Биография шарля бодлера. Шарль пьер бодлер. Биография Шарля Бодлера

Бодлер Шарль Пьер, (1821-1867) французский поэт

Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже в семье сенатора. Когда Шарлю еще не было шести лет, его отец, который, был на 34 года старше своей жены, умер. А мать вышла замуж за командира батальона Жана Опека, с которым Бодоер не нашел общего языка. В 1833 семья переехала в Лион, а мальчика отдали на обучение в пансион (интернат).

После его окончания последовали годы учебы в Лионском Королевском колледже и Парижском колледже Святого Людовика. Правда, из последнего Бодлер был с позором исключен за плохую успеваемость. Студенческие годы Шарля Бодлера были очень буйными, он влез в долги, заразился сифилисом (который и станет причиной его смерти), и даже пристрастился к наркотикам. Именно в это время он и шокировал своих родных заявлением о том, что желает посвятить свою жизнь литературе. Дабы наставить сына на путь истинный родители отправляют Шарля в путешествие в Индию. Правда, уже через два месяца, так и не доплыв до места назначения, Бодлер вернулся на родину. Но это короткое путешествие нашло отражение в величайших творениях поэта.

Вскоре после возвращения Шарль вступил в право наследования и начал очень быстро и бездумно тратить отцовские деньги. Матери не оставалось ничего другого, как отсудить наследство себе, в результате чего юноша смог получать лишь небольшую ежемесячную сумму на карманные расходы. Для него это был удар. Но жизнь богатого бездельника дала свои плоды и стала началом творческого пути Бодлера. Его первые стихи («Малабарская девушка», «Дама креолка», «Дон Жуан в аду») были напечатаны в журнале «Артист» за 1843–44 гг. За стихами последовал ряд статей, посвященных живописи Делакруа и Давида. А через несколько лет в печать вышли сборники «Парижский сплин» и «Искусственный рай», повествующий о влиянии наркотиков на жизнь и творчество. В 1848 поэт участвует в восстании Парижской коммуны, становится соредактором демократической газеты «Салю Публик».

Почти 17 лет жизни Бодлер посвятил переводу на французский язык произведений Эдгара По, которого считал своим духовным братом, а также издал две книги, посвященные его творчеству. В историю литературы Шарль Бодлер вошел, как автор поэтического сборника «Цветы зла», изданного в июне 1857 года. Книга настолько шокировала публику, что на нее тут же наложили цензурный запрет, а самому автору пришлось изъять из своего творения 6 стихов и выплатить немалый штраф. В 1860 году Бодлер опубликовал сборник «Парижский сплин», состоявший из стихотворений в прозе.

В 1861 вышло второе издание «Цветов зла», переработанное и расширенное автором В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени. В 1866 году Шарль Пьер Бодлер тяжело заболевает, но скрывает от всех, что болен сифилисом. Последний год жизни провел в больнице Парижа, где и скончался 31 августа 1867 года.

Бодлер біографія коротко французького поета і критика викладена в цій статті.

Шарль Бодлер коротка біографія

Шарль П’єр Бодлер народився 9 квітня 1821 в Парижі в сім’ї сенатора. Коли Шарлю ще не було шести років, його батько, який, був на 34 роки старший за свою дружину, помер. А мати вийшла заміж за командира батальйону Жана Опіка, з яким Бодлер не знайшов спільної мови.

У 1833 сім’я переїхала в Ліон, а хлопчика віддали на навчання в пансіон (інтернат). Після його закінчення послідували роки навчання в Ліонському Королівському коледжі і Паризькому коледжі Святого Людовіка. Правда, з останнього Бодлер був з ганьбою виключений за погану успішність. Студентські роки Шарля Бодлера були дуже буйними, він вліз у борги, заразився сифілісом (який і стане причиною його смерті), і навіть пристрастився до наркотиків. Саме в цей час він і шокував своїх рідних заявою про те, що бажає присвятити своє життя літературі.

Щоб наставити сина на шлях істинний батьки відправляють Шарля в подорож до Індії. Правда, вже через два місяці, так і не допливши до місця призначення, Бодлер повернувся на батьківщину. Але ця коротка подорож знайшла відображення в творах поета.

Незабаром після повернення Шарль вступив в право успадкування і почав дуже швидко і бездумно витрачати батьківські гроші. Матері не залишалося нічого іншого, як відсудити спадок собі, в результаті чого юнак зміг отримувати лише невелику щомісячну суму на кишенькові витрати. Для нього це був удар.

Але життя багатого ледаря дало свої плоди і стало початком творчого шляху Бодлера. Його перші вірші («Малабарська дівчина», «Дама креолка», «Дон Жуан у пеклі») були надруковані в журналі «Артист» за 1843-44 рр. За віршами пішов ряд статей, присвячених живопису Делакруа і Давида. А через кілька років в друк вийшли збірка «Штучний рай», що оповіда про вплив наркотиків на життя і творчість.

У 1848 поет бере участь у повстанні Паризької комуни, стає співредактором демократичної газети «Салю Публік».

Майже 17 років життя Бодлер присвятив перекладу на французьку мову творів Едгара По, якого вважав своїм духовним братом, а також видав дві книги, присвячені його творчості.

В історію літератури Шарль Бодлер увійшов, як автор поетичної збірки «Квіти зла », виданої в червні 1857. Книга настільки шокувала публіку, що на неї тут же наклали цензурну заборону, а самому авторові довелося вилучити 6 віршів і виплатити чималий штраф.

У 1860 році Бодлер опублікував збірку «Паризький сплін», що складався з віршів у прозі. У 1861 вийшло друге видання «Квітів зла», перероблене і розширене автором.

Один из самых популярных французских поэтов XIX века - Шарль Бодлер. Биография литератора и сегодня интересует всех увлекающихся французской поэтической школой. Бодлер считается теоретиком и основоположником декаданса и символизма. Эти течения оказали существенное влияние на развитие всей европейской литературы.

Юность поэта

Поэт Шарль Бодлер, биография которого берет начало в 1821 году, родился в Париже. Его отец Франсуа был крестьянином в весьма преклонном возрасте, принимал участие в Великой французской революции. В год рождения Шарля ему исполнилось 62 года. Мать же была молодой 27-летней девушкой. Несмотря на крестьянское происхождение, Франсуа Бодлер всерьез увлекался живописью и начал прививать сыну любовь к искусству с первых дней его жизни. В 1827 году Франсуа скончался.

Через год отчимом будущего поэта стал полковник Жак Опик, ставший в скором времени дипломатом.

В 11-летнем возрасте Бодлер переезжает вместе с семьей в Лион, начинает учиться в королевском колледже. Уже в то время он постоянно страдал от меланхолии и резких перепадов настроения. Аккуратность и прилежность резко сменялись рассеянностью и ленью. Хотя в этом возрасте впервые проявилось его увлечение литературой.

Во французскую столицу семья вернулась в 1836 году, когда Шарлю исполнилось 15. Он обучается праву в колледже святого Людовига и погружается в ночную жизнь Парижа. По его собственному признанию, встречается с женщинами легкого поведения, заражается от них венерическими заболеваниями, тратит деньги, взятые в долг. Бурная жизнь накладывает отпечаток на его учебу, колледж окончить ему не удается.

Получив все-таки всеми правдами и неправдами диплом, Шарль решает попробовать себя в литературе, несмотря на то что его отчим настаивает на карьере юриста. Чтобы спасти сына от влияния развратного Парижа, мать отправляет его в путешествие в Индию. В 1841 году отплывает из Франции Шарль Бодлер. Биография поэта пополнилась новыми и свежими впечатлениями от этой поездки, несмотря на то, что до Индии он так и не добрался.

Вернувшись из почти годового путешествия, Бодлер получает наследство, весьма приличное по тем временам. Незамедлительно он начинает его тратить и очень скоро получает в столичном обществе репутацию богатого денди.

Муза Бодлера

В этот период Бодлер встречает свою музу. На ближайшие 20 лет ею становится балерина Жанна Дюваль. В то время она только приехала в Париж с Гаити. В креолку поэт влюбился почти сразу, она стала самой главной женщиной в его жизни после матери. Ей посвящены множество стихотворений, например, "Шевелюра", "Балкон" и "Экзотический аромат".

Бодлер называл ее Черной Венерой - для него Жанна Дюваль стала символом сексуальности и красоты. На протяжении 20 лет семья Бодлера не принимала балерину, подозревая, что та только выманивает у поэта деньги. В 1862 году его муза умерла, заразившись сифилисом.

Знакомство и расточительная жизнь с Дюваль привели к тому, что в 1844 году его мать подала в суд, чтобы установить над сыном опекунство. С тех пор все наследство перешло ей, а поэт ежемесячно получал только небольшое количество денег на карманные расходы. Это ухудшило и так не очень хорошие отношения с отчимом. При этом к матери Бодлер все равно продолжал относиться с уважением и любовью.

Литературные успехи

До 1846 году был известен лишь в узких кругах Шарль Бодлер. Биография поэта была переписана после публикации его статей, посвященных современному искусству. Его оценка получила поддержку у большинства французов.

В тот же период Бодлер знакомится с творчеством американского писателя Эдагара Аллана По. В нем, по мнению литературоведов, он почувствовал родственную душу. Поэтому в ближайшие полтора десятилетия стал уделять много времени рассказам американца, делая их перевод. Шарль Бодлер переложил на французский язык большинство его основных произведений.

Писатель не остался в стороне от французской революции 1848 года. Он выступал на баррикадах и даже недолгое время редактировал радикальную газету. Вскоре увлечения политикой прошло, Шарль сконцентрировался на творчестве.

В 50-х годах он пишет свои лучшие стихи.

Дело жизни

"Цветы зла" - главный сборник французского символиста, который выходил в течение 11 лет. За это время он претерпел три редакции. После первой на поэта был наложен серьезный штраф за нарушения норм морали. В результате несколько самых непристойных стихотворений пришлось убрать.

Создавать "Цветы зла" Бодлер начал в 1857 году. Главные темы стихов повторяют основные лирические настроения поэта - это скука, меланхолия и уныние. Большое количество стихотворений посвящены французскому поэту Теофилю Готье и музе Бодлера - балерине Жанне Дюваль.

Одно из самых известных произведений Бодлера - стихотворение "Альбатрос" вошло во вторую редакцию. В нем поэт сравнивается с раненой птицей.

Проблемы со здоровьем

В 1865 году Шарль Бодлер, стихи которого к тому времени были чрезвычайно популярны, переезжает в Бельгию. Здесь он живет два с половиной года, при этом его здоровье сильно ухудшается.

В 1866 году болезнь укладывает его в постель. Он заразился сифилисом. В апреле его в тяжелом состоянии доставляют в центральную больницу, однако после приезда родных переводят обратно в гостиницу.

Вскоре Шарль уже не мог четко формулировать мысли, постоянно впадал в прострацию, разум отказывал поэту. Мать забрала его в Париж, где поместила в клинику для душевнобольных. Бодлер скончался в последний день лета в 1867 году.

Могила поэта

Французский поэт Шарль Бодлер был похоронен в Париже, на кладбище Монпарнас, рядом с отчимом, с которым он враждовал всю жизнь. На надгробном камне о Бодлере не было сказано ни слова.

Только через три с половиной десятка лет на могиле был установлен величественный надгробный памятник. Инициаторами его создания стали почитатели его таланта. Причем одни сомневались в необходимости этого памятника, так как даже к началу XX века значение Бодлера для французской поэзии многими ставилось под сомнение.

В результате памятник был открыт только в 1902 году. Сегодня это место остается одним из самых популярных среди его поклонников. Здесь собираются литераторы, читают стихи Бодлера.

Творчество поэта

Публиковать свои произведения начал в середине 40-х годов Шарль Бодлер. Стихи начали появляться в журнале "Артист". Многие его поэтические произведения изрядно шокировали публику, не привыкшую к такому творчеству. Несмотря на это, поэт стремительно добивался славы и популярности. После "Цветов зла" вышла еще одна его поэтическая книга - "Поэмы в прозе".

Последним сборником его произведений стали белые стихи, собранные в цикле "Парижский сплин".

Опыты с запрещенными веществами

Одно из первых внятных описаний воздействия наркотиков на человеческий организм сделал Шарль Бодлер. Творчество поэта было тесно связано с употреблением гашиша.

На протяжении нескольких лет он посещал клуб гашиша, основанный в Париже. Причем, по словам основателей этого общества, сам поэт не употреблял наркотик регулярно, а делал это только два-три раза в качестве эксперимента.

Чуть позже Бодлер все же пристрастился, причем к опиуму. Однако сумел побороть эту зависимость. О своем психоделическом опыте он написал несколько стихов, в том числе сборник "Искусственный рай".

Запрещенным сегодня веществам посвящены несколько статей Бодлера: "Поэма о гашише" и "Вино и гашиш". Воздействие наркотиков на творческую сущность поэт считал интересной, но не приемлемой для настоящего художника. Наркотикам поэт предпочитал вино, так как, по его мнению, только оно делало человека счастливым и общительным, в то время как гашиш и другие каннабиоиды только угнетали творческую натуру.

В своих статьях и стихотворениях Бодлер оценивает воздействие этих веществ на человеческий организм как сторонний наблюдатель, при этом не преувеличивая возможный эффект, но и не впадая в ненужное морализаторство.

Стихи и музыка

Бодлер - художественный критик - оставил свои программные статьи, посвященные не только живописи и литературе, но и музыке. В сонете "Соответствия" он, в частности, обосновал принцип, по которому разные виды искусства могут взаимодействовать друг с другом.

Бодлер был большим любителем и тонким знатоком музыки. Именно он открыл для французов композитора Вагнера. Ему посвящено эссе поэта "Рихард Вагнер и "Тангейзер" в Париже", опубликованное в 1861 году.

В своих стихах и сонетах Бодлер неоднократно упоминал о своих музыкальных предпочтениях. Это в первую очередь Карл Мария фон Вебер, Людвин ван Бетхофен и Ференц Лист.

К стихам Бодлера многие знаменитые композиторы написали музыку. Среди них Клод Дебюсси, Анатолий Крупнов, Давид Тухманов, Милен Фармер, Константин Кинчев.

, эссеист и переводчик; основоположник эстетики декаданса и символизма , повлиявший на развитие всей последовавшей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы.


Наиболее известным и значительным в его творчестве стал сборник стихов «Цветы зла» , опубликованный им в 1857 году.


Биография


Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже . Его отец, Франсуа Бодлер, был выходец из крестьян, участник Великой революции , ставший в эпоху Наполеона сенатором . В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет. Франсуа Бодлер был художником и прививал сыну любовь к искусству с раннего детства — водил по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками, брал с собой в мастерскую.


Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья переехала в Лион , и мальчика отдали в пансион, откуда он впоследствии перешёл в Лионский Королевский коллеж. Ребёнок страдал припадками тяжёлой меланхолии и учился неровно, удивляя учителей то прилежанием и сообразительностью, то ленью и полной рассеянностью. Однако уже здесь проявилось влечение Бодлера к литературе и поэзии, доходившее до страсти.В шестилетнем возрасте мальчик потерял отца. Год спустя мать Шарля вышла замуж за военного, полковника Жака Опи́ка, cтавшего затем французским послом в различных дипломатических миссиях. Отношения с отчимом у мальчика не сложились. Повторное замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, стало его «душевной травмой», отчасти объясняющей его шокирующие общество поступки, которые он совершал в действительности вопреки отчиму с матерью. В детстве Бодлер был, по его собственному признанию, «страстно влюблён в свою мать».


В 1836 году семья вернулась в Париж, и Шарль поступил на курс по праву в коллеж Людовика Святого. Начиная с этого времени он окунулся в бурную жизнь увеселительных заведений, познав женщин лёгкого поведения, венерическую заразу, трату одолженных денег. Как следствие, за год до окончания курса ему отказали в обучении в коллеже.


В 1841 году, с большими усилиями всё-таки закончив образование и выдержав экзамен на бакалавра права, молодой Шарль заявил своему брату: «Я не чувствую призвания к чему бы то ни было». Отчим предполагал карьеру юриста или дипломата, однако Шарль захотел посвятить себя литературе. Родители, в надежде удержать его от «этого пагубного пути», от «дурного влияния Латинского квартала », убедили Шарля отплыть в путешествие — в Индию, в Калькутту .


В это же время он познакомился с балериной Жанной Дюваль , креолкой с Гаити , — со своей «Чёрной Венерой», с которой не смог расстаться до самой смерти и которую боготворил. По мнению же матери, она его «мучила, как только могла» и «вытряхивала из него монеты до последней возможности». Семья Бодлера не приняла Дюваль. В череде скандалов он даже пытался покончить с собой.Через 10 месяцев Бодлер, так и не доплыв до Индии, от острова Реюньон вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы. В 1842 году совершеннолетний Бодлер вступил в права наследования, получив в распоряжение довольно значительное состояние своего родного отца в 75 000 франков, которое начал быстро тратить. В ближайшие годы в артистических кругах он обрёл репутацию денди и бонвивана. Его ближайшими друзьями в это время были поэт Теодор де Банвиль и художник Эмиль Деруа , написавший портрет молодого Бодлера.



Зрелые годы


В 1845 и 1846 годах Бодлер, широко известный до тех пор лишь в узких кругах Латинского квартала, выступал с обзорными статьями по искусству в «журнале одного автора» «Salon» (вышло два номера — «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года»). По словам З. А. Венгеровой , «мнения, высказанные им здесь о современных художниках и течениях, позже полностью подтвердились суждениями потомства, а сами статьи его принадлежат к блестящим страницам, когда-либо написанным об искусстве». Бодлер приобрёл известность.



Захоронение


Шарль-Пьер Бодлер был похоронен на кладбище Монпарнас , в одной могиле с ненавистным отчимом. В августе 1871 года тесная могила приняла и прах матери поэта. На пространной эпитафии всего три строчки о Бодлере:


«ПАСЫНОК ГЕНЕРАЛА ЖАКА ОПИКА И СЫН КАРОЛИНЫ АРШАНБО-ДЕФАИ. УМЕР В ПАРИЖЕ 31 АВГУСТА 1867 В ВОЗРАСТЕ 46 ЛЕТ»


О поэте Бодлере — ни слова.


Место фамильного захоронения прижалось к западной стене кладбища и постепенно было окружено массивными надгробиями, мешающими проходу к нему. Через 35 лет после смерти поэта на трансверсальном проспекте кладбища был установлен величественный кенотаф Бодлеру — единственный кенотаф на всём кладбище. На простой плите прямо на земле положена завёрнутая в саван фигура поэта во весь рост, а со стороны головы возвышается огромная стела, на верху которой водружён Сатана.


Инициатором создания скульптурной композиции выступил большой почитатель Бодлера, поэт и критик Леон Дешан (Leon Deschamps), объявивший 1 августа 1892 года, в основанном им журнале La Plume, общественный сбор средств на кенотаф Бодлеру. В организационный совет входили многие видные люди искусства, хорошо знавшие Бодлера при жизни, его коллеги и последователи; среди них председатель совета — поэт Леконт де Лиль , а также первый француз-лауреат нобелевской премии Сюлли Прюдом .


Сооружение кенотафа сопровождалось яростной полемикой: одни сомневались в его целесообразности, другие — в выборе архитектора. В выборах архитектора участвовал и Огюст Роден , представивший свой проект, однако отборочная комиссия предпочла композицию малоизвестного скульптора Жозе де Шармуа.



Вокруг кенотафа много свободного пространства и именно это место привлекает поклонников Бодлера, приходящих сюда почтить его память и почитать его стихи.


Литературное творчество


Первые стихи Бодлера печатались в 1843—1844 годах в журнале «Артист» («Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке»). Важнейшим моментом в процессе становления общемировозренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов.



Бодлер и музыка


Бодлер в качестве художественного критика оставил значительные суждения о живописи и художниках, о музыке и композиторах, обосновал в своей эстетике и в поэзии принцип соответствия (correspondances) между видами искусств (см. сонет «Соответствия»). Он был тонким знатоком музыки. Бодлер первым во Франции открыл талант Рихарда Вагнера , написав выдающееся эссе «Рихард Вагнер и „Тангейзер“ в Париже» (1861). В творчестве Бодлера есть упоминания о его музыкальных предпочтениях: Вебер , Бетховен , Лист . В Брюсселе уже тяжелобольной Бодлер часто просил сыграть для него увертюру к «Тангейзеру».

Детство и юность

Его отец, Франсуа Бодлер, был выходец из крестьян, участник Великой революции , ставший в эпоху Наполеона сенатором. В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет. Франсуа Бодлер был художником и прививал сыну любовь к искусству с раннего детства - водил по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками, брал с собой в мастерскую.

В шестилетнем возрасте мальчик потерял отца. Год спустя мать Шарля вышла замуж за военного, полковника Жака Опи́ка, cтавшего затем французским послом в различных дипломатических миссиях. Отношения с отчимом у мальчика не сложились. Повторное замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, стало его «душевной травмой», отчасти объясняющей его шокирующие общество поступки, которые он совершал в действительности вопреки отчиму с матерью. В детстве Бодлер был, по его собственному признанию, «страстно влюблён в свою мать».

Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья переехала в Лион , и мальчика отдали в пансион, откуда он впоследствии перешёл в Лионский Королевский коллеж . Ребёнок страдал припадками тяжёлой меланхолии и учился неровно, удивляя учителей то прилежанием и сообразительностью, то ленью и полной рассеянностью. Однако уже здесь проявилось влечение Бодлера к литературе и поэзии, доходившее до страсти.

В 1836 году семья вернулась в Париж, и Шарль поступил на курс по праву в коллеж Людовика Святого. Начиная с этого времени он окунулся в бурную жизнь увеселительных заведений, познав женщин лёгкого поведения, венерическую заразу, трату одолженных денег. Как следствие, за год до окончания курса ему отказали в обучении в коллеже.

В 1841 году, с большими усилиями всё-таки закончив образование и выдержав экзамен на бакалавра права, молодой Шарль заявил своему брату: «Я не чувствую призвания к чему бы то ни было». Отчим предполагал карьеру юриста или дипломата, однако Шарль захотел посвятить себя литературе. Родители, в надежде удержать его от «этого пагубного пути», от «дурного влияния Латинского квартала », убедили Шарля отплыть в путешествие - в Индию, в Калькутту .

Через 10 месяцев Бодлер, так и не доплыв до Индии, от острова Реюньон вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы . В 1842 году совершеннолетний Бодлер вступил в права наследования, получив в распоряжение довольно значительное состояние своего родного отца в 75 000 франков , которое начал быстро тратить. В ближайшие годы в артистических кругах он обрёл репутацию денди и бонвивана. В это же время он познакомился с балериной Жанной Дюваль , креолкой с Гаити , - со своей «Чёрной Венерой», с которой не смог расстаться до самой смерти и которую боготворил. По мнению же матери, она его «мучила, как только могла» и «вытряхивала из него монеты до последней возможности». Семья Бодлера не приняла Дюваль. В череде скандалов он даже пытался покончить с собой.

Зрелые годы

Захоронение

Шарль-Пьер Бодлер был похоронен на кладбище Монпарнас , в одной могиле с ненавистным отчимом. В августе 1871 года тесная могила приняла и прах матери поэта. На пространной эпитафии всего три строчки о Бодлере:

«ПАСЫНОК ГЕНЕРАЛА ЖАКА ОПИКА И СЫН КАРОЛИНЫ АРШАНБО-ДЕФАИ. УМЕР В ПАРИЖЕ 31 АВГУСТА 1867 В ВОЗРАСТЕ 46 ЛЕТ»

О поэте Бодлере - ни слова.

Место фамильного захоронения прижалось к западной стене кладбища и постепенно было окружено массивными надгробиями, мешающими проходу к нему. Через 35 лет после смерти поэта на трансверсальном проспекте кладбища был установлен величественный кенотаф Бодлеру - единственный кенотаф на всём кладбище. На простой плите прямо на земле положена завёрнутая в саван фигура поэта во весь рост, а со стороны головы возвышается огромная стела, на верху которой водружён Сатана.

Инициатором создания скульптурной композиции выступил большой почитатель Бодлера, поэт и критик Леон Дешан (Leon Deschamps ), объявивший 1 августа 1892 года, в основанном им журнале La Plume, общественный сбор средств на кенотаф Бодлеру. В организационный совет входили многие видные люди искусства, хорошо знавшие Бодлера при жизни, его коллеги и последователи; среди них председатель совета - поэт Леконт де Лиль , а также первый француз-лауреат нобелевской премии Сюлли Прюдом .

Сооружение кенотафа сопровождалось яростной полемикой: одни сомневались в его целесообразности, другие - в выборе архитектора. В выборах архитектора участвовал и Огюст Роден , представивший свой проект, однако отборочная комиссия предпочла композицию малоизвестного скульптора Жозе де Шармуа.

Вокруг кенотафа много свободного пространства и именно это место привлекает поклонников Бодлера, приходящих сюда почтить его память и почитать его стихи.

Литературное творчество

Первые стихи Бодлера печатались в 1843-1844 годах в журнале «Артист» («Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке»). Важнейшим моментом в процессе становления общемировозренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов.

Психоделические опыты

Бодлеру принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли . С 1844 по 1848 Бодлер посещал «Клуб гашишистов» , основанный Жаком-Жозефом Моро , и употреблял давамеск (алжирскую разновидность гашиша). По свидетельству Теофиля Готье , активно участвовавшего в жизни клуба, Бодлер «принял гашиш единожды или дважды в ходе экспериментов, но никогда не употреблял его постоянно. Это счастье, покупаемое в аптеке и уносимое в жилетном кармане, ему было отвратительно». Впоследствии Бодлер пристрастился к опиуму, но к началу 1850-х годов преодолел пристрастие и написал три больших статьи о своём психоделическом опыте, которые составили сборник «Искусственный рай» (1860).

Две статьи из трёх - «Вино и гашиш» (1851) и «Поэма о гашише» (1858) - посвящены каннабиноидам . Бодлер считал их воздействие интересным, но неприемлемым для творческой личности. По мнению Бодлера, «вино делает человека счастливым и общительным, гашиш изолирует его. Вино превозносит волю, гашиш уничтожает её». Несмотря на это, в своих статьях он выступал как объективный наблюдатель, не преувеличивая психотропных эффектов гашиша и не впадая в излишнее морализаторство; поэтому и неутешительные выводы, которые он делал из своего опыта, воспринимаются [кем? ] с определённой долей доверия.

Бодлер критик

Первая критическая работа Бодлера представляла собой небольшую брошюру объемом около 50 страниц, подписанную "Бодлер-Дюфаи" и отпечатанную в типографии Лабита. Текст был достаточно традиционен, во многом, по признанию автора, следовавший примеру "Салонов" Дидро . Основная позиция критика, с точки зрения Ш. Бодлера, должна базироваться на независимости суждений и быть свободна от всякого рода рамок. При этом она должна учитывать интересы читателя, которым является буржуа и который искренне желает разобраться в том, что ему предлагает современное искусство. Ш. Бодлер предлагал исключить из лексикона обидное слово "буржуа ", отмечая, что "следует хотя бы уважать тех, за чей счет собираешься жить". Очень важный аспект, отмеченный Бодлером, заключался в том, что обыватель - это не враг искусства, а "безобидное существо, готовое всей душой полюбить хорошую живопись, лишь бы только критики растолковали ему ее смысл, а художники почаще бы ее выставляли". Бодлер в качестве художественного критика оставил значительные суждения о живописи и художниках, о музыке и композиторах, обосновал в своей эстетике и в поэзии принцип соответствия (correspondances) между видами искусств (см. сонет «Соответствия»). Как и Делакруа, Бодлер никогда не упрекал живописца в отсутствии мастерства, но яростно нападал на тех, кто был не в состоянии проявить на холсте свою оригинальность, индивидуальность, так же как он упрекал писателя, выпустившего книгу и не сказавшего в ней ничего нового. После публикации "Салона 1846 года" Ш. Бодлер несколько отошел от работы художественного критика в чистом виде, отдавшись поэзии, рутинной журналистской работе и работе переводчика. Но полностью не порвал со своим увлечением, публикуя разрозненные статьи об изящных искусствах, в основном в газете "Le Pays" и в журнале "Le Portefeuille". В целом, если говорить о творческой манере Бодлера как художественного критика, то стоит прислушаться к мнению Поля Валери о том, что "суждения Бодлера, всегда обоснованные и обставленные тончайшими и прочнейшими размышлениями о живописи, остаются высшими образцами ужасающе легкого и, следовательно, ужасающе трудного жанра художественной критики".

Бодлер и музыка

Он был тонким знатоком музыки. Давая характеристику цвету Э. Делакруа, он использовал музыкальные термины - "гармония", "симфония", "гимн". Бодлер первым во Франции открыл талант Рихарда Вагнера , написав выдающееся эссе «Рихард Вагнер и „Тангейзер“ в Париже» (1861). В творчестве Бодлера есть упоминания о его музыкальных предпочтениях: Вебер , Бетховен , Лист . В Брюсселе уже тяжелобольной Бодлер часто просил сыграть для него увертюру к «Тангейзеру».

На стихи Бодлера писали музыку К. Дебюсси , Э. Шабрие , Г. Форе , Венсан д’Энди , Гюстав Шарпантье , Эрнест Шоссон , Анри Дюпарк, Альфредо Казелла , Фрейташ Бранку , А. фон Цемлинский , А. Берг , К. Штокхаузен , Н. Рорем , В. Плохарский (альбом «Cyfry» ), А. Соге , Арне Меллнесс , Кайхосров Сорабджи , Оливье Грейф , Серж Генсбур , С. Танеев , А. Гречанинов , А. Крупнов , Юрий Алексеев , Д. Тухманов , Диаманда Галас , Лоран Бутонна , Милен Фармер , Константин Кинчев и др.

Сочинения

Основные произведения и сборники поэзии:

  • Искусственный рай
  • Парижский сплин

В русском переводе:

  • А. Панова. - СПб., . - [Т. 1]. - 192 с.; [Т. 2]. - 193-288 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод Эллиса . - СПб., , Томск: Водолей. - . - 400 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Альвинга . - СПб., . - 263 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Ламбле . - Париж, . - ??? с.
  • Бодлер Ш. Лирика. - М., . - 187 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла. - М.: Наука , . - 470 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / По авторскому проекту третьего издания. - Кишинёв: Литературный фонд «Axul Z», 1996. - 304 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / С парал. франц. текстом. - М.: Радуга, . - 796 с. - ISBN 978-5-05-006402-8
  • Бодлер Ш. Цветы зла. - М.: Эксмо , . - 304 с. - ISBN 978-5-699-14293-4
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод В. Шершеневича . М.: Водолей , . - 356 с. -