Действительное причастие настоящего времени 2 спряжения. Методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему: Действительные причастия настоящего времени. Палящий зной заставил нас подумать об
Урок русского языка в 7 классе
Слайд 2
Выпишите причастие:
- интересный
- интересующийся
- интересоваться
Что такое причастие?
Слайд 3
Объясните, как вы понимаете высказывание В.И. Даля.
Причастие– это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»
Причастие
- Признаки прилагательного
- Признаки глагола
ВИД, ВРЕМЯ ЧИСЛО, РОД,ПАДЕЖ
Слайд 4
Из данного предложения выпишите причастие.
Орёл кружащийся над полем вдруг стремительно бросился вниз.
Определить у данного причастия глагольные признаки и признаки прилагательных.
Объяснить постановку знаков препинания.
К данной иллюстрации составить предложение, включающее причастный оборот.
Слайд 5
К данным иллюстрациям составьте словосочетания, в состав которых входят причастия
- Растущее дерево
- Сажаемое дерево
- Пишущая девочка
- Написанная книга
- Читающий ребёнок
- Прочитанные книги
Слайд 6
Действительные причастия
признак, который возник в результате действия самого предмета. (сам действует)
Страдательные причастия признак, который возник у предмета под действием другого предмета.
(страдает)
Слайд 7
Распределите словосочетания в два столбика: в 1- с действительными причастиями,
во 2 – со сострадательными причастиями.
- вымытый пол
- бушующее море
- сверкающий снег
- лечащий врач
- сделанная модель
- убираемый урожай
признак, который возник в результате действия самого предмета
признак, который возник у предмета под действием другого предмета
Слайд 8
Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени
Ом- (–ем-) - ИМ- - Т- -нн- -УЩ- (- ЮЩ-) - АЩ- (-ЯЩ-) - ЕНН-
Слайд 9
Правило
Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов 1 спряжения от глаголов 2 спряжения
Ущ(-ющ) ащ(-ящ)
Слайд 10
ВСПОМНИМ!
- Исчерпывать - 1 спр
- Исчерпывают - гл
Исчерпывающий - действительное причастие настоящего времени
- Строить - 2 спр
- Строят - гл
Строящий - действительное причастие настоящего времени
Слайд 11
Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква А
Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Ю
1) грез...щий о счастье
2) паш...щие трактором
3) реж...щий хлеб
4) маж...щий маслом
2) та...щий снег
3) мет...щий в цель
4) вид..щий издали
Слайд 12
1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А-Я?
1.вид…щий, леч…щий
2. броса…щий, сид…щий
3. люб…щий, дремл…щий
4. мо…щий,пиш…щий
Слайд 13
2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У-Ю?
1.догоня…щий, стро…щий
2.мо…щий, пиш…щий
3. броса…щий, сид…щий
4.люб…щий, дремл…щий
Слайд 14
На данной шкале отметьте гласную, которую нужно вставить в причастия:
1. жал...щие пчёлы 2. скач...щие всадники
3. се...щий зерно 4. мел...щий муку
5. гон...щий зайца 6. вар...щийся борщ,
7. ла...щая собака 8. дыш...щий ровно
9. вер...щий людям 10. мо...щее средство
у ю ю я я ю а я ят ю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Слайд 15
В отрывке из произведения Н.В. Гоголя " Тарас Бульба" найти причастия и определить их роль
в тексте.
Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, Она всё сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне. уже кони, чуя рассвет, все легли на траву и
перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало- помалу струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренно
желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребёнка; красные полосы ясно сверкали на небе. Бедная старушка, уныло поплелась в хату.
- наполненный спящими
- окружавший двор.
- лепечущая
- лишённая последней
- надежды
Слайд 16
ВЫВОД
Какую роль играют причастия в художественном тексте?
Н.В. Гоголь часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.
Слайд 17
- Подведём итоги урока!
- Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я повторил(а) … .
- Сегодня на уроке я узнал(а) … .
Слайд 18
Спасибо за работу на уроке!
Урок подготовила учитель русского языка и литературы Федина Т.Р.
Слайд 19
Посмотреть все слайды
Если Вы не знаете, что такое причастие, то первым делом советуем ознакомиться со статьёй « » на данном сайте.
Действительные причастия
Действительное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый предметом/объектом. Пример : Девочка, прыгающая через скакалку. Действие совершает объект «девочка» - она прыгает через скакалку.
Действительные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:
- Человек, пишущий новость. Пишущий – действительное причастие настоящего времени . Человек пишет новость в данный момент. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ущ-, -ющ- (для первого спряжения глаголов) и -ащ-, -ящ- (для второго спряжения глаголов).
- Мужчина, сделавший комплимент. Сделавший – действительное причастие прошедшего времени . Мужчина уже сделал комплимент. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем времени при помощи суффиксов -вш-, -ш-.
Страдательные причастия
Страдательное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый над одним предметом или объектом действиями другого. Пример : корабль, построенный жителями деревни. Жители деревни совершили действие над кораблём – построили его.
Страдательные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:
- Стул, ломаемый учеником. Ломаемый – страдательное причастие настоящего времени . Ученик производит действие над стулом – ломает его. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ом-, -ем- (для глаголов первого спряжения) и -им- (для глаголов второго спряжения).
- Собака, побитая хозяином. Побитая – страдательное причастие прошедшего времени . Хозяин произвёл действие над собакой – побил её. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем при помощи суффиксов -нн-, -енн-, -т-, -от-.
Разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:
А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.
Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.
Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.
Действительные причастия настоящего времени
Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или -ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая - действительное причастие настоящего времени).
Действительное причастие прошедшего времени
Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов -ш, -вш. Например, причастие "заснувший" образовалось от глагола "заснуть". Глаголы с суффиксом -ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть - промокший.
Страдательные причастия
Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать - сказанный (суффикс -нн), раскалить - раскаленный (суффикс -ённ).
К причастию в лингвистике двоякое отношение. Часть филологов считает его особой же другие языковеды уверены, что оно является самостоятельной частью речи в русском языке.
Тем не менее, причастиями, независимо от их конкретного определения, обозначаются признаки предметов по их действию. Они объединяют в себе свойства двух частей речи - прилагательного и глагола. К причастиям задаются вопросы: «Какой?» («Какая?», «Какие?», «Какое?»), «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Как и прилагательные, причастия и в роде, причем только в единственном, и в числе, и в падеже согласуются с существительными. Их начальной формой, так же как и у прилагательных, является именительный падеж например: закрытый, стоящий, идущий.
Существует два разряда этой страдательные и действительные причастия. Рассмотрим их в отдельности.
Действительное причастие обозначает тот признак предмета, который создается его действием. К примеру, бегущий мальчик - тот, который сам бежит, бегавший мальчик - тот, который сам бежал.
При этом действительное причастие имеет форму настоящего и прошедшего времени.
Другой разряд причастий - страдательные, они показывают тот признак, который у предмета создается под воздействием другого предмета.
Примеры: книга, прочитанная мальчиком - книга, которую прочитал мальчик; дом, построенный строителями - дом, который строители построили.
Таким образом, мы видим здесь две разные формы причастия и две совершенно различные ситуации: в первом случае действие совершает то существительное, тот предмет, который является определяемым словом, во втором - действие производится кем-то над ним.
Действительное причастие отличается речи целым рядом особенностей, в том числе и типом своего образования.
В русском языке словообразование причастия взаимосвязано с теми отличиями глагола, которые выражаются в их виде и переходности. Таким образом, образовать от одного глагола все четыре формы причастия невозможно.
От переходных и непереходных глаголов образуются действительные причастия, а только лишь от переходных - страдательные.
Действительные причастия настоящего времени создаются только от и ни в коем случае - от которые не имеют формы настоящего времени. То же самое можно сказать и о страдательных причастиях.
Примеры: плакать - плачут - плачущий; любить - любят - любящий.
Таким образом, непереходные совершенные глаголы образуют только действительные причастия, причем в прошедшем времени.
Примеры: пробежавший, прыгнувший.
Страдательные причастия, употребляемые в настоящем времени, не могут образовываться от таких глаголов, как полоть, жать, брить, печь и т.д.
Рассмотрим суффиксы, с которыми образуется эта часть речи.
В случае образования от соответствующего глагола первого спряжения используются суффиксы -ущ , -ющ (тающий - тают, стелющийся - стелются, колышущийся - колышутся и т. д.) и - ащ , -ящ - от второго спряжения (зависящий - зависят, молящий - молят, жалящий - жалят, хвалящий - хвалят, клеящий - клеят).
Действительных причастий - это основа неопределенной глагольной формы. Суффиксы, которые при этом используются: -вш при основе на гласную букву: кричать - кричал - кричащий; -ш - при основе на согласный звук.
Нужно помнить, что глагол «идти» образует действительное причастие в прошедшем времени: идти - шел - шедший.
Причастия, точно так же, как и прилагательные, обладают полной и краткой формами. Их полные формы изменяются по родам, числам и по падежам.
Мы живем в государстве, занимающем одну шестую часть суши.
Сорт темной, практически черной вишни, выведенной во Франции, называется Мирабель.
Краткие же формы не имеют падежей, у них меняется только число и род.
Книга давно написана и отправлена в типографию.