Интересный отдых: психологический туризм. Психологический туризм – новое направление в туризме. Элементы психологии в туризме

Понятие «психологический туризм» (пт) сейчас только начало встречаться, и в первую очередь как практическое направление деятельности туристических компаний, некоторых психологических центров и эвант-компаний. его значение трактуется довольно разнообразно, при этом, как правило, не затрагивая концептуальную сторону, не подводя какой-либо основы под этот вид практики, а лишь описывая содержательную сторону.

Понятный по смыслу, термин «психологический туризм» может интерпретироваться как направление туризма, как направление психологической практики, как определенный симбиоз этих двух направлений. при этом остается не раскрытым уникальность и специфика психологического туризма, его методологические основы, механизмы коррекционной работы, место в психологической практике.

В этой статье мы попытаемся операционализировать явление «психологический туризм» как практическое направление группового психологического сопровождения личности и дать некоторую теоретическую основу с позиции интегративного подхода в психологии.

Анализ источников (в основном интернет-ресурсов) позволил выделить несколько трактовок психологического туризма.

На портале консалтинговой компании «эль-консул» (г. барнаул) (http://l-konsul.biz1), дано такое понимание: «психологический туризм - относительно новое направление в области психологических услуг для россии. кто-то рассматривает его как традиционный поход с психологическими техниками, как тренинги у вечернего костра, кто-то - как путешествия по местам силы с экзотическим уклоном, для кого-то психологический туризм - поездка на конференцию по психологии, а для кого-то - просто еще одно модное слово в туристическом бизнесе. основная идея пт - объединить отдых на природе, путешествие по интересным местам и познание мира своей души, знакомство с силой внутри нас. психологический туризм - это путешествие не только по просторам земли, но и по просторам души… психологический туризм - это отдых (70 %) + психологическое сопровождение, разгрузка, перезагрузка, экологичное и желанное изменение в вашей жизни (30 %).»

На сайте психологического центра «возрождение» (http://www.mataeva.ru) идея пт раскрывается следующим образом: «мы выезжаем в новые места не только для того, чтобы получить новые впечатления от путешествия, а ещё и для того, чтобы познать себя… через призму нового места, через соприкосновение с энергиями местности и природными стихиями, чтобы выйти из круга суеты, сделать остановку спокойствия и посмотреть на свою жизнь и свои действия новым взглядом».

«блог о счастье и личной эффективности» м. хайнц дает такую трактовку (http://superhappy.ru): «психологический туризм (пси-туризм)– это новое и бурно развивающееся направление современного туризма. появление его обусловлено напряженным ритмом жизни человека… на помощь тем, кто хочет не просто отдыхать, но и самосовершенствоваться, появился психологический туризм. психологический туризм – это специально разработанная технология для восстановления и поддержания психологического здоровья человека в современном мире… …сочетание интересного отдыха с приобретением полезных психологических умений и навыков и есть психологический туризм».

На портале частного психологического кабинета криченко е. в. (г. ростов-на-дону), (ttp://psyrostov.ru), пт рассматривается как «отдых принципиального иного качества», предполагающий возможность: «получить за короткое время отдых, который останется с вами надолго. наполнить свою жизнь яркими воспоминаниями. научиться полезным приемам отдыха и саморегуляции, которые можно самостоятельно использовать дома… получить новые силы и воодушевиться на реализацию новых планов. пообщаться с интересными людьми и посетить водопады, пещеры, погулять в лесу, подышать свежим воздухом, посмотреть на звездное небо и снежные горы…»

Помимо термина «психологический туризм», в источниках встречаются аналогичные по содержанию понятия: «путешествия по местам силы», «духовный туризм» или «духовные странствия», «пси-туры», «йога-туры», «тренинговые туры», «эко-туризм», «эко-психологический туризм», «тренинги по местам силы», «тренинги – путешествия» и другое. все же основные идеи таких проектов – это совмещение отдыха с использованием ресурсов природы и работы над собой, познания себя, либо обучения. то есть, совмещение (симбиоз) туризма и психологической (либо духовной, либо эзотерической, либо бизнес) информирования и практики. гораздо реже встречаются упоминания об отдыхе или психологической практике другого качества. для нас значимо именно другое новое качество, приобретаемое в интеграции путешествия, отдыха, самоисследования и личностной практики.

Учитывая существующие трактовки и понимание пт, мы предлагаем выделить психологический туризм как научно-обоснованное целостное направление практической психологии в интегративном подходе, основанном на ряде принципиальных позиций:

Интеграция — процесс, с помощью которого части соединяются в целое, когда все составляющие элементы действуют согласованно как единое целое. на уровне личности и группы интеграция формирует ресурсы, отношения, само-регулятивные механизмы.

Интегративный подход предполагает объединение предмета изучения и воздействия, и средств (подходов, методов и технологий). так, Лаврова о.в. утверждает, что один из видов интеграции состоит «во включении психотерапевтического знания в общенаучное путем объединения его с другими науками, исследующими тот же класс феноменов в своей предметной области. к проявлениям интеграции междисциплинарного типа так же следует отнести и тенденции к сближению естественнонаучного и гуманитарного знаний, теоретического и эмпирического знания, медицинских и немедицинских наук в области психотерапевтической практики. другим проявлением процесса интеграции можно считать объединение нескольких психотерапевтических подходов друг с другом на основе общих теоретических предпосылок. это объединение совершается поэтапно от эклектического к интегративному уровню».

Интегративный подход предполагает активное взаимодействие и интеграцию человека с окружающей средой (миром), принимая во внимание его био-психо-социо-духовную природу. так, ф. перлз, развивая направление гештальт-терапии, говорил об организме как о «целом, погруженным в окружающую среду»; интегративная терапия h. petzold в большей степени ориентирована на установление отношений человека с миром; личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия б.д.карвасарского, г.л.исуриной, в.а.ташлыкова, как отечественная интегративная метамодель психотерапии, включает в себя концепцию личности как системы отношений индивида с окружающей средой

Более подробно интегративный подход раскрыт в нашей статье «интегративная концепция в групповом и индивидуальном консультирование».

Концепция психологического туризма нам представляется как интеграция теоретических и практических знаний таких фундаментальных наук, как история, культурология, психология, география, биология, экология, и прикладных областей знания, таких как туризм и психологическая (психотерапевтическая) практика. непосредственно психологическая составляющая концепции базируется на таких направлениях, как психология среды или экологическая психология, духовная и трансперсональная психология, этно-психология и как обобщение высшего уровня – интегративная психология. прикладные специфические психологические направления, активно используемые в психологическом туризме – это ландшафтная психотерапия, анимало-терапия, арт-терапия, интегративные психотехнологии и другие направления, зависящие от специфики содержания психологического туризма.

В не зависимости от формата программы (т.е. маршрута и цели), пт всегда предполагает развивающее взаимодействие человека и окружающей среды. изучением этого взаимодействия с 70-х годов прошлого столетия занимается психология среды (энвайронментальная психология), включающая так же рассмотрение влияния факторов материальной действительности на личность. понятие «окружающая среда» трактуется широко и включает как природные объекты, так и имеющие материальное воплощение социальные образования, созданные самим человеком материальные конструкции, информационные объекты и т. д. это пространственно-географическая, социальная, культурная составляющие, органично включенные в жизнедеятельность и служащей важным фактором регуляции поведения и социального взаимодействия.

психология среды фиксируется на проблемах экологического сознания и мотивации. выявляя закономерности взаимодействия личности и окружающей среды, становится возможным проектировать и изменять окружающую среду таким образом, чтобы она стимулировала социально-приемлемое поведение личности или позволяло бы прогнозировать наиболее вероятные модели ее поведения.

Взаимодействие человека и окружающей среды предполагает интеграцию (через механизмы ассимиляции, интроекции и проекции) био-гео-социо-культурного пространства внешней среды и био-психо-социо-культурного пространства личности. в итоге этой интеграции формируется развивающее пространство, управляемое контекстно-опосредованными психотехнологиями. подробно данная мысль раскрыта в нашей статье «развивающее пространство как практическая концепция интегративной психологии». психологический туризм может основываться только на природном аспекте среды (это так называемые «опен-эир» форматы в полном контакте с природой») или на всем спектре среды: природном, социальном, культурном (это так называемые путешествия по «мировым местам силы» в центры мировой традиции). и в том и в другом случае будет формироваться интегративное развивающее пространство, в котором формируются личностные психологические и групповые социально-психологические ресурсы и отношения человека с миром.

таким образом, психологический туризм – направление практической психологической работы, предполагающее интеграцию социо-культурной (в том числе история, архитектура, искусство, ментальность, традиции, религия) и природной (в том числе ландшафт, флора и фауна, стихии) сред на основе контекстуально-опосредованных психотехнологий, формирующее интегративное развивающее пространство личности и группы.

Психологический туризм предполагает не просто объединение туризма (путешествия, отдыха и познания) с психологической работой через психотехнологии, социально-психологический тренинг, психотерапию и консультирование, но выстраивание целостного контекстного пространства, в котором личностное и групповое развитие обусловлено факторами среды осуществления пт (социо-культурными и природными). такая обусловленность проявляется в формировании программы, тематике и направлении работы, методах и технологиях. так, ведическая индуистская традиция способствует в частности развитию аспектов осознания, а буддистская – толерантности и принятию. в обоих контекстах актуально использование направленных визуализаций, дыхательных практик трансперсональной психологии, телесно-ориентированных релаксационных практик.

Работает и обратная логика: клиентский запрос, личная история, актуальная феноменология и состояние могут обуславливать выбор места, маршрута и среды в целом для психологического туризма.

Некоторые проведенные программы психологического туризма в рамках концепции интегративного развивающего пространства студии интегративных практик психологии и йоги «терра» в 2011-12 гг. (автор и ведущий м. фаерман):

1. Группа личностного развития и интеграции «место силы – освоение: в полном контакте с природой» (формат «опен-эир» в полном контакте с природой, палаточный туризм).

Контекст: «место силы – это не там, где скрыта целительная энергия или тайны предков, а там, где пробуждается твоя ресурсная энергия, и где ты раскрываешь собственные тайны самопознания!»

Психологическая группа личностного развития» «место силы — освоение» – это интенсивные психотехнологии в режиме открытого пространства (природы), активирующие ресурсы, расширяющие поведение, создающие целостность и осознание конфликтов, что, в итоге, приводит к желаемой психологической реальности в области близких отношений, личных свершений, восприятие мира и смыслов жизни, саморегуляции, решения сложных ситуаций,собственных актуальных целей.

Содержание работы: активация пространства, сознания, тела, личности, группы через ритуалы, групповую динамику, тренинг; процесс свободного связанного дыхания в открытом пространстве: полное погружение в 5 контекстных сессия; фоновый индивидуальный тренинг осознания: внутренней тишины, внутреннего света и др.; энергетическая аккумуляция через релаксации, динамические медитации, танцевально-двигательные драмы, огонь; проигрывание жизненных сценариев и значимых ситуаций через психодраму, создание карт реальности; интеграция полученного опыта и аккумулирование эффекта через проговоры, рисуночную рефлексию.

Технологии: дыхательные и телесные практики, энергетический массаж, индивидуальный тренинг, рационализация, психодрама, арт- и танцевально-двигательные техники, духовные ритуалы, настройки, медитация, биосинтез, обсуждение, рефлексия…

2. Группа личностного развития «течение силы: интегративный поток» (формат «опен-эир» в полном контакте с природой, палаточный туризм, сплав на плотах).

Контекст: «в русле личностных изменений». сплав на деревянных плотах по течению р. которосль и стоянки на укромных живописных полянах. психологические практики целостности и ресурсности личности. романтика костра, и палаток.

Изменчивая река и тайные стоянки по берегам насытят психологические практики динамикой, развитием, плавностью течения; романтикой, сказочностью открытой природы. здесь наиболее ярко: осознается прошлое, настоящее и будущее для гармонизации и развития; строится карта личностных изменений – воплощение желаемого; насыщается картина мира – создается полнота жизни; формируются ресурсы: жизненная энергия, вдохновение, озарения, стресс-устойчивость.

3. Группа личностного развития (глубинные психологические практики, гармоничная практика йоги) – «индия — сердце мира: пульсация жизни» (формат «путешествие по мировым местам силы», интеграция психологический группы и практики йоги). со-ведущий, преподаватель йоги алексеева о.

Контекст: уникальное путешествие в мир древней культуры, богатой природы. самопознание. раскрытие. очищение. насыщение энергией. умиротворение. мудрость философии индуизма; чувствование себя в пульсации жизни; развитие личностного потенциала; расширение сознания, поведения, представлений о мире, эмоционального выражения, открытие новых физических возможностей; духовная и телесная свобода; аккумуляция сил на длительное время; а так же экзотика, красота, гармония…

Керала – штат на берегу океана — «страна богов и магии»; концентрация стихий воды, воздуха, огня, земли; родина аюрведы, уникальный природный заповедник с множеством чистых рек и озер («индийская венеция»), дикими песчаными пляжами, рисовыми плантациями и холмистыми джунглями — сердце планеты!

Содержание работы. технологии: свободное холотропное дыхание, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные практики, холистический палсинг, творческие технологии, динамические медитации, релаксация, ритуалы. практиками йоги: крии (очищение), статической и динамической пранаямой (дыхание), асанами (позы), мудрами и бандхами (энергетические жесты и замки), элементами парной йоги, практикой пратьяхары (работа с органами чувств), дхараны (концентрация), дхьяны (медитация).

Уникальность: во-первых, здесь гармонично совмещаются психологическая работа и практика йоги, направленные на возвращение целостной природы человека. во-вторых, наставничество обеспечивается двумя квалифицированными специалистами в области интегративной психологии и классической хатха- йоги. в-третьих, место проведения выбрано не случайно: индийский штат керала имеет все необходимое, чтобы обеспечить естественный богатейший контекст: разнообразие природных ресурсов, «живая» культура и традиция, народная медицина, архитектура, уединение. в-четвертых, психологический и духовный туризм обеспечивает полноту внешней и внутренней жизни, объемное проживание, ощутимые и осознаваемые результаты и впечатления от поездки, что интересно и бывалым путешественникам, и тем, для кого приоритетно личностное и физическое развитие! в-пятых, организационно учтены и аспекты комфорта, и организация быта, и увлекательность, насыщенность пребывания.

Психологический туризм (пситуризм) – это совершенно новое, набирающее популярность направление туризма. Этот вид туризма появился в ответ на все возрастающий темп жизни и уровень стресса у людей, живущих в мегаполисах. Люди разучились качественно отдыхать и восстанавливать силы, а постоянные стрессы на работе, шум и спешка – все это пагубно отражается на нашем самочувствии и здоровье. Выходных для полноценного отдыха в таких условиях не достаточно. Поэтому появился и начал развиваться пситуризм, который придется по душе тем, кто хочет и на море отдохнуть, и в то же время успеть уделить внимание своему саморазвитию и самосовершенствованию.

Что такое пситуризм?

Психологический туризм направлен на физическое и душевное состояние человека, истощенного стрессами и проблемами, типичными для городских жителей, карьеристов. Многие жители мегаполисов страдают от депрессий, душевных расстройств. Чтобы выбраться из такого «болота» лучше всего произвести «эмоциональную перезагрузку». Идеальный вариант такой перезагрузки – это путешествие, новые знакомства, все, что «вырывает» из обычной реальности, где можно забыть про все, что осталось дома. Такой отпуск – идеальное сочетание познавательных экскурсий и новых знаний в какой-то интересной области саморазвития.

Если просто съездить на отдых, то по возвращении все проблемы возвращаются в любом случае, но после тренинга по саморазвитию или тайм-менеджменту, или коммуникации, или по мотивации и целеполаганию, или по медитации и релаксации, люди возвращаются не только отдохнувшими и вдохновленными, но и вооруженными конкретными навыками и знаниями, которые помогут решить какие-то проблемы, а то и направить жизнь в принципиально новое русло.

На сегодняшний день существуют разные направления психологического туризма:

  • поездка в другую страну или город для прохождения какого-либо тренинга, включающая в себя интересные экскурсии,
  • экотуризм (чаще всего это происходит на природе, участники живут в палатках, познают окружающий мир и приобретают какие-либо полезные навыки),
  • поход с психологом и проводником и т.д.

Эффективный психологический туризм включает в себя психологическую «перезагрузку», получение новых навыков, качественное расслабление, раскрытие своего потенциала и саморазвитие. Такой отдых должен сочетаться с познанием других культур, знакомствами с новыми людьми и саморазвитием.

Туристическая программа

Как правило, поездка посвящена какой-то конкретной теме, исходя из которой подбираются наиболее подходящие место для проживания, семинары и экскурсии. Самое оптимальное количество участников — от 10-12 до 15 человек. Обычно такую группу сопровождает тренер-психолог, который составляет саму программу тренинга, а также помогает всем участникам расслабиться, достичь гармонии. Также такую группу обычно сопровождают люди, отвечающие за организацию комфортных условий для участников.

Если программа подбирается правильно, то участники возвращаются восстановленными физически и морально и полные свежих идей.

Надо попробовать, чтобы понять, подходит ли такой вид туризма, но это направление уверенно завоевывает все больше поклонников.

туристический психологический интерактивный

Элементы психологии в туризме

Психология туризма относится к социальной психологии, точнее, к той ее части, которая изучает взаимоотношения людей во время проведения отдыха, исследует мотивации, связанные с туристскими миграциями и услугами. Можно сказать, что прикладная психология туризма изучает поведение в связи с экономическими, социальными, трудовыми и культурными аспектами туристской деятельности. Одним из важнейших факторов в работе любого туристского агентства является понимание того, чего желают клиенты. Следует понять причину, побудившую их выбрать тот или иной тур, их ожидания от поездки. Иными словами, понять весь спектр мотивов. Наибольшей популярностью пользуется теория мотиваций потребностей человека А. Маслоу. В его трудах «Мотивы и личность» и «Теория мотиваций человека» обоснована пирамида потребностей, в основании которой - наиболее фундаментальные, а на вершине - личностные. Иерархии потребностей излагаются им следующим образом:

  • - все потребности человека можно сгруппировать в пять больших групп в виде пирамиды. После того как одна из потребностей удовлетворяется, другая занимает ее место. Высшие потребности удовлетворить наиболее трудно;
  • - для того чтобы мотивация в удовлетворении той или иной потребности возникла, необходимо удовлетворение потребности, расположенной рангом ниже. Когда возникает потребность, организм автоматически пытается ее удовлетворить, создавая адекватное поведение; Удовлетворение потребностей составляет очень важный фактор и определяет поведение.

Рассмотрим потребности человека по А. Маслоу:

  • 1) физиологические первичные потребности имеют наибольшее значение для человека. Когда эти потребности в значительной мере удовлетворены, основание пирамиды может породить мотивации к удовлетворению потребностей на вышестоящих ступенях;
  • 2) потребности безопасности имеют своей целью поиск защиты против опасности или какой-либо угрозы. Они могут быть физическими (несчастные случаи) или экономическими (экономическая нестабильность или безработица);
  • 3) потребности взаимоотношений, или социальные, становятся важными тогда, когда человек уверен в своем благополучии и безопасности. Для человека становится важным быть воспринятым другими людьми, быть членом какой-либо группы, добиться признания;
  • 4) потребности психологические - уважение или любовь к себе - относятся к статусу общения с другими, стремления к знаниям и успехам. На этой ступени ценностей находятся доверие и признание со стороны других. Удовлетворяя эту потребность, индивидуум стремится к самоутверждению и независимости;
  • 5) потребности самовыражения и развития, связанные с внутренним состоянием человека, находятся на вершине пирамиды. Это потребности создания и реализация собственного «я». Для реализации необходим значительный внутренний потенциал и высокий культурный уровень. Согласно Маслоу, все ступени этой пирамиды необходимо пройти постепенно. Также человек может одновременно находиться одновременно на нескольких ступенях, но это не означает удовлетворения в повседневной жизни потребностей на 100% при переходе на каждую высшую ступень. А. Маслоу считает, что потребности удовлетворяются (в среднем): физиологические - на 80%, безопасности - на 70%, социальные - на 50%, психологические - на 40% и самовыражения - на 100%.
  • - физические мотивации на отдыхе: занятия спортом, оздоровление на пляжах, тренировки, связанные с укреплением здоровья, и т.п. Все эти мотивации имеют общий аспект: сократить усталость и напряженность путем активной физической деятельности и добиться, таким образом, за счет отдыха нового физического состояния.
  • -культурные мотивации можно идентифицировать как желание узнать другие районы страны с иной культурой, историей, архитектурой.
  • -социальные мотивации, или отношения между людьми, включают желание познакомиться с новыми людьми, посещать друзей.
  • -мотивации перемены деятельности или географического места предполагают выйти из рутины, связанной с работой или повседневными занятиями, переход в новую географическую среду.
  • - мотивации статуса и престижа связаны с «я» человека и его персональным развитием. Эти мотивы могут быть связаны, например, с деловыми путешествиями, поездками на конгрессы, учебу. Желание признания, внимания и хорошей репутации очень широко и глубоко может быть удовлетворено через путешествия.
  • -мотивация развлечений связана с желанием веселого времяпровождения (танцы, спортивные развлечения, музыка, прогулки).

Психология туристских потребностей охватывает изучение всех психологических аспектов клиента: его поведения, мотивации, желаний, культурных и других потребностей, основанных на:

  • - мотивации и желаниях туриста;
  • - типологии туристской клиентуры;

Путешественников можно классифицировать по типам, выделенным американским психологом Стенли Плогом:

Психоцентрики (концентрируются на самих себе) и эгоцентрики (экстравертное поведение). Психоцентрики предпочитают: путешествовать семьями в строго определенных местах; активный совместный отдых в знакомых местностях; курорты, где много солнца и хорошее качество отдыха; незначительную активность; места, в которые можно добраться на автомобиле; туристский комфорт с развитой сетью гостиниц, ресторанов, магазинов; домашнюю обстановку (привычную кухню, семейную атмосферу, отсутствие иностранцев); полный пакет очень интенсивных экскурсий.

Эгоцентрики предпочитают активные и разнообразные развлечения; приключения и острые ощущения в жизни; путешествия для удовлетворения любознательности. Наибольшую привлекательность видят в малоосвоенных туристских районах. Стараются максимально использовать авиатранспорт, требовательны к бытовым условиям, хорошему питанию. Для них не обязательна «современность» точнее, следование моде, поскольку их не интересуют раскрученные, «заезженные» курорты и достопримечательности. Они предпочитают знакомиться с новой культурой и общаться с иностранцами. При наличии в программе экскурсий не приемлют строгих графиков и требуют максимальной степени свободы и независимости. Адаптация данной классификации на российской почве - спорный и непростой вопрос. И однозначных ответов мы не сможем дать еще долгое время, поскольку постоянно путешествующая прослойка общества, во-первых, мала, во-вторых, еще находится в состоянии формирования предпочтений.

Психологический туризм — это довольно молодое направление психологической помощи и психотерапии , но развивающееся быстрыми темпами в России, в рамках как лечебного туризма , так и оздоровительного.
Оздоровительные туры предназначены для рекреации: отдыха, эмоциональной разгрузки, релаксации и восстановления психо-эмоционального здоровья, а также для профилактики психических заболеваний.
Лечебные туры — психотерапия, психологические тренинги и семинары, во время туризма и путешествий — оказались на удивление действенным методом решения многих психо-эмоциональных проблем и избавления от множества личностных и эмоционально-психологических расстройств.

Психологический туризм

В чем преимущество психологического туризма перед обычными психологическими тренингами, семинарами, обучающими курсами и психотерапией в кабинете, офисе, зале или онлайн?

Преимущество в том, что уже сам по себе туризм и путешествия подразумевают уход и изменение привычной, часто стрессогенной и психотравмирующей обстановки, и обретение чувства свободы и некоей раскованности, не обремененности человека — что уже, оказывает психотерапевтичное воздействие.

Путешествия под руководством опытного психотерапевта и по определенной психокоррекционной программе, с проведением тренингов и обучения — это и есть психологический туризм, где свободная, природная обстановка с методиками психологической помощи, образуют наилучшее место и время для совмещения приятного с полезным.

Психологические туры

Психологические туры имеют различное назначение: от расслабления и снятия стресса, до психотерапии нервных и личностных расстройств.
Они организуются в виде обычных пикников, в уикенд на лоне природы, и в виде поездок в горы и к морю, в том числе, за пределы России.

Лечебно-оздоровительный туризм

Лечебный туризм

Лечебные туры

Лечебно-оздоровительные туры — Рекреационный туризм

Оздоровительные туры

Запись в психо-туристическую группу:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные понятия, способы и правила делового общения с клиентами. Навыки общения персонала с клиентами и их применение. Деятельность салона "ПаркетЛайн". Сравнительный анализ нормативной и применяемой технологии общения с клиентами на примере компании.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Современные аспекты сущности и причин возникновения педагогических конфликтов. Психологические особенности личности учителя. Эмоциональная устойчивость как психологическая особенность личности учителя, способствующая преодолению учебных конфликтов.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных, направления и социально-психологические аспекты ресоциализирующей деятельности. Деятельность психолога в исправительных учреждениях, психологическая диагностика личностных особенностей.

    реферат , добавлен 20.04.2010

    Понятие конфликта в отечественной и зарубежной психологии. Особенности межличностных конфликтов в коллективе военнослужащих; причины, условия и факторы, влияющие на их уровень. Социально-психологические условия профилактики конфликтов в воинской среде.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2013

    Психологические аспекты разрешения конфликтов в семейных отношениях. Основные технологии, методы и способы социальной работы с семьями. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. Пути преодоления деградации института семьи.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2017

    Психологические подходы к изучению затруднённого общения. Феномен комплекса недостаточности. Психологические особенности осужденных женщин. Организация и методы исследования, результаты и их интерпретация. Методы групповой психокоррекционной работы.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2011

    Факторы и причины формирования манипулятивного поведения. Особенности использования скрытого способа воздействия на сознание личности в межличностном общении. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей манипулятивного общения.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2011