Человек: систематика и характерные признаки в строении организма. К какой группе живых организмов относится человек

Далекий предок человека, судя по всему, питался злаками и сочными овощами. Об этом свидетельствует не только Библия, в частности книга «Бытие» Ветхого Завета, но также строение человеческого желудочно-кишечного тракта и некоторые косвенные признаки. Рассмотрим их.

Начнем со сравнения зубов. У хищников мы видим большие, длинные и острые клыки, слаборазвитые резцы и заостренные коренные зубы, не соприкасающиеся при сомкнутых’челюстях. То есть зубы наилучшим образом приспособлены для того, чтобы схватить, удержать и разорвать добычу пищу, а не дробить, пережевывать или растирать ее У травоядных животных отличные острые резцы, недоразвитые клыки (иногда они и вовсе отсутствуют) и плоские коренные зубы. Это идеальный механизм для обрывания (срезания) растительности и длительного ее перемалывания.

У животных, питающихся преимущественно плодами, хорошие острые резцы, немного притуплённые клыки, слегка возвышающиеся над остальными зубами, и плоские коренные зубы, покрытые эмалью со всех сторон и соприкасающиеся при сомкнутых челюстях.

У всеядных животных (например, у медведя) мы находим острые резцы, как у травоядных и плодоядных, хороню развитые клыки, как у хищников, и коренные зубы двух видов - заостренные и с плоской вершиной.

К какому же классу следует отнести человека с его острыми резцами, плоскими коренными зубами и небольшими притуплёнными клыками?!

Пойдем дальше. Слюнные железы у хищников слабо развиты, слюна у них кислая и не содержит ферментов, расщепляющих крахмалы. У всех же растительноядных, включая человека, слюнные железы развиты хорошо, слюна щелочная и содержит соответствующие ферменты.

Желудок плотоядных небольшой, круглый, не приспособленный для длительного переваривания. Желудочный сок очень кислый, способный растворять мышцы, кожу и кости.

У чисто травоядных животных желудок большой, многокамерный, обеспечивающий брожение растительных масс. Желудочный сок примерно в 10 раз более слабый, чем у хищников.

Плодоядные, в том числе человек , обладают однокамерным желудком среднего размера характерной грушеобразной формы, с относительно слабым по кислотности (по сравнению с хищниками) желудочным соком.

Длина пищеварительного тракта у хищников примерно в 3 раза превышает длину тела. Плотоядным не нужен длинный кишечник, более того, в случае значительной длины он стал бы источником самоотравления. Мясо хороню переваривается очень крепким желудочным соком, питательные вещества моментально всасываются, а отходы должны быть как можно’скорее удалены, так как они быстро загнивают.

У травоядных кишечник в 20-28 раз длиннее тела, у плодоядных — в 6-10 раз. У человека пищеварительный тракт почти в 8 раз превосходит длину туловища.

У хищников нет пор на коже (вспомните собаку, которая для охлаждения часто дышит, высунув язык). Напротив, растительноядные имеют многочисленные поры, играющие видную роль в терморегуляции.

1. Термин экология ввел 2. основатель биогеографии 3. Раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых организмов между собой и с неживой природой.4. в

качестве самостоятельной науки экология начала развиваться 5. направление движения естественому отбору диктует 6. Факторы окружающей среды, воздействует на организм 7. Группа экологических факторов, обусловоенная влиянием живых организмов 8. Группа экологических факторов, обусловленна влинием живых огранизмов 9 . Группа экологических факторов,обусловленная влиянием неживой природы 10. Фактор неживой природы, дающий толчок сезонным изменениям в жизни растений и животных. 11. способность живых организмов именть свои биологичекие ритмы в зависимости от длины светогого дня 12. Самый значимый ддля выживания фактор 13. Свет, химический состав воздуха, воды и почвы, атмосферное давление и температура относяться к факторам 14. строительство железных дорог, распашка земель, создание шахт относяться 15. Хищничество или симбиоз относятьс к факторам 16. растения длинногодн обитают 17. растения короткого дня обитания 18.растени тундры относяться 19.РАстения полупустынь,степей и пустынь относяться 20. Характерный показатель популяции. 21. Совокупность всех видов живых организмов, населяющих определенную территорию и взаимодействующих между собой 22. Наиболее богатая видовым разнообразием экосистема нашей планеты 23. экологическая группа живых организмов, создающих органические вещества 24. экологичская группа живых организмов,потребляющиз готовые органические вещества, но не проводящих менерализации 25. экологическая группа живых организмов,потребляющих готовые органические вещесва и спосбствующих полному превращению их в минеральные вещества 26 . полезной энергии на следующий трофический(пищевой) уровень переходит 27 . консументы I порядка 28. консументы IIили III порядка 29. мера чувствительности сообществ живых организмов к изменениям определенных условий 30.способность сообществ (экосистем или биогеоценозов) полдерживать свое постоянство и противостоять извенению условий окружающей среды 31. низкая способность к саморегуляции, видовое разнообразие, использование дополнительных источников энергии и высокая продуктивность характерны для 32. искусственный биоценоз с наибольшей интенсивностью обмена веществ на единицу площади. с вовлечением круговорот новых материалов и выдежением большого количества неутилизируемых отходов характерны для 33. пахотными землями занято 34. города занимают 35. оболочка планеты, заселенная живыми организмами 36. автор учени о биосфере 37. верхняя граница беосферы 38. граница биосферы в глубинах океана. 39 нижняя граница биосферы в литосфере.40 . международная неправительственная организации, созданная в 1971 году, совершабщая наиболее действенные акции в защиту природы.


Урок Окружающего мира
2 класс
Образовательная система «Гармония»

Тема: Человек – часть живой природы
Тип урока: урок – исследование

Составила: Учитель начальных классов высший категории МОУ СОШ № 94
Макутина Людмила Павловна

Цели:
1. Узнать к какой части природы относится человек, находя доказательные подтверждения сходства и отличия человека с животными, с млекопитающими;
2. Воспитывать способность к творчеству;
3. Воспитывать доброе и вежливое отношение к окружающему миру;
4. Развитие самоценной личности (через работу в группах).

Оборудование:
Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Автор Поглазова О.Т.
Карточки – таблицы для каждой группы.
Набор карточек с названиями отличительных признаков и названий действий групп животных.
Опорные схемы для наблюдений за погодой и фенологических наблюдений.
Слайды для урока в программе Microsoft Power Point.

Ход урока:

1. Орг. Момент
2. Минутка календаря.
Группа дежурных синоптиков рассказывает по опорным схемам о погоде:

3. Актуализация знаний.
- Мир, который нас окружает, состоит из множества предметов. Вспомним, на какие группы можно разделить все предметы. (См. приложение. Слайды 1- 4).
Дети выбирают предмет и называют группу – изделие, живая природа, неживая природа. На слайдах идёт проверка.
4. Подведём итог: Окружающий мир делится на группы – изделия и природа.
(Слайд 5). Чем же отличаются изделия от предметов природы? (Изделия сделаны руками человека).
Природа бывает живая и неживая. А чем предметы живой природы отличаются от предметов неживой природы? (Слайд 6)

5. Постановка цели урока
- Отгадайте ребус. (Слайд 7)
-Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке? (о человеке)
- Сегодня мы постараемся определить, где находится человек. К какой группе вы отнесёте человека? (дети доказывают, что человек не изделие, и к неживой природе его тоже нельзя отнести).

6. Постановка цели исследования.
- Сегодня на уроке вы постараетесь доказать или опровергнуть гипотезу «Человек – часть живой природы».
А какие группы живой природы вы знаете? (Слайд 8) К какой группе можно отнести человека? Вы сравните отличительные признаки и умения человека с четырьмя группами животных: рыбы, птицы, звери, насекомые. (Слайд 9)
7. Работа в группах.
Класс делятся на группы. Каждая группа получает таблицы. Затем один ученик из каждой группы выбирает для таблицы нужные карточки.
Задание: Выберите для каждой таблицы карточки с отличительными признаками и умениями для каждой группы, сравните с отличительными признаками и умениями человека. Результаты занесите в таблицу. В учебнике есть пословицы: прочитайте их и выберите одну, подходящую для вашей группы. Объясните, когда мы так говорим.

8. Отчёты групп.
Каждая группа отчитывается по выполненному заданию. Результаты дети просматривают на слайдах. Учитель при отчетах отмечает результаты на слайдах во время просмотра. (Слайды 10-13). Каждая группа делает вывод о том, что у человека и животных есть как общие признаки, так и отличительные черты и умения. Значит, человека нельзя отнести ни к одной группе животных.

9. Вывод по исследованию и подведение итогов урока.
Дети делают вывод о том, что человека нельзя отнести ни к одной из групп животных, но, так как у человека очень много общего с животным миром, делается вывод: «Человек - часть живой природы». (Слайд 14)
- Итак, мы с вами подтвердили или опровергли гипотезу «Человек – часть живой природы».

Данный урок раскрывает сущность понятия - "Человек - разумный" с помощью нетрадиционных дидактических приемов, позволяет определить отличие человека от животного и показать непохожесть между людьми, развивает умение сопоставлять факты на базе имеющегося жизненного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Человек разумный – часть природы.

Тема: Про тебя.

Цели: повторить признаки живой природы; ввести понятие «живые существа» или «живые организмы»;

Выяснить, чем человек отличается от других живых существ;

Установить признаки сходства и отличия людей друг от друга;

Развивать умение анализировать и обобщать.

Оборудование: два листа бумаги, тушь, салфетки для рук, цветные карандаши, карточки.

Ход урока

  1. Сообщение темы урока.

Вы знаете, что природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.

На какие две группы делят природу? (на живую и неживую)

Чем отличается живая природа от неживой?

Признаки живой природы:

*живые организмы рождаются.

*питаются

*дышат

*растут

*развиваются

*размножаются (оставляют потомство)

А какое место в природе занимаем мы – люди? (Человек – это живой организм и относится к живой природе. Он дышит, питается, развивается, у него рождаются дети.)

Докажите.

А к какой группе животного мира относится человек?

«Давайте приглядимся к человеку, а значит, и к себе. Человек – часть живой природы. Все живое растет. Я тоже расту, но я все-таки не растение. С раннего детства я ношу шляпки, но я, конечно, не гриб. Видимо я отношусь к животным. Меня родила мама, выкормила молоком. На моей коже есть волоски. Значит, я – млекопитающее»

(Млекопитающее. Человека родила и выкормила молоком мама. Тело человека покрыто волосками. Следовательно, человек – млекопитающее)

Тема нашего урока – «Про тебя» Это первый урок раздела «Человек разумный – часть природы».

2. Работа над темой урока.

И все же человек отличается от растений, грибов и любого неразумного животного. В чем же самое главное отличие человека?

(Человек отличается от других существ, живущих на Земле, тем, что он существо разумное! Только он может читать, писать, считать, рисовать, сочинять стихи. Только человек может делать то, что нужно другим живущим на Земле, даже создавать то, чего не создала природа.)

Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите о разумной деятельности человека на Земле. Приведите свои примеры. (с . 50-51 )

(Люди прокладывают дороги, выводят новые породы животных, работают на компьютерах, учат детей в школе)

Чем похожи люди между собой?

(черты лица, части тела, характер и т.д.)

Рассмотрите рисунки в уч. с. 45 . Назовите основные части тела человека. (Голова, шея, туловище (грудь, живот), верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).)

Работа в тетради. С. 34 № 48.

Физминутка.

Какой вывод можно сделать? Внешнее строение у людей одинаковое.

Как можно отличить одного человека от другого? (Люди отличаются друг от друга ростом, весом, цветом кожи, глаз, волос, формой носа и ушей)

У людей по-разному развиты физические качества: сила, выносливость, ловкость, гибкость. Люди отличаются добротой, честностью, трудолюбием, аккуратностью, вежливостью, отзывчивостью. Одни хорошо запоминают стихи, другим это дается с трудом. И думают и фантазируют люди по-разному.

3. Игра «Снежинка», которая показывает, что все думают и действуют по-разному.

1. Взять листок бумаги.

2. Сложить его вдвое.

3. Оторвать верхний правый угол.

4. Снова сложить бумагу вдвое.

5. Оторвать верхний правый угол.

6. Снова сложить бумагу вдвое.

7. Оторвать верхний правый угол.

8. Снова сложить бумагу вдвое.

9. Оторвать верхний правый угол.

10. Развернуть листок бумаги.

Обратите внимание на то, как по-разному выглядят листы бумаги. Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? (Нет)

Почему? (Потому что все выполняли инструкцию учителя) Почему листки так надорваны по-разному? (Потому что каждый истолковал по-своему, что такое правый угол свернутого листа бумаги)

Работа в тетради. С. 35 № 50.

На свете не существует двух людей, даже близнецов, имеющих одинаковые отпечатки пальцев. Чаще всего встречаются три основные группы рисунков – дуга, завиток и петля. Давайте попробуем сделать отпечатки своих пальцев. Рассмотрите узоры своих пальчиков и пальчиков соседа. Попробуйте определить, к какой группе они относятся.

Чтение последнего абзаца на с. 47

4. Органы чувств.

Как бы люди ни отличались друг от друга, у них у всех одинаковые органы чувств. Каково их назначение? (У человека пять органов чувств: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, язык – орган вкуса, нос – орган обоняния, кожа – орган осязания)

Загадки: Живет мой братец за горой. Не может видеться со мной.(глаза)

Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей? (нос)

Две куколки на кровельке сидят. (уши)

С помощью какого органа чувств вы сможете распознать свои отпечатки пальцев? (С помощью зрения)

Приведите примеры, как еще при помощи органов чувств вы можете познавать окружающий мир?

А как животные получают информацию об окружающем мире? (При помощи органов чувств)

А есть отличие в познаниях окружающего мира у человека и животного? (Человек может получать информацию из книг и интернета)

5. Сходство и отличие человека и животных.

Чем человек похож на разных животных и чем отличается?

Рассмотрите таблицу. Отметьте признаки и умения животных, которыми обладает и человек.

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Рыбы

Быстро плавают.

Глубоко ныряют.

Ловко прячутся.

Насекомые

Птицы

Млекопитающие

Я - ___________.

6. Итог урока.

Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? Умеют ли животные читать, писать, сочинять стихи и рисовать? Придумали ли они цифры, буквы, ноты?

Могут ли изобретать самолеты, автомобили, корабли?

Изготавливают ли инструменты для строительства своих жилищ?

(Человек сильно отличается от животных. Он создает то, чего нет в природе. Изобретает. Умеет устно и письменно излагать свои мысли)

7. Домашнее задание . Т. с. 34 № 47. Уч. с.43-48.

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами.

Рыбы

Быстро плавают.

Глубоко ныряют.

Ловко прячутся.

Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики.

Насекомые

Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку.

Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом.

Птицы

Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов.

Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком.

Млекопитающие

Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке.

2) Вставьте пропущенные в тексте слова.

Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.

Я - ___________.

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами.

Рыбы

Быстро плавают.

Глубоко ныряют.

Ловко прячутся.

Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики.

Насекомые

Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку.

Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом.

Птицы

Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов.

Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком.

Млекопитающие

Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке.

2) Вставьте пропущенные в тексте слова.

Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.

Я - ___________.


Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи — на белок. Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением. Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками. Большую роль в систематике животных играет генетика — наука о законах наследственности.

Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад, отделившись от зверообразных рептилий. Исторический путь развития животного мира называется эволюцией . В ходе эволюции происходил естественный отбор — выживали только те животные, которые сумели приспособиться к условиям окружающей среды. Млекопитающие развивались в разных направлениях, образуя множество видов. Случалось так, что животные, имеющие общего предка, на каком-то этапе стали жить в разных условиях и приобрели разные навыки в борьбе за выживание. Преобразовывался их внешний облик, из поколения в поколение закреплялись полезные для выживания вида изменения. Животные, предки которых относительно недавно выглядели одинаково, стали со временем сильно отличаться друг от друга. И наоборот, виды, имевшие разных предков и прошедшие разный эволюционный путь, иногда попадают в одинаковые условия и, меняясь, становятся похожими. Так неродственные между собой виды приобретают общие черты, и лишь науке под силу проследить их историю.

Классификация животного мира

Живую природу Земли делят на пять царств : бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы. Существует 10 типов животных: губки, мшанки, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые — самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды — первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник.

Царства

Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных : рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие — самые высокоорганизованные животные из всех позвоночных. Всех млекопитающих объединяет то, что они вскармливают своих детенышей молоком .

Класс млекопитающих делится на подклассы : яйцекладущие и живородящие. Яйцекладущие млекопитающие размножаются, откладывая яйца, как рептилии или птицы, но детенышей вскармливают молоком. Живородящие млекопитающие делятся на инфраклассы: сумчатые и плацентарные. Сумчатые рожают недоразвитых детенышей, которые долгое время донашиваются в выводковой сумке матери. У плацентарных зародыш развивается в утробе матери и рождается уже сформировавшимся. У плацентарных млекопитающих есть особый орган — плацента, осуществляющая обмен веществ между материнским организмом и зародышем в период внутриутробного развития. У сумчатых и яйцекладущих плацента отсутствует.

Типы животных

Классы делятся на отряды. Всего существует 20 отрядов млекопитающих . В подклассе яйцекладущих — один отряд: однопроходные, в инфраклассе сумчатых — один отряд: сумчатые, в инфраклассе плацентарных 18 отрядов: неполнозубые, насекомоядные, шерстокрылы, рукокрылые, приматы, хищные, ластоногие, китообразные, сирены, хоботные, даманы, трубкозубые, парнокопытные, мозоленогие, ящеры, грызуны и зайцеобразные.

Класс млекопитающих

Некоторые ученые выделяют из отряда приматов самостоятельный отряд тупайи, из отряда насекомоядных выделяют отряд прыгунчиковые, а хищных и ластоногих объединяют в один отряд. Каждый отряд делится на семейства, семейства — на роды, роды — на виды. Всего на земле в настоящее время обитает около 4000 видов млекопитающих. Каждое животное в отдельности называется особь.