Автор произведения повелитель мух. Смысл иносказания в романе «Повелитель мух». Полемика с просветительской концепцией человека

Есть такие книги, краткий пересказ сюжета которых не сможет раскрыть полного смысла. Эти произведения нужно читать полностью, не торопясь и вдумываясь в написанные строчки. К таким книгам и относится роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Краткое содержание по главам представлено к вашему вниманию. Рекомендуется также прочитать и полную версию романа.

Глава первая: Морской рог

Время действия не уточняется. Во время войны детей эвакуируют на самолёте . В результате случившейся авиакатастрофы, мальчишки самых разных возрастов оказываются на необитаемом острове. Из джунглей выходят на берег моря два мальчика. Один из них светловолосый, другой - толстый в очках. Мальчики знакомятся и разговаривают о катастрофе. Толстый мальчик в очках - его в школе дразнили Хрюшей - пытается сообразить, где взрослые. Светловолосый мальчик - Ральф двенадцати лет - полагает, что на острове они одни, и никаких взрослых с ними нет.

Хрюша рассказывает о себе: он носит очки с раннего детства (трёх лет) и у него астма. Ральф находит розовую гранитную площадку, а за ней замечает красивую бухту. Светловолосый парнишка плавает, Хрюша - нет. Отец Ральфа - капитан, имеющий второй ранг; у толстого мальчика нет отца, его вырастила тётка - хозяйка собственной кондитерской. Светловолосый мальчик верит в то, что отец их спасёт, а Хрюша во время полёта на самолёте слышал разговор пилотов, в котором те сказали о ядерном взрыве. Толстый мальчик считает, что все погибли, и только им удалось уцелеть.

Ральф находит на дне моря большую раковину кремового цвета. Хрюша предлагает использовать её в качестве рога, чтобы созвать всех уцелевших ребят . На громкий зов светловолосого мальчишки первым из леса выходит шестилетний Джонни, а после него и остальные ребята самых разных возрастов. Предпоследними из джунглей показываются близнецы Эрик и Сэм, после которых появляется стройный отряд хористов, одетых по форме и в чёрные шапочки. Отряд возглавляет Джек Меридью, который очень разочарован отсутствием на острове взрослых.

Собравшиеся мальчики общаются друг с другом, знакомятся. Проводится собрание, в результате которого ребята выбирают «главного» между Ральфом и Джеком. Большинством голосов выбран Ральф. Джек раздосадован. Новый «главный» предлагает Джеку возглавить отряд хористов, которые станут охотниками.

Ральф, Джек и мальчик, который постоянно падает в обморок (Саймон) идут на разведку. Ребята поднимаются на вершину горы и убеждаются в том, что они действительно находятся на безлюдном острове. Ральф счастлив, он считает остров своим.

На обратном пути ребята натыкаются на запутавшуюся в лианах свинью. Джек заносит нож для удара, но не может сделать его. Свинья убегает. Джек даёт себе слово, что в следующий раз не струсит.

Глава вторая: Огонь на горе

Глава третья: Шалаши на берегу

Выясняется, что никто не хочет толком работать. Джек охотится в одиночку, его хор купается в море. За костром никто не следит. Ральф и Саймон продолжают сооружать шалаши. Остальные ребята отдыхают и едят фрукты.

Глава четвёртая Длинные волосы, раскрашенные лица

Глава пятая: Зверь выходит из вод

Ральф понимает, что теперь говорить нужно ясно и чётко. Он собирает собрание, на котором требует соблюдать установленные ими же правила: поддерживать костёр, по нужде ходить в строго определённое место, а мясо готовить на горе, возле основного костра.

Малышами снова овладевает страх, мальчик пытается их успокоить, убеждая в том, что на острове, кроме маленьких поросят, никого нет. Хрюша делает попытки объяснить страх по научному.

Малыши рассказывают, как видели зверя среди ночи то в лесу, то выходящим из моря. Главный хочет решить наконец-то, есть зверь или нет, проведя голосование. Джек не выносит этого. Собрание прерывается. Все ребята бегут к морю, чтобы убить зверя.

Глава шестая: Зверь сходит с неба

Над островом среди ночи происходит воздушный бой. В чащу леса падает мёртвый парашютист. На следующее утро близнецы, разводя костёр, натыкаются на тело небесного гостя. Ослеплённые ужасом, они бегут в лагерь и рассказывают об увиденном. Созывается собрание, после которого Ральф и Джек идут убивать зверя, оставив на берегу с малышами Хрюшу. Мальчики обследуют перешеек, но никого не находят.

Глава седьмая: Большие деревья и тени

Мальчики весь день тщательно обследуют остров. До горы они доходят ближе к ночи. Саймон возвращается к лагерю с намерением предупредить Хрюшу, что ребята не успеют вернуться до заката. Ральф поддаётся давлению Джека и соглашается ночью подняться в гору. В обманчивом свете луны дети принимают труп парашютиста за кровавого зверя и с ужасом бегут назад.

Глава восьмая: Дар Тьме

Джек организовывает собрание, на котором обвиняет Ральфа в трусости и предлагает сместить его с главенствующей позиции. Не получив поддержки, Джек убегает в лес.

Саймон выдвигает предложение исследовать гору вновь. Ральф говорит, что всё кончено: надежды на спасение нет, костёр погас, а сделать новый мешает зверь. Хрюша утверждает, что можно сделать огонь и на берегу моря.

За Джеком в лес уходят и хористы. Он обещает им охотничью свободную жизнь. В тот же день Саймон, который облюбовал небольшую полянку для уединения в лесу, случайно наблюдает за охотой отделившихся ребят . Отряд Джека убивает большую свинью, отрубают ей голову и насаживают её на кол, собираясь сделать такое жертвоприношение «Зверю». Это и есть Повелитель мух: мёртвая голова свиньи облеплена мухами. Напуганному до смерти Саймону кажется, что Повелитель мух говорит с ним, из-за чего паренёк падает в обморок.

Глава девятая: Лицо смерти

На остров движется гроза. Саймон приходит в сознание и видит, что никакого зверя нет, это всего лишь тело парашютиста. Он освобождает труп от строп и спешит в лагерь, чтобы рассказать об этом друзьям. Ральф и Хрюша принимают решение пойти на пир к Джеку. После ужина, возбуждённый грозой отряд хористов начинает исполнять неистовый танец. Потеряв над собой контроль, они принимают Саймона за монстра и забивают его до смерти. Труп парашютиста ветром уносит в море.

Глава десятая: Раковина и очки

  • Ральф рассказывает Хрюше, что отрядом охотников было совершено убийство одного из них. Толстый мальчонка не хочет в это верить и пытается выставить ситуацию несчастным случаем.
  • В племени охотников Джек становится Вождём. Они обустраиваются в скальном Замке, защищённом охраной. При помощи нехитрого сооружения свысока можно кидать вниз большие камни. Вождь водит своих последователей на охоту.
  • В одну из ночей Вождь с несколькими мальчишками нападает на спящих Ральфа и Хрюшу. В темноте завязывается драка, в результате которой разбитые очки Хрюши достаются охотникам.

Глава одиннадцатая: Замок

Светловолосый Ральф созывает собрание для оставшихся мальчишек. Ребята принимают решение пойти к охотникам и попытаться вернуть очки Хрюши. Вождь племени встречает отряд из четырёх человек враждебно. Ральф называет Джека вором. Они сражаются на копьях. Ральф ранен. Вождь племени приказывает связать близнецов и взять в плен . Роджер при помощи механизма спускает каменную глыбу, которая убивает Хрюшу. Бывший «главный» остаётся совсем один и пускается в бега.

Глава двенадцатая: Вопль охотников

Оставшись один, мальчик понимает, что дикари его не оставят в живых. Он мечется по всему острову в поиске укрытия. Позже близнецы ему рассказывают, что Джек заставил их перейти на его сторону физическим насилием, а также предупреждают бывшего лидера о готовящейся охоте на него. Ральф принимает решение спрятаться вблизи лагеря и просит близнецов «отвести» дикарей от него в другую сторону.

Избитые братья выдают Вождю местонахождение светловолосого парнишки. Племя сбрасывает вниз каменную глыбу. Парень убегает в лес, от куда его принуждают выйти дымом. Ральфу удаётся выбежать из чащи на берег моря, где встречает двух матросов и морского офицера. Ребята спасены.

Много лет тому назад по ТВ посмотрел кусок фильма "Повелитель мух" и был, конечно, потрясён. Оказывается, это был фильм, созданный в 1963 году по одноименной книге Уильяма Голдинга. Прошло много лет и я снова встретился с героями этого удивительного произведения. Ведь, правда, стоит взять ребенка из самой распрекрасной семьи, отнести его в джунгли, лес и если его не съедят звери, то зверем станет он. Это будет точно не Маугли. Цивилизация это тысячелетний опыт поколений и как животных не получится, генетически не передается человеку многое из того, что получают с рождения животные. Уильям Голдинг это со всей очевидностью подтвердил, что чувство стадности будет постепенно овладевать человеком, если за ним не присматривать. Он быстро теряет внедренное в него воспитание и начинает вести себя так, чтобы выжить сегодня, завтрашний день его не интересует. Актуально ли это произведение сегодня? Ещё бы. На православной украинской земле славяне убивают, пытают, насилуют славян. На Востоке правоверные мусульмане проделывают то же самое с себе подобными. Что происходит?
О жестокости подростков известно каждому, но что удивительно, любая мать маленького убийцы будет кричать, что её ребёнок самый лучших, тихий, умный и спокойный и преступление совершить никак не мог. Огромный океан выплеснул на берег группу маленьких англичан, чудом спасшихся во время авиакатастрофы. Это были правильно мальчики от шести до 11 лет. Они уже прекрасно знали, что такое хорошо и что такое плохо. Казалось бы испытание, которому подвергла их судьба, должно было объединить, сцементировать внезапно возникший детский коллектив. Казалось бы, но как бы не так. Написанный удивительным простым "школярским" языком роман читается легко но с каждой страницей понимаешь, что приближается нечто ужасное, страшное, что не должно было произойти с этими благовоспитанными мальчиками. Дети постепенно превращались в монстров. Их купили, грубо говоря куском плохо прожаренной свинины. На весах лежала еда и человечность ребенка. Еда победила. Сэр Уильям Голдинг замечательно выписал образы детей. Главные герои книги предводитель Ральф, мудрый, толстый Хрюша, антипод Ральфа Джек, близнецы, как живые, не придуманные живут, адаптируясь в соответствии с законами джунглей, звереют и, наконец, готовые к убийству, легко убивают своих товарищей. Каждому написанному слову в романе веришь и это страшно: ведь наши дети, внуки могли бы попасть на остров без взрослых и сломаться, потерять свою человеческую сущность. Естественным является и финал произведения, когда все мальчики, ещё не понимая, что творили, начинают рыдать вслед за избранным ими предводителем Ральфом и брошенным ими же в пучину горя и страданий. Эту книгу и эти два фильма нужно смотреть детям, как назидание, может быть кому-то и поможет в становлении, как человека. Не зря это произведение стало лучшим романом 1954 года, а сам автор в последствии лауреатом Нобелевской премии в области литературы и искусства.

25 лет назад умер знаменитый английский писатель, лауреат нобелевской премии Уильям Голдинг (1911–1993). В нашей стране он известен прежде всего своим романом о детях «Повелитель мух» (издан в Англии в 1954 году, а на русский его перевели и опубликовали в журнале «Вокруг света» еще в 1969 году). Роман традиционно трактовался у нас как иллюстрация того, сколь жестоким могут оказаться дети, предоставленные самим себе. Мол, дети - это не такие невинные чистые создания, как думают сентиментальные взрослые. Но мне кажется, что в романе есть и гораздо более глубокие смысловые слои, в том числе и религиозные.

Для тех, кто не читал, на пальцах перескажу сюжет. Случилась Третья Мировая война, и группу английских детей из какой-то колонии на самолете пытаются эвакуировать в Англию. Самолет подбили враги, пилоту перед гибелью удалось посадить его на необитаемый тропический остров, дети (мальчики возрастом от 6 до 12 лет) остались живы - и у них складывается своеобразное общество, в их среде выделяются два лидера. Ральф считает, что нужно оставаться цивилизованными и ждать, когда их спасут, Джек уверен, что с цивилизованностью нужно расстаться, как и с мечтами о спасении, жить здесь и сейчас, стать дикарями. Постепенно большинство детей присоединяются к Джеку, а Ральф оказывается гонимым диссидентом. Новоявленные дикари звереют, совершают убийства. В финале, когда Ральф вот-вот погибнет от их рук, детей все же спасают английские моряки с проплывающего мимо корабля.

Это сюжет, но сюжет ведь в «Повелителе мух» не самоцель, это лишь средство сказать о чем-то по-настоящему важном. Считается, что сам Голдинг написал свой роман, чтобы поспорить с классиком английской литературы Робертом Баллантайном, написавшим в 1858 году роман «Коралловый остров», где сюжетная канва та же - английские мальчики оказываются на необитаемом острове - но остаются джентльменами, с честью несут бремя белых и свято придерживаются викторианской морали. Голдингу же хотелось показать, сколь наивны такие упования. Такой вот литературный спор.

По сути, спор вот о чем: какова природа человека? Что в нем истинное, а что наносное? Он по природе добр, или зол?

Голдинг здесь гораздо более трезв и пессимистичен, нежели Баллантайн.

А я, перечитывая роман, думал о том, что не только в природе человека дело, не только в степени ее поврежденности грехом (если рассматривать всё то же самое в христианской терминологии). Дело еще и в том, что человек не существует сам по себе, вне общества и, главное, цементирующей это общество культуры. А культура - штука довольно хрупкая, для ее поддержания требуется, так сказать, инфраструктура. В том числе и материальная. Нужны газеты и клозеты, нужны тротуары и паровозы, лаборатории и прачечные… всего не перечислить. Если всё это отнять, если вернуть человека в дикую природу (пускай даже в совершенно безопасную, способную его прокормить, как это показано в романе Голдинга), то довольно скоро человек одичает. Почему? Потому что от дикости его отделяет лишь тонкий слой культуры, а та вне своей инфраструктуры истончается, теряет силу. Это как аккумулятор, который нечем запитать, он поработает какое-то время и разрядится в ноль. Что и происходит с большинством героев «Повелителя мух».

Кадры из экранизации 1963 года

И вот тут встает вопрос: а что могло бы сохранить культуру, если ее материальной инфраструктуры не станет? Мой ответ - религиозная вера. Тут, кстати, сама собой напрашивается параллель с . Робинзон не одичал, не сошел с ума на необитаемом острове только потому, что непоколебимо верил в Бога, ежедневно общался с Ним в молитве. Сейчас незачем уточнять с православных позиций его конфессиональную принадлежность и обличать еретические заблуждения пресвитерианцев. Факт в том, что он активно верил - и это позволило ему остаться человеком. Напомню, что история Робинзона - не чистый вымысел, у него был реальный прототип, английский моряк Александр Селькирк, который, попав на необитаемый остров, всерьез обратился к Богу.

Но если вернуться к «Повелителю мух» - мы ни в ком из детей не увидим ни малейших следов веры. Они ни разу не вспомнили о том, что христиане (особая пикантность в том, что часть этих детей - церковные хористы). Они ни разу не попытались молиться, ни разу не попытались осмыслить случившееся с ними с точки зрения Евангелия.

И, конечно, тут срабатывает принцип «свято место пусто не бывает». Забывшие о Христе дети вскоре погружаются в трясину язычества, начинают верить в лесных духов, придумывают обряды, чтобы тех задобрить или отогнать. Собственно, само название романа, «Повелитель мух» - это лишь дословный перевод древнееврейского «Вельзевул». Мысль совершенно очевидная: безразличный к христианству человек, оказавшись в экстремальной ситуации, становится легкой добычей дьявола. Когда нет уже защитного слоя культуры, когда бессмысленными и бесполезными начинают казаться прежние моральные запреты - тогда уже доминирует темное, звериное начало человеческой природы. В человеке просыпается тот самый Зверь, который в условиях цивилизации заключен в клетку культуры.

Подчеркну: это моя интерпретация. Я не знаю, каковы были религиозные взгляды Голдинга и мыслил ли он свой роман как христианскую аллегорию. Но то, что его книгу можно прочитать и так, и что такое прочтение не противоречит тексту - для меня очевидно.

И, конечно, это совсем не о детях. Вернее, не только и не столько о детях. Зверь живет в каждом, будь ему семь или семьдесят семь. И каждому решать, каким способом держать его в узде: посредством светской культуры или посредством веры.

Лучше, конечно, и то, и другое.

Катастрофа, в результате которой на необитаемый остров попадает группа мальчишек, без всяких взрослых; два варианта развития событий. Подростки вспомнят о приличиях и будут вести себя, как «истинные англичане». Либо же с них сойдёт бремя цивилизации, и они одичают, позабыв о ценностях и дисциплине. Первую возможность рассматривал шотландец Роберт Баллантайн при написании робинзонады «Коралловый остров» (1857), где воспевал Викторианскую имперскую Англию. О второй версии заговорил почти сто лет спустя Уильям Джеральд Голдинг в знаковой книге «Повелитель мух» (1954). Это его дебют в литературе.

Фильм Питера Брука — самая близкая к книге адаптация, у картины имеются как и сильные стороны, так и слабые. К сильным, несомненно, относится то, что режиссёр сумел полностью передать конфликт из романа — противостояние Разума и Разрушения. Точно переданы диалоги, почти слово в слово, хорошо показаны характеры главных персонажей. Как экранизация книги, данная лента берёт явный реванш, выигрывает у дальнейшей версии 1990 года, где полно режиссёрской отсебятины. Подобно книге, лента Брука метафорично показывает остров, как мир, в котором образовалось тоталитарное племя дикарей, травящее уникумов «не таких, как они». Ввиду непосредственной близости картины к своему первоисточнику, заметим, что это один из немногих плюсов, перекрывающих недостатки фильма. Ему простительны примитивные съёмки или почти полное отсутствие музыкального сопровождения. Это замечательно компенсируется также хорошей игрой главных актёров, сыгравших Ральфа, Джека, Хрюшу, Саймона. Ребятам выдалось сыграть несколько особо эмоциональных сцен. Например, эпизоды противостояния разумного Ральфа жажде крови и слепой ярости Джека.

Одно из средств, использованных Бруком, для передачи книжного конфликта в картине — одиночество персонажей. В начале ленты Ральф и Хрюша, будущие сторонники порядка, находятся наедине со зрителем. В финале Ральф становится одиночкой в целом мире, изгоем. Иной способ — звукоряд или его отсутствие. В ленте диалоги Ральфа и Хрюши проходят в тишине; мальчик Саймон, олицетворение правды, открывает жуткую истину о Звере в мёртвой тишине. Тогда как Джек и его племя истошно орут свои ритуальные песни. Перед зрителем целый ряд символов: шум как безумие; спокойствие как порядок. Однако значение тишины двойственно: в некоторых эпизодах она является признаком надвигающейся опасности или же подготовкой к ужасу (Ральф и Джек находят Зверя «с небес»). Точно так же дело обстоит и с огнём в истории Голдинга. Огонь, как спасительный знак на горе, единственный путь к цивилизации, за которую усердно держится Ральф; с другой стороны, пламя здесь олицетворяет апокалипсис, поскольку способно погубить весь остров. Огненная разрушающая сила, вызванная нелюдями, означает конец человечества, в целом.

Джек — староста церковного хора, однако его вера является напускной, фальшивой, о чём говорит его дальнейшее поведение. Он и его хор, облачённый в величественные чёрные плащи, символично представляется «элитой». Остров обнажил Зло, которое прячется в каждом из нас, и тот самый Зверь вырвался наружу. Ральф — олицетворение порядка, держащийся за цивилизацию. Как и Хрюша, он весь фильм проходил в старой одежде, даже несмотря на то, что она на нём была вся изорвана — ещё одна деталь, отличающая их от «охотников». Однако в книге человеческая Личность Ральфа подвергается проверке на прочность: борясь с дикарями за свою жизнь, он забывает о человеческом в самом себе, уподобляясь остальным. «Дитём науки» в «Повелителе мух» представлен Хрюша; этот мальчик близорук, потому, что смотрит только в науку, не верит в чудовищ с научной точки зрения, зато свято верит в цивилизацию (заметим, что именно благодаря его очкам можно добыть огонь). Поэтому Голдинг делает его очкариком, как интеллектуала; именно поэтому полуслепой астматик наименее приспособлен к выживанию в дикой среде.

Самая известная аллегория из книги говорит о Повелителе мух, как о Вельзевуле, князе Тьмы, упоминаемом в Библии. Однако существует иная интерпретация: повелитель мух — это Джек Меридью, а его племя — это, соответственно, мухи, летающие над трупом человеческой природы. Очень сильные и запоминающиеся христианские аллюзии, скорее всего, противопоставляются научной сфере жизни человечества, которую олицетворяет Хрюша. Поэтому в некотором роде роман Голдинга христианский. Иная аллегория говорит о необитаемом острове, как мире, в котором присутствуют различные слои и структуры общества. Ральф как демократ (найденный им морской рог — как оплот демократии). Хрюша как простолюдин, цепляющийся за цивилизацию, к тому же, поверхностно смотрящий на мир за своей близорукостью. В этот же раздел отнесём и Персеваля, который заучил адрес дома священника в Хаккет Сент-Энтони, и изо всех сил пытается сохранить его в своём мозгу, до поры до времени. Джек как лидер тоталитаризма и последователь уничтожающей идеологии со своими безликими двойниками, вроде Роджера.

Мой вердикт: Роман «Повелитель мух», хоть и пугающий, а местами даже отталкивающий, хорош тем, что помогает читателю задуматься. Написанное живым языком, показывающее острые конфликты, актуальные и поныне проблемы, это произведение мастера слова Уильяма Голдинга является одной из умных книг XX столетия. Фильм Питера Брука можно приравнять к первоисточнику, до такой степени, что они сливаются в единое целое (воистину редчайший случай!). Не имея в своём арсенале ярких спецэффектов, мастеровитых актёров своего времени или каких-то душевных элементов, но наполненная интересными «фишками», анализируемая кинокартина запоминается именно что своей близостью к оригиналу. Тем, что она смогла передать аллегории и пугающие пророчества писателя на все 100 %. Это не тепло-душевный фильм для семейного просмотра; «Повелитель мух» находится в разделе «кино не для всех».

Английский писатель Уильям Голдинг написал 12 романов, но мировую известность ему принесла антиутопия «Повелитель мух» — литературный дебют автора. Голдинг взял за основу архетипический сюжет Дефо и создал антиробинзонаду, то есть показал постмодернистскую трактовку известного мифа о человеке на необитаемом острове.

В результате авиакатастрофы несколько английских школьников разных возрастов оказались в изоляции от цивилизованного мира. Таким образом, писатель смоделировал пограничную ситуацию, обеспечивая «чистоту опыта». Со временем дети (в основе своей) сбрасывают личину цивилизованности, раскрашивают лица, как дикари, и без раскаяния убивают своих товарищей, сжигая остров дотла.

Изначально школьники выбирают демократический способ правления, выдвигая кандидатуру главного (Ральфа) и сочиняя правила поведения, обязательные для всех. Для собраний они оборудуют специальную площадку, а для передачи слова используют рог. Дети строят незамысловатый быт, собирая фрукты, строя шалаши и разведывая местность. Однако вскоре встает вопрос охоты, который может решить только один человек – Джек – олицетворение грубой силы и тоталитарной власти. Он один не боится убить животное, поэтому собирает группу охотников и отправляется в походы на дичь. Пока Ральф (олицетворение демократической формы правления и человечного лидера), Хрюша (носитель цивилизации и олицетворение родителя), Саймон (образ Христа) и малыши строят шалаши, охотники убивают диких свиней для пропитания.

Постепенно Джек забирает власть в свои руки, предлагая «племени» дикую и веселую жизнь взамен занудного ожидания спасения, которое предлагает Ральф. Ответственность и дисциплину ребята сменяют на дикие пляски у костра и постоянную жажду крови. Их новым идолом становится свиная голова на копье – тот самый повелитель мух. Этим жертвоприношением они задабривают зверя (мертвого парашютиста, который в темноте показался им чудовищем). Во время ночного пира у костра они принимают Саймона за зверя и убивают его. После первого неосознанного убийства племя начинает охоту на несогласных с новым режимом. Второй жертвой становится Хрюша, которого убивают уже вполне осознанно. После принято решение затравить Ральфа, как дикого зверя. Мальчик спасается в лесу, тогда Джек и компания поджигают лес, чтобы выманить его. В момент, когда Ральф выбегает на открытое место, к берегу причаливает бригада спасателей. Когда школьников в шутку спрашивают, есть ли жертвы, они отвечают: «Всего лишь двое» (если считать мальчика, пропавшего в самом начале, то трое). То есть, для них ценность человеческой жизни упала настолько, что двое убитых – это «всего лишь». Они привыкли к крови и больше ее не страшатся. Очевидно, что антропопессимизм, свойственный постмодернистской литературе, проявил себя и у Голдинга.

Философская «начинка» постмодернизма в романе проявляется так: Оказываясь на острове, герои переживают экзистенциальное прозрение, высвобождая свою экзистенцию. Иначе говоря, они показывают свою реальную сущность, которую сдерживает цивилизация. Они понимают, что больше не обязаны притворяться и подделываться под общепринятые нормы. Только вот в большинстве из них верх берет темное начало, которое как раз таки надо сдерживать, чтобы оно не разрушило мир до основания.

Полемика с просветительской концепцией человека

Если у Дефо вера в Господа и трудолюбие обеспечили герою спокойную и даже комфортную жизнь на острове, то у Голдинга детей не спасли ни кажущаяся на первый взгляд невинность, ни безупречные манеры, привитые в английских частных школах. Если учение Tabula rasa (теория просветителей) утверждало, что человек рождается чистым, как белый лист, и его личность зависит только от степени просвещения, то точка зрения Голдинга опровергает эту идею. Он изображает школьников, не испорченных жизнью и в то же время воспитанных и образованных. Они еще не успели стать циничными и порочными взрослыми, которые посылают знаки в виде мертвых парашютистов. Однако с течением времени на острове становится ясно, что люди не рождаются чистыми. В каждом из них изначально заложен целый мир противоречивых страстей, в каждом из них был дикарь и цивилизованный человек. В ком-то победил один, в ком-то — другой. Но от одного воспитания не зависели ни победа, ни поражение.

То, что изобразил Голдинг, реалистичнее. Воинственный 20 век показал, что человека не учит история (Вторая мировая война началась через двадцать лет после Первой), не красит образованность (вспомнить хотя бы художника Гитлера), не спасает воспитание. Он с детства способен научиться убивать, если имеет к этому врожденную склонность. Когда он окажется на острове, его сущность вряд ли изменится к лучшему.

Смысл иносказания в романе «Повелитель мух»

Роман был задуман как иронический «комментарий» к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна. Сначала критики так его и восприняли и не проявили особого интереса. Но позже читатели декодировали «Повелителя мух»: оказалось, что он являл собою аллегорию первородного греха с рассуждениями о глубинной человеческой сути.

Ральф – воплощение рационального человеческого начала. Он символизирует демократического лидера – ответственного и милосердного.

Джек – воплощение дикой отрицательной энергии, темной стороны человека. Он жесткий и амбициозный лидер, но его прельщает только абсолютная власть, что зиждется на вражде. Его сразу же захватило тлетворное влияние Повелителя мух.

Повелитель мух – символ дьявола, которого в мировой культуре не раз ассоциировали с различными существами. Например, Мифистофель из «Фауста» Гете представляет себя, как повелителя мух.

Саймон – образ Христа. Он пытался донести до ребят истину, но никто его не понял. Именно ему Повелитель мух раскрывает свое истинное лицо и объясняет, что чудовища – это они сами. Когда он нес людям весть, что зверь – это просто мертвый парашютист, его убивают, причем, это убийство было ритуальным. Джек объясняет племени, что это зверь, спустившийся с горы, в одном из своих обличий. То есть, мальчик пожертвовал собой, но мир так его и не понял. Интересно также, что Саймон ни с кем не враждовал и никого никогда не винил. Он всех любил, молчал и пытался в одиночку разведать тайну зверя. В итоге он понял, почему у них ничего не получается — чудовищ в себе культивируют сами люди.

Роджер – мальчик, феноменальная жестокость которого проявилась только в финале. Он целенаправленно убивает Хрюшу днем у всех на глазах. Понятие о его опасном нраве дает имя – череп на пиратском флаге зовется «Веселым Роджером». На поверку оказалось, что он даже более жесток, чем Джек.

Хрюша – носитель цивилизации и источник родительской опеки. Он ратует за разумную организацию быта и комфортные условия. Он же постоянно призывает авторитет далеких взрослых на помощь. Он символизирует некое научное, теоретическое восприятие мира.

Близнецы – предатели. Их можно сравнить с апостолами, которые отказались от Христа.

Мертвый парашютист – как писал сам автор, это тот самый знак от взрослого мира, которого ждал Ральф. Это издевка автора над теми людьми, от которых дети ожидали помощи. Очевидно, автор хотел сказать, что взросление не искореняет, а усугубляет пороки человека. Войнушка детей на острове перерастет со временем в мировую войну, частичка которой попала на остров в виде мертвеца.

Крепость – символ воинственности. Сама идея укреплений в том, чтобы обороняться от врага, которого выдумал Джек, чтобы сплотить и запугать племя.

Открытая площадка для собраний – символ миролюбия и открытости. Им не от кого защищаться и прятаться, на площадке всех хорошо видно и слышно.

Рог – символ демократической власти и равенства всех собравшихся. Каждому дано право голоса.

Огонь – символ надобности спасения, то, что освещает детей и не дает сумеркам их запутать. Свет рассеивает темноту и гарантирует шанс спасения. Не поддерживать огонь — значит отказаться от цивилизации навсегда и стать дикарями.

Сумерки – именно в темноте был убит Саймон, во тьме мальчики обезумили и стали диким племенем.

Маски – раскрашенные лица снимали с их обладателей всякую ответственность. Они не были больше собой, вместо них появились дикари, которые не обязаны подчиняться никаким нормам. Маски развязали героям руки, и они начали убивать без боязни и стеснения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!