Гончарная мастерская. Конспект занятия в старшей группе «Волшебный материал-глина

«Заоблачная керамика»

Что делаем? Поднимаемся на воздушном шаре в цветах российского флага с гончарным кругом и выкручиваем традиционный русский горшок во время полёта над Плещеевым озером.

Цель проекта: привлечь внимание к Гончарному искусству.

Объединяем стихии: Землю (глину), Воду (Плещеево Озеро), Огонь, Воздух (Воздухоплавание) во время полёта.

20ого июля 2018 года в рамках фестиваля воздухоплавания "Золотое кольцо России" Илья Калашников и Павел Трофимов взлетают на воздушном шаре с гончарным кругом на борту в районе Переславль-Залесского, чтобы выкрутить горшок за облаками и привлечь внимание к гончарному искусству. А также, подружить стихии: огонь, воду, воздух и глину.

Илья Калашников - гончар, поэт, инженер-математик, изобретатель, телеведущий. В три года вылепил свою первую работу и долго мечтал творить в глине. Работал в инновационных проектах, совместно со Сколково, создавал водородный топливный элемент, автоматизировал спутники и перенёс инновационное мышление в традиционную керамику. Влюбился в неё с первого взгляда. И уже не расставался, соединяя народные традиции и инновации. Участник многочисленных керамических фестивалей, лауреат конкурсов декоративно-прикладного искусства. Илья Калашников не только восстанавливает сказочные народные сосуды, впитавшие мудрость предков, но и с помощью 3D принтера печатает свои стихи о керамике на глиняных табличках, записывает звук на горшки, чтобы через 5000 лет смогли его воспроизвести наши потомки и играет на первом в мире визуально-музыкальном инструменте на основе гончарного круга, который сам сконструировал.

Павел Трофимов - пилот теплового аэростата. В воздухоплавании с 1996 года. Павел принимал участие в следующих мероприятиях: "Москва-850", пилот шара "Мерседес-бенц", 1998 г. Кубок "Белые ночи", 1998 г. "Москва олимпийская", 1999 г. 1-ый этап кубка Москвы, 2000 г. "Калуга-2000" 2-е место и многие другие. Общий налет — более 900 часов.

Фестиваль воздухоплавания "Золотое кольцо России" - один из крупнейших и самых красивых фестивалей в России. 3 древних города: Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий можно посмотреть с борта теплового аэростата. Увидеть общий старт 15 аэростатов. Посмотреть с высоты на крупнейшие в центральной России озёра Неро и Плещеево. 21 июля, вечером состоится единственное в своем роде шоу "Поющие аэростаты" - организованное свечение 15-ти аэростатов под энергичную классическую музыку.

Урок – презентация

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели урока:

формировать у школьников понятие о полезных ископаемых, ознакомить учащихся с самыми известными полезными ископаемыми, учить распознавать образцы полезных ископаемых, находящихся в коллекции, различать твердые, жидкие и газообразные полезные ископаемые; развивать наблюдательность, умение сравнивать, классифицировать, самостоятельно делать выводы; воспитывать стремление к сохранению природных богатств страны.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, презентация к уроку, листы оценивания, смайлики , репродукция картины В. Васнецова «Три царевны подземного царства».

Ход урока

І. Организационный момент.

Настрой на урок.

Зарядка для глаз, для активизации мыслительной деятельности, для спины.

ІІ. Проверка домашнего задания

( В качестве проверки задания я предлагаю вам тесты. )

1.Какой из перечисленных предметов можно назвать «невидимкой»?

а) почва

б) воздух

в) вода

а) разведение животных

б) озеленение

в) выхлопные газы автомобилей

5. Вода – это…

а) тело

б) вещество

в) явление

5. Какие из свойств не являются свойством воды?

а) безвкусная

б) текучая

в) имеет форму

5.Какую воду использует человек для своих нужд?

а) Из морей

б) из рек

в) из океанов

2. Вблизи рек и озер нельзя возводить хозяйственные постройки, чтобы …

а) не тревожить водных обитателей

б) не уменьшать уровень воды

в) не засорять воду отходами

Самопроверка тестов учениками.

Взаимопроверка, поменяйтесь в парах и проверти друг друга.

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся .

Мотивация учебной деятельности.

Вариант I. Привести как можно больше примеров горных пород.

Вариант II. Сделать выводы о том, зачем человеку нужно находить и изучать горные породы.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Вступительное слово учителя.

Узнаем, какие горные породы называют полезными и как использует человечество полезные ископаемые.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа. Ознакомление с коллекцией полезных ископаемых.

Тщательно оберегает Земля свои тайны и неохотно открывает людям двери своих кладовых. Те горные породы, которые используются людьми, называют полезными ископаемыми .

(Рассматривание коллекции: каменный уголь, каменная соль,

нефть, песок, глина, мрамор, гранит .) Слайд

- Рассмотрев коллекцию, вы убедились, что полезные ископаемые бывают трех видов: твердые, жидкие и газообразные.

Ученики вместе с учителем классифицируют полезные ископаемые.

Твердые: каменный уголь, каменная соль, песок, глина, мрамор, гранит.

Жидкие: нефть.

Газообразные: природный газ.

- От этого зависит и способ, которым добывают полезные ископаемые. Как вы думаете, легко ли найти полезные ископаемые?

2. Работа с репродукцией картины В. Васнецова «Три царевны подземного царства». Слайд

Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов в 1881 году. Заказал ее московский меценат Савва Морозов.Художник изобразил на картине владычиц царств золота, драгоценных камней и каменного угля. Три царевны воплощают полезные ископаемые Донбасса. Девушка, олицетворяющая золото, как и положено, изображена в блестящем наряде и короне, украшенной розовым жемчугом. Девушка, олицетворяющая драгоценные камни, одета в опашень, расшитый сапфирами, изумрудами и яшмой, у нее массивные украшения на груди и в волосах. А девушку, олицетворяющую уголь, в отличие от ее сестер, художник изобразил с непокрытой головой, в скромном черном платье. У нее нет в руках белого шелкового платка, как у других царевен, потому что она - работница. Над ее головой пламенеет голубой огонек. Почему ее именно так изобразил художник? Потому что добыча полезных ископаемых - это всегда тяжелый и изнурительный человеческий труд.

3. Слово учителя.

Полезные ископаемые добывают из недр земли для многих видов промышленности. Поисками полезных ископаемых занимаются геологи. Им приходится переплывать бурные реки, подниматься высоко в горы, ходить по болотам, пробираться неведомыми тропами, в мороз и жару жить в палатках. Работа трудная, но интересная и почетная. Открывая все новые месторождения, геологи приносят людям пользу. Однако открытое месторождение -это только половина дела. Много усилий нужно приложить, чтобы добыть полезные ископаемые, а затем переработать. Полезные ископаемые добывают в открытых карьерах, подземных шахтах и на буровых установках. Сложной переработки требует нефть,

чтобы получить такие вещества, как бензин, резина, краски, ткани, лекарства. А вот мел можно использовать без какой-либо пере-

работки. Бери его и пиши. Песок из карьера увозят сразу на строительство.

4. Работа с учебником.

Изучение раздела «Что такое полезные ископаемые?» (с. 47–49).

- Какие бывают полезные ископаемые?

- Расскажите о способах добычи полезных ископаемых.

- Какой способ тяжелее всего?

5. Работа в паре.

- Составьте рассказ о способах добычи различных полезных ископаемых: песка, природного газа, нефти, каменного угля.

6. Физкультминутка (по выбору учителя).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

1. Игра «Узнай полезное ископаемое».

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?

( Мел. )

Под землей огонь летит,

А на плите обед кипит.

( Природный газ. )

Он желтый, сыпучий.

Если хочешь - можешь взять

И с друзьями поиграть.

( Песок. )

Гончар для меня огонь разведет -

Водою польет, руками помнет.

Замесит, как тесто,- в руках оживу.

И засвищу, и напою.

( Глина. )

В воде родится,

А воды боится.

( Соль. )

Но есть еще солнце

Другое, ребята.

Оно необычное,

Черного цвета.

Оно под землею

Зимою и летом.

И твердо на ощупь,

Похоже на камень,

И холодно -

Можно трогать руками.

Но столько тепла в нем,

Скажу по секрету,

Что хватит согреть им

Всю нашу планету.

( В. Демидов )

- Что это, дети? ( Каменный уголь .)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать раздел в учебнике (с. 47–49).

2. Ответить на вопросы и выполнить задания (с. 48).

3. Подготовиться к исследовательскому практикуму «Какие полезные ископаемые есть в моем крае?».

4. Творческое задание : узнать, в названиях каких городов и поселков «спрятались» полезные ископаемые.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Где находятся горные породы мудрости?

Горная порода мудрости - каменная соль. Ее так называют потому, что она выполняет одну из важнейших функций в нервной системе - помогает в передаче сигналов и получении обратной информации. Каменная соль встречается в Донбассе (Славянское и Артемовское месторождения), Закарпатье (Солотвинское и Тереблянское) и заливе Сиваш (Сивашское).

История глины

История глины очень интересна. Начинается она с сотворения

мира. Долгое время фигуры богов делались из глины, а уже потом -

из камня. На Севере глину использовали по-своему. Чукчи и коряки

использовали белую глину для приготовления пищи и называли ее

земляным жиром.

На Руси глину использовали для стерилизации молока. В сосуд

с молоком бросали ложку глины - и молоко не скисало в течение нескольких дней даже в жару.

Египтяне использовали глину для бальзамирования. С давних времен люди уже знали, что в глине нет бактерий, она поглощает вокруг себя токсины, запахи, газы, убивает болезнетворные микробы.

И сейчас, если порошок глины поставить на тарелке в холодильник

на 2–4 часа, то все запахи исчезнут.

В 1795 году французский механик и живописец Н. Конте изобрел рецептуру смешивания графита и глины для изготовления стержней карандашей. Существуют стержни различной твердости Т, М, ТМ.

В природе самый искусный гончар - ласточка. Есть пословица об этом: «Пчелка лепит из вощины, а ласточка - из глины». Комочек за комочком: трудолюбивая птичка лепит глубокую чашу -гнездышко. Высыхая, гнездышко становится настолько прочным, что даже если упадет, не разобьется. Возможно, наблюдая за работой ласточки, люди научились делать дома-мазанки. Глина настолько распространена в строительстве, что и сейчас треть планеты живет в глинобитных домах.

( Из Интернета )

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Игра «Закончи предложение».

- Что интересного вы узнали на уроке?

Горные породы, которые используются людьми, называются …

( полезными ископаемыми .)

Рефлексия:

Какова была цель урока?

Как вы думаете, мы достигли своих целей, мы выполнили те задачи которые стояли перед нами?

А что мы узнали?

О каких полезных ископаемых?

Цель:

  • продолжать знакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа;
  • формировать оценочные суждения, учить выявлять сходство и различие;
  • прививать интерес к изучению произведений мастеров (гончаров); закрепить знания о различных видах росписей.
  • Вызвать желание украшать изделия, похожие на изделия мастеров.
  • Развивать мышление, память, воображение и творчество, мелкую моторику рук.

Ход занятия

Звучит веселая музыка. (дети заходят, здороваются с гостями)

Воспитатель:

Дети, вы слышите, какая веселая музыка? И сегодня я не хочу быть Любовь Васильевной, а буду я сейчас, догадайтесь кем?(надевает платок и фартук).

Или я не хозяйка? Или не мастерица?

Красиво дом убрала, кушать наварила.

И сегодня я приглашаю вас в свой мини-музея. А были ли вы, дети, хоть раз в настоящем музее? В каком? Где он находится? Давайте вспомним, как мы посещали музей. (просмотр фотографий)

Посмотрите вокруг, что вы видите в моем музее? Так-это посуда, игрушки. Вы сегодня пришли в музей керамических изделий.

С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали керамику. Это мастерство передавалось из поколения в поколение.

(обратить внимание на мысник) – Для чего он нужен? Из чего они изготовлены?

– Как вы думаете, как называется человек, который изготавливает эти изделия?

Гончар — это очень древняя и уважаемая профессия. Раньше в каждом селе был свой гончар.
- Гончар находил глину в земле и оставлял ее во дворе, чтобы она слежалась, ее мочили дожди, морозили морозы, обогревало солнце, обдували ветры. А весной из глины выбирали все палочки и камешки, просеивали ее, замачивали водой, лепили изделие, (Видео сюжет о работе мастера – гончара)

Уже готовое изделие поливали водой, а затем при высокой температуре обжигали в печи. Современные мастера придумали способ украшать свои изделия еще до выпекания. (продолжение просмотра видео о работе мастера) .

После выпекания посуда становится крепкой и звонкой. То изделие, которое уже обожгли в печи, называют керамикой.
Какие же предметы быта изготавливали мастера – гончары? (глиняные игрушки – петушки-свистульки, свистульки в форме барашков, лошадок, козликов, разнообразные вазы, подсвечники, посуда – кувшины, макитры, чашки – двойняшки, тыквы, рынки, тарелки, горшки, куманцы.

Итак, гончарство – изготовление посуды и других изделий из глины.

Игра – имитация

А теперь представьте себя настоящими мастерами, давайте просеем глину, намочим ее, вылепим посуду, польем водой, обожжем в печи.

Мастер Андрюша, что ты произвел? (дети называют)

Д/у «Скажи, какой?»

А какая ваша посуда? (глиняная, блестящая, хорошая, красивая, большая, расписная, новая, старинная, сказочная).

Д/у «Назови элементы росписи»

Посмотрите, какая красивая посуда! А чем же мастера украшали свои изделия?(дети вспоминают различные виды росписи: Гжель, Дымковская; какие цвета преобладают, называют элементы росписи)

Ознакомление с гончаром Первомайщины.(рассмотрение картины)

Д/у «Сравни»

Дети сравнивают картины с современными изделиями и изделиями прошлых лет.

Д/и «Что звучит?»

А еще как-то бабушка мне рассказывала, что раньше на базаре хорошим считался тот сосуд, который во время постукивания по нему звонко звучал.

А ну проверим, как он звучит?- Если звонко звучит наша посуда,- это свидетельствует о качественной работе гончара и его материала. Так красиво звучала наша посуда, что мне захотелось потанцевать, а вам?

Д/и «Да или нет?» (дети с помощью вопросов отгадывают, что ребенок увидела в горшке)

Д/у «Назови пословицу»

  1. Гончара глина кормит.
  2. Пусть горшки бьются на гончарову голову.
  3. Горшки не святые лепят.
  4. Без дела слабеет сила.
  5. Без труда нет плода.
  6. Терпение и труд все перетрут.
  7. Когда работаешь – время бежит, когда ждешь – не спешит.

А кто в миску руку опускает – то загадку загадает! А отгадки вы найдете в нашем музее.

Мы совсем забыли про наши изделия, время уже их вытаскивать из печи.

Я приглашаю вас в студию, где мы сможем украсить нашу посуду. Пусть ваши изделия будут очаровательными, разными, потому что каждый из вас нарисует свой узор, а какими они будут, вам подскажет ваша фантазия и творчество. (переход в художественную студию)

Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.

Какие замечательные изделия у вас получились! Как бы они украсили мой мини-музей! (дети предлагают подарить свои изделия в мини – музей)

Итог

Понравилась ли вам наше путешествие?

Кого бы вы привели ко мне в мини-музей на экскурсию? Как вы думаете, что бы вашим родным понравилось здесь?

Скажет ли глина горшечнику: что ты делаешь? (Исаия 45 гл.)
Не властен ли горшечник над глиною?... (Римлянам 9 гл.)
Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина,

а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей. (Исаия 64 гл.)

Видео. Искусство гончара.


Иер 18:1-12 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. 3 И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. 4 И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. 5 И было слово Господне ко мне: 6 не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. 7 Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; 8 но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. 9 А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; 10 но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. 11 Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. 12 Но они говорят: "не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца ".

Ис 45: 9 Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?"

Откр 22: 11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится (ожесточенное сердце); праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.

12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. 13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. 14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. 15 А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.

Иер 18: 13-15 Посему так говорит Господь: спросите между народами, слыхал ли кто подобное сему? крайне гнусные дела совершила дева Израилева.14 Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? и иссякают ли из других мест текущие холодные воды? 15 А народ Мой оставил Меня;

Справка

Изготовление горшков связано с применением устройства, получившего название "гончарный круг". Изобретение гончарного круга (ок. 3700 г. до н. э.) было одним из решающих событий в истории ремесла и искусства керамики. Лепка изделия на вращающемся столе с ножным приводом позволяет достичь абсолютно симметричной формы сосуда, что важно в функциональном отношении, а равномерная толщина стенок существенно влияет на качество обжига. Симметричная, правильная форма и органичная связь с приемами декорирования в процессе вращения сосуда способствовали развитию эстетического восприятия, а затем и художественного мышления мастера.

Итак, чтобы горшок был пригодным для употребеления, необходима абсолютно симметричная форма и равная толщина стенок сосуда при его изготовлении. Как это достигается? Только с помощью отцентровки глины на вращающемся гончарном круге. Если глину не отцентровать абсолютно точно по центру, то создание горшка становится совершено невозможным. Если не центр смещен или не найден, то по законам физики центробежной силой глину или сосуд начнет откидывать в сторону и тогда то, что находится на гончарном круге развалится.

Видео о важности центра в гончарном исскустве (анг.яз): http://www.youtube.com/watch?v=rMWQ7eIbp98&feature=related

Видео. Как не надо делать (анг.яз): http://www.youtube.com/watch?v=zLTgmfugAb4&feature=related

Но если центр найден, то изделие, совершаемое благодаря сильными и одновременно нежными руками, сможет приобрести абсолютно симметричную (правильную) форму. Если мысленно представить любой сосуд в сечении, то сколько бы мы не делали срезов, все они будут иметь в своем разрезе точный центр.

Библия не раз сравнивает христиан с сосудами, а Всевышнего Господа с гончаром, создающим эти сосуды. Чтобы из нас получились сосуды, пригодные для употребления, нам необходимо для начала отцентроваться, то есть занять такое место, чтобы иметь внутри себя как бы ось (внутренний стержень), которая бы проходила чрез все наше естество точно по центру. Единственным центром в жизни христианина должен быть Господь Бог (не может быть 2 и более центра - Матф.6:24; Матф.6:33). Давайте мысленно сделаем воображаемые срезы нашей жизни то в одном ее месте, то в другом- мы получим различные сферы нашей жизни.

Вопрос: Если честно посмотреть на нашу жизнь в ее различных срезах (различные сферы), то сможем ли мы с уверенностью сказать, что каждая из частей нашей жизни (ее сферы) имеет в себе Центр? Или отцентрована ли наша жизнь относительно Христа должным образом?

Иер 18:15 А народ Мой оставил Меня; они кадят суетным , споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного

Иер 18: 15 -17 (Современный перевод Библии) Но люди Мои забыли обо Мне ничтожным идолам дары приносят и спотыкаются на старом пути их предков. Мой народ идти предпочитает старой стезёй назад, чем следовать за Мной дорогой доброй.

(Последствия): 16 Поэтому Иудея станет пустыней. Каждый, кто подумает об этой земле, будет освистывать её. Каждый, кто мимо неё пройдёт, засвистит в изумлении и покачает головой. 17 Я народ Иудеи рассею как от врага, они будут бежать, Я их развею, как ветер восточный, который сдувает всё. Я разрушу их и уничтожу. Помощь от Бога им никогда не придёт, Я повернусь к ним спиною!"

Выход

Иер 18: 7,8 Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; 8 но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.

Ис 45:20-25 Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает. 21 Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. 22 Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. 23 Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. 24 Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него. 25 Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево.

Рим 9: 21-29 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого? 22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? 25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною. 26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. 27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, [только] остаток спасется; 28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. 29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.

Дополнительно для духовного размышления

Александр Бузланов, гончар:

«Все создается и живет в движении. И я начинаю это движение… движение гончарного круга. … Суть чуда и искусства свыше - она непознаваема. Вот я сижу за гончарным кругом, сгорбившись и наложив руки на комок сырой, красной глины - под моими руками Небытие.В эти волнительные минуты всегда вспоминается Создатель. «Отче наш…»…. Начинаю работать… если это можно назвать работой, точнее - начало праздника + праздника созидания. Раскачиваю круг все быстрее и быстрее… достигаю 365 оборотов в минуту…На этой скорости центрую глину, придавая ей форму полушария….. Земной шар 365 оборотов делает за 1 год, мой гончарный круг примерно 365 за 1 минуту. Есть ли какая-нибудь закономерность между этими магическими процессами?... Только при условии 365 оборотов за год возможна наша жизнь… и только при условии около 365 оборотов в минуту возможно придать глине форму полушария - положить начало новой жизни. Полагаю, что эта закономерность означает то, что мои процессы придания формы глине на гончарном круге протекают в миллионы раз быстрее. И это естественно, потому что жизнь моя - величина ничтожно малая во времени Истории Вселенной. А сотворить мне нужно очень многое.
У Бога - Вечность, у меня - миг. Просто каждый должен крутить свой Круг со своей скоростью. Прошу прощения, отвлекся: потому что движение всегда настраивает на определенный лад, в моем случае - на религиозно-философский. Итак, руки наложены на влажное глиняное полушарие. Вся мускульная сила и сила духа сосредоточена в сомкнутых кистях. Сейчас их надо превратить в когти орла, смыкающиеся замком на добыче. Они совершенно неподвижны, и только пальцы давят все сильнее и сильнее, не позволяя вырваться глине, властно и постепенно подчиняя ее моей Высшей Воле. Снова разгоняю круг до 365… Важный миг… Задерживаю дыхание и… плавно, очень плавно тяну глину вверх… Поднять глину можно только как бы замерев - войдя в состояние почти бездыханной жизни.На скорости вверх… вверх… глина нежна и податлива (пока мала ростом), как дитя. Столбик растет… и делается все капризней… наступает переходный период (если угодно: возраст). В этот момент сколько надо терпения, чтобы его удержать! Но вот все тревоги и опасения позади - длинный, ровный цилиндр возвышается над кругом. Из этого стройного подростка еще предстоит образовать красивую фигуру - шейка, плечи, тулово, ножка. Образ и подобие. Стальная хватка заменена на нежные объятия. Сейчас руки - крылья бабочки на цветке. Они действуют абсолютно синхронно с плавной грациозностью. Усилия воздействия на внутреннюю и внешнюю поверхности сосуда равносильны сжатию оболочки мыльного пузыря. Чтобы лучше это понять, необходимо поймать большим и указательным пальцами мыльный пузырь и то сжимать, то растягивать его оболочку, придавая ей яйцевидную форму. Если это упражнение удается проделать с одним мыльным пузырем не менее 5 раз, то это означает, что усилие верно и вам подвластна магия придания формы.Капризно и своенравно гончарное искусство. Гончарная керамика требует внутреннего равновесия, душевного покоя…Легким движением (от себя) струной срезаю «пуповину» - то, что связывает новорожденное с гончарным кругом. И (в обязательно сухие и чистые руки) под «попку» принимаю мокрое, дышащее тельце.Свершилось!».

Татьяна Бузланова - художник, психолог

…Жаль, что неискушенный любитель, держащий в руках керамическую вещь, чаще всего не может понять, выполнена она на гончарном круге, или сделана литьевым способом. Скорее всего, и о той, и о другой вам скажут, что это - авторская работа…Все верно. Но - авторство авторству рознь.

Автор изготовил изделие - в глине или даже пластилине. Затем с него делается гипсовая форма - слепок (это уже дело не художника, а форматора). В такую форму можно налить шликер (сметаноподобную глиняную массу), пористый гипс забирает из него воду, и на стенках формы останется слой глины нужной толщины. Осталось его подсушить, разнять половинки формы, и … готово!

Понятно, что одну форму можно использовать великое множество раз (хотя со временем она изнашивается, и отливки теряют все больше в качестве). И хорошо, если потом роспись по такому литьевому изделию выполняет сам художник. Чаще же это делают ремесленники по имеющемуся образцу…
Как отличить гончарную вещь от отливки?
Довольно просто. Загляните внутрь. Руки гончара всегда оставляют там спиральные кольца: иногда еле заметные, иногда - явные. С внешней стороны они потом чаще всего протачиваются и заглаживаются, а внутри - остаются жить…

Гончарное изделие неповторимо по сути своей… Еще ни разу - при всем старании - не удавалось сделать на круге абсолютных «близнецов». Руки - живые, а ведь еще соучаствует и сочувствует Душа - как же ее мимолетным движениям не отразиться на податливой глине!.. Не случайно наблюдение за работой гончара так завораживает… Зритель незаметно для себя становится Со - Творцом; переживает весь процесс Созидания: когда любое движение уже меняет форму сосуда, заставляет его стенки сближаться или расходиться, округляться или вытягиваться…

Если вам посчастливится наблюдать такое, вы непременно ощутите некое особенное внутреннее состояние, которое трудно описать словами, но которое безусловно наполнит вас чувством гармонии и радости. Откуда оно?...

Возможно, в это трудно поверить, но случаются дни и минуты, когда даже у опытного мастера - гончара вдруг все перестает получаться; работа не ладится; глина «падает» или отказывается принимать желаемую форму… Почти у всех на этот случай припасены «уговоры» и «заклинания», обращенные к глине. Хотя, если глина приготовлена хорошо, такого рода «настрой» - это, по сути, обращение к себе; способ достижения нужного внутреннего состояния. Ибо работа на гончарном круге требует - одновременно! - полной сосредоточенности, «замирания» - и «полета»…
... Сосуд на круге - воплощение идеального сочетания покоя и движения… Напряжение и «зажим» чреват потерей контроля, когда малейшее колебание «рвет» глину, искажает форму; сводит всю работу на нет… Нужна такая концентрация энергетики, которая создавала бы «состояние потока» - и собранности, и расслабленности в один момент… Само искусство гончарной керамики создает в восприятии впечатление Равновесия и Покоя, ибо это - суть ее сотворения.

В доме горшечника

В доме горшечника - глина, кружало…
Лепит горшечник из глины сосуд.
Трудится Мастер. Забыл Он про жалость,
Глины комок пальцы давят и мнут.

Если бы взялся неопытный кто-то -
Глина осталась бы грязи куском.
Трудится Мастер. Он знает работу:
Полон сосудов горшечника дом.

Глина под пальцами стонет и плачет:
"Лучше бы глиной вовеки лежать!" -
Сделать сосуд невозможно иначе,
Только вот так - глину пальцами жать.

Мастер склонился над кругом гончарным….
Он не волнуется и не спешит,
Времени, кажется, не замечает…
Что за сосуд Мастер сделать решил?

Он не искал чьих-то умных советов,
Ни от кого Он подсказки не ждал.
Лепит из глины, руками согретой,
Что за сосуд? - Никому не сказал.

И очертанья уже появились….
Форма, изящество линий… Кувшин!
Пальцы кружились, кружились, кружились…
Мастер работу почти завершил.

Глина от этой работы устала:
"О, поскорей бы закончился труд!" -
Мастер трудился, а глина не знала,
Что на глазах превращалась в сосуд.

Он становился все глаже и глаже…
Чудо! - в кувшине жила красота.
Глина вздыхала: "Когда же, когда же?" -
Но для горшечника - что-то не так.

Мастер смотрел. Он задумал другое:
Без сожаленья кувшин вмиг был смят.
Глина кричала: "Да что же такое?
Рядом на полках кувшины стоят.

Чем я была хуже тех или этих?
Я не хочу возвращаться на круг…" -
Мастер все слышал. Но Он - не ответил,
На пол Он глину не бросил из рук.

И началась вся работа сначала…
Сколько терпения Мастер имел!
Снова склонился над кругом гончарным….
Ночь за окном, но Он спать не хотел.

Теплые пальцы… Простое кружало…
Как бы работа была ни трудна,
Глина смирилась, и - мягкою стала.
"Я - потерплю…" - прошептала она.

И завершится работа к рассвету…
Глины комочком я - в Божьих руках.
Больно сосудом стать. Знаю об этом.
Мастер Свои мне откроет секреты -
Что за сосуд будет там, в небесах?