Эссе на тему без всего может обойтись человек. Эссе на тему «Без многого может обойтись человек, только не без человека» (Л. Берне)


Немецкий публицист и писатель – Карл Людвиг Берне поднимает важную проблему необходимости для человека жить среди людей, быть членом общества. Эта проблема актуальна в наше время, потому что на данный момент существует множество людей, желающих всяческими способами обособиться от социума (интровертов, как подметили бы психологи), что ведет к негативным последствиям для таких людей, которых становится все больше и больше.

Высказывание Берне можно растолковать по-разному: например, оно означает, что человеку необходимы другие люди для того, чтобы развиваться, становиться лучше в процессе взаимодействия и общения с ними, и, например, человеку нужен человек для того, чтобы не быть одиноким, что может привести к психическим и нервным расстройствам.

Я соглашаюсь с автором данного высказывания, потому что считаю, что всем людям необходим такой человек, который сможет помочь и поддержать в трудную минуту. А еще всем нужно хоть иногда присутствовать среди людей, пребывать в обществе и всячески взаимодействовать с ним, ведь только в процессе социализации индивид становится личностью.

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств.

Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Есть конкретный пример людей, ушедших от цивилизации и социума, пытающихся спрятаться, уйти от людей, выражая этим свой протест.

Но был ли этот пример удачным экспериментом? Приведем примеры из истории и литературы.

Например, Теодор Джон Качинский (Унабомбер) был невероятно умным человеком: закончил университет в 20 лет, а в 26 лет стал доктором математических наук. Но он ушел от общества и 24 года прожил вдали от цивилизации. А после того, как Теодор вернулся к социуму, то начал террористическую деятельность: рассылал по университетам и авиакомпаниям США самодельные бомбы по почте, дабы «остановить прогресс, убивающий природу». Да, казалось бы, этот человек борется за чистоту и жизнь нашей природы, но цивилизованная личность никогда не станет террористом, ведь деятельность таких людей губит других членов общества.

А разве они не часть природы, за которую так борется Теодор? На примере жизни этого человека, можно сделать вывод, что личность деградирует вдали от цивилизации и социума.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главный герой – Евгений Базаров – был нигилистом (человеком, отрицающим любовь, творчество, искусство), и его не понимали окружающие люди, а он, в свою очередь, не уважал чужое мнение и отстаивал только свою точку зрения. Этого героя можно назвать одиноким. Но судьба преподносит ему нравственное испытание, и он влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Базаров так и не стал счастливым и умер, понимая, что был не прав, и такие люди, как он, России не нужны. Одиночество этого героя дает нам понять, что нельзя быть в конфликте с людьми и обосабливаться от них, а также нельзя отрицать общепринятые духовные ценности человечества, так как любой из нас является его частью. Подобное поведение ведет к несчастью и осознанию бессмысленности прожитой жизни.

Л.Берне абсолютно прав, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека». Ведь каждый из нас не сможет стать личностью без взаимодействия с социумом. Исторические факты и литературные произведения тому подтверждение. Общество дает нам возможность стать развитыми, цивилизованными и мудрыми людьми.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Без многого человек может обойтись, только не без человека»

Каждый день мы встречаемся с десятками, а то и сотнями людей. Но очень редко мы задумываемся, что бы было, если бы этих людей не было, и мы бы остались совсем одни без родителей, близких друзей, знакомых, коллег? Как бы мы обходились без общения, без любви к человеку, без дружбы, без правил и так далее.

Какого бытие человека, который существует без людей? Я считаю, что человека бы вообще не было, ни его жизни не его самого. Он бы не мог пройти все процессы социализации. То есть человек рождается не приспособленным к этому миру, и только при помощи людей, человек становиться человеком. Ребенка воспитывают родители или опекуны, после он идет в детский сад, в школу и т.д. там он узнает новых людей, приобретает жизненный опыт, осваивает свою культуру, приобретает различные знания, который передаст следующему поколению.

Кроме необходимых потребностей в еде и подобному у него возникают социальные потребности, такие как общение со сверстниками, узнавание новостей происходящих в мире, участия в общественной жизни. Потребность в социальных институтах, это основное без чего бы человек ни смог бы обойтись, и не смог бы сам удовлетворять потребности входящие в это понятие: воспроизводство рода, безопасность, духовные и другие потребности, все это требует некий определенный исторический опыт, передаваемый от человека к человеку.

Человек не смог бы прожить без человека, так как если первый заболел, то нет второго, который вылечил бы его или как-то помог. Еще с древности люди начали объединяться по естественным причинам, объединения с целью сохранения жизни, с целью защиты от опасностей.

Так же все мы знаем различные примеры, как человек рос без людей, в стаях волков, с собаками и все в этом духе. И что было итогом такой жизни? Ну этих людей сложно назвать людьми, т.к. они были приспособлены к другой жизни, к животной. Они не умеют говорить, пользоваться столовыми предметами, они не могут жить в обществе, а главное их интеллектуальные способности не развиты, они живут обостренными инстинктами самосохранения. Но ведь так долго не проживешь?

Человек сможет обойтись от обыденных вещей жизни, таких как: телевизор, радио, стиральная машина, водопровод и многие века люди обходились без этого. Но люди не могут вообще обойтись без людей. Человек без общества утрачивает свою индивидуальность от других животных и не способен на сознательную и счастливую жизнь. Хотя и все познается в сравнении, я согласна с тем, что «Без многого человек может обойтись, только не без человека», это ведь бесспорно так, мы бы, не выжили и не прогрессировали,если бы были в одиночестве.

Доровских Алёна 11-в

Тема эссе:

«Без многого может обойтись человек, только не без человека»
(Л. Берне)

Выполнила: Гасанова А.

ученица 11 класса

МКОУ «СОШ №12»

Руководитель : Шамхалова С.Р.

учитель обществознания

МКОУ «СОШ №12»

Избербаш - 2015г.

Введение. Высказывание известного немецкого публициста и писателя Людвига Берне, «без многого может обойтись человек, только не без человека», является верным и не согласится с ним невозможно. Актуальность данного высказывания заключается в том что, человек существо социальное и ему необходимо общение. А общение является основным фактором формирования и становления личности.

Основная часть . В ходе изучения обществознания мы познакомились с разными видами потребностей: биологическими, социальными, духовными.

Из всех потребностей биологические обеспечивают жизнедеятельность человека, и в случае необходимости они приспосабливаются к определенным трудностям (голод, война, разруха, болезни и т.д.).

Если говорить о социальных потребностях, то мы понимаем, что человек не может полноценно жить без людей, не может приспособиться к одиночеству. Он, оставаясь на длительное время один может сойти с ума или просто погибнуть. Для обоснования своих доводов хочу привести несколько аргументов:

    Персонаж из произведения Р. Киплинга - это Маугли, ребенок выросший среди волков и ими воспитанный. В реальной жизни такие дети как Маугли, которые жили вне человеческого общества с раннего возраста проявляют поведение, характерное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Процесс их социализации сложен, особенно у тех детей, которые в раннем возрасте (пять-шесть лет)не имели связи с обществом. Они не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, понятно общаться с другими людьми. Даже годы, проведенные в дальнейшем среди людей, где они получали достаточно заботы, не помогли им стать полноценными членами общества. Это свидетельствует о том, как важны для развития ребенка его первые годы жизни для формирования социального опыта и социального поведения.

  1. Еще один аргумент в пользу того что человек не может жить без себе подобных, Это персонаж из произведения Даниэля Дефо - Робинзон Крузо. Оказавшийся после кораблекрушения на необитаемом острове Робинзон долгих 28 лет ждал встречи с людьми. По идее он должен был бы погибнуть или сойти с ума. Но если хорошенько вдуматься в содержание произведения от можно понять, что героя от одиночества и не минуемой гибели спасло именно возможность «разговаривать» с попугаем, а потом и с туземцем. Это и дало шанс Робинзона Крузо.
  2. Пример из жизни. Субъект – ребенок, воспитывается в неблагополучной семье, лишён родительской заботы и общения, оторван от общества, часто не посещает школу, замкнут, понижена, самооценка. Все это впоследствии, приводит к тому, что они употребляют алкоголь и наркотики, начинают вести асоциальный образ жизни. Ребенок не выдерживает эти трудности и итоге часто их судьба заканчивается трагично.

Заключение. Изречение Л. Берне это истина, с которым нельзя не согласиться. Мы люди и нам нужны другие люди, чтобы общаться, делиться сними своими переживаниями, оказывать посильную помощь, оказывать поддержку в трудных жизненных ситуациях.

Основываясь на вышеизложенном делаю следующие выводы:

в основе существования человеческого общества лежит общение, а общение возможно только при присутствии двух и более лиц. Это значить, что человек в одиночестве обречен на погибель, а Л. Берне был прав, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека».

С корабля много полезных, необходимых вещей. К тому же Робинзон без особого труда добывал пропитание, так как на острове водились козы, в изобилии произрастали тропические плоды, виноград. Так что по сравнению с утонувшими товарищами, он мог чувствовать себя баловнем судьбы. Тем не менее, Робинзон испытывал жгучую, мучительную тоску. Ведь он был один. Все его мысли, все желания устремлялись к одному: вернуться к людям. Чего не хватало Робинзону? Никто не «стоит над душой», не указывает, что и , не ограничивает твою свободу. А не хватало ему самого главного – общения. Ведь вся человеческой цивилизации свидетельствует, что только сообща, помогая друг другу, люди добивались успеха и преодолевали трудности. Не случайно самым страшным наказанием у людей каменного века считалось изгнание из рода или из племени. Такой человек был просто-напросто обречен. Разделение обязанностей и взаимопомощь – вот две главные основы, на которых зиждется благополучие любого человеческого общества : начиная от семьи и заканчивая государством. Ни один человек, даже обладающий колоссальной физической силой и самым острым, глубоким умом, не сможет сделать столько, сколько группа людей. Просто потому, что ему не на кого опереться, не с кем посоветоваться, наметить план работ, попросить о помощи. Некому раздать указания и некого проконтролировать, наконец, если он ярко выраженный по натуре.Ощущение своего рано или поздно приведет к депрессии, причем она может принять самые тяжелые формы. Тот же Робинзон, чтобы не сойти с ума от отчаяния и тоски, вынужден был принять ряд мер: регулярно вел дневник, делал зарубки на своем примитивном « » - вкопанном в землю столбе, разговаривал вслух с , кошками и попугаем.Бывают ситуации, когда даже самому гордому и независимому человеку просто необходима помощь. Например, при серьезной болезни. А если рядом никого не будет, и не к кому даже обратиться? Это может закончиться очень печально. Наконец, ни один уважающий себя человек не может жить без цели. Ему надо ставить перед собой какие-то задачи и достигать их. Но - такова уж особенность человеческой психики – какой толк в достижении цели, если этого никто не увидит и не оценит? К чему будут все усилия?Вот и выходит, что человек не может обойтись без общества .

Есть люди, которые выбирают глобальные цели, они меняют свою жизнь и мир окружающих. Но есть те, у кого нет видения своей жизни даже через год, но их существование тоже наполнено целями, только масштаб их не слишком велик.

Цель - это конкретный результат, которого нужно добиться. Он может быть очень разный, для достижения некоторых придется ставить сложные задачи, искать пути их решения, другие же очень просты и понятны. Жизнь человека складывается из миллионов целей, которые постоянно реализуются.

Мечты, планы и желания

Есть люди, которые рисуют в голове много красивых образов. В юности желаний больше, в зрелости они более взвешенные, но устремления есть у каждого. Просто решается человек на определенные вещи, даже в мечтах каждый позволяет себе получить не все, а что-то конкретное. Одни думают о своем бизнесе, о многомиллионных прибылях и покорении серьезных финансовых вершин. Другие же разрешают себе лишь помыслить об отпуске на дешевом курорте.

Но мечты и цели - это разные вещи. Если человек начинает придумывать, как воплотить загаданное, если просчитывает варианты и начинает их выполнять, это делает простое желание важной целью. На такое способны не все. Кто-то не умеет выделять задачи, не понимает последовательности действий, не видит возможностей. Другие люди не могут последовательно выполнять свой план, бросают все не доведя до конца. А есть даже те, кто боится попробовать, начать достигать. Стремление к глобальным достижениям просто нужны не всем, и хотя они делают жизнь увлекательнее, приносят больше смысла в существование, не каждый считает это необходимым.

Ежедневные цели

Но у людей есть небольшие цели, они часто умещаются в короткие промежутки времени и не нуждаются в построение глобальных планов. Например, приготовить ужин - это конкретный результат, к которому идет человек. Для реализации нужно придумать меню, купить продукты и выполнить все условия рецептуры. Это небольшая цель, которая легко достигается. И таких вещей может быть очень много в жизни.

Самые распространенные цели: ходить целый месяц на работу по установленному графику, чтобы получить заработную плату; заполнять холодильник, чтобы было что покушать; учить уроки с ребенком, чтобы повысить успеваемость малыша; посещать стоматолога, что иметь здоровые зубы и прочее. Каждый день человек планирует свои небольшие цели, он составляет в голове или в ежедневнике список нужных дел, которые необходимо выполнить. Жизнь без таких вот заданий самому себе для человека очень сложна, не имея точного представления о своих планах, трудно чего-то добиться и жить гармонично.

Постановка целей - это важный процесс в жизни, люди учатся это делать с самого рождения. Жизнь без подобных планов может не каждый. Но удивительно, что ставить долгосрочные планы умеют не все, и терпения хватает не у каждого. А ведь именно в таких навыках лежит ключ к успеху и процветанию.

Молодость - это время, которого не миновал ни один взрослый человек. Старость рано или поздно придет ко всем, а вместе с ней и мудрость, и материальный достаток, и статус. Но у молодых людей есть преимущество, которого уже никогда не будет у старшего поколения.

«Если бы молодость знала, если бы старость могла» - классическая формула взаимоотношений между поколениями. Положение молодежи в любом обществе достаточно сложно по ряду причин. С одной стороны, молодой человек находится в системе оценки старшего поколения, но юношеский максимализм не позволяет молодому человеку вписаться в систему взрослого мира без некоторых конфликтов. С другой стороны, отсутствие жизненного опыта, а нередко и недостаток материальных средств, ставит молодежь в крайне щекотливое положение в социальной системе.

Легко ли быть молодым

«Легко ли быть молодым» - документальный фильм советского периода латвийского кинематографиста Юрия Подниекса, в котором впервые была поднята проблема социального положения молодого человека в обществе. Ответ был однозначным – очень нелегко. Главной причиной трудностей того периода называется лицемерие общества, истоки которого молодежь видит в старшем поколении.

Но демократизация общества сгладила эту проблему. В мире стало меньше лжи, меньше необоснованных запретов, как следствие, меньше причин для конфликтов поколений, по крайней мере на уровне общества. То есть общество признало за молодежью право на максимализм и свое видение мира.

С этой позиции сегодня быть молодым легко и приятно. Классический конфликт отцов и детей можно считать исчерпанным.

Материальные проблемы молодежи

Заканчивая учебное заведение, молодой человек в большинстве случаев полон надежд на «светлое будущее». Но, даже получив профессиональное образование, он не может быть уверен в том, что получит хорошую оплачиваемую работу по специальности. Более того, работодателю чаще требуется специалист с опытом работы, который выпускник вуза или не может получить – получается замкнутый круг, разорвать который практически невозможно.

Молодому человеку приходится выбирать между работой не по специальности и альтернативными способами реализации полученных знаний. Но в отличие от родителей, молодой человек более мобилен в своих поступках, что позволяет ему предпринять решительный неординарный шаг и, например, открыть свой бизнес.

Перед молодежью стоит еще один трудноразрешимый вопрос – вопрос жилья. Получить квартиру от государства молодой человек может в самом исключительном случае, даже молодой специалист не может рассчитывать на . Остается выбор между ипотекой, съемной квартирой и проживанием с родителями. Первые два варианта «съедают» приличную часть бюджета. Третий вариант ставит под сомнение самостоятельность и психологический комфорт, особенно, если уже образована молодая семья.

Таким образом, молодым быть нелегко в любом обществе и в любую эпоху. Но у молодежи есть одно преимущество – молодость, которая компенсирует все проблемы и которой завидует старшее поколение, построившее свой быт и нашедшее свое место в социуме.

Видео по теме

«Без многого может обойтись человек, только не без человека»
(Л. Берне)
Я считаю, что высказывание Людвига Берне, немецкого публициста и писателя, о том, что «без многого может обойтись человек, только не без человека», верно и сохраняет свою актуальность сегодня, поскольку общение является основным фактором формирования и становления личности.
Насколько мне известно из курса обществознания, потребности – это нужды человека в чём либо. Потребности можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и т.д.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и т.д.) и духовные (потребности в познании, знаниях, элементах духовной культуры). Первые формируют и обеспечивают жизнедеятельность человеческого организма, но существует целый ряд ситуаций, при которых человек не может в полной мере обеспечить удовлетворение фундаментальных потребностей. Примером таких ситуаций могут быть тяготы военного времени, неурожаи и массовый голод. Безусловно, в те времена было много потерь, однако люди смогли пережить эти бедствия, ибо человек может приспособиться и к таким обстоятельствам, как война. Чего, однако, нельзя сказать о социальных потребностях, так как изначально люди устроены так, что не могут полноценно жить без себе подобных. Такая жизнь является ничем иным, как существованием и часто, человек, оставаясь на длительное время один, сходит с ума или просто погибает.
Ярким примером являются так называемые «дети — маугли», выросшие в условиях социальной изоляции. Это человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Процесс их реабилитации необычайно сложен, поскольку те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни и опыт социального поведения и общения.
Другим не менее показательным примером являются дети, выросшие в асоциальных условиях — дети из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются с раннего возраста в неблагоприятной обстановке, испытывают постоянный страх, отсутствие любви и заботы со стороны родителей. Такие дети оторваны от общества, они не ходят в школу; замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей; у них низкая самооценка; они употребляют алкоголь и наркотики. Безусловно, в конце концов, ни к чему хорошему это не приводит и действительно жаль этих детей, ибо они знают о жизни больше, чем иные взрослые. Слишком многое им пришлось пережить и испытать.
Бесспорно, с изречением Л. Берне нельзя не согласиться, так как человеку нужен другой человек, ибо именно он может разделить чувства и переживания, оказать посильную помощь, поддержать в трудных ситуациях. Нельзя обойти вниманием тот факт, что именно общение играет важную роль в удовлетворении одной из биологических потребностей — репродуктивной потребности, так как общение помогает людям лучше узнать друг друга, найти общие интересы, максимально сблизиться, заложив основу брака.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в основе всего лежит общение, а при отсутствии другого человека оно невозможно. Значит прав был Л. Берне, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека» и я с ним полностью согласен.