Грамматические ошибки примеры таблица. Грамматические ошибки: как избежать? Простые правила

Прилагательное

  • В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы прилагательного. Пример ошибки: Жизненный путь героятяжёл и трагичный . вм. Жизненный путь героя тяжёл и трагичен .
  • Зависимые слова могут быть только при краткой форме прилагательного: Сюжет рассказа интересен (НЕ интересный !) во многих отношениях.
  • Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Пример ошибки:Это произведение более худшее вм. Это произведение ещё хуже . Самый способнейший студент вм. Самый способный студент.
  • Формы на -енен в современном языке малоупотребительны, более предпочтительны формы на -ен: Его вклад в работу был существен (НЕсущественен !).

Числительное

  • При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав: В окружности озеро составило около четырёхсот шестидесяти пяти (НЕ четыреста шестьдесят пяти !) метров. ; при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого (НЕ тысячи восьмисот четвёртого !) года.
  • Собирательные числительные (двое, трое ) и проч. не должны употребляться с существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. Примеры ошибок: двое шахматисток вм. две шахматистки, трое зайцев вм. три зайца.
  • Недопустимо употребление формы оба с существительными женского рода (собирательное числительное оба имеет две формы: для мужского и среднего рода – оба, для женского – обе ): в обеих (НЕ вобоих !) квартирах, обеими (НЕ обоими !) подругами.

Местоимение

  • Ошибочное образование форм местоимений: ихний ребёнок вм. их ребёнок, около его вм. около него .
  • Сочетания для ней, от ней имеют архаический или просторечный характер. Примеры ошибок: Для ней нет имени вм. Для неё нет имени.
  • Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность.
    Неправильно: Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её (кого – Ниловну или речь Павла?) захватила полиция.
    Правильно: Полиция схватила Ниловну , когда она везла прокламации с речью Павла.

    Неправильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего.
    Правильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Александровичу ничего хорошего.

  • Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение (студенчество, крестьянство, народ и проч.).
    Неправильно: чиновничество . Среди них
    Правильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество . Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
  • Местоимения свой и себя указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность:
    Неправильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих (чьих – Тургенева или героя?) ошибок.
    Правильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых им ошибок.

    Неправильно: Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе. (к кому – к помещику или к самому себе?)
    Правильно: Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.

Глагол

  • Ошибочное образование глагольных форм: ложит вм. кладет, ездиет вм. ездит.
  • У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа. Вместо них можно использовать конструкции с неопределенной формой этих глаголов: Я могу ощутить (а НЕ я ощущу ), я надеюсь победить (а НЕ я побежу ),я должен убедить (а НЕ я убежу ).
  • Недопустимо использование суффикса -ывова- (-ивова-) вместо -ова(-ива) : результаты подытожива лись (а НЕ подытоживова лись )
  • При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и пассивного залогов таких глаголов: задерживаются в аудиториях (их задерживают или слушатели сами остаются?). Разрешение двусмысленности: После лекций слушателей нередко задерживают в аудиториях либо После лекций слушатели нередко остаются в аудиториях.
  • Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов.
    Неправильно: Чуткий художник, он откликается отмечал
    Правильно: Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления.

Причастие

  • Недопустимо одновременное использование суффиксов -ова- и -ем- (-им-) : исследоваем ый процесс вм. исследуем ый процесс.
  • Нельзя опускать частицу -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов: В центре повести представитель нарождающегося (НЕнарождающего !) класса буржуазии.
  • Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом-сказуемым или с окружающей лексикой: На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших (НЕ отсутствующих !) по уважительным причинам. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего (НЕ господствующего !) в то время в России.
  • Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Пример ошибки: отредактированнаярукопись редактором вм.отредактированная редактором рукопись или рукопись, отредактированная редактором.
  • Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному непосредственно (спереди или сзади). Разносить их не следует.
    Неправильно: Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
    Правильно: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад . Либо: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.

Деепричастие

  • Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных лиц или предметов.
    Неправильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы
    Правильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.
  • В пределах одного предложения недопустимо употребление деепричастий разного вида и времени.
    Неправильно: Читая статью и отметив
    Правильно: Читая статью и отмечая нужный материал, я всегда делаю выписки. (или Прочитав статью и отметив )
  • Недопустимо употребление деепричастий в пассивной конструкции.
    Неправильно: На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени.
    Правильно: На картине изображён мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в колени.

Виды грамматических ошибок

Примеры ошибок

Правильный вариант/правило

Ошибки в управлении

Неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом

* Оплатить за проезд

Скучаю по вам

*согласно приказа,

по приезду

(кому? чему?)

Лагодаря

Согласно

По приезде , прибытии , завершении , истечении , возвращении (в П.п.)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Смешение конструкций главного и придаточного предложений

*МГУ завершило прием

*Кресло-кровать стояла

*Пришел добрый врач Иванова.

Никто, даже отличники, не решили.

*Те , (кто опоздал), не посмотрел фильм.

Гл.слово-м.р.

Гл.слово-ср.р

Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р.

Никто не решил

Те не посмотрели, кто опоздал.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления

2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами

3. Употребление двойных союзов в искаженном виде

4. Избыточность союзных средств

5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов

6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п.

7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов.

* Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами.

*Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания.

* Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания.

*Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал.

*Концерты проходили В театрах, парках, стадионах.

*Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки.

* Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи)

Подбор (чего?)

Наблюдение(над чем?)

не только для разведения, но и для поддержания.

Не только, но и

Как, так и

но//тем не менее

НА стадионах

Двух мальчиков и трех девочек

Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!!

Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

- разорван определяемым словом

Неправильное согласование причастия с определяемым словом

*Издалека были видны /плывущие бревна по воде/

Мы увидели бревна , плывущих по воде

Бревна, /плывущие по воде/

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо

* Листая альбом, мне попались две фотографии

Листая альбом, я увидел две фотографии.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

- приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже.

*В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века.

«Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев.

В романе «Капитанская дочка»..

В «Капитанской дочке»…

Ошибка в построении сложного предложения

- с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном)

-употребление составных союзов в искаженном виде

-избыточность союзных средств

* Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно.

* Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова.

* Он спросил, что где его вещи.

* Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык

Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно

Перед тем как

Для того чтобы

Вмето того чтобы

Прежде чем

С тех пор как

По мере того как

Подобно тому как

Виду того что

Вследствие того что несмотря на то что

Он спросил, где его вещи.

Я не знаю, сможем ли мы найти…

Косвенная речь

Прямая речь

Средство связи при замене на косвенную

Косвенная речь

Повествовательное предложение

* «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя.

*Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости.

Побудительное предложение

*Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них».

чтобы

* Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них»

Вопросительное предложение

«Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой.

*Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

В косвенной

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал:

Он сказал, что он сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь:

Ты спрашиваешь,

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5. опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:

1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение , то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:

*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).

2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение , то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:

*Скажите, чтоб он убирался... (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь...»).

3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение , то при замене ее косвенной речью возможны два случая:

а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).

б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).

4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».

Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.

Он сказал, что сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, что приходи пораньше.

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»

Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.

Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы , имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например.

Грамматические ошибки возникают при несоблюдении правил русского языка, что порой придает речи нелестное звучание. Мы не всегда можем донести до собеседника красиво изложенную мысль, если допускаем такие неточности в устной и письменной речи. Запоминая правила, в речевых оборотах можно избежать возникновения грамматических ошибок, чтобы говорить или писать красиво, изысканно и выразительно. Грамматическая ошибка - это наиболее слабое место в выполнении заданий по русскому языку, поэтому в данной статье мы рассмотрим их подробнее.

Немного теории

Грамматические ошибки - это ошибки в структурах языковых единиц, в структурах слов, словосочетаний, предложений. К ним также относятся нарушения той или иной грамматической нормы: морфологической, словообразовательной или синтаксической. Внизу вы можете подробно рассмотреть таблицу, где указаны варианты такого нарушения, как грамматическая ошибка. Примеры неверного употребления слов и их сочетаний изучите внимательно. Постарайтесь запомнить несложные правила, которые пригодятся в дальнейшей жизни при построении красивых диалогов.

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки Пример
1 Ошибочные словообразования

Трудолюбимая, надсмехаешься

2 Ошибочные образования форм существительных

Разные чуда электроники, не хватило время

3 Ошибочные образования форм прилагательных

Более завлекательнее, красившее

4 Ошибочные образования форм числительных С шестистами рублями
5

Ошибочные образования форм местоимений

Ихний сосед, ихи сорванцы
6 Ошибочные образования форм глаголов Они ходют, не хочут, пиша о случившемся
7

Нарушения согласования

Он знаком с массой девушек, занимающимися рукоделием
8

Нарушения управления

Необходимо сделать свою речь более правильную. Рассказывает читателей

9 Нарушения связей между подлежащими и сказуемыми Меньшинство возражали против такой оценки его творения
10

Нарушения способов выражения сказуемых в отдельных конструкциях

Он написал роман, который эпопея
11 Ошибки в предложениях с однородными членами Команда любила и гордилась вратарем.

В письме я хотел показать значение соревнований и почему я их люблю

12

Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами

Читая статью, возникает такое ощущение…
13

Ошибки в предложениях с причастными оборотами

Широкая дорога была покрыта проваливающимися снегом под ботинками
14

Ошибки в построении сложных предложений

Эта книга заставила меня уважать и ценить родителей, которую я прочитал ещё в юности.

Мне показалось то, что это…

15

Нарушение границ предложения

И когда герой пришел в себя. Было уже поздно.
16

Смешение косвенной и прямой речи

Автор написал, что я согласен с таким мнением рецензента

Заключение

Изучение грамматических норм языка и случаев их нарушения позволит вам сделать свою речь более точной и выразительной. Повысится ваш культурный уровень как носителя языка. Ведь действительно, красивая чистая речь с соблюдением всех правил и норм литературного языка отличается логичностью, богатством, чистотой и благозвучием. Поверьте, в разговоре и на письме грамматические ошибки (да и любые другие) выглядят не очень-то достойно, поэтому запомните несложные правила и старайтесь говорить и писать красиво!

Грамматические ошибки совершают даже грамотные люди. Нетрудно заметить, что одни правила русского не вызывают сложностей, а на других регулярно спотыкается большинство. Дело не столько в том, что эти правила сложны. Скорее, они просто неудобны, а некоторые имеют столько исключений и особенностей применения, что их изложение занимает целый лист - кажется, что их невозможно выучить, не будучи академиком.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки в русском языке, совершаемые не школьниками, а достаточно грамотными людьми.

Что считается грамматической ошибкой?

Грамматическая ошибка - это нарушение общепринятой устоявшейся нормы. Грамматическими называют любые ошибки, касающиеся словообразования (например, для использован не тот суффикс), морфологии (например, неправильное склонение глагола), синтаксиса (например, несогласованный с основым предложением

Следует отличать грамматические ошибки от орфографических или речевых.

Самые распространенные ошибки связаны с пунктуацией:

1. Многие привыкли выделять "однако" запятыми и очень удивляются, когда Word подчеркивает запятую после него, как ошибку. Более внимательные замечают, что ошибкой запятая после "однако" считается лишь тогда, когда оно стоит в начале предложения. Действительно, если значение этого слова аналогично "все-таки", "тем не менее", и оно стоит в середине предложения, то оно считается вводным, и его нужно выделить запятыми. Если же оно означает "но", как, например, в предложении "Однако она его не понимала" (= "Но она его не понимала"), то запятую ставить не нужно.

2. Нередко возникает путаница со знаками "тире" и "двоеточие". Многие, сталкиваясь со в которых пропущен союз, интуитивно понимают, что нужно поставить более "солидный" знак, нежели запятая. Но какой именно? Правило на самом деле достаточно простое. Нужно подобрать наиболее подходящие слова вместо пропущенного союза.

Если по смыслу подходят такие слова, как "что", "а именно", то нужно ставить двочеточие. А также двоеточие ставится, если первое предложение оканчивается на слова, обозначающие восприятие и предполагающие, что после них будет идти описание. Это могут быть слова: видеть, понимать, чувствовать и т. п.

Помню (что): был вечер, играла тихая свирель.

Он был сложным человеком (а именно): вспыльчивым, желчным, угрюмым.

Я сразу его узнал: (потому что) на нем был один желтый ботинок.

Вижу: плывет баржа, на ней босой мальчик, загорелый, незнакомый, но сверкает улыбкой и уже в следующу секунду машет мне рукой.

Если вы можете вставить такие слова, как "а", "но", "и", "словно", "это", "поэтому", "словно", то нужно использовать тире.

Широко шагнул (и) - штаны порвались.

За морем телушка (это) - полушка, да рупь перевоз.

Подул ветер - (поэтому) застонал, заскрипел старый бор.

Тире ставится также тогда, когда в начале предложения можно добавить слова "если" или "когда".

(Когда) Подумал о Грише - он тут как тут.

(Если) Получу гонорар - махнем на море!

Грамматические ошибки, относящиеся к морфологии

Сложности вызывают "нн" в суффиксах (хотя стеклянный, оловянный, деревянный помнят все), особенно трудно разобраться с двойным "н" в наречиях. А также многих смущает употребление частиц не/ни. Немало образованных людей, незаметно для себя, ошибаются в управлении. Как правильно, "контроль за" или "контроль над"? Путаница между ними - это еще одна популярная грамматическая ошибка. Пример:

  • контроль за качеством исполнения;
  • контроль над исполнением приказа;
  • контроль уровня воды.

Какой вариант правильный? Все. Тот или иной вид управления в данном случае подбирается в зависимости от особенностей последующего слова. Например, "контроль над" употребляется перед отглагольными существительными (исполнить - исполнение). Есть и другие тонкости.

В этой статье упоминаются далеко не все распространенные грамматические ошибки. Вполне можно научиться не совершать их, изучив правила. Надеемся, нам удалось продемонстрировать, что познание тайн родного языка - дело увлекательное, и порой достаточно поверхностного знакомства с правилом, чтобы осознать всю его логику и целесообразность. Надеемся также, что вы заметили варианты употребления описанных выше правил в самой статье, а не только под заголовками "примеры".

Лариса Фоминых

Ошибка грамматическая или речевая?

Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) - за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель данной заметки - помочь учителю в определении характера названных недочетов.

Грамматическая ошибка - это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% .

Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании - только на письме.

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки - нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки - это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех - грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. - Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

Грамматические ошибки Речевые ошибки
1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; 1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.
2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; 2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;
3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; 3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.
4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; 4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;
5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. 5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. 6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.
7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. 7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.
8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. 8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип.

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»