Конспект урока по окружающему миру свойства воды. Конспект урока и презентация по окружающему миру «Состояние воды, её свойства. Фильтрация – способ очистки воды от примесей

МБОУ «СОШ №20»

УРОК ИССЛЕДОВАНИЕ
« ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»

ШЕВЕРДЯЕВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Город Энгельс

Тема: «Вода и её свойства.»

Цели: провести опыты с водой, познакомить детей со свойствами воды, с различными состояниями воды.

Оборудование: рисунки, стакан, полоски из цветной бумаги, колба, спиртовка, держатель, пробирка, ложка, соль, сахар, мел, песок, фильтр, воронка.

Ход урока.

    Организационный момент.

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, уверенности в знаниях.

    Сообщение темы урока.

Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а вы- исследователи. Давайте сейчас с вами отгадаем, что станет предметом нашего исследования.

Если реки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умереть?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …..(воды)

Слайд 1

Ребята, назовите тему нашего урока. (вода)

Давайте сейчас посмотрим на наш глобус и раскрутим его.

Какого цвета он вам показался? (голубого)

Как вы думаете почему? (потому, что голубого цвета на нем больше, чем других. Голубой краской изображена на глобусе вода- все моря и океаны, реки и озера нашей планеты.

Слайд 2

А сейчас мы с вами видим нашу Землю такой какой ее видят космонавты из космоса, что мы можем сказать? (вода занимает в 2 раза больше места, чем суша)

Слайд 3-10

Сообщение уч-ся. « Вода одна из самых важных для человека веществ. Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше, чем на наполовину состоят из воды. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней. Вода поит животных и растения. Вода работает на электростанциях, а еще вода – самая широкая и самая удобная дорога. Суда перевозят грузы и пассажиров»

Ребят, а какие природные явления связаны с водой? (иней, роса, снег и т.д.)

Слайд 11

Какие из этих природных явлений приходилось тебе наблюдать и в какое время года? (разлив реки- весна, снег – зима и т. д.)

Как вы думаете, а в каком состоянии может быть вода, подумайте? (жидкое, твердое и газообразное)

Слайд 12

Демонстрация 3-х состояний :

Лед- твердое, вода- жидкое, кипение воды- газообразное

Слайд 13

В одной из русских народных сказок, героине задают задание «принести воды в решете», сможет ли она его выполнить? (лед)

3. Физкультурная минутка.

4. Свойства воды.

Вода обладает еще удивительными свойствами. Сейчас в своих лабораториях будите ставить опыты и делать выводы, а результаты записывать в таблицу.

Цель нашей работы: выяснить какими свойствами обладает вода.

ТБ :посуду брать осторожно, иначе можно разбить и пораниться.

Лаборатория № 1

Опыт №1

Имеет ли форму вода?

Вывод: вода формы не имеет, а приобретает форму предмета, в которую ее наливают

Опыт №2

Имеет ли вода цвет?

Вывод : вода цвета не имеет.

Слай 14

Лаборатория № 2

Опыт №1

Имеет ли вода запах?

Оборудование: стакан с водой

Вывод : вода запаха не имеет.

Опыт №2

Прозрачна ли вода?

Вывод : вода прозрачная.

Слайд 15

Лаборатория № 3

Опыт № 1

Имеет ли вода вкус?

Вывод : вода вкуса не имеет.

Опыт № 2

Вывод : вода перетекает из одного сосуда в другой, она текучая.

Слайд 16

Общий вывод : вода –жидкость, которая не имеет вкуса, запаха, цвета,формы, она текучая.

Слайд 17

Релаксация : Вы слышите, как плещется вода и отдохнем. Давайте с вами закроем на минуточку глаза и представим, что мы на берегу океана (потянуться, глубоко вздохнуть).Он нас приветствует(протянуть руки и пошевелить пальцами), нам очень захотелось купаться(движение пловца).Океан нам очень рад, но нам пода возвращаться. Давайте помашем ему рукой.

Вы хорошо поработали, а сейчас я вам покажу один опыт, а вы сделаете вывод.

Оборудование: 1 стакан-соль

2 стакан-сахар

3 стакан-мел

4 стакан-песок

Вывод: вода универсальный растворитель, она растворяет почти всё, даже некоторые металлы, например серебро.

Ребята, а какую воду мы пьем?(очищенную)

Слайд 18

Правильно, наша вода проходит несколько степеней очистки, сейчас вы увидите очистку воды при помощи фильтра.

Вывод: нерастворенные вещества остались на фильтре, а в стакане чистая вода.

Как же надо относиться к воде?(беречь, не загрязнять водоемы)

Ведь вода - это наше богатство,
Это важный источник Земли.
И от качества водных ресурсов
Зависит здоровье страны.

Берегите реки и озера!
Чтобы процветал родной наш край
И тогда, увидите, что скоро
Превратится он в цветущий рай!

5.Закрепление.

Из предложенных свойств выбери те, которыми вода обладает.

Слайд 19

1. Вода имеет запах.

2. Вода голубого цвета.

3. Вода растворитель.

4. Вода обладает способностью течь.

5. У воды нет вкуса.

6. Вода имеет форму.

Загадки.

Слайд 20

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок (туман)

Слайд 21

Вился, вился белый рой,

Сел на землю стал седой (снег)

Слайд 22

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем не найдем (роса)

Каких состояниях может быть вода?

6 Итог.

Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было интересно узнать…

— Меня удивило….

Перед вами лежит солнышко, пусть каждый из вас нарисует свое настроение которое было у вас на уроке.

7 Домашнее задание.

Подготовить сообщение о воде, охрана воды.

Заберите свои знания полученные на уроке с собой и пользуйтесь ими.

Слайд 23

Лаборатория № 1

Опыт №1

Имеет ли форму вода?

Оборудование: колба, стакан с водой.

Перелейте из стакана в колбу. Что произошло с водой?

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________

Опыт №2

Имеет ли вода цвет?

Оборудование: стакан с водой, полоски –красная, синяя, белая.

Сравните цвет воды с цветом полосок, можно ли ее назвать синей, красной, белой.

Вывод :_________________________________________________________________________________________________

Лаборатория № 2

Опыт №1

Имеет ли вода запах?

Оборудование: стакан с водой

Возьмите стакан с водой и помашите рукой в сторону носа. Что можно сказать о запахе воды?

Вывод : ______________________________________________

Опыт №2

Прозрачна ли вода?

Оборудование: ложка, стакан с водой, линейка.

Опустите ложку, а затем линейку в стакан, видно ли эти предметы?

Вывод : _________________________________________________

Лаборатория № 3

Опыт № 1

Имеет ли вода вкус?

Можно ли назвать ее соленой, сладкой, горькой, кислой?

Вывод : ___________________________________________

Опыт № 2

Что произойдет с водой если ее вылить из посуды?

Оборудование: ложка, стакан с водой, стакан пустой.

Вывод : ______________________________________________________________________________________________________

Республика Саха (Якутия) , Таттинский район, село Чымнайи

МБОУ Чымнайская СОШ имени Г.Д. Бястинова – Бэс Дьараа h ын

Антоева Татьяна Валерьевна учитель начальных классов.

Урок: Окружающий мир.

Тема: « Свойства воды » .

Класс: 2

Задачи:

    Познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды в процессе опытов и практической работы;

    Формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений;

    Создать условия для развития мышления, речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу;

    Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других;

Оборудование : емкости различной формы, ложка, соль; фильтр из промокательной бумаги для изучения фильтрации, карточки с заданиями для проведения опытов, полоски цветной бумаги, толченый мел, песок.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знания учащихся.

– “О чем мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку”:

Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
Я и твердой быть могу. (конечно это вода)

Послушайте стихотворение:

Что такое вода?
Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы,
Но ты оглянись – это главное таинство,
Главное чудо Планеты,
Это главный исток,
Из которого вылилась жизнь.

Демонстрация фильма о воде.
– А теперь нас ждут опыты для определения некоторых свойств воды.
– Будем работать по группам.

Задание 1:

изучение формы, цвета, запаха воды.

1-ая группа: форма.
Задание: перелить воду в различные сосуды. Сделать вывод о форме воды:

2-ая группа: запах.
Задание: каждому члену группы понюхать воду. Сделать вывод о запахе воды:
У воды ___________________________.

3-я группа: цвет.
Задание: Посмотреть на воду, опустить в стакан с водой ложку и приложить цветные полоски бумаги. Сделать вывод о цвете воды:
Вода ____________________________.

Выслушиваем отчет представителей групп о полученных результатах. На доске – краткий конспект полученных свойств воды.

Нет формы.
Нет запаха.
Прозрачна.
Бесцветна.
Текучесть

Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
– Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)

Можно ли воду перелить?

Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?

Вывод: Вода течет (свойство текучесть.)

Задание 2:

вода – растворитель.

– “Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить”.

Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью а другой – ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду, и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становился его поклажа.

Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

Гипотезы фиксируем на доске, после проведения опытов ищем среди них правильную.

Давайте проведем опыт, который поможет нам в этом разобраться (работа в группах).

Задание:

    Насыпьте в стакан с водой соли и размешайте ложкой.

    Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.

    Исчезла ли соль?

    Попробуйте воду на вкус.

    Сделайте вывод.

Кристаллы соли становятся все___________ и скоро совсем __________ . Вода стала _____ на вкус. Соль не ___________, но стала ________. Она _________ . Когда раствор пропустили через фильтр, фильтр остался __________.

Вывод: вода ____________________________.

Представители от групп докладывают о полученных результатах, дополняют ответы друг друга, выбирают правильную гипотезу (вода-растворитель). Делаем запись на доске: растворитель.

Что должен был нести второй осел, чтобы с его грузом произошло то же самое? (Сахар.)

Как вы думаете, что стало с солью, сахаром и содой в воде?

Как узнать, какие вещества мы растворили в воде? Что для этого надо сделать?

Показать процесс выпаривания. Что осталось на стекле?

Все ли вещества растворяет вода?

Возьмем песок, уголь и измельченный мел. Помешаем воду. Что можно заметить? (Смесь.)

О чем говорит этот опыт? (Часть этих веществ осела на дно.)

Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

А можно ли ее очистить?

Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из особой бумаги.

По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Частицы веществ при погружении будут_________ в воде, которая стала от них _____________. Если дать воде постоять, частицы вещества ____________ на дно, а потом снова ___________. Пропустив воду через фильтр, увидим, что вода станет __________, а частицы вещества останутся на ____________. Значит, эти вещества ___________ в воде.

А теперь ребята поиграем:

Как получаются мыльные пузыри? (Пускание мыльных пузырей.)
– Какой вывод мы можем сделать? (Мыло растворилось в воде.)

Итог: С какими свойствами воды мы познакомились сегодня?

Ответы детей.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового

Форма работы: групповая

Тема урока: Вода и её свойства.

Цели урока:

Образовательные:

Определить в ходе опытов основные свойства воды, обобщить знания учащихся о воде, показать использование свойств воды в жизни человека.

Развивающие:

Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, памяти, логического мышления;

Развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения;

Развивать умение работать в группе, формировать умения работать с книгой – источником информации.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: - навыки сотрудничества при работе в группах, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

- Коммуникативные УУД: -осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других;

Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,

- Познавательные УУД: -раскрывать значение понятий и использовать в активном словаре;

Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;

Ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Планируемые результаты:

Предметные:

Определить в ходе опытов свойства воды;

Проводить исследование воды и определять её основные свойства;

Составлять правила бережного использования воды;

Понимать значение воды для всего живого на земле.

Метапредметные:

Регулятивные:- Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов;

- использовать речь для регуляции своего действия;

Предвидеть возможности получения конкретного результата (опыт)

Познавательные: - Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов;

Определять характер взаимоотношения человека с природой;

Работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, результаты наблюдений, иллюстрации).

Коммуникативные: - Договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе;

Коллективное обсуждение результатов, полученных в процессе проведения опытов;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.

Личностные:

Проявлять

Интерес к изучению темы;

Позитивное отношение к экономному расходованию воды;

Осознание собственных достижений при освоении темы

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, глобус, презентация, критерии оценки работы: жетоны красного, желтого и зеленого цвета; оборудование для изучения свойств воды: ёмкости различной формы (стакан, банка, чашка), ложка, 3 стакана с водой, соль, сахар, речной песок; пипетка, зеркальце; деревянный кубик; 2 тарелки, молоко; карточки с названиями свойств воды.

Ход урока

Слайд 1

I. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, давайте начнём наш урок с пожеланиями добра друг другу.

Я желаю вам сегодня добра.

Вы желаете мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу сегодня добра!

Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы на уроке.

2. Введение в тему урока

Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём?

А подскажет нам писатель Антуан Де Сент Экзюпери.

«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». Что это?

Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?

(Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой)

Посмотрите! И вправду вода!

Какова же будет тема нашего урока?

Открывается первая часть темы урока «Вода…».

Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…».

3. Постановка учебной задачи

Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

А что бы вам хотелось узнать ещё? Уточним тему нашего урока.

(Открывается вторая часть темы « и её свойства)»

Какова тема нашего урока?

Давайте определим цель нашего урока. Что нам в этом поможет? (Учебник)

Какова цель нашего урока? (Определить основные свойства воды).

Давайте сегодня выясним, какими же свойствами обладает вода.

Слайд 2

III . Изучение нового материала.

1.Беседа о воде.

(Учитель быстро раскручивает глобус):

Какого цвета больше на глобусе, каким кажется глобус? (Голубым)

Это потому, что синей краски на нём больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают больше места, чем суша. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это все водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, её совсем немного на Земле.

Где мы используем воду? (Ответы детей)

( слайды №3 – 4)

А в природе где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей? (Дождь)

- Может ли быть жизнь без воды?

Кому нужна вода на земле?

Объясните значение воды в жизни растений.

Объясните значение воды в жизни животных.

Могут ли растения и животные обходиться без воды? (Нет, вода – важнейшее условие для существования жизни растений и животных).

Всегда ли вода приносит пользу?

Какой вред она может причинить?

Есть ли вода в камнях, в продуктах питания, в живых организмах: растениях, животных, человеке? (Предположения детей).

Благодаря воде возникла жизнь на Земле. Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах, воду пьют и поля, и леса. Без неё не могут жить ни птицы, ни звери. Вода не только поит, но и кормит: по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов, вода добывает электрический ток на электростанциях.

Слайд 5-6

Какой вывод можно сделать о значении воды?

Вывод: Вода самое большое богатство на земле, потому что без неё не может быть жизни.

Если вода так важна для жизни на земле, как мы должны к ней относиться?

Слайд 7-8

5. Физминутка

Приплыли тучки дождевые: (руки через стороны вверх, потянуться)

Лей, дождик, лей (2 хлопка над головой)

Дождинки пляшут, как живые - пей, земля, пей! (три притопа)

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! (наклоны вправо-влево)

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт (хлопки)

6. Изучение новых знаний и способов действий

Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию.

Что такое лаборатория ? (Ответы детей)

Давайте уточним это понятие в словаре. (Лаборатория - это специальное оборудованное помещение для научных исследований, учебных занятий, а также помещение/ учреждение ведущее экспериментально-исследовательскую работу.)

На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

(Задают вопросы.

Ищут ответы на эти вопросы.

Наблюдают, проводят опыты.

Проверяют свои догадки)

Закройте глаза. Представьте себе, что мы оказались в большом, светлом помещении, в котором много разных приспособлений и приборов для проведения опытов и исследований. Это и есть лаборатория. Лаборанты ходят в белых халатах, они готовятся к проведению опытов. Откройте глаза. В наших лабораториях тоже всё готово.

Какие правила будем соблюдать во время работы?

Слайд 9

Чётко следовать моим инструкциям.

Ничего не брать в рот.

При выполнении опыта быть аккуратными.

Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Мы с вами проведем опыты и заполним таблицу.

Слайд 10

Свойства воды.

Есть

(да)

Нет

является ли растворителем

вкус

текучесть

имеет ли форму

запах

прозрачность

цвет

Проведем опыт №1.

На столе у каждой группы соль, сахар, песок.

1 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её.

2 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте сахар и размешайте его.

3 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него песок и размешайте его.

Каждая подгруппа проследит, что произошло и расскажет о своих наблюдениях.

( 1 группа кристаллы соли становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут)

2 группа ( Сахар тоже растворился в воде)

А что же произошло с песком? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

Но исчезли ли соль и сахар? (Нет, они растворились.)

А что произошло с песком? (он не растворился, а осел на дно)

Итак, какой мы с вами сделали вывод? (что вода – растворитель )

Вывод: Вода является растворителем сахарного песка, поваренной соли. Речной песок в ней не растворяется.

Отметим знаком + это свойство. Но вы всегда должны помнить, что вода растворяет не только сахар и поваренную соль, но и другие соли и вещества, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные.

Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!

Рассмотрите рисунок на с.53.

Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)

Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)

Проведем опыт №2 Фильтрование воды

Возьмите стакан, поставьте в него воронку, в воронку положите фильтр. Аккуратно вливаем в фильтр воду с грязной водой. Проследите, что получилось? (вода капает более чистая)

Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)

Поскольку я точно знаю, что в стакане вода чистая, я вам разрешаю её попробовать на вкус. Что вы можете сказать? (Она не имеет вкуса.)

Второе свойство воды – она не имеет вкуса (отметим в таблице)

Работа по иллюстрации в учебнике (с.54).

Рассмотрите рисунок в учебнике и ответьте на вопрос.

Как человек использует в хозяйстве это свойство воды?

Опыт №3

Прочитайте, что нам потребуется для следующего опыта. (Вода, пипетка и зеркальце).

Хорошо, один человек держит зеркальце, второй – набирает пипеткой воду и капает на зеркало. Слегка наклоните зеркало, что происходит с водой? (она растекается)

Сделайте вывод . Каким еще свойством обладает вода? Вода обладает свойством текучести (отметим в таблице)

Работа по иллюстрации (учебник с.55).

Рассмотрите рисунок высокого берега реки Татьянки. Зачем жители села Мирного укрепили камнем берег реки Татьянки? (Люди построили дамбу, чтобы во время осенних наводнений, речка Татьянка не вышла из берегов. Не залила кустарники, травы и деревья; вплотную не подошла к домам.)

Опыт №4

Для того чтобы выполнить следующий опыт, нам потребуется: стакан, вода, маленький деревянный кубик.

Дети наливают в стакан воду и опускают в неё маленький деревянный кубик. Затем переливают воду вместе с кубиком в чашку, затем в блюдце.

Это явление вы видели много раз, но никогда не задумывались о том, что кубик не меняет своей формы, в какой бы сосуд его не поместили. А вода? (Вода принимает форму сосуда).

Вывод опыта №4: Следующее свойство воды: вода принимает форму сосуда . Отметьте в таблице.

Рассмотри рисунок в учебнике (с.56). Прочитай вопрос.

Люди очень широко используют это её свойство при перевозке и хранении, наливая воду в удобные для этого формы.

Опыт 5

Прочитайте текст под рисунком в учебнике на стр. 56.

О каком свойстве вы прочитали?

Чистая вода не имеет запаха.

Вода, которая пахнет бензином, загрязнена и опасна для всего живого.

Запомните! Нельзя подносить к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость.

Сейчас мы с вами должны определить, чем пахнет вода. Мы знаем, что в стакане вода чистая, поэтому вы можете ее понюхать. Скажите, вода имеет запах? (вода не имеет запаха ). Отметьте в таблице.

Вывод вода не имеет запаха

Опыт 6

Оборудование опыта №1: 2 тарелки с рисунком, вода, молоко.

Посмотрите сквозь воду на рисунок дна тарелки. Налейте в другую тарелку молоко. Виден ли рисунок в этом случае?

Для следующего опыта нам понадобятся стаканчики с водой и молоком и ложки. Положите ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Посмотрите на ложки. Что вы видите? (в стакане с водой ложку видно, а в молоке – нет). Какое свойство воды мы определили?

Вывод опыта №6: Чистая вода прозрачна

Опыт 7

с разноцветными бусинками.

Посмотрите на дно стакана, где находятся красная, синяя и зеленая бусинки. Нальем в стакан чистую воду. Изменился ли цвет бусин? (нет) Значит чистая вода бесцветна. Отметьте в таблице

Вывод 7: чистая вода бесцветна.

Оборудование опыта №8: влажная губка.

Влажной губкой протрите классную доску. Через 1-2 минуты доска высохнет. Куда делась вода?

Вывод опыта №8: Вода испарилась!

(Каждая группа берёт на столе учителя карточку с названием свойства воды и прикрепляет на доску)

(слайд №11) :

1. Вода является растворителем

2. Чистая вода не имеет вкуса

3. Вода обладает свойством текучести

4. Вода принимает форму сосуда

5. Чистая вода не имеет запаха

6. Чистая вода прозрачна

7. Чистая вода бесцветна

8. Вода испаряется

IV. Закрепление изученного материала.

    Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё? (слайд №12)

    Почему сахар растворяется в чае? (слайд №13)

    Почему на закипающем чайнике прыгает крышка? (слайд №14)

    Если вода имеет вкус, о чём это говорит?

2.Дополните предложение: (слайд №15)

Вода - это........ (жидкость), которая не имеет …..... (запаха, цвета, вкуса). Она …......и.........(прозрачная и текучая.) Вода – это …..............(растворитель) некоторых веществ.

Слова для справок: растворитель, прозрачная, текучая, запах, вкус, жидкость, цвет.

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Сегодня мы узнали об удивительных свойствах воды.

    Мне было интересно…

    Я сегодня узнал…

    Я сделал вывод…

    Мне показалось важным…

    Я запомнил…

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.

Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок.

Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)

9. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?

Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?

10. Задание на дом

Рассказать родителям о свойствах воды. Задание №8 в тетради для самостоятельной работы.

Слайд № 17