Что значит честь и достоинство. Соотношение категорий "честь" и "достоинство"

Страница 20 из 32

Честь и достоинство

Среди понятий нравственного самосознания заметное место занимают понятия чести и достоинства личности.

Честь – это понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других, а также принятие или утверждение человеком этого признания. В отличие от достоинства в собственном смысле слова «честь» воздается в соответствии с мерками и ожиданиями, распространенными в данном сообществе (сословно-групповом, локальном, профессиональном) или предполагаемыми по отношению к занимаемому человеком статусу.

Достоинство – характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

В понятиях чести и достоинства выражаются представления морали о ценности всякого человека как нравственной личности, содержится требование уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признания за ним свободы самоопределения и равенства в правах с другими. Одновременно в этих понятиях зафиксирована способность личности к самооценке и самоконтролю на основе требовательного и ответственного отношения к самому себе. Честь и достоинство человека предполагают совершение им только таких поступков, которые способны обеспечить ему общественное уважение, высокую личную самооценку и переживание морального удовлетворения.

Однако наряду с общими характеристиками понятий чести и достоинства следует видеть и определенное различие между ними. Понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой или самооценкой личности поведения человека как представителя определенной общности, социальной группы в связи с определенными требованиями, которые общественное мнение предъявляет к члену этой общности или социальной группы. Говорят о чести дворянина, чести офицера или чести жены, чести девушки. Честь требует от человека поддерживать и оправдывать ту репутацию, которой он обязан вследствие своей принадлежности к некоей общности и собственным заслугам. Поэтому в чувстве чести значительная роль принадлежит внешним критериям. Однако чувство чести как нравственное чувство ориентировано не только на внешние критерии. Иначе нравственная мотивация могла бы быть заменена расчетливым желанием слыть и казаться тем-то и тем-то вместо того, чтобы быть им на самом деле. Нравственная мотивация чувства чести связана со стремлением человека к внутренней честности и порядочности по отношению к нравственным требованиям и к самому себе.

Понятие достоинства имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого, на внутреннем самоуважении личностью себя и уважении как равного со всеми морального субъекта.

Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека. Чувство собственного достоинства – это переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам.

Проблема достоинства была освещена в этических трудах выдающегося немецкого мыслителя XVIII века Иммануила Канта. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью самой по себе. Именно из разумности человека возникает по Канту его достоинство – особая ценность и значимость людей как личностей.

Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности к человеческому роду, таким образом, достоинство – родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственному закону – это то, что поднимает людей над слепой природой, живущей только стихийными влечениями, находящейся в тисках необходимости. Человек причастен разуму и свободе, и это делает его достойным особого положения в мире. Каждый, считает Кант, обязан чувствовать, что он достоин истинно человеческого отношения, должен обладать глубоким самоуважением, признавать в себе существо с особым статусом в бытии. При этом, утверждает великий моралист, каждый должен также признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет «более значимых» и «менее значимых».

Идеи И. Канта о достоинстве стали основополагающими для рационалистической этической мысли последних столетий. Кант основывает достоинство на разумности как собственно человеческом качестве и не упоминает о Боге. В противоположность И. Канту вся религиозно-философская западноевропейская традиция усматривает достоинство человека в его богоподобии. Господь создал человека по своему образу и подобию, он вложил в него дух, который выше ограниченного земного разума, и хотя человек согрешил и пал, он сохраняет свою глубинную связь со Всевышним. Человек как духовное существо обладает свободой – вполне божественной прерогативой – и способностью к творчеству. Его душа бессмертна, вечна, и этим он в корне отличается от всех других живых существ. С точки зрения христианства, человек должен быть смиренным и испытывать «страх Божий», и все же он обладает особым достоинством и особой полнотой бытия: он соединяет в себе бессмертное духовное начало и телесность, плотскую материальную завершенность. В этом смысле человек даже выше ангелов, потому что те только духи, а он универсальное единство духа и материи, посюстороннего и потустороннего, смерти и бессмертия. Достоинство человека – в его возможности, будучи земным существом, выбрать путь к Богу, правильно употребить свою свободу, добровольно протянув руку навстречу Христу.

Как видим, и в религиозной, и в безрелигиозной традиции достоинство человека понимается как его способность подняться над детерминацией, природными условиями, как способность возвыситься и «стать поверх» игры бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить себе. Дух и разум – те «внутренние инстанции», благодаря которым мы достойны лучшей судьбы, чем судьба камня, катящегося с горы, именно они дают нам право уважать и ценить себя.

Если философы отрефлексировали смысл понятия «достоинство» именно как ценность каждого человека в силу его обладания разумом, духом и свободой, то в массовом сознании представление о достоинстве издревле имеет, по крайней мере три взаимосвязанных, но различных аспекта. Однако всех их объединяет одно: достоинство перестает быть принадлежностью каждого, оно является прерогативой определенных личностей и групп, обладающих некоторыми моральными, духовными и социальными качествами. Собственно «человеческое достоинство», незримо лежащее в основе всех других видов достоинства, как бы остается в тени или, быть может, является чем-то вроде воздуха, в котором «живут» более конкретные понимания достоинства. Причем все они, так или иначе, соотносят «достоинство» и «достойность» – обладание безусловной ценностью и обладание конкретно ценимыми качествами, достойными похвалы.

Первое понимание – понимание достоинства как добродетельности – просто нераздельно сливает «достоинство» и «достойность». О ком-либо говорят: «Это достойный человек», имея в виду, что данная личность обладает нравственными достоинствами, то есть добродетелями, ценимыми в обществе. Достойный человек – это человек, соответствующий нравственному образцу: добрый, честный, стойкий, справедливый и т.д. Достойный человек и ведет себя неизменно достойно – не унижает себя и не унижает других. Он соблюдает «человеческое достоинство» каждого и в любом другом индивиде видит именно человека, а не просто вора, нищего или врага. Достойный человек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит, он не идет на подлость, клевету, интриги, потому что не желает делать зла и предавать человеческое в самом себе. Он испытывает глубокую ответственность перед собственной личностью.

Второй аспект понимания достоинства – это акцентирование в первую очередь тех самых качеств «надприродности» и духовно-психологической свободы, о которых говорит философия.

1. Умение противостоять своим низменным влечениям, умение бороться с собственными плотскими побуждениями, желаниями и страстями.

Человек, обладающий чувством собственного достоинства, не станет, даже если он очень голоден, униженно умолять о куске хлеба людей, которые явно станут его третировать и над ним насмехаться. Он перетерпит физические страдания, но не сделается игрушкой и забавой в руках недоброжелателей. Такой человек не станет также молить о любви того, кто его не любит, он обуздает собственную страсть, предпочтя выпрошенному удовлетворению целостность собственной личности.

И, наконец, человек с достоинством никогда не пойдет в рабство к другим ради материальных благ и финансового благополучия. Свобода и самостоятельность для него предпочтительнее «золотой клетки».

2. Умение стойко и мужественно встречать выпадающие на твою долю испытания.

Никто из нас не огражден от возможных потерь и ударов судьбы. Каждый может потерять здоровье, близких, работу – те опоры, которые существуют в нашей жизни и без которых мы не мыслим себя. Для любого человека может также встать вопрос о неком радикальном выборе, который потребует отказаться от многих благ, может возникнуть долг, которого не было раньше – необходимость идти на войну, непосильно трудиться или ухаживать за тяжелобольным. Встретить такого рода испытания с достоинством – это значит не растеряться, не впасть в истерику, не начать метаться, скулить и проклинать все на свете. Это значит не бежать от проблемы, а искать пути ее наиболее гуманного и эффективного решения. Достоинство сохраняет тот, кто после первого шока собирает свою волю воедино и целеустремленно действует: воюет, трудится, ухаживает – выполняет свой долг. Достоинство присуще тому, кто после своей личной потери не начинает ненавидеть весь мир, не спивается и не впадает в безысходную депрессию, а продолжает жить, стремясь не отравлять продолжающуюся жизнь ни себе, ни другим.

Третий смысл слова «достоинство» довольно резко контрастирует с первыми двумя. В нем имеется в виду уже не «человеческое достоинство» как духовность и нравственность, а достоинство как обладание социально признанными, ценимыми в обществе благами: социальным статусом, богатством, славой, заслугами перед народом и государством. Теперь выражение «достойный человек» прочитывается иначе: в Средневековье – это представитель знатного рода, в рыночном обществе – крупный предприниматель, богач, в разные времена к «достойным» относили крупных полководцев, знаменитых художников, людей преуспевающих, известных, уважаемых, хорошо владеющих своим делом. Люди «достойные» в социальном смысле могут не обладать добродетелями чистых душой бессребреников, они – не ангелы, но это в большинстве своем те, кто соблюдает все принятые в обществе или в социальной группе нормы поведения, четко выполняет «правила игры» и выходит в победители. Достоинство этих представителей весьма разных общественных слоев выражается в том, что называют честью. Честь – это чувство своего социального достоинства, своей особой общественной ценности в связи со статусом, мастерством, богатством. Честь диктует человеку необходимость иметь хорошую репутацию – постоянно являться достойным похвалы в глазах других людей. Честь необходимо отстаивать, репутацию – поддерживать. Здесь мало просто быть человеком или даже очень хорошим человеком, надо еще и выглядеть таким перед другими. Честь в большей степени, чем достоинство, стремится к внешнему признанию, знакам уважения, почитания, одобрения. Достоинство – переживание более «внутреннее», интимное, оно далеко не всегда требует демонстрации и нередко является просто состоянием души, не требующим броского поведения.

В идеале «обладание достоинством» включает в себя все четыре перечисленных нами понимания: это и чувство безусловной собственной ценности, и обладание совокупностью позитивных нравственных качеств, и умение подняться над желаниями и обстоятельствами, и уважение общества, связанное с умением заслужить хорошую репутацию и поддержать свою честь. Исходным и фундаментальным моментом является, конечно, первое качество – ощущение себя личностью, субъектом размышления, воли и выбора. Собственно, все конкретные толкования достоинства основаны на наличии именно этого момента: если человек не уважает себя как личность, он не может быть ни нравственным, ни стойким, ни почитаемым со стороны других. Только безусловное самоуважение и принятие себя служит основой роста во всех других сферах человеческих отношений.

Хотя достоинство является неотъемлемой «родовой чертой» людей, его можно потерять, и многие люди его теряют. Утратить достоинство – значит уподобить себя вещи, сделаться средством в руках других людей, причем сделаться им добровольно. И. Кант с гневом и пафосом протестует против подобного поведения. Он наставляет своих читателей не раболепствовать, не холопствовать, не попадать в долговую зависимость, которая может привести вас к роли разменной монеты в чужой игре. Человек, считает Кант, не должен стать предметом продажи ни за какую цену. «Не будьте прихлебателями и льстецами! Не допускайте попрания своих прав другими!», – взывает великий моралист. Глубоко почитая достоинство в человеке, Кант утверждает, что человек ни перед кем не должен падать ниц, даже перед самим Богом. Когда вы падаете ниц, вы поклоняетесь уже не идеалу, а идолу.

Понятие достоинства тесно связано с понятием гордости. В «Словаре по этике» гордость определяется как моральное чувство, в котором отражаются внутреннее достоинство, самодостаточность и независимость личности. Есть там и другое определение: гордость – моральное чувство, в котором отражаются высокая оценка человеком своих или чьих-либо достижений и заслуг, осознание соответствия высоким ценностям и стандартам. Объединив два этих определения, я сказала бы, что гордость – чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств.

Действительно, в чувстве гордости есть не только спокойное осознание собственного достоинства, своей непреходящей значимости, но присутствует и момент радости, торжества, активного утверждения своей ценности. Когда человек горд собой, то он чувствует себя сильным, умелым, влиятельным – значительным во всех отношениях: «Ай да я! Ай да молодец!».
Гордость – приятное и полезное чувство, оно не позволяет человеку «ронять себя», заставляет его соответствовать определенным позитивным стандартам, тянуться к идеалу, к высшим поведенческим образцам. Кроме того, гордость – это радостное осознание своих больших возможностей, творческих потенций, светлых перспектив. Гордость ведет человека вперед, позволяет верить в себя.

Тот, в ком присутствует гордость, не станет раболепствовать, унижаться, бездеятельно поддаваться чужому напору. Он также не бросит начатое дело на середине, не опустит руки, а проявит волю и старание для того, чтобы достигнуть намеченной цели. Гордость – результат нашей победы над обстоятельствами и над самим собой, она – следствие преодоления внешних и внутренних трудностей и препятствий. Если достоинство может и должно быть воспитано в человеке с младых ногтей и любой человек вправе чувствовать себя достойным, то гордость – результат нашей работы над собой, ее надо заслужить. Гордиться собой вправе тот, кто самому себе и другим подтвердил и доказал собственную личную целостность, свою ценность и способность делать дела и совершать поступки. Можно поэтому сказать, что гордость – это радость подтвержденного собственного достоинства.

Гордость – внутреннее переживание, но особый «вкус» и значение она приобретает, когда может быть проявлена вовне, показана другим. Человеку нередко нужны зрители его гордости, чтобы было «перед кем» погордиться. В сущности, в этом нет ничего плохого, и все общества используют человеческую гордость для поощрения определенных типов поведения. Например, героизма. Герой, человек, совершивший подвиг, – это тот, кто официально вправе гордиться собой. Его прославляют, хвалят, приводят в пример. Он может быть горд тем, что сделал, и будет впредь стараться поступать не хуже. А окружающие гордятся им и подпитывают его этими положительными переживаниями.

Таким образом, в своих рассуждениях мы зафиксировали, что гордиться можно не только собой, но и другими – причем не только героями. Гордиться можно родителями, друзьями, родом, народом, государством. Когда мы гордимся другими, мы, таким образом, признаем их высокую ценность и соответствие лучшим принятым в обществе образцам. И если мы гордимся кем-то, то обязательно отождествляем себя с ними. Посторонними, чужими не гордятся. Мы можем отмечать чужие успехи, даже одобрять их или завидовать им, но если они не имеют к нам никакого отношения – гордиться нечем. Только идентификация – отождествление себя с «предметом» гордости – создает саму гордость. Так, можно гордиться своими предками – чувствуя себя частицей простирающегося во времени уважаемого рода. Можно гордиться страной – потому что она сильна и величественна, а я – ее часть. Можно гордиться знаменитым другом – ведь он же мой друг, а я – его, таким образом, я оказываюсь косвенно причастным к его выдающимся достижениям и как бы незримо делю с ним его заслуженную славу. Негативной реакцией окружающих на чужую обоснованную гордость бывает зависть. Зависть – это противоположное доброжелательности враждебное чувство досады по отношению к счастью, благополучию, успеху, материальному, культурному превосходству другого лица, общности, организации. Завидовать можно чужому богатству, социальному статусу, удачливости и везению, талантам, счастливо складывающимся личным отношениям и т.д. Завистник, как правило, приписывает предмету зависти негативные черты, считает чужой успех несправедливостью и жадно хочет получить то самое, чем обладает «счастливчик». В худшем случае завистник прямо вредит, в лучшем – старается сравняться по положению с «предметом зависти» или превзойти его. Однако если богатства, социального статуса и даже славы можно при очень большом желании добиться, то зависть к чужой гордости, к радостному и достойному мироотношению убийственна для завистника. Сама по себе чужая гордость выводит завистливого человека из себя. Оттого он так стремится лишить «гордеца» его самоуверенности и победности, заставить его чувствовать себя униженным, обделенным и недостойным. Вот почему достаточно многие люди, вполне гордящиеся собой, своими заслуженными успехами, стараются лишний раз не демонстрировать гордость другим: они не хотят вызывать на себя огонь чужой зависти и довольствуются по преимуществу «тайной гордостью», получая моральное удовлетворение не от внешних шумных похвал, а от переживания собственной достойности.

Понятие гордости естественно сопряжено с понятием скромности. Скромность – это и противоположность гордости, и ее дополнение. Скромность означает, что человек не признает за собой каких-то особых достоинств или исключительных прав, а те ценимые в обществе черты, которыми он обладает, он полагает вполне естественными и ничем не выдающимися.
Скромность – отказ от особого положения и отсутствие претензий на экстраординарность. В то же время скромный человек отнюдь не лишен достоинства, он с полным правом уважает себя, ценит свои добрые качества, хотя и не кричит о них на всех перекрестках. Вполне можно испытывать внутреннюю гордость от своих достижений, радоваться успеху, чувствовать удовлетворенность достигнутым или имеющимся, но вести себя скромно – не демонстрировать своей гордости, не выпячивать собственных достоинств, относясь к ним как к одному из своих естественных проявлений на длинном жизненном пути.

Правда, порой складывается парадоксальная ситуация, когда некто начинает старательно показывать всем... свою скромность! Демонстративная скромность, настойчивое самоунижение в ситуации явной победы или успеха оборачивается тем, что индивид как бы заставляет всех окружающих уговаривать его, рассказывать ему, как он хорош, хвалить и доказывать ему его право на гордость. Такой «скромник» привлекает к себе всеобщее внимание, он как будто кричит: «Поглядите, как я праведен, как я не ценю сам себя!». В подобных случаях говорят, что «скромность паче гордости». Лучше уж немножко честно погордиться, чем разыгрывать такую изощренную комедию!

Нормальная человеческая гордость вполне способна переходить в негативное качество – гордыню. Гордыня – это гордость, перешедшая свою меру, ставшая поэтому беспочвенной и преувеличенной. Гордыня, как известно, считается в христианстве наиболее тяжелым пороком. Именно гордыня лежит в основе грехопадения: сначала – ангельского, потом – человеческого. Светлый ангел Люцифер возгордился, он приписал себе больше достоинств, чем у него было, и стал претендовать на роль и место самого Бога. Так он пал, породив весь мир зла, всю дьявольскую и бесовскую рать. Адам тоже возгордился, пожелав знать добро и зло, как боги, и, ведомый гордыней, нарушил божественный запрет, в результате чего человечество вместо рая оказалось на Земле. Гордыня оказывается матерью всех пороков, самой сердцевиной греха.

Однако посмотрим, что представляет собой гордыня в обычной жизни. Ее называют высокомерием, кичливостью, чванством, а еще самовлюбленностью и заносчивостью. Человек, обуянный гордыней, резко переоценивает себя и совсем не видит объективных достоинств и человеческого достоинства других людей. Ему кажется, что он – лучше всех, что только он заслуживает похвал, уважения, внимания и интереса. Все остальные – просто серые, ничтожные людишки, с которыми надо обращаться как с вещами – манипулировать ими, не считаясь с их внутренним миром. Гордец – потенциальный покоритель всего и вся, приписывающий себе огромные возможности и силу влияния, это кандидат в «сверхчеловеки». Поэтому неудивительно, что высокомерного человека не любят: он принуждает или третирует других и часто получает в ответ ненависть и сопротивление.

Кичливые и чванные люди часто предполагают у себя достоинства и возможности, которых на самом деле у них нет. Они претендуют на чужое место, не осознавая, что не соответствуют ему, оттого высокомерие почти всегда сочетается с тайной или явной завистью. Гордец вечно полагает, что ему «недодали», он достоин лучшего и большего, что мир плох, потому что не оценил его
исключительных качеств. Чрезмерно гордые люди бессознательно мстят «плохому миру», стремясь показать другим «их истинное место».

Гордыня нередко расцветает как бы совсем без почвы – когда человек ничего стоящего в жизни не добился, ничем себя не проявил, и, по большому счету, ему вообще нечем гордиться.
Но именно тогда в качестве компенсаторной реакции обычное нормальное чувство достоинства вдруг начинает раздуваться, разбухать и превращается в безосновательную иррациональную гордыню. Порой эта гордыня находит источники для своего питания в предках (я – отпрыск дворянского рода!) или в положении родителей (я вырос в обеспеченной культурной семье), но в этом случае хочется спросить спесивца: а что представляешь собой ты сам? Что дает тебе основания презирать других? Соль, однако, состоит в том, что таких оснований нет и в принципе не может быть. Достойный человек всегда учитывает чужое достоинство и никогда не станет кичиться перед другими и унижать их. Гордыня – это болезненная иллюзия, плачевный самообман, который портит жизнь и самому индивиду, и тем, кто его окружает.

Высокомерные люди не в состоянии бесконфликтно общаться с окружающими. Они не идут на уступки, боясь «уронить себя», и готовы разрушить и дружбу, и любовь ради удовлетворения своей гордыни. В результате они часто остаются «у разбитого корыта», но, как правило, не понимают, что причина разрушения – в них самих.

Честь - внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе! Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство - внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства само уважения.

И только потом достоинство должно получить общественное признание.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию.

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. "Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни".

Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях "достоинство" и "честь". Близкие по значению" они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Общественное одобрение приходит к человеку с стороны его социального окружения (класса, нации, коллектива, сословия). Поэтому обычно речь ведётся о воинской, женской, профессиональной чести, т. е как о специализированный качествах, присущих представителям данной среды.

Понятие достоинства более универсально. Оно подчёркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам и которое должны уважать другие. Итак, честь - это оценка с позиции общества, группы, достоинство - оценка с точки зрения общечеловеческой.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности - "не уронить", "не замарать" эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Чувство чести вызывает желание возвысится в определённой среде, в которой человек хочет иметь почести. Чувство собственного достоинства основано на признании морального равенства между людьми. Достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.

Достоинством человек наделён с момента появления на свет, его можно воспитывать с юных лет. Честь приобретается на протяжении всей жизни. Различие чести и достоинства проявляется, когда речь идёт о соблюдении прав и свобод человека: мы можем не оказывать человеку честь, уважение, почёт, но обязаны считаться с его человеческим достоинством.

Высшим проявления человеческого достоинства является благородство - нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам. Человек, охваченный жаждой обогащения, раб карьеры и денег - лишён чувства собственного достоинства. Тот, для кого государственная или общественная деятельность является лишь ареной его личного честолюбия - не имеет чести в глазах общества и рискует потерять своё человеческое достоинство.

Показателем достоинства человека является отношение его к достоинству другого человека. Мириться со злословием, жульничеством - значит не уважать себя и других. Поэтому говоря о чувстве собственного достоинства, помним, что его имеем не только мы.

Между честью и достоинством существует взаимная согласованность. Она проявляется в таком психологическом явлении как самооценка.

При высокой адекватной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки - чести. Однако, не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие.

При низкой самооценке человек знает свои возможности, свой "потолок", не претендует на многое и не испытывает разочарования от несбывшихся надежд.

Если оценка неадекватна, начинаются сложности. Если человек имеет о себе заниженную самооценку, у него развивается неуверенность в себе, он излишне скромен, ориентирован на средний результат. Его скромность может прейти в самоуничижение.

При завышенной самооценке человек явно переоценивает свои достоинства, развивается претенциозность - ожидание и требование к себе особого уважения без всяких на то оснований. Преувеличение собственного достоинства ведет к высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям. Человек становится подозрительным, всюду видит покушающихся на его честь и достоинство. Это малоприятные и конфликтные люди.

Понимание смысла чести и достоинства у людей разное. Нередко возникают такие феномены как псевдочесть и лжедостоинство. Они связаны с корпоративной моралью, отличающейся от общепринятых норм и ценностей. Например, в криминальном мире свои лжедостоинства. Вор в законе никогда не работает, не идёт на "мокрое" дело. Лжедостоинство может возникнуть и по причине неграмотности - незнания, что хорошо, а что плохо, (например, украсть и не попасться в среде некоторых дворовых мальчишек) или в результате сомнительного выбора (выбор в качестве идеала "крутого" киногероя). Честь и достоинство относительно независимы. Утрата чести не ведет к автоматической утрате достоинства. Оклеветанный, обесчещенный человек может вести себя по разному:

1) может пересмотреть своё поведение и увидеть, что он и впрямь не достойно вел себя и считать, что надо пережить это бесчестие и впредь изменить своё поведение.

) может внешне согласиться, а внутренне начнёт мстить или, наоборот, упиваться собственным самоуничижением.

  • 3) может вообще не принять к сведению и вести себя, как будто ничего не изменилось.
  • 4) может, потеряв честь, сохранить достоинство, при этом возможна активная защита чести. Например, в дореволюционной армии России сорвать с офицера эполеты означало лишить его чести, но не достоинства. Он мог восстановить свою честь примерной службой.
  • 5) очень благородно умение с достоинством принять бесчестие. Таких людей называют великомучениками. Это многие христианские святые. Это семья Романовых.

Рассмотренные вопросы дают возможность использовать знания о конкретных жизненных вопросах. Веками выработаны такие понятия, как мужское достоинство, женская честь. Для мужчины естественно снисходительное отношение к женщине. Без понятие о достоинстве стало возможным приобретение мужчинами некоторых не мужских качеств: болтливости, хвастовства своими победами, лени, необразованности. Это дало возможность сделать психологам вывод о феминизации мужчин.

Не менее противоречивой является проблема женской и девичьей чести. Издавна она связана с таким понятием как скромность, чистота, целомудрие. Отвечая на анонимные анкеты, мужчины по-прежнему как и в 19 веке, романтическом веке, на первое место ставят скромность, нежность, верность - качества, которые вовсе не исключают личного успеха, высокого социального статуса.

Категории Честь и Достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Близкие по значению, они, однако, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть внешнее общественное признание поступков человека , его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство – это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности , чувство самоуважения, проявляющаяся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя человеческого рода. Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми.

Понятия чести и достоинства имеют свои исторические корни. Они наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Чувство чести возникает в тех общественных укладах, где существуют строго фиксированные социальные различия , и общество напрямую заинтересовано в их сохранении. В архаической культуре «чужой» оценивался заведомо отрицательно, принадлежность же к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников. Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого общества, поэтому в древнем мире доминирующим оказывается понятие чести как возвышение в «своей» среде. Чем более жесткие формы имеет ранговая структура общества, чем выше и прочнее барьеры, отделяющие одно сословие или слой от другого, тем большую роль в его нравах играет честь. Своего максимального расцвета честь достигает в феодализме . Самыми характерными культурно-историческими феноменами чести можно считать рыцарство в западноевропейском Средневековье, русское дворянство, сословие самураев в Японии и т. п. В полных своих формах честь включает в себя посвящение и другие символические процедуры.

Понятие гражданского достоинства зарождается в античную эпоху , сопровождавшуюся образованием государств. Однако оно не связывается с индивидуальной самобытностью личности. Ценность человека определяется исключительно его принадлежностью к государству. Причем понятие достоинства относилось только к свободным гражданам. Раб не считался человеком и поэтому не имел ни человеческого, ни гражданского достоинства.

Новое время , сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их, в отличие от Средневековья, личностным содержанием: все больше в их основу кладется не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чувства собственного достоинства и чести. Идея равенства людей от природы стала основой представлений о том, что любой человек, в силу принадлежности к человеческому роду, обладает неким абстрактным достоинством человека как такового. Достоинство понимается как неотъемлемый атрибут человека, не требующий дополнительного признания со стороны общества. Подобное представление о достоинстве закрепляется в концепции прав человека , принадлежащих каждому независимо от его расы, пола, возраста, социального положения.

Новое и Новейшее время все больше связывает понятия Чести и Достоинства с успехом: материальным достатком, престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по социальной лестнице, достижения успеха становится честолюбие .

После победы Октябрьской революции на долгие годы становится нормой двойная мораль по отношению к чести и достоинству. С одной стороны, провозглашается всеобщее равенство, устраняющее зависимость достоинства граждан от их происхождения, материального или служебного положения. С другой стороны, формально понимаемое отношение к труду как «делу чести, славы, доблести и геройства» возвело на пьедестал не только действительно заслуженных людей, но и тех, чье достоинство заключалось лишь в принадлежности к Компартии. Появляется так называемая «номенклатура» - особый класс должностных лиц, которые требуют для себя все возможные почести и привилегии не по личным заслугам, а по занимаемым должностям.

Итак, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу. Однако между ними существуют различия, которые представляют большой интерес для этического анализа.

Честь и Достоинство категории комплементарные, т. е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга . Так, если честь – это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство – объективная ценность личности, которая может и не сопровождаться признанием или осознанием.

Если право на достоинство человек обретает с момента появления на свет, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Разные обстоятельства и сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. Поэтому можно говорить о профессиональной, семейной, фамильной чести.

Кроме различий, между честью и достоинством существует определенная связь и сложная взаимная согласованность. Потребность в чести, т. е. в признании, уважении, авторитете, обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый может быть в то же время очень скромным.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

При адекватной (соответствующей) самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства. При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, правомерно ждет от общества соответствующей оценки – чести. При низкой адекватной самооценке человек не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

Если же самооценка неадекватна , то при заниженной самооценке у человека обычно развивается комплекс неполноценности и ориентация на незаметное место в жизни. В случае завышенной самооценки развивается претенциозность – ожидание и требование особого уважения и почета без всяких на то основания.

Корреляция чести и достоинства осложняется еще и тем, что они могут быть относительно независимыми друг от друга. Это может проявляться, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к утрате достоинства. Именно сохранение собственного достоинства часто помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или, как в XIX веке, дуэлью.

"Честь" и "достоинство" понятия достаточно близкие по своему содержанию.

Честь определяется в большинстве монографий как общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных качеств человека. В. Лесняк определяет честь как объективную оценку личности, определяющую отношение общества к гражданину, социальную оценку его моральных и иных качеств.

Достоинство определяется им как внутренняя самооценка личности, собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. То есть, честь и достоинство это оценка морально-нравственных качеств "снаружи" и "изнутри". Честь выступает в качестве оценки человека его окружающими, мнение о нем со стороны родных, близких, знакомых и коллег. Категория "честь" - это то, что вызывает и поддерживает общее уважение и чувство гордости. Честь связана с личными достоинствами человека, в основе которых лежат его заслуги перед людьми или перед обществом.

А достоинство - это обратная сторона чести, мнение человека о самом себе, его самооценка, внутреннее осознание своих моральных качеств и внешних их проявлений в виде поступков, это потребность человека в одобрении своих поступков самим собой, гордость за свои поступки.

Достоинство - понятие более субъективное. Этим оно отличается от чести - категории объективной. Под достоинством личности принято понимать осознание самим человеком и его окружающими факта обладания лицом определенными положительными нравственными и интеллектуальными качествами. Если достоинство личности определяется, прежде всего, его собственным сознанием, носит субъективную окраску, то честь это в первую очередь объективная, общественная оценка личности, характеризующая неопороченную репутацию человека в обществе.

Честь и достоинство - показатели моральной ценности человека. Это как бы эталоны для определения нравственности человека, который представляет определенную социальную группу. Ни один человек не может избежать социальной оценки во мнении коллектива или общества. Поэтому бывает и так, что отдельные люди пытаются ввести общество в заблуждение, приукрасить свои поступки, чтобы получить общественное признание. Тонкий нравственный инструмент - чувство собственного достоинства - помогает правильно регулировать ценностные отношения между человеком и обществом.

Подлинно нравственному человеку важна не только оказываемая ему обществом честь, но и внутреннее осознание своей порядочности, своей нравственной ценности. Высокоразвитое чувство собственного достоинства предостерегает человека от обмана им общества, лишает такой обман смысла. И если человек еще может на какое-то время обманным путем добиться общественного уважения, то себя-то самого ему обмануть не удастся. Имея развитое чувство собственного достоинства, такой человек не может получить нравственного удовлетворения от незаслуженных наград и похвал - они будут напоминать ему о его непорядочности. Чувство и сознание собственного достоинства как бы дополняют сознание и чувство чести, корректируют его.

С одной стороны, сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства).

В этом смысле понимание собственного достоинства наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.

Сознание собственного достоинства, конечно же, необходимо каждому. Любой человек, независимо от его положения в обществе, испытывает потребность в том, чтобы его ценили и уважали. Утрата собственного достоинства, которую можно условно назвать униженностью, представляет собой один из наиболее неприглядных нравственных пороков. Однако и чрезмерное чувство собственного достоинства не очень украшает человека в глазах окружающих. Способность личности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств называется скромностью.

Скромность выражается в отсутствии стремления набить себе цену, внушить окружающим представление о собственной незаменимости. Человеку, который чего-то стоит, нет нужды выставлять напоказ свои достоинства: они и так видны всем. Выдающаяся личность, будь то герой труда, писатель, ученый или композитор, целиком поглощена своим делом, и ей просто нет необходимости подчеркивать свою значимость особыми манерами и заявлениями.

Л.Н. Толстой отмечал, что значимость человека измеряется арифметической дробью, в числителе которой находятся его достоинства, а в знаменателе - самомнение: чем выше у человека самомнение, противоположное скромности, тем меньше его подлинная величина даже при наличии несомненных достоинств.

Репутация выступает важнейшей составляющей характеристики личности. Под репутацией принято понимать создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках человека.

Репутация - это характеристика человека, основанная на результатах его деятельности, определенный образ, сложившееся у окружающих в результате анализа совершенных и совершаемых им поступков в профессиональной и иной общественной сфере деятельности. "Репутация гражданина выступает в качестве родового понятия, в ее основе лежит достоинство личности, а наиболее высоким проявлением положительной репутации является честь".

Относительно толкования смысла понятия "деловая репутация" на сегодняшний день у специалистов нет единого мнения. Чаще всего под деловой репутацией понимают "оценку профессиональных качеств гражданина и юридического лица".

Неудобства, связанные с неопределенностью термина "деловая репутация" могут быть также исправлены путем расширения использования в гражданском обороте более емкого термина "доброе имя".

Право на защиту доброго имени, также как и на защиту чести, закреплено в п. ст.23 Конституции РФ. В ст.150 ГК РФ честь и доброе имя объединяются в одно общее нематериальное благо. Очевидно, в данном случае законодатель стремился максимально полно определить нематериальное благо, отражающее идеальное представление о морально-этических качествах личности.

Доброе имя выступает средством индивидуализации репутации гражданина как внешнего проявления общественной оценки личности и ее внутренней самооценки.

В литературе высказывается предложение о выделении доброго имени в качестве самостоятельного объекта защиты, поскольку целью восстановления репутации является, прежде всего, восстановление доброго имени. Комментаторы ГК РФ указывают, что "честь, достоинство, деловая репутация гражданина в совокупности определяют "доброе имя", неприкосновенность которого гарантирует Конституция (ст.23) ".

Конституционным судом РФ по этому поводу было дано специальное разъяснение о том, что нормы ст.152 ГК РФ, содержащие положения о защите чести, достоинства и деловой репутации, являются важной гарантией конституционного права на защиту доброго имени.

Очевидно, что понятие "доброе имя" как совокупность положительных качеств личности, отраженных в общественном сознании, т.е. общественная оценка конкретного индивида близко понятию "честь" и включает в себя положительную репутацию гражданина, с учетом ее деловой составляющей.

Доброе имя, также как честь и достоинство, сочетают в себе объективную и субъективную стороны. Объективная составляющая доброго имени основывается на идеализированном представлении о человеке как совокупности положительных качеств, присущих ему от рождения и сохраняющихся на протяжении всей жизни.

Субъективная составляющая основывается на результатах фактического поведения лица, выраженных в профессиональных успехах или неудачах, отношениях с окружающими, количестве наград либо взысканий и иных аналогичных факторах, отражающих отношение общества к данной персоне.

Давно известно, что есть особый круг профессий, в компетенции которых находятся жизнь и судьба человека. К ним можно отнести профессию врача, учителя, судьи, адвоката и, разумеется, сотрудника органов внутренних дел. Именно к ним общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные критерии.

В нынешнее непростое время одной из важнейших задач становится укрепление правопорядка и законности. В свою очередь, авторитет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность. Надев форму сотрудника милиции, человек становится своеобразным символом государства и закона, поэтому его, казалось бы, глубоко личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве становятся делом почти государственной важности.

Сегодня одним из актуальнейших является вопрос: останутся ли понятия "достоинство" и "честь" святыми в новой действительности? Увы, беда многих людей в том, что в силу разных причин они не научились отличать непреходящие ценности от сиюминутных выгод, а вечные истины - от скоротечных поветрий.

Криминальная ситуация в стране продолжает серьезно осложняться и уже прочно заняла свое место в ряду проблем национальной безопасности. Никакими материальными благами, никакими карательными, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, честным, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества.

Как правило, сотрудник правоохранительных органов определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием “личного и служебного достоинства", “профессионального долга и чести". Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять на себя ответственность, т.к морально он одобряет и поощряет свои действия.

Профессиональное достоинство, с одной стороны, отражает отношение других людей к данному сотруднику как к специалисту, профессионалу, а с другой стороны, свидетельствует об отношении человека к самому себе как к работнику, об осознании им своих заслуг, профессиональных качеств. Профессиональное достоинство есть во многом следствие достойной профессии, т.е. определяется общественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимся общественным мнением. Однако нельзя не учитывать и личного, индивидуального отношения человека к своей профессии, которое отнюдь не всегда совпадает с объективным положением в обществе людей данной профессии.

Вот почему помимо улучшения условий труда и быта сотрудников органов внутренних дел, подъема их авторитета столь важно формирование и укрепление профессионального достоинства каждого работника, воспитание если не любви, то должного уважения к избранной профессии.

Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е. связано с честью сотрудника как представителя данной профессии, конкретного коллектива, всего милицейского корпуса. Честь сотрудника органов внутренних дел, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствием заслуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб. Таким образом, надев погоны сотрудника органа внутренних дел, работник как бы авансом получает частицу почета и славы всего корпуса достойных работников, стоявших на страже правопорядка.

Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника органов внутренних дел особую ответственность за поддержание его чести не только как конкретной личности, но и как представителя всего рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит. По этому честь - не только признание прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности. Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутренних дел определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а только его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.

Забота о профессиональной чести и служебном достоинстве сотрудников внутренних дел побуждает их поддерживать честь и достоинство всех граждан и даже лиц, подозреваемых в совершении преступлений либо лишенных свободы (но не лишенных гражданских прав и достоинства личности). В Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации говорится: “Сотрудник органов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью, должен относится к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно. Вежливое и предупредительное обхождение с гражданами не является проявлением слабости и вполне совместимо с твердостью".

Как показывает опыт и научные исследования, чем выше развито у сотрудника чувство личного и служебного достоинства, чем больше он дорожит своей профессиональной честью, тем значимее его социальная ценность, если они сочетаются с высокой нравственной зрелостью, культурой сотрудника, необходимыми моральными качествами.

Подлежит возмещению при наличии вины причинителя. Возмещение морального вреда военнослужащим предусмотрено п. 5 ст. 18 Закона о статусе военнослужащих. Компенсация морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации предусматривается рядом нормативных актов РФ – ТК РФ, КоАП РФ, УК РФ и другие предусматривают компенсацию морального вреда. Моральный вред определяется в...

Репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Из приведенного видно, что гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации сводится к возникновению и последующей (вплоть до принудительной - судебной) реализации охранительного правоотношения, в котором морально потерпевший наделяется правом требовать опровержения, а...

В былые времена люди боялись потерять свою честь, защищали ее и умирали за нее на дуэлях. Сейчас такого, конечно же, нет, но это не означает, что не наделен этим качеством. Каждый должен знать честь. Для чего нужно человеку достоинство и как его не потерять?

Определение: что такое честь

Понятие "честь" означает совокупность за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы.

В прошлом честь ассоциировалась не столько с внутренними сколько с его способностью вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила поведения. Это требовалось для поддержания репутации и уважения к своей персоне.

Определение слова "честь" тесным образом связано с понятием честности. В первую очередь человек не должен обманывать самого себя. Честь устанавливает рамки того, что люди могут позволить себе совершить, не испытывая при этом чувства вины и раскаянья.

Что такое достоинство человека

Достоинство человека - это его уважение к своей персоне, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы. Оно с рождения присуще каждому из людей.

Достоинство человека позволяет ему осознать важность не только самого себя, но и окружающих. Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим. Достоинство дает человеку чувство уверенности в себе и в своих силах. Чем выше мы себя оцениваем, тем больше потенциальных возможностей открывается перед нами.

Честь и что такое достоинство, в чем-то схожи между собой. Они устанавливают критерии самоуважения человека, а также отношение к его персоне со стороны общества и отражают моральную ценность личности.

У каждого ли человека есть честь и достоинство

Наверное, каждый в своей жизни попадал в такие ситуации, когда испытываешь ощущение отсутствия самоуважения и собственной никчемности. С юридической точки зрения определение, что такое честь и достоинство, предполагает, что каждый человек при рождении наделен этими качествами. Они не могут исчезнуть и пропасть в течение жизни. Достоинство человека охраняется законом, в случае его унижения виновнику грозит наказание.

На деле бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать. Чаще всего подобное происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны.

Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию, вновь заслуживает уважение общества. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение. Честь и достоинство при этом вновь возвращаются к человеку.

Как почувствовать себя достойным человеком

Если по каким-то причинам вы не ощущаете себя достойным человеком, можно приложить усилия, чтобы исправить эту ситуацию. Прежде всего, нужно пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны окружающих. Только научившись правильно ставить себя в обществе, вы сможете почувствовать себя достойным уважения.

Необходимо постоянно пополнять знаниями и навыками свой багаж, совершенствоваться в профессии и других сферах жизни. Чем большую ценность вы будете представлять как специалист, тем выше будет ваше самоуважение, следовательно, и достоинство.

Чтобы ощутить свою честь и достоинство, необходимо ответственно подходить к выполнению долга. Это касается не только долга перед государством, но и конкретных обязательств и поручений, взятых на себя. Сюда входит выполнение семейных обязательств, ответственное отношение к рабочим заданиям, умение сдерживать обещания и понимать значимость своих слов и поступков.