Биологическое и социальное в человеке. Биологизаторские трактовки природы человека (социал-дарвинизм, расизм, мальтузианство, евгеника)

ПРЕДПОСЫЛКИ АНТРОПОГЕНЕЗА . Обобщив наблюдения своих предшественников и опираясь на достижения современной ему науки, Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) сформулировал следующую теорию функционирования жизни на Земле. Главным генератором и источником энергии, потребляемой биологическими организмами на нашей планете, является Солнце. Достигая земной поверхности, солнечная энер­гия посредством фотосинтеза перерабатывается растениями в биологическую энергию и в таком виде аккумулируется ими. Растения служат пищей хм травоядных животных, травоядные - для хищных.

Воспроизводство флоры, т. е. растительного мира, возможно при условии, если биомасса растений, по крайней мере, в 10 раз превосходит биомассу травоядных, а воспроизводство травоядных - если их биомас­са, по меньшей мере, в 10 раз превышает биомассу хищников. Колебания солнечной активности имеют своим следствием сокращение или же увеличение биомассы растений. В зависимости от этого сокращается или увеличивается численность животных.

Первоначально размножение людей (а мы принадлежим к всеядным животным) полностью зависело от описанной выше закономерности. С того момента, когда началось ее преодоление, можно датировать зарожде­ние человеческого общества. Этот процесс был связан с формированием человека современного вида и выделением его из животного мира.

Обращаясь к данной проблеме, проблеме антропогенеза, необхо-1лмо учитывать те признаки человека, которые не только отличают его от других животных, но и сближают с ними. Прежде всего это касается языка. Язык как средство коммуникации существует у многих животных.

Однако язык человека отличается наибольшим совершенством. Многие животные с центральной нервной системой обладают примитивным со­знанием. Человеческое сознание характеризуется гораздо более высоким уровнем развития. Человек - это общественное животное. В то же вре­мя и у других животных существуют элементы коллективизма, хотя сте­пень развития общественной жизни человека не идет ни в какое сравне­ние с ними. Известно также, что целый ряд животных занимается трудовой деятельностью. Если говорить о ее отличии от трудовой дея­тельности человека, речь может идти лишь о характере ее организации и результативности. Доказано, наконец, что даже использование орудий труда не является отличительной особенностью человека. Ими пользу­ются некоторые виды обезьян. Но использование орудий труда у них не имеет регулярного характера. Еще более важно то, что они используют только орудия естественного происхождения.



Таким образом, целый ряд качеств, которые, казалось бы, отлича­ют людей от других животных, существуют у них в зачаточном состоя­нии. С развитием этих качеств было связано формирование человека со­временного типа. Поэтому решить проблему антропогенеза, значит объяснить, как возникла человеческая речь, как сформировалось челове­ческое сознание, как сложилось человеческое общество, почему человек встал на путь изготовления орудий труда.

В связи с этим заслуживает внимания то, что человек как биологи­ческий организм - это естественная химическая лаборатория. Химичес­кие реакции предполагают строго определенные температурные усло­вия. В зависимости от механизма теплообмена животные подразделяются на две группы: хладнокровных и теплокровных. У животных первой груп­пы температура тела способна колебаться в значительных промежутках. Это позволяет им функционировать в разных температурных условиях и не требует значительного расхода энергии для теплообмена.

Иначе обстоит дело с теплокровными животными, у которых тем­пература тела поддерживается примерно на одном уровне. Так, у челове­ка она составляет 36,6 °С. Отклонение буквально на 1-2 °С способно породить болезненное состояние, а отклонение на 5-6 °С чревато смер­тельным исходом. В связи с этим теплокровные животные могут суще­ствовать лишь при определенной температуре воздуха. Для любого че­ловека таким критическим уровнем является О °С, температура замерзания воды. Для жившего в естественных условиях и не знавшего одежды пер­вобытного человека она не должна была опускаться ниже +10.. .+15 °С.

Поэтому первобытный человек мог обитать только в районах с теплым климатом.

Существенно также, что мы вынуждены расходовать на поддержа­ние температуры тела более 90 % потребляемой нами энергии. Причем на единицу живого веса мы расходуем больше тепла, чем другие живот­ные с центральной нервной системой. Это значит, что биологические особенности человека требуют от него проявления большей жизнедея­тельности, т. е. большей активности в добывании пищи.



А поскольку человек является всеядным, добывание им мясной пищи в древности во многом зависело от его физических данных. Меж­ду тем он не был способен угнаться за многими животными, не имел ни острых когтей, ни мощных клыков, позволявших сражаться с другими животными, а затем разрывать свою добычу на части. По этой причине первобытный человек должен был или довольствоваться падалью, или же охотиться лишь на мелких животных. В таких условиях потребность в пище животного происхождения могла сначала стимулировать обра­щение первобытного человека к орудиям труда естественного происхож­дения, а затем натолкнуть его на мысль о возможности их изготовления.

Этому способствовало то, что наше поведение регулируется двумя типами рефлексов: врожденными и приобретенными. Действие врожден­ных рефлексов связано главным образом с функционированием внутрен­них органов. В основе трудовой деятельности лежат условные, или же приобретенные, рефлексы. И хотя условные рефлексы не передаются по наследству, связанные с ними знания человека об окружающем мире и его трудовой опыт могут передаваться от одного индивидуума к другому в порядке личного общения (воспитания и образования), что позволяет человеку накапливать знания об окружающем мире и совершенствовать свой опыт.

Как же развивался этот процесс на стадии антропогенеза? В реше­нии данной проблемы существуют два совершенно разных подхода. Один из них связан с именем французского ученого Жоржа Кювье (1769-1832), другой - с именем английского ученого Чарлза Дарвина (1809-1882).

По мнению Ч. Дарвина, в основе эволюции животного мира лежит борьба за существование, которая ведет к естественному отбору, а есте­ственный отбор - к трансформации отдельных видов животных. Так, считал Ч. Дарвин, происходила эволюция обезьяны и превращение ее в человека. Однако, как показали исследования генетиков, трансформа­ция одного вида животных в другой посредством естественного отбора невозможна. Подобное превращение, в основе которого лежит резкое из­менение (мутация) наследственных признаков, предполагает другой ме­ханизм.

В отличие от Ч. Дарвина Ж. Кювье считал, что все крупные изме­нения в животном мире - это следствие глобальных перемен, происхо­дивших на нашей планете и имевших для растительного и животного мира катастрофический характер. Это могли быть изменения климата, в том числе температуры, магнитного поля Земли, радиации и какие-то другие изменения, о которых мы пока даже не догадываемся.

В связи с этим особый интерес представляет так называемая «лед­никовая теория», согласно которой, под влиянием изменения солнечной активности наша планета пережила целый ряд крупных изменений кли­мата, в результате чего ледниковый покров, имеющийся в районах Се­верного и Южного полюсов, неоднократно расширялся и вел к сокраще­нию территории с благоприятным для проживания первобытного человека климатом.

Климатические изменения на планете связаны не только с солнеч­ной активностью. Вот мнение специалистов на этот счет: «Земной шар при своем вращении вокруг Солнца делает колебательные движения, причем полюсы медленно перемещаются; благодаря таким колебаниям воображаемая земная ось, проходящая через полюсы, ежегодно повора­чивается несколько в сторону, к новым областям небесного простран­ства. Вследствие такого постоянного изменения в направлении земной оси происходит изменение и в положении земного экватора относитель­но Солнца, так что с каждым годом наступление мартовского равноден­ствия начинается на 16 минут раньше, чем в предшествующем году. Так как земная ось неизменно поворачивается в течение длинного ряда ве­ков, то по прошествии периода в сто пять веков условия времен года на обоих полушариях совершенно изменятся. Полушарие, получавшее преж­де наибольшее количество тепла, будет получать его меньше, а то полу­шарие, на долю которого выпадало большее количество зимних дней, будет получать больше света и тепла, и в этом полушарии лето будет длин­нее зимы». Как установлено, «9252 г. до Р. X. был самым холодным го­дом для всего северного полушария; затем температура северного полу­шария постепенно повышалась, с тем чтобы в 1248 г. снова начать свое движение в обратном направлении, которое в 11747 г. достигнет кульми­национной точки».

Происходившие на планете изменения климата имели своим след­ствием гибель одних особей первобытного человека и мучительное при­способление к новым условиям других.

ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ЖИВОТНОГО МИРА . Вопрос о начале и основных этапах антропогенеза до сих пор остается разрабо­танным явно недостаточно. Все исследователи сходятся в том, что на­шим предком мог быть дриопитек (буквально - древесная обезьяна), обитавший в зоне тропиков и субтропиков несколько миллионов лет на­зад. Дриопитеки жили на деревьях и питались растительной пищей. По­зднее (по одним данным - 5 миллионов, по другим - 1 миллион лет назад) сформировался тип первобытного человека, получивший назва­ние австралопитек (что значит южный человек). Он отличался от своего предшественника тем, что передвигался на двух конечностях, использо­вал в пищу мясо и был знаком с каменными орудиями.

Одни исследователи считают, что эти орудия являлись искусствен­ными. По мнению других, они имели естественное происхождение. Оста­ется неясным и вопрос о том, насколько регулярно ими пользовался авст­ралопитек. В любом случае с этого момента каменные орудия входят в жизнь первобытного человека. Время их использования получило назва­ние «каменного века». Каменный век подразделяют на три периода: па­леолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и нео­лит (новый каменный век). В свою очередь палеолит подразделяют на три периода: ранний (нижний), средний и поздний (верхний). В определе­нии их хронологических рамок среди исследователей до сих пор нет един­ства. По всей видимости, ближе всего к истине точка зрения Валерия Пав­ловича Алексеева и Абрама Исааковича Першица, которые пишут: «Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит - 45-40 тыс., верхний палеолит - 12-10 тыс., мезолит - не ранее 8 тыс. и неолит - не ранее 5 тыс. лет назад».

Особое значение для первобытного человека имело овладение ог­нем. На протяжении всего своего существования животные неоднократ­но становились как свидетелями, так и жертвами пожаров. Последнее обстоятельство, по всей видимости, привело к тому, что страх перед ог­нем приобрел у животных почти врожденный характер. Но что-то заста­вило первобытного человека перебороть в себе подобное чувство и при­близиться к огню. В результате из врага огонь превратился в помощника человека и открыл перед ним такие возможности, которых не имеет ни одно животное.

Во-первых, человек получил в свое распоряжение новый, допол­нительный вид энергии, следовательно, с этого момента начался рост его энерговооруженности. Во-вторых, огонь в руках человека превратился в оружие, с которым он стал сильнее любого хищного зверя. В-третьих, если до этого человек мог использовать только механическую обработку камня, теперь появилась возможность термической обработки, что озна­чало значительное повышение производительности при изготовлении орудий труда. В-четвертых, огонь позволил использовать в пищу целый ряд растений, употребление которых в сыром виде невозможно или воз­можно в очень ограниченном количестве. В-пятых, приготовление пищи на огне повысило ее усвояемость и тем самым повело к сокращению объе­ма продуктов, требующихся для получения необходимого человеку ко­личества калорий. В-шестых, с этого момента открылись новые возмож­ности в обработке шкур животных, а также других материалов, которые можно было использовать для изготовления одежды, обуви, некоторых предметов домашнего обихода. В-седьмых, с овладения огнем происхо­дит не только освоение естественных укрытий (например, пещер), но и возведение построек. Это, а также появление одежды позволило челове­ку выйти за пределы тропиков и субтропиков и начать заселение плане­ты. Данное обстоятельство следует подчеркнуть, так как для животных характерно то, что они могут обитать только в определенных природно-климатических условиях. В-восьмых, преодоление страха перед огнем представляло собою первый шаг на пути подавления человеком живот­ных инстинктов и формирования нового, совершенно не характерного для других животных, типа поведения.

Все это, вместе взятое, дает основания рассматривать овладение огнем как революционный переворот в жизни первобытного человека. Показательно, что у многих народов данный факт лег в основу легенд. Вспомним хотя бы древнегреческий миф о Прометее. Вопрос о том, ког­да именно человек сумел овладеть огнем, остается открытым. По одним данным, это произошло примерно 700, по другим - 400 тыс. лет назад.

Но прошло много времени, прежде чем использование огня стало обычным явлением. Дело в том, что первоначально человеку был досту­пен только огонь естественного происхождения, возникавший в резуль­тате грозы, извержения вулканов, самовозгорания некоторых минераль­ных и органических веществ. Не умея искусственно получать и возобновлять огонь, те немногие первобытные люди, которым удавалось овладеть им, должны были поддерживать его непрерывно. Утрата огня, а она происходила неоднократно, отбрасывала рождавшееся человечес­кое общество назад. Так продолжалось до тех пор, пока не было обраще­но внимание на тепло, выделяемое при трении, и искры, высекаемые кремнем. Возникла технология искусственного получения огня. С этого момента использование огня стало распространяться по всей планете, а начавшиеся под его влиянием изменения в жизни первобытного челове­ка приобрели необратимый характер.

Вполне возможно, что они отразились и на его биологической эво­люции. Австралопитек, живший до овладения человека огнем, имел мозг объемом до 600 см 3 и в этом отношении почти не отличался от некото­рых видов обезьян. Не позднее 700 тыс. лет назад сформировался пите­кантроп (обезьяночеловек), мозг которого составлял около 900 см 3 . Мозг неандертальца, жившего между 250-40 тыс. лет назад достигал 1400 см 3 . Примерно 40-30 тыс. лет назад сформировался современный тип чело­века, получивший название Home sapiens, или «человек разумный». Объем его мозга был равен уже 1500 см 3 , что соответствует объему мозга совре­менного человека.

Формирование «человека разумного» было связано с появлением у него речи и совершенно иного уровня сознания. Это нашло свое отраже­ние в зарождении искусства (наскальная живопись) и идеологии (рели­гия). В основе возникновения религиозных представлений лежало, с од­ной стороны, стремление первобытного человека понять мир, который его окружал, а с другой - желание оказать на него влияние. Так зароди­лись первые магические обряды, с помощью которых человек пытался защитить себя от стихийных сил природы и обеспечить более успешное добывание пищи. Одним из первых религиозных культов был культ промыслового зверя. Возникновение религии представляло собою важное событие в зарождение духовной культуры.

Овладение огнем и формирование человека современного типа спо­собствовали совершенствованию его производительной деятельности. В распоряжении австралопитека и питекантропа, живших в период ранне­го палеолита, находилось около 20 видов каменных орудий, представ­лявших собою разные виды рубила. Неадертальцу было известно уже 60 видов орудий. Причем наряду с рубилами появились скребла, остроконечники, костяные иглы и шилья. Именно в это время человек начал производить первые составные орудия (ножи) и орудия для изготовления орудий. Человек разумный в период позднего палеолита (40-12 тыс. лет назад) использовал более 90 видов орудий. Особое место среди них стали занимать составные орудия. Происходит совершенствование ножей, появ­ляются каменные топоры и копья с каменными наконечниками. Человек выходит из пещер и приступает к возведению деревянных строений.

Если чисто теоретически допустить, что все известные нам виды орудий создавались в определенной последовательности, т. е. один пос­ле другого, получается, что в первом случае это занимало, как минимум, 30 тыс. лет, во втором - 1 тыс. лет, в третьем - примерно 300 лет. С одной стороны, перед нами картина ускорения технического прогресса. С другой стороны, нельзя не признать, что этот прогресс долгое время был почти тождествен застою.

Более быстрые изменения происходят в мезолите (10-6 тыс. до н. э.). В это время появляются лук со стрелами, палица, бумеранг, гарпун, рыбо­ловный крючок, леска, глиняная посуда, долото, лодка-долбленка, зарож­дается ткачество.

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. Первоначально человек вел образ жизни, который принципиально не отличался от образа жизни других животных. В частности, он питался за счет того, что давала ему природа: занимался собирательством, охотился и ловил рыбу.

Несовершенство людей как хищников не всегда позволяло им охо­титься и заниматься рыболовством в одиночку. Более того, поскольку когда-то леса кишели хищными зверями, в одиночку небезопасно было даже собирательство. Это заставляло первобытных людей жить коллек­тивами и совместно добывать пищу. Это определяло и те отношения, которые складывались между ними.

Самой ранней формой их объединения, по всей видимости, было первобытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая община. Род объединял несколько десятков человек. Постепенное его расшире­ние вело к отпочкованию от него других родовых коллективов. В резуль­тате возникало объединение нескольких родов - племя. Состав племе­ни колебался в пределах нескольких сотен человек. Разрастание племени делало неизбежным выделение из него других племен, что, как правило, имело своим следствием не просто обособление, но и изоляцию новых коллективов.

Причина этого заключалась в следующем. Присваивающее хозяйство могло существовать, не нарушая процесса воспроизводства в животном и растительном мире, в зависимости от природно-климатических условий, при плотности населения чаще всего не выше 0,3-0,5 чел./км 2 , или же при соот­ношении 2-3 км 2 /чел. Хозяйственная территория рода в пределах 50 чел. должна была составлять не менее 100 км 2 , а племени численностью в 500 чел - не менее 1000 тыс. км 2 . В первом случае радиус деятельности превы­шал 5, во втором - 18 км. Очевидно, что уже в рамках племени по мере его разрастания связи между родами начинали ослабевать. Регулярные контак­ты между отдельными племенами и тем более их совместная деятельность были невозможны.

Эволюция первобытного коллектива сопровождалась трансформа­цией взаимоотношений между отдельными его членами, связанных с добыванием и распределением пищи, а также с организацией и управле­нием самим коллективом. Поскольку труд в это время имел коллектив­ный характер, не существовало индивидуальной собственности на его результаты. Право собственности означает право владеть, пользоваться и распоряжаться материальными ценностями. То, что удавалось добыть даже отдельному человеку, принадлежало всему коллективу.

Древнейшим способом распределения пищи было совместное ее поедание. В одном случае по кругу пускался кусок мяса, и каждый отре­зал себе столько, сколько считал допустимым. В другом - по кругу шла растительная пища, в третьем - сосуд с питьем. Такую форму распреде­ления некоторые специалисты называют разборно-коммуналистической. На этой стадии пища находилась в полной собственности коллектива, и все имели на нее более или менее равные права.

Со временем разбору начинает предшествовать раздел. В некото­рых коллективах пища первоначально делилась между мужчинами и женщинами. Обособление рода и возникновение внутри него семей по­влекли за собою предварительное разделение пищи между семьями.

Широко распространено мнение, будто бы присваивающее хозяй­ство могло дать человеку только необходимый минимум средств суще­ствования. В действительности оно тоже было способно давать избыток пищи. Но полная зависимость ее получения от природно-климатичес­ких условий вела к тому, что периоды изобилия пищи чередовались с периодами, когда человек оказывался на грани голодной смерти. В таких условиях не редкостью было людоедство, или каннибализм.

Более важно другое. Первоначально пища человека состояла из ско­ропортящихся продуктов (мяса, рыбы, овощей, фруктов). Поэтому главная проблема заключалась не в невозможности получения, а в невозможности сохранения избытка пищи. Данное обстоятельство способствовало возник­новению и распространению такого явления, как дарообмен. Если перво­бытный коллектив не мог потребить все заготовленные им продукты, он делился ими с другими. Так возникла одна из древнейших форм реализа­ции избыточного продукта.

Постепенно дарообмен, раздел, и совместное потребление пищи начинают регулироваться. В семье эти функции выполнял глава семьи, в родовой общине - родовладыка, или старейшина, в племени - вождь В связи с этим складывается обычай дарения не просто племени, а его вождю, не просто роду, а старейшине, не просто семье, а ее главе.

В древности общественные потребности в основном определялись личными потребностями. Их рост был связан главным образом с ростом численности населения. С учетом этого в развитии присваивающего хозяйства можно выделить два этапа. На первом из них темпы роста чис­ленности населения примерно соответствовали темпам освоения новых земель. На втором этапе по мере исчерпания резерва свободных и удоб­ных для присваивающего хозяйства земель темпы их освоения начина­ют отставать от темпов роста численности населения (таблица 1). И как результат этого складывается кризис присваивающего хозяйства.

Таблица 1

Динамика обеспеченности землей

Те племена, которые раньше оказались перед лицом кризиса при­сваивающего хозяйства, стали генераторами массовых переселений или агрессий. Исчерпание этой возможности открывало перед ними три пер­спективы - вымирание, покорение или истребление другими племена­ми, переход к производящему хозяйству. Не все народы, оказавшиеся в таком положении, могли осуществить этот переход. Подобная возможность существовала только там, где имелись дикие животные и растения, кото­рые были пригодны для употребления в пищу и могли быть одомашнены.

Общая плотность населения планеты, при которой невозможно присваивающее хозяйство, была достигнута к 3 тысячелетию до н. э. Между тем долгое время территория, на которой обитал первобытный человек (его останки обнаружены в восточной части Африки, на юге Азии ж в Европе) не превышала 40 тыс. км 2 , т.е. 30 % территории планеты. С учетом этого исчерпание возможностей присваивающего хозяйства в зоне обитания первобытного человека могло произойти к 5 тысячелетию до н. э. А если принять во внимание неравномерность размещения перво­бытных людей в зоне их обитания, в отдельных местах кризис присваи­вающего хозяйства мог начаться в мезолите и даже в позднем палеолите. Именно тогда, между 50 и10 тыс. лет до н. э., человек появился в Австра­лии и Америке.

Первоначально люди селились по берегам рек и озер. Это было вызвано несколькими причинами. Во-первых, человек нуждался в пресной воде. Во-вторых, здесь он имел один из источников пищи (рыболовство). В-третьих, берега рек и озер служили естественной защитой от хищных зверей и людей. Кроме того, долгое время именно реки являлись главными транспортными артериями, которые использовал человек. Поэтому расселение людей по планете было связано с освоением речных долин.

«Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа кᴏᴛᴏᴩого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в ϲʙᴏей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Стоит заметить, что он побудет на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, кᴏᴛᴏᴩые доразвиваются при его жизни в социуме. При всем этом наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими ϲʙᴏйствами и инстинктами. Стоит заметить, что он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в ϶ᴛᴏт мир вводит человека именно общество, кᴏᴛᴏᴩое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не будет нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат оϲʙᴏения культурных ценностей, кᴏᴛᴏᴩые имеются в конкретном обществе. Важно заметить, что одновременно ϶ᴛᴏ и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. При этом он будет и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к кᴏᴛᴏᴩому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Материал опубликован на http://сайт
Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его ϲʙᴏей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать ϲʙᴏи творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. При всем этом человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет ϲʙᴏю «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует ϲʙᴏю природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — ϶ᴛᴏ все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере пробудет взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение оϲʙᴏбодило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать данные орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, кᴏᴛᴏᴩые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи) Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в ϲʙᴏю очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, кᴏᴛᴏᴩые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание ϲʙᴏих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя ϲʙᴏдить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в ϶ᴛᴏт период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть кᴏᴛᴏᴩых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в т.ч. социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Отметим, что тейяра де Шардена (1881-1955) Согласно Отметим, что тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе ϲʙᴏего исторического развития получает ϲʙᴏй смысл в человеке. В нем она достигает как бы ϲʙᴏего высшего биологического развития и одновременно он же выступает ϲʙᴏеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

Сегодня в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При ϶ᴛᴏм социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об ϶ᴛᴏм уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Стоит сказать, что каждый человек уникален и ϶ᴛᴏ тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, кᴏᴛᴏᴩые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, кᴏᴛᴏᴩые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно данными факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на данные довольно фундаментальные различия по ϲʙᴏей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — ϶ᴛᴏ прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Уместно отметить, что описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, ɥᴛᴏбы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека будет социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на ϶ᴛᴏ — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.


4. Данные генетики также подтверждают преемственность между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека примерно 95% генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60-70% генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека также есть гены, унаследованные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков, и т.п.

Перечисленные выше доказательства родства человека с животным миром нашей планеты считаются достаточными для того, чтобы перестать обсуждать вопрос об инопланетянах - предках человека или каких-то иных возможностях появления разума на Земле.

Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития человека четко определяют его как вид «человек разумный» в типе хордовых, подтипе позвоночных, классе млекопитающих, отряде приматов, подотряде человекообразных обезьян.

2.2 Фундаментальные отличия человека от животных

Человек в отличие от животных обладает особой формой мышления – понятийным мышлением. В понятии заключаются наиболее важные существенные признаки и свойства, понятия абстрактны. Отражение действительности животными всегда конкретно, предметно, связано с определенными предметами окружающего мира. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Животные могут совершать очень сложные действия, но в их основе лежат инстинкты – генетические программы, передающиеся по наследству. Набор таких действий строго ограничен, определена последовательность, которая не меняется с изменением условий, даже если действие становится нецелесообразным. Человек же вначале ставит цель, составляет план, который может измениться при необходимости, анализирует результаты, делает выводы.

И. П. Павлов (1925), исследуя особенности высшей нервной деятельности человека, выявляет ее качественные отличия от нервной деятельности животных – наличие второй сигнальной системы, то есть речи. Органами чувств животные и человек способны улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, цвет, свет, запах, вкус, температуру и т. д.). Именно работа сенсорных механизмов лежит в основе действия первой сигнальной системы, общей у человека и животных. В то же время у человека развивается вторая сигнальная система. Сигналами здесь служат слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Слово заменяет непосредственные раздражители, является «сигналом сигналов». Многочисленные наблюдения показали, что вторая сигнальная система может быть развита только при общении с людьми, то есть развитие речи имеет социальный характер.

Третье важнейшее отличие человека от животных - способность к труду. Многие животные способны к определенной созидательной деятельности. Но только человек способен изготавливать сложные орудия труда, планировать трудовую деятельность, корректировать ее, предвидеть результаты и активно изменять окружающий мир.

Огромное значение для развития человека и общественных отношений имело освоение огня. Этот факт позволил человеку выделиться из мира природы, стать свободным, не зависеть от условий стихии. Положительным в развитии человечества стали тепловая обработка пищи и использование огня для изготовления более совершенных орудий труда.

Регулирование брачных отношений обществом явилось положительным фактором не только для развития социума, но и для биологической эволюции человека. Запрет родственных браков предупреждает накопление негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.

Все перечисленные фундаментальные отличия человека от животных стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма. Часть из них связана с происхождением человека от приматов, но большинство специфических признаков появилось в связи с его трудовой деятельностью. Это прямохождение, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой по массе и объему мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость и др.

Таким образом, на протяжении длительного времени в процессе антропогенеза действовали преимущественно эволюционные факторы генетической изменчивости и отбора. Изменение условий существования предков человека создавало сильное давление отбора в пользу выживания особей и групп с признаками, содействовавшими прогрессивному развитию прямохождения, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности головного мозга. Естественный отбор сохранил признаки, стимулировавшие совместный поиск пищи, защиту от хищных зверей, заботу о потомстве, что в свою очередь способствовало развитию стадности как начальной ступени развития социальности.

3. Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке

Современное естествознание стремится обойти крайности «биологизации» и «социологизации» в понимании природы человека. Тем не менее, в истории науки существуют крайние точки зрения по вопросу соотношения биологического и социального в человеке. Панбиологизм выводит все особенности человека из его биологической природы и настаивает на полной зависимости индивидуального развития человека от генетических факторов. Пансоциологизм, напротив, утверждает, что генетические задатки у всех людей одинаковы, а личность и характер человека формируются только под влиянием общества и являются результатом воспитания и образования.

В современной науке наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой генетически наследуются не способности человека, а только их задатки, развитие же способностей во многом зависит от условий жизни и общения. Понятно, что в этом случае особую роль приобретают первые годы жизни индивида, первоначальный этап социализации, который активизирует или, напротив, тормозит генетические механизмы. Данной точки зрения придерживается социобиология - научная дисциплина, изучающая генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора. Иными словами, социобиология представляет собой синтез популяционной генетики, этологии и экологии.

Возникновение социобиологии связывается с выходом в 1975 г. книги американского ученого Э. Уилсона «Социобиология: новый синтез». По мнению автора, социобиология призвана выявлять сходство между социальным поведением животных и человека, прояснять механизмы генетической детерминации поведения человека. В частности, одной из главных проблем данной дисциплины является проблема генетических, биологических основ морального поведения. Все свои рассуждения Уилсон строит на убеждении, что сознание вообще, а не только моральное сознание является устройством для выживания и воспроизводства, а разум - всего лишь один из инструментов биологического воспроизводства.

В методологическом плане социобиология экстраполирует выводы, полученные при изучении поведения животных, на человека, утверждая ведущую роль биологических факторов в развитии личности. При этом роль культурных влияний не отрицается, однако им отводится второстепенная роль. Социобиология выступает с идеей синтеза биологического и социального знания, но на основе биологии. В этой ситуации возникает вопрос о правомерности полной аналогии между поведением животных и человека, и тем более сомнительно выглядит тотальная экстраполяция данных биологии на человеческое общество. Здесь не вызывает сомнений тот факт, что человек - часть живой природы, и поэтому он подчиняется биологическим законам, однако объяснение поведения человека только в биологическом аспекте вряд ли правомерно.

Анализ процесса антропогенеза позволяет сделать вывод о том, что биологическая эволюция завершилась 30-40 тыс. лет назад после возникновения человека разумного. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии. Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека.

С завершением процесса антропогенеза закончилось и действие группового отбора как ведущего фактора эволюции. Отныне все развитие человека обусловлено социальными условиями жизни, определяющими развитие его интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с появлением человека разумного генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение, она замещается социальной информацией. Хотя в настоящее время продолжает сохранять свое значение мутационный процесс как источник генотипической изменчивости, а также действует стабилизирующая форма естественного отбора, устраняя резко выраженные отклонения от средней нормы. Примером действия стабилизирующего отбора служит повышенная смертность недоношенных детей вследствие снижения их жизнеспособности, а также повышенная смертность мальчиков в первые годы после рождения вследствие фенотипического проявления неблагоприятных аллелей, локализованных в одной из хромосом.

Будучи продуктом биологической эволюции, человек никогда не выйдет за границы своей биологической природы. Однако замечательной особенностью биологической природы человека является его способность к усвоению социальных явлений. Биологическое и социальное начала выступают генетически и функционально связанными уровнями целостной организации человека. Биологическое начало, будучи первичным во времени, детерминирует социальное начало, становится предпосылкой его воспроизведения. Поэтому биологическое есть необходимое, но не достаточное условие становления и функционирования социального. И действительно, человек не может возникнуть без биологического основания, ибо его наличие - непременное условие и обязательная предпосылка выделения человека из животного мира. Однако обезьяна не может превратиться в человека только по законам развития органического мира. Здесь нужно нечто большее. Человек приобретает свою социальную сущность не в силу биологических законов, а в силу законов общественного развития.

Таким образом, социальное приобретает относительную независимость от биологического и само становится необходимым условием своего дальнейшего существования.

Однако выход человека из природы вовсе не означает, что теперь для него устанавливается абсолютное противостояние природе. Более того, человек должен, как и все живое, приспосабливаться к ней. Но в отличие от животных, которые непосредственно приспосабливаются к изменениям окружающей среды, человек достигает поставленной цели за счет изменения природы, преобразования ее. В ходе этого создается мир искусственных предметов и явлений, рядом с естественным миром природы возникает искусственный мир человеческой культуры. Именно таким образом человек удерживает свою родовую сущность и превращается в общественное существо.

Общество всегда вынуждено в той или иной мере считаться с биологической основой людей, заботиться об удовлетворении возникающих на этой основе потребностей. Хотя общественный прогресс детерминируется социальными факторами, он не может игнорировать возможности человеческой биологии. Конечно, роль биологических факторов в истории является не постоянной, а переменной величиной. Видимо, в антропогенезе она имела доминирующее значение, но в процессе перехода от антропогенеза к социогенезу определяющим стал социальный фактор. С возникновением же общества происходит окончательное подчинение биологического социальному, что ни в коей мере не означает вытеснения и отмены биологического. Оно просто перестает быть ведущим. Но оно существует, и его присутствие напоминает о себе многообразными проявлениями. Ведь жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Другое дело, что потребность нашего организма мы удовлетворяем в рамках тех возможностей, которые нам предоставляются обществом.

Да и в индивидуальном развитии человека соотношение биологического и социального начал меняется. В эмбриональном периоде, который продолжается от момента оплодотворения женской яйцеклетки мужским сперматозоидом до рождения ребенка, развитие организма происходит по жестко закрепленной генетической программе при сравнительно слабом влиянии окружающей социальной среды. Это влияние осуществляется опосредованно, через организм матери. На этапе эмбрионального развития важнейшей задачей является реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в ДНК. При этом каждый человек является носителем уникального набора генов, которым обусловливаются все внешние признаки человека - цвет волос, кожи и глаз, телосложение, рост. Кроме того, генотип определяет способности человека, его склонности к тем или иным занятиям. Разумеется, наследуются не сами способности, а лишь их задатки, для проявления которых необходимы благоприятные условия социальной среды. Так, ребенок может обладать великолепными музыкальными задатками, но если у него не было возможности заниматься музыкой, то они так и останутся неразвитыми.

Также не следует забывать, что не наследуется умение говорить, мыслить, трудиться. Это тоже задатки, которые проявятся лишь при постоянном общении ребенка с другими людьми. Если они не востребованы вовремя, то генетический потенциал гаснет, и ребенок никогда не сможет стать полноценным человеком.

Итак, наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под воздействием социальной среды. Поэтому каждый человек есть одновременно и часть природы, и продукт общественного развития. Очевидно, это касается также умственных и творческих способностей человека.

Объективный поход к решению вопроса о соотношении биологического и социального, вероятно, заключается в необходимости взглянуть на человека с трех позиций: биологической, психологической и социальной. Человека можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее биологическому миру и подчиняющееся его законам. Такой взгляд выражается в понятии «индивид», обозначающий конкретного представителя человеческого рода как носителя психофизиологических качеств.

При рождении у человека еще не сформированы до конца анатомо-морфологические системы, они завершают свое формирование в условиях социума. В отличие от других видов животных человек слабее «привязан» к природе. Животное от рождения имеет большой набор инстинктивных форм поведения, наделено всеми свойствами, необходимыми для выживания. Человек же, если только рассматривать его как биологический организм, в момент своего рождения является существом недостаточно развитым. В природном царстве он был бы обречен на гибель. Однако процесс антропогенеза выработал гибкую систему внеинстинктивных ориентиров, выражающихся в биологической готовности усваивать культурно-исторические достижения общества.

Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность», которое означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии. Индивид становится личностью в процессе социализации и инкультурации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества и его родной культуры, поэтому личность иногда определяется как социальная индивидуальность.

Таким образом, личность - это субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность, играя разнообразные социальные роли. Именно через деятельность осуществляются процессы социализации и инкультурации, в ходе которых человек становится личностью.

Понятие «личность» следует отличать от понятия «характер» - совокупности психологических особенностей человека, его психологической индивидуальности. Уникальность личности выражается в понятии «индивидуальность». Основа уникальности человека заложена на биологическом уровне: каждый человек, обладая общими видовыми характеристиками, всегда остается неповторимым.

Важнейшей характеристикой личности является свобода выбора, на которой строится ответственность человека за свои поступки. Свободный выбор человек делает на основе воспитанных у него и развитых им самим нравственных и волевых качеств, усвоенных им норм поведения, фиксирующих ценности той или иной культуры.

Поэтому вопрос о соотношении свободы и необходимости в поведении человека, о нормах морали, регулирующих его, всегда привлекал самое пристальное внимание теологов, философов, а в последнее время и ученых.

Заключение

Одним из центральных вопросов современного естествознания, на который наука не дает однозначного ответа, является вопрос о появлении человека на Земле.

Современная наука активно развивает биологическую, трудовую и мутационную концепции антропогенеза. Сегодня антропогенез рассматривается как продолжение биогенеза, поэтому антропология изучает абиотические, биотические и социальные факторы возникновения человека. Абиотические предпосылки антропогенеза - геологические процессы, географические и физико-химические факторы. Биотические предпосылки включают в себя мутации, волны численности, изоляцию, естественный отбор и другие факторы микро- и макроэволюции, в результате которых формируются новые виды животных, возникли древние обезьяны, а от них произошли люди.

Современная антропология основывается на многочисленных археологических и палеонтологических данных, но общая картина все же остается неполной, поскольку многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами пока не обнаружены. Сложности возникают еще и потому, что сам процесс антропогенеза не носил линейного характера. Эволюция не только человека, но и всего живого осуществлялась путем постоянной генерации боковых ответвлений, многие из которых почти сразу же исчезают, другие отходили в сторону от основного направления, и только одна линия в конце концов привела к появлению человека разумного. Несомненно, что в будущем естественнонаучные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но и, возможно, существенно меняться.

В науке накоплено достаточно большое число фактов, свидетельствующих о поразительном сходстве человека и животных, что позволяет сделать вывод о единстве происхождения живых существ.

Отличные от животных потребности, предполагают совместные, осознанные действия людей, мысленное «освоение» природы, мысленная «проработка» вариантов и способов решения предстоящих задач. Другими словами, действия человека предполагают свободу выбора, их постоянная критическая оценка и сравнительный анализ.

Эти фундаментальные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд – стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

Список используемой литературы

1. Блюмкин В.А. Этика и жизнь. - М.: Политиздат, 2007. - 111с.

2. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 414с.

3. Витол. Э.А. Концепции современного естествознания: Уч. пос. / 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

4. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. - М.: Наука, 2006. - 208с.

5. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. – М., 2003.

6. Кучинский С.А. Человек моральный. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 2007. - 303с.

7. Концепции современного естествознания. / Под. ред. С.И Самыгина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

8. Концепции современного естествознания: Краткий курс лекций. / Авторы-составители: Бондаренко А.В., Витол Э.А., Золотухин В.Е. и др. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

9. Лавриенко В.А. Концепции современного естествознания: Пособие для студентов. / 2-е. изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 5. Мамонтов С.Г. Биология. Часть 1: Общая биология. / 6-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2003.

10. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 2003.

11. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 2004.

» - общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания , обучения , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек - субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальнойгармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество - это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы - прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы - труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение , нравственность.

Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек - продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль , религия , искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологизаторские трактовки природы человека

Ч. – существо социальное. Но в то же время и высшее

млекопитающее, т.е. существо биологическое.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется

определенной совокупностью видовых признаков . Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На

проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные

процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в

настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает

наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему

воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные

происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако,

изменяется под воздействием социальных закономерностей.

Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые

разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием

«расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп

людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании

специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но,

несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель

любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными

всем людям биологическими параметрами.

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый

имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей.

Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и

биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает

уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно

многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-

природные различия у человека дополняются различиями социальными,

обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития – также и различиями индивидуально-личностными.

Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных

факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные

роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает

доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу

человека. Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто

самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над

ней, ни евгенических проектов ее переделки.

В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке

высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами:

концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими , или

натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных,

биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в

которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его

социальных отношений, их пассивное порождение. Конечно, в законченном виде

такие полярные точки зрения высказываются нечасто, однако многие трактовки

человека при рассмотрении соотношения в нем биологического и социального

тяготеют к одному из этих полюсов.

К биологизаторским концепциям относится расизм , который, как уже

говорилось, исходит из того, что в главном, существенном, природа человека

определяется его расовой принадлежностью. Подобно расизму, дискредитировало

себя другое биологизаторское течение - социал-дарвинизм . Его сторонники пытались объяснить явления общественной жизни, опираясь на учение Дарвина о естественном отборе и эволюции (так, они делали вывод о том, что представители высших классов занимают ведущее место в обществе, поскольку наиболее высоко развиты).

Утверждалось, что коль закон борьбы за существование действует в мире природы, то ему должна подчиняться и жизнь общества.

Евгеника , основанная на учении Дарвина, разрабатывает научные методы эволюционного развития человеческой расы, с целью поощрять размножение лучших особей и препятствовать размножению тех, кто похуже. Оценочные качества "хуже", "лучше" -- самое слабое место евгеники.

ЕВГЕНИКА , термин для обозначения научной и практической деятельности по охране и улучшению наследственности человека. Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

Различают позитивную и негативную евгенику. Цель позитивной евгеники – увеличение воспроизводства индивидов с признаками, которые могут рассматриваться как ценные для общества, – такими, как высокий интеллект и хорошее физическое развитие или биологическая приспособленность. Негативная евгеника стремится уменьшить воспроизводство тех, кого можно считать недоразвитыми умственно или физически или развитыми ниже среднего.

Благодаря современным достижениям медико-биологических наук и технологий некоторые цели евгеники были частично достигнуты. Например, генетическое консультирование оказывает помощь будущим родителям, если есть причины опасаться, что их ребенок унаследует тяжелое заболевание. Оценив степень риска, супруги могут взять приемного ребенка либо решиться на рождение собственного. Более того, диагностическое исследование плода позволяет выявлять целый ряд генетических дефектов еще до рождения ребенка. При обнаружении серьезных аномалий родители имеют возможность своевременно прервать беременность.

Мальтузианство, система воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народонаселения. Мальтус подчёркивал определяющее значение биологических факторов в воспроизводстве населения, считая, что в силу биологических особенностей людей население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, в то время как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. Соответствие между численностью населения и количеством средств существования, по Мальтусу, должно регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей.

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы - прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы - труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек - продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под егобиологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.


33. смысл человеческого бытия и смысл жизни.
Перед нами центральная проблема мировоззрения. Однако, как показывает опыт, далеко не все понимают сущность проблемы: многие путают проблему смысла с проблемой цели и отвечают на вопрос о смысле жизни, например, так: «Смысл моей жизни - получить высшее образование (вырастить детей, выйти замуж, заработать много денег и т. п.). Очевидно, что одно и то же действие или цель могут иметь разный смысл. Существует известная притча о возчиках камней: на вопрос: «Что ты делаешь?» три возчика дают разные ответы. Первый ответил: «Не видишь, что ли? - Камни вожу». Второй сказал: «Деньги зарабатываю». А третий сказал: «Храм строю!». Так и любая цель, которую мы преследуем в своей жизни, может иметь для нас различный смысл. Например, один хочет поступить в вуз, чтобы получить специальность, другой - чтобы получить знания, третий - чтобы продолжить семейную династию и т. д.
Итак, смысл жизни - это не просто цель жизни, а высшая, конечная цель жизни и одновременно предельное основание нашей жизни. Поиск смысла жизни - это поиск ее безусловного значения, это попытка установления связи между своей индивидуальной жизнью и каким-либо универсумом: Богом, космосом, родом и т. д. Поэтому решение проблемы смысла жизни напрямую зависит от решения другой философской проблемы - сущности человека. Решение проблемы сущности человека уже предрешает и ответ на вопрос о смысле жизни.

Как видно из этой таблицы, проблема смысла жизни имеет конечное число своих рациональных решений, несмотря на то, что в обыденном сознании существует мнение, что у каждого человека свой смысл жизни: сколько людей - столько и решений. Конечно, эту проблему каждый человек решает сам, но число решений не бесконечно.
Более того, если о вкусах не спорят, то по проблеме смысла жизни мыслящие люди все-таки склонны спорить, не удовлетворяясь чисто субъективной уверенностью в своей правоте. Найти смысл какого-либо слова - это, значит, найти его истинное значение, то есть его общезначимое - для всех людей - содержание. Так и нахождение смысла жизни предполагает нахождение того, что объединяет (может объединить) всех людей - Высшую ценность, Абсолют. Тоска по единству с мировым целым лежит в основе страдания от суеты и бессмысленности жизни. (Ведь всякий раз, когда мы видим хаотическое нагромождение чего-либо, не могущее быть выстроенным в некую единую картину, мы говорим, что это бессмыслица). Бессмысленна жизнь, не имеющая связи (субъективной или объективной) с каким-либо Целым. Поэтому проблема смысла жизни - это проблема поиска истинной жизни.
В обыденном сознании существует еще один предрассудок относительно нашей проблемы: многие считают, что над этой проблемой надо задумываться не в молодости, а в старости. Некоторые считают, что эту проблему вообще нельзя разрешить. Однако если человек на вопрос о смысле жизни отвечает: «Не знаю, еще не решил», это не значит, что у него нет смысла жизни - все его поступки и действия совершаются на какой-то основе. Если он не осознает предельной основы своих поступков, то это свидетельствует не о неразрешимости проблемы, а о неглубине его самосознания.
Некоторые считают, что над этой проблемой вообще думать не стоит или даже думать об этом вредно. В этом случае человек становится заложником своего времени и его стереотипов: если он на уровне сознания не решит проблему смысла жизни самостоятельно, то он будет бессознательно следовать тому решению, которое уже есть в данной культуре и усваивается человеком через систему воспитания и образования как единственно возможное.
Проблема смысла жизни в русской религиозной философии.
Проблема смысла жизни - одна из наиболее значимых проблем русской религиозной философии. В начале ХХ века вышел сборник статей ряда выдающихся русских философов, посвященный этой проблеме. В 1994 г. он был переиздан. Рассмотрим некоторые концепции этого сборника - «Смысл жизни: Антология русской религиозной философии».
Критика эвдемонизма В. В. Розановым.
Василий Розанов - русский писатель, публицист, философ. В своей статье «Смысл жизни» он выступает с критикой эвдемонизма - концепции, которая в качестве высшей ценности человеческой жизни и в качестве смысла жизни выдвигает счастье. Ориентация на счастье характерна не только для эпохи Розанова, но и для современной эпохи, поэтому рассуждения Розанова представляют для нас особый интерес.
В. В. Розанов подробно анализирует то содержание, которые люди обычно вкладывают в понятие «счастье». Он приходит к выводу, что счастье означает, как правило, достижимость целей, удовлетворенность желаний, отсутствие страданий. Его можно выразить в предметных, определенных характеристиках, чего не скажешь о ценностях духовных. Поэтому ориентация на счастье предполагает рассмотрение человека как биологического, а не как духовного существа. (При духовном понимании сущности человека страдание не отрицается, как в эвдемонизме, а считается необходимым путем к высшему состоянию человека, страдание ценится выше счастья.)
Более того, как показывает В. Розанов, счастье является состоянием, которое нельзя достичь; горизонтом, до которого нельзя дойти: за одной достигнутой целью следует другая, за удовлетворенными желаниями возникают новые и т. д. Не достичь на земле такого состояния, когда человек скажет: все, мне хватит, больше никаких благ мне не надо. Поэтому погоня за счастьем обрекает человека на вечное недовольство собой, миром и людьми.
Почему же идея счастья так популярна? Обратившись к всемирной истории, В. В. Розанов обнаруживает, что эта идея неизменно обретала популярность в кризисные эпохи социокультурного развития. «По-видимому, человек усомнился в существовании для него каких-либо высших целей, после того как он несколько раз и так неудачно пытался жить для этих других целей», - пишет он. Таким образом, возвеличивание ценности счастья есть следствие пессимизма, духовного кризиса, следствие утери человеком связи с мировым целым.
Идеалу счастья В. Розанов противопоставляет идеал радости. Идеал счастья связан с рациональным восприятием мира. Однако, как считает В. Розанов, разделяя здесь позиции православия, не умом надо принять мир, а душа должна умилиться и возрадоваться. Тогда придет «веселие духовное», душу посетит чувство гармонии и удовлетворенности. Это чувство, этот «внутренний свет» всегда присутствует в душе человека, но только нужно сделать его явным.
Счастье зависит от внешних обстоятельств, радость - от внутренней жизни. Ориентация на счастье характеризует внешнюю жизнь человека, т. е.чувственную, материальную, земную. Ориентация на радость - внутреннюю жизнь, т. е. духовную, нематериальную, небесную. Это прямо противоположные тенденции, одна - разрушительно, а другая - творчески, созидающе действующие на человеческую душу. Как пишет В. Розанов: «Свидетельствует история: еще никогда радующийся человек не пожелал умереть, как это слишком часто желал человек наслаждающийся».
В. Розанов не отрицает возможности и необходимости реальной деятельности по совершенствованию и преобразованию условий жизни. Однако, как и все религиозные мыслители, считает, что преобразовать мир может только духовно преображенный человек.
Е. Н. Трубецкой: смысл жизни как достижение полноты бытия
Е. Н. Трубецкой - известный русский религиозный философ, последователь философии всеединства В. С. Соловьева. Проблема смысла жизни - одна из центральных проблем его творчества, в различных своих работах он рассмотрел религиозное, философское и художественное ее решение. Мы обратимся к его концепции как к достаточно характерной для русской религиозной философии вообще.
Статья «Смысл жизни» была написана в 1918 году. Россия лежит в развалинах и угрожает гибелью всемирной культуре, отмечает Трубецкой, но именно в такие эпохи потребность ответить на вопрос о смысле жизни чувствуется сильнее, чем когда-либо.
Е. Н. Трубецкой исходит из того, что в жизни человека и человечества существуют две линии жизни: горизонтальная (плоская, земная) и вертикальная (восходящая, небесная).
Все существовавшие в истории человеческой мысли попытки ответить на вопрос о смысле жизни, согласно Е. Н. Трубецкому, лежали на этих двух путях.
Поиски ответа на горизонтальной линии жизни приводили к натуралистическим (языческим) концепциям, возвеличивающим природного, телесного человека и ориентировавшим его на материальные ценности.
Поиски на вертикальной линии жизни образовывали мистические концепции смысла жизни, отрицающие все натуральное в жизни человека и ориентирующие его исключительно на духовные ценности.
Однако, как считает Е. Н. Трубецкой, оба эти решения не приносят человеку удовлетворения: натуралистические концепции оставляют нереализованными духовные потребности человека, мистические концепции пренебрегают телесными, материальными потребностями. Человек же есть единство души и тела. Поэтому истинное решение проблемы смыла жизни должно лежать глубже - по ту сторону противопоставления души и тела, верха и низа.
Только на пересечении двух линий жизни, на их объединении человек обретает свою целостность и полноту бытия. Пересечение горизонтальной и вертикальной линии жизни образует крест: путь, ведущий к полноте бытия, - это крестный путь, путь скорби и страдания. Но только через этот путь человек может обрести радость бытия. Страдание оправдано, так как между ним и радостью есть внутренняя связь, аналогично тому, как рождение нового человека искупает и оправдывает родовые муки роженицы.
Данное понимание смысла человеческой жизни соответствует сути христианского учения, которое пророчествует о грядущем воссоединении неба и земли, бога и мира, духа и материи.
Таким образом, смысл человеческого бытия состоит в реальном принятии и воплощении Креста как символа единения Мира и Духа. Это обретение полноты бытия и есть главная задача человеческой жизни, завещанная человеку Богом.
Тема бессмысленности жизни в философии экзистенциализма.
В истории философии существуют концепции, утверждающие бессмысленность человеческой жизни. В новейшей философии такую позицию занимали представители атеистического направления в экзистенциализме, в частности французский философ и писатель ХХ века А. Камю. Рассмотрим идеи его знаменитого философского эссе «Миф о Сизифе».
А. Камю начитает свое эссе с тезиса: основной вопрос философии - это проблема самоубийства, то есть проблема - стоит ли жизнь, чтобы ее прожить?
По мнению А. Камю, основой жизни является положительный ответ на вопрос о ее смысле, и наоборот, отрицание наличия у жизни какого-либо смысла приводит человека к самоубийству. Однако, как считает А. Камю, «логических самоубийц», если не считать литературных персонажей, попросту не бывает. Убить себя только на основе философского вывода о бессмысленности жизни нельзя: идея бессмысленности жизни - это только идея и, как всякая идея, содержит в себе момент сомнения: она не может тотально захватить человека и привести его к самоубийству. Самоубийства в реальной жизни, конечно, происходят, но, считает А. Камю, их подлинной причиной может быть равнодушие близкого человека, нанесенная кем-то обида или что-то еще, но не чистая философская идея.
Более того, в противовес общепринятой точке зрения А. Камю считает, что человек, не видящий в своей и в человеческой жизни вообще какого-либо смысла, более далек от самоубийства, чем человек, верящий в наличие смысла. Самоубийцами становятся именно те, кто верит в смысл! Дело в том, что в качестве смысла жизни люди выдвигают и пытаются достичь какой-либо Абсолют: Истину, Добро, Красоту, Справедливость и т. п. Однако в мире, где нет бога, абсолюты недостижимы. Поэтому любая деятельность человека в мире абсурдна, как абсурдна (то есть бесполезна и бессмысленна) работа героя греческой мифологии Сизифа, который приговорен богами вечно вкатывать в гору огромный камень, с тем чтобы катить его вновь и вновь, так как камень не может удержаться на вершине горы и скатывается вниз.
Абсурд не в мире и не человеке, а в их взаимодействии, то есть в человеческой деятельности, которая всегда направлена на какую-то цель, в конечном счете - на абсолют. Человек, верящий в смысл жизни, наивен: он не сделал из тезиса «бога нет» всех необходимых выводов, он питает иллюзии религиозного сознания. Он винит себя в том, что его камень (у каждого - свой) в очередной раз сорвался. Он склонен отчаиваться - вплоть до самоубийства. Он не понимает, что дело не в том, что у него не хватило сил, таланта или мужества в достижении Цели, а в том, что человеческая ситуация в мире изначально безнадежна: в мире, в котором нет Бога, любой камень обязательно сорвется! Человеческая деятельность, его жизнь в целом - это всегда сизифов труд. Личность, осознающую это и не строящую никаких иллюзий, А. Камю называет абсурдным человеком. Первым абсурдным человеком был, разумеется, Сизиф.
Итак, жизнь бессмысленна, а деятельность человека абсурдна. Казалось бы, А. Камю приходит к самым что ни на есть пессимистическим выводам. Но он и здесь разрушает привычные стереотипы: жизнь бессмысленна, но это - хорошо! «Сизифа следует представлять себе счастливым», - пишет он. Дело в том, что целеустремленный человек (устремленный к реализации смысла своей жизни) склонен видеть не мир, в котором он живет, а только свою цель: многообразие жизни и мира ускользает от него. Он склонен не замечать и не ценить того, что в виде случайного дара попадает ему в руки: он ценит и замечает только результаты своих усилий - он часто оказывается неблагодарным. К тому же он пребывает, по преимуществу, в мрачном расположении духа: все идет не так, как он хотел. Когда же человек расстается с Планами и Целями, ему наконец открывается полнота жизни, многообразие мира, он получает удовольствие от самого процесса деятельности, а не от его результата. На место этического недовольства миром и людьми приходит эстетическое созерцание жизни.
А. Камю описывается четыре варианта жизни абсурдного человека: жизнь Дон-Жуана, Воина, Лицедея, Творца. Для всех их не важен результат их деятельности, поэтому они получают удовольствие от самого процесса. Они счастливы, созерцая многообразие мира: не качество, а количество вдохновляет их. Например, Дон-Жуан знает, что Настоящей Любви нет, что Совершенной Женщины он не найдет. Поэтому он благодарен судьбе за ту любовь, которая выпала ему в жизни. Поэтому он не склонен укорять своих женщин за их несовершенство, а наоборот, склонен замечать индивидуальные достоинства каждой женщины. И женщины отвечают ему благодарностью за это. Он не ищет никакого Идеала, поэтому он пребывает в реальности. Он не сокрушается, что любовь уходит (камень сорвался!), он живет дальше и знает, что будет новая любовь - пусть такая же несовершенная и недолговечная, как все предыдущие.