Как построили знаменитые башни-близнецы в нью-йорке. Башни-близнецы. Всемирный торговый центр

Найти

Всемирный Торговый Центр. Нью-Йоркские Башни Близнецы - павшие братья

Жители Нью-Йорка называли Башнями-Близнецами (Твинс Тауэрс) небоскребы Всемирного торгового центра, которые были разрушены 11 сентября 2001 года в результате террористического акта. Это событие стало национальной трагедией для США. Террористы не зря выбрали в качестве цели именно Башни Близнецы, ведь они являлись национальной гордостью страны, символом демократии и символом величия американского народа. Сегодня о Твинс Тауэрас нам напоминает огромный мемориал, построенный на месте трагедии. Во многих голливудских фильмах, выпущенных до событий 11 сентября, мы можем видеть панораму Города Мечты Нью-Йорка, на которой обязательно присутствуют башни Всемирного Торгового Центра. На туристических открытках тех времен также традиционно изображались исполинские "близняшки". А сколько изготавливалось сувениров, связанных с этими башнями! К сожалению, теперь эти безделушки скорее напомнят нам о печальном:

Однако настоящая статья планировалась не в виде очерка в память о павших колоссах, а скорее как рассказ об архитектурном шедевре, ушедшем в небытие, но, тем не менее, сохранившем о себе добрую память. Закономерно, что проекта в точности копирующего ВТЦ в планах американских градостроителей нет. Зачем стремиться повторить успех? Пусть Башни "живут" в наших сердцах.

Однако помимо мемориала на площади, некогда занимаемой ВТЦ, все же решено построить несколько высотных зданий. В самом деле, не пустовать же такому лакомому участку Манхеттена? Уже на стадии возведения находится небоскреб Башня Свободы, которая будет иметь высоту свыше 500 метров. Ее ориентировочно сдадут к 2013 году. Помимо оной офисной постройки есть еще 4 проекта, но они пока лишь существуют на бумаге. Разработаны 3 высотные башни и одно жилое здание. Эти исполины вырастут рядом с мемориалом на улице Гринвич.

Прежде чем начинать повествование о Твинс Тауэрс дадим небольшие пояснения. Всемирный Торговый Центр на деле представлял собой комплекс из семи зданий, в состав которого и входили злополучные Северная и Южная Башни. Каждая из башен содержала по 110 этажей, а вот высота разнилась - у Южной Тауэр она составляла 415 метров, а Северной - 417. Рядом был расположен 22-этажный отель Мариотт, который имел сокращенное название ВТЦ-3. Еще три здания ВТЦ 4-6 насчитывали по 9 этажей, а в ВТЦ-7, находящийся через дорогу от остального комплекса, содержал 47 этажей.

История строительства

Задумка построить грандиозный небоскреб родилась в послевоенные годы. Экономика США активно возрождалась после спада, вызванного Второй Мировой Войной. В 50-ых годах большинство крупных компаний располагали свои офисы в Нью-Йорке, а именно на территории Манхеттена. Влиятельный бизнесмен Дэвид Рокфеллер, пользуясь поручительством своего брата Нельсона, (занимавшего должность губернатора города), предложил начать здесь строительство Всемирного Торгового Центра. Проект поддержала Администрация Порта Нью-Йорка и Нью-Джерси. Весь проект вела Манхеттенская Креативная Ассоциация, главой которой как раз и являлся Дэвид Рокфеллер. Предполагалось, что в ВТЦ по окончанию строительства, будет находиться около 4% от всей офисной недвижимости города.

Некоторое время проект оставался только в умах его сподвижников, но в конце 50-ых годов ВТЦ занялись вплотную. Это было связано в основном с политической обстановкой в стране. В гражданах США в те годы заметно поубавилась веры в дальнейшее развитие демократии, процветания страны. Именно тогда власти решили воплотить-таки в жизнь задумки Рокфеллера, преподав Всемирный Торговый Центр "под соусом" национального проекта. По мнению властей, гигантский комплекс мог бы сплотить вокруг себя весь народ Америки. Именитые архитекторы наперебой предлагали свои проекты, но предпочтение отдали разработке Минору Ямасаки. Этот американский архитектор японского происхождения являлся автором многих прекрасных задний, в числе которых: аэропорт в Сент-Луисе, институт Бетона, институт искусств и ремесел в Детройте. Вместе с Минору Ямасаки над концепцией ВТЦ трудились архитектор Антонио Бриттечи, а также компания Эмири Рот и Сыновья.

В 1964 году, по заказу "Port Authority" были созданы первые чертежи будущих башен близнецов с уменьшением в 130 раз, а 5 августа 1966 года началось строительство небоскребов.

С самых первых дней на стройке стали возникать различные технические проблемы. На месте будущего строительства оказался не каменный, а искусственный грунт, представляющий собой смесь булыжников, песка, голыша. Поэтому для возведения фундамента "Twins Tower" потребовалось много больше бетона, чем планировалось первоначально, данное обстоятельство повлекло резкое увеличение расходов на строительство объекта.

Затем предстояло решить сложную в инженерном и техническом плане задачу. На месте будущих небоскребов требовалось снести около 160 зданий, но при этом сохранить все инженерные коммуникации (газопровод, водопровод, канализацию, электрические кабели и т.д.), а также проходящие рядом высокоскоростную автомагистраль и дорожную сеть.

Еще одной немаловажной проблемой являлась линия подземной железной дороги, проходящая в этом месте. Ее закрыть было невозможно, так как ежедневно десятки тысяч человек добирались по подземке на работу и домой. Власти решили не прокладывать альтернативные транспортные маршруты, так как это еще больше увеличило бы затраты на строительство башен. Поэтому линия нью-йоркского метро функционировала до тех пор, пока не была пущена новая, со станцией в самом нижнем ярусе ВТЦ комплекса.

При строительстве "Twins Tower" пришлось вынуть из земли более 1,2 миллиона кубических ярдов земли. Образованный котлован стал не только фундаментом башен-близнецов, но и в нем была организована Плаза, представляющая собой огромное пространство, на котором размещалась автомобильная стоянка на 2000 автомобилей, новая станция подземной железной дороги, рестораны, офисы различных фирм, банки, склады, магазины и т.д.

По предложенному Минору Ямасаки плану башни "Twins Tower" должны были стать не только самыми высокими небоскребами в Соединенных Штатах Америки, но и мире. А это означало, что Башням-Близнецам следует придать большую высоту, чем Эмпайр Стейт Билдинг, который на тот момент прочно удерживал пальму первенства самого громадного здания на планете. Для этого было придумано интересное инженерное решение. Фактически башни представляли собой очень прочную полую металлическую трубу, созданную из колонн с фермами для этажей. Вдоль стен строения располагалась 61 балка из особой стали. Каждая колонна имела диаметр 476,25 мм, они устанавливались плотно друг к другу. Расстояние между балками составляло всего 558,8 мм. Вес каждый такой стальной блок имел целых 22 тонны, а высота равнялась 4 этажам будущего здания! В общей сложности при сооружении небоскребов было истрачено около 210 000 тонн сверхпрочной стали. Перекрытия между этажами изготовлялись из бетонных плит и гофрированной стали, которые крепились к несущим элементам всей конструкции. Внутри зданий были возведены стальные колонны для будущих лифтов.

Башни близнецы являлись первой в мире постройкой без применения каменой кладки и инженеры боялись, что высокое давление воздушных потоков сможет нарушить нормальную работу валов лифтов. Поэтому для лифтов была разработана специальная инженерная система, получившая в дальнейшем название "сухостенной". Для стандартной системы лифтов, обслуживающих небоскреб, пришлось бы использовать почти половину всей площади помещения нижнего яруса, дабы разместить в нем лифтовые шахты, что было экономически не выгодно. Поэтому специалисты компании "Otis Elevators" разработали особую систему, названную "быстрой" и предусматривающую пересадку пассажиров на 44 и 78 этажах зданий. Подобная система лифтов позволила уменьшить количество лифтовых шахт в два раза, по сравнению с традиционной системой. В итоге в комплексе "Twins Tower" работало 239 лифтов, а также 71 эскалатор. Каждый лифт был рассчитан на грузоподъемность в 4535 килограмм, то есть мог одновременно поднимать 55 человек. Скорость движения лифтов составляла 8,5 метров в секунду. Кстати, эту систему "пересадок" инженеры использовали и при проектировании других небоскребов, появившихся на свет много позже Близнецов.

При возведении объекта не раз возникали финансовые сложности, но, несмотря на это строительство не только не останавливалось, но и стремительно продолжалось. В 1965- 1970 годах власти Нью-Йорка не могли полностью финансировать строительство, поэтому были выпущены облигации кредитного займа. В 1970 году грянул крупный экономический кризис, в результате которого выплаты по облигациям властями были прекращены. Сначала администрация приняла решение заморозить строительство на несколько лет. Но затем от этой крамольной идеи отказались, ведь престиж США мог сильно пострадать от этих мер. Тогда экономисты разработали другой путь финансирования и деньги нашлись. Были повышены налоги для предпринимателей, заключались договора аренды офисных помещений в небоскребах ВТЦ (с предоплатой) и т.п.

Строительство Северной башни закончилось в 1971 году, а двумя годами позже сдали в эксплуатацию и Южную башню. Официальной датой открытия Всемирного торгового центра в Нью-Йорке является 4 апреля 1973 года.

Характеристика Башен ВТЦ

В итоге башни близнецы стали самыми высокими небоскребами США. В каждом "брате-исполине" было по 110 этажей. Высота 1-ого здания ВТЦ составила 526.3 метра вместе с антенной. Последний этаж в Южной Башне возвышался в 411 м от земли, а в Северной - в 413! Глубина залегания фундамента находилась на отметке 23 метра под землей. Протяженность кабелей электропитания превысила 5000 километров, а общая мощность электрической сети составила порядка 80000 кВт. Таким образом, строителям действительно удалось воплотить в жизнь "Проект века", ставший одним из символов США, гордостью американского народа.

В последние годы существования Комплекса ежедневно на работу в ВТЦ приходили около 50000 человек, и еще 200.000 человек в неделю посещали Всемирный Торговый Центр в качестве туристов.

В Южной башне на 107-этаже была организована Обсерватория. С наблюдательной площадки открывался великолепный вид на город. В Северной Башне на уровне между 106 и 107 этажами располагался шикарный ресторан "Окна в мир", который был открыт в 1976 году и являлся самым "высотным" пунктом питания в мире.

В то время никто и подумать не мог, что эти башни когда-то падут. Ведь каркас здания, по уверениям инженеров, мог выдержать удар колоссальной силы, например, при таране самолетом. Башням тем более были нестрашны сильнейшие порывы ветра, которые бушевали на высоте 400 метров. Конструкция небоскребов отличалась высокой прочностью, устойчивостью, благодаря фасадам, выполненным в виде каркасов из стали и алюминиевым модульным секциям, вмонтированным в них. Эти элементы имели размеры 10х3,5 метра. Все технические ухищрения оказались напрасными, поскольку при падении самолетов сыграла решающую роль не разрушительная сила столкновения, а высокая температура. В результате взрыва баков с топливом, содержащих свыше 5000 литров бензина, произошел мгновенный нагрев стали до 1000 градусов Цельсия! Это-то и спровоцировало обрушение.

Справка

В настоящее время на месте башен близнецов ведется строительство новых трех небоскребов, под рабочими названиями Башня?2, ?3 и?4 и башни высотой в 541 метр, получившей символичное имя "Башня Свободы". Все новые постройки будут разительно отличаться от первых башен, павших при теракте. Церемония начала строительства нового Всемирного Торгового Центра была проведена в июле 2004 года, а само строительство началось с 27 апреля 2006 года. Застройка участка проводится Лэрри Силверстейном - предпринимателем, действующим в сфере недвижимости. По плану завершение строительства башни Свободы должно состояться до 2013 года. В состав нового Всемирного торгового центра Нью-Йорка помимо этой башни еще войдут жилой небоскреб, три высотных офисных здания, музей и мемориал памяти жертв трагедии 11 сентября 2001 года, а также концертно-выставочный центр. Многие американцы окрестили 540-меровый небоскреб "Башней Страха", т.к. при его возведении будут использоваться инновационные технологии, препятствующие разрушению при теракте любой силы. В частности, планируется первые 52 метра здания облечь в бетонный каркас, а для наружной отделки применить стекло призматической формы, только так можно будет избежать пресловутого зрительного эффекта "каменного мешка".

15 лет назад случился самый кровавый и чудовищный теракт в истории человечества. Два самолёта врезались в башни Всемирного Торгового центра.

За это время мир стал только опаснее, а ублюдки продолжают убивать невинных людей. Но жизнь - продолжается.

Вместо двух разрушенных башен-близнецов построили несколько новых небоскрёбов под тем же названием World Trade Center и открыли мемориал погибшим.

1 Самое высокое из комплекса зданий, WTC 1 или “Башня Свободы”, было открыто в 2014 году.

2 Чтобы попасть внутрь, нужно знать кого-то из сотрудников. Меня туда провёл Дима newyorkrealty , работающий риэлтором в Нью-Йорке. Но иметь знакомых мало, предстоит зарегистрироваться и пройти проверку, как в аэропорту: отправить вещи на рентген-сканер, а самому пройти через рамку металлоискателя. После этого вам вызовут лифт, на котором можно подняться только на несколько разрешённых этажей. Лифта даже два: первый идёт с 1 по 45 этаж, второй с 46 по 90-й.

3 Шестьдесят четвёртый этаж - обзорная площадка.

4 Сколько раз был в Нью-Йорке, ни разу не поднимался на туристические смотровые. Бесполезная трата денег. Самостоятельно можно посмотреть на не менее захватывающий вид, но более оригинальный. В данном случае, увы, мешает стекло, но однажды мы забрались на крышу свежепостроенного 80-этажного небоскрёба, и вот там была красотища!

5 Двадцатью этажами выше расположился сам коворкинг Общественное пространство занимает один этаж, ещё на двух разместились переговорные, мини-офисы и столовая для арендаторов.

6 Внешне он не очень отличается от обычного офиса, разница только в том, что здесь почти нет закреплённых мест. Люди приходят и уходят, когда им нужно. Но и вещички свои, в этом случае, нужно таскать с собой.

7 Если не можете работать без любимой кружки, коврика для ног и фотографии собаки - “горячий стол” не для вас. Не закреплённое место, когда занимаешь любой свободный стол, стоит 450 долларов в месяц.

8 В сети участвует 155 коворкингов, и членство даёт возможность работать в любом из них. Только в Нью-Йорке четыре локации. Ещё в США есть в Чикаго, Бостоне, Вашингтоне, Сан-Франциско, но главное, что такие же коворкинги есть в десятках стран мира: хочешь поработать из Австралии? Пожалуйста, есть офисы в Сиднее и Мельбурне.

9 Путешествуешь в Китае и срочно нужен офис? Ищи ближайший в Пекине, Гонконге, Шанхае или Гуанчжоу. Занесла нелёгкая в Ливан? Даже в Бейруте есть один. В России и Украине - увы, пока офисы не открыли.

10 Каждый работник офиса мечтает освободиться от “рабства” и стать фрилансером. Каждый фрилансер рано или поздно понимает, что работать в офисе эффективнее. Так и появились коворкинги, которые сегодня растут, как грибы, причём во всём мире.

11 Сюда можно приходить работать только ради такого вида!

12 Если вас возбуждает урбанистика и высокие узкие башни, виды из окна дадут +10 к работоспособности!

13 Когда смотришь на Нью-Йорк сверху, это действительно мотивирует.

14 На месте башен-близнецов теперь разбит мемориальный парк с двумя бассейнами (на фото виден один), повторяющими контуры зданий.

15 Бруклинский и Манхэттенский мосты.

16 Внизу бурлит привычная нью-йоркская жизнь.

17 Кондиционеры на крыше - отличный способ не уродовать фасады зданий.

18 Статуя Свободы - как на ладони!

19 Мост Веррацано, один из самых больших в мире висячих мостов.

20 Отдохнуть от работы резиденты коворкинга могут за партией в настольные игры, пинг понг или в шаффлборд.

21 Это такая разновидность настольного кёрлинга, игровую доску нужно посыпать солью, чтобы шайба лучше скользила.

22 Никогда раньше такого не видел!

23

24

25

За экскурсию большое спасибо Диме

Десять лет назад 19 человек, подготовленных Аль-Каидой провели скоординированную террористическую атаку на Соединенные Штаты Америки. На разработку плана теракта ушло несколько лет. Террористы одновременно захватили 4 крупных пассажирских самолета с намерением уничтожить при помощи них самые знаменитые достопримечательности США, забрав при этом как можно больше жизней. Три самолета достигли целей, четвертый упал на поле в Пенсильвании. За один день эти акты массового убийства погубили около 3000 человек из 57 стран мира. Из них более 400 погибших – пожарные, полицейские и бригады скорой помощи. Это событие получило максимальное освещение за всю историю масс-медиа, и даже десять лет спустя тяжело смотреть на эти снимки. Атаки и реакция на них в значительной степени сформировали мир, в котором мы живем сегодня, и поэтому очень важно смотреть на эти фотографии и вспоминать, что случилось в тот день. Данный пост – второй из трех, посвященных терактам 11 сентября.

1. Вид на Статую Свободы и затянутый облаками дыма и пыли Манхэттен из Джерси-Сити, Нью-Джерси, 15 сентября 2001 года. (AP Photo/Dan Loh)

2. Дым валит из дыры в стене и с верхних этажей северной башни ВТЦ в Нью-Йорке, после столкновения с ней рейса 11 компании American Airlines. (AP Photo/Richard Drew)

3. Рейс 175 компании United Airlines за секунду до столкновения с южной башней ВТЦ. Северная башня уже горит. (Reuters/Sean Adair)

4. Взрыв в южной башне во время столкновения с ней самолета рейса 175 United Airlines в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. Самолет врезался в здание на скорости 945 км/ч. (Reuters/Sean Adair)

5. Столкновение самолета с южной башней ВТЦ. На борту было 56 пассажиров (включая 5 угонщиков). (Spencer Platt/Getty Images)

6. Взрыв 3800 литров топлива, остававшегося на борту самолета во время столкновения с южной башней ВТЦ в Нью-Йорке. (AP Photo/Ernesto Mora)

7. Две женщины, держась друг за друга, смотрят на горящие после атаки террористов здания ВТЦ. (AP Photo/Ernesto Mora)

8. За Эмпайр Стейт Билдинг видны горящие башни-близнецы. (AP Photo/Marty Lederhandler)

9. Облако дыма от зданий ВТЦ в нижнем Манхэттене. Снимок со спутника Геологической службы США, пролетавшего над районом около 9:30 во вторник, 11 сентября 2001 года. (AP Photo/USGS)

10. Люди, свисающие из окон северной башни ВТЦ после атаки. (Jose Jimenez/Primera Hora/Getty Images)

11. Мужчина выпрыгивает навстречу смерти из заполненной дымом и пламенем северной башни ВТЦ. (Jose Jimenez/Primera Hora/Getty Images)

12. Мужчина прыгает с верхних этажей горящей северной башни ВТЦ. (AP Photo/Richard Drew)

13. Мужчина, прыгает из северной башни ВТЦ. (AP Photo/Richard Drew)

14. Камера наблюдения в Пентагоне запечатлела взрыв, к которому привело столкновение с угнанным самолетом American Airlines с 58 пассажирами и 6 членами экипажа на борту, 11 сентября 2001 года. (AP Photo)

15. Пламя и дым вырываются из здания Пентагона после взрыва. (AP Photo/Will Morris)

17. Медики оказывают помощь пострадавшим рядом с Пентагоном, после того как в юго-западный угол здания врезался угнанный авиалайнер. (Reuters/U.S. Navy Photo/Journalist 1st Class Mark D. Faram)

19. Дым валит из башен ВТЦ после того, как два угнанных самолета врезались в них во время террористической атаки на Нью-Йорк. (Mario Tama/Getty Images)

20. В 9:59 утра 11 сентября 2001 года, спустя 56 минут после столкновения, южная башня ВТЦ начинает обрушиваться. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

21. Южная башня ВТЦ рушится, и обломки погребают под собой близлежащие улицы. (AP Photo/Richard Drew)

22. Полицейские и пешеходы бегут в поисках укрытия во время теракта в Нью-Йорке. (Doug Kanter/AFP/Getty Images)

23. Люди, покрытые пылью, идут по обломкам рядом с ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

24. Мару Шталь из Сомерсета, Пенсильвания, показывает сделанный им снимок места падения рейса 93 компании United Airlines. Самолет разбился около Шенксвилля, и Шталь, услышав взрыв, направился к месту падения и сделал снимок, прежде чем спасатели оцепили территорию. Самолет упал в Пенсильвании вскоре после атак на Нью-Йорк. (Reuters/Jason Cohn)

25. Воздушный снимок места крушения рейса 93 в Шенксвилле, Пенсильвания, сделанный ФБР 12 сентября 2001 года. Боинг 757 летел из Ньюарка, Нью-Джерси, в Сан-Франциско, когда вдруг совершил резкий поворот возле Кливленда, и разбился в Шенксвилле, Пенсильвания. Погибло 44 человека. Этот самолет был одним из четырех, являющихся частью плана теракта 11 сентября, и единственным, не достигшим своей цели. (AP Photo/FBI)

26. Пожарные и спасатели исследуют место падения рейса 93 возле Шенксвилля, Пенсильвания. (AP Photo/Tribune-Democrat/David Lloyd)

27. В 10:28 утра 11 сентября 2001 года спустя 102 минуты после столкновения с ней самолета, северная башня ВТЦ в Нью-Йорке рушится. (AP Photo/Diane Bondareff)

28. Обрушение башни ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (Jose Jimenez/Primera Hora/Getty Images)

29. Фотография полицейского департамента Нью-Йорка показывает, как пепел и дым разносятся над Манхэттеном во время обрушения северной башни ВТЦ. (AP Photo/NYPD, Det. Greg Semendinger)

30. Пыль, дым и обломки заполняют воздух во время падения башни ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (Reuters/Shannon Stapleton)

31. Пыль, дым и пепел окутывают соседние здания после падения обеих башен ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (AP Photo/NYPD, Det. Greg Semendinger)

32. Люди уходят от обрушившихся башен, спасаясь от дыма и пыли. В результате теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке обе 110-этажные башни ВТЦ рухнули. (AP Photo/Suzanne Plunkett)

33. Северная башня ВТЦ превращается в тучу пыли и обломков через полчаса после падения южной башни 11 сентября 2001 года. Снимок сделан из Джерси-Сити, Нью-Джерси, с противоположного берега реки Гудзон. (Reuters/Ray Stubblebine)

34. Люди пробираются через обломки рядом с руинами ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

35. Священник помогает людям после падения башен ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

36. Люди закрывают лица от пыли, пересекая Бруклинский мост, чтобы уйти от облака пыли и дыма, накрывшего Манхэттен после терактов. (AP Photo/Daniel Shanken)

37. Люди на улице рядом с башнями-близнецами 11 сентября 2001 года. (Mario Tama/Getty Images)

38. Помощник шерифа оказывает помощь женщине, получившей ранения во время атаки террористов 11 сентября на ВТЦ в Нью-Йорке. (AP Photo/Gulnara Samiolava)

39. Мужчина рыдает, наблюдая за падением башни ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Shawn Baldwin)

40. Пожарный отдыхает на скамейке в нижнем Манхэттене во время работ на месте падения башен-близнецов 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Matt Moyer)

41. Строительный мусор и пепел от падения башен ВТЦ в результате теракта, заполняют улицы Манхэттена, превращая вид города в картину Апокалипсиса. Здания обрушились, погребя под обломками тысячи людей. (AP Photo/Boudicon One)

42. Пожарный зовет на помощь спасателей, чтобы разобрать обломки ВТЦ. Снимок сделан 15 сентября 2001 года. (Reuters/U.S. Navy/Journalist 1st Class Preston Keres)

43. Шасси одного из угнанных самолетов лежит на улице рядом с разрушенными зданиями ВТЦ в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. (Reuters/Shannon Stapleton)

44. Пожарные в поисках выживших под обломками башен-близнецов послетеракта 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Matt Moyer)

45. Свет с трудом пробивается сквозь тучи дыма и пепла на месте обрушения башен ВТЦ. (AP Photo/Baldwin)

46. Нью-Йоркские пожарные тушат здание 7 Всемирного Торгового Центра, уничтоженное вместе с башнями-близнецами в ходе теракта 11 сентября 2001 года. (Reuters/Mike Segar)

47. Группа пожарных возле руин южной башни ВТЦ в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. (Reuters/Peter Morgan)

48. Обломки покрывают рельсы в туннеле Нью-Йоркского метрополитена на линиях 1 и 9 станции Кортланд Стрит под ВТЦ. По словам представителей городского дранспорта Нью-Йорка, повреждения были настолько сильными, что пришлось восстанавливать более одной мили туннеля. (AP Photo/New York City Transit)

49. Спасатели проводят операцию по поиску и спасению пострадавших, спускаясь под обломки ВТЦ в пятницу, 14 сентября 2001 года. (Reuters/U.S. Navy/Photographer"s Mate 2nd Class Jim Watson)

50. Человек стоит в руинах башен ВТЦ и пытается звать выживших, спрашивает, нужна ли кому-нибудь помощь. (Doug Kanter/AFP/Getty Images)

Страшная трагедия, которая произошла 11 сентября 2001 года, унесла жизни огромного количества людей. Погибло 2973 человека, а это, согласитесь, значимая цифра.

Предшествовал захват четырёх самолётов, направлявшихся в Калифорнию и на восточную часть США. Баки самолётов были полны, поэтому можно сказать, что они превратились в управляемые ракеты.

В 8:45 в Северную башню врезался один из самолётов - «Боинг-767». 92 на борту (11 членов экипажа, 5 террористов и 76 пассажиров). Самолёт врезался в промежуток между 93-м и 99-м этажами. Топливо, разгоревшееся в баке, рвануло огненным столбом вниз по убив даже тех людей, которые находились в фойе. В 10:29 горящее здание рухнуло, похоронив вместе с собой огромное количество людей. Номер самолета, врезавшегося в башни-близнецы - AA11.

В 9:03 в Южную башню также врезался самолёт, это был второй «Боинг-767». Удар пришёлся на промежуток между 77-м и 81-м этажами. На борту самолёта было 65 человек (5 террористов, 9 членов экипажа и 54 пассажира). В 9:59 по местному времени горящее здание рухнуло. Номер самолета - UA175.

Были ещё два самолёта. Один из них нанёс удар по Пентагону, это произошло в 9:40. Погибло 184 человека. А последний упал в лесу Пенсильвании, недалеко от Питтсбурга. Удалось посмотреть записи из так называемого «чёрного ящика». Стало понятно, что террористы спикировали вниз, когда сопротивлявшиеся пассажиры попытались прорваться в кабину пилотов. На борту было 44 человека.

По сведениям журналистов, некоторые пассажиры смогли позвонить из захваченных самолётов свои родным. Люди сообщали о террористах: на одном борту 4 человека, на других по 5. Есть мнение, что эти данные были специально сфабрикованы ФБР, потому что был один звонок, который вызвал большое недоверие. Звонил сын матери и, когда та взяла трубку, сказал: «Мама, это я, Джон Смит». Согласитесь, вряд ли бы он на самом деле начинал разговор с представления своей фамилии.

Ни один человек из тех, что были на борту, не смог выжить. Погибли 274 человека на борту самолётов (террористы не учитываются), 2602 человека в Нью-Йорке (и на земле, и в башнях), 125 человек в Пентагоне.

Пострадали не только башни-близнецы. Ещё пять зданий были либо разрушены, либо сильно повреждены. Всего пострадало 25 зданий, а 7 пришлось снести.

Каковы же последствия этой страшной трагедии? Два небоскрёба и прилегающее крыло Пентагона были разрушены. Погибло порядка трёх тысяч человек. Нью-Йоркская биржа приостановила свою работу на два дня. Соседний с местом трагедии район оказался полностью усыпан пеплом. Президент объявил Теракт послужил США с Афганистаном, а затем и с Ираком.

Трагедия получила статус национальной, а известие о ней пролетело через весь мир за считанные секунды. Недаром террористами были выбраны именно эти здания, потому что башни-близнецы были гордостью США.

Башни были построены в 60-е годы, в это время престиж Америки пошатнулся. Было решено построить нечто гигантское, грандиозное, ошеломляющее, чтобы вернуть людям оптимизм и веру в себя и будущее. Никто не представлял, что «проект века» обернётся главной «трагедией века».

Строительство этого комплекса было символом послевоенного процветания Соединенных Штатов Америки. Его разрушение 11 лет назад стало новой точкой отсчета, поделившей историю планеты на очередные «до» и «после». За этими событиями гаргантюанских масштабов практически не заметен тот факт, что построенные в начале 1970-х здания были выдающимся инженерным сооружением своего времени. О просуществовавшем всего 30 лет Всемирном торговом центре, успевшим тем не менее стать одной из архитектурных икон Нью-Йорка, рассказывает блогер Darriuss.

Из Второй мировой войны США вышли сверхдержавой. Ее крупнейший город Нью-Йорк, став с размещением тут в 1945 году штаб-квартиры Организации Объединенных наций столицей мировой дипломатии, всерьез готовился к превращению в самый влиятельный центр международной торговли. Однако первоначальные планы по строительству необходимой для этого инфраструктуры, предусматривавшие возведение в начале 1950-х комплекса из 21 здания общей стоимостью в $150 млн, в 1949 году были заморожены.

Вновь к проекту так называемго Всемирного торгового центра вернулись в конце следующего десятилетия, привязав его к редевелопменту Нижнего Манхэттена, инициатором которого выступал миллиардер Дэвид Рокфеллер. Он привлек к созданию концепции ВТЦ крупнейшую архитектурную фирму США - Skidmore, Owings and Merrill из Чикаго, которая и представила в 1960 году эскизный проект, предусматривавший размещение нового комплекса в восточной части острова, вдоль Ист-ривер. Всемирный торговый центр в представлении SOM состоял из 50- 70-этажного высотного здания в «международном стиле», напоминавшего штаб-квартиру ООН (здесь должны были разместиться офисные помещения и гостиница), и примыкавшего к нему протяженного (длиной 275 метров) объема выставочного центра. Вариант 1960 года.

Спустя год был предложен вариант с несколькими высотными зданиями.

В 1961 году девелопером проекта становится так называемый Port Authority, Управление порта Нью-Йорка, организация, отвечавшая не только за портовые сооружения мегаполиса, но и владевшая всей его прибрежной инфраструктурой (землями, тоннелями, дорогами), причем не только собственно города Нью-Йорка, но и штата Нью-Джерси в его районе. После консультаций между Port Authority и властями Штатов принимается концептуальное решение о переносе строительства ВТЦ с берегов Ист-ривер на противоположную, западную сторону Манхэттена. Оранжевым цветом выделена оригинальная площадка Всемирного торгового центра, красным - новая, где проект и был в итоге реализован.

Эта площадка (уже на берегу Гудзона) была куда более выгодной для штата Нью-Джерси, располагавшегося на противоположной стороне реки. В соответствии со взаимными договоренностями Управление нью-йоркского порта выкупало у Нью-Джерси убыточную скоростную подземную железную дорогу Hudson and Manhattan Railroad, связывающую штат с Манхэттеном. После - сносило ее основной манхэттенский терминал (Hudson Terminal), не затрагивая собственно тоннели дороги, и разворачивало в его окрестностях строительство ВТЦ. На этой фотографии 1919 года, демонстрирующей скайлайн города еще в стиле ар-деко, Hudson Terminal - это два темных здания левее центра снимка. ВТЦ разместился на месте малоэтажной застройки в левом нижнем углу.

Снос этих кварталов вызвал немалый скандал в начале строительства Центра. Его небоскребы были запроектированы на месте Radio Row («Радиоряда»), манхэттенского района, где располагались сотни мелких магазинчиков, контор и складов, торгующих радио- и прочей электроаппаратурой. Так Radio Row выглядел в 1930-е, некоторые здания тут датировались даже 1850-ми годами.

Так этот район выглядел с высоты птичьего полета. Белой линией выделена площадка, которую в итоге занял комплекс ВТЦ.

Многие владельцы магазинов в Radio Row и около сотни человек, имевших там квартиры, как это часто случается, категорически отказывались куда либо переезжать, даже за компенсацию. Пикеты, демонстрации и судебные иски, впрочем, особенного успеха не имели. Слишком важен был этот проект для муниципальных властей, слишком велика была сумма осваиваемых инвестиций.

Отселение Radio Row началось в 1965 году и к 1967-му в основном завершилось.

Спустя пять лет тут вырастут современные небоскребы.

Нью-йоркский скайлайн с противоположного, нью-джерсийского, берега Гудзона. В центре - малоэтажный Radio Row, за ним - Hudson Terminal. Обратите внимание, что железнодорожный вокзал выглядит символичным предшественником ВТЦ. Тоже две башни (1909 год, арх. Джеймс Холлис Уэллс, бюро Clinton and Russell), в свое время высотные (22 этажа), почти близнецы, выполняли функцию бизнес-центра, расположенного над спрятанным под землю собственно железнодорожным терминалом.

20 сентября 1962 года, окончательно определившись с площадкой и ввязавшись в битву за расселение участка, Управление порта выбрало главного архитектора проекта. Им стал американец японского происхождения Минору Ямасаки. Он жил в окрестностях Детройта, шт. Мичиган, а потому для оказания ему технического содействия была назначена местная нью-йоркская мастерская Emery Roth & Sons. Заказчик поставил перед Ямасаки следующую задачу: разместить на участке площадью 16 акров (65 000 кв. м) 930 000 кв. м офисных помещений. Архитектор перебрал несколько десятков концептуальных вариантов: одиночный небоскреб, набор «высоток» поменьше, но в конце концов остановился на варианте строительства двух 110-этажных башен-близнецов, окруженных несколькими относительно малоэтажными корпусами. Эскиз 1964 года.

В январе 1964 года городу и миру был представлен макет проекта.

Итак, план Всемирного торгового центра. Его главными элементами являлись две одинаковые «высотки», так называемые Северная и Южная башни (1 WTC и 2 WTC на плане соответственно). Периметр пятна застройки завершали 4 сложных в конфигурации корпуса, получивших номера 3-6 и построенных в 1975- 1981 годах. В центре участка создавалась крупная площадь («плаза» в американской терминологии), служившая для рекреации и распределения пешеходных потоков в здания комплекса. Все шесть зданий формировали один гигантский «суперквартал» (superblock), занявший место десятка ранее тут существовавших. Наконец, в 1987 году в состав ВТЦ был включен высотный бизнес-центр (7 WTC), формально вышедший за пределы оригинальной площадки.

Башни-близнецы были запроектированы квадратными в плане со стороной длиной 63 метра. Фундаментальной инновацией Ямасаки стало предложение построить их с несущим внешним каркасом, образующим жесткую «трубу», которая бы дополнялась внутренним ядром, стоящим на скальном основании Манхэттена. Такая конструкция, вместо массово применявшейся ранее схемы с распределенными по всей внутренней площади здания колоннами, несущими нагрузки, позволяла получить больше офисных площадей. К тому же последние подходили для последующей свободной планировки по желанию арендаторов.

Типовой план этажа небоскреба. Внешний каркас здания сформирован расположенными по периметру металлическими колоннами (59 штук с каждой стороны здания, длина стороны колонны - 36 см, отмечены на плане маленькими квадратами). Углы квадратного периметра скошены. В центре находится прямоугольное (27×41 м) ядро, основу которого составляют еще 47 стальных колонн, стоящих прямо на скальном основании острова Манхэттен. В ядре сконцентрирована и инженерная инфраструктура: технические шахты, лифты, лестницы, подсобные и вспомогательные помещения. Офисное пространство окружает ядро и полностью свободно от несущих колонн.

Дополнительную устойчивость каркасу здания придавали межэтажные перекрытия, соединявшие между собой колонны периметра, принимавшие часть весовой нагрузки и перераспределявшие нагрузки ветровые. Структурно каждое из таких перекрытий состояло из сетки стальных ферм (основных и соединяющих их поперечных), накрытой листами гофрированного металла и залитой сверху тонким слоем бетона.

Межэтажные перекрытия и несущий внешний каркас небоскребов крупным планом.

Кроме конструкционной схемы здания, Ямасаки использовал и ряд других передовых на то время решений. Например, он столкнулся со следующей проблемой, свойственной всем высотным зданиям. Чем выше небоскреб, тем больше лифтов требуется для обслуживания его обитателей. С увеличением количества лифтов прямо пропорционально уменьшается полезная площадь башни. Архитектор нашел из этой ситуации элегантный выход. Он разделил весь офисный объем высоток ВТЦ на 3 равные части. Пограничные между ними этажи (44-й и 78-й) были отданы под так называемые «небесные вестибюли» (sky lobby). Роль третьего вестибюля выполняла рецепция на первом этаже башни, называемая Конкорсом. Смысл идеи был такой. Все лифты в ядре небоскреба делятся на огромные «экспресс-лифты», вмещающие несколько десятков человек, но перемещающиеся только между пересадочными «небесными вестибюлями», и несколько кластеров «местных» лифтов, каждый из которых обслуживал свой набор этажей конкретного сегмента башни. Такая схема позволяла равномерно обеспечить каждый этаж «высотки» лифтами, при этом без неконтролируемого раздувания их количества (остановились на цифре 99 лифтов на башню). Традиционная схема позволила бы использовать под офисы только 62% площади каждого этажа, пересадочные вестибюли увеличили эту цифру до 75%. Существовали и прямые «экспресс-лифты», перемещавшиеся исключительно между 1-м и 107-м (последним обитаемым) этажами башен, где размещались ресторан и обзорная площадка.

Этажи Sky lobby были сблокированы с техническими этажами, где располагалось обслуживающее башни оборудование. На фасаде «высоток» эти вспомогательные уровни хорошо выделены.

Фирменный стиль Ямасаки, любившего высокие узкие, почти готические в профиле окна (как говорят, не в последнюю очередь из-за собственного страха высоты), отлично вписался в конструкцию небоскребов. Частая сетка несущих внешних колонн позволила сделать окна шириной только 45 см, из-за чего издалека башни всегда выглядели сплошным стальным монолитом.

При ближайшем рассмотрении монолит оказывался вовсе не сплошным, а к тому же даже не стальным. Для лучшего сопротивления коррозии металлический каркас здания облицован панелями из алюминиевого сплава.

В марте 1965 года Port Authority начинает скупку недвижимости на перспективной площадке ВТЦ. Спустя год параллельно с отселением участка начинается снос его старой застройки, завершающийся в 1967 году.

На этапе земляных работ перед архитекторами, инженерами и строителями возникает серьезная проблема. Дело в том, что выкупленный участок, формально являясь Манхэттеном, фактически частью острова был весьма условно. За столетия его освоения оригинальная береговая линия значительно менялась. Столкнувшись с нехваткой территории для строительства, местные жители активно занимались намывом новых площадей. На этой схеме оригинальная береговая линия Манхэттена отмечена синими точками, серыми выделены его намывные территории, а красным кружком - место расположения ВТЦ.

Будущий Всемирный торговый центр располагался как раз на намывном участке, а для строительства зданий нужно было добраться до скального основания, скрытого 20 метрами наносного грунта.

Уже в конце 1966 года для решения проблемы начинается формирование так называемой «ванны» (bathtub). Участок ВТЦ огораживается с использованием технологии «стена в грунте»: грубо говоря, по его периметру выкапывается достаточно узкая траншея, которая впоследствии заливается монолитным бетоном (весь процесс занял 14 месяцев). После изъятия намывного грунта образуется огромный котлован, окруженный бетонной стеной, препятствующей проникновению внутрь грунтовых вод и воды реки Гудзон. Основанием котлована, который и был назван «ванной», служит требуемая скальная порода. Фотография июля 1968 года.

Слева - «стена в грунте». ВТЦ стал одним из первых примеров крупномасштабного использования этой технологии. Справа виден каркас ВТЦ.

В процессе формирования «ванны» из нее был извлечен миллион кубометров намывного грунта, который необходимо было утилизировать. Архитекторы вновь поступили крайне элегантно: 917 000 кубометров лишней земли переместились всего несколькими десятками метров западнее и сформировали новый намывной участок, который девелоперы проекта впоследствии также смогли использовать для коммерческого строительства. На этом снимке намывная площадка в Гудзоне на переднем плане. Левее - прежняя береговая линия с пирсами.

Увеличение площади Манхэттена продолжается. В правом углу (со стадионом) виден Battery Park. В честь него район, расположившийся на отвоеванных у реки площадях (слева), получил название Battery Park City.

На этом замечательном снимке, демонстрирующем, что и Нью-Йорк - город контрастов, башни-близнецы со стороны Гудзона и нового намыва еще ничем не заслонены.

С 1980 года началась застройка намыва. В конечном итоге здесь расположились десятки жилых, административных и общественных зданий, включая так называемый Всемирный финансовый центр, составивший с ВТЦ единый кластер. Башни ВФЦ и загородили в итоге ВТЦ с Гудзона.

Как уже говорилось, Всемирный торговый центр возводился рядом с вокзалом подземки Hudson and Manhattan Railroad. Одной из особенностей освоения территории стало наличие на ней двух тоннелей железной дороги. Поразительно, но строительство небоскребов не помешало ее работе. В процессе формирования ванны тоннели были раскопаны, а затем встроены в подземные уровни комплекса, где в дальнейшем была организована новая станция, взамен сносимого вокзала Hudson Terminal. Обратите внимание на правую верхнюю часть снимка - это фрагмент тоннеля.

Кроме станции железной дороги, в «ванне» были сооружены огромный торговый молл и паркинг на 2000 автомобилей. Тоннель на переднем плане фотографии 1969 года.

А на этом снимке видно, что каркас башен-близнецов собирался прямо вокруг тоннелей.

Нижние шесть этажей небоскребов образовывали огромные вестибюли. Здесь несущие колонны были мощнее, но стояли реже, что обеспечивало лучшее естественное освещение фойе и зоны рецепции. На уровне шестого этажа колонны растраивались, образуя своеобразные трезубцы, фирменный художественный прием Минору Ямасаки.

Несущие колонны внешнего периметра изготавливались из стали на сторонних предприятиях и поставлялись на стройплощадку в уже частично собранных блоках, что позволило значительно интенсифицировать процесс строительства. Каждый такой элемент весил 22 тонны. В среднем один этаж башни возводился за 5 дней, а сборка всей 110-этажной высотки заняла всего полтора года.

Для строительства использовались специальные самонаращивающиеся краны Kangaroo, купленные в Австралии.

Хорошо видна конструкционная схема башен: внутреннее прямоугольное ядро и внешний несущий каркас.

Особенно эффектно «близнецы» выглядели на закате, когда солнце просвечивало их насквозь.

Северная башня строилась с августа 1968 года по декабрь 1970-го, южная - с января 1969-го под июль 1971-го. Весь комплекс обошелся застройщику в $900 млн в ценах 1971 года, хотя первоначально оценивался в $350 млн. Общий вес ушедшей на возведение комплекса стали составил около 200 000 тонн.

На цветных фотографиях хорошо заметен характерный ржавый цвет металлоконструкций каркаса. В дальнейшем его обрабатывали специальными антикоррозийными и противопожарными составами, но вместо покраски облицовывали алюминиевыми панелями.

Процесс строительства (вверху), обработки (за желтыми экранами) и облицовки (внизу) небоскребов шел параллельно.