Где жил а блок. Тема России в творчестве Блока. Другие варианты биографии

Александр Блок вошёл в историю русской и мировой литературы, в первую очередь, как тончайший лирик. В его несравненной словесной живописи воссозданы и сбережены для потомков нежное лирическое озаренье, искренность, накал драматичных ситуаций, патриотизм.

Александр Блок разделил участь тех, кто жил и «глаголил» на рубеже двух эпох. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на два периода: До и После. Именно в это переломное время творил поэт. Глобальные революционные изменения, происходящие в обществе, не могли не оказать влияния на жизнь и творчество стихотворца.

В творчестве Александра Блока чётко прослеживаются мотивы классической поэзии, и в то же время налицо элементы новаторства. Тончайший лиризм, «правильность» и чёткость стиха перемежаются у автора со свободным стихотворным размером.

Характерные для поэзии в целом напевы одиночества и любви соседствуют в его творчестве с темой «страшного мира» и патриотическими стихами.

Поэтические сборники Блока – , — по-разному воспринимали современники. От его вознесения к вершинам поэтического олимпа («Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость»), до не понятой критиками третьей книги «Земля в снегу». А затем – вновь победа. Знаменитый сборник «Ночные часы», в который вошёл цикл итальянских стихов. «…меня как бы вторично прославили» , — писал Блок.

Театр Блока – особенный. Выступая в роли драматурга, автор поражает нас удивительными переплетениями сценических моментов и стихов. Театр – это продолжение, мощное развитие лирики на высших ступенях искусства. «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» — «драматическая трилогия, связанная в одно художественное целое единством поэтического замысла». Сам автор подчёркивает: «Все три драмы связаны между собою единством основного типа и его стремлений» . Главные герои пьес персонифицируют «как бы разные стороны души одного человека», «ищут жизни прекрасной, свободной и светлой».

Выдающиеся произведения Блока «Роза и крест» (вершина драматургии литератора, 1912 год), и поэма «Двенадцать», ставшая воплощением нравственных исканий поэта, его мыслей и идей, характеризуют его как несомненного новатора, творца, великого мастера поэтического слова.

Обращаясь к творчеству Блока, нельзя обойти вниманием одну из его последних работ. Она написана 11 февраля 1921 года и называется «Пушкинскому дому». Необычна история появления этой работы. Пятого февраля 1921 года одна из служащих Пушкинского дома Е.П.Казанович обратилась к Александру Блоку с просьбой написать ей в старинный альбом стихотворение. Поэт согласился. Но женщина заболела, и смогла передать альбом поэту лишь спустя полтора месяца. «Каково было мое смущение, восхищение и радость, когда, открыв альбом, я увидела на первых трёх страницах его большое, написанное прекрасным блоковским почерком новое стихотворение. Оно называется «Пушкинскому дому». В этом стихотворении Блок подтверждает верность идеалам Пушкина. И его главным лозунгам: Гармонии, Красоте, Радости…

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

В сокращённом варианте «Пушкинскому дому», Александр Блок

Александр Блок родился в в Санкт-Петербурге 16/28 ноября 1880года. Совместная жизнь родителей маленького Саши не сложилась, его мать Александра Андреевна ушла от своего мужа Александра Львовича.

Детство Саши прошло в Петербурге, и каждое лето он ездил к деду (по линии матери) в имение Шахматово, что находится в Подмосковье. Дед мальчика был известным учёным, ректором Петербургского университета, а звали его - Андрей Николаевич Бекетов.

Саша рано начал писать стихи, ему было 5 лет. В гимназию пошёл в 9 лет. Он много и увлечённо читал, издавал детские рукописные журналы. В юности с друзьями ставил любительские спектакли. Окончив гимназию, поступил в Петербургский университет на юридический факультет (1898г).

Через три года перевёлся на историко-филологический факультет. В свои студенческие годы, Александр был далёк от политики, его увлечением была древняя философия.

В 1903 году он женился на дочери а - Любовь Дмитриевне. Ей он посвятил свой первый сборник стихов - «Стихи о прекрасной даме». В начале творческого пути увлечение философией даёт о себе знать. Его стихи о вечной женственности, о душе. Александр Блок романтик и символист.

И революция в России изменяют тематику стихов Блока. Он видел в революции разрушение, но к восставшему народу выражал симпатии. Он стал писать стихи о , природе, стихи о войне звучат трагично.

В 1909 г похоронив отца, поэт начал работу над поэмой «Возмездие». Поэму писал до конца своей жизни, но не завершил её. Нищета, бедность и неблагополучие, всё это волновало Блока, он переживал за общество. Верил, что всё в России будет хорошо, будущее будет прекрасным.

В 1916 году, его призвали в армию. Служил он табельщиком на строительстве дорог, и участия в боевых действиях не принимал. В марте 17года вернулся домой. В 1918 году увидят свет поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и революция». Эти произведения создали славу большевика Блоку. Ну, а сам он думал, что революция принесёт в жизнь справедливые новые отношения, верил в это. А когда началась , очень разочаровался и чувствовал большую ответственность за свои произведения 18года.

В последние годы жизни, почти не пишет стихи, он выступал как критик, публицист. Умер Александр Блок 7 августа 1921 года в .

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Блока Александра Александровича

Поэт Блок родился в Петербурге в 1880 году 16 ноября, он был сыном профессора-юриста. Мать Блока разошлась с мужем сразу после рождения мальчика. Ребёнок воспитывался в семье своего деда, который был ректором Петербургского университета, Бекетова. Бекетов Александр Николаевич был по образованию ботаник. Мать вышла замуж второй раз, семья поселилась в Гренадерских казармах, так как отчим был гвардейским офицером. Фамилия его была Кублицкий-Пиоттух. Блок благополучно закончил гимназию и поступил в Петербургский университет, чтобы учиться на юридическом факультете. Вскоре он понял, что его интересы далеки от юридической науки и перевёлся на филологический факультет, на славяно-русское отделение. Александр успел три года проучиться на юридическом, прежде чем увлёкся философией и поэзией.

Знакомство с будущей женой состоялось в стенах университета, это была дочь знаменитого Менделеева, учёного-химика. Молодая пара обвенчалась в 1903 году. Блок был влюблён в свою жену. Это было редкое по силе чувство, которое бывает дано не каждому. Первая любовь Блока тоже оставила глубокий след в душе и в поэзии. Первую влюблённость поэт пережил ещё в гимназические годы на курорте в Баден-Бадене, где отдыхала семья в 1897 году. К 1901 году у поэта было написано уже много стихов, это была лирика о любви, стихи о природе. Поэзия Блока строилась на идеалистических идеях философии Платона, она была полна неясных предчувствий, намёков и иносказаний. В поэзии присутствовал нереальный мир высших идей, это было нечто возвышенное.

Отношения с женой были противоречивыми и очень сложными, так как близости физической между ними почти не было. В это время Блок сблизился с символистами. Было два кружка символистов - петербургский и московский. В первом царила Зинаида Гиппиус и Мережковский, во втором, в Москве, главной фигурой был Брюсов. Александр сблизился с московским кружком поклонников философии Вл. Соловьёва, среди них выделялся Андрей Белый. Белый тогда был начинающим прозаиком и поэтом, теоретиком и знатоком новой литературы и нового искусства. Группа Андрея Белого с восторгом встретила стихи Блока. В издательстве символистов вышла книжка "Стихи о прекрасной Даме". Жена Блока стала предметом влюблённости Андрея Белого, но он был отвергнут. Тем не менее, семейные отношения стали ещё более напряжёнными.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Блок стал постепенно отходить от символистов ещё в 1905-1907 годах, во время революции. Он обратился к гражданской тематике, в это время он написал драму для театра Мейерхольда под названием "Балаганчик". В период войны и революции Блок написал много произведений, в которых пытался осмыслить исторический путь России с точки зрения мироощущения символизма. Постепенно в его творчестве стали нарастать катастрофические мотивы, он понял, что художественный язык символистов ему чужд. Блок принял революцию как стихию очищения, но образов его никто не понял и не принял. Блок стал профессиональным литератором примерно в годах 1906-1908, когда книги стали выходить одна за другой, но с этого же времени определился и разлад с символизмом. Он окончательно встал на свой собственный путь в литературе, сделав выводы из своих раздумий и сомнений.

В жизни Блока была не одна женщина, которая оказала влияние на его поэзию. Каждый период биографии становился поэзией. История появления цикла "Кармен" связана с чувством к Любви Александровне Дельмас. Дельмас - это был её сценический псевдоним, по фамилии матери. Настоящая её фамилия была Тишинская. Это была известная певица, закончившая Петербургскую консерваторию. Она пела романсы на слова Блока в Тенишевском училище, когда все заметили, что Блок и Дельмас поразительно подходят друг другу. Их чувство было "страшно серьёзно". Это была ослепительная женщина, но была ли она красива? У Блока было своеобразное представление о женской красоте, на самом деле это была уже не молодая, грузная женщина. Ей были посвящены циклы "Кармен", "Арфа и скрипка", "Седое утро", поэма "Соловьиный сад", которую Блок завершил в 1915 году.

Совершив интересные путешествия за границу, Блок выпустил цикл лучших в русской поэзии стихов об Италии и много других замечательных произведений.

Летом 1916 года Блока призвали в армию, где и застала его информация о февральской революции 1917 года. Когда поэт возвратился в Петроград, то стал принимать участие в расследовании преступлений царского режима в составе Чрезвычайной комиссии. Его книга об этих расследованиях вышла посмертно. Последний короткий творческий подъём произошёл в 1918 году, когда вышли поэмы "Двенадцать" и "Скифы". Образа Христа никто не принял и не понял, поэма была воспринята очень по-разному. Революционеры отнеслись более снисходительно, но противники революции объявили поэту настоящий бойкот.

В 1919 году Блока обвинили в антисоветском заговоре. Его долго допрашивали, но вступился Луначарский. Поэта освободили, он стал пытаться сотрудничать с властью. Вскоре Блок почувствовал наступление кризиса творчества, он понял, что места в новой литературе у него не будет. Его физическое состояние сильно ухудшилось, он находился на грани истощения, на грани жизни и смерти. Он отказался в последнее время от творчества и умер от воспаления сердечных клапанов 7 августа 1921 года.

Блок был кумиром молодой русской интеллигенции во втором десятилетии XX века. Он – величайший поэт России эпохи символизма . Внутри этого художественного течения он представляет второе поколение. Его раннее творчество свидетельствует о влиянии романтической поэзии, например, Жуковского и Лермонтова , и чистой поэзии, например, Полонского и Фета .

Стихи о Прекрасной Даме несут на себе печать софиологии Владимира Соловьева и мистицизма петербургских символистов. В мистически возвышенных тонах говорит Блок о Прекрасной Даме как о Софии Премудрости Божией и Деве Марии. «Подруга желанная», «Царица чистоты», «Таинственная дева» – образы вечно женственного.

Блок. Лирика. Второй том. Видеоурок

Следующая книга стихов, Нечаянная радость (1906), названная по одноименной иконе Богоматери, высвечивает слой религиозного почитания женственности, но сохраняет по-прежнему амбивалентное отношение к демонизму эроса.

Стихотворение Незнакомка (1906, см. полный текст и анализ) из цикла Город , написанного в 1901-1908, когда Блок вслед за Брюсовым обращается к феномену человеческого существования в больших городах, дает сплав потусторонних и земных черт в образе городской дамы и уличной проститутки. Это уже путь к циклу Снежная маска , воздействие которого определяется динамическим развертыванием и скрещением смелых метафор.

Блок – поэт сиюминутных, реальных и привиденных впечатлений, которые порождают многоцветную образную ткань, истекая из музыкально-целостного восприятия мира.

Пьеса Балаганчик сводит все аллегории вечно женственного к комически-банальному, отражая и внутренние противоречия, и игру, разрушающую иллюзии. Эту маленькую драму и две другие – Король на площади (1906), Незнакомка (1906) – Блок объединил в трилогию.

Из поздней лирики Блока особенно выделяются стихотворения, обращенные к России, которые в начале Первой мировой войны были опубликованы в сборнике Стихи о России (1915). Из увлечения французской средневековой поэзией возникла романтически – символистская драма Роза и Крест (1913), еще одна попытка диспута с реализмом современного Блоку театра, причем построенного на постоянном пересечении исторического и воображаемого слоев. Во время войны Блок добивался постановки этой драмы в театре, но тщетно.

Поэма Двенадцать (см. её полный текст и анализ), состоящая из двенадцати ритмически и сюжетно самостоятельных частей, разворачивается под марш двенадцати красноармейцев по Петрограду. Здесь сведены воедино прощание со старым миром, хаос революции и заклинания будущего. В конце поэмы во главе этого революционного марша возникает Христос, под красным знаменем и увенчанный белыми розами.

На следующий день после окончания Двенадцати Блоком была написана поэма Скифы (см.

филологическом факультете Петербургского университета рано способствовали развитию в нем литературных способностей.

Раннее творчество Блока

В жизнь будущий поэт вступал, по его признанию, далеким от действительности, с полным незнанием и неумением общаться с нею. Эта оторванность от реальной жизни обусловила характер его ранней лирики. Для его первых стихотворений, написанных в 1898- 1900 годах, характерны мотивы одиночества, тоски, традиционной романтической грусти:

Пусть светит месяц - ночь темна.

Пусти жизнь приносит людям счастье,-

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья.

Лирический герой подобных произведений - гордый одиночка, сознательно декларирующий свою оторванность от мира:

Затянут в бездну гибели сердечной,

Я - равнодушный, серый нелюдим.

Толпа кричит - я хладен бесконечно,

Толпа зовет - я нем и недвижим.

Здесь уже робко проглядывает будущий талант. Но в выражении чувств он еще ученик Жуковского, Фета, Лермонтова.

«Стихи о Прекрасной Даме»

Свое, блоковское, ярко проявилось в цикле стихотворений поэта 1901 - 1902 гг.- «Стихи о Прекрасной Даме», написанном под влиянием идей Вл. Соловьева в соответствии с требованиями философии и эстетики младосимволистов.

Прекрасная Дама Блока - это воплощение Вечной Женственности, вечный идеал Красоты, призванной спасти Мир. И хотя центральный образ цикла возник в сознании поэта в результате влюбленности в Л. Д. Менделееву, главное здесь - туманные, призрачные видения.

Любовь в этом цикле изображена не как реальное, земное чувство, а как религиозное служение, поклонение мистическому существу, неземной святыне. Образ любимой бесплотен, лишен конкретности. Она не имеет реального облика, а предстает как воплощение божественного начала. Мелькают только символы, аллегорические знаки,- Дева, Дама, Купина,- заменяющие живого человека, а сами стихи нередко похожи на торжественные молитвы:

О, Святая, как ласковы свечи.

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи .

Но я верю: Милая - Ты.

(«Вхожу я в темные храмы»)

Лишь только в некоторых стихах цикла реальный женский образ проступает сквозь завесу тайны:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

(«Мы встречались с тобой на закате»)

«Стихи о Прекрасной Даме» - свидетельство несомненной творческой оригинальности их автора, вдохновленного соловьевской идеей о грядущем сошествии на Землю Вечной Женственности и синтеза небесного и земного.

Мотив романтического поклонения мистической Даме сочетается в них с чувством любви-страсти, личное, интимное трансформируется во вселенское, в идею преображения мира Красотой. В то же время эта книга впитала в себя мировую (Данте. Петрарка) и отечественную (Жуковский, Пушкин) традицию рыцарского поклонения женщине.

В начале 900-х годов поэт открывает для себя многие противоречия реальной действительности. И хотя и здесь встречаются мистические образы и настроения, картины окружающего реального мира все чаще и настойчивее вторгаются в его лирику. Не случайно свой следующий цикл Блок назвал «Распутья» (1902-1904), куда вошли стихотворения «Фабрика» (1903), «Из газет» (1903), изображающие социальные контрасты.

Блок и Революция 1905 года

Революция 1905 года вызвала оптимистический настрой в Блоке-поэте. У него появляется потребность отразить ее в своих стихах. Восторженным гимном жизни, всему земному звучит знаменитое стихотворение Блока «О, весна, без конца и без краю…» (1907):

О, весна, без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Эмоционально-романтический отклик события революции нашли в стихотворениях Блока «Сытые», «Ее прибытие», «Митинг», «Шли на приступ» и др. Главное в них - чувство оптимизма, решительного обновления жизни, стремление радостно приветствовать все новое, неизведанное:

Настежь ворота тяжелые!

Ветер душистый в окна,

Песни такие веселые