Идеографический словарь русского языка Что такое Выразительность, что означает и как правильно пишется. Выразительность - это

Словарь Ушакова

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Выразительность

коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка <...> воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной». В. характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств. Это качество речи характеризует ее с точки зрения соотношения речь-сознание (см. качества речи).

В. как коммуникативное качество речи - прежде всего критерий оценки эффективности речи (текста) в целом. В то же время понятие В. служит критерием оценки речевого мастерства, искусности автора речи (в рамках общего положительного эффекта). С этих позиций чаще всего оценивается эстетическая сторона высказывания и качество его произнесения (исполнения). Обе эти грани подразумевают также и средства, которые способствуют созданию выразительного эффекта. Различные грани В. взаимосвязаны и в высказывании, которое продуцирует (и произносит в том числе) автор речи, и в восприятии этого высказывания реципиентом, что предполагает «импрессию» (положительное впечатление от текста).

На первое место по значимости в создании выразительного эффекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых распространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к предмету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. В зависимости от этого выделяется два вида В. - информационная (предметно-логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения и воздействия). Оба эти вида имеют подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения. Понятие В. распространяется на тексты всех функциональных стилей. Соотношение видов и подвидов В. по основным стилям различно. Например, В. научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что в то же время не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушателя или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства В. (вынесение существа официального сообщения в заголовок), так и эмоциональные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фактов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заголовки) (А.Н. Васильева).

Средствами В. могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства В. используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи.

Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988; Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М, 1990.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий — собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь — выразительной.

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый — излагая тему своего сообщения, второй — следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности).

Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, выразительности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к выразительный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

выразительность - эффективность выражения; способность внешнего выражать внутреннее. изобразительность. ▼ словесное искусство, красноречие … Идеографический словарь русского языка

выразительность - Один из пяти компонентов программы в фигурном катании, каждый из которых оценивается по десятибалльной шкале с шагом 0,25. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN interpretation (IN) One of… … Справочник технического переводчика

выразительность - выразительность. Неотъемлемое качество речи культурного человека. Достигается за счет умелого использования фигур речи, образных выражений, употребления свежих слов, создания ярких словосочетаний и др … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

выразительность - I. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, выпуклость, живописность, картинность, колоритность, красноречивость, красочность, образность, рельефность, сочность, экспрессивность, экспрессия, яркость ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ, выпуклый, живой, живописный,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

выразительность - ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, и, ж То же, что экспрессия. Выразительность, блеск и яркость глаз Татьяны завораживали ее поклонников … Толковый словарь русских существительных

Ж. отвлеч. сущ. по прил. выразительный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Выразительность, выразительности, выразительности, выразительностей, выразительности, выразительностям, выразительность, выразительности, выразительностью, выразительностями, выразительности, выразительностях (Источник: «Полная акцентуированная… … Формы слов

Выразительность - коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка <...> воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес… … Педагогическое речеведение

Книги

  • Точность и выразительность слова , В. И. Максимов. Предлагаем вашему вниманию книгу В. И. Максимова "Точность и выразительность слова"…
  • ЕГЭ 2016. Русский язык. Речь, текст, лексика и фразеология, выразительность речи (задания 20-24). Рабочая тетрадь. ФГОС , Кузнецов А.Ю.. Рабочая тетрадь по русскому языку серии 171;ЕГЭ 2016. Русский язык 187;ориентирована на подготовку учащихся старшей школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена по русскому…
  • ЕГЭ 2017. Русский язык. Речь, текст, лексика и фразеология, выразительность речи (задания 20-24). Рабочая тетрадь. ФГОС , Кузнецов А.Ю.. Рабочая тетрадь по русскому языку серии 171;ЕГЭ 2017. Русский язык 187;ориентирована на подготовку учащихся старшей школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена по русскому…

Что такое "Выразительность"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Выразительность коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка <...> воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной». В. характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств. Это качество речи характеризует ее с точки зрения соотношения речь-сознание (см. качества речи). В. как коммуникативное качество речи - прежде всего критерий оценки эффективности речи (текста) в целом. В то же время понятие В. служит критерием оценки речевого мастерства, искусности автора речи (в рамках общего положительного эффекта). С этих позиций чаще всего оценивается эстетическая сторона высказывания и качество его произнесения (исполнения). Обе эти грани подразумевают также и средства, которые способствуют созданию выразительного эффекта. Различные грани В. взаимосвязаны и в высказывании, которое продуцирует (и произносит в том числе) автор речи, и в восприятии этого высказывания реципиентом, что предполагает «импрессию» (положительное впечатление от текста). На первое место по значимости в создании выразительного эффекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых распространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к предмету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. В зависимости от этого выделяется два вида В. - информационная (предметно-логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения и воздействия). Оба эти вида имеют подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения. Понятие В. распространяется на тексты всех функциональных стилей. Соотношение видов и подвидов В. по основным стилям различно. Например, В. научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что в то же время не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушателя или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства В. (вынесение существа официального сообщения в заголовок), так и эмоциональные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фактов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заголовки) (А.Н. Васильева). Средствами В. могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства В. используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи. Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988; Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М, 1990. М. Р. Савова

→ → Выразительность в словаре педагогическое речеведение. Словаре-справочнике

Выразительность - это

Выразительность

коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка <...> воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной». В. характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств. Это качество речи характеризует ее с точки зрения соотношения речь-сознание (см. качества речи).

В. как коммуникативное качество речи - прежде всего критерий оценки эффективности речи (текста) в целом. В то же время понятие В. служит критерием оценки речевого мастерства, искусности автора речи (в рамках общего положительного эффекта). С этих позиций чаще всего оценивается эстетическая сторона высказывания и качество его произнесения (исполнения). Обе эти грани подразумевают также и средства, которые способствуют созданию выразительного эффекта. Различные грани В. взаимосвязаны и в высказывании, которое продуцирует (и произносит в том числе) автор речи, и в восприятии этого высказывания реципиентом, что предполагает «импрессию» (положительное впечатление от текста).

На первое место по значимости в создании выразительного эффекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых распространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к предмету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. В зависимости от этого выделяется два вида В. - информационная (предметно-логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения и воздействия). Оба эти вида имеют подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения. Понятие В. распространяется на тексты всех функциональных стилей. Соотношение видов и подвидов В. по основным стилям различно. Например, В. научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что в то же время не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушателя или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства В. (вынесение существа официального сообщения в заголовок), так и эмоциональные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фактов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заголовки) (А.Н. Васильева).

Средствами В. могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства В. используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи.

Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988; Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М, 1990.

М. Р. Савова

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - М.: Флинта, Наука.

Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/ped_recheved/35/;
  • HTML-код ссылки: Что означает Выразительность в словаре педагогическое речеведение. Словаре-справочнике;
  • BB-код ссылки: Определение понятия Выразительность в словаре педагогическое речеведение. Словаре-справочнике.