично, его произведения сохраняют традиции символизма и стоят особняком в советской литературе, но качественно все же отличаются от ранних текстов. Только перестройка создала предпосылки для того, чтобы творчество Андрея Белого с конца 80-х гг. стало широко публиковаться на родине.

Белый - один из самых значительных русских символистов, это касается философии, теории творчества, равно как стихов и прозы. Он — один из первопроходцев русского модернизма. Его искусство в большой степени определяется мистическими переживаниями, он настаивает на всестороннем обновлении. Четыре "Симфонии " Белого (1902-08) объединены стремлением в синтезе поэзии и музыки достигнуть обновления синтаксиса и ритмических структур языка, добиться его «освобождения». Первый сборник его стихов — "Золото в лазури " — принадлежит «апокалиптической» фазе русского символизма с его угрожающим образом большого города. Следующие сборники этого автора ближе к русской действительности, хотя в них сохраняется верность магическим представлениям о слове. Занятия Белого оккультизмом отразились в романе "Серебряный голубь ", где он разрабатывает старую культур-философскую проблему положения России между Востоком и Западом на примере человека, воспитанного западной цивилизацией и захваченного оккультными силами Востока. Автора интересуют прежде всего техника изображения, образность языка, музыкальные принципы повтора и ритмического конструирования. Андрей Белый продолжает традицию гоголевского гротеска. Роман "Петербург ", возникающий все в том же кругу проблем (противоположность восточного и западного мировоззрений), однако связанный с антропософией и показывающий конфликт между отцом-сенатором и сыном, подпавшим под влияние террористов, «сосредоточен на отражении сознания, но сознания искаженного в гротесках и расщепленного на самостоятельные сегменты» (Holthusen). Белый нарушает законы поэтического искусства, традиционно устремляющегося к единству формы в макро- и микростурктуре. В поэме "Христос воскресе " (1918) хаос большевистского переворота рассматривается как духовно-мистическое событие всемирно-исторического значения, причем надежды на Россию связываются только с признанием Воскресения Христа. Наибольшей выразительности достигает стилизованная проза Белого в романе "Котик Летаев ". Автор показывает сознание ребенка, в котором время граничит с пространством, реальность с мифом. Это произведение, «предвосхитившее самые смелые формальные эксперименты Джойса...» (Struve). Один из способов философски-антирационалистического углубления изображаемого в соответствии с антропософскими установками — отождествление персонажей с мифологическими образами. Воспоминания, написанные в 1929-33 гг., хотя и блестящие в стилистическом отношении, исторически недостоверны.