Что из себя представляет методика поедание лягушек. Тайм-менеджмент – шаги, которые делают путь к цели приятным. Основные правила тайм-менеджмента

Знакомы ли вы с таким понятием, как «тайм-менеджмент»? Если нет, срочно обзаведитесь этим полезным знакомством! Благодаря семи советам, приведенным ниже, вы научитесь эффективно управлять своим временем.

Список дел

Возьмите листок бумаги, ручку и быстренько набросайте список дел, которые ждут вашего внимания. После десятиминутного отдыха критически осмотрите свое творение. Что из вышеперечисленного мешает вам проставить галочки напротив каждого пункта?

Вычеркните лишнее

Снова просмотрите список. А вы уверены, что вам обязательно нужно прочитать все эти книги? Они как-то помогут вам? Безжалостно вычеркните ненужное. Время - ресурс исчерпаемый, поэтому его следует тратить только на полезные дела.


Правило двух минут

Все, кто мало-мальски знаком с тайм-менеджментом, слышали о правиле двух минут: все дела, которые занимают не больше пяти минут, выполняются сразу и с чистой совестью вычеркиваются из списка. Навести порядок в сумке, разложить продукты в холодильнике, смахнуть пыль с полочек - каждое из этих мелких дел заберет у вас в среднем пять минут времени. Таким образом, за полчаса вы можете успеть выполнить до десяти дел!

Съешьте «лягушку»

Нет, я ни в коем случае не призываю вас стать гурманом и испробовать знаменитый французский деликатес. «Лягушками» в тайм-менеджменте называются наименее приятные дела, которые мы постоянно откладываем в долгий ящик. Поедать таких «лягушек» лучше всего утром. Допустим, вам нужно написать отчет. Представьте, как вы его пишете, вплоть до мельчайшей циферки. А теперь титаническим усилием воли заставьте себя выполнить это дело. Получилось? Ура! Оставшуюся часть дня можно заняться чем-то более интересным.

Поделите «слона»

«Слонами» именуются самые трудные дела. Если вы и так и эдак пытаетесь подступиться к «слону», но ничего хорошего из этого не получается, попробуйте разделить его на части. Разбиение на этапы поможет вам справиться с массивным животным гораздо быстрее. Не забывайте о главном правиле: к этим маленьким частям одного большого дела необходимо возвращаться каждую свободную минуту. Например, вы решили освоить хинди. С утра выучите пару грамматических правил, в обед - 15 новых слов, а вечером попробуйте составить предложения, используя выученные слова и правила. Не успеете оглянуться, как этот неподъемный индийский «слон» падет к вашим ногам!

Сам себя не похвалишь…

Пустующие клеточки напротив запланированных дел вызывают досаду, зато зеленые галочки вмиг поднимают настроение. Выполнили дело - вычеркните его и удовлетворенно погладьте себя по головке. Вы заслужили любимое пирожное или поход в кинотеатр как минимум!

Подводите итоги

Возьмите себе за правило каждую неделю или месяц (на вкус и цвет, как говорится) подводить итоги. Так вы увидите, что несколько «лягушек» благополучно ускакали, «слоны» заметно похудели, да и многие дела выполнены полностью. Правда, приятно? Еще бы! Не забудьте похвалить себя и пополнить список новыми делами.

Следуйте этим простым правилам, и не заметите, как станете гуру в области управления временем!

(по Г. Архангельскому)

Цель: формирование умений рационального управления временем.

I-й этап: «Уничтожение мелких неприятных дел ».

В нашей жизни бывают дела, требующие, может быть совсем немного времени, но неприятные. Например: вызвать мастера по ремонту компьютера, выяснить отношения с другом, попросить руководителя фирмы о повышении зарплаты и т.п. В тайм-менеджменте Глеба Архангельского такие задачи называются «лягушками». «Дела-лягушки» часто подолгу откладываются и грозят перерасти в большие неприятности. Задача, требовавшая пяти минут, откладывалась неделями и поэтому переросла в проблему, на решение которой придется потратить много часов, да еще и выслушать неприятные замечания и обиды близких или сослуживцев.

У испанцев есть поговорка: «Каждое утро съедай лягушку». Действительно, начав день со «съедания» одной «лягушки», вы весь день ходите бодрый и радостный. Про остальных лягушек вспоминать не надо. Они останутся на следующие дни. И наоборот, если утром (или в течение дня) «лягушку» не съесть – она будет весь день маячить где-то на горизонте и отравлять жизнь. Глеб Архангельский писал: «Я думал, что у меня стада «лягушек», зеленые ковры вокруг меня, но когда ввел «правило ежедневной лягушки», - они все разошлись за две недели».

II-й этап: «Разглобализация» крупных задач.

Чем менее жесткий срок исполнения у задачи и чем она при этом крупнее, тем труднее, как правило, заставить себя, ее выполнить. Особенно это касается очень крупных задач, в терминологии тайм-менеджмента – «слонов». Например: написание диссертации, ремонт в доме, изучение иностранного языка, овладение компьютерной грамотностью, улучшение своей физической формы и др.

Главная наша проблема при работе со «слонами» - склонность восточных славян (русских, белорусов, украинцев) к глобализации, укрупнению задач. Глеб Архангельский пишет: «…Глобализировать проблему и тем самым ее угробить – первая и, главное, почти бессознательная реакция российского человека».



Единственный способ побороть эту страсть к глобализации и все-таки «съесть слона» - разрезать его на маленькие измеримые «бифштексы» и каждый день съедать один такой бифштекс. Итак, крупную неприятную задачу бывает легче решать, разбив ее на большое количество мелких «лягушек». Например, можно проблему разбить на подзадачи, но не просто, а до мельчайших подробностей, до самых простых, легко исполнимых шагов. Может получиться 20, а может 100 пунктов. Потом надо взять за правило: каждое утро (день) вычеркивать любые 5 пунктов. При этом важно нарезать «слона» на такие бифштексы, каждый из которых действительно приближает вас к съедению «слона». Таким образом, проблема, откладывавшаяся месяцами, будет достаточно быстро решена.

Задание:

Подумать и записать сложные долгосрочные дела, которые надо решать – в одну колонку и легкие простые, но неприятные дела, которые вы откладываете на потом, но которые постоянно волнуют вас – во вторую. Первую озаглавьте «Слоны», вторую «Лягушки». Спланируйте свою жизнь на 1- 3 месяца, руководствуясь следующими правилами:

1. «Съедать» в день по одной - две «лягушке» (выполнять по одному второстепенному, но волнующему делу).

2. Разделить «слонов» на бифштексы (на несколько этапов решения проблемы), уничтожая по бифштексу в день, «съедайте» по одному слону в месяц (или за два месяца).

III-й этап: «Личные награды и наказания»

(мотивация к деятельности)

Мало грамотно структурировать неприятные дела и разделить их на «бифштексы». Важно создать для себя дополнительную мотивацию на ритмичное, регулярное съедение этих «бифштексов», используя метод «кнута и пряника». За выполнения плана по «заготовке и утилизации слонов и лягушек» в конце недели или месяца поощряйте себя отдыхом (каток, бассейн, фитнес, поездка на экскурсию и т.п.). В случае невыполнения накажите себя физическими упражнениями (например, 20 – 50 раз отжаться от пола, пробежать небольшой кросс и др.) и форсированным уничтожением самых неприятных «лягушек» и крупных бифштексов (особенно включая уборку в квартире, ремонтные работы), сократив свой отдых.

Осуществлять самомотивацию можно и другими способами. Например, существуют такие приемы:

1) «Сжигание мостов» - это клятвенное публичное обещание в том, что с сегодняшнего дня я, например, бросаю курить.

2) Количественное измерение результатов деятельности по «съеданию слонов и лягушек», что значит ежедневно в конце дня отмечать, что сделано за день. Человек устроен так, что сама фиксация количественного показателя уже подталкивает к действиям в нужном направлении. Целесообразно завести таблицу регулярных дел.

3) «Метод швейцарского сыра» - это выполнение задачи не в логической последовательности, а в произвольном, «выгрызая» из разных мест маленькие кусочки – наиболее простые, приятные и т.п.

4) Использование «якоря» (ритуала) для включения в задачу. Это может быть любая техническая черновая работа. Как говорят художники: «Прежде, чем делать эскиз – наточи карандаш».

XII. МЕТОД ИНТЕРВЕНЦИЙ

Рационально использовать время пытался еще Леонардо да Винчи. Он построил свою систему тайм-менеджмента: 15 минут спал, 4 часа работал и снова четверть часа спал…

Здравый смысл в этом был: после сна активность мозга максимальная. Вот великий Леонардо и ловил минуты вдохновения, в остальное время позволяя организму отдыхать.

Однако долго жить «по-леонардовски» нельзя - как минимум заработаете нервный срыв. Все-таки человеку нужен полноценный 8‑часовой сон. Тем более есть другие, более эффективные способы организации времени.

Метод помидора

«Помидорный» метод - один из самых оригинальных в тайм-менеджменте. Придумал его итальянский студент Франческо Чирилло .

Он, как и все студенты, перед сессией пытался объять необъятное. И ему это удалось. С помощью… помидора. Точнее - кухонного таймера в виде помидора. Молодой человек заводил таймер на 25 минут, в течение которых интенсивно зубрил лекции. Потом устраивал 5‑минутную перемену. Далее следовал второй «помидор» продолжительностью 25 минут. И снова небольшой перерыв. После запуска четырех «помидоров» студент позволял себе расслабиться в течение 15-20 минут.

Что это дает? Человек способен максимально концентрироваться в течение получаса, потом активность мозга плавно снижается. Если планировать время с учетом этих биоритмов, можно выполнить большой объем работ в сжатые сроки.

Секрет успеха. Четко определите задачу. Например, вам нужно написать текст для завтрашнего выступления. Заведите таймер или будильник на 25 минут, дав слово не отвлекаться ни на звонки (перезвоните позже), ни на письма, ни на эсэмэски, ни на болтовню с коллегами. Если задача занимает больше 5-7 «помидоров», разбейте ее на подзадачи.

Метод лягушки

У каждого из нас есть неприятные дела. Для кого-то это звонок клиенту, для кого-то - разговор с шефом. Так вот, в терминологии тайм-менеджмента неприятные дела (которые тем не менее необходимы) называются… «лягушками». И каждое утро нужно начинать с ликвидации такой «лягушки».

Что это дает? Разделавшись с «лягушкой» с утра пораньше, вы почувствуете прилив сил и хорошего настроения - больше ничего плохого не предвидится. Если оттягивать решение неприятной задачи, это будет давить на психику, усиливая стресс и снижая производительность.

Секрет успеха. Составив список «лягушек», равномерно поделите их по дням недели. Копить не рекомендуется: чревато хроническим стрессом. Разделывайтесь с ними последовательно и спокойно - это сэкономит кучу времени и сил.

Метод слона

«Слонами» в тайм-менеджменте называют большие задачи и объемы работ.Например, написание диссертации, строительство дома, изучение иностранного языка и прочие глобальные проекты. Однако страшно становится уже от одного слова «глобальный». Такой проект нависает, словно бетонная махина. Вот почему рекомендуется делить его на фрагменты. Это называется «съесть слона». Предположим, если вам надо построить дом на участке, составьте сначала план местности, сделайте проект коттеджа, продумайте систему коммуникаций, найдите бригаду, закажите стройматериалы.

Что это дает? Когда дробишь задачу на подзадачи, она не кажется такой масштабной. Нервное напряжение уменьшается, а эффективность работы увеличивается.

Секрет успеха. Последовательно идти к своей цели, выполняя пункт за пунктом.

Метод швейцарского сыра

Швейцарский сыр, как известно, дырчатый. Если вы боитесь подступаться к какому-то делу, сделайте в нем «дырку», выполнив часть работ. Причем в отличие от последовательного «поедания слона» делать «дырки» можно в произвольном порядке. Допустим, если вы хотите строить дом, можно начать с тех пунктов, к которым сегодня больше лежит душа. Например, узнайте, сколько стоит брус или труд рабочих. Строгая последовательность необязательна: главное - ежедневно делать «дырки».

Что это дает? Чем сильнее «изъедена» задача, тем меньше времени уйдет на ее решение.

Секрет успеха. Метод швейцарского сыра хорош для раскачки, когда, с одной стороны, нужно приниматься за новый проект, а с другой - лень. Втянувшись, люди начинают разделывать «слона» более последовательно.

Личное мнение

Ксения Баженова, писательница

Я стараюсь планировать время, но бывает, планы нарушаются изменившимися обстоятельствами или просто ленью. Если дело касается работы, собираюсь и в итоге выполняю свои обязательства, иногда за счет сна.

Если же речь идет о хозяйстве - мытье посуды или готовке - могу отложить на потом. В общем, расставляю приоритеты.

Метод швейцарский сыр очень схож на настоящий швейцарский сыр, в котором находится множество дырочек.

Задача метода швейцарского сыра заключен в том, что если вы боитесь или не знаете с чего начать новой проект, сделайте лишь небольшую часть работы. Вот и появится первая дырка в вашем «швейцарском сыре». Не стоит продолжительное время планировать новую работу, следует начато с самого простого, в хаотическом порядке. Главное начать с чего-то. Если сроки выполнения не лимитированы, выполняйте каждый день часть работы. И вы не заметите, что в вашем сыре появляется уже большое количество дырок.

Метод швейцарского сыра применен для раскачки, когда происходит борьба внутри вас между началом нового проекта с ленью. Но когда первый шаг сделан — первая дырка уже в сыре, постепенно происходит процесс втягивания вашего организма в работу. Чем больше выполнена задача, и уже негде делать дырок в сыре. Значит, ваша работа у финиша, и следует принять окончательное решение.Психолог, Мария Баулина, советует применять основных правила планирования дел по методу швейцарский сыр в тайм-менеджменте:

  1. Планируйте задачи на неделю или месяц вперед;
  2. Не старайтесь планировать очень много, никакой не поможет и тайм- менеджмент.
  3. Индивидуальные способности у каждого человека разные. Оценивайте точнее свои возможности, намного проще будет планировать рабочее время.

Метод швейцарского сыра в тайм-менеджменте

Существуют условия, которых следует придерживаться:

1. Не стоит возвращаться к заданию по нескольку раз , чтобы разгрызть дырку большого размера. Я ни разу не встречал швейцарский сыр с одной дыркой.

Поэтому, приступая к большому проекту, первому заданию уделите только 10 минут:
Составьте перечень дел на бумаге, ПК, распределите дела для исполнителей и т. д.

2. Не отказывайтесь от других проектов . Но когда появится свободное время, не теряя свободную минуту — загляните в перечень 1-го проекта, и выполните ту работу, которая быстро выполниться с удовольствием.

Таким образом, вы не потеряете заказчика, у вас будет постоянный заработок. Если заказчик заинтересован с вами сотрудничать, попробуйте увеличить срок выполнения его задания, чтобы распределить нагрузку при выполнении двух проектов. Параллельно выгрызайте дыры сразу в двух «швейцарских сырах».

3. Теперь о качестве выполненной работы . Безусловно, качество работы улучшится, если последний день перед сдачей проекта останется менее загруженный.

У вас будет возможность просмотреть выполненный план свежим, неуставшим взглядом, убрать лишнее, отполировать и уточнить детали.

4. Если образовалось «окно» в вашей оплачиваемой работе , используйте время для себя. Подумайте о новых идеях, займитесь самообразованием, приведите бумаги в порядок.

5. Постарайтесь не перегружаться работой , подход к работе должен быть рациональный и спокойный. Никакая доплата, компенсирующая за срочность, не восстановит ваши внутренние силы и расшатанные нервы.
Не позволяйте заказчикам вас удерживать в регулярной напряженной атмосфере и надоедать вам в любое период времени.

Применение методов швейцарского сыра на практике

Наиболее трудные, на ваш взгляд, задачи не обязательно выполнять в первую очередь. Можно начать выполнять, что вам нравиться сначала, а потом все остальное.

Пример:
Вы присутствуете на презентации . Она вам кажется такая скучная. Найдите несколько иллюстраций, запишите цифровые значения, потом сделайте два- три интересных слайдов и скоро в вашем швейцарском сыре появятся много дырок, что до конца доесть останется очень просто.

Следовательно, метод швейцарского сыра, заключается в виде «выгрызания» незначительными кусочками, словно «подтачивания» с разных концов неприятной трудной задачи, которую обязательно нужно решить.

Пример:
У вас по плану замена старых оконных рам на новые . Но вам не хочется этим заниматься. Вы представляете, сколько будет работы: пыль, грязь, рабочие, почти целый день на ногах. А менять нужно. С чего начать? Ищите фирму, узнаете адрес, спешите сделать заказ. Первый этап работы выполнен. Можно сосчитать сколько дырок вы «прогрызли» в сыре. Осталось помыть полы, окна, после окончательной работы наемных рабочих. Метод швейцарского сыра действует, сыр съеден окончательно. Ура!

Пример:
Поговорим о людях, работающих на ПК, об их проблемах планирования рабочего графика . Бывает работа, которая требуется выполнения быстро. Работаете круглые сутки. Но наступает момент, вы устали трудится, читаете рассылочные письма. Занимаетесь всем только не работой. У вас 2- а минуса: во- первых организм истощается; во- вторых- истекает срок сдачи работы.

Это касается особенно новичкам во фрилансе, которые охотно берутся за все работы с азартом и активностью. Вас поджидают скрытые опасности.

№1. Не нагружайте себя большой работой, рассчитывайте свои силы. В процессе работы будете спешить, сделаете ошибки. Клиенты скоро оценят ваш труд. Может пострадать ваша репутация.

№2. Соблазнительно работать с продвижением проектов, непосредственно, связано с большим количеством продаж, с клиентами. Вы про методы швейцарского сыра забыли окончательно . Не забывайте, что отложенные задачи накапливаются.

Метод швейцарского сыра направлен: выполнять любую работу не принужденно, в свободную минуту, но результат получается приятный .