Как делать разборы. н- - согл,сонорный. Морфологический разбор деепричастия

Примеры разборов

Фонетический разбор

Отбивая

От-би-ва-я (4 слога, 3 ударный).

О - [а ] - гласный, безударный, обозначен буквой о;

Т - [д ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой тэ;

Б - [б ] - звонкий, мягкий согласный, обозначен буквой бэ;

И - [и ] - гласный, безударный, обозначен буквой и;

В - [в ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой вэ;

А - [а ] - гласный, ударный, обозначен буквой а;

Я - [й ] - согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я;

[а ] - гласный, безударный, обозначен буквой я.

8 звуков - 7 букв. (буква Я обозначает 2 звука)

Морфемный разбор.

Убедительный

Последовательность выделения морфем: 1.окончание (-ый), 2. основа (убедительн), 3. суффиксы (-и-, -тельн-), 4. приставка (нет), 5. корень (убед) так как есть слова убеждать, переубедить, неубедительно.

Делаем запись убедительно

Словообразовательный разбор

Подлокотник

1. Подлокотник - часть кресла, на которую опирается локоть сидящего человека.

2. Ближайшее родственное слово - локоть.

Это и есть то слово, от которого образовалось данное при помощи приставки под- и суффикса -ник.

3. Запись - подлокотник <---- под + локоть + ник

Лексический разбор

Старый друг лучше новых двух.

Прилагательное старый является многозначным. В этой пословице слово употребляется в одном из своих значений: старый друг - значит друг, существующий с давнего времени, долго. Синоним - давний. В этой же пословице употреблен антоним - новый. Слово старый употребляется и в других значениях. Например в словосочетаниях старый человек, старый учебник, старые времена и т.д.

Морфологический разбор

Имя существительное:

Хлеб - имя существительное, н.ф. - хлеб,

Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения. Непостоянные признаки: в винительном падеже, единственном числе.

Синтаксическая роль: является прямым дополнением.

Имя прилагательное:

Пустое - имя прилагательное, н.ф. - пустой;

Постоянные признаки: качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения

Непостоянные признаки: в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.

Имя числительное:

"прошло три года":Три - имя числительное, н.ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет,

Синтаксическая роль: подлежащее.

Местоимение:

С него - местоимение, н.ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе,

Синтаксическая роль: обстоятельство места.

Глагол:

Убрали - глагол, н.ф. - убрать,

Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения,

Непостоянные признаки: в изъявительном наклонении, прошедшем времени. множественном числе,

Синтаксическая роль - сказуемое.

Причастие

Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":

Падающий - причастие, н.ф. - падающий, от глагола "падать",

Постоянные признаки: несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное,

Непостоянные признаки: в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, Синтаксическая роль: согласованное определение.

Деепричастие

Образец разбора в предложении "Падая на землю, снег тает":

Падая - деепричастие, от глагола "падать",

Несовершенного вида, невозвратное, непереходное,

Синтаксическая роль: обстоятельство образа действия.

1. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

2. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

3. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

Наречие:
Кругом - наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места.

Синтаксический разбор

Простое предложение.

Раздались звуки торжественного и громкого марша. (А.И.Куприн)

Это предложение простое, по цели высказывания повествовательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными определениями. Грамматическая основа - раздались звуки, звуки - подлежащее, выражено существительным, раздались простое глагольное сказуемое.

Все второстепенные члены в этом предложении относятся к подлежащему. Звуки (какие?) марша - несогласованное определение, выражено существительным в родительном падеже, марша (какого?) торжественного и громкого - однородные согласованные определения, выражены полными прилагательными.

Сложносочиненное предложение.

Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу. (В.Лидин)

Это предложение сложное, союзное, сложносочиненное; состоит из двух предикативных частей, первая - машина застопорила, вторая - катер медленно причалил к берегу. Эти предложения связаны между собой сочинительным, соединительным союзом и, выражающим последовательность. Перед союзом и ставится запятая. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.

Сложноподчиненное предложение.

Оттого что солнечные дни все время перемежались с дождями, деревья в этом году умирали царственно. (Г.Николаева).

Это предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух предикативных частей - главной: деревья в этом году умирали царственно, и придаточной: оттого что солнечные дни перемежались с дождями; придаточное относится ко всему главному предложению (присоставное), отвечает на вопрос почему, отчего? Это СПП с придаточным причины, придаточное присоединяется при помощи союза оттого что, стоит перед главным предложением и отделяется от него запятой. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.

Сложное предложение с разными видами связи.

Позвонила взволнованная дама, стала требовать Римского, ] [ ей посоветовали позвонить жене его, на что трубка, зарыдав, ответила,

Что она и есть жена и что Римского нигде нет ]

(М.Булгаков)

Данное предложение 1) по цели высказывания - повествовательное; 2)

По интонации - невосклицательное; 3) по количеству предикативных

Компонентов - сложное, т.к. состоит из пяти простых компонентов (в его

Составе выделяется пять грамматических основ: 1-дама позвонила, стала

Требовать; 2-посоветовали;3- трубка ответила;4- она и есть жена;5-

Нет); 4) простые компоненты соединяются с помощью союзов и

(сочинительный соединительный), что (подчинительный изъяснительный),

Союзного слова с предлогом на что, а также бессоюзной связью, с помощью

Интонации. Следовательно, в данном предложении есть сочинительная,

Подчинительная и бессоюзная связь. 5) Предложение делится на смысловые

Блоки. Между этими блоками бессоюзная связь и отношения перечисления

Фактов. В блоке I - простое предложение. В блоке II - сложноподчиненное с

Несколькими придаточными. В нем компонент 2 является главным

Предложением для компонента 3, к которому нельзя задать вопрос (это

Придаточное присоединительное). Компонент 3, в свою очередь, является

Главным для компонентов 4 и 5, которые присоединяются к отдельному

Слову в главном. Придаточные являются обязательными по смыслу, отвечают

На вопрос ответила что? Это придаточные дополнительные. Блок II - это

Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением и

Однородным соподчинением.

Стилистический разбор.

Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, - большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.
Деревенщина!
Саша Черный. "Дневник фокса Микки".

1. Найдите в тексте разговорные слова, объясните, зачем они употребляются.
(Слова: хлюпать, дождик, лысый, будка, пойти, цапать, деревенщина - создают эффект разговорной речи, естественной в дневнике - жанре разговорного стиля.)
2. Найдите слова, употребленные в переносном значении и создающие образы.
(Это слова: лысые, необразованная, - которые нетрадиционно сочетаются с другими словами и имеют в тексте особые значения.)
3. Назовите предложения, в которых способ выражения сказуемого носит разговорный характер.
(1. Скоро деревья будут совсем лысые. 2. Она глупая и необразованная. - Сказуемые выражены прилагательными в полной форме.)
4. Назовите односоставные и неполные предложения, определите их роль в тексте.
(1. Осень. - назывное. 2. Как ему не надоест целый день хлюпать? - безличное. 3. Деревенщина! - неполное двусоставное с пропущенным подлежащим. Эти предложения создают эффект разговорной речи.)
5. Определите тип второго предложения по цели высказывания. Для текстов какого типа характерны такие предложения?
(Это риторический вопрос - фигура, характерная для рассуждения.)
6. Определите тему рассуждения. Почему она меняется?
(В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй половине текста - собака. Рассуждение принадлежит фоксу Микки, поэтому в нем намеренно нарушена логическая связь между частями текста, чтобы показать наивный, несвойственный взрослому человеку способ мышления.)


    Например:

    Рис - 1 гласный, 2 согласных, 1 слог

    Р - [р"] - согласный, мягкий парный, звонкий непарный

    И - [и] - гласный, ударный

    С - [с] - согласный, твердый парный, глухой парный

    3б., 3 зв. [ р"ис ]

    2. Морфемный разбор

    3. Морфологический разбор

    І. Начальная форма (вопрос)

    ІV. Роль в предложении.

    По траве - (по чему? где?), имя существительное

    І. Начальная форма - что? трава

    ІІ. Постоянные признаки - 1 скл., ж.р., нариц., неодуш.

    ІІІ. Непостоянные признаки - ед.ч., Д.П.

    Кричит - (что делает?) глагол

    І. Начальная форма - (что делать?) кричать

    ІІ. Постоянные признаки - ІІ спр.

    ІІІ. Непостоянные признаки - наст. вр., ед.ч., 3 лицо

    ІV. ______________

    По голубому (морю) - (по какому) имя прилагательное

    І. Начальная форма - какой? голубой

    ІІ. Постоянные признаки -

    ІІІ. Непостоянные признаки - ср.р., ед.ч., Д.п.

    За мной - (за кем?) личное местоимение

    І. Начальная форма - Я

    ІІІ. Непостоянные признаки - Тв.п.

    ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _

    4. Синтаксический разбор

  • По членам предложения;
  • Указать части речи над каждым словом, кроме предлога?, союза О, частицы
  • Показать словосочетания, кроме грамматической основы, т.к. это не является словосочетанием ×
  • Составить схему (развернутая) или пунктограмму
  • Дать характеристику предложения

Простое

  1. по цели высказывания
  2. по интонации

Сложное (составное)

  1. по цели высказывания
  2. по интонации
  3. по количеству грамматических основ

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Грамматические разборы" »

1. Фонетический разбор

    Сколько гласных букв, согласных букв, слогов, ударение в слове;

    Характеристика гласных звуков: ударный, безударный;

    Характеристика согласных звуков: по твердости-мягкости (указываем парный или непарный), по звонкости глухости (указываем парный или непарный);

Например:

Рис – 1 гласный, 2 согласных, 1 слог

Р - [р"] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный

И - [и] – гласный, ударный

С - [с] – согласный, твердый парный, глухой парный

3б., 3 зв. [ р"ис ]

2. Морфемный разбор

3. Морфологический разбор

І. Начальная форма (вопрос)

ІІ. Постоянные (грамматические) признаки

ІІІ. Непостоянные (грамматические) признаки

ІV. Роль в предложении.

По траве – (по чему? где?), имя существительное

І. Начальная форма – что? трава

ІІ. Постоянные признаки – 1 скл., ж.р., нариц., неодуш.

ІІІ. Непостоянные признаки – ед.ч., Д.П.

ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _

Кричит – (что делает?) глагол

І. Начальная форма – (что делать?) кричать

ІІ. Постоянные признаки – ІІ спр.

ІІІ. Непостоянные признаки – наст. вр., ед.ч., 3 лицо

ІV. ______________

По голубому (морю) – (по какому) имя прилагательное

І. Начальная форма – какой? голубой

ІІ. Постоянные признаки -

ІІІ. Непостоянные признаки – ср.р., ед.ч., Д.п.

За мной – (за кем?) личное местоимение

І. Начальная форма - Я

ІІ. Постоянные признаки - 1 л., ед.ч.

ІІІ. Непостоянные признаки – Тв.п.

ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _

4. Синтаксический разбор

Простое

    по цели высказывания

    по интонации

    по наличию второстепенных членов

    по количеству грамматических основ

Сложное (составное)

    по цели высказывания

    по интонации

    по количеству грамматических основ

5. Пунктуационный разбор предложения

Устно охарактеризовать знаки препинания в предложении и составить пунктограмму. (свернутая схема)

Пособие адресовано школьникам 5-11 классов, изучающим русский язык по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой.
В издании содержатся сведения обо всех видах разбора, включенных в программу средней школы.

Пособие по видам разбора - именно то руководство, которое поможет ребятам систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, и закрепить умение применять теорию на практике.
Пособие состоит из семи разделов.
1. Фонетический разбор.
2. Морфемный и словообразовательный разборы.
3. Морфологический разбор.
4. Синтаксический разбор.
5. Лексический разбор.
6. Орфографический разбор.
7. Пунктуационный разбор.
Автор пособия убеждена в том, что виды разбора в школе носят практическую направленность, помогают ребятам стать грамотными, а сами «задания с цифрами» не утяжеляют учебный материал, а помогают формированию орфографической и пунктуационной зоркости у школьников.
Все разделы пособия построены по единому принципу: дается толкование вида разбора, теоретические сведения, план выполнения разбора, образцы, кроме того, примечания и приложения (например, как выполнять работу над ошибками). Все это имеет безусловную ценность для учащихся, так как избавляет их от необходимости ведения справочной тетради.

Содержание
От составителя 3
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Раздел I ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 4
ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА 7
Образец фонетического разбора 8
Раздел II МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОРЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 9
ПОРЯДОК МОРФЕМНОГО РАЗБОРА 10
Образец морфемного разбора 10
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 11
Образец словообразовательного разбора 13
Раздел III МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 14
ПОРЯДОК И ОБРАЗЦЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ 14
Имя существительное 14
Имя прилагательное 15
Имя числительное 16
Местоимение 16
Глагол 17
Причастие 17
Деепричастие 18
Наречие 18
Предлог 19
Союз 19
Частица 19
Междометие 20
Раздел IV СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 21
ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 23
Образец синтаксического разбора словосочетания 24
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОРЯДОК РАЗБОРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 28
Образец синтаксического разбора простого предложения 29
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 29
Образцы синтаксического разбора сложных предложений 31
Сложносочиненное предложение 31
Сложноподчиненное предложение 32
Бессоюзное сложное предложение 33
Виды придаточных предложений 34
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными 36
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи 41
ПОРЯДОК РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ (ПоВ. В. Бабайцевой) 43
Образец разбора предложения с прямой речью 44
Раздел V ЛЕКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ПОРЯДОК ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА (По В. В. Бабайцевой) 46
Образец лексического разбора 46
Раздел VI ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 49
ПОРЯДОК ОРФОГРАФИЧЕСКОГО РАЗБОРА 58
Образец орфографического разбора 58
Выполнение работы над орфографическими ошибками 59
Раздел VII ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 60
Образец пунктуационного разбора 70
Выполнение работы над пунктуационными ошибками
(возможный вариант) 71
Раздел VIII ПРАКТИКУМ
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР 72
МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР 73
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР 74
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР 76
ЛЕКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР 80
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР 83
ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР 87

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Виды разбора на уроках русского языка, 5-11 класс, Еремина Е.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, 120 текстов для школьных изложений, 5-11 классы, Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е., 2000
  • Художественный текст на уроках русского языка, Чтение, анализ, оценка, речевое творчество, Дидактические материалы, 5-11 класс, Кулаева Г.М., 2010

У каждого разбора своя цель, свой предмет и своя методика. Научись не путаться в терминах, понимать, что от тебя требуется, и выполнять разборы корректно.

Фонетический разбор

Фонетический разбор - это анализ звукового и буквенного составов слова. Он определяет, сколько в слове слогов и какой из них ударный, показывает, как соотносятся буквы и звуки, а главное - описывает звуки, называет их признаки

Морфемный разбор

Названия: Морфемный разбор и Разбор слова по составу - синонимы. Ведь морфемы - это части слова, его строительный материал. Разбор учит выделять корни, приставки, суффиксы и окончания

Словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор показывает, как образованы слова, какая у слова основа: производная или непроизводная. Для слов с производной основой определяется, основа какого слова является производящей. Также нужно понять, каким способом образовано слово, какие средства в этом участвовали и какие фонетические процессы сопровождали словообразование

Морфологический разбор

Морфологический разбор - это характеристика слов по их принадлежности к частям речи. Нужно определить грамматическое значение, признаки слова и его синтаксическую роль в предложении

Синтаксический разбор

Синтаксический разбор - это разбор синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. Схемы их разбора различны. Требуется уметь находить словосочетания в составе предложений и давать их характеристики, а также знать, какими могут быть предложения и описывать их по цели высказывания, эмоциональной окрашенности и структуре

Синтаксический разбор (грамматический разбор) – один из видов языкового анализа, состоит в указании грамматических признаков слов, их форм, их морфологического состава, в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала, с целью связи теории с практикой. Способствует быстрому распознаванию грамматических категорий и форм. Г. р. может использоваться и при изучении нового материала в ходе эвристической беседы. Виды Г. р.: разбор слов по составу; разбор по частям речи (морфологический) и синтаксический разбор; выборочный, тематический и полный разбор. При Г. р. используется определенный порядок, определенная последовательность действий – «схемы разбора». В школьной практике нередко в понятие «Г. р.» включают и фонетический, и словообразовательный, и орфографический, и другие виды анализа языка.

Фонетический разбор – один из видов языкового анализа; состоит в определении звукового состава фонетического слова (количество звуков, их соотнесение с буквенным составом слова, гласные и согласные звуки, характеристика каждого звука); в определении места ударения; в разделении слова на слоги и т. д. Используется не только при изучении фонетики, но и при решении орфографических, словообразовательных и иных задач, при разборе слов морфологически и пр. Может быть полным и выборочным, в зависимости от учебных задач. Проводится обычно вместе с другими видами языкового анализа: с грамматическим, орфографическим и иными видами разбора.

Транскрипция в школе – методический прием, передача слов или текстов с помощью специальных знаков. В обучении языку используется фонетическая Т., созданная на основе русского алфавита, с некоторыми дополнительными знаками: " – знак мягкости согласного и т. п. Фонетическая Т. позволяет фиксировать звуковой состав речи в отличие от ее орфографического написания:

потолок – [паталок] ее – [йийо]

сшить – [шыт"] груздь – [грус"т"]

Транскрибирование слов и их сочетаний помогает учащимся понять систему позиционных чередований и, следовательно, природу орфографических трудностей. Т. помогает также понять морфологическое членение слова, особенно в тех случаях, где встречается звук [и]: чей – [ч"йиво], [ч"йиму], [ч"ййм] и т. п.

Элементы Т. вводятся в IV классе: обозначение мягкости согласных [м] и [м"], йотированные [й"а], [й"у], [й"э], [й"о], что [шт], яичница [шн] и пр. Делались попытки вводить элементы Т. с I класса, а в IV – V классах знакомить учащихся с основными транскрипционными знаками, но эти попытки не вышли за рамки эксперимента.

Словообразовательный разбор – вид языкового анализа; состоит в выяснении, является ли данное слово производным или первообразным, если производным – каков способ словообразования (префиксальный, суффиксальный и пр.). С. р. предполагает построение словообразовательных цепей, гнезд, ступеней образования слова: пис-а-ть за-пис-а-ть за-пис-к-а. В школе вводится с IV класса; в начальных классах – анализ состава слова, выяснение, от какого слова образовалось, подбор родственных слов. С. р. создает предпосылки для элементов исследовательской работы учащихся, для создания проблемных ситуаций.

Пунктуационный разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в нахождении (в предложениях, компонентах текста) пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборе нужного знака препинания. В практике используется полный П. р., когда рассматриваются все пунктограммы, и тематический, выборочный, когда исследуются пунктограммы лишь на определенные темы. Может быть различной степень полноты П. р.: полное обоснование; сжатое обоснование; указание лишь типа пунктограммы; указание знака препинания с называнием темы. П. р. обычно выполняется устно.

Орфографический разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их объяснении, в указании способов их проверки, в выполнении орфографического действия – проверки. Различается полный О. р., когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический, выборочный, когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенные темы. Употребляются также термины полный и частичный, общий и выборочный. Различаются также степени полноты разбора; он может ограничиваться лишь характеристикой орфограмм, без их проверки. О. р. обычно выполняется устно; при письменном выполнении используются также условные обозначения.

Морфемный анализ – выделение морфем в словах. Морфема – минимальная значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, постфикс, интерфикс, префиксоид, окончание. Поскольку морфемы служат средством образования новых слов, М. а. смыкается со словообразовательным анализом; поскольку с их помощью образуются формы слов, можно говорить о морфологическом анализе. М. а. может быть определен как грамматико-орфографическое упражнение аналитического типа. Служит средством внутри-предметных связей, так как связывает в работе учащихся уровни языка: фонологический, морфологический, словообразовательный, лексический. М. а. проводится во всех классах, усложняясь по мере изучения новых тем по составу слова и словообразованию. Наибольшую трудность у учащихся вызывают элементы фонетического анализа, вплетающиеся в М. а., особенно в тех случаях, когда есть чередование, звук [j] и т. п.