Что должен делать kуратор нгш. Как кураторы появились в России. Должностные обязанности куратора академической группы

Те, кто знаком с институтом Реинкарнационики, знают о том, что его курируют Высшие Силы - духовные Сущности. Они помогают и направляют деятельность института, под их руководством проходит духовное посвящение студентов, проводятся реинкарнационные исследования.

Однако не все знают, как и при каких обстоятельствах появились эти существа.

Эту историю поведала Валентина Павленко, именно она передает послания духовных существ, которые назвали себя Кураторами института Реинкарнационики.

Служение - миссия Душ

Будучи студенткой первого курса Института Реинкарнационики, мне представилась уникальная возможность работать индивидуально с руководителем института – Марисом Дрешманисом

По его словам, у меня хорошо получается не только гулять по прошлым жизням и внетелесным состояниям, но и облекать воспринятую информацию в слова.

Именно по этой причине мы начали наши совместные исследования для более глубокого обучения студентов.

На одном из таких занятий, получая довольно таки глубокую информацию, мы спросили, кто говорит?

Ответ последовал, что общаются с нами Духовные Сущности с уровня Вознесенных Учителей под руководством Вознесенных Владык.

Их задача состоит в том, чтобы помогать деятельности Группы Света, которая сформировалась на базе института, направлять и курировать нашу работу.

Нас призвали на служение, спросив при этом нашего согласия. Получив от нас ответ «да», нас благословили на дальнейшую деятельность под Их чутким руководством.

С нами провели индивидуальную работу, подсказали, на что обратить внимание, чтобы деятельность была «чистой».

За этот период высветилось несколько граней их помощи.

Это передача полезной информации для обучения студентов грамотной работе с людьми – помощь в осознании роли проводника, выявление глубинных страхов и убеждений, которые мешают работе.

Это групповая работа по повышению вибрационного уровня учащихся и расширению сознания, углублению осознанности в жизни.

Это подсказки, в каком направлении двигаться, когда это уместно с точки зрения Высших Сил.

Красной нитью через все это взаимодействие проходит наличие у нас выбора, как поступать. От Них мы просто получаем информацию и поддержку. Согласитесь, намного проще работать, когда чувствуешь мощную руку помощи от мудрых старших братьев.

* Публикуем некоторые послания Кураторов, переданные Валентиной Павленко в 2013 году, и которые актуальны в сегодняшние дни (редакция журнала).

Послание от Оресафиила

Приветствуем, дорогие работники света. Сегодня наши послания передает Оресафиил, наш Огненный брат, который видит свою помощь вам в поддержке, очищении вашего пространства, освещении вашего пути.

Я прихожу к вам на волнах любви моих братьев через того, кто согласился принимать и передавать мои послания.

И я несу вам весть о том, что необходимо делать вам сейчас для выполнения ваших заданий, для помощи тем, кто еще не почувствовал в себе той силы внутреннего огня и сбит с толку туманом иллюзий, тем, кому необходима ваша помощь, ваша протянутая рука, ваш взгляд в их сторону.

И это ваше направленное внимание на тех, кто стоит у черты, кто внутренне готов шагнуть далее, но еще не ощутил той храбрости в своем сердце, чтобы самому сделать первый шаг, уже само по себе творит чудеса и пробуждает в людях их внутреннюю Суть и Силу.

Так что же является самым важным сейчас для всех работников Света по всей Земле?

Мой вам ответ – объединяйтесь!

Объединяйте ваши внутренние потенциалы, работайте с планами Земли!

Сейчас ваши усилия в этом направлении неоценимы, как и то, что вы здесь именно сейчас.

Вспоминайте себя все больше день ото дня. Выставляйте намерение вспомнить вашу Истинную Суть, ваше происхождение, ваши задачи и мотивы, из-за которых вы на Земле именно сейчас.

Это поможет вам оставаться осознанными на высоких вибрациях Любви, Единения, Мужества и Храбрости проявлять себя теми, кем вы есть на самом деле.

Используйте все инструменты, которые вам доступны сейчас, чтобы оставаться на наивысших для вас вибрациях в повседневной жизни, в общении с близкими, с окружением, с теми, кто нуждается в вашей помощи. Это важно сейчас!

Будьте настоящими маяками, будьте такими изнутри, во всем своем существе. Не думайте, что вы светоносцы – будьте настоящими светоносцами во всем вашем существе. Да, дорогие, сейчас время большой работы!

Той работы, которую можете сделать только вы, находясь в ваших земных телах. Объединяйтесь в вашей работе (круги, группы) и призывайте помощь Духовных Существ Света, которые близки вам.

Мы можем и хотим помогать вам. Призывайте нашу помощь и она придет незамедлительно. Призывайте мои энергии для очищения и освещения вашего пути, вашего жизненного пространства. Я возжигаю огонь ваших сердец и возвещаю ваш путь в Беспредельности.

Я есмь Оресафиил.

Обращение Кураторов к читателям журнала

Приветствуем вас, дорогие работники Света!

Вы, читающие эти строки, являетесь сопричастными ко всем процессам, происходящим сейчас на Земле повсеместно. Ощутите эту сопричастность в своем сердце, вдохните ее всем своим существом и распространите вокруг вас.

Будьте тем облаком, которое несет живительную влагу проливного дождя страждущим Душам. Душам, блуждающим во тьме, не могущим найти Свет.

Станьте этим Светом для них. Войдите в Храм своего сердца и увидьте свое Величие, свою Красоту. Примите свою Силу. Силу исцелять. Силу указывать Путь. Силу побеждать смерть и возвращать к жизни.

Увидьте целостность и красоту всех явлений Мироздания. Бережно нанизывайте Жемчужины Мудрости на ожерелье Жизни. Носите его легко и с радостью, не красуясь перед другими. Увидят те, кто созрел.

Примите Дары Духа. Будьте смелы в поиске повседневных решений. Всегда верьте в положительный исход. Творите свою реальность сами, не скидывая ответственность и не отдавая свою истинную Силу.

Мы – ваши друзья по ту сторону завесы, несем вам благую весть. Проснитесь! Время пришло проявить себя в творчестве жизни. Пусть ваше творчество наполнит жизнь яркими красками и волшебством.
Станьте сосудами Мудрости для ближних и для самих себя!!!

В детском саду – воспитатель, в школе – классный руководитель, а в университете – куратор. Все эти люди становятся вторыми родителями, поскольку сопереживают каждому своему подопечному и стремятся всячески повысить его успеваемость.

Куратор в университете – это глубокоуважаемый человек, к которому академическая группа приходит за советом, помощью и уважает, как никого другого. Это не официальная должность, но каждый преподаватель относится к ней с особой ответственностью.

Кто такой куратор?

Итак, куратор – это преподаватель в вузе, которому на кафедре поручают вести одну из академических групп подобно классному руководству в школе. Для получения этой должности не требуется дополнительное образование, а оплачивается такое совмещение ощутимой прибавкой к заработной плате.

Желание стать куратором возникает далеко ни у каждого педагога, и это легко объясняется. Помимо прибавки к заработной плате он получает в нагрузку дополнительные заботы и не всегда самостоятельных студентов, которые утомляют своими вечными визитами и порой глупыми вопросами.

Кураторство – это, скорее призвание, чем легкий способ подзаработать, поэтому многие претенденты добровольно отказываются от такой участи.

Заведующий кафедры или декан не настаивают на этой должности, а, скорее, советуется с преподавательским составом, кто готов взять на себя такую ответственность. Назначают желающих либо самых ответственных, которые серьезно отнесутся к этой должности и не смогут отказать.

Как показывает практика, кураторство в современном студенчестве – дело неблагодарное, поскольку учащиеся вузов слишком рано становятся самостоятельными и не нуждаются в дополнительной помощи педагога.

Мало того, систематически пропускают его собрания, игнорируют вызов на кафедру и вовсе уверены, что обойдутся без такой опеки.

Неформальные обязанности куратора

Куратор получает надбавку к заработной плате, поэтому в обязательном порядке должен заниматься своей академической группой, а не только числиться за ней.

Среди основных обязанностей этого преподавателя – воспитателя стоит выделить следующие:

1. Донести ценную и полезную информацию до учащихся . Задача куратора – сообщить группе об общественных, организационных и других мероприятиях, на которых их явка обязательна. Кроме того, он предлагает экскурсионные программы, напоминает об обязательном прохождении медосмотра, а также сообщает обо всех задолженностях и пожеланиях деканата. Он готов ответить на любой вопрос, а всех своих студентов просто обязан знать в глаза.

2. Назначает старосту . Как правило, советам куратора четко следуют, поэтому, если он порекомендует конкретного студента на роль старосты, то к нему обязательно прислушаются. В дальнейшем староста чаще остальных контактирует с куратором, выступая в качестве посредника и исполнителя.

3. Организовывает культурные и развлекательные мероприятия . Как известно, студенческая жизнь надолго запоминается, так вот, чтобы сделать этот период памятным и значимым, нужно как можно чаще устраивать дискотеки, вечеринки, чаепития и другие развлекательные мероприятия для академической группы.

Задача куратора – вместе со студентами продумать сценарий, оформить помещение и даже выступить в качестве ведущего (соведущего) на этом празднике.

4. Стать для студентов другом, помощником и тонким психологом , который всегда поймет проблему и даст дельный совет. К кому, как не к куратору, идти со своими сложностями, тем более что этот человек всегда найдет нужные слова, чтобы поддержать и подбодрить упавшего духом подопечного.

Проблемы академической группы всегда воспринимает, как свои собственные, поэтому переживает и болеет за своих студентов душой.

5. Связываться по необходимости с родителями студента . Если учащийся вуза считает себя слишком самостоятельным и независимым, то проблем в учебе однозначно не избежать.

Это уже закономерность, которая повторяется из года в год, от одной сессии к другой. Так вот здесь просто необходимо донести до родителей реальную информацию о проблемах их чада, чтобы они хоть как-то воздействовали на его поведение и проявили участие в его дальнейшем обучении.

В общем, участь куратора нелегкая, и, чтобы стать достойным помощником и надежным другом, очень важно не только заслужить всеобщее доверие, но и заработать неподдельный авторитет в сознании всей академической группы. Но как это сделать?

Как стать хорошим куратором?

Если вы считаете, что назначение куратора – это и есть процесс становления авторитета, то сильно ошибаетесь. Куратор – это больше неформальный лидер, к которому студенты тянутся по доброй воле, а не по настоянию строго и требовательного деканата. Но как стать той «рубашкой», в которую все подопечные будут добровольно плакаться?

1. Студентов нужно воспринимать на равных, а не демонстрировать свое очевидное лидерство. Таких лидеров, как правило, боятся и избегают, а вот хорошего друга будут ценить, уважать и доверять ему все свои тайны и переживания. Так что выбор делайте сами, кем быть для своих подопечных?

2. К мнению студентов всегда нужно прислушиваться, показывая тем самым полное равноправие. Если сотрется эта черта «руководитель — подчиненный», то общаться с куратором будет весело и интересно. Студенты будут сами приходить на переменах к нему «в гости», а не скрываться под лестницей или в туалете.

3. Не стоит без повода беспокоить родителей, поскольку такое посредничество явно не понравится студентам. Сначала необходимо обсудить все проблемы со своим подопечным, и только если он не сможет их самостоятельно решить, обратиться за помощью родителей. Это должен быть последний вариант спасения утопающего.

4. Своих студентов нужно не ругать в деканате, а, наоборот, стараться защитить и смягчить наказание. Конечно, много такой подход не решит, но зато академическая группа будет рада, что куратор остается на их стороне.

5. Со студентами нужно больше общаться и желательно в неформальной обстановке. Для этого как раз и существуют общественные мероприятия, например, выезд на природу, туристический поход, и другие развлечения, идеально подходящие для всей академической группы.

Казалось бы, нет ничего сложного, зато через месяц – дугой отношения со студентами будут налажены, и их можно смело назвать товарищескими.

Должностные обязанности куратора академической группы

После назначения куратор получает должностную инструкцию, в которой подробно описаны все его прямые обязанности. Их необходимо запомнить или даже выучить наизусть, а в будущем неуклонно следовать указанным предписаниям.

Итак, куратор должен:

Найти индивидуальный подход к каждому студенту;

Изучить личное дело каждого студента своей академической группы;

Помочь студентам адаптироваться к студенческой жизни;

Ознакомить студента с особенностями учебного процесса в университете;

Контролировать успеваемость студентов своей академической группы;

Регулярно организовывать культурно-общественные мероприятия;

Привить любовь студентов к спорту и здоровому образу жизни;

Устраивать экскурсии, походы в музеи, туристические походы и другие познавательные мероприятия;

Извещать родителей об успеваемости студента;

Создать дружелюбные отношения между студентами своей академической группы;

Вести специальный журнал куратора;

Информировать заведующего кафедры обо всех нуждах и достижениях своих студентов;

Контролировать проживание иногородних студентов в общежитии;

Каждый семестр подготавливать отчет о проделанной кураторской работе;

Раз в две недели проводить тематические семинары или собрание студентов своей академической группы;

Решать все проблемы студентов, не только связанные с учебой и успеваемостью.

Теперь понятно, за что куратор получает дополнительную надбавку к заработной плате, но, если сказать честно, работы много, а доход не такой уж и существенный.

Именно поэтому, прежде чем соглашаться на кураторство академической группы, рекомендуется внимательно ознакомиться с должностной инструкцией и мысленно прикинуть, а сможете ли вы это осилить, при этом нельзя забросить пары по своему основному предмету.

Отношения куратора и студентов

Каждый студент знает, что за его академической группой закреплен куратор. Однако не всегда обращается к нему за помощью и поддержкой.

Бывают такие невероятные случаи, когда учащиеся вузов в лицо не знают своего куратора, а его фамилия в академическом журнале и вовсе ничего им не говорит. Здесь можно смело сказать, что виноват в таком отчуждении однозначно куратор, который сам игнорирует свою группу и не интересуется заботами своих подопечных.

Есть другой тип кураторов, которые просто душат студентов своей опекой и повышенным вниманием. От такого помощника и наставника хочется спрятаться и сбежать, поэтому аудитории на его собраниях в большинстве своем пустуют. Навязчивость – опасное чувство, которое вызывает раздражение и желание превратиться в невидимку.

Именно поэтому требуется «золотая середина», где куратор будет интересоваться жизнью своих подопечных, но при этом подождет, пока к нему лично обратятся за помощью. Студенты – это взрослые люди, поэтому им обязательно нужно дать шанс самостоятельно решать свои проблемы.

Вывод : Необходимо быть не просто куратором, важно стать КУРАТОРОМ с большой буквы, ведь к такому студенты будут обращаться даже после выпуска. Хорошее отношение не забывается, а со временем может перерасти в самую настоящую дружбу.

Теперь ты знаешь о том, кто такой куратор группы .

Предполагаемый глава группы контрабандистов, планировавшей отправить около 400 кг кокаина из Аргентины в Россию, Андрей Ковальчук называл себя сотрудником спецслужб, рассказал РБК адвокат одного из арестованных фигурантов дела

Фото: @gendarmeria / twitter

Предполагаемый организатор преступной группы, оставившей почти 400 кг кокаина в школе при российском посольстве в Буэнос-Айресе, называл себя «куратором» — одним из сотрудников спецслужб, под наблюдением которых находятся сотрудники диппредставительств. Об этом рассказал РБК адвокат Александр Костанянц, защищающий одного из арестованных фигурантов дела о контрабанде наркотика — Али Абянова.

Речь идет об Андрее Ковальчуке, которогоаргентинские СМИ ранее называли бизнесменом. Организатором группы контрабандистов был Ковальчук, писал Clarin . Издание называло его проживающим в Германии бизнесменом, который занимается торговлей премиальными товарами (алкоголем, икрой, кофе и сигарами). Абянов считал Ковальчука куратором сотрудников российских посольств за рубежом, подчеркнул Костанянц.

Костанянц не исключает, что дело могло стать результатом провокации, связанной с перевербовкой или конфликтом среди сотрудников спецслужб, работающих при российских диппредставительствах.

Супруга обвиняемого сейчас находится в Москве и «очень плохо себя чувствует», заявил Костанянц, недавно ей оформили инвалидность. Другие фигуранты того же дела, арестованные в России (Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов), как и Абянов, утверждают, что не имеют отношения к поставке, добавил Костанянц.

«Кокаиновое дело»

О «кокаиновом деле» 22 февраля, когда министр безопасности Аргентины Патрисия Буллрич рассказала об обнаружении 385 кг наркотика на территории российского посольства. В декабре 2016 года сотрудник диппредставительства рассказал властям страны о веществе, найденном в подсобном помещении школы; это произошло по согласованию с послом Виктором Коронелли и российским МИДом, официальный представитель министерства Мария Захарова. После этого наркотик был тайно заменен на муку, чемоданы снабдили GPS-передатчиками, и силовики обеих стран договорились о контролируемой поставке, чтобы раскрыть всю цепочку контрабандистов.

Сейчас трое фигурантов дела арестованы в России (по данным спецслужбы, они были взяты с поличным при получении груза); еще два предполагаемых участника преступной группы задержаны в Аргентине​ — это Александр Чикало и сотрудник полиции Буэнос-Айреса Иван Близнюк. На свободе остается организатор группы, который и объявлен в международный розыск по линии Интерпола, отчитались в ФСБ.

Включение российской системы образования в общеевропейский Болонский процесс диктует новые требования к организации воспитательной работы в вузе - готовить конкурентоспособного специалиста. Решающую роль в этом может сыграть куратор.

Актуальность и значимость воспитательной работы в вузовском социуме в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.

Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. В то же время, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, по нашим наблюдениям, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.

В этой связи необходимо сформулировать определение миссии преподавателя не только как транслятора знаний, но и как активного агента воспитания студентов в вузе.

Возрожденный во многих вузах институт кураторства с целью организации воспитательной работы со студентами младших курсов предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым обучающимся. Однако на протяжении обучения в вузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента. На первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении, и эту функцию могут выполнять уже научные руководители. Таким образом, преподаватель, выполняющий функции куратора студенческой группы, - это посредник между студентами и сложной структурой жизнедеятельности вуза. Многие учащиеся отмечают, что спорные вопросы по поводу их академических проблем успешнее решает куратор. Он знает группу и отдельных студентов лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра.

Куратор - одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Поэтому, относя кураторство к профессиональной сфере деятельности вузовского педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция и предвидение, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм и находчивость, педагогическая рефлексия.

Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Кураторы могут целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, формированию определенного опыта в различных ситуациях. Не стоит понимать работу куратора однобоко, как только информирующую и контролирующую. У куратора много функций, но, прежде всего, он наставник, а в современном смысле - менеджер, то есть тот, кто использует ресурсы и внутренний потенциал других людей для достижения конкретных целей.

В соответствии с задачами, которые определяют себе сами кураторы, их можно условно разделить на несколько типов.

  • Куратор-«информатор» - предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.
  • Куратор-«организатор» - считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.
  • Куратор-«психотерапевт» - очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.
  • Куратор-«родитель» - берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Решает семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.
  • Куратор-«приятель» - заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.
  • Куратор-«беззаботный студент» - не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко даже не представляя себе студенческую группу.
  • Куратор-«администратор» - своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости. Выполняет в основном контролирующую функцию, но, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну. Кроме того, «психотерапевт» и «родитель» вмешиваются в личную жизнь студентов, что недопустимо и вызывает протест с их стороны в отношении кураторства вообще. «Беззаботный студент» укрепляет мнение других о том, что куратор - это «пустое место», и нет необходимости вводить его обязанности.

Залогом успеха кураторской работы является заинтересованность администрации вуза, которая относится сегодня к этому виду деятельности как к формальным обязанностям преподавателя. На наш взгляд, сегодня остро необходимы механизмы отбора кураторов из общего числа преподавателей, административные меры по мотивации кураторов, механизмы эффективного обучения и контроля их деятельности. Для этого необходимо обеспечить заинтересованность кураторов в добросовестном труде.

Работа куратора как вид профессионально-педагогической деятельности обладает такими характеристиками, как целенаправленность и мотивированность. Однако основной ее характеристикой является продуктивность. В соответствии с этим критерием нами выявлены уровни профессионально-педагогической деятельности куратора студенческой группы.

1-й уровень - непродуктивный . Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.

2-й уровень - малопродуктивный . Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда в силу интуиции он действует успешно и сообразно ситуации.

3-й уровень - среднепродуктивный . Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, их потребностей и способов обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематизированы.

4-й уровень - продуктивный . Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей.

5-й уровень - высокопродуктивный . Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов .

  1. информативная (предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий);
  2. организационная (предполагает структурирование куратором внеучебной жизни студенческой группы);
  3. коммуникативная (обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе, структурирование внутригрупповых отношений, непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера);
  4. контролирующая (административная);
  5. творческая (предполагает расширение деятельности куратора в связи с его индивидуальными потребностями и способностями).

Эти функции очерчивают и круг обязанностей куратора. Лишь последняя, творческая функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.

В образовательном процессе вуза необходимо соблюдение условий, при которых воспитательная работа будет эффективна:

  1. надежная и охватывающая всех студентов диагностика эффективности их профессионально-личностного развития, систематический мониторинг уровня сформированности важнейших личностных и профессиональных качеств будущих специалистов;
  2. реальная дифференциация и индивидуализация профессионального воспитания, основанная на результатах мониторинга профессионально-личностного развития студентов;
  3. куратор должен быть знаком с возрастными психофизиологическими особенностями студентов, с особенностями их потребностно-мотивационной сферы, с психологией межличностного взаимодействия и психологией учебной группы;
  4. будущим специалистам должны быть предъявлены эталоны, образцы, задающие планку требований студента к себе, как представителю своей профессии;
  5. должны быть обеспечены реальные условия самооценки для сравнения себя с другими, формирование на этой основе собственных перспектив профессионального и личностного роста;
  6. студент должен видеть и понимать динамику позитивного и устойчивого профессионально-личностного развития, сам должен оценивать, насколько он приблизился к задаваемому им самим эталону;
  7. должен быть предложен ряд вариантов социально полезной профессионально-ориентированной практической деятельности;
  8. куратору необходимо включить каждого студента в социально-полезную деятельность, в занятия творческих коллективов и общественных объединений, в работу различных клубов, объединений и отрядов;
  9. должны быть созданы реальные возможности и стимулы для активного взаимодействия будущего специалиста с культурой и искусством, освоения им лучших образцов художественного творчества, постижения культуры.

Формы работы с группой могут быть разными: от насыщенно информационных (беседа, рассказ, час куратора, встречи и т.д.) до коллективных творческих дел различного типа. Место и формы проведения совместного дела способствуют реализации максимума возможностей межличностного педагогического общения.

Для оценки качества участия преподавателей в воспитательной работе нами разработаны показатели, характеризующие участие преподавателя в воспитательной работе. К ним относятся:

  1. кураторство или наставничество (научное руководство);
  2. организация посещения музеев, выставок, театров, кинотеатров, проведение круглых столов и т.п. на уровне группы, курса, факультета, общежития, вуза;
  3. организация для студентов кружков досугового характера, клубов по интересам, научных кружков, научных или предметных олимпиад, секций и проч.;
  4. подготовка студентов для участия в творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях на уровне вуза, города и области, России, международных;
  5. подготовка студентов, получивших 1-3 места на творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях на уровне вуза, города и области, России, международных;
  6. участие студентов курируемой группы в спортивно-массовых и культмассовых мероприятиях, проводимых на уровне вуза, города и области, России;
  7. участие студентов курируемой группы в организации санитарных и экологических субботников в вузе;
  8. публикации преподавателей в СМИ по проблемам воспитания молодежи на уровне вуза, города и области, России;
  9. участие преподавателя в разработке методических пособий, информационных буклетов по проблемам организации воспитательной работы в вузе;
  10. отсутствие среди студентов курируемой группы случаев нарушения правил внутреннего распорядка вуза, административного правонарушения, уголовного правонарушения;
  11. профориентационная работа преподавателей с будущими абитуриентами.

Литература

  1. Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. Под ред. А.И. Верецкой, А.П. Дьякова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 123 с.
  2. Записная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О.В. Гришаев, М.В. Щербакова. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - 134 с.

Проблемный семинар

«Новые подходы к работе

куратора группы

учреждения профессионального образования»

Выступающие:

    Заместитель директора по учебно – воспитательной работе «Основные направления работы куратора группы»

    Куратор группы 31 «Методы организации работы со студентами групп нового набора»

    Методист «Функции куратора группы, планирование в деятельности куратора группы»

    Куратор группы 32 «Организация работы студенческого самоуправления»

1. «Основные направления работы куратора группы»

Радикальные перемены в социально-экономической жизни России являются основой модернизации профессионального образования в системе НПО, СПО и ВПО. Инновационные процессы применительно к содержанию образования связаны с реализацией компетентностного подхода.

Новые ФГОС СПО третьего поколения определили ориентацию на формирование компетенций как на цель и результат образовательного процесса. В них компетенции представлены как способности применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области.

Умение учиться - это овладение основными видами действий: логическими, психологическими, специфическими. В настоящее время умение учиться как никогда востребовано в профессиональной школе. И считается, что умение учиться должно быть сформировано к окончанию основной общеобразовательной школы. Однако экспериментальными данными (международная программа оценки знаний и умений учащихся PIZA, публикация авторов, работающих в учреждениях НПО и СПО различных регионов России) этот тезис не подтверждается.

Современное образование нацелено на решение таких задач, как создание условий для повышения конкурентоспособности личности, обеспечение профессиональной и социальной мобильности, формирование кадровой элиты общества, основанной на свободном развитии личности. В соответствии с этим целями кураторской деятельности являются сплочение коллектива, формирование профессиональных качеств студентов и кураторов, потому что именно в коллективе создаются оптимальные условия для реализации личностного потен­циала и развития способностей (коммуникативных, организаторских, аналитических). Это возможно при использовании активных форм работы: тренинговых занятий, деловых игр, групповых дискуссий.

Поскольку многие выпускники школы, поступившие в профессиональные учебные заведения, не обладают сформированными в необходимой степени универсальными учебными умениями, решение этой проблемы выступает сегодня в качестве самостоятельной задачи профессионального образования.

В условиях социально-психологической адаптации к новой образовательной среде студентам-первокурсникам приходится осмысливать свою новую социальную роль с помощью адаптационных механизмов. Адаптация продолжается от двух-трех недель до нескольких месяцев в зависимости от социальной зрелости студента. Адаптироваться нужно:

Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в общеобразовательной и профессиональной школах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в техникуме, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой.

Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение однокурсников. Студент, поступивший в техникум, задает себе вопросы: что я могу, что не могу, как меня воспринимают однокурсники, лучше я или хуже других,

В-третьих, на протяжении начальных курсов осознается призвание к избранной профессии, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

В-четвертых, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.

В -пятых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.

Большая ответственность при этом возлагается на куратора группы.

Если раньше авторитет педагога был незыблем, то в настоящее время авторитет завоевывается всей деятельностью и личностными качествами педагога. Чтобы совершенствовать личность студента, куратор должен быть профессионалом своего дела, быть коммуникабельным, иметь позитивное отношение к окружающей действительности, быть эрудированным и интересным человеком. Круг его обязанностей достаточно широк. В связи с этим куратору необходимо:

Знать особенности состояния здоровья студентов, бытовых и семейных условий их жизнедеятельности;

Постоянно участвовать в жизни группы, обеспечивая защищенность интересов каждого;

Работать над созданием благоприятной атмосферы в группе, формированием коллектива, коммуникативных компетенций у студентов;

Постараться создать условия для максимального развития личности каждого студента;

Приобщать студентов к участию в творческой деятельности учебного заведения;

Способствовать формированию у студентов позитивного отношения к окружающей действительности;

Оказывать помощь в вопросах, связанных с организацией учебной деятельности;

Организовать индивидуальную работу со студентами, у которых возникают проблемы с адаптацией, и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин.

Сложность работы куратора в среднем профессиональном учебном заведении заключается в том, что студенты приходят уже сформировавшимися личностями и куратор должен строить свою работу исходя из данного обстоятельства.

Перед куратором стоит сложная задача - сделать так, чтобы каждый студент чувствовал свою нужность, значимость в соответствии с реальными возможностями. Таким образом, при всем многообразии задач кураторской деятельности его главной целью является помочь студентам правильно организовать деятельность, найти свое место в жизни учебной группы и всего учебного заведения.

Характеризуя модель кураторской деятельности, следует остановиться на основных ее компонентах: целеполагании, мотивационном, ориентировочном, исполнительском и контрольно-оценочном. Все эти компоненты способствуют более успешной адаптации студентов первых курсов.

Целеполагание предполагает постановку целей деятельности куратором. Как правило, можно выделить три группы целей:

Формирование благоприятных отношений между студентами и сплочение коллектива;

Формирование профессиональной компетентности и профессионально важных качеств студентов;

Формирование профессионально важных качеств преподавателя-куратора.

Нам представляется важным на первое место среди целей кураторской деятельности поставить именно формирование благоприятных отношений и сплочение коллектива, потому что только в атмосфере сотрудничества и взаимопомощи можно достичь самораскрытия каждого члена коллектива. Состояние дискомфорта и высокого нервно-психического напряжения мешает свободной реализации творческого потенциала личности и формированию важных личностных качеств.

2. «Методы организации работы со студентами групп нового набора»

Нам предстоит научиться спокойно работать в коллективе в котором собраны дети не только разных способностей, но и с разными жизненными целями – вот что самое трудное.

С. Соловейчик

Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современной России необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы работы и учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.

Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения. Будет ли заложен в период адаптации студента фундамент его дальнейшего успешного обучения, профессионального становления, или с приходом в учебное заведение выпускник школы попадет в чужой, непонятный мир?

На основе результатов исследований определены следующие трудности в адаптации студентов первого курса:

отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной и моральной поддержкой;

неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;

поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в условия проживания в общежитие или на квартире;

отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.

Под адаптивной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. В концепции психолога А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:

адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

социально-педагогическая адаптация или общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.

Адаптация формальная

Адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в профессиональную систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Социально-педагогическая адаптация

Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Приходя в колледж получить профессию и изучая различные дисциплины, студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. На первом курсе решаются задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Адаптация дидактическая

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель – создавать для этого условия.

Главная задача педагога в адаптационный период, раскрыть перед студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний всего богатства культуры. Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации. В процессе адаптации может возникнуть стадия затрудненной адаптации. Она характеризуется сочетанием внешних и внутренних трудностей, которые могут приобрести устойчивый характер.

Адаптация первокурсника в колледже – первая, важнейшая цель работы куратора. На этом этапе куратору необходимо решить следующие задачи:

узнать о своих студентах как можно больше: сначала заочно, потом во время встреч и бесед;

создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи.

Особое внимание первым дням пребывания студента в техникуме обуславливается еще и тем, что успешная адаптация – это предпосылка дальнейшей активной деятельности поступившего и необходимое условие ее эффективности.

Формы работы со студентами в период адаптации

1. Индивидуальное собеседование с абитуриентами в период сдачи вступительных экзаменов. Цель собеседования – убедить абитуриента: здесь о тебе хотят знать все хорошее, тебя уже приняли, поняли, полюбили, без тебя и каждого из нас жизнь студенческого коллектива не может состояться. Этот разговор– своеобразный мостик к сердцу первокурсника, и укрепляться он будет до первой встречи в сентябре.

2. Заочное знакомство с группой. Заочное знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа куратора, в этот период, заключается в изучении личных дел, заполнение журнала

3. Ознакомление с техникумом.

Примерная программа знакомства с техникумом:

экскурсия по колледжу (приемная директора, кабинет завуча и заведующего отделением, учебная часть, методический кабинет, библиотека, музей, профком, спортзал, столовая, бухгалтерия, медицинский кабинет, учебные кабинеты и т.д.);

ознакомление с учебным расписанием.

Ориентация в пространстве колледжа – обычно решается путём проведения экскурсий. Однако это не всегда в полной мере эффективно в силу большого объема информации в первые дни обучения. Создание специального буклета, сформированного по аналогии материалов для поступающих, - один из вариантов решения проблемы знакомства первокурсников с техникумом. Это может быть пособие - «Информация для студентов 1 курса», отражающее следующие вопросы:

правила внутреннего распорядка, которые необходимо знать студенту-первокурснику;

права и обязанности студентов;

информация о проведении экзаменов и зачетов,

критерии оценки знаний студентов во время текущего контроля и экзаменационной сессии;

информация о должностных лицах администрации техникума,

телефоны.

4. Индивидуальное собеседование администрации техникума с первокурсниками в ходе которого выясняются разные стороны личности, оказывается консультационная и практическая помощь в решении выявленных проблем, содействие индивидуальному развитию способностей.

5. Выяснение условий проживания студентов в общежитии и на частных квартирах. Следует посещать общежитие и квартиры проживания студентов, где выяснить возможности решения бытовых проблем, наличие условий для самоподготовки, проводить индивидуальные беседы со студентами, родителями, при необходимости с квартиросдатчиками об особенностях бытовых условий и внеурочного времяпровождения студентов.

6. Совместная работа куратора группы и психологической службы.

Психологические диагностики

Проведеить психологические диагностики студентов с целью определения уровня социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже, оценки уровня развития разнообразных отношений в группе, выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности. Опросник может выглядеть следующим образом:

Не разочаровался ли ты в выборе учебного заведения?

Что тебе нравится в техникуме?

Что вызывает дискомфорт?

В изучении каких учебных предметов испытываешь трудности?

С чем связаны трудности? (слабые знания из школы, отсутствие учебно-методической литературы, трудность изучаемого материала, высокие требования преподавателя, другое).

Пожелания организаторам учебной и внеучебной работы.

Индивидуальные консультации

По результатам диагностики и по мере необходимости психологом проводятся индивидуальные консультации студентов по преодолению стрессовых ситуаций, эмоциональных трудностей, осуществляется помощь в улучшении межличностных отношений.

7. Часы куратора. Примерная тематика часа куратора в адаптационный период:

Заочное знакомство с колледжем: беседы, просмотр фильмов об истории колледжа.

Знакомство со студенческой жизнью: система студенческого самоуправления - организация линеек, заседаний совета отделения, студенческого совета, традиции техникума.

Ознакомление с Уставом колледжа, разъяснение основных правил, прав и обязанностей студентов.

Беседа о культуре поведения в технукеме и общественных местах,

Лекции, посвящённые вопросам гигиены умственного труда.

Рекомендации о методике самостоятельной подготовки к занятиям по ознакомление студентов с правилами работы в библиотеках, беседы о правилах написания конспектов, пользовании учебной и дополнительной литературой –библиотечный урок.

Беседа об организации досуга в техникуме, работе научных студенческих кружков и спортивных секций, их презентация.

Оказание помощи в выборе актива группы, распределение общественных поручений. Актив группы выбирается в сентябре на общем собрании группы. До того как проводить выборы, необходимо ознакомить студентов с правами и полномочиями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Следует предупредить студентов, что поручение всегда можно изменить.

Ежедневное решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы,

Проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу. С целью развития групповой сплоченности куратору, помимо традиционных и привычных классных часов, можно предложить нетрадиционные формы работы со студентами первого курса на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствует знакомству студентов, развития позитивного отношения друг к другу, групповой сплоченности.

«Вот какой я!»

Студентам раздаются карточки, и предлагается обозначить на них себя так, как ему (ей) хотелось бы, чтобы его (ее) здесь и сейчас называли. Студентам предлагается прикрепить визитку булавкой. Затем начинает знакомство, то есть назвать свое имя, откуда приехал, свои ожидания.

«Ближайший праздник Дня рождения»

Студентам предлагается построиться в шеренгу по датам рождения: «начало здесь, конец – там». Все, больше никаких подсказок «Как хотите, так и действуете».

8. Посещение театров, выставок, музеев: музей образования колледжа, краеведческий музей, спортивные мероприятия, участие в общеколледжных мероприятиях также способствуют объединению коллектива. А. С. Макаренко отмечал, что управлять коллективом - это увлечь определенной целью, требующей общих усилий труда, также «Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка», – утверждал он.

9. Газета. “Газета – визитка”. Суть: каждая учебная группа первого курса готовит газету - самопрезентацию по следующей схеме:

название группы,

девиз будущей студенческой жизни,

общая песня группы,

коллективные правила предстоящей студенческой жизни,

настроение– пожелание каждого студента.

10 . Индивидуальные беседы. Беседы с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, отделения, техникума, о культуре поведения, внешнего вида в техникуме и общественных местах, индивидуальных проблемах.

Результаты адаптационной работы социально –психологический комфорт студента освоение студентом норм и правил поведения в техникуме

овладение навыками учебной деятельности студента стремление к самообразованию организация бытовых условий желание учиться!!!

Студент-первокурсник в период адаптации особо должен ощущать чувство востребованности, доброжелательности, защищенности, и в тоже время требовательности и контроля со стороны педагогов. Сочетание индивидуальной и активной коллективной воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению психофизического комфорта первокурсников. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для всего коллектива техникума.

3. «Функции куратора группы, планирование в деятельности куратора группы»

Субъектность в образовательном процессе является актуальной и дисскуссиннной проблемой. По определению В. А.Петровского «быть личностью означает: быть субъектом собственной жизни, быть субъектом предметной деятельности, быть субъектом общения, быть субъектом самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я».

Куратор и студенты как деятели, как субъекты являются главными в педагогическом процессе. Взаимодействие субъектов в образовательном процессе (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение студентами опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное усвоение опыта осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие куратора и студентов содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика образовательного процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Субъекты в образовательном процессе выступают не только как отдельные личности, но и как коллективы. Поэтому взаимодействие происходит между педагогическим коллективом и коллективом студентов.

Взаимодействуя друг с другом, эти субъекты создают огромное количество различных контактов и связей, которые оказывают разнообразное влияние на становление личности, ее социализацию, развитие. В свою очередь они влияют и на развитие образовательной системы, совершенствование образовательного процесса.

Взаимодействуя, они представляют собой совокупный субъект. Деятельность этого совокупного субъекта направляется, регламентируется нормативно-правовыми и программными документами. Общая цель совокупного субъекта – сохранение и дальнейшее развитие общественно значимого опыта.

Куратор – преподаватель, ведущий практическую работу в области воспитания и обучения в образовательном учреждении и обладающий особыми свойствами. Выделяют объективные и субъективные свойства. Объективные включают научную подготовку преподавателя, психолого-педагогические знания и умения. Субъективные – педагогическую позицию, направленность и установки, личностные особенности.

Личностные характеристики куратора имеют большое значение в педагогическом взаимодействии. Психологически мы всегда тянемся к личности, вызывающей нашу симпатию, чем-то родственную нам. В целом в личности нас привлекают те свойства и качества, которые нравятся большинству людей: доброта, справедливость, ответственность, самостоятельность, желание помочь и др.

Исходя из сочетания в каждой личности психологических особенностей и сложившихся социальных качеств, специалисты выделяют множество типов людей. Профессиональная деятельность также накладывает отпечаток на тип личности, это позволяет говорить о типах специалистов.

Можно выделить и охарактеризовать следующие типы кураторов:

Куратор-информатор предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам, он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

Куратор-организатор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий: вечера, походы в театр и т. д. В свои обязанности он также включает участие в сборах актива группы, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается участвовать в их разрешении.

Куратор-психотерапевт очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждать к ним, старается помочь советом. Он очень много времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает близкие контакты и почти круглые сутки занимается решением студенческих проблем.

Куратор-родитель берёт на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы, берёт на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как - контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям.

Куратор-приятель заинтересован в том, чем живёт студенческая группа. Он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы. Он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в ряде случаев предъявлять требования.

Куратор-администратор своей основной задачей считает информирование администрации о пропусках студентов, ведёт учёт посещаемости, передаёт студентам требования деканата. Выполняет, в основном, контролирующую функцию, без личной заинтересованности и вовлечённости в интересы студенческой группы.

Куратор – это, прежде всего, организатор жизнедеятельности студентов, консультант в определении жизненной и профессиональной стратегии.

Основные функции куратора:

функции – функция воспитания студентов, что предполагает интеграцию усилий всех преподавателей, направленных на решение этой задачи.

социально-гуманитарные функции – социальная защита студентов от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Функции воспитания и социальной защиты является стержнем, вокруг которых строится система деятельности куратора и наполняется соответствующим содержанием.

социально-психологические функции – организаторские. Акцент деятельности куратора делается не столько на организацию студентов, сколько на помощь им в самоорганизации. Он организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, досуговую.

Таким образом, куратор – это «служитель процесса саморазвития» студента, и направлять процесс саморазвития и усовершенствования личности последнего и есть его важнейшая функция. Ее выполнение требует иных действий, нежели те, которые использовались «формирующей» педагогикой. Здесь вместо запретов – помощь; вместо прямого требования – совместный анализ ситуации и поиск самостоятельных решений; вместо недоверия и назидательных монологов – доверие и уважительный диалог; вместо борьбы с недостатками – духовная поддержка.

Основы воспитательной деятельности куратора.

Воспитание является одной из главных задач, функций, проблем общества, так как от воспитания зависит будущее развитие человека и человеческой цивилизации.

Воспитание – основная категория педагогической науки. Однако точное определение понятия «воспитание» является одной из сложнейших проблем. В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания. В целом в определении понятия «воспитание» можно четко выделить два направления – воспитание в широком и узком смысле.

Воспитание в широком социокультурном смысле рассматривается как важнейшая функция общества и необходимое условие социализации личности. Воспитание здесь выступает синонимом социализации и определяется как стихийное взаимодействие человека с окружающей средой и относительно направляемый обществом процесс влияние на людей, как система общественной помощи ребенку в период его включения в социальную жизнь.

Воспитание в узком практико-ориентированном смысле рассматривается как педагогический процесс, специально организуемый для полноценного развития личности.

Воспитательная деятельность определенным образом объединяет эти процессы, так как воспитатель организует деятельность воспитанников не только в рамках образовательного учреждения, но и в тесном контакте в социальной средой.

План воспитательной работы в группе составляется куратором на учебный год на основании плана техникума.

Чтобы план куратора содействовал повышению эффективности воспитательной работы в группе, он должен отвечать следующим педагогическим требованиям:

Реальность и целенаправленность;

Разнообразие содержания, форм и методов воспитательной работы в группе;

Обеспечение систематичности и последовательности в воспитании студентов;

Согласованность в планировании работы.

Основные направления и формы воспитательной работы:

Идейно-воспитательная работа;

Учебная и научная работа студентов;

Общественно-полезная работа;

Культурно-массовая работа;

Спортивно-массовая работа;

Индивидуальная работа со студентами.

1. Встреча и знакомство с группой.

2. Знакомство с техникумом.

3. Проведение психологического тренинга в учебной группе.

4. Встречи с представителями общественных молодежных организаций, руководителями студенческого и спортивного клубов. Ознакомление студентов с основными направлениями деятельности этих организаций и вовлечение студентов в их деятельность.

5. Посещение студентов, проживающих в общежитии.

Знакомство с условиями проживания.

Проведение индивидуальной воспитательной работы со студентами.

Участие в культурно – массовой и спортивно – массовой жизни общежития.

Проведение тематических мероприятий кураторами в общежитии.

6. Контроль посещаемости и успеваемости студентов.

7. Работа с родителями.

8. Участие в техникумовских и городских культурно – массовых и спортивных мероприятиях.

9. Проведение информационных часов по общественно – политической тематике.

10. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению асоциального поведения (алкоголизм, табакокурение, наркомания, правонарушения) с участием представителей общественных фондов (совместно с социально – педагогической и психологической службой УВР).

11. Оказания помощи неуспевающим студентам. Организация консультаций.

Основная черта современного среднего профессионального образования – резкое повышение требований к необходимости полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, повышения личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения, за решение конкретных проблем.

Самоуправление обладает большими возможностями в этом направлении.

Современное студенческое самоуправление техникума решает три задачи:

Реализация творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно- профессиональном и культурном направлении;

Реальная форма студенческой демократии с соответствующими правилами, возможностью и ответственностью;

Средство социально-правовой самозащиты.

Самоуправление – это проявление личностью своей индивидуальности, умение и готовность к принятию самостоятельных и обоснованных решений.

Самоуправление студентов – это не стихийный процесс, где нет места управленческой деятельности со стороны преподавателей.

Применительно к учебной группе, самоуправление - показатель высокого уровня ее развития, характеризуется ее организованностью, сплоченностью и ответственностью каждого члена коллектива за порученное дело, отношениями сотрудничества, коллективизма и взаимопомощи.

Участие в самоуправлении формирует у студентов такие черты характера, как инициативность, ответственность, исполнительность, креативность, т.е. то, что необходимо в дальнейшем для их успешной деятельности в качестве как руководителей, так и членов трудовых коллективов.

Развитие самоуправления консолидирует усилия преподавателей и студентов в решении задач, поставленных перед техникумом.

Учебная группа является центром учебно-воспитательной работы в техникуме.

Куратор учебной группы в студенческом самоуправлении:

Главная цель куратора - помочь студентам в развертывании механизмов самоуправления.

Принципы взаимодействия между куратором и активом группы:

Отказ от мелочной опеки или диктата, предоставление активу и рядовым студентам максимальной самостоятельности в организации своей жизни;

Тактичность и последовательность в предъявлении требований к активу, каждому члену группы;

Положительная установка на группу.

Самоуправление в группе ориентировано на будущую профессию.

Включение студентов в разнообразные виды деятельности, формирование коллектива группы на основе самоуправления.

1 этап - первый и второй месяцы жизни учебной группы. Особенность – преобладание эмоционально- личностных отношений между студентами. В группе царит приподнятая атмосфера, связанная с осознанием своей роли студента колледжа, положительной установкой на будущую профессию, колледж, группу. Вместе с тем, резким диссонансом выступает неразвитость деловых учебных отношений, неподготовленность к новым требованиям в обучении, сочетающимися с серьезными упущениями в знаниях общеобразовательных дисциплин. Что часто вызывает высокий уровень тревожности, присущий в данный период значительной части студентов. На этом этапе очень важна педагогическая помощь куратора в организации жизнедеятельности студентов.

2 этап - Формирование ядра группы, как основного инициатора и организатора самоуправления. Продолжается процесс упорядочения внутренней структуры группы.

Важно- неформальные выборы актива. Актив должен быть не бездейственным, а обеспечивать реальный процесс управления группой изнутри. Актив должен составлять основу самоуправления в группе. Время обучения данного этапа проходит в течение года.

3 этап - Включение всех студентов в процесс самоуправления. О переходе группы на новый этап можно судить по бодрому тону жизни групп, организованности и сознательной дисциплине членов группы, сложившимся положительным традициям, стойкому общественному мнению, на которое ориентируются студенты.

Наибольший эффект достигается тогда, когда управленческие функции куратора группы и студенческого самоуправления гармонично согласуются. Начинается процесс последовательной передачи куратором своих управленческих полномочий органам самоуправления студентов.

Первостепенная задача студенческого самоуправления – определение основных направлений и содержания их деятельности (при содействии куратора)

Важнейшие направления деятельности:

анализ и контроль посещаемости, успеваемости, дисциплины студентов

разработка и реализация системы поощрений и наказаний студентов.

развитие положительных традиций в группе (коллективные праздники, конкурсы, поездки).Традиции – мощный фактор сплочения группы студентов, стимуляция личности каждого из них.

Для обеспечения результата, каждое требование должно оцениваться.

Рейтинговая система – это механизм оценки и ранжирования отдельных членов группы в соответствии сих вкладом во все основные виды общегрупповой деятельности. Она позволяет каждому студенту присвоить персональный рейтинг. Рейтинг совокупно отражает работу каждого студента в течение определенного времени (семестра, учебного года, всего периода обучения). Рейтинг позволяет не только оценивать, но и стимулировать работу каждого студентов, обеспечивая при этом соревновательный тон межличностного взаимодействия в группе. Рейтинг дает студенту право выбора различных путей достижения положительного результата.

Основные критерии:

учебная дисциплина

общественно- полезная деятельность

внеучебная деятельность по выбранной специальности

общественно- массовая работа

Расчет рейтинга целесообразно производить по итогам семестра, или года, за нарушение дисциплины или совершенный аморальный поступок, рейтинг студента может быть сведен к нулю. Информацию, полученную в виде рейтинга, нужно оперативно обрабатывать, анализировать и представлять в виде таблиц. В результате можно проследить распределение суммарной активности по всей группе, с определением средней активности, установить персональный рейтинг студентов за год или динамику активности студента по различным видам деятельности.