Что называют американской мечтой. Что такое Американская мечта? Так создавался новый образ жизни человека

Можно с уверенностью сказать, что почти каждый американец по крайней мере слышал об американской мечте. В течение многих лет политики восхваляли её в своих речах или предостерегали народ, что она будет поставлена под угрозу, если будет избран их оппонент. Популярные авторы песен, от Нила Даймонда до Тани Такер воспевали стремление к этой самой мечте. Сотни книг пестрят словами «американская мечта» на своих обложках; и некоторые из них являются руководством к тому, как же её достичь. Не может быть большего комплимента для американского гражданина, чем сказать, что он или она достигли американской мечты.

Учитывая тот факт, что американцы настолько влюблены в американскую мечту, ещё более странным становится тот факт, что мало кто может прийти к конкретному согласию и определению этого термина. Для некоторых — это вера в то, что каждый, кто живёт в этой стране, даже нищий иммигрант, житель трущоб или ребенок фермера — имеет потенциал, чтобы стать богатым и процветать. Для других — это убеждение, что каждый человек, живущий в США имеет возможность добиться своих (пусть даже самых невероятных) целей. Для других, таких как исполнитель народных песен и социальный активист Вуди Гатри, самой известной композицией которого является песня «Это ваша земля» (которая и по сей день исполняется школьниками по всей стране) или лидер движения за гражданские права Мартин Лютер Кинг — американская мечта означает, что каждому гражданину страны гарантируется равенство, свобода и право быть услышанным.

Но не все считают, что американская мечта является положительным аспектом общества. Некоторые говорят, что она превратилась в принуждение и навязчивую идею копить имущество и собственность, что может привести народ к гибели. Например, профессор Гарвардского бизнес университета Джон А. Квелч пишет, что политические лидеры виновны в «определении американской мечты материальными терминами, в поощрении американцев жить не по средствам в своём стремлении к цели». Другие противники отмечают, что этническое и экономическое неравенство в Америке сохраняется, делая из американской мечты не больше, чем жестокий миф. Комик, писатель и общественный критик Джордж Карлин однажды сказал: «Это называется американской мечтой, потому вы должны быть во сне, чтобы в это поверить» («Dream» в переводе с английского означает как мечту, так и сон).
Как бы вы не относились к американской мечте — вам, наверное, интересно, как же она появилась. Давайте выясним!

Происхождение американской мечты

Историку Джеймсу Траслоу Адамсу часто приписывают главную роль в популяризации идеи американской мечты. В 1931 году, в своём трактате «Эпос Америки» Адамс написал «что это мечта о земле, на которой жизнь должна быть лучше и богаче для всех, предоставляя возможности каждому, соответствуя его способностям или достижениям».

Но понятие американской мечты, какой её определил Адамс, на самом деле существовало задолго до него. В 1630 году Джон Уинтроп выступил с проповедью «город на холме», обращаясь к пуританским колонистам, когда они отплывали в штат Массачусетс. Хотя Уинтроп никогда не использовал слово «мечта», он красноречиво и подробно описал своё видение общества, в котором каждый будет иметь возможность процветать, пока все будут работать вместе и следовать библейским учениям. Постепенно, эта мечта о возможностях развилась в умах колонистов как право, данное Богом. В Декларации независимости в 1776 году, Томас Джефферсон утверждал, что каждый, живущий в Америке (по крайней мере, тот, кто не был порабощённым колонистом), имел право на «свободную жизнь и стремление к счастью».

Пока Америка развивалась и росла на протяжении всего 19-го века, так же росло и понятие о том, что она отличается от других стран: это была земля невероятных возможностей, где всё могло быть достигнуто, если человек имел смелость мечтать о великом. Алексис де Токвиль, француз, который посетил новую нацию в 1830-е годы, назвал эту веру «очарованием ожидаемого успеха». Американский трансценденталист философ Генри Дэвид Торо, в своей книге «Уолден » (1854 года) дал следующую формулировку: «Если человек уверенно движется к своей мечте и стремится жить той жизнью, которую он себе представляет, то успех придёт к нему и в реальности.»

Словосочетание «американская мечта» постепенно стало появляться в газетных статьях и книгах с середины 1800-х годов, часто ссылаясь на отважных первопроходцев, которые отправлялись на запад в погоне за удачей; или на европейских иммигрантов, которые прибывали в порты США в поисках лучшей работы и жилья. К началу 20-го века термин «американская мечта» стал использоваться как определение экономического процветания — «из грязи да в князи». В 1916 году, Шервуд Андерсон в своём романе «Сын Винди МакФерсон» описал своего героя как «американского мультимиллионера, человека, находящегося в своей высшей точке финансового процветания, того, кто понял, что такое американская мечта».
Теперь давайте выясним как американцы видели своё дальнейшее развитие в 20-м веке.

Эволюция американской мечты

В 1931 году Джеймс Траслоу Адамс написал книгу об истории Соединённых Штатов. Он передумал (или его отговорили) называть её «американская мечта» так как считал, что сама «мечта» находилась теперь в серьёзной опасности. Земли, которые когда-то являлись страной великих возможностей, теперь погрязли в Великую депрессию. Депрессия разрушила судьбы огромного количества миллионеров, забрала у людей дома и работу, заставила их жить в лагерях для бездомных и просить мелочь на улицах. Мало кто верил словам президента Герберта Гувера, что процветание — не за горами.
Преемник Гувера — Франклин Д. Рузвельт, однако, создал ряд социальных программ, чтобы помочь бедным, и был более успешен, убеждая американцев, что они многое могут улучшить в своей жизни. В январе 1941 года, выступая с речью в Конгрессе, Рузвельт сформулировал своё видение новой американской мечты, поддерживаемой правительством США. Эта «мечта» включала в себя полную занятость трудоспособного населения, помощь правительства пожилым людям и тем, кто не в состоянии работать и более широкое использование плодов научно-технического прогресса для постоянного повышения уровня жизни.

Это видение безграничного процветания снова начали искать после окончания Второй мировой войны. Благодаря экономике, укрепившейся из-за огромного количества военных расходов, победоносные Соединённые Штаты оказались самой богатой и самой мощной страной на планете. В 1950 году американцы, которые составляли лишь 6% населения земного шара, производили и потребляли одну треть своих товаров и услуг. Фабрики интенсивно выпускали продукцию для удовлетворения потребностей растущего населения, заработная плата росла, а богатые работники со своими большими семьями переезжали в просторные новые дома в пригородах.

Многие американцы, имея статус среднего класса считали, что если достаточно много трудиться, то жизнь будет становиться лучше и лучше для них и для их потомства. Надо отметить, что некоторые социальные критики считали эту мечту чрезмерно материалистической, духовно пустой и интеллектуально-разрушительной. Другие критики указывали на то, что Америка далеко не всегда являлась страной больших возможностей для всех, особенно для тех, кто принадлежал к расовым и этническим меньшинствам. Далее — подробней об этом.

Расовые отношения и американская мечта

В то время как многие американцы упивались процветанием страны после Второй мировой войны, другие были не столь оптимистичными. В 1955 году, Слоан Уилсон в своём романе «Человек в сером фланелевом костюме» (по которому впоследствии был снят фильм с Грегори Пеком в главной роли) изобразил эмоционально-травмированного военного ветерана, который стал бизнесменом и довёл себя до отчаяния, пытаясь поддерживать жизнь своей семьи, живущей в пригороде.

Но многие другие писатели упорно защищали устремления населения среднего класса. «Очевидно, что мы не можем собраться и покинуть пригороды, даже если бы мы захотели, хотя большинство не хотят» — написал газетный обозреватель Рут Миллет в 1960 году. «Какой смысл заставлять нас чувствовать себя виноватыми за то, что мы хотим следовать американской мечте и пытаемся дать нашим детям то, что родители обычно хотят дать — более лёгкую жизнь, лучшие возможности для получения образования и немного более высокий уровень защиты».

Но достаточно скоро, всплеск рождаемости в пригородах подверг сомнению родительские мечты. В то же время афроамериканцы, которым долгое время отказывали в правах и возможностях (которые белые американцы воспринимали как должное) — резко начали требовать справедливости. В 1964 году, лидер защитников гражданских прав Мартин Лютер Кинг-младший выступил с речью под названием «Американская мечта» в Университете Дрю Нью-Джерси. Он сказал, что мечта Америки ещё не осуществилась из-за расовой дискриминации, нищеты и насилия. Он сказал, что вместо того, чтобы накапливать больше материальных средств, мечты американцев должны быть направлены на равенство людей, давая равные права меньшинствам. Он отметил, что необходимо восстанавливать разрушающиеся части городов и искоренять голод в стране.

В 1970-х годах, когда экономика США перестала развиваться, уровень инфляции поднялся, а страну разрывали на части расовые беспорядки и разногласия, относительно вьетнамской войны — призыв Мартина Лютера Кинга пересмотреть свои амбиции казался пророческим. В 1974 году французский историк Ингрид Карландер появилась на заголовках американских газет, опубликовав книгу под названием «Les Americaines», в которой она смело заявила, что американская мечта — мертва. К концу десятилетия американцы погрязли в длинных очередях за бензином, боясь не справиться с ипотечными кредитами на загородные дома своей мечты, понимая, что Ингрид, вероятно, была права. Этот страх и разочарование заставило американскую мечту трансформироваться в очередной раз.

Выживет ли американская мечта в 21-м веке?

В 1980 году озабоченность американцев проблемой «мечты» помогла избрать в президенты США Рональда Рейгана, который обещал её восстановить. Рейган сам был воплощением американской мечты — выходец из скромной семейной фермы в штате Иллинойс. Рейган заявил, что Америка по-прежнему является местом, где каждый может расти настолько высоко и далеко, насколько позволяют его способности.

Формулой восстановления американской мечты Рейгана являлось сокращение налогов, которое как он утверждал, будет стимулировать экономический рост. Он также был настроен на сокращение государственных социальных программ, которых он считал обескураженными от самостоятельности. Экономика в конечном счёте возродилась и рост благосостояния населения помог Рейгану легко выиграть повторно на выборах 1984 года. Но критики выказывают сомнение в том, что снижение налогов действительно возродило мечту для большинства американцев, допуская мнение, что это произошло только для привилегированного меньшинства.

Бюджетные данные Конгресса подтверждают сомнения критиков. В период с 1979 по 2005 год, доход 99% семей в США вырос на 21% после уплаты налогов, что составляет менее 1% в год, а это не является достаточным, чтобы справляться с инфляцией. Но в тот же период, доход после уплаты налогов самых богатых американцев вырос на 225%. В 1979 году доход одного процента богатейших людей Америки был в восемь раз больше, чем доход семьи среднего класса, а в 2005 году — в 21 раз больше.

Тем не менее, дискуссия о том, как возродить американскую мечту продолжается. Консерваторы призывают к снижению налогов, в то время как либералы выступают за повышение налогов для богатых, чтобы оплачивать социальные программы, чтобы помочь поднять остальных.

Между тем, третья группа утверждает, что решать проблемы должны все в равной степени и что американцы должны переосмыслить то, что на самом деле означает американская мечта. В 2008 году в своём эссе, профессор Гарвардского университета Джон Квелч предостерёг, что «очень многие американцы выражали свои мечты лишь через приобретение каких-либо вещей». Он настоятельно призывал их понять мечту, как свободу следовать карьерным амбициям, воспитывать детей и самое главное — быть хорошими гражданами общества. Это, в некотором смысле, является возвращением к определению американской мечты Джеймсом Траслоу Адамсом в 1931 году: «это общественный порядок, в котором каждый мужчина и каждая женщина должны быть в состоянии достичь максимального роста, на который они врождённо способны и быть признанными такими, какими они являются, независимо от происхождения или статуса».

»; духовная мощь нации. Если американская система - это скелет американской политики, то американская мечта - её душа.

Источником словосочетания «американская мечта» считается написанный в период Великой Депрессии исторический трактат Джеймса Адамса , озаглавленный «Эпос Америки» (англ. The Epic of America , 1931) :

…американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает.

Джеймс Адамс хотел ободрить соотечественников, напомнить им о предназначении Америки и её достижениях. Это словосочетание прижилось и затем стало заглавием пьесы Эдварда Олби (1961) и романа Нормана Мейлера (1965), однако в этих произведениях оно было переосмыслено иронически.

Значение понятия «американская мечта» весьма расплывчато. Так, историк Ф. Карпентер писал: «Американская мечта никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие». Тем не менее, почти всем президентам США при вступлении в должность и при принятии ответственных решений приходится обещать своим избирателям, что их политика будет приближать реализацию этой мечты.

«определёнными неотчуждаемыми правами», включая «жизнь, свободу и стремление к счастью».

Понятие «американской мечты» часто связывают с иммигрантами , прибывшими в США в поисках лучшей жизни. То обстоятельство, что они уезжали из стран, где, в отличие от США, была достаточно жёсткая сословная система, ограничивавшая социальную мобильность , определило их приверженность философии свободы личности и свободного предпринимательства . Понятие американской мечты тесно связано с понятием «self-made person », то есть человека, который самостоятельно упорным трудом добился успеха в жизни.

Компонентами «американской мечты» являются также идеал равенства всех перед законом вне зависимости от этнического происхождения и социального положения, а также почитание общих для всех американцев символов, образцов и героев.

Часто физическим доказательством осуществления «американской мечты» считается собственность на частный дом .

Тему поиска «американской мечты» затрагивал в своих произведениях Хантер Томпсон .

Критика

Что случилось с американской мечтой? Не слышно более звуков единого мощного голоса, выражающего нашу общую надежду и волю. То, что мы слышим сейчас, - это какофония ужаса, примирения и компромисса, пустая болтовня, громкие слова «свобода , демократия , патриотизм », из которых мы выхолостили всякое содержание.

См. также

Напишите отзыв о статье "Американская мечта"

Ссылки

  • Марк Лапицкий (д. ист. наук, ст. н. сотрудник Института сравнительной политологии РАН)

Примечания

Отрывок, характеризующий Американская мечта

Довольно улыбаясь, Караффа буквально «тащил» меня за руку по длинному коридору, пока мы наконец-то не остановились у тяжёлой, украшенной узорчатой позолотой, двери. Он повернул ручку и... О, боги!!!.. Я оказалась в своей любимой венецианской комнате, в нашем родном фамильном палаццо...
Потрясённо озираясь вокруг, не в состоянии придти в себя от так неожиданно обрушившегося «сюрприза», я успокаивала своё выскакивающее сердце, будучи не в состоянии вздохнуть!.. Всё вокруг кружилось тысячами воспоминаний, безжалостно окуная меня в давно прожитые, и уже частично забытые, чудесные годы, тогда ещё не загубленные злостью жестокого человека... воссоздавшего для чего-то здесь(!) сегодня мой родной, но давно утерянный, счастливый мир... В этой, чудом «воскресшей», комнате присутствовала каждая дорогая мне моя личная вещь, каждая любимая мною мелочь!.. Не в состоянии отвести глаз от всей этой милой и такой привычной для меня обстановки, я боялась пошевелиться, чтобы нечаянно не спугнуть дивное видение...
– Нравится ли вам мой сюрприз, мадонна? – довольный произведённым эффектом, спросил Караффа.
Самое невероятное было то, что этот странный человек совершенно искренне не понимал, какую глубокую душевную боль он причинил мне своим «сюрпризом»!.. Видя ЗДЕСЬ (!!!) то, что когда-то было настоящим «очагом» моего семейного счастья и покоя, мне хотелось лишь одного – кинуться на этого жуткого «святого» Папу и душить его в смертельном объятии, пока из него не улетит навсегда его ужасающая чёрная душа... Но вместо того, чтобы осуществить так сильно мною желаемое, я лишь попыталась собраться, чтобы Караффа не услышал, как дрожит мой голос, и как можно спокойнее произнесла:
– Простите, ваше святейшество, могу ли я на какое-то время остаться здесь одна?
– Ну, конечно же, Изидора! Это теперь ваши покои! Надеюсь, они вам нравятся.
Неужели же он и в правду не понимал, что творил?!.. Или наоборот – прекрасно знал?.. И это всего лишь «веселилось» его неугомонное зверство, которое всё ещё не находило покоя, выдумывая для меня какие-то новые пытки?!.. Вдруг меня полоснула жгучая мысль – а что же, в таком случае, стало со всем остальным?.. Что стало с нашим чудесным домом, который мы все так сильно любили? Что стало со слугами и челядью, со всеми людьми, которые там жили?!.
– Могу ли я спросить ваше святейшество, что стало с нашим родовым дворцом в Венеции?– севшим от волнения голосом прошептала я. – Что стало с теми, кто там жил?.. Вы ведь не выбросили людей на улицу, я надеюсь? У них ведь нет другого дома, святейшество!..
Караффа недовольно поморщился.
– Помилуйте, Изидора! О них ли вам стоит сейчас заботиться?.. Ваш дом, как вы, конечно же, понимаете, теперь стал собственностью нашей святейшей церкви. И всё, что с ним было связано – более уже не является Вашей заботой!
– Мой дом, как и всё то, что находится внутри него, Ваше святейшество, после смерти моего горячо любимого мужа, Джироламо, принадлежит моей дочери Анне, пока она жива! – возмущённо воскликнула я. – Или «святая» церковь уже не считает её жильцом на этом свете?!
Внутри у меня всё кипело, хотя я прекрасно понимала, что, злясь, я только усложняла своё и так уже безнадёжное, положение. Но бесцеремонность и наглость Караффы, я уверена, не могла бы оставить спокойным ни одного нормального человека! Даже тогда, когда речь шла всего лишь о поруганных, дорогих его сердцу воспоминаниях...
– Пока Анна будет жива, она будет находиться здесь, мадонна, и служить нашей любимой святейшей церкви! Ну, а если она, к своему несчастью, передумает – ей, так или иначе, уже не понадобится ваш чудесный дом! – в бешенстве прошипел Караффа. – Не переусердствуйте в своём рвении найти справедливость, Изидора! Оно может лишь навредить вам. Моё долготерпение тоже имеет границы... И я искренне не советую вам их переступать!..
Резко повернувшись, он исчез за дверью, даже не попрощавшись и не известив, как долго я могу оставаться одна в своём, так нежданно воскресшем, прошлом...
Время остановилось... безжалостно швырнув меня, с помощью больной фантазии Караффы, в мои счастливые, безоблачные дни, совсем не волнуясь о том, что от такой неожиданной «реальности» у меня просто могло остановиться сердце...
Я грустно опустилась на стул у знакомого зеркала, в котором так часто когда-то отражались любимые лица моих родных... И у которого теперь, окружённая дорогими призраками, я сидела совсем одна... Воспоминания душили силой своей красоты и глубоко казнили горькой печалью нашего ушедшего счастья...

Начиная где-то с 70-х годов прошлого века в СССР потихоньку стали просачиваться элементы американской культуры, и это несмотря на «железный занавес». Постепенно в стране среди молодежи культивировался эдакий светлый образ Соединенных Штатов Америки. Несколько поколений молодых советских людей 70-х-90-х годов перенимали американский образ жизни, моду, стиль, музыку, идеологию. Они считали, что США - это очень круто. Многие мечтали уехать туда, потому что там свобода, демократия, возможность самовыражения и другие прелести жизни.

Эталон американского образа жизни

Что же в США такого особенного? Почему множество людей по всему миру до сих пор считают, что эта страна идеальна? Понятие «американский образ жизни» стало идеологическим клише. И неспроста. Ведь рисовали картину государства изобилия, всеобщего благоденствия, свобод и возможностей. Считается, что образ жизни американских людей очень активен и динамичен, они деловиты и решительны.

Обязательными атрибутами любого уважающего себя американца являются: автомобиль, кредиты, двухэтажный дом в окрестностях города. Ну и, конечно, как же обойтись без либеральной демократии и религиозного плюрализма?! Вне зависимости от социального положения и происхождения все равны перед законом, по крайней мере, именно так звучит пропаганда американского образа жизни. В общем, все то, к чему должен стремиться каждый уважающий себя человек, и в Америке это получить очень легко и просто.

Как возникла американская мечта

Во времена Джеймс Адамс написал трактат «Эпос Америки», где впервые было упомянуто такое словосочетание, как «американская мечта». Он представлял Штаты как государство, в котором каждый сможет получить то, что заслуживает, а жизнь любого человека станет лучше, полнее и богаче. С тех пор словосочетание прижилось и стало употребляться не только в серьезном, но и в ироническом смысле. При этом само значение американской мечты расплывчато и не имеет четких границ. И вряд ли когда-нибудь будет четко определено. Ведь каждый вкладывает свой смысл в данное понятие, и от этого американская мечта становится еще более притягательной. Также это понятие очень тесно связано с иммигрантами из других стран, где зачастую нет столь обширной свободы личности, как это пропагандируют в Штатах. Считается, что именно в Америке можно упорным самостоятельным трудом добиться успеха в жизни.

В чем ее суть?

Американская мечта - это грезы о красивой жизни, и в первую очередь о богатстве. В Европе, к примеру, было достаточно четкое классовое разграничение, для многих людей добиться достатка было просто за гранью реальности. Штаты же являлись страной, где впервые было настолько развито индивидуальное предпринимательство, что добиться материального благополучия мог каждый. И мечта стала целью миллионов людей в погоне за быстрым обогащением.

Колонисты Северной Америки в XVIII веке очень быстро поняли безграничные возможности, которые дает этот новый континент. В их общинах добродетелью стал упорный труд человека для собственного обогащения, при этом, естественно, необходимо было жертвовать на нужды самой общины. Напротив, бедность слыла пороком, так как только несостоятельный, безвольный и бесхарактерный человек не мог ничего добиться при тех неограниченных возможностях, которые дарил новый континент. Таких людей не уважали.

Таким образом, происходило формирование основанного на материальных благах. Это была новая мораль, новая религия, где успех становился знаком любви Бога. XIX век стал вехой массовой эмиграции отчаянных охотников за удачей из стран Старого света в новый мир, где еще толком не было культуры и цивилизации, но предоставлялись неограниченные возможности для получения богатства. Для этих людей главными ценностями жизни были материальные блага, а не нравственное, культурное и духовное развитие. Соответственно, какой еще вектор развития, кроме капитализма, могли дать эти переселенцы будущим поколениям американцев?

Так создавался новый образ жизни человека

Если в Европе богатство и имущество передавались по наследству или же борьба за них велась только внутри привилегированного класса, то в Америке они стали доступны абсолютно всем. Появилась жесткая конкуренция, так как претендентов были миллионы. В свою очередь, такая неограниченная страсть к накоплению богатств привела к невероятной алчности, которая охватила американское общество. В связи с тем, что оно состояло из эмигрантов из всех возможных стран, представителей разнообразных национальностей, религий и культур, получился просто невероятный симбиоз.

Америка предоставляла свободный доступ к обогащению абсолютно всем без разбора, что породило жесточайшую конкуренцию и расчетливый прагматизм населения, который был просто необходим для выживания. США создавали свои традиции из разнообразных и непривычных реалий, сплавляя их в нечто новое.

Невероятные сочетания

Америка - страна невероятных контрастов. Так, по крайне мере, еще в 1890 году прокомментировал ее Бедеккер, известный путеводитель из Англии. В ней не просто сосуществовали, а уживались противоположные по своей природе явления: ярая религиозность и материалистическое мировоззрение, участие и безразличие к другим, воспитанность и агрессивность, честный труд и страсть к манипуляциям, уважение к закону и разгул преступности, индивидуализм и конформизм. Все это причудливо сочеталось и органично вплеталось в новый американский образ жизни.

Собственно, конформизм и стал одним из основ этого образа жизни. Так как в Америке еще не было сильного государства, которое бы с помощью общественных структур, социальных институтов и устоявшихся традиций смогло организовать и упорядочить всю разношерстную толпу мигрантов, конформизм стал единственно возможной формой выживания. В США создание всех общественных институтов начиналось с нуля, с чистого листа, и, не имея опоры из прошлого, граждане взяли единственно удобный для них курс - экономический. Гуманизм, культура, религия - все подчинилось новой системе ценностей, где главенствующую роль играли денежные единицы и акции. Человеческое счастье стало измеряться лишь количеством денежных знаков.

Страна идеалистов и мечтателей

По крайней мере, именно так назвал Америку ее президент Кулидж. Ведь это страна, где каждый рабочий может стать миллионером, потому что у него есть мечта. И совершенно неважно, что все не могут быть миллионерами, главное - верить, мечтать и стремиться к этому. И никто не собирается развенчивать этот миф, ведь ценность личности в Штатах была прямо пропорциональна банковскому счету ее обладателя. С течением времени предел высшего уровня отодвигался дальше и дальше: сотни тысяч долларов, миллионы, миллиарды. Потому как достижение мечты - это крах системы, остановка, которая непозволительна. Нужно только движение вперед. В этом, пожалуй, американский образ жизни похож на коммунистический.

США и СССР: схожести и различия

Несмотря на то, что советский образ жизни кардинально отличался от американского, было все же в двух таких непохожих странах нечто единое. Как ни странно, но стремление к росту материальных ценностей являлось общей целью как американской, так и советской мечты. Различие состояло лишь в том, что для Америки самоцель - это индивидуальное обогащение, а для Союза - коллективное, всеобщее материальное благополучие. Но в обоих случаях в основе идеи лежал прогресс - безостановочное индустриальное развитие, движение ради движения.

Для продвижения прогресса условия жизни постоянно изменяются, и человек должен все время приспосабливаться к новым и новым реалиям. Для этого он должен трудиться, и, таким образом, труд стал равнозначен свободе. Работа стала даже некоторым подобием религии, потому что тот, кто был никем, мог стать всем. Такая пропаганда велась как в Советском Союзе, так и в Соединенных Штатах Америки.

Если раньше крестьянин, обрабатывая свою землю, мог себя обеспечить всем самым необходимым, то в результате индустриализации он становился полностью зависимым от государства, и ему нужно было продавать себя на рынке труда. Благодаря труду вырабатывались дисциплина и самоорганизация, что приближало общество к абсолютному порядку, который являлся утопическим идеалом. Любой труд шел на благо экономики, которая стала инструментом контроля. На банкноте номиналом в один доллар есть символичная надпись «Новый порядок навеки», которая отлично характеризует позицию США в мировой политике.

Свобода, равенство и...?

В свое время лозунгом Французской революции был «Свобода, равенство, братство». То, что во все века было пределом мечтаний любого общества. В своей Декларации независимости Америка выдвигает практически те же тезисы, вот только вместо братства указано «Право на поиски счастья». Своеобразная и интересная трактовка. Но так ли все идеалистично и прозрачно?

Если для европейских государств на первом месте стоял человек с его личностными качествами, то здесь на передний план выходит равенство всех людей вне зависимости от культурного и духовного развития. Свобода оказывается правом участвовать в конкурентной борьбе, а под равенством подразумеваются одинаковые возможности для развития предпринимательства. Ну а «право на поиски счастья» и так говорит само за себя. Личность, культурное развитие и другие благодетели в этом обществе не нужны и не важны, есть лишь одно понятие силы - это экономика, которая подчиняет себе все сферы жизни человека и государства.

Массовость как основной принцип нового образа жизни

Благодаря индивидуальному предпринимательству Америка из аграрной страны превратилась в индустриальную. Ремесленный труд канул в прошлое, и началось массовое производство товаров общего потребления. Население становилось частью огромной экономической машины. Люди стали потребителями, на первый план начали выходить материальные блага, которых было все больше. Но все фактические бразды правления оказывались в руках владельцев крупных концернов и корпораций, которые диктовали условия жизни целой стране, и не только. Они в конечном итоге смогли распространить свое влияние на большую часть мира.

Экономическая элита стала подчинять себе и контролировать общество. В большинстве своем у руля оказались люди из низов общества, далекие от высокой культуры, от духовного развития и просвещения. Да и американский народ состоял из простых людей, поэтому культура США начинала свое развитие из рыночных зрелищ. В итоге она завоевала весь мир. Ее принцип состоял в том, что культура стала частью досуга, отдыха рабочего человека, которому после тяжелых трудовых будней необходимо было расслабиться. Таким и сейчас является образ жизни современного человека, причем далеко не только в Америке.

Высокие и тонкие материи явно не могли способствовать такому виду отдыха. Поэтому США соответствовала целям американской экономики. Вследствие чего установился такой образ жизни человека, при котором он утратил свое духовные ценности, полностью растворившись в материальном мире, став лишь винтиком невероятной экономической машины.

Типичная американская семья

Что в привычном смысле является образцом американской семьи, так усердно навязываемым американским кинематографом? Это деловой отец, который работает в солидной компании, мать-домохозяйка, устраивающая барбекю для соседей по субботам и делающая двоим свои детям-тинэйджерам сэндвичи в школу. У них обязательно большой и красивый двухэтажный дом, собака и бассейн на заднем дворе. А также большой гараж, потому что у каждого члена семьи свой автомобиль. Но это лишь красивая картинка, которой усердно потчуют доверчивых зрителей разных стран, да и самих Штатов. Так живет лишь небольшая прослойка населения. Огромная часть американцев не может позволить себе приобретать здоровую пищу, поэтому питается низкокачественным фаст-фудом, за счет этого Америка занимает первое место мире по количеству людей, больных ожирением. Этой проблеме также способствует тот факт, что образ жизни современного человека в Америке в основном малоподвижный.

У одних сидячая работа, после которой они проводят время либо в баре, либо перед телевизором дома на диване. Другие впадают в иную крайность - погоню за идеальной красотой. Поэтому в Америке так развита индустрия красоты, которая пропагандирует образ идеальной женщины с глянцевых обложек журналов. Создаются все условия для того, чтобы дамы от мала до велика вливали огромные средства в достижение этих эталонов.

Также именно США запустили гонку технологий в индустрии развлечений. Постоянно выходят все новые и новые гаджеты, которые особенно интересны молодежи. В погоне за модными новинками во всех сферах, будь то автомобили, компьютеры, плееры, смартфоны, одежда, обувь, аксессуары и прочие атрибуты современности, формируется образ жизни Система устроена так, что все очень быстро устаревает. Чтобы быть успешным, модным и популярным, нужно постоянно приобретать все новое. Как уже говорилось ранее, прогресс никогда не стоит на месте. И сейчас человечество начинает видеть плоды своего бездумного неограниченного потребления, только, к сожалению, системе все равно.

Определение: Американская мечта - идеальный вариант, когда правительство должно защищать возможности каждого человека преследовать собственное представление о счастье. Декларация независимости защищает эту американскую мечту. В нем используется знакомая цитата: «Мы считаем эти истины само собой разумеющимися, что все люди созданы равными, что они наделены своим Создателем определенными неотъемлемыми правами, что среди них есть Жизнь, Свобода и стремление к счастью.

Определение : Американская мечта - идеальный вариант, когда правительство должно защищать возможности каждого человека преследовать собственное представление о счастье.

Декларация независимости защищает эту американскую мечту. В нем используется знакомая цитата: «Мы считаем эти истины само собой разумеющимися, что все люди созданы равными, что они наделены своим Создателем определенными неотъемлемыми правами, что среди них есть Жизнь, Свобода и стремление к счастью.

В Декларации продолжалось: «Чтобы обеспечить эти права, правительства устанавливаются среди людей, получая свои справедливые полномочия с согласия управляемых».

Отцы-основатели закон революционной идеи о том, что желание каждого человека добиваться счастья было не просто потаканием себе. Это было частью того, что движет амбициями и творчеством. Юридически защищая эти ценности, Отцы-основатели создали общество, которое было очень привлекательным для тех, кто стремится к лучшей жизни. (Источник: «Американская мечта: биография», журнал «Время», 21 июня 2012 г.)

Разработчикам Декларации «Американская мечта» могла процветать только тогда, когда ей не мешало «налогообложение без представительства». Короли, военные правители или тираны не должны решать налоги и другие законы. Люди должны иметь право избирать должностных лиц для их представления. Эти лидеры должны соблюдать законы сами, а не создавать новое законодательство волей-неволей.

Юридические споры должны решаться присяжными, а не прихоть лидера. В Декларации также конкретно указывается, что стране должна быть разрешена свободная торговля. (Источник: «Декларация независимости», Национальный архив США.)

American Dream юридически защищает право каждого американца на достижение своего потенциала.

Это позволяет им вносить свой вклад в общество... Убежден, что наилучшим способом обеспечить национальный прогресс является защита права граждан на улучшение их жизни. (Источник: «Создание американской мечты», «American Radio Works».)

В 1931 году историк Джеймс Труслоу Адамс впервые публично определил «Американскую мечту». Он использовал эту фразу в своей книге

Epic of America . Часто повторяющаяся цитата Адамса: «Американская мечта - это мечта о земле, в которой жизнь должна быть лучше, богаче и полнее для всех, с возможностью для каждого по способностям или достижениям».

Адамс далее сказал, что это не «... мечта о автомобилях и высокой заработной плате, а мечта о социальном порядке, в котором каждый мужчина и каждая женщина смогут достичь самый полный рост, в котором они врожденно способны, и быть признанными другими за то, что они есть, независимо от случайных обстоятельств рождения или положения.«

Американская мечта -« прелесть ожидаемого успеха ». Так сказал французский историк Алексис де Токвиль в своей книге

Демократия в Америке . Он изучал американское общество в XIX веке.

Это очарование привлекло миллионы иммигрантов к берегам США. Это также было убедительным видением для других народов.

Социолог Эмили Розенберг выделил пять компонентов американской мечты, которые появились в странах по всему миру.

Вера в то, что другие страны должны повторить развитие Америки.

  1. Вера в свободную рыночную экономику.
  2. Поддержка соглашений о свободной торговле и прямых иностранных инвестиций.
  3. Поощрение свободного потока информации и культуры.
  4. Принятие государственной защиты частного предпринимательства. (Источник: Эмили С. Розенберг,
  5. Распространение американской мечты: американское экономическое и культурное расширение 1890-1945 .)
Что могло сделать американскую мечту?

Американская мечта стала возможной благодаря обстановке, способствующей процветанию, миру и возможностям. Вот три основных географических, экономических и политических фактора.

Во-первых, Соединенные Штаты имеют крупную сухопутную массу под одним правительством, благодаря результатам гражданской войны.

Во-вторых, у Америки есть доброкачественные соседи. Частично это связано с географией. Климат в Канаде слишком холодный, а в Мексике слишком жарко, чтобы создавать мощные экономические угрозы.

В-третьих, богатые природные ресурсы питают торговлю США. К ним относятся нефть, количество осадков и множество рек. Длинные береговые линии и плоский рельеф легко транспортируют. Более подробно см. Раздел «Как природные ресурсы повышают экономику».

Эти условия способствовали популяции, объединенной языком, политической системой и ценностями. Это позволило разнообразному населению стать конкурентным преимуществом. Компании США используют его, чтобы стать более инновационными. У них есть большой, легко доступный рынок тестов для новых продуктов. В то же время разнообразная демография позволяет им тестировать нишевые продукты. Этот американский «плавильный котел» генерирует более инновационные идеи, чем небольшое, однородное население. Более подробно см. «Преимущества культурного разнообразия».

История американской мечты

Вначале Декларация только расширила Мечта до белых собственников. Однако идея неотъемлемых прав была настолько сильна, что были добавлены законы, чтобы распространить эти права на рабов, женщин и неимущественных владельцев. Таким образом, американская мечта изменила курс самой Америки.

В 1920-х годах американская мечта начала морфировать справа, чтобы создать лучшую жизнь для желания приобрести материальные вещи. Это изменение было описано в романе Ф. Скотта Фитцджеральда,

The Great Gatsby . В нем персонаж Дейзи Бьюкенен плачет, когда видит рубашки Джей Гэтсби, потому что она «никогда не видела таких-таких красивых рубашек раньше. « Эта версия мечты, дарованная жадностью, никогда не была действительно достижимой. У кого-то еще было больше. Мечта

The Great Gatsby была «оргиастическим будущим, которое из года в год отступает перед нами.Тогда это ускользнуло от нас, но это неважно - завтра мы побежим быстрее, протянем наши руки дальше... »Эта жадность привела к краху фондового рынка 1929 года и Великой депрессии. Лидеры страны вербализировали эволюцию Американский сон. Президент Линкольн предоставил равные возможности Сон для рабов. Президент Уилсон поддержал права голоса женщин. Он привел к прохождению 19-й поправки к Конституции в 1918 году. Президент Джонсон выдвинул раздел VII Закона о гражданских правах 1964 года. Это прекратило сегрегацию в школах и защищает трудящихся от дискриминации по признаку расы, цвета кожи, религии, пола (включая беременность) или национального происхождения. В 1967 году он распространил эти права на тех, кто старше 40 лет. Президент Обама поддержал юридическую брачный контракт, независимо от сексуальной ориентации.

После 1920-х годов многие президенты поддержали Гэтсби-Сон, гарантируя материальные выгоды. Президент Рузвельт распространил экв ную возможность для домовладения путем создания Fannie Mae для обеспечения ипотечных кредитов. Его Экономический билль о правах защищал «... право на достойное жилье, на работу, достаточную для поддержки своей семьи и самого себя, возможностей для получения образования для всех и всеобщего медицинского обслуживания».

Президент Трумэн построил эту идею после Второй мировой войны. Его «послевоенный социальный контракт» включал законопроект GI. Он предоставил правительственные дипломы колледжа для возвращения ветеранов. Эксперт по городской политике Мэтт Ласситер подытожил «контракт» Трумэна следующим образом: «... если вы много работали и играли по правилам, вы заслуживали определенных вещей. Вы заслужили безопасность и достойное жилье и не должны были постоянно беспокоиться о том, что можете потерять ваш дом к банкротству ». (

Американская мечта (American Dream) - одно из самых распространенных выражений в мире. Реализовать эту мечту в Америке стремятся как мигранты, так и коренное население. Особую популярность интерес к пониманию американской мечте возымел в последние годы существования СССР, когда молодежь, на основе голливудских фильмов, мечтала о крутых джинсах, красивых домах, нескольких огромных "кадилаков" в гараже. Не смотря на на такие убеждения, выражение американская мечта это намного большее чем просто какие-то материальные ценности.

Американская мечта — распространенная в доктрина, согласно которой для любого жителя США, проживающего легально и нелегально, доступна возможность добиться славы, успеха и благосостояния.

Выражение американская мечта понимается как общесоциальная для США доктрина (идеология), которая объединяет проживающих в США жителей в поиске счастья и благосостояния. В основе этой идеологии лежит вера, что любое проживающее в Соединенных Штатах Америки лицо реализуя свою энергию и трудолюбие может достичь успеха в жизни и стать обеспеченным членом общества. Практически каждый новый Президент США в своей инаугурационной речи отмечает, что при нем каждый американец станет ближе к своей американской мечте.

По мнению некоторых скептиков идеологию американской мечты можно считать социальной утопией, однако она в дальнейшем остается одной из главных движущих сил миграции в США.

В данном случае можно привести пример Президента США Барака Хусейновича Обамы, который родился в семье мигрантов из Африки, благодаря настойчивости получил отличное образование, высокооплачиваемую работу и высший пост в США.

Многообразие национальностей и рас, населяющих просторы американского континента, и относительно небольшой исторический отрезок их «симбиоза» вызвали настоятельную потребность в формулировании единой идеологии, которая могла бы объединить выходцев из различных стран мира в единую нацию. Такой идеологией и стала «американская мечта» , которая культивировалась на протяжении многих десятилетий и давала любому лицу веру в возможность достичь успеха и даже стать президентом США.

Как видно из всего вышесказанного выражение "американская мечта" понятие трудно определимое и сегодня нет единого мнения, как его сформулировать. Причиной этого является то, что абсолютно разные люди включают в его понимание абсолютно разный смысл.

Обычно американскую мечту воспринимают как самый высокий идеал существования в США, когда у тебя есть в собственности дом, машина, счастливая семья и стабильная работа, которая приносит достойный для существования и реализации идей доход.

Выражение американская мечта, кроме вышеуказанного, понимается как право каждого человека, имеющего работу, на карьерный рост, а также как уверенность в собственное будущее.

Профессор Ярослав Грицак отмечает, что понятие американская мечта означает, по простому, «веру в то, что любое лицо при достаточной степени трудолюбия, таланта и упорства может достигнуть сливок общества.

Историк и писатель в 1931 г. Джеймс Труслоу Адамс популяризировал выражение американская мечта в книге под названием «Epic of America» , где писал про американскую мечту в США на основе ценностей прописанных в Декларации о независимости.

Эта книга издание была издана в пике Великой депрессии США , когда США требовалось больше строить, создавать, чтобы уменьшить количество безработных, бездомных и несчастных людей. Идеология достижения успеха и благосостояния через труд стала главным двигателем экономики США, что в конечном итоге позволило снизить последствия экономического кризиса.

Выражение "американская мечта" — во многих случаях употребляется с целью очертания жизненных материальных и духовных идеалов населения Америки. В «Политическом словаре» Уильяма Сефайра (Safire’s New Political Dictionary. Random House, New York, 1993) отмечено, что: "американская мечта — это идеал свободы или возможностей, который был определен «отцами-основателями»; духовная мощь американской нации. Если система США — это скелет американской политики, то американская мечта — её душа".

Главными элементами американской мечты считаются:

  • добросовестный труд и самореализация (self-madeperson)
  • свобода предпринимательства
  • социальная ответственность
  • уважение сограждан
  • повышение репутации и роли в обществе

Свое отражение, американская мечта , получила и в законодательстве США. Так, Декларация независимости США говорит, что: "жизнь каждого должна быть лучше, богаче и полнее, с возможностями для каждого в соответствии с его способностями или достижениями — независимо от социального класса или обстоятельств рождения ".

При этом, американская мечта представляет собой не только возможности, но и ответственность. Это равенство не только возможностей к достижению успеха, но и равенство людей перед законом не зависимо от расы, национальности, пола и социального положения, это также уважение общих для США достижений и символов.

Американская мечта и мигранты

Первичным олицетворением американской мечты и новых озможностей, открывающихся ищущим лучшей и более достойной жизни мигрантам прибывающим в Нью-Йорк из Европы, была Статуя Свободы стоящая на разбитых оковах и показывающая, что свобода поднимет вас, а трудолюбие осветит путь к успеху.

Постулаты всеамериканской мечты опирались на уверенность новоприбывших в том, что ресурсы Нового Мира безграничны и принадлежат всем и каждому в равной мере, что любую иерархическую зависимость человек оставляет в Старом Мире, что шансы добиться счастья, право на которое признается за каждым, также равные для всех и зависят только от персональных качеств.

Мигранты из Европы покидали Старый Мир в надежде вырваться из иерархической, сословной системы, которая ограничивала социальную мобильность. Попадая в США такие люди становились самыми ярыми приверженцами свободы и равенства, патриотами США , где они получили безграничные возможности для реализации своих возможностей, они активно включались в процесс развития гражданского общества и политических институтов.

Люди которые получили открытые возможности для реализации самих себя начинают формировать идеологию американского патриотизма, согласно которой ты должен гордиться США - государством, которое предоставило человеку все доступные свободы и возможности.

Американская мечта и религия

Большую роль в формирование американской мечты сыграла протестантская религия и протестантская трудовая этика. Протестанство, которое является доминирующей религией в США, проповедует усердие для достижения целей и добросовестный и честный труд. Увеличение благосостояния человека, который трудится честно считается также благом.

Каждый протестант обязан делиться с церковью частью своего дохода, полученного добросовестным трудом. Однако, про особенности религии в США и отношения к ней Вы сможете прочесть