Как рассказ об апостоле петре характеризует студента. Анализ «Студент» Чехов

Урок литературы в 9 классе

Тема: Анализ рассказа А. П. Чехова «Студент»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ, воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.

2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей.

3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе А.П. Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова.

Это была тоска исключительно тонкой, прелестной и чувствительной души, непомерно страдавшей от пошлости, грубости, скуки, праздности, насилия, дикости – от всего ужаса и темноты современных будней.

А. И. Куприн

Чехов уловил глубоко ценную и нужную для нас ноту – ноту бодрости и любви к жизни.

М. Горький

Какой я пессимист? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент”.

    Актуализация знаний. Что мы знаем об А. П. Чехове.

Индивидуальное сообщение «Роль метафоры в рассказе «Хамелеон».

Рассказ “Студент” написан уже зрелым Чеховым, гениальным писателем. Написан он в 1894 году – это уже почти рубеж веков. В это же время Чеховым написаны повести и рассказы «Огни» (1888), «Поцелуй», «Пари» (1889) . Когда рассказ «Студент» был напечатан в газете, он назывался “Вечером”. Дома вы прочли рассказ, как вы думаете, о чем он, какова его идея?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Читаем эпиграфы к уроку. Подтверждают они ваши догадки или нет?

    Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы,

проанализируем рассказ, разберемся в прочитанном. Желающие могут писать отзыв.

    Читаем первый абзац. Находим ключевые слова – описание природы.

Вначале погода хорошая, тихая, выстрел прозвучал весело – день.

Ночь стемнела – некстати подул холодный, пронизывающий ветер, ледяные иглы, неуютно, глухо, нелюдимо.

Во втором абзаце найдите подтверждение тому, что на земле “неуютно, глухо и нелюдимо”

... этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие,

...самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо».

Каково настроение главного героя? Подтвердите текстом.

Ему не хотелось домой.

Состояние природы, страстная пятница.

Что такое страстная пятница?

Это день, когда был распят Иисус Христос; ветер подул с востока и принёс весть об этом событии; мир переживает.

- Церковные сутки начинаются вечером, по-нашему в четверг, у верующих – уже пятница. Студент Иван Великопольский идёт с охоты на вальдшнепов, которая бывает на утренней или вечерней заре. Он размышляет о жизни и приходит к выводу: как оно было тысячелетия назад, так и будет, ничего не изменится, неразрывный круг жизни.

2) что в этой мрачной картине студент замечает, выделяет? Куда идет? Почему

идет туда?

«Только на вдовьих огородах светился огонь».

«Костер горел жарко»

Кого студент видит у костра? Найдите в тексте портреты женщин. В чем их красота?

Эти женщины, которых встретил Иван, наверное, духовно красивы, они верны

богу, эти женщины похожи и на страдалиц у креста Иисуса, и на жён-мирроносиц, которые пришли с радостной вестью о воскрешении Христа.

О чём рассказывает студент этим женщинам? Зачем он начинает рассказ об

апостоле Петре и его отречении от Христа?

«Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно». Это не что иное, как подготовка к очень важному наблюдению, которое выскажет позднее студент. Сейчас мы греемся у костра, тогда Пётр грелся, сейчас холодно, и тогда было холодно. А дальше студент говорит слова, в которых сближаются не только внешние приметы двух ночей, между которыми ни мало ни много, а ведь девятнадцать столетий пролегли, но и настроения людей.
«– Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!»
Студент почувствовал себя словно бы уже не в этой, а в той ночи, проникся ужасом той ночи.
«Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил...»
Этой фразы в первой редакции рассказа не было. Зачем Чехов вставил её? На этот вопрос можно ответить, если обратить внимание только на одно маленькое слово в этой фразе – на предлог, стоящий перед словом
потёмки . Сказано: не « в потёмки посмотрел», а « на потёмки». В предлоге здесь большой смысл. Если бы было сказано в потёмки , то, значит в те потёмки, в которые ему потом предстоит идти, уходя от тепла и света костра. Так сказать, посмотрел с деловой целью. А на потёмки – это уже как бы отстранённо, потому что молодое и пылкое воображение студента уже увело его далеко-далеко, в глубь веков. Он уже не только мыслями, но и всеми чувствами там. А эти потёмки сейчас, на которые он смотрит, как бы подтверждают его фразу об унылой и длинной ночи тогда. И наваждение так сильно, что он даже головой встряхивает, чтобы от него освободиться. Кроме того, у будущего проповедника сам собой рождается вопрос, а понятно ли то, что он говорит этим тёмным женщинам. И он уточняет:
«– Небось, была на двенадцати евангелиях?»

Что такое двенадцать евангелий?

    отрывков из Евангелия – описание «страстей Христовых», которые

читаются в православной церкви в страстной четверг.

Что вы знаете из Библии об отречении Петра? Почему Пётр отрекается от своего Учителя?

Индивидуальное задание. Чтение отрывков из «Детской библии».

«Что Пётр готов был умереть за Иисуса, это было очень трогательно, но он, говоря так, не знал своего собственного сердца. Он считал себя сильнее, чем он был в действительности. Ввиду этого Господь предупредил Петра, что он ошибается.
Пётр не мог себе представить, что он решится отречься от своего Господа. Поэтому он ещё настойчивее сказал: “Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти”. То же говорили Иисусу и другие ученики.
...Пётр имел полную возможность скрыться от людей, овладевших Иисусом, но он хотел доказать свою готовность пострадать с Иисусом и потому остался с ним.
...Во дворе было холодно, и служители развели здесь огонь и грелись около него. Пётр также подошёл погреться к огню. Ему хотелось скорее узнать, что случилось с его Господом, и он надеялся, что никто не узнает его, потому что он боялся, что его также задержат в качестве ученика Иисуса. О своей готовности пострадать со своим Учителем он уже совершенно позабыл.
...Пётр, боясь попасть в руки служителей, сделал вид, что он совершенно не знает Иисуса, хотя в душе он крепко любил Его.
Взгляд Иисуса исполнен был любви и глубокой скорби и проник в душу Петра. Он не мог выдержать этого взгляда, поэтому вышел, горько плача, сознавая, как неблагодарно он поступил, отрекшись от своего Спасителя».

Как называет Иван Петра? Почему?

Бедный; Ивану жаль Петра, потому что Пётр ближе ему самому и его слушателям. «... около костра стоял Пётр и тоже грелся, как вот я теперь»

Почему заплакала Василиса? Как студент объясняет это?

История Петра – это история всех людей, живущих девятнадцать веков назад и живущих сегодня. Может быть, эти женщины вспомнили что-то совершённое ими – предательство, отступничество, словом, что-то плохое, известное не только им, но и всей деревне. Здесь же студент осознаёт, что, наверное, и он не без какого-то греха, да и каждый из людей хранит в памяти какой-либо поступок, о котором стыдно вспоминать.

3) Как меняется настроение Ивана? С чем это связано? Читаем текст от слов

«Работники возвращались с реки...» до конца.

    Так какова же основная мысль, идея этого рассказа?

Прошлое неразрывно связано с будущим, это звенья, концы одной цепи, и не

замкнутый круг, а именно цепь событий, вытекавших одно из другого. Единство правды и красоты, действительно, имеют отношение к каждому человеку. Иван «думал о том, что правда и красота... по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...». Ивану всего 22 года, и он ожидает счастья и земного благополучия. Он пока ещё в пути, но он обретёт дом (не только тот, родительский, куда он возвращается с охоты, а в более высоком смысле – построит свою жизнь, ведь впереди целый жизненный путь).

    1) Почему Чехов изменил название рассказа? Подберите ассоциативный ряд

«Вечером» - закат, темнота, старость…

«Студент» - молодость, будущее, развитие…

    Составьте цепочку, которая поможет вам определить основную мысль рассказа.

Ощущение дисгармонии Душевное очищение «невыразимо сладкое

(вечер) (Апостол Петр) ожидание счастья»

    Вернёмся к эпиграфам урока.

Как эпиграфы помогают раскрыть основную мысль рассказа? Изменилось ли ваше

мнение о рассказе?

Писавшие отзыв, читают свое сочинение.

    Домашнее задание (на выбор):

    Прочтите рассказ А. П. Чехова «Пари». Напишите отзыв о рассказе.

Главный герой данного произведения - 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «...все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится. Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее - это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее. Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, - буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается - освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику. Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П. Чехова - человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

«Студент» - это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя - студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса...

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой. Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой. Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей. — Вот вам и зима пришла назад, — сказал студент, подходя к костру. — Здравствуйте! Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо. — Не узнала, бог с тобой, — сказала она. — Богатым быть. Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой. — Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь! Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил: — Небось, была на двенадцати евангелиях? — Была, — ответила Василиса. — Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били... Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента. — Пришли к первосвященнику, — продолжал он, — Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха. Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение... Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой. А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Думаю, что Чехов назвал так свой рассказ, потому что студент – это человек, который умеет чувствовать чужие страдания, он понимает то, что большинству людей не дано понять за всю жизнь. Так же через образ студента выражается главная мысль рассказа, которую автор хотел донести до читателя: «Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого».

Студент говорит о смене времен, о тех вещах, которые не изменяются даже спустя века: «Студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

А.П.Чехов – один из самых интересных для меня писателей, считал этот рассказ наиболее совершенным по форме.

Действительно, хотя рассказ «Студент» небольшой по размеру, но в нем нет ничего лишнего, выражено только самое важное.

Антон Павлович написал этот рассказ в 1894 году, когда ему было 34 года. Прочитав рассказ, я сразу поняла, что он написан зрелым человеком, который много думал о жизни и о вещах, составляющих ее.

Характер студента Ивана Великопольского состоит из многих черт. По-моему, он душевно развит, умен, даже мудр, добродушен и немного мечтатель: «… и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

И фамилия его тоже говорит сама за себя. Она звучит красиво и возвышенно.

Василиса – «высокая пухлая старуха в мужском полушубке», женщина тоже глубоко чувствующая. Возможно, она в своей жизни прошла через многие страдания, встречала многих людей. Ее дочь Лукерья – тоже вдова «маленькая, рябая, с глуповатым лицом». На ее долю выпало немало бед: «…деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой». Она замкнута в себе и, мне кажется, с опаской относится ко всем мужчинам, потому что один раз она уже «обожглась» и не хочет больше совершать ошибки.

А рассказ об Иисусе и Петре помогает раскрыть идею. Конечно, эти персонажи играют важную роль. По моему мнению, конфликт возникает в этом рассказе: общество не приняло Иисуса; и все, кто с ним общался, считались грешниками. В конце концов практически все отреклись от него, не протянули ему руки.

Время и место здесь не имеют значения. Потому что то, о чем говорится в рассказе, вечно; оно «было, есть и будет» во все времена и в любом месте.

Стиль в рассказе – художественный, язык простой, доступный для понимания. Думаю, это реалистическое произведение. Присутствуют самые разнообразные средства языка. Например, аллегория: рассказывается об отречении Петра; но, конечно, это происходит и с другими и будет происходить всегда. Также есть символика: студент символизирует молодых людей, которые задумываются над вечными вопросами. А мать с дочерью – тех, кто настрадался, натерпелся от суровой, жестокой жизни.

Меня удивило, как можно писать на такую тему таким лаконичным языком. Конечно, чтобы полностью понять смысл, нужно хорошо обдумать рассказ. Но после его чтения я не могу думать; мне хочется, чтобы все люди, как этот студент, надеялись на светлое будущее, и чтобы жизнь для них стала «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Обновлено: 2012-01-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…» : философская проблематика рассказа А.П. Чехова «Студент». Значение евангельских тем и образов в произведении.

А какой я нытик? Какой я «пессимист»?
Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент»…
А.П. Чехов
.

Цель : раскрытие философской проблематики и значения евангельских тем и образов в рассказе А.П.Чехова «Студент».

Задачи:

  • определить функции пейзажа в рассказе;
  • рассмотреть персонажную систему;
  • раскрыть значение евангельского сюжета как философского и композиционного ядра рассказа;
  • выявить актуальность проблематики рассказа «Студент».

Студенты должны уметь:

  • выполнять текстуальный анализ произведения малой жанровой формы;
  • раскрывать значение евангельских тем и образов в произведении;
  • выявлять актуальность философской проблематики произведения классической литературы.

Оборудование: тексты рассказа А.П.Чехова «Студент», аудиозаписи музыки Альбинони, В.-А. Моцарта (отрывок из «Реквиема»), песня В. Бутусова «Мне снилось, что Христос воскрес…», книга А. Меня «Сын человеческий», распечатки с цитатами В.-А. Моцарта, Саади, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.А. Блока.

ХОД УРОКА

Вызов

Вступительное слово учителя.

На прошлом занятии мы охарактеризовали основные особенности прозы А.П. Чехова, чьё творчество стало своеобразной завершающей страницей в развитии русской классики 19 века. Вы знаете, что он мечтал написать роман, но в историю нашей литературы вошёл как мастер малого жанра. Пожалуйста, вспомните, в чём своеобразие чеховского решения нравственно-философских проблем, волновавших его великих современников – Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого.

(На страницах произведений Чехова нет развернутого изложения его философских взглядов и пространных философских монологов и диалогов героев (как, например, у Толстого и Достоевского). Философская проблематика его произведений как бы «вырастает» из бытовых реалий).

Верно! Подобное явление мы встретим и в рассказе «Студент», который нам предстоит изучить сегодня. Рассказ «Студент» выбран нами для изучения не в последнюю очередь потому, что сам Чехов считал его одним из лучших в своем творчестве. Об этом свидетельствует признание самого писателя, взятое в качестве эпиграфа к уроку.

СЛАЙД 2

Для названия темы урока взяты строки из самого рассказа: «Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…» Философская проблематика рассказа А.П. Чехова «Студент». Значение евангельских тем и образов в произведении».

СЛАЙД 3 Теперь посмотрите на 3слайд, где есть сразу несколько картинок и текстов. C ейчас я прокомментирую содержание слайда, а вы, исходя из темы урока и содержания слайда, сформулируйте те основные вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе занятия.

Итак, на слайде представлены, во-первых , слова А.П. Чехова, взятые нами в качестве эпиграфа. По воспоминаниям Ивана Бунина, на упрёки в пессимизме и отсутствии волевых героев, способных на поступок, А.П. Чехов отвечал: «А какой я нытик? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент»…».

Во-вторых , вы видите фото картины «Отречение апостола Петра» датского художника Карла Блоха, жившего в 19 веке и ниже те слова из 26 главы Евангелия от Матфея, которые иллюстрирует эта картина: «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». Эти слова цитирует и герой рассказа «Студент».

Наконец , самые неожиданные изображения и тексты – фото альбома «Крылья» (1995) группы «Наутилус Помпилиус» и В. Бутусова, а также начало песни «Мне снилось, что Христос воскрес, И жив, как я и ты».

Итак, повторяю: исходя из темы урока и содержания слайда, сформулируйте те основные вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Возможные ответы студентов.

1) почему именно рассказ «Студент» А.П. Чехов назвал любимым? 2) какие философские проблемы поднял он здесь? 3) какую роль в раскрытии этой проблематики играет евангельская история об отречении апостол Петра? 4) наконец, как рассказ «Студент», написанный в конце XIX века, связан с нами, живущими в XXI веке? в чем его актуальность?

Спасибо!

СЛАЙД 4 . Итак, цель нашего урока – оттолкнувшись от частного – от конкретных бытовых ситуаций, изображенных А.П. Чеховым в рассказе «Студент», – определить его основную философскую проблематику, раскрыв значение евангельской истории об отречении апостола Петра в структуре произведения.

Осмысление

Обратимся к тексту рассказа, открывающегося описанием пейзажа : «Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку . Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело . Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо . Запахло зимой».

Какой характер носит этот пейзаж, по какому принципу он построен?

(Пейзаж, открывающий рассказ, внутренне контрастен, его описание построено на столкновении двух начал, двух стихий).

Какие силы сталкиваются, вступают в борьбу?

(Сталкиваются добро и зло, холод и тепло, свет и тьма. Хрупкую гармонию тихого весеннего вечера нарушает вмешательство сил зла, которые временно одерживают победу).

В какой день развиваются события рассказа? (Действие происходит в Страстную Пятницу, накануне Пасхи).

Чем знаменателен этот день? СЛАЙД 5 .

(В жизни православных верующих это в своем роде единственный по степени своей трагедийности день – день, когда пре дали и преда ли мучениям, распяли Спасителя – Иисуса Христа. Особенность богослужений в храме в этот день, наполненный особой скорбью по распятому Спасителю, такова, что христиане основную часть времени должны находиться в храме – только там и только так, молясь и скорбя всем приходом, всем православным миром, можно преодолеть зло и смерть, набирающие исключительную силу в этот страшный день).

Кем является главный герой рассказа Иван по происхождению, образу жизни, воспитанию и образованию? СЛАЙД 6, 7

(Главный герой рассказа – Иван Великопольский, студент Духовной Академии, сын дьячка, т.е. он принадлежит к духовному сословию, тесно связан с основами церковной жизни и прекрасно должен осознавать сущность событий Страстной пятницы…)

И что же? Как он ведет себя в этот день и как можно расценить его поступок ? СЛАЙД 6, 7

«Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо.

(Иван возвращается домой не из церкви, а из леса, не с соборной службы и молитвы (в которых он просто обязан участвовать), а с охоты… Своим поступком – уходом на охоту – он отрекается и от Христа, и от своих братьев – христиан).

Каково душевное состояние Ивана и чем оно может быть мотивировано?

«Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно . Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле» .

(Ему тяжело, тоскливо, неуютно, он подавлен и охвачен мрачным настроением, потому, видимо, что голос совести не дает ему покоя… Он чувствует, что поступил безнравственно…)

СЛАЙД 8

Прочитаем, о чем размышляет герой? В чем суть этих размышлений? Обратим внимание, что мысли его движутся от частного (бытового) к общему (глобальному, вечному): «Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой». СЛАЙД 9

(Студент размышляет об одиночестве и беззащитности человека перед мраком и холодом, и герой уверяется в том, что зло неискоренимо, вечно, вездесуще. Справедливости и добра нет в мире – это открытие буквально леденит его сердце. Мысли Ивана удивительно напоминают раздумья еще одного студента – Родиона Раскольникова).

Однако в океане холодной мглы забрезжил свет костра. Огонь этот виден издалека. СЛАЙД 10

А.Фет"Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр...» На одном из уроков, посвященных поэзии А.А. Фета, мы анализировали его стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» и говорили о том, насколько значимы и многоплановы в литературе образы костра, горящей свечи, света в окне. Огонь должен согреть и просветлить душу уставшего и запутавшегося человека… Произойдет ли чудо? Подойдем к огню вместе с Иваном и всмотримся в лица женщин.

СЛАЙД 10 …НА ВДОВЬИХ ОГОРОДАХ СВЕТИЛСЯ ОГОНЬ…

По какому принципу соотносятся портретные характеристики вдовы Василисы и ее дочери Лукерьи? " Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки… Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой».

(В описании внешности двух женщин автор использует тот же принцип контраста, но за внешней противопоставленностью есть глубокое внутреннее единство этих образов, обусловленное некоей общей духовной основой: обе женщины – православные верующие и буквально с полуслова понимают Ивана, вспомнившего об апостоле Петре).

Какую евангельскую историю и в связи с чем вспомнил Иван ?

СЛАЙД 11 Отречение апостола Петра

«– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!»

(Он вспомнил историю об отречении апостола Петра, видимо, потому, что сознательно или бессознательно он отождествляет себя с Петром. Эта история отвечает его душевному состоянию и поведению).

«Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

– Небось, была на двенадцати евангелиях?

– Была, – ответила Василиса.

– Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…»

СЛАЙДЫ 12,13 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ

Студент спрашивает о 12 Евангелиях, и женщины прекрасно понимают, о чем идет речь. В Страстной четверг – накануне Страстной пятницы – читается 12 отрывков, избранных из 4-х Евангелий, в которых повествуется о последних часах земной жизни Спасителя. Обратимся к страницам книги священника Александра Меня «Сын человеческий» и прочитаем отрывок из 16главы «Ночь в Гефсимании». Здесь повествуется о молитве Спасителя в Гефсиманском саду, где Он любил уединяться для молитвы. Горячо молился Господь и накануне своих крестных страданий.

Послушаем чтение отрывков об этих событиях . Приложение 1 .

СЛАЙДЫ 14- 21

СЛАЙД 21 Поцелуй Иуды. Илья Глазунов.

Вернемся к тексту чеховского «Студента», к эпизоду, в котором говорится об отречении Петра. Любимый ученик трижды отрекается от учителя, которого любит «страстно, без памяти…»

СЛАЙД 22 Отречение апостола Петра

«– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания… Студент вздохнул и задумался.»

Какова реакция женщин на пересказ хорошо известного им эпизода?

«Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». (Василиса плачет, а лицо Лукерьи искажается от боли).

Как относится Иван и женщины к Петру?

(События, произошедшие 19 веков назад, воспринимаются ими как сегодняшние. Это не христианский миф и не легенда, как сейчас модно говорить. Петр для верующих людей, истинных христиан – отнюдь не вымышленный персонаж, а реальный человек – живой, грешный, достойный сострадания. Это тот самый ближний, о любви к которому заповедовал Иисус. Чеховские героини живут в полном согласии с учением Христа. Василиса плачет вместе с Петром, как бы сочувствуя его судьбе, сочувствуя его горю, разделяя его нравственные муки и раскаяние).

СЛАЙД 23

Профессор Московской Духовной Академии – М.М. Дунаев – говорил о героях чеховского рассказа: «Женщины, слушающие студента, несомненно, переживают рассказываемое в своей душе, и тем сопереживают его душевной муке. И студент понял, что через это переживание совершается незримое единение душ во Христе, какое только и может противостоять греху и унынию… Переживание предательства апостола Петра как своего собственного помогает студенту очиститься душою – и по-иному сознать жизнь». СЛАЙД 24 (цитаты И.Н. Сухих и Г.М.Фридлендера).

Обратимся к тексту и найдем подтверждение словам профессора М. М. Дунаева:

«Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

СЛАЙД 25 Альбом гр. «Наутилус Помпилиус» «КРЫЛЬЯ» (1995)

Спустя 101 год после появления чеховского «Студента», группа «Наутилус Помпилиус» выпустила альбом «Крылья» (1995 год), в который вошла песня «Мне снилось, что Христос воскрес…» Послушаем песню на стихи Ильи Кормильцева и подумаем, в чем переживания ее героя близки переживаниям чеховских героев? Приложение 2 .

Пока звучит песня , СЛАЙДЫ 26-29

Звучит сообщение по песне «Мне снилось, что Христос воскрес…». Приложение 2 .

Спасибо за сообщение! Надеюсь все почувствовали внутреннее сходство переживаний чеховского студента и героя песни В. Бутусова. Впрочем, несомненно и существенное различие, особенно касающееся финала двух этих произведений.

СЛАЙД 30 Каким настроением проникнут финал рассказа?

«А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Как и почему изменилось настроение Ивана? Какую истину открыл он для себя?

СЛАЙД 31

Прочитаем: «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

(Общение с простыми русскими женщинами, искры их душевного тепла, веры и понимания согрели и душу студента, понявшего, что он не один. Мир, казавшийся ему «сиротским» и «опустевшим» (как герою Бутусова), вдруг обрёл гармоничность, появилось чувство причастности и единения с другими людьми. Внезапно его осенила ещё одна важная и мудрая мысль о том, что всё в жизни связано, ничто не исчезает бесследно, всё имеет свой глубокий смысл, и эта связь времен основана на вере, добре и любви, способных победить смерть и зло).

СЛАЙДЫ 32-33

Размышление

На этой стадии урока звучит заключительное слово учителя, происходит обобщение и систематизация наблюдений и знаний, полученных в ходе обсуждения рассказа и просмотра отрывка из д/ф «Апостол Пётр», оценка этих наблюдений и знаний, осознание и усвоение полученной информации. Результатом должно стать заполнение каждым студентом «двойных дневников». СЛАЙДЫ 35-36

Заключительное слово учителя.

СЛАЙД 34. Процитирую литературоведа Георгия Михайловича Фридлендера: «История, рассказанная чеховским героем, - это история о таком же, как они, деревенском человеке, простом рыбаке… Так же как чеховский студент и его слушательницы, евангельский Петр хорошо знал холод, бесприютность, материальные лишения, грелся у простого костра вместе с другими бедняками. … в минуту неожиданного испытания Пётр не мог совладать со страхом за себя и свою жизнь он испугался – и это заставило его отречься от своего Учителя. Но человек великой слабости, Пётр, по свидетельству Евангелия, стал человеком великой силы, он преодолел страх и мужественно проповедовал слово Учителя». К этим словам добавлю, что апостол Пётр после Воскресения Иисуса Христа стал мужественно проповедовать христианскую веру, невзирая на гонения преследователей и врагов христианства. Впоследствии он был распят, как и Христос .

СЛАЙД 34.

Итак, в финале рассказа герой движется в родную деревню, домой; из пустоты отречения и одиночества к своим ближним, из мрака и холода к рассвету. Свет зари символизирует начало нового этапа в жизни молодого студента Духовной Академии: торжество света над тьмой, верой над безверием и унынием, вечной памяти над равнодушием и беспамятством. Свет костра « на вдовьих огородах» согрел и просветлил его душу.

СЛАЙДЫ 37-38 .

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, к каким философским проблемам обратился здесь Чехов? О чем его рассказ «Студент» - эта удивительная жемчужина философской прозы XIX века?

(Рассказ этот о жизни и поисках её смысла, о добре и зле, о человеческой силе и слабости, о предательстве и раскаянии, о времени (о связи настоящего с прошлым), о судьбе христианства, о России, о нас с вами…)

И всё это на нескольких страницах. Именно евангельский эпизод об апостоле Петре, составляющий ядро «Студента», помог Чехову решить целый спектр философских проблем.

Думаю, нам удалось понять, почему этот рассказ Чехов называл любимым, надеюсь, полюбили это произведение и вы. Вот что значит русская классика! От неё во все стороны расходятся лучи – к прошлому, настоящему, будущему.

Заполнение «двойных дневников». Приложение 3 .

А теперь посмотрите на слайд и в распечатки: вам предложена подборка цитат выдающихся представителей мировой культуры. Используя методику «Двойной дневник», раскройте смысл данных цитат и выскажите своё мнение, какую из них и почему можно взять эпиграфом к нашему уроку по рассказу "Студент"?

Список литературы.

  1. Звиняцковский В.Я. Начинаю с Чехова// Русский язык и литература в средних учебных заведениях. 1990. № 1. С. 6-12.
  2. Сухих В.Н. Жизнь человека: версия Чехова// Чехов А.П. Рассказы из жизни моих друзей. – СПб., 1994.
  3. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. – Л., 1971. С. 135-137.
  4. Харитонова О.Н. Философская проблема А.П. Чехова «Студент» на уроке литературы в X классе// Литература в школе. 1993. № 6. С.51-54.