Как произвести благоприятное первое впечатление: работа над собой. Как вызвать симпатию человека. Как произвести хорошее впечатление

21 Как произвести благоприятное первое впечатление

Первое впечатление сродни любви с первого взгляда, только в деловой обстановке. Вот девять правил, которые помогут вам сделать эту любовь крепкой и взаимной.

– Ваше появление. Когда вас приглашают войти, входите не мешкая. Не останавливайтесь в дверях, как нашкодивший школьник, вызванный в кабинет директора. Неуверенные в себе люди и ступают неуверенно, слегка шаркая ногами. Идите от двери к столу ровно и уверенно, не замедляя и не ускоряя шаг.

– Ваша походка. Идите решительно. Влиятельные люди и те, кто занимает высокое положение, всегда идут уверенно, в среднем темпе, со средней длиной шага. Те, кто идут медленно и делают большие шаги, производят впечатление людей, склонных попусту тратить время, не интересующихся происходящим, или попросту бездельников.

– Рукопожатие. Держите руку прямо, пожимайте руку с той же силой, что и ваш собеседник. Пусть именно он решит, когда настанет время закончить рукопожатие. Никогда не пожимайте руку через стол, поскольку в такой ситуации рука собеседника окажется под вашей.

– Ваша улыбка. Улыбайтесь всем лицом, а не только одними губами.

– Поднятие бровей. Это древний сигнал языка телодвижений, сразу же воспринимаемый человеческим мозгом. Когда вам представляют человека, на малую долю секунды поднимите брови.

– Ваша речь. За первые 15 секунд общения дважды повторите имя собеседника. Старайтесь не говорить дольше 30 секунд. Говорите размеренно, в том же темпе, что и ваши собеседники.

– Ваша поза. Если вам предлагают сесть в низкое кресло прямо напротив собеседника, разверните кресло под углом 45 градусов, чтобы не оказаться в положении проштрафившегося подчиненного. Если развернуть кресло невозможно, развернитесь сами.

– Ваши жесты. Спокойные, уверенные в себе люди, умеющие контролировать собственные эмоции, используют четкие, простые, осознанные движения. Люди, занимающие высокое положение, жестикулируют гораздо меньше, чем их подчиненные. Следите за своими жестами, не поднимайте руку выше подбородка. Чтобы достичь взаимопонимания, зеркально повторяйте жесты собеседника и выражение его лица (конечно, только в разумных пределах).

– Ваш уход. По окончании встречи спокойно соберите свои вещи. По ситуации обменяйтесь с собеседниками рукопожатиями, повернитесь и выйдите. Если при вашем появлении дверь была закрыта, закройте ее за собой. Учтите, что, уходя, вам придется повернуться к собеседникам спиной. Если вы мужчина, не забудьте тщательно вычистить задники своих ботинок. Съемки скрытой камерой показывают, что, когда из комнаты выходит женщина, все внимательно изучают ее спину (и не только спину). Даже если вам это неприятно, вы должны это учесть. Подойдя к двери, повернитесь и улыбнитесь. Пусть собеседники запомнят вашу улыбку, а не что-то другое.

Из книги Настольная книга стервы автора Кронна Светлана

9. Как произвести впечатление с помощью цвета в одежде? Если затрудняешься координировать цветовую гамму костюмов, предпочтение отдай однотонным. Если и тут сомневаешься – носи черное, точно уж не проиграешь, но и… не выиграешь!Ты на перепутье – надеть красное или синее?

Из книги Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая... автора Либина Алена

ГЛАВА 7 – ГОЛОС, РЕЧЬ И БЛАГОПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Прекрасное, как и полезное, имеет свое разумное основание. Жан Фабр Звуки голоса украшают или обедняют, искажают или передают наш личностный портрет без нарушений. По еле уловимым нюансам звуков речи мы судим о личности

Из книги Язык жестов. Как читать мысли без слов? 49 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 37 Как произвести впечатление при встрече Как говорится, встречаем по одежке, а провожаем по уму. Еще до того, как вы начнете говорить, вас уже начинают оценивать. Вы сможете завоевать доверие вашего собеседника, если научитесь использовать те невербальные

Из книги Практическая психология для менеджера автора Альтшуллер А А

Из книги Техники скрытого гипноза и влияния на людей автора Фьюсел Боб

Искусство произвести первое впечатление и международный деловой этикет Мы уже писали, что многое в деловом общении зависит от того, какое первое впечатление вы сумеете создать у парнеров. Это взгляд, улыбка, рукопожатие, и так далее. Но в некоторых странах можно совершить

Из книги Имидж – путь к успеху автора Вемъ Александр

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Искусство помнить и забывать автора Лапп Даниэль

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Как произвести первое впечатление Имидж играет огромную роль. Внешний вид состоит из природных данных, одежды, манеры держаться и стиля поведения.Стиль – набор определенных признаков. Неотъемлемыми частями гармонии являются:1. Тождество. Все элементы костюма подобраны

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

28. Что следует делать, чтобы произвести на людей незабываемое впечатление! Некоторые люди обладают выразительной внешностью, яркой индивидуальностью, собственным стилем поведения, манерами, которые запечатлеваются в памяти. Естественно, такие люди привлекают внимание,

Из книги Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей автора Карнеги Дейл

Ложь с целью произвести впечатление Восторг, доступный благодаря обману, - один из аспектов чувства власти, которое можно испытать благодаря лжи. Друзья одного прилежного, почти одержимого, но беспокойного и недостаточно уверенного в себе интерна решили разыграть

Из книги Мне нужна твоя любовь – а так ли это? автора Кейти Байрон

Как произвести блестящее впечатление, почти не прилагая усилий Вирджиния Сатир, автор классической книги по воспитанию «Сотворение человека» («Peoplemaking»), была, вероятно, самым успешным и известным во все времена семейным терапевтом.За время своей долгой и прославленной

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5. Простой способ произвести хорошее первое впечатление На одном из званых обедов, который состоялся как-то в Нью-Йорке, среди гостей присутствовала женщина, получившая недавно значительное наследство и страстно желавшая произвести на всех приятное впечатление.

Из книги автора

Произвести впечатление Начнем наше исследование с мысли, которой доверяет большинство из нас: «Чтобы нравиться людям, нужно склонить их на свою сторону». На основе этой мысли выстроен не один вид индустрии, и сама мысль кажется нам безоговорочно правдивой. Но правдива ли

Чтобы произвести хорошее впечатление и понравиться другому человеку, необходимо быть хорошим собеседником и уметь слушать , а не только слышать говорящего

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога психологической помощи психоаналитика Матвеева О.В. , желаю всем психического здоровья!

Чтобы нравиться людям и производить на них впечатление хорошего собеседника, необходимо научиться не только слышать, а, именно, активно слушать. (Процесс слушания не менее психологически активен, чем — говорение).

Как стать хорошим собеседником, чтобы понравиться другому и произвести хорошее впечатление — внимательно слушаем

Человек, который слушает другого, в отличии, например, от читателя, не может не на секунду отвлечься от слов собеседника, потому как сказанное слово, в отличии от написанного, сразу пропадает, как только его произнесли.

Многие наши реакции в процессе беседы и общения мешают говорящему сосредоточиться на теме разговора; обрывают нить мысли; не дают нам правильно интерпретировать выраженные собеседником слова, чувства и переживания.

Отвлечение внимания, недослушивание, перебивание и домысливание за другого, не дают возможности произвести впечатление на говорящего, понравиться ему и поддержать контакт. Так как будут вызывать психологическую защиту , выражающуюся в раздражительности и возмущении, пусть даже скрытом, неуслышанного собеседника.

Как же научиться слушать, а не только слышать, чтобы понравиться и произвести хорошее впечатление на собеседника?

Управление произвольным вниманием — это очень действенный способ эффективного общения и становления хорошим собеседником.

Проблема в том, что управлять вниманием довольно трудно, т.к. оно постоянно и непроизвольно отвлекается. Однако, решению этой проблемы помогают другие приемы внимательного слушания собеседника.

Это визуальный контакт, определенные жесты, наше отношение к говорящему — понимание, одобрение, эмпатия и минимум критики.

Особую роль в межличностном общении, и не только чтобы понравиться и произвести впечатление, но и для деловых бесед, играет положительный язык поз и жестов .

Поза может показывать на расположенность к слушанию, восприятию говорящего, и установлению контакта с собеседником.

Жесты, в свою очередь, невербально (без слов) показывают восприятие слов и чувств собеседника.

Умение внимательно молчать, чтобы произвести впечатление и понравиться, является эффективным приемом нерефлексивного слушания собеседника

Для внимательного молчания (слушания)нужно, всего лишь, использовать нейтральные побуждающие реплики или невербальные (не речевые) средства. Это повторение последних слов говорящего, междометия («угу», поддакивания), кивки, реакции мимики, контакт глаз, иногда — улыбка.

Для более точного понимания собеседника применяют приемы рефлексивного слушания. Это объективная обратная связь с говорящим.

Она нужна для контроля точности восприятия услышанного; и также помогает понравиться другому человеку, произвести на него впечатление и зарекомендовать себя хорошим собеседником.

В этом методе слушания используется речевая форма.

Задают открытые и закрытые вопросы исключительно по теме (предмету) разговора; перефразируют слова собеседника, излагая ту же мысль другими словами; резюмируют и излагают промежуточные выводы в процессе разговора.

Подводя итог, можно сказать, что произвести хорошее впечатление, понравиться другому человеку и стать хорошим собеседником, можно лишь тогда, когда мы будем, прежде всего, хорошими и активными слушателями
Многие люди хотят, в основном, говорить сами, и часто забывают слушать собеседника, порой задавая вопрос, и отвечая на него за другого. Они, как бы, говорят сами с собой, не слушая, хотя и слыша, другого человека, что в свою очередь может вызывать отрицательные эмоции и отвержение от собеседника.

Также не стоит забывать, если хочешь понравиться другому человеку и произвести впечатление на него, то, что не следует давать непрошеных советов — пока не просят. Обычно такие советы дают те, кто в реальности никогда не поможет.

В беседах не нужно перенапрягать человека своими проблемами и неудачами; не нужно допускать блуждания мыслей; не стоит перебивать говорящего. А слушать нужно не только информацию, но и чувства.

Будьте внимательны к собеседнику, и Вы понравитесь ему и произведете хорошее впечатление; сохраните контакт, и, возможно, дружеские отношения.

Для приобретения навыков эффективного слушания и общения, периодически наблюдайте за особенностями коммуникации других людей (вместо наглядного пособия), выявляя правильные и неправильные способы взаимодействия в разговоре.

Желаю всем психологического благополучия!

Важность первого впечатления. Факторы, которые определяют восприятие человека при знакомстве, а также всё о том, как сформировать правильное мнение о себе. Эффекты, способные исказить действительность во время первой встречи.

Содержание статьи:

Первое впечатление - это образ, который формируется при первой встрече с человеком у других людей. Происходит это не только за счет получения эмоциональных и физических сведений, но и благодаря выработке своей личной реакции на них. Таким образом, в голове складывается определенный набор характеристик этого индивидуума, в соответствии с которыми будет развиваться дальнейшее общение. Для всего человечества этот процесс является очень важным, ведь именно он предопределяет любые отношения между людьми. Поэтому каждый пытается научиться производить такое впечатление, которое ему необходимо в данной ситуации.

Факторы формирования первого впечатления


Процесс, во время которого образовывается впечатление, длится всего несколько первых минут при знакомстве. Несмотря на это, оно укладывается в голове у людей как ориентир в построении будущих отношений. То, как человека воспримут в этот момент, зависит от многих факторов, влияющих на формирование первого впечатления. Большинство современных психологов пытается составить список наиболее важных пунктов, на которые обращается внимание в первую очередь.

Сегодня среди них выделяют:

  • Внешний облик . Данный фактор можно объяснить как оценку общей картинки. Имеются в виду эмоции, которые возникают впервые при виде данного человека. Они не подкреплены разговорами или манерами, а всего лишь строятся на том, какие чувства вызывает его появление во время встречи.
  • Элементы внешности . Как бы кто ни пытался возразить, но самым важным пунктом в формировании первого впечатления о человеке служит оценка материальных качеств. Это и одежда, и состояние волос, ногтей, кожи. Всё то, что можно увидеть невооруженным глазом ещё до начала разговора. Абсолютно все люди обращают на это внимание и принимают к сведению задолго до распознавания конкретного человека как личности.
  • Проявление эмоций . Только после оценки предыдущих качеств к сведению принимаются нематериальные характеристики человека. В этот момент обращается внимание на проявление чувств. Важно то, как поведет себя эта личность в той или иной ситуации, будет ли улыбаться во время шуток и какие взгляды на жизнь разделяет. Таким образом, оценивают моральные качества, что также немаловажно при знакомстве.
  • Особенности поведения . Многие люди способны с первых минут по позе человека определить многие черты его характера. Для этого они оценивают походку, положение рук и ног при общении, жестикуляцию, движения мимической мускулатуры и даже характер улыбки. Эти и многие другие моменты позволяют определить намерения и открытость оппонента, его привычки и отношение к компании. Данный пункт чрезвычайно важен ещё и потому, что помогает узнать тип характера человека.
  • Индивидуальные качества . Последним, что оценивается при знакомстве с человеком, являются его личностные характеристики. Это те качества, которые выделяют его из общей массы. Таковыми могут оказаться как взгляды на жизнь, так и наличие родинки на подбородке. Одним словом то, что способно зацепить и привлечь внимание присутствующих.
Чаще всего перечисленные факторы используются именно в таком порядке. Но, несмотря на это, каждый человек имеет склонность замечать то, что более важно и интересно, изменяя данную последовательность.

Искажающие первое впечатление эффекты


Учитывая, что первое впечатление о человеке складывается за невероятно короткий промежуток времени, его нельзя назвать объективным. Всё дело в том, что на его формирование влияют не только данный момент, но ещё и другие факторы. Это различные обстоятельства и сведения, которые могут исказить полученную картинку. Зачастую происходит так, что когда индивидуум видит своего оппонента, у него уже имеются определенные подсознательные предубеждения на его счет.

Выделяют несколько эффектов, которые обладают таким действием:

  1. Ореол . Это понятие обозначает преувеличение значимости первого впечатления. Ведь оно может создать определенный образ, который будет учитываться при всех последующих встречах. Например, если при первом знакомстве с женщиной мужчина ей понравится и заинтересует, то все его плохие поступки в дальнейшем она будет оправдывать сама. Точно такая же ситуация может сложиться и не в его пользу. Если он опоздал или неудачно пошутил на первом свидании, то надеяться на второе не имеет смысла.
  2. Первичность . Оценивая какого-либо человека, каждый склонен расставлять свои приоритеты. И поэтому кто-то сначала смотрит на цвет глаз, а другие на опрятность в одежде или щедрость. Именно впечатление от первого пункта может определить отношение к данной личности вообще. Поэтому кого-то можно покорить красивым пиджаком или произнесением желаемой фразы, даже если, кроме этого, человек не может больше ничем похвастаться. Восприятие формирует то, что было представлено изначально.
  3. Бумеранг . Практически каждый человек знает, что означает данный феномен. Дело всё в том, что люди всегда склоняются как-либо противодействовать влиянию на них. Поэтому по отношению к тем, кто сразу же пытается влиться в коллектив, привлечь внимание или ставит себя выше остальных, вырабатываются отрицательные эмоции. Все воспринимают их как врагов и, несмотря на последующие поступки, везде ищут подвох.
  4. Снисходительность . Данный признак является исключительно чертой человека, которому предстоит составить свое мнение о ком-либо. Есть люди, склонные жалеть других, поэтому они ко всем будут изначально настроены хорошо. Их мнение нельзя назвать объективным, но именно так они видят окружающих.
  5. Стереотипность . Очень часто встречающийся феномен, который наблюдается в отношениях между мужчинами и женщинами. Именно в таких случаях люди склонны воспринимать новых знакомых уже с предвзятым нехорошим мнением. Если даме однажды изменили, то каждому последующему представителю мужского пола нужно будет доказывать ей, что он не такой. И совсем неважно, что причины так думать у неё нет, ведь здесь руководит сложившийся ранее стереотип.
  6. Проецирование . Подобное случается среди людей, которые очень сильно не любят в себе какие-либо качества. Именно поэтому подсознательно пытаются их разглядеть в других. Следовательно, мнение о человеке будет изначально плохим, ведь оно подкреплено самой нелюбимой привычкой или чертой характера. Люди редко могут сами заметить подобные проблемы, но общение с ними всё равно достаточно затрудняется.

Как произвести хорошее впечатление

Для построения любых отношений очень важно, чтобы человека узнали с хорошей стороны. Далеко не все люди умеют показать все свои плюсы, а это вполне способно оттолкнуть от них окружающих. Чтобы узнать, как произвести первое впечатление, совершенно не нужно перечитывать миллионы умных книжек и монографий. Стоит всего лишь позволить себе быть самим собой и учитывать некоторые факты про оппонента.

Особенности поведения при знакомстве


Для начала нужно собраться с мыслями и поставить перед собой цель данной встречи. Необходимо четко понимать, насколько важно для человека то, что о нем подумают. Выяснив для себя эти критерии, можно приступать к подготовке самого себя.

Приведем несколько советов, которые нужно соблюдать при знакомстве:

  • Быть естественным . Когда человеку предстоит важная встреча, он пытается подготовиться к ней как можно тщательней. Но внешне такая идеальность может показаться наигранной и ненастоящей, что ещё сильнее оттолкнет. Более того, всё знакомство будет потрачено на размышления, чтобы что-то не забыть и не сказать лишнего. Поэтому подобная длинная подготовка не приведет ни к чему хорошему. Лучше быть самим собой и общаться с человеком искренне, без лишней суеты.
  • Не льстить . Для того чтобы понравиться кому-то, совсем не обязательно полностью ему подражать. Все люди индивидуальны в своих действиях и взглядах. И наличие собственного мнения приходится по душе больше, чем подхалимство и соглашательство со всем. Конечно, не стоит и слишком яростно отстаивать свою точку зрения, чтобы не обидеть оппонента. Всё должно быть в меру.
  • Получать удовольствие от встречи . Несмотря на то, какие люди будут присутствовать во время разговора, нужно успокоить себя и подойти к этой ситуации с умом. Если встреча таки должна состояться, то лучше не противиться этому, а наоборот, поискать точки соприкосновения с человеком. Нужно внимательно его выслушать и взять для себя полезную информацию. Такая встреча может принести много плодов для обеих сторон при построении конструктивного подхода.
  • Взглянуть на себя со стороны . Иногда такое умение очень сильно помогает человеку облегчить жизнь во время важных встреч. Ведь мы смотрим на себя совершенно под другим углом. Жесты и шутки индивидуума могут быть понятными только ему одному, а вот посторонние способны воспринять их как обиду. Поэтому стоит пересмотреть свои манеры в общении так, чтобы они были доступны и понятны всем.
  • Определить свои преимущества . Чтобы заинтересовать кого-нибудь, нужно прежде всего определить для себя самого, как именно это можно сделать. После этого будет гораздо проще наладить общение, ведь человек будет знать свои главные достоинства. Именно они должны привлечь внимание со стороны и сделать общение интересным. Такими притягательными моментами могут послужить чувство юмора, дружелюбие. Если человек не может понять, что интересного он может предложить, нужно тщательно работать над собой.

Правила ведения разговора с собеседником


Во-первых, своего оппонента всегда необходимо узнавать как можно ближе, научится понимать его интересы и взгляды на жизнь. Это поможет более конструктивно построить беседу без неловких моментов.

Во-вторых, стоит придерживаться универсальных правил ведения разговора, которые являются общепризнанными:

  1. Выслушать . Этого требует каждый собеседник. Всем очень важно и необходимо, чтобы на них обратили внимание, проявили толерантность и кивали головой в ответ на какие-то фразы. Если такая возможность была предоставлена, то в дальнейшем разговор будет очень продуктивным. Хотя бы из чувства вежливости человеку не откажут в просьбах, назовут хорошим слушателем и собеседником.
  2. Не говорить много . Очень важно, чтобы оппонент не чувствовал себя лишним во время сложившегося своеобразного монолога. Люди, которые начинают разговор с обсуждений своих проблем, только отпугивают от себя окружающих. Не стоит утруждать своего собеседника излишним вниманием и болтовней. Любая беседа должна заканчиваться до того, как человеку начнут об этом намекать или говорить прямо.
  3. Обращаться по имени . Почему-то об этом пункте в современном мире мало кто помнит. А на самом деле любому человеку всегда приятно слышать свое имя. Поэтому нужно стараться как можно чаще это делать. Таким образом, проявляется уважение к собеседнику и первое впечатление об его оппоненте тоже улучшается. Естественно, это не касается деловых встреч, где необходимо обращаться по имени и отчеству.
  4. Установить зрительный контакт . Как бы странно это ни звучало, но метод действительно работает. Прямой взгляд в глаза говорит о том, что данному человеку действительно важен его собеседник. Маневр будет обязательно оценен по достоинству.
Как произвести первое впечатление - смотрите на видео:


Психология первого впечатления является чрезвычайно популярной в современном мире. Влияние на последующее общение и развитие любых отношений практически всегда строится на этом принципе. Поэтому очень важно уметь не только правильно проявить себя при встрече, но и научится объективно оценивать своих новых знакомых. Таким образом, у человека никогда не будет возникать проблем с недопониманием или недооценкой его личности, а все важные разговоры станут обычной светской беседой.

Первое впечатление – самое важное

Люди выносят суждение о человеке в первые минуты общения, основываясь на невербальных сигналах, которые этот человек подсознательно подает. Симпатия или антипатия к незнакомцу возникает подсознательно. Человек избегает смотреть в глаза? Наверное, у него нечистая совесть. Он широко и открыто улыбается? Вероятно, он добрый и веселый человек. Конечно, подобные выводы могут быть совершенно неверными, и со временем мнение о человеке поменяется. И все же всегда лучше производить прекрасное впечатление с первых минут знакомства: люди охотно идут на уступки тем, кто кажется им симпатичным, и избегают общения с людьми, вызывающими антипатию.

Конечно, существуют счастливчики, которые нравятся всем и всегда, но таких людей немного. Большинству же приходится тщательно работать над собой, чтобы научиться привлекать окружающих в первые же минуты общения.

Что влияет на первое впечатление?

В большинстве случаев для того, чтобы понравиться окружающим, достаточно выглядеть уверенно и доброжелательно. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Уверенность в себе

Люди, излучающие уверенность в себе, очень привлекательны для всех, а особенно – для тех, кому уверенности в себе по каким-то причинам недостает. Как же можно продемонстрировать окружающим это качество? Для начала стоит научиться двигаться, как уверенный в себе человек. Прямая спина, высоко поднятая голова, расправленные плечи – такая поза кого угодно сделает привлекательным. Возможно, даже следует перед зеркалом отрепетировать свободные, уверенные, вальяжные позы. Желательно, чтобы позы были открытыми: не стоит скрещивать руки на груди. Необходимо избавиться от мелких суетливых движений, отучиться теребить сумочку или галстук, кусать губы и стучать пальцами по столу. Очень важно научиться спокойно и твердо смотреть людям в глаза. Рукопожатие должно быть твердым, а речь – достаточно громкой и уверенной.

Не стоит говорить слишком медленно или слишком быстро, оптимальным вариантом будет подстроиться под темп речи собеседника. Хорошо бы овладеть искусством держать паузу и говорить спокойно и значительно.

Демонстрируя окружающим уверенность в себе , важно не перестараться: самоуверенность никого не красит и только отталкивает людей. Не стоит слишком активно заниматься саморекламой – по-настоящему уверенному в себе человеку это не нужно. Кроме того, очень важно, чтобы уверенность в себе сочеталась с доброжелательностью.

Доброжелательность

Доброжелательно настроенные люди, не гнушающиеся сказать комплимент , оказать мелкую услугу или хотя бы просто дружески улыбнуться, всегда кажутся привлекательными. Как производить впечатление доброжелательного человека? Стоит поупражняться перед зеркалом, чтобы на лице не было скучающе-высокомерного выражения. Лучше, если на лице будет легкая полуулыбка. Еще лучше – научиться «улыбаться» одними глазами. Сияющий заинтересованный взгляд всегда кажется окружающим привлекательным, а вот к улыбкам отношение в разных культурах может быть разным – кое-где постоянно улыбающихся людей могут заподозрить в неискренности.

Внимание – настоящий наркотик для окружающих, поэтому следует смотреть людям в глаза, увлеченно слушать, подбадривать при необходимости одобрительными междометиями. Стоит как можно чаще соглашаться с собеседником. Это отнюдь не значит, что собственное мнение высказывать нельзя – можно и даже нужно. Просто перед этим следует найти точки соприкосновения с собеседником и пробудить тем самым его симпатию.

Есть контакт

Людям нравятся те, кто на них похож. Поэтому любое общение стоит начинать с поиска каких-то общих интересов и схожих взглядов. Когда люди находят в незнакомом прежде человеке что-то близкое и понятное им, это вызывает симпатию. Не стоит ввязываться в споры и доказывать с пеной у рта свою точку зрения. Гораздо лучше с улыбкой признать, что по каким-то вопросам у всех могут быть разные мнения.

Очень сильный прием – использование местоимения «мы» в разговоре.
Это позволит сблизиться с собеседником, и мгновенно превратит его в единомышленника. Такая техника может моментально вызвать симпатию, но использовать ее следует осторожно, чтобы это не выглядело искусственно.

Применять с осторожностью

Ошибкой было бы полагать, что, заучив определенные техники и фразы, можно с легкостью научиться производить на окружающих исключительно благоприятное впечатление. Самое главное в том, чтобы нравиться людям – это искренность. Без нее заученные слова так и остаются дежурными фразами, и поведение вызывает, скорее, негативную реакцию, поскольку выглядит в высшей степени неестественно.

Например, очень мало кому нравятся многочисленные менеджеры по продажам, которые с искусственной улыбкой повторяют заученные фразы. Очевидно, что ни о какой искренности в данном случае не может идти и речи. Чтобы не уподобляться таким горе-профессионалам, следует не только больше импровизировать, но и просто любить людей, относиться к ним с симпатией. И в таком случае люди наверняка ответят тем же.


Человек — это, как известно, звучит гордо, но еще более гордо в современном обществе звучит слово «профессионал». И у каждого специалиста есть своя конкретная рыночная цена. Хотя возможны и нюансы...

Информация решает все

Начать стоит с мониторинга вакансий, опубликованных в специализированных изданиях и Интернете (можно также воспользоваться зарплатомером — такая услуга есть на многих профильных сайтах). Из данных источников нетрудно почерпнуть полезную информацию, которая позволит вам в общих чертах составить представление о запросах рынка и тех возможностях, которые у вас есть. Но представление будет весьма приблизительным. Ведь ни для кого не секрет, что зачастую служащие получают большую часть денег в конвертах. Помимо зарплаты надо учитывать и систему компенсаций, бонусов, опционов, медицинских страховок и прочее. Иногда подобный набор надбавок намного превышает базовый оклад сотрудника. Влияют на зарплату и многие другие объективные и субъективные факторы. Довольно часто реальная зарплата существенно отличается от той, которую в качестве своеобразной наживки нерадивый работодатель указывает в объявлении. Большую роль играет личность самого человека, в частности его умение блестяще зарекомендовать себя во время интервью с кадровиком или работодателем и в период прохождения испытательного срока. Исследования психологов однозначно свидетельствуют о том, что во многих случаях человеку обаятельному и просто симпатичному дают более высокий стартовый оклад, чем такому же хорошему специалисту, но не умеющему выгодно преподнести себя.

Так же часто, особенно по элитным позициям, объявления о вакансиях вообще не содержат информации о конкретной сумме, ее заменяет загадочная формулировка «Зарплата высокая по результатам собеседования» или «Зарплата обсуждается». Для знающего человека это означает, что потолок его доходов будет напрямую зависеть от той выгоды, которую он гарантирует нанимающей его компании.

Сегодня в прессе регулярно публикуют подготовленные кадровыми и консалтинговыми компаниями обзоры зарплат по Москве, России, сегментам рынка, направлениям бизнеса и т. д. Но опять же такие экспертные оценки не следует воспринимать однозначно: необходимо делать поправку на конъюнктуру рынка, специфику компаний, их политику в отношении персонала, суммы, которые они готовы платить сотрудникам в настоящее время, стадию развития, на которой находится та или иная структура, и т. п. Все перечисленные факторы надо учитывать для того, чтобы адекватно оценить полученные данные и не принимать поспешных решений. Очень хорошо, если, просмотрев подобные выкладки, вы вдруг поймете, что достойны ездить за зарплатой с инкассаторскими мешками, а не прятать от жены заначки. Но нужно отдавать себе отчет в том, что идеальная модель и реальная жизнь — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Важным источником информации являются друзья, знакомые, бывшие однокурсники или коллеги из соседнего офиса, точнее те из них, кто работает в одном с вами сегменте рынка или в одном направлении. Правда, корпоративная культура многих компаний жестко карает работников за разглашение подобной информации, но в приватной беседе за кружкой пива старый приятель наверняка сообщит вам несколько любопытных цифр.

Еще один практический совет — прежде чем приступить к сбору информации, вместо того чтобы прочесывать тайгу, следует задать себе конкретные условия поиска, например: «Я хочу работать в коммерческой структуре, только в крупной российской компании с раскрученным брендом; согласен на ненормированный рабочий день; готов рассматривать только соответствующие моей квалификации и опыту предложения». Это примерный вариант. Каждый сам для себя решает, насколько жестким критериям должна отвечать его потенциальная должность, но, соответственно, чем шире рамки поиска, тем больше разброс зарплат.

Из чего складывается стоимость профессионала?

Как уже было сказано, серьезно влияет на зарплату сотрудника, особенно в коммерческих и финансовых компаниях, результативность его работы — та прибыль, которую он может принести. Если трудоустраивается менеджер по продажам, то обычно смотрят на достигнутые им на прежнем месте работы объемы продаж, если речь идет о логистике — интересуются эффективными схемами поставок и закупок, которые он использовал для оптимизации деятельности фирмы, сэкономив прежнему работодателю солидные средства. На человека, имеющего репутацию царя Мидаса, то есть способного все вокруг себя превращать в золото, порой разворачивается настоящая охота с привлечением самых лучших хедхантеров (охотников за головами), и стоимость такого специалиста в зависимости от масштаба его деятельности бывает сравнима с ценой на хорошего футболиста.

На цену профессионала влияет его человеческая репутация: психологическая совместимость, лояльность по отношению к начальству, клиентам, деловым партнерам. Что касается образования, то здесь все очень индивидуально: кого-то удовлетворят ваши слова, а кто-то потребует диплом, и не какой-нибудь, а МВА — самой престижной в мире программы подготовки менеджеров — или МГУ. Впрочем, если вы уже хорошо зарекомендовали себя на рынке, то вас вряд ли станут оценивать по диплому. Только у новичков зарплата часто зависит от корочки. Успешный же человек может вообще не знать ни одного иностранного языка и иметь за плечами три класса церковно-приходской школы, и ему будут обещать золотые горы, а заполучив такого специалиста в штат, поставят его руководить сотрудниками с гарвардскими и кембриджскими дипломами.

Основные факторы, влияющие на стоимость специалиста, таковы (даны по мере убывания их ценности):

  • опыт создания (ведения) успешных проектов;
  • связи и контакты;
  • стаж работы по данной специальности;
  • количество компаний, в которых человек работал (слишком частую смену мест могут рассматривать как существенный недостаток);
  • лояльность;
  • репутация в профессиональной среде;
  • занимаемые должности и количество сотрудников, находившихся в подчинении;
  • возраст;
  • умение производить благоприятное впечатление;
  • уровень образования;
  • знание иностранных языков;
  • опыт работы за границей.

Стоит также учитывать, что в зависимости от профиля деятельности компании иерархия ценных качеств сотрудника может изменяться, но все равно ее основа останется незыблемой, так как опыт, связи и лояльность к руководству — свойства, которые востребованы практически везде.

Часто молодые, быстро развивающиеся компании предлагают своим сотрудникам более высокие зарплаты, чем их солидные конкуренты. Новичкам, штурмующим рынок, жизненно важно привлечь на свою сторону инициативных и талантливых профи, а рискованные перспективы, как правило, приходится компенсировать более высокой оплатой труда, чем в среднем по рынку. Стабильные же компании платят сотрудникам (это не относится к топ-менеджерам) обычно по нижней среднерыночной планке. Но зато они гарантируют людям надежность, вселяют в них уверенность в завтрашнем дне, а также обещают определенный социальный пакет.

Звезды стоят дорого

Все любят успех. Так что, если вы успешны в своем деле, ваша цена как профессионала будет постоянно расти. Например, Егора пригласили в крупный столичный издательский дом создать и раскрутить новый проект — журнал, рассчитанный на широкий круг профессионалов в области телевизионных, радио- и интернет-технологий. Незадолго до этого момента данное издательство имело печальный опыт: здесь совершили попытку продвинуть на рынок узкопрофильный журнал, ориентированный на специалистов только в области кабельного телевидения. Так что Егору предстояла довольно трудная, рискованная и масштабная задача. Но уже через десять месяцев журнал под его руководством уверенно встал на ноги, завоевал популярность в профессиональной среде и стал приносить прибыль за счет рекламы. Такое чудо удалось совершить благодаря удачной редакторской политике и налаженным связям нового главреда. Поэтому Егор не слишком удивился, когда однажды, на пике успеха журнала, на его рабочем столе зазвонил телефон. Вкрадчивый голос в трубке после небольшого комплиментарного ряда предложил редактору перейти в конкурирующее издательство на зарплату, которая почти в два раза превышала его нынешнюю. Кроме того, ему был обещан солидный процент от рекламы. Для Егора звонок хедхантера стал верным признаком того, что его шансы как профессионала чрезвычайно высоки.

Вопрос зарплаты актуален прежде всего для менеджеров среднего звена — тех, кто ориентируется в первую очередь на базовую зарплату и компенсации. Если говорить о топ-позициях, то здесь задействуют совсем иную мотивацию. У вас может быть небольшая для вашего статуса зарплата и при этом сильная привязка к результату. По итогам года вы способны получить столь весомый бонус, что основной оклад покажется небольшой доплатой... на пиво.

Информация должна работать

Важно знать себе реальную цену, но еще важнее уметь воспользоваться такой информацией. Особенно это актуально перед первой встречей с работодателем. Подобная осведомленность позволит вам вести себя более уверенно и раскованно. Однако не торопитесь заводить разговор о деньгах. Сначала продемонстрируйте нанимателю, что вас интересует прежде всего сама работа: в подходящий момент задайте несколько грамотных вопросов, дав понять, что вы хорошо ориентируетесь в проблематике, или поделитесь своим видением будущих обязанностей. Необходимо заинтересовать работодателя в своих услугах, и только тогда допустимо переходить к обсуждению финансовых вопросов.

Хорошо, если перед интервью вы сумеете собрать максимум информации о компании: ее истории, перспективах, ну и, конечно, об уровне заработной платы по интересующей вас позиции. Это сразу обозначит границы для маневра и позволит без торга в нужный момент разыграть припасенную карту — сослаться на то, что как специалист с таким-то опытом и такой-то квалификации вы претендуете на такую вот заработную плату. Ваша уверенная и, главное, мотивированная позиция почти наверняка вызовет ответное понимание со стороны собеседника.

Особенно важно быть информированным в тех случаях, если работодатель туманно намекает на то, что оплата вашего труда зависит от вас самих. Часто к подобным уловкам прибегают недобросовестные работодатели, процветающие на обмане доверчивых людей. Поэтому лучше сразу решить вопрос о том, как именно станет оплачиваться ваш труд.

Нередко кадровик выглядит напряженным при обсуждении зарплаты и ждет конкретных цифр от вас. Поэтому будьте готовы назвать сумму. Важно, чтобы вы указали действительно приемлемую цену для вашего случая, иначе вы сразу поставите себя в крайне невыгодное положение. Лишних денег вам все равно платить не станут, а завышенные запросы истолкуют как проявление несерьезности или даже авантюризма натуры.

Часто собеседование напоминает психологический поединок. Ваша задача — выторговать себе выгодные стартовые условия, а цель вашего оппонента в лице владельца компании или менеджера по персоналу — переиграть вас и за меньшие деньги заполучить себе нужного специалиста. Поэтому не спешите сразу открывать карты — ждите и слушайте. Необходимо также четко знать минимальную сумму, ниже которой вы не намерены опускаться ни при каких условиях, и иметь примерное представление о потолке своих претензий. Но, еще раз повторимся, не спешите озвучивать их, не узнав предварительно от работодателя планов на свой счет. И вот почему. Допустим, в какой-то момент вы скажете: «Меня все устраивает, и я согласен на зарплату не ниже 300 долларов». Ваше заявление может быть истолковано как готовность получать именно столько. Поэтому, если вы поставлены в положение, когда требуется немедленно высказаться, что называется, вслепую, лучше ответьте так: «Я считаю, что 500 долларов — это нормальная заработная плата за такую работу. Но я готов к обсуждению вопроса». Но, обозначив потолок, будьте готовы к тому, чтобы мотивированно доказать правомерность своих претензий. Все вышесказанное укладывается в правило успешного торга, которое противоречит известной гангстерской истине: «Выигрывает тот, кто стреляет первым». Ваша задача — постараться вынудить другую сторону первой сделать вам предложение и при возможности тонко сыграть на повышение.

Избегайте также излишнего энтузиазма, выражающегося в демонстрации готовности работать за любые деньги, лишь бы только работать. Это, конечно, очень похвальное стремление, особенно если вы долго были не у дел. Но работодатель может решить, что вы устраиваетесь к нему от полной безысходности. И если успех манит к себе всех, то брать на себя роль армии спасения захочет далеко не каждый.

Цену себе, любимому, надо знать всегда

Порой человек вроде доволен своей жизнью, работой и ее оплатой, но все равно с интересом воспринимает каждое предложение рекрутера и даже по-тихому от начальства ходит на интервью. С точки зрения корпоративной морали такое поведение можно однозначно рассматривать как неэтичное и вообще граничащее с предательством родного бренда. Психологи же, напротив, скажут, что этот специалист поступает мудро, постоянно подпитывая чувство собственной профессиональной ценности. И еще: вполне возможно, что настоящее место работы, несмотря на все его внешние достоинства, уже чем-то перестало устраивать данного сотрудника. Действительно влюбленный в свою работу профессионал вряд ли будет тратить время на посещение офисов кадровых агентств хотя бы просто из элементарной человеческой лености. Значит, есть как минимум подсознательное ощущение тревоги, возможно, неуверенности в завтрашнем дне. Человек же, который знает, что даже в случае увольнения сразу получит новое выгодное предложение, избавляется от многих страхов и сомнений, становится более свободным в принятии важных производственных решений. Кроме того, он увереннее отстаивает свои интересы перед руководством, имея за плечами запасной парашют. Поэтому активно общайтесь с коллегами, реагируйте на интересные предложения, размещайте резюме на тематических интернет-сайтах, в базах данных кадровых агентств, откликайтесь на предложения рекрутеров, ходите на интервью. При этом вам вовсе не обязательно каждый раз говорить «да» — гораздо важнее чувствовать свою ценность и неограниченный горизонт возможностей.