Фаллические символы в искусстве и религии. История фаллического культа.у разных этносов Смотреть что такое "Фаллический культ" в других словарях

Фаллический культ

Фалли́ческий культ - обобщённое название группы верований различных древних (Ассирия , Вавилония , Эллада , Крит , цивилизации древних народов Америки) и современных культур (синтоизм в Японии , а также племена Африки, Южной Америки, Австралии и Океании), характеризующихся экстатическими ритуалами, посвященными порождающей силе жизни, символически представленной в виде фаллоса (мужского полового органа) или извержения его семени .

Фаллический культ у разных народов

Индоевропейские и семитические религии, включая и Древний Египет , полны следов Ф. культа. Ещё на заре ведийской мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - «могучий бык» у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus phallicus, Шива , главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII века образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собой маленькие фигурки Ф. как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве и у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом .

Как в Древнем Риме изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин, гигантские изображения его воздвигались в храмах, и ещё в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты , - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии . Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезали свои волосы и проституировали себя.

У самых первобытных племён следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезаемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены , жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображения своих богов. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, то есть в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют ещё самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и ещё более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде, могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия.

Некоторые Ф. изображения даже более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божество Аннама , украшающее вестибюль нашего этнографического музея Акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путём, как человек. Отсюда воззрение на смену времён года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе , об овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже самооскопление.

Истоки и культурные особенности культа

Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер ; он свёл их к общим приёмам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным излишествам, которые по симпатии должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек, говорит он, «может думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует, так сказать, фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножении своего вида. Таким образом, из одной и той же грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма». Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, «The Golden Bongh» (Л. 1900, изд. II).

Л. Штернберг. У греков фаллос (греч. φαλλός, φαλλης, φάλης, φαλης ) - орган мужской производительности, служил символом божеств Диониса , Гермеса , добрых демонов, Приапа и Афродиты , олицетворявших половой инстинкт, плодородие и производительную силу природы, причём Ф. - быть может, представлявший собой первоначально фетиш , - впоследствии стал атрибутом в культе божества. Значение Ф. как фетиша освещается тем фактом, что в мистериях Диониса Ф. изображает самого Диониса; в культе же Афродиты Ф., очевидно - атрибут, символизирующий основные черты богини. Наиболее значительную роль Ф. играет в культе Диониса, особенно во время сельских праздников сбора винограда и городских празднеств, которыми ознаменовывалось наступление весны. На сельских или малых Дионисиях Ф. поднимали вверх и носили в процессии (греч. φαλληφόρια, φαλλαγώνια ) с особыми так называемыми фаллическими песнями, образчик которых мы имеем в стихах 263-279 «Ахарнян» Аристофана (изд. Bergk’a). Описываемая в этой комедии процессия устраивается Дикеополем и членами его семьи; впереди идёт его дочь с корзиной на голове (канефора), за нею следует раб Ксантий с высоко поднятым символом Диониса, и, наконец, шествует сам хозяин, импровизирующий веселую песенку в честь Дионисова спутника Фалета. Дополнив бегло набросанный Аристофаном очерк процессии более просторной перспективой, более шумной и многочисленной толпой участников, более широким захватом веселья и перекрестных шуток, мы получим ту фаллическую процессию (греч. κώμος ), в смехотворных шутках которой заключаются зародыши древнеаттической комедии. Кроме веселья, в этих сценках не было ничего религиозного, дионисовского - ни жертвенника, ни культового действа, ни традиционных сатиров, ни мифического содержания; они могли зарождаться и зарождались и вне Дионисовского обихода, как южно-италийские мимы и ателланы с их литературным и народным наследием (Веселовский, «Три главы из исторической поэтики», 1899, СПб., стр. 134). Из этих отрешенных от форм культа положений с их реальными типами возникла комедия, когда темы, взятые из быта или из мира фантастики, с полными шаржа и бесцеремонно откровенными типами и с столь же откровенной сатирой на личности и общественные порядки, объединили разнообразие этих положений. Ф., фигурировавший на упомянутых процессиях, делали из красной кожи, придавая ему положение эрекции (греч. ίθύφαλλος ), и привешивали к длинному шесту; участники процессии привязывали себе небольшие Ф. к шее и бедрам, наряжались в пестрые костюмы и надевали маски. Восточная склонность к крайностям проявилась в греческих городах эллинистической эпохи, между прочим, и в культе Ф.: в пропилеях Дионисова храма в Сирии стояли два исполинских Ф. с надписью, гласящей, что Дионисий посвящает их мачехе своей Гере; в Александрии при Птолемее Филадельфе носили в процессии Ф. длиной в 120 локтей, с венком и золотой звездой на кончике. Наряду с этим во всех странах эллинского, равно как и римского мира употреблялись небольшие Ф. в качестве амулетов , которым приписывалась чудодейственная сила - прогонять дурные влияния и чары. У римлян этот амулет назывался fascinas или fascinum: его носили в детском возрасте на шее, вешали над входами в дома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны. Чудодейственная сила Ф. исходила из того, что обсценное изображение привлекало к себе взоры и отводило их от опасного предмета (Плутарх , Пир, V, 7, 3). Отцы церкви нападали на крайности, которыми сопровождался в их время культ Ф.: так, в Лавинии в течение целого месяца, посвящённого Либеру , Ф. носили по всем деревням, чтобы отвести от полей злые чары, после чего водворяли его на место, пронеся его по всему городу через площадь; на свадьбе новобрачная должна была сидеть на Ф., которому как бы приносила в жертву своё целомудрие . Вообще культ Ф. как символа производительной силы мы встречаем во многих религиях природы как у диких, так и у культурных народов. Именем итифалла (Ф. в состоянии эрекции) обозначаются также песнь в честь его и сопровождающая её пляска. Итифаллические песни слагались в особом размере (лат. versus ithyphallicus ), представлявшем собой трохаическую триподию.

Фаллический культ сегодня

Культ этот царил не в одном только античном мире, откуда пошло его название (слово «фаллос » происходит из греческого). Он одинаково распространён в различных стадиях развития у самых первобытных племён и у культурных народов внеевропейских (например, у японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы. Ещё так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить «кукиш » оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведёт своё начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого является в данном случае «кукиш», в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар.

Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония . По шинтопатической космогонии даже самые острова японского архипелага представляют собой не что иное, как гигантские Ф., созданные Ф.-ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жертвоприношениями.

См.также

Литература

  • Паскаль Киньяр. Фасцинус (Фаллический культ в культуре греков и римлян) . Архивировано // Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. - М.: Текст, 2000. - С. 36-50.
  • Ильясов Ф. Н. Генитальные символы в рекламе . Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дафнис
  • Египт

Смотреть что такое "Фаллический культ" в других словарях:

    Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировании этих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Фаллический символ - Фаллический культ выражается: в обоготворении органов оплодотворения, мужского (фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; в антропоморфировании … Википедия

    Фаллический - культ выражается: 1) в обоготворении органовоплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис) как самостоятельныхбожественных существ; 2) в обоготворении действительных илисимволических изображений этих органов; 3) в антропоморфировани… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека, 4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием - и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом. Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название (см. ниже). Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых первобытных племен и у культурных народов внеевропейских (напр. японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы. Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить "кукиш" оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого является в данном случае "кукиш", в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. По шинтопатической космогонии (см.) даже самые острова япон. архипелага представляют собою не что иное, как гигантские Ф., созданные Ф.-ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жертвоприношениями. Индоевропейские и семитические религии, включая и Египет, полны следов Ф. культа. Еще на заре ведической мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - "могучий бык" у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus phallicus, Шива, главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII в. образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собою маленькие фигурки Ф. как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве и у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом. Как в Древнем Риме изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин, гигантские изображения его воздвигались в храмах, и еще в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты, - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии. Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезывали свои волосы и проституировали себя. У самых первобытных племен следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезываемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены, жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображения своих богов. Почти универсальным можно считать обряд обрезания, который является как бы заменой жертвы Ф. самооскопления в культе Астарты. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, т. е. в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде, могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия. Некоторые Ф. изображения даже более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божество Аннама, украшающее вестибюль нашего этнографического музея Акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путем, как человек. Отсюда воззрение на смену времен года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе, об овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже самооскопление. Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер; он свел их к общим приемам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным излишествам, которые по симпатии должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек, говорит он, "может думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует, так сказать, фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножении своего вида. Таким образом, из одной и той же грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма". Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, "The Golden Bongh" (Л. 1900, изд. II).

Нас окружает мир символов, которые перед нашими глазами появляются везде, куда бы мы ни бросили взгляд. Фаллический символ также не является исключением.

Символ фаллоса принадлежит и к языческой культуре, и к магии, а вместе с тем, является понятием. Фаллос - это сексуальный символ, он может быть представлен, как изображение, рисунок или действие, которые используются для обозначения определенных понятий, предметов или ощущений.

В разных культурах сексуальные символы имели один и тот же смысл. В первобытном обществе наблюдалось различие между символами женского и мужского начала, рождения и плодородия, и так далее. Фаллические изображения, существующие в наше время у культурных народов, также наглядно изображают это представление.

Начиная с древности, образное видение во многих культурах стало началом Культа, который заключался в обоготворении женского (ктеис) и мужского (фаллос) органов, как независимых божеств.

Культ - это форма религиозного действия, подразумевающая совокупность специфических действий (обрядов, ритуалов, церемоний), которые спровоцированы вероучением и направлены на сферу священного. Для различных типов религиозных течений смысл и направленность Культа могут иметь существенные отличия, но их суть всегда одинакова - прямое обращение к священному, вера в возможность быть услышанным небом.

В соответствии с культовыми действиями, фаллические образы существуют, как живые сущности, о чем свидетельствует таинство процесса зачатия и рождения, а также на их самостоятельное существование указывает импульс и бессознательность, характерные для процесса воспроизведения, при котором органы мужского и женского начала действуют независимо от желания индивида. Таким образом, возникло представление о фаллосе, как об индивиде, который ведет существование, независимое от человека, и может проявлять себя независимо от его решений.

Поклонение фаллосу - культ древности, который берет начало с эпохи неолита и подразумевает почитание символа мужской силы, как божества плодовитости и продолжателя жизни. Культ фаллоса отображен во многих цивилизациях мира. Первые символы фаллоса были обнаружены в начале неолита, по завершению ледникового периода. Несмотря на то, что фаллические рисунки встречались не часто в доисторическую эпоху, они сохраняли свою высшую символичность, выражая мужскую силу, мощь и плодовитость.

Многозначительным являлся эректированный фаллос, от вида которого, как верили многие народы, у его поклонников должны возникать страх и почтение. Показательным в этом смысле является фаллический культ индийского происхождения, где фаллос представлен, как объект поклонения.

У некоторых народов, в том числе, и в африканских племенах, как это происходит до настоящего времени, социальный статус мужчины характеризуется величиной его полового органа. Начиная со времен викингов и до сегодняшнего дня, в Швеции празднуют день "Середины Лета". Этот языческий праздник наступает в ближайшую пятницу до дня Летнего солнцестояния. Воздвигали праздничный шест (согласно представлениям викингов, шест символизировал фаллос, оплодотворяющий землю), украшали его цветами, растительностью, флагами. Вокруг шеста древние викинги устраивали хороводы, пляски, распивали пиво. Буквосочетание "яр" взято из тюркского диалекта, оно имеет сексуальный смысл. В русском языке корень "яр" обозначает весеннее солнце, тепло, сексуальную активность, плодородие (ярун - означает "похотливый").

Ярило - славянский бог, ассоциирующийся с культом Солнца. Для проведения обрядов поклонники божества изготовляли чучело из соломы, при этом уделяя особое внимание фаллосу: он должен был выделяться на фоне силуэта своим объемом и формой. На территории казанского Кремля в числе археологических раскопок был обнаружен фаллос, изготовленный из алебастра, наполненный зернами. Все указывает на то, что предшественники казанских татар использовали методы сексуальной магии по древней тюркской религии - Тэнгрианству с целью обеспечения плодородия.

Функциональное назначение фаллических скульптурных фигурок:

  • они служили объектом поклонения, созданного культом, представляли собой условный знак духовной силы, приходящей извне, физической и психической силы, проникающих в утробу потенциальной роженицы посредством фаллоса и преобразующихся в душу человека;
  • использовались с целью благополучных родов;
  • применялись для физического и психического воздействия на беременных, чтобы спровоцировать возбуждение и сокращение мышц для облегчения родового процесса (эффект плацебо);
  • фаллические символы применялись в обрядах по осуществлению дефлорации девушек, как это было принято в родовом сообществе;
  • фаллос являлся символом рода, члены которого не имели права на инцест. В некоторых регионах Индии перед замужеством девушка обязана самостоятельно провести дефлорацию, используя каменное божество.

Но ритуально-культовые предметы фаллического типа не подразделялись на строгие категории. Они могли иметь символическое назначение, отдаленное с течением времени от первоначального - эмоционального, при котором одновременно с преобразованием формы осуществлялась и трансформация идеи о силе. Трансформация стала символом общего духовного начала, в котором косвенным образом были охарактеризованы признаки как мужского, так и женского начал.

Семя считали источником и воплощением жизни:

славянская мифология повествует о способе лечения бесплодия при помощи "перуновой стрелы". Лук с натянутой тетивой и вложенной стрелой символизирует оплодотворенную утробу в мировом значении, а также отражает идею космически организованного мироздания. В древнеиндийской мифологии оно представлено, как абсолютное идеальное начало, присутствующее в основе сотворения мира;

  • орлы, соколы, львы - тотем и атрибут власти, который представляет агрессивность, присущую мужской этологии;
  • треугольник - символ объединения нескольких понятий: если он расположен острием вверх, то означает мужское начало, вниз - женское, мать народов;
  • яблоко символизирует обольщение, соблазн, сексуальное желание, любовь;
  • раковина - символ женского начала, лона, созидательная сила, инициация, плодородие. Створки раковины подразумевают влажное начало, материнскую почву, питание, жизнь, рождение, любовь, плодородие, девственность, луну;
  • пещера - символ женского начала, лоно Матери-Природы, используется при совершении обряда перехода подростков во взрослое состояние.
  • гора - знак мужского начала, если в горе есть пещера - это означает женское, скрытое, тайное;
  • сосуды - символ женских органов в наиболее широком смысле;
  • молот - символ мужской силы, потенции, который связан с наковальней, соответствующей пассивному, женскому началу;
  • бык - символ мужского природного начала, обозначающий плодородие, потенцию, а также мужскую творческую силу;
  • зодиакальный круг животных (по Птолемею) включает мужские и женские знаки.

) изображенмужчиной с мощным фаллосом (на картине Мантеньи дажевидна его головка) и никакими ссылками на складки материала тут не оправдаться. Впрочем, на складки тканине ссылается и автор книги о наготе Христа в Искусстве Лев Штейнберг[i] , который зафиксировал начало обращения художников к этой теме. Не пропустим также необычныйрисунок мышц живота Христа на картине Хеемскерка, который тоже имеет значение.

От фаллического христианства к ведьмами их осуждению.

В прошлый раз мы остановились на распространенности фаллической символики в ранней западной церкви. Ее, конечно,было намного больше, слишком многое до нас просто не дошло. Почему? В истории церкви настал момент, когда церковь решила от фаллосов в храмах избавиться. Но он настал достаточно поздно, надо заметить, а предшествующая история оставила такие следы, что полностью их уничтожить оказалось невозможно (рис 7).

Рис. 7. Так называемый «масонский молоток» 15 века из Ирландии - SmithstownCastle (Clare). Но, однако, на самомделе и зображен инструмент, которым если и строят, то совсем не здания.

Теперь надо бы понять, где пролегает граница между двумя фазами развития христианской церкви? Когда был совершен переход?

Он, конечно, происходил в течение определенного промежутка времени. Начало перемен можно обозначить не откладывая. В книге Майкла Харрисона «Корни колдовства» рассказывается, между прочим, как он пришел к ее основной идее своей книгив разговоре с профессором Джофри Уэббом, известным историком искусства(Geoffrey Webb ).

Тот рассказал ему, как он исследовал алтари старых церквей в Англии. Началось с того, что во время Второй мировой войны бомба повредилабольшую каменную плиту, покрывающую пол алтаря старой церкви, и, исследуя его, профессор Уэбб нашел внутри алтаря каменный лингам или фаллос (что-то вроде того, что на рис. 8?) . Уэбб установил, что "90 процентов всехцерквей построенных примерно до "Черной смерти" в 1348содержали«Бога» илиритуальный фаллос, скрытый в алтаре".

Поскольку еще в 1921 году Маргарет Мюррей в «Культе ведьм в Западной Европе» обосновывала, что преследуемые «ведьмы» на самом деле были сторонниками дохристианской религии плодовитости,Харрисону осталось только сделать вывод, что раннее христианство содержалов себе и фаллический культ, и «ведьмы» были сторонницами этой формы христианства. По Уэббу и Харрисону, следовательно,отступление фаллоса из церкви относится ко второй половине 14-ого века - началу 15-ого.



Рис. 8. В Ирландии сохранилось немало таких каменных лингамов . Вероятно, в Англииранние христианские церкви строили на местах аналогичных фаллических святынь, так они и попали в алтари

Фаллические святые и их поклонники.

Теперь зададимся вопросом, а как рано возникло«фаллическое христианство», и кто именно его персонифицировал?

Существует в христианстве целый ряд фаллических святых, то есть таких, фаллос которыхимел особое значение для верующих. Вот по их именам мы и приблизимся к ответу (см список)

  • - Святой Фотин, чье имя на самом деле былоПотин (Фотин - по сближению с вульгарным глаголом foutre , что аналогичен русскому еб…), первый епископ лионский, умер мученической смертью в 177 г. Его культ был связан исключительно с пенисом святого. Статуи св. Фотина изображали его с большим фаллосом. На расстоянии нескольких лье от Клермона находилась одиночная скала, напоминавшая по виду фаллос и она носила имя святого Фотина.Мест его поклонения было л Франции очень много: Embrun , Porigny , Cives , Vendre ( Bourbonnais ), Auxerre , Puy - en - Velay , Girouet (Sampigny ), и др. Когда войска протестантов в 1585 году захватили Эмбрун, то обнаружили, чтофаллос (вероятно, деревянный, как и в ряде других случаев) находится в церкви среди главных святынь. Поклонение фаллосу протекало так: бесплодные женщины обливали головку фаллоса вином и вино собирали в чашу, давая ему потом закиснуть. Полученный «святой уксус» пили для лечения. Еще римские обряды выглядели аналогично, так что связь с дохристианским периодом тут явная. Святому также посвящались восковые изображения половых органов от тех, кто хотел получить помощь от святого. Аналогичный культ деревянного фаллоса существовал в храме св . Евтпропия в Оранже (Прованс ). Он был захвачен простантами и публично сожжен в 1562 году
  • Святой Герлихон Saint Guerlichon был фаллическим святым из Бург-Дью возле Бурже, Франция. История возникновения святого феерична. Еще в римские времена в Бург-Дью стояла римская фаллическая статуя, которой поклонялись, как помогающей от бесплодия. В христианские времена статуя была объявлена посвященной некоему святому. Он получил свое имя и культ. Фаллос «святого» терли, полученныйпорошок пили, как средство от женского бесплодия. Когда фаллос стирался, его заменяли новым. Потом, утомившись постоянно обновлять статую, причинное место закрыли фартуком и сообщили, что лечит взгляд на фаллос, который периодически открывали.
  • Святой Терс Антверпенский или Приап Антверпена (или Semini or God Jumenas ) , местный святой. О нем сообщал Йоханнес Горопиус Беканус ( Johannes Goropius Becanus , 1519-1572), который даже назвал Антверпен Лампсаком Бельгии (оттуда был родом Приап). Имя Терсбыло связано с половыми функциями. В Антверпене существовал приапический храм Терса. Во временаБекануса он уже был посвящен иному святому, хотя и сохранял изображение Терса над входом (рис. 9). Была в городе также невысокая статуя Терса стоящая у городских ворот, с широко раздвинутыми ногами и торчащим фаллосом. Женщины и тут совершенно истерли его, потому что соскребали с него порошок и пили ее с вином для лечения от бесплодия. По праздникам оба места украшались гирляндами.

Рис. 9 Барельеф с фигурой Терса, фаллос стерт до дыры.

  • Святые 3 века Козьма и Дамиан, врачи-близнецы. Центром их культа была Исерния в Иаталии, Сэр Уильям Гамильтон (WilliamHamilton , 1730-1803) сообщал, что среди восковых изображенийчастей тел, посвящаемых святым, преобладали изображения фаллосов, поскольку святые считались покровительницами девушек, стремящихся выйти замуж, и бездетных женщин, мечтающих о потомстве.
  • Святой Гиньоль (SaintGuignolé ) первый аббат монастыря Landé vennec , живший в 6 веке, получил свой приапический статус, потому что его имя было похоже на слово породить. Его святилище сохранялось до 1793 года Св. Гиньоль изображался с огромным фаллосом и стал прообразом комической фигурки французского театра марионеток, нечто вроде Петрушки.

Можно назвать еще несколько святых ( St . Gilles , St . Rene , St . Regnaud , St . Arnaud ), но и так ясно, что культы эти появились в самый ранний период существования церкви. В те времена, от которых сохранились свидетельства, главными приверженцами фаллических святых были женщины. Вот с ними, как с колдуньями,и боролась церковь, когда стала постепенно ликвидировать церкви.

Ведьмы.

Борьба с ведьмами начала обретать свои определенные черты в 15 вв, а в начале 16 уже было создано «резюме» по этой теме.

Был такой интереснейший художник, Ханс Балдунг Гриен (ок. 1484-1545) , протестант и сторонник Лютера, который много рисовал вельм, и у него естьиллюстрации того, а что собственно ставилось этим женщинам в вину. Одна любопытна в связи с темой фаллоса (рис. 10)

Рис.10 . Юная ведьма и дракон. Еслидракону помогает купидон, то, возможно, что речь идет о критике устремлений женщин к сексу, к фаллосу. В роли фаллос тут - язык дракона. Не говорится ли здесь о том, что поклонение фаллосу есть дьявольский культ?

А вот ведьмы собрались на шабаше (рис.11) Что тут самое важное? Фаллос. То есть ведьмы не только похотливы, но еще и поклояются фаллосу. Хотя недавно это было вполне обычно и внутри церкви. Разница только в размерах поклонения?

Рис. 11. Ведьмы на шабаше, гравюра Пармижианино 1530 Катания на огромном фаллосе.

Так что вполне правдоподобно, что борьба с ведьмами означало свержение фаллических культов. Еще раз отметим, что идеология этой борьбы складывалась в 15-ом -первой половине 16 века.

Но с этим временем связано еще одно явление, а именно интерес к сексуальной силе Спасителя и его фаллосу.

Корень "яр" имеет сексуальный смысл во всех тюркских языках. В русском языке "яр" несет в себе понятия весеннего света, тепла, сексуальной активности, плодородия; "ярость" - гнев, похоть, "ярун" - похотливый и т.д.

Ярило - славянское божество, связанное с языческим культом Солнца. Во время обрядов соломенное чучело Ярилы изготовлялось с огромным торчащим фаллосом.

В тантрическом буддизме и других восточных учениях фаллос называют нефритовым стеблем, флейтой, жезлом, скипетром, драгоценным камнем, положительной вершиной, горным утесом, яньской пагодой, оружием любви, дипломатом, послом, генералом, тигром, змеей, петушком, приспешником, мальчиком, монахом, адептом, воином, героем.

В Швеции сохранились рисунки бронзового века, на которых изображены обнаженные мужчины во время охоты. Также в пустыне Сахара были найдены изображения фаллосов рядом с головами убитых животных возраст этих изображений - 5000 лет до рождества Христова.

На территории Зимбабве были найдены рисунки доисторических времен на которых был изображен эрегированный пенис с длинной линией, тянущейся от него и заканчивающейся цветком тюльпана.

Фаллический культ в Индии

В культуре Древней Индии известен лингам - фаллический символ в культе Шивы. . Он представляет собой вертикально установленный каменный цилиндр, внешне напоминающий рог, высотой, как правило, примерно 75 сантиметров, с диаметром у основания 30 сантиметров. Правда, те из них, что установлены в храмах, посвященных Шиве, куда приходят ежедневно миллионы индусов для поклонения богам, могут достигать гигантских размеров. Индийские женщины носят маленькие лингамы на шее, подобно тому как христиане носят нательные кресты. В священных книгах написано: поклонение фаллосу не означает поклонение физическому органу, а просто признание вечной божественной формы, проявившейся в микрокосме. Человеческий орган не более, чем изображение этой божественной эмблемы, оригинальная форма жизни.

В книге Эрики Лейхтаг, опубликованной в I960 году и посвященной воспоминаниям о поездке в Непал, есть такие строки: "В этой стране лингам выходит из сердца лотоса, женского йони. Этот символ присутствует всюду, изготовленный из камня, бронзы, меди, железа, золота, стекла, раскрашенного дерева. Я видела его на лестницах храмов, на обочинах дорог, на дверях домов, в окружении даров - цветов, риса, воды... В конце концов я перестала его замечать".

В Индии лотос - водное растение с красными, белыми и синими лепестками - является символом женского полового органа, в то время как фиговое дерево символизирует фаллос.

Фаллический культ в Греции и Египте

Культура фаллоса широко представлена в египетской мифологии богами Мином, Амон-Ра и Озирисом. Фаллос является символом мужской силы и это связано с легендами о фаллосе Озириса. Амон-Ра, царь всех богов, также на всех изображениях показан с обнаженным фаллосом.

Египтяне отмечают праздник Бахуса. Вместо фаллосов у них фигурируют статуэтки высотой 50 сантиметров, которые приводятся в движение с помощью привязанных к ним веревок. Музыкант открывает церемонию, играя на флейте, а женщины несут статуэтки, распевая посвященные Бахусу гимны и манипулируя их половыми членами, чья длина почти достигает длины их тела.

В античной Греции боги имели безграничную власть и могли самолично определять судьбу людей, в то же время, несмотря на то, что боги практически всегда находились на горе Олимп, слава об их сексуальных подвигах распространялась по всему свету. Во время правления крито-микенской цивилизации имели место дикие оргии в декабре месяце и это отражено во множестве рисунков на античных вазах. Эти оргии назывались фестивали Диониса - сына Зевса и его любовницы Семелы

Во время этих фестивалей процессия несла большие деревянные или каменные фаллосы и прославляла Диониса. Боги Пан и Приапус также проповедовали культуру фаллоса. Пан - аркадианский бог овец, сын Гермеса и Пенелопы, был превращен Гермесом в козла. Приапус - бог фертильности, в Азиатских странах был известен под именем бога Беса, всегда изображался с пенисом, выше чем его собственное тело.

Фаллический культ в Римской империи

В Римской империи, то там, то сям попадались "гермы", посвященные Приапусу можно найти везде. Герма - квадратный столб с головой бородатого мужчины наверху и с эрегированным пенисом посередине. Эти гермы устанавливались у полей, дорог и внутри жилых домов, люди верили, что они обеспечат защиту от воров и грабителей и также использовались в качестве пугал. Их главной обязанностью было отводить "дурной глаз".

Сексуальное значение фаллоса в Римской империи распространилось в более значительную магическую силу. Это также относится к бесчисленным фаллическим жертвоприношениям и использованию фигурок фаллоса в качестве "оберегов" для защиты от злых сил. Фаллосы называли "fascinum", в переводе с латинского это означает "околдовывать, очаровывать". Большие фаллические скульптуры устанавливались на воротах римских городов и стенах домов и это также несло защитную функцию - отводило "дурной глаз" и приносило удачу, счастье.

Фаллический культ в Сирии

Люсьен де Самосат сообщает о существовании в Сирии фаллического культа богини. Люсьен де Самосат так рассказывает о назначении 54-метровых фаллосов: "Дважды в год на вершину одного из них забирается мужчина, чтобы оставаться там в течение недели. Делает он это с помощью веревки, обвязанной вокруг туловища и фаллоса, и куска дерева, который служит опорой. Оказавшись наверху, он бросает вниз конец другой, длинной веревки, взятой с собой. По ней ему передают все необходимое, и он устраивает на вершине нечто вроде гнезда". Этот человек проводит время в молитвах и иногда бьет в гонг, который издает весьма впечатляющие звуки.

Фаллический культ во Франции

Иногда во время процессии по случаю Вербного воскресенья дети несли пять хлебов в виде фаллоса. Церковный собор IX века осудил использование фаллических амулетов, чрезвычайно распространенных в ту эпоху. Этот обычай сохранялся вплоть до XIV столетия.

Приап стал во Франции святым: на юге - святым Футином, в Бурге - святым Грелюшоном или Герлюшоном, в Бретани - святым Жиллем и святым Геноле. Все эти святые дарят мужчинам мужскую силу, а женщинам - плодовитость.

Фаллический культ чаще всего находил свое воплощение в камне. Некогда в Пиренеях существовал камень Бурбо, вокруг которого вечером того дня, когда праздновался Мэрди-Грас, устраивались непристойные танцы.

Женщины Бретани, страдавшие бесплодием, приходили к менгиру Бург д"Уий, чтобы дотронуться до него особым образом.

В деревне Сент-Урс, расположенной в Нижних Альпах, стоял священный камень. Девушки, соскальзывавшие по нему вниз, были уверены, что в скором времени найдут себе мужа.

Фаллический культ в Японии

Несмотря на то, что Япония имеет буддийско-шинтоистскую культуру, здесь также был найден символ фаллоса. Например, в городе Комакаси в марте проводится фестиваль Toshira jinga. Жрецы несут по улицам города огромный, вырезанный из дерева фаллос. После фестиваля этот новый фаллос будет установлен рядом с фаллосами, установленными в предыдущие годы. Гунны (хунну) в древности переправлялись и на японские острова, участвуя в этногенезе японской нации. Японская мифология сообщает, что божеская пара Изанаги и Изанами " возмущали океан огромным копьем с наконечником из драгоценного камня (фаллос); капающая с наконечника морская вода образовала первый остров, по имени Оногоро, который с виду похож на огромный фаллос. Затем они стали бегать вокруг небесного столба, искусственно сделанного в виде фаллоса, и породили остальные японские острова, а также произвели и многие другие божества".

В Японии культ фаллоса и ктенес был официально запрещена в 1872 году, но "в отдаленных местностях его можно встретить и по сию пору. Эти "женские и мужские камни"... бывают и натуральными и искусственными. Естественные фаллосы и ктенесы встречаются различных величин, достигая величины утесов, из которых один образует целый остров по имени Оногоро. Им придают гораздо больше значения, чем искусственным, и они-то, вероятно, и вызывали возникновение культа, так как они, конечно, древнее искусственных изображений. Искусственных ктенесов не делают, но фаллосы из камня, глины, дерева и железа очень распространены. Бесплодные и больные женщины приносят в жертву фаллосу два вида раковин. Персик и боб служат символом ктенеса, гриб и рыло свиньи - фаллоса. Крупные экземпляры фаллоса и ктенеса встречаются иногда отдельно, но чаще всего попарно; их помещают иногда в небольших вместилищах, под навесом, но в большинстве случаев прямо под открытым небом. Им приносятся жертвы, состоящие из яств и напитков. Маленькие символы из употребляются при домашнем богослужении".

Однажды японская Дева Тамаери-химэ, развлекаясь на берегу реки Исикава, увидела и плывущую по течению стрелу, окрашенную в красный цвет. Она подобрала эту стрелу и положила ее к себе в постель, отчего забеременела и родила сына. Здесь налицо параллель боевого оружия и фаллоса. Корейцы фаллический дух называли Пугын, а в посвященных ему святилищах вывешивали на стене изготовленный из дерева фаллос. Несмотря на запрет, его культ сохранялся до начала ХХ века.

Антифаллическая Европа

В Западной Европе периода Реформации и Контрреформации старые привычки изменились и на сексуальность было наложено строгое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или спрятаны под фиговыми листками. Только лишь в "научных" работах допускались изображения пениса.

Антифаллическая тенденция усилилась после публикации в Англии в 1715 году брошюры, названной "онанизм, или ужасный грех самоосквернения и страшные последствия его, рассматриваемые у обоих полов, а также душевные и физические советы для тех, кто уже навредил себе этой ненормальной практикой". Здесь рассматривались 3 идеи: "смертный грех", "ненормальная практика" и "страшные последствия", брошюра эта повлияла на морали граждан вплоть до ХХ века. Также была выпущена книга доктора Тиссо в 1758 году, сначала на латыни, а затем, что имело гораздо больший эффект на французском - "Онанизм или исследование психических и физических влияний мастурбации".