Авиационная бомба. Авиабомбы ркка

В годы Великой Отечественной войны ВВС РККА использовали широкий набор авиабомб различных калибров и предназначений. Самой массовой бомбой во время войны была противотанковая ПТАБ-2,5-1,5. Самой мощной — пятитонная фугасная бомба ФАБ-5000НГ.

Во время Великой Отечественной войны выявилась малая эффективность обычных фугасных и осколочно-фугасных бомб в борьбе с танками. При полете на высокой скорости вероятность попадания в танк была небольшой.

ПТАБ

В 1942 году в Советском Союзе была разработана легкая противотанковая авиабомба кумулятивного действия ПТАБ-2,5-1,5 (противотанковая бомба массой 1,5 кг в габаритах 2,5 кг авиационной бомбы). При ударе ПТАБа о броню танка срабатывал взрыватель, который подрывал основной заряд.

В момент подрыва, благодаря наличию на основном заряде выемки, образовывалась кумулятивная струя 1-3 мм диаметром и скоростью 10-15 км/с. Струя прожигала броню и поражала экипаж, поджигала топливо, вызывала взрыв боекомплекта, а осколки корпуса бомбы поражали живую силу врага и легкоуязвимую технику. К 15 мая 1943 года 150 предприятий различных наркоматов произвели 800 тысяч ПТАБ-2,5-1,5. Бомбы были применены в массовом порядке во время сражения на Курской дуге. В ходе этой операции советская авиация израсходовала более 500 тысяч противотанковых авиабомб.

Бомбы обычно сбрасывались в кассетах с высоты 200-400 м при скорости полета 340-360 км/ч (штурмовик Ил-2). Общая полоса поражения составляла около 200 м2. Один Ил-2 с ПТАБами гарантированно поражал 2-3 вражеских танка, удаленных друг от друга на расстоянии 70 м. Первыми ПТАБы применили летчики 2-й гвардейской и 299-й штурмовой авиадивизии (шад) 16-й воздушной армии (ВА) 5 июля 1941 года на участке ст. Малоархангельск — дер. Ясная Поляна против танков и мотопехоты противника. Летчики 291 шад 2-й ВА 5 июля при помощи ПТАБов вывели из строя до 30 немецких танков.

А штурмовики 3-го и 9-го авиакорпусов 17-й ВА поразили в районе переправ через реку Северный Донец 90 единиц вражеской бронетехники. 7 июля 1943 года самолеты Ил-2 1-го корпуса 2-й ВА атаковали двумя группами (46 и 33 самолета) район сосредоточения немецкой бронетехники около Сырцево-Яковлево. Последующая дешифровка фотоснимков показала, что в результате бомбежки было подбито более 200 немецких танков и САУ. От воздействия ПТАБов также отлично горели вражеские бронетранспортеры, автомашины и мотоциклы.

ФУГАСНЫЕ АВИАБОМБЫ

Советские фугасные авиабомбы варьировались по калибру от 50 до 5000 кг. Основными поражающими факторами ФАБ являются ударная волна, кинетическая энергия бомбы и продукты взрыва. Кроме того, ФАБ поражают объекты бомбардировки многочисленными осколками. Поражающие действия ФАБ характеризуют: радиус зоны поражения объекта; глубина проникновения в грунт; толщина бетонного перекрытия, пробиваемого бомбой; объем воронки при взрыве в грунте. Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67. В 1931-1932 годах были спроектированы фугасные авиабомбы калибров 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 году была принята на вооружение ВВС ФАБ-2000.

Перед войной в целях экономии дефицитного металла в КБ № 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона: ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ. В 1942-1943 годах было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции (созданы в ГСКБ-47). Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции присвоили индекс М-43: ФАБ-50 М43, ФАБ-100 М-43, ФАБ-250 М43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья). В 1943 году была принята на вооружение мощнейшая ФАБ-5000НГ. Специально для этой бомбы было разработано особо мощное взрывчатое вещество (смесь тринитротолуола, гексогена и алюминия). Эта бомба применялась в сражении на Курской дуге и при освобождении Орла. Две таких бомбы были сброшены на столицу Финляндии Хельсинки в феврале 1944 года. Последние бомбы были сброшены на форты крепости Кенигсберг 7 апреля 1945 года. К концу войны была принята на вооружение осколочно-фугасная авиабомба ОФАБ-100. Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг. При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве этой мощной бомбы в грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м. Осколки бомбы обеспечивали сплошное поражение живой силы противника в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, а 15 мм — в 15 м от места взрыва. Фугасные бомбы во время войны снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ: чистого тротила, французской смеси (80 % пикриновой кислоты + 20 % динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50 % тротила + 38 % аммонийной селитры + 10 % алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры}. Большое количество фугасных авиабомб снаряжали амматолом 80/20.

Наиболее часто используемой в ВВС Красной армии фугасной бомбой была ФАБ-100. Все годы войны производство ФАБ-100 держалось на уровне 50-70 % от общего количества выпускаемых фугасных авиабомб. Стабильно росло также производство ФАБ-250, и к концу войны их доля достигла 17,2 % от общего числа ФАБов (по сравнению с 1941 годом производство «соток» было увеличено в шесть раз).

Возможно вам будет интересно:

12585

Авиабомба выпускалась в двух вариантах с литым или кованым корпусом. Она имела 4 стабилизатора из листовой стали, которые крепились к приваренным к корпусу ребрам винтами или заклепками. Наполнитель – стальные шарики залитые бетоном. Взрыватель навинчивался на нос бомбы. Подвеска – вертикальная в связках по 5 единиц. Тело и хвостовое оперение окрашены в темно-серый цвет. ТТХ бомбы: масса – 12 кг; масса ВВ — 0,9 кг; длина – 585 мм; диаметр – 86 мм.

Корпус бомбы был выполнен из литой стали с последующей механической обработкой. Тело и хвостовое оперение окрашены в темно-серый или зеленый цвет. Четыре стабилизатора изготовлены из листовой стали и сварены между собой. Хвост прикреплен к корпусу бомбы с помощью восьми винтов. Для воздействия на психику противника в хвост бомбы монтировались устройства, издающие при падении громкий свист. Подвеска – вертикальная. ТТХ бомбы: масса – 55,5 кг; масса ВВ – 24,4 кг; общая длина – 1100 мм; длина корпуса – 715 мм; диаметр – 201 мм.

Бомба являлась наиболее распространенной среди используемых ВВС Германии и могла доставляться к цели практически любым бомбардировщиком. Она состояла из трех частей: носового конуса, тела и базовой пластины с четырьмя стабилизаторами. В зависимости от материалов корпуса и способов его изготовления авиабомба подразделялась на три типа. Бомба оснащалась различными типами взрывателей, как электрическими, так и механическими. Взрыватели могли иметь механизмы замедления, и противодействия обезвреживанию бомбы. Для воздействия на психику противника в хвост бомбы монтировались устройства, издающие при падении громкий свист. Подвеска – вертикальная. ТТХ бомбы: масса – 250 кг; масса ВВ – 130 кг; длина – 1630 — 1651 мм; диаметр – 368 — 370 мм.

Бомба выпускалась в трёх модификациях SC1000C, SC1000L и SC1000L2, различающихся весом и размерами. Она имела тонкостенную цилиндрическую среднюю часть, приваренный носовой кок и привинченный магниевой хвостовой обтекатель со стабилизатором. Бомба оснащалась боковым взрывателем. Чтобы уменьшить глубину проникновения бомбы в грунт и увеличить эффект ударной волны, к головной части бомбы приваривалось кольцо. Бомба оснащалась различными взрывателями Корпус окрашивался в светло-голубой цвет с желтой полосой на стабилизаторе, как электрическими мгновенной детонации, так и механическими с замедлителями времени на более чем 2 часа. Бомба также применялась против небронированных судов и подводных лодок. Подвеска – горизонтальная. ТТХ бомбы: масса – 1002-1090 кг; масса ВВ – 530 — 620 кг; общая длина – 2527 — 2781 мм; длина корпуса –1742 — 1905 мм; длина стабилизатора – 1181 мм; размах оперения – 610 — 643 мм; диаметр – 600 — 660 мм; толщина стенок – 10 мм; радиус повреждения – 120 м. Известна модификация бомбы SC-1200, которая по конструкции была аналогична SC-1000 (масса – 1117 кг, масса ВВ – 631 к).

Конструкция авиабомбы аналогична SC-1000. Подвеска – горизонтальная. ТТХ бомбы: масса – 1832 кг; масса ВВ – 1000-1100 кг; общая длина – 3498 — 3759 мм; длина корпуса – 2692 — 2718 мм диаметр – 660 мм; радиус повреждения – 180 м.

Конструкция авиабомбы аналогична SC-1000. Подвеска – горизонтальная. Авивбомба окрашена черным цетом, надписи – былым, на стабилизаторе – желтая полоса. ТТХ бомбы: масса – 2000 кг; масса ВВ – 1200 кг; общая длина – 3467 мм; длина корпуса – 2692 мм; длина стабилизатора – 1137 мм; диаметр – 660 мм; размах оперения – 622 мм; толщина стенок – 13 мм; радиус повреждения – 250 м.

Авиабомба имела алюминиевый корпус с приваренной головной и хвостовой частью. Взрыватель располагался продольно внутри бомбы. Лишь несколько моделей самолетов могли доставлять эту бомбу к цели. В основном она применялась для бомбардировки крупных судов. Бомба окрашивалась в небесно-голубой цвет с двумя желтыми полосами над стабилизаторами. Подвеска – горизонтальная. ТТХ бомбы: масса – 2450 кг; масса ВВ – 1700 кг; общая длина – 3912 мм; длина корпуса – 2408 мм; диаметр – 820 мм.

Бомба SD-1 представляла собой доработанную 50-мм минометную мину. В мине штатный взрыватель заменен бомбовым взрывателем ударного действия, удален хвостовой патрон с порохом и заменено хвостовое оперение. Она имела стальной корпус и оперение из восьми алюминиевых стабилизаторов. Наружная поверхность бомбы окрашена в лимонно-желтый цвет. Авиабомба снабжалась головным механическим взрывателем мгновенного действия простейшей конструкции. Бомба являлась суббоеприпасом кассетной бомбы. В зависимости от контейнера в нем размещалось от 50 до 392 бомб. ТТХ бомбы: масса – 760 г; масса ВВ – 110 г; длина – 150 мм; длина корпуса – 108 мм; диаметр – 50 мм.

Бомба SD-1 FRZ являлась переделанным вариантом 50-мм французской мины от миномета, получившего в Германии обозначение GrWr 203(f). В мине штатный взрыватель заменен бомбовым взрывателем ударного действия, удален хвостовой патрон с порохом и заменено хвостовое оперение. Бомба являлась суббоеприпасом кассетной бомбы. В зависимости от контейнера в нем размещалось от 50 до 392 бомб. Она имела стальной корпус и оперение из восьми алюминиевых стабилизаторов. ТТХ бомбы: масса – 520 г; масса ВВ – 60 г; длина – 160 мм; длина корпуса – 95 мм; диаметр – 50 мм.

Противопехотная осколочная бомба-мина SD-2В являлась суббоеприпасом кассетных бомб, предназначенным для поражения личного состава осколками. В зависимости от типа и установки взрывателя срабатывание бомбы (взрыв) происходил либо в воздухе, в момент снижения, либо на земле в момент удара о землю, либо на земле через определенное время, либо на земле при воздействии на нее (изменение положения, сдвигание с места). Последнее свойство придает бомбе и характеристику противопехотной осколочной дистанционно устанавливаемой мины. Бомбы SD-2 укладывались в контейнеры (кассеты) от 6 до 360 штук в зависимости от типа контейнера. Осколочная авиабомба SD-2 состояла из корпуса, внешнего раскрывающегося кожуха, взрывателя и соединительного троса. Корпус бомбы представлял собой толстостенный чугунный цилиндр, заполненный взрывчатым веществом. В боковой стенке имелось отверстие, в которое вделан взрыватель. Из взрывателя выходил металлический короткий трос, имеющий на конце ветрянку, состоящую либо из двух дисков и двух полубочонков, либо из двух лопастей. После того, как кассета раскрылась и ничем не удерживаемая бомба освободилась, то под действием пружин и набегающего потока воздуха элементы ветрянки раскрывались, сдвигались вверх по тросику и став по потоку в виде пропеллера, вращали тросик, который вывинчивал из взрывателя предохранительный стержень, чем приводил бомбу в боевое состояние. Носителями кассет с бомбами являлись самолеты-бомбардировщики Ju-87, Ju-88, He-111. Всего было выпущено 2,3 млн. бомб. ТТХ бомбы: масса – 2 кг; масса ВВ – 213 г; длина – 90 мм; диаметр – 76 мм; толщина стенок – 9,5 мм; радиус поражения – 4-6 м.

Кумулятивная противотанковая бомба являлась суббоеприпасом кассетной бомбы. В зависимости от типа контейнера в него входило 40 или 60 бомб. ТТХ бомбы: масса – 4 кг; масса ВВ – 350 г; длина – 310 мм; диаметр – 92 мм; бронепробиваемость – 60 мм.

Осколочная авиабомба изготавливалась из литой стали. Корпус авиабомбы состоял из двух гонких стальных стаканов, вставленных один в другой. Пространство между стаканами заполнялось металлическими осколками в цементном растворе. Взрыватель был установлен в носовой части. Хвостовое оперение выполнено из четырех стабилизаторов из листовой стали, закрепленных заклепками. В кассетной бомбе в зависимости от типа контейнера размещалось 17 — 28 бомб. Бомбы были окрашены в темно-серый или оливковый цвет. Всего было выпущено 1,2 млн. бомб. ТТХ бомб основных видов приведено в таблице.

Серия 50-килограммовых бомба использовалась как в качестве противопехотной, так и полубронебойной. Она была принята на вооружение в 1940 г. и имела армированный бетонный кожух толщиной 31 мм. Внутри корпуса находился стальной стакан толщиной 2 мм, который заполнялся тротилом. При взрыве возникало 300-400 осколков. Бомба имела литое из магниевого сплава оперение. Окрашивалась в черный цвет. Радиус поражения 80-100 м. Подвеска – горизонтальная или вертикальная. В случае применения бомбы в качестве противолодочной, с нее снималось оперение, а взрыватель устанавливался с задержкой на 5с. Это позволяло поражать подводные цели на глубине 12 — 18 м. ТТХ бомб основных видов приведено в таблице.

Корпус бомбы был выполнен из цельной кованой стали. Хвост изготавливался из листовой стали. Бомба оснащалась электрическим или ударным взрывателем мгновенного действия. Для взрыва над землей применялся специальный парашют и взрыватель с задержкой. Подвеска – горизонтальная или вертикальная. ТТХ бомбы: масса – 66 кг; масса ВВ – 24 кг; длина – 1090 мм; диаметр – 240 мм; толщина стенки – 10,2 мм.

Конструктивно бомба состояла из трех частей. Нос и хвост были приварены к основной части корпуса. Хвост из листовой стали имел четыре стабилизатора с распорками из стального прута. Корпус бомбы выполнен из двух стальных труб разных диаметров, вставленных одна в другую, пространство между трубами заполнялось стальными осколками или бетоном. Бомба комплектовалась электрическим или ударным мгновенным взрывателем. Бомба окрашивалась в темно-зеленый цвет. Подвеска – горизонтальная или вертикальная. ТТХ бомб основных видов приведено в таблице.

Бомба выпускалась в пяти вариантах: SD-500 и SD-500 A/В/С/Е. Центральный взрыватель был расположен вдоль всего корпуса бомбы. Хвостовое оперение изготовлено из листовой стали и имело кольцевые стойки. Подвеска – горизонтальная с помощью специального крепления. Бомба окрашивалась в серый цвет с двумя красными полосами на носу. ТТХ бомб основных видов приведено в таблице.

Самыми крупными толстостенными осколочными бомбами были SD-1400 Esau и SD-1700 Sigismund. Они предназначались для поражения крупных кораблей и промышленных зданий. Корпус бомбы изготавливался из кованой стали. К носу бомбы было приварено кольцо, препятствующее чрезмерному проникновению бомбы в землю или воду. Хвост изготовлен из легкого сплава с кольцевой стойкой. Стабилизаторы скреплены с ребрами заклепками. Подвеска – горизонтальная с помощью специального крепления. ТТХ SD-1400/ SD-1700: масса – 1400/1704 кг; масса ВВ – 325/705 кг; длина – 2840/3300 мм; длина корпуса – 1691/2315 мм; диаметр – 563/660 мм.

Бронебойная реактивная бомба PC-500 RS (Paulina)

В 1942 г. на вооружение были приняты реактивные бронебойные авиабомбы: PC-500 RS, PC-1000-RS и PC-1800-RS. Твердотопливный двигатель, установленный в хвостовой части бомб, сообщал им дополнительную вертикалью скорость 160 м/с, чем увеличивал бронепробиваемость до 180-350 мм. Двигатель оснащался хвостовым оперением и мог работать до 3 с. Бомбы были толстостенной цельной конструкции со специально закаленным наконечником. Взрыватель электирического ударного типа размещался в головной части. Бомбы применялись для поражения бронированных кораблей. ТТХ бомб приведено в таблице.

ТТХ бомбы/Тип бомбы PC-500 RS (Paulina) PC-1000 RS (Pol) PC-1800 RS (Panther)
Длина, мм 2 100 2 200 2 690
Длина двигателя, мм 856 880 1 076
Диаметр, мм 300 398 536
Масса, кг 625 988 2057
Масса двигателя, кг 130 207 432
Масса топлива, кг 27 43 91
Масса ВВ, кг 145 119 247
Скорость, м/с 345 546 546

В класс бронебойных бомб входили бронебойно-фугасные (толстостеные) и бронебойно-осколочные (тонкостеные) бомбы. Толстостенные бомбы имели цельный кованный стальной корпус. Основной взрыватель находился в хвостовой части. Хвостовое оперение выполнялось из магниевого сплава или из листовой стали и усиливалось кольцевой стойкой. Подвеска – горизонтальная. Окрашивалась бомба в небесно-голубой цвет, на хвосте – красные или синие полосы. Бомбы сбрасывались с высоты — 4000-6000 м. Бронепробиваемость – до 180 мм брони или 2,5 м железобетона. ТТХ бомб приведено в таблице.

ТТХ бомбы/

Тип бомбы

PC-500 РС-1000 РС-1400 РС-1600 PD-500 SB-1000 SB-2500
Длина, мм 1 758 2 172 2 814 2 814 2 097 2 642 3 683
Длина корпуса, мм 1 074 1 486 1 923 1 669 1 365 1 982 2 230
Диаметр, мм 396 503 559 533 280 660 787
Толщина стенок, мм 35 38 32 н/д н/д н/д 13,5
Масса, кг 1 703 1 000 1 400 1 600 500 1 000 2 400
Масса ВВ, кг 75 160 300 230 32 735 н/д

В Германии выпускалось три основных вида дымовых бомб: NC-50, NC-50 WC NC D/SEE» (для постановки дымовых завес на воде) и NC-250S. Корпус бомб изготавливался из бесшовных стальных труб с четырьма стабилизаторами хвостового оперения. Взрыватель ударникового типа, мгновенного действия. Подвеска – вертикальная или горизонтальная. Время выделения дыма – 20 — 30 минут. ТТХ некоторых бомб приведено в таблице.

В Германии выпускалось большое количество контейнеров (кассетных бомб) для снаряжения их суббоеприпасами. К наиболее распространенным относились: AB-23 SD-2, AB-24T SD-2, AB-36 и BSK-36, AB-42, AB- 70, AB-250, AB-250, AB-500, AB-1000. Кассеты снаряжались осколочными и зажигательными бомбами. Согласно технической документации предусматривались следующие варианты снаряжения контейнеров: AB 250 — 96 B1 или 64 B2 или 28 B4 или 13 B10 + 6 B1 или 224 SD1 или 144 SD2 или17 SD4; AB 500 — 184 B1 или 116 B2 или 46 B4 или 28 B10 или 21 В10 + 35 B1 или 392 SD1 или 118 SD4; AB 1000 — 610 B1 или 238 B2 или 78 B10 или 66 B10 + 60 B1 или 204 SD4.

Бомба имела цилиндрический корпус, изготовленный из магниевого сплава. Он был заполнен термитгной стружкой. К корпусу крепился трехперьевой хвост. Бомбы не имели мгновенного взрывателя, и при падении через некоторое время самовозгорались. Как правило, бомбы сбрасывались в контейнерах, максимальный из которых помещал 700 единиц. ТТХ бомбы: масса – 1 кг; масса зажигательного вещества – 0,7 кг; длина – 345 мм; диаметр – 50 мм.

В период войны Германией выпускалась большая номенклатура зажигательных бомб, которые отличались различными «сюрпризами» противодействующих тушению огня или дополнительными взрывами расширяющими очаг поражения. Зажигательные авиабомбы выпускали в корпусах соответствующих по калибру тонкостенных фугасных авиабомб. В некоторых бомбах кроме термитных патронов находились стальные осколки и тротиловый заряд. Окрашивались зажигательные авиабомбы в темно-серый цвет. Применялись и составные зажигательные авиабомбы большого калибра, которые изготавливались во фронтовых условиях. К баку с зажигательной смесью крепились носовой и хвостовой (со стабилизатором) обтекатели от тяжелых фугасных авиабомб, подвесная система и запал в виде двух малокалиберных зажигательных авиабомб. Бомбы В-2 EZ/B-2,2 EZ имели 60 г. ВВ, которое после падения взрывались через 2-6 минут, тем самы поражая пожарных. Бомбы «В-4» выпускались в четырех вариантах, отличающиеся начинкой, которая препятсвоала тушению огня. А при тушении водой – образовывался гремучий взрыв. Они имели корпус из стального перфорированного листа с чугунной головкой и хвостом. Время горения их составляло 4-5 минут. Бомбы «Brand C 50 A» и «Brand C 250 A» содержали жидкую зажигательную смесь (в будтылках или ампулах) и горели 10-20 минут, образовывая очаг площадью 15 или 40 м в диаметре. Бомба Spreng-Brand C-50 дополнительно к зажигательной смеси имела заряд ВВ, который взрывался через 3-4 секунды после возгорания, разрбасывая горящие части вокруг. Бомбы Flam C-250 и Flam C-500 содержали жидкий зажигательный состав, состоящий из 30% бензина и 70 % сырой нефти. ТТХ некоторых зажигательных бомб.

Вид бомбы/ ТТХ бомбы Масса (кг) Масса зажигательного состава (кг) Длина Диаметр
B-1,3 E 1,3 0,68 350 50
B-2 EZ/B 2,2 EZ 2 0,78 525 50
B-4 4,5 1,2 700 80
B-10 11 3,5 1 070 115
Brand C-50 A 41 12 1 100 200
Spreng-Brand C-50 50 6,5 1 100 200
Brand C-250 A 185 65 1 654 368
Flam C-250 125 74 1 642 368
Flam C-500 225 157 1 765 470

Неуправляемый реактивный снаряд R-4/M был принят на вооружение в 1944 г. Конструктивно он состоял из трех частей: головной части; твердотопливного ракетного двигателя и стабилизатора с раскрывающимся в полете оперением. Фугасная боевая часть ракеты была рассчитана на прямое попадание, в отличие от осколочных снарядов зенитной артиллерии, поражавших цель осколками при наличии промахов. На курсе ракету удерживали 8 раскрывающихся стабилизаторов размахом 242 мм. Ракета предназначалась для уничтожения тяжёлых бомбардировщиков противника. Ракетами оснащались самолёты Me-262 и Fw-190. Пуск ракет производится из подкрыльевых узлов подвески. У истребителя Me-262 удалось разместить до 24 ракет. Наиболее распространенной тактикой был запуск залпом всех ракет с дистанции около 1 км. На такой дистанции ракеты накрывали довольно большой объем пространства примерно 15 на 30 м, значительно увеличивая вероятность поражения хотя бы одного бомбардировщика противника. Всего было выпущено 12 тысяч ракет. ТТХ ракеты: масса – 3,9 кг; диаметр корпуса — 55 мм; длина ракеты — 812 мм; масса ВВ – 520 г; масса разгонного заряда – 815 г; дальность пуска – 1500 м; эффективная дальность — 600 — 1000 м; максимальная тяга двигателя — 245 кгс; скорость – 525 м/с. На основе R-4/M были разработаны две ракеты для поражения бронированных наземных целей Panzerblitz-2 (бронепробиваемость — 180 мм; скорость — 370 м/с.) и Panzerblitz-3 (бронепробиваемость — 160 мм; скорость до 570 м/с).

Направляющие для снарядов RZ.65/73. Слева — под крылом Bf-109. Справа – под крылом Fw-190

Неуправляемый реактивный снаряд RZ.65 был принят на вооружение в 1942 г. Для запуска ракет служила трубчатая пусковая установка, встраиваемая в крыло. Позже была запущена в производство модернизированная ракета RZ.73. При использовании бронебойной боеголовки ракета пробивала 80-мм броню. ТТХ снаряда RZ.65: масса – 2,8 кг; длина – 262 мм; диаметр – 73 мм; масса разгонного заряда – 685 г; масса ВВ – 130 г; скорость – 260 м/с. ТТХ снаряда RZ.73: масса – 3,2 кг; длина – 330 мм; диаметр – 73 мм; масса разгонного заряда – 583 г; масса ВВ – 200 г; скорость – 360 м/с; дальность полета – 400 м.

С 1943 г. ВВС Германии стали применять в воздушных боях с тяжелыми бомбардировщиками реактивные снаряды 21-см W.Gr.42. Эти снаряды (ракеты) были созданы для пятиствольного 210-мм миномета NbW.42 на колесном лафете. От этого миномета были взяты и пусковые трубы, которые монтировались в местах крепления подвесных баков. Снаряды 21-см W.Gr.42 запускались с истребителя FW-190. Их применение было довольно эффективным при отражении дневных налетов американских летающих крепостей В-17, разумеется, когда они действовали без истребительного прикрытия. Под крылья истребителей FW-190 и Me-109G подвешивали два снаряда 210-мм W.Gr.42, а на Ме-110 — два или четыре снаряда. Дистанционный взрыватель выставлялся на 600-1200 м. Всего было выпущено 403 тысячи снарядов. ТТХ снаряда: диаметр – 210 мм; длина – 1260 мм; масса – 110 кг; масса разгонного заряда – 18,6 кг; масса ВВ – 10,2 кг; скорость снаряда – 320 м/с; дальность стрельбы –1,2 км; радиус поражения осколками – 40 м.

Бомба FX-1400 «Fritz-X», иногда именуемая «Ruhrstahl/Kramer X-1» использовалась в 1943-1944 гг. Она была разработана на основе фугасной бомбы SD-1400, оснащалась двигателями и наводилась на цель по радио в период свободного падения. Управление бомбой осуществлялось с помощью электромагнитных механизмов, перемещавших специальные аэродинамические поверхности – спойлеры. Самолет после сброса бомбы уменьшал скорость полета с таким расчетом, чтобы к моменту падения бомбы оказаться над целью, оператор следил за бомбой с помощью обычного бомбового прицела. На бомбе устанавливался взрыватель ударного действия с задержкой инициирования заряда взрывчатого вещества на время проникновения бомбы внутрь цели. Бомба имела хвостовой огонь-трассер, служивший для обозначения ее курса в условиях пониженной видимости. Вместе с тем, бомба не могла использоваться в условиях низкой облачности. Самолет-носитель Do-217 сбрасывал бомбу на высоте 4 — 8 км на дистанции до 3,5 км до цели. Как правило, бомба пробивала корабль насквозь, взрывалась только в воде под ним. Всего было выпущено 1400 бомб. ТТХ бомбы: скорость – 1035 км/ч; масса – 1570 кг; масса ВВ – 320 кг; размах крыла – 1352 мм; диаметр оперения – 840 мм; длина – 3262 мм; диаметр корпуса – 562 мм; толщина стенок – 150 мм; бронепробиваемость с высоты 6000 м – 130 мм.

Ракета класса «воздух-воздух» имела сигарообразный корпус с четырьмя небольшими крестобразными рулями в хвостовой части и четырьмя большими крыльями. Корпус ракеты выполнен из алюминиевых сплавов, аэродинамические поверхности — из бакелитовой фанеры. Жидкостный реактивный двигатель за 20 секунд работы обеспечивал ракете скорость полёта порядка 900 км/ч. Позже ракета оснащалась твердотопливным двигателем позволявшего ракете в течение 8 секунд полёта развивать тягу в 150 кг. Ракета управлялась по проводам, размещённым в двух катушках на торцах крыла. Такое управление снижало маневренность цели, зато канал управления был полностью защищён от помех. Длина проводов составляла 4,5 км. Для контроля полёта использовались трассеры, и даже электрическая лампочка в хвосте для сумерек. Ракета несла осколочную боевую часть с радиусом гарантированного поражения 8 м. Подрыв осуществлялся с помощью акустического неконтактного взрывателя, который реагировал на звук двигателя самолёта-цели. Всего было выпущено 1300 ракет. ТТХ ракеты: масса — 60 кг; масса боевой части – 20 кг; длина – 2010 мм; диаметр – 220 мм; размах крыльев — 780 мм; скорость – 893 км/ч; дальность полета – 4 км; эффективная дальность применения – 2 км.

Радиоуправляемоя ракета малой дальности класса «воздух-воздух» была принята на вооружение в конце 1944 г. На ракете был установлен ракетный двигатель работающий на твердом топливе Schmidding 109-543 (SG 32) развивал тягу 150 кгс в течении 5,5 с. Детонация ракеты осуществлялась при помощи кодированного сигнала получаемого с самолета-носителя по радиоканалу связи. В нижней части ракеты был установлен электрогенератор, питающий системы управления и наведения. Носителями ракеты были следующие самолеты: Ju 88 A-4, Do 217 J/N, Ju 88 G-1 и Ju 388 J-1. Всего было выпущено 135 ракет. ТТХ ракеты: длина — 2 м; диаметр – 415 мм; размах – 1290 мм; площадь крыла – 0,42 м.кв, масса – 95 кг; масса боевой части – 25 кг; скорость – 682 км/ч; дальность – 1,6 км.

Henschel Hs-293 — управляемая авиационная бомба (планирующая бомба) предназначалась для применения по крупным морским целям. Она выглядела как маленький самолет или планер с перевернутым хвостовым оперением: внизу – бомба, над ней ракетный двигатель. Бомба начала применяться с 1943 г. Она была создана на базе стандартной фугасной авиабомбы SC-500 с тонкостенным стальным корпусом и разрывным зарядом повышенного наполнения. Hs-293 была снабжена несущими поверхностями, хвостовым оперением и реактивным ускорителем. Бомба сбрасывалась при нахождении бомбардировщика вне зоны досягаемости зенитного огня. Ракетный ускоритель в течении 10 секунд разгонял «крылатую бомбу», после чего она планировала в сторону цели, с применением радиокомандного управления, аппаратура которого находилась в хвостовой части. Наведение на цель производилось с самолёта штурманом-оператором. Чтобы штурман визуально не потерял бомбу из виду, на её «хвосте» устанавливалась сигнальная вспышка. При сбросе с высоты 1400 м дальность планирования бомбы составляла около 12 км. При сбросе бомбы взрыватель боевой части автоматически переводился в боевое положение. Носителями бомбы являлись: Не111Н-12, Не177А-3, Do217K-2/K-3, Do217M-11, Do217R, Не277В-5 и Ju290A-7. Некоторые из них могли нести две бомбы. Всего было выпущено 1900 бомб. ТТХ бомбы: длина – 3820 мм; диаметр – 470 мм; размах крыла – 3100 мм; масса – 1045 кг; масса ВВ – 295 кг; дальность полета – 3,5 — 18 км; высота сброса – 300 — 2000 м; скорость – 600 км/ч.

Бомба с жидкотопливным двигателем предназначалась для поражения морских целей вне досягаимости огня зенитных орудий. Особенностью бомбы являлась возвожность удерживать низкую высоту полета над уровнем моря (около 2 м). Управление рулями – пневматическое. Существовало два варианта бомбы: BV-143 – запускаемая с самолета He-111; BV-143b — запускаемая с корабельной или наземной катапульты. Бомба выпускалась с 1943 г. Всего было построено 251 бомбу. ТТХ бомбы: масса – 1073 кг; масса боевой части – 500/1000 кг; длина – 6 м; размах крыльев – 13,3 м; дальность – 8 км.

Бомба была разработана на базе эксперементальной BV-226 и принята на вооружение в 1943 г. Она имела фюзеляж сигарообразной формы и сдвоенное вертикальное хвостовое оперение с рулями направления. Крылья были установлены в верхней части фюзеляжа, были очень тонкими и имели большое удлинение, подобно крыльям планера. Бомба наводилась по радио с самолета-носителя. В 1945 г. бомба была переорентирована на борьбу с радиолокационными станциями. Носителями бомбы являлись Junkers Ju-88 и Heinkel He-111. К окончанию войны было выпущено 10 бомб. ТТХ бомбы: длина – 3,5 м; диаметр – 0,5 м; размах крыла – 6,4 м; площадь крыла – 1,5 кв. м; масса – 730 кг; масса боевой части – 435 кг; скорость – 550 км/ч; дальность полета – 210 км.

Абсолютным рекордсменом среди неядерных авиабомб стала созданная в конце 40-х годов в США авиабомба Т-12 «Cloudmaker» («Создающий облака»). Общая масса боеприпаса, в котором помещалось 8 тонн взрывчатки, составляла 20 тонн. Единственным самолетом который мог поднять адскую машину в небо на тот момент был гигантский бомбардировщик Convair B-36 Правда, сеять хаос, смерть и разрушения в стане противника Т-12 так и не довелось, поэтому «Создающий облака» не вошел в наш рейтинг. При подготовке материала мы опирались на информацию, собранную участниками сообществ и .

5 место: ФАБ-5000 НГ - 5400 кг


Советская фугасная авиабомба ФАБ-5000 НГ, 1944 год, www.airwar.ru

Самой большой авиабомбой, которую Советская авиация применила в годы Второй мировой войны, стала ФАБ-5000 НГ. Её масса составляла 5400 килограмм, носителем был бомбардировщик Пе-8. Сведений о реальном использовании этих бомб немного. Известно, что бомбы в апреле 1943 года и в апреле 1945 года сбрасывались на Кенигсберг. Так же ФАБ-5000 НГ применялись во время Курской битвы и при освобождении Орла.

4 место: Tallboy - 5443 кг


Британская сейсмическая бомба Tallboy («Верзила»), s0.geograph.org.uk , 2012 год

Британская сейсмическая бомба Tallboy («Верзила») стала одной из самых массовых сверхтяжелых бомб в истории авиации. Ее вес при длине в 6,3 метра составлял 5443 килограмм, всего за 1944-1945 годы было произведено более 800 таких бомб. Как нетрудно догадаться, единственным адресатом «посылок» стал Третий Рейх, боеприпасы применялись против подземных укреплений и кораблей. Наиболее успешными бомбардировками стало разрушение тоннеля во французском Сюморе, серия атак на заводы по производству ракет Фау-2 и уничтожение флагмана гитлеровского флота - линкора «Тирпиц». Одна из пятитонных бомб, пробив палубу, взорвалась внутри корабля, после чего он затонул. Носителем успешной бомбы был британский тяжелый бомбардировщик Lancaster. За какие же качества бомба получила «сейсмическую» классификацию?

По достижении земли, Толлбой зарывался в грунт примерно на 20 метров и там уже взрывался (таймер мог быть выставлен на любое время - от долей секунд до часу после падения бомбы), создавая эффект землятресения. В этом, собственно, и было основное отличие Толлбоя от обычных бомб - никакая постройка не могла перенести такого встряхивания и рушилась. Также это оружие использовалось против укреплённых стапелей подводных лодок, подземных заводов, мостов, виадуков и т.д., то есть, против целей, против которых обычные бомбы были неэффективны (в мосты и виадуки было крайне тяжело попасть бомбами того времени.

3 место: BLU-82/B - 6800 кг


Американская бомба BLU-82/B, U.S. Air Force , 2012 год

Американская бомба BLU-82/B с лирическим прозвищем «Daisy Cutter» («Косилка маргариток») в 70-х годах минувшего века стала кошмаром для партизан Вьетконга. Изначально бомба разрабатывалась почти в мирных целях- с ее помощью планировалось расчищать от растительности площадки для посадки вертолётов в джунглях. Позже концепция изменилась и ее стали применять против укреплений и живой силы противника. Так же известно, что американцы использовали бомбы во время операции «Буря в пустыне» в Ираке и против горных укреплений Талибана в Афганистане. Интересно, что носителем бомбы был не бомбардировщик, а транспортный самолёт МС-130.

2 место: ФАБ-9000 М54 - 9407 кг


Советская фугасная авиабомба ФАБ-9000 М-54, , 2010 год

Советская фугасная авиабомба ФАБ-9000 М-54 разрабатывалась для борьбы с крупными кораблями, видимо, поэтому её применение в 80-х годах минувшего столетия против афганских моджахедов, вопреки ожиданиям советского командования, оказалось малоэффективным. На открытой местности радиус летального поражения ударной волной ФАБ-9000 составлял менее 60 метров, шанс получить серьезную контузию противник имел только оказавшись на расстоянии не более 225 метров от точки взрыва. Невысокие результаты были достигнуты и при нанесении ударов по горным укреплениям моджахедов, ФАБ-9000- некорректируемая свободнопадающая бомба, а удары производились с больших высот.

1 место: Grand Slam - 9980 кг


Grand Slam- самая тяжелая бомба, из применявшихся в вооружённых конфликтах, 1945 год, Ian Dunster

Лидер нашего рейтинга - британская сейсмическая бомба Grand Slam «Большой хлопок». Боеприпас массой в 9980 килограммов и длиной 7,7 метров появился в конце Второй мировой войны. Всего было произведено более 40 таких авиабомб. Командование королевских ВВС осталось довольным результатами их применения - с помощью «Больших хлопков» были уничтожены защищённая семиметровой бетонной крышей база немецких подводных лодок в Фарге, несколько железнодорожных виадуков и другие объекты. В качестве носителя авиабомбы использовался бомбардировщик Lancaster.

Первая Grand Slam была сброшена 13 марта 1945 года. Воронка от её взрыва составила 38 метров в диаметре и 9 метров глубины. В последующие дни эти бомбы были использованы при нанесении ударов по виадукам Биелефельд. Всего 41 Grand Slam были сброшены за время войны. И хотя они так и не использовались против подземных объектов, за свой короткий срок службы они показали себя исключительно с лучшей стороны при нанесении ударов по узлам связи противника.


Сравнительные характеристики сверхтяжёлых неядерных авиабомб

Период между двумя мировыми войнами можно смело назвать гонкой вооружений. За это время эволюционировали практически все виды вооружений во всех родах войск развитых стран мира. Прогресс не обошел стороной и бомбовое вооружение авиации.

Во время Первой мировой войны самолеты не могли наносить большой урон наземным войскам противника – бомбовая нагрузка легких аэропланов была маленькой, бомбы сбрасывались вручную, а точность бомбометания была низкой из-за несовершенства прицельных устройств. Приходилось бомбить даже дротиками из самолета. Но к концу 1930-х годов стремительное развитие авиационной техники кардинально изменило картину. Бомбовая нагрузка бомбардировщиков выросла на порядки по сравнению с грузоподъемностью их недавних предшественников.

Перед разработчиками авиационных боеприпасов ставилась задача увеличить площадь, поражаемую при бомбардировках, с целью нанесения максимального урона вражеской пехоте, находящейся на ней, а также повреждения техники противника и уничтожения строений.

23 августа 1939 года Германия и СССР заключили Договор о ненападении. Согласно секретному дополнительному протоколу, Финляндия и страны Прибалтики были отнесены к сфере интересов Советского Союза. С 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР сумел подписать договоры о взаимопомощи с правительствами Эстонии, Латвии и Литвы, которые предоставили свою территорию для развертывания на ней советских военных баз. Правительство Финляндии отказалось от создания советских военных баз на территории страны. А проводившиеся в октябре-ноябре 1939 года переговоры в Москве о переносе границы от Ленинграда на 90 километров и передаче СССР в аренду на 30 лет полуострова Ханко для строительства здесь военно-морской базы финским правительством были отвергнуты.

Советское политическое и военное руководство, по всей видимости, было практически полностью уверено в том, что финны согласятся на уступки и примут предложения Москвы. Этим может объясняться тот факт, что разведывательная информация, которой располагало советское военное командование, оказалась очень обрывочной и неточной. Красной Армии мало что было известно о количестве и качестве финских укреплений на Карельском перешейке, состав финской армии и ее боевые возможности были определены неверно. Советское руководство готовилось к легкой военной кампании, уповая на абсолютное превосходство в боевой технике и вооружении, однако действительность расставила все по своим местам, обернувшись на начальном этапе войны чередой болезненных поражений советских войск, которые понесли большие потери в людях и технике.

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ) в экспозиции Военного музея Финляндии в Хельсинки, Источник – peredovaya.ru

В целом война, которая продлилась с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года, закончилась для СССР победой, однако от планов по созданию Финляндской Демократической Республики (ФДР), руководство которой было сформировано из членов Коммунистической партии Финляндии, было решено отказаться. Финляндия сохранила свою независимость. При этом финны потеряли 11% своей территории, которая вошла в состав Советского Союза (в том числе второй по величине город страны Выборг), а 430 тысяч финских жителей вынуждены были переселиться из прифронтовой полосы вглубь страны, оставив все свое имущество.

В СССР тема советско-финской войны, которая в Финляндии известна как Зимняя война, долгие годы оказывалась умалчиваемой. О ней неохотно говорили и старались не вспоминать, в первую очередь из-за больших людских потерь, понесенных Красной Армией. Советский писатель и журналист Александр Твардовский в своем пронзительном стихотворении «Две строчки» прямо назвал ту войну незнаменитой. Эта незнаменитая война и подарила миру «коктейль Молотова» и «хлебницы Молотова», которые были названы так в честь Вячеслава Молотова, занимавшего на тот момент времени пост наркома иностранных дел СССР.

Уже 30 ноября 1939 года советские бомбардировщики первый раз бомбили Хельсинки, фотографии разрушений в городе быстро облетели газеты всего мира. По официальной информации финской стороны, во время авианалетов и бомбардировок Финляндии (в том числе столицы страны) погибло 956 человек, 540 человек получили серьезные ранения, около 1300 легкие. Также было разрушено 256 каменных и около 1800 деревянных зданий.

В ходе налетов советская авиация использовала новые бомбы РРАБ (ротативно-рассеивающая авиационная бомба) трех модификаций.

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба калибра 500 кг РРАБ-2, индекс 55-Щ-353 образца 1938 года, Источник – ru-aviation.livejournal.com

Советским прообразом кассетных авиационных боеприпасов стала ротативно-рассеивающая бомба (РРАБ). Сделанная из сварных листов гофрированного железа толщиной 1 мм, она, по сути, являлась контейнером, разделенным на отсеки фанерными перегородками толщиной 10 мм. Отсеки закрывались четырьмя створками, раскрывавшимися при сбрасывании бомбы. Створки были армированы стальными штырями диаметром 5 мм, запрессованными по их краям, и таким образом образовывали корпус бомбы. В снаряженном виде створки стягивались разрывными кольцами – ремнями, прижимающими створки к корпусу. Если помещаемые в бомбу малые боеприпасы были значительного калибра, то количество колец увеличивали. Перед помещением в отсеки РРАБ «начинки» – малых бомб их головные взрыватели ставились в боевое положение. Первоначально в РРАБ помещались боеприпасы одного типа и одного калибра, однако из-за того, что такие боеприпасы не были унифицированы по длине, внутри РРАБ часто образовывались пустоты. Поэтому укладку производили таким образом, чтобы пустоты находились в хвостовой части РРАБ и заполняли их древесиной ящиков, в которых боеприпасы поступали на аэродромы.

Подвеска ротативно-рассеивающей авиационной бомбы (РРАБ), Источник – soldierweapons.ru

Начиная с 1940 года РРАБ снаряжали различными видами боеприпасов, следя только за тем, чтобы в каждом отсеке они были одного типа и калибра.

Принцип работы РРАБ был прост. При сбросе бомбы сложенные крылья хвостового оперения освобождались от предохранителя (шпильки), раскрывались под действием аэродинамического сопротивления воздуха и фиксировались специальным замком. Крылья раскручивали бомбу в полете, отчего лопались разрывные кольца, стягивающие створки бомбы. Под действием центробежной силы помещенные в отсеках малые бомбы рассеивались в воздухе, поражая живую силу и технику противника на значительной площади.

В СССР производились ротативно-рассеивающие бомбы трех типов:

РРАБ-1 – 4 отсека, бомбовая нагрузка 1000 кг;
РРАБ-2 – 3 отсека, бомбовая нагрузка 500 кг;

РРАБ-1 были сняты с производства в начале 1940 года.

Советская бомбардировочная авиация использовала во время войны 1939-1940 годов 250 кг бомбы РРАБ-3, 500 кг бомбы РРАБ-2 и 1000 кг бомбы РРАБ-1. Наиболее часто с самолетов сбрасывались бомбы РРАБ-2 и РРАБ-3. Данные подвесные контейнеры использовались не только во время Советско-финской войны 1939-1940 годов, но и в годы Великой Отечественной войны. Их наполняли различным количеством более мелких осколочных боеприпасов: АО-8, АО-10 или АО-20, а также зажигательными авиабомбами малого калибра ЗАБ-25. Носителями РРАБ были советские бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, а позднее Ил-4 и Пе-8.

РРАБ на земле

Осколочные авиационные бомбы АО-8, АО-10 и АО-20 представляли собой артиллерийские снаряды (калибра от 76 до 107 мм), к которым просто приваривался коробчатый стабилизатор. Основным поражающим элементом этих бомб были осколки их корпуса. Данный вид боеприпасов предназначался для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной техники противника. Зажигательная авиабомба ЗАБ-25 предназначалась для поражения огнем сооружений как городского, так и деревенского типов, железнодорожных станций, ангаров, посевов в сухое время года и т.д. Ее корпус был штатным корпусом химической бомбы - ХАБ-25, который заполнялся керосином или нефтью и хлопчатобумажными концами. В запальный стакан помещался разрывной патрон с пиротехническим составом.

Использование авиационных бомб кассетного типа позволяло добиться наиболее высокого уровня размеров зоны поражения осколками. Прототипом всех современных кассетных авиационных боеприпасов стали именно ротативно-рассеивающие авиабомбы периода 30-40-х годов прошлого века. Все используемые советской авиацией РРАБ трех калибров имели примерно одинаковую конструкцию. Хвостовой и головной обтекатели РРАБ изготовлялись из тонколистовой стали (толщина 1 мм), а цилиндрическая часть представляла собой 4 створки из гофрированной стали (ее толщина составляла 1,25 мм), изогнутые по дуге окружности с диаметром, равным диаметру бомбы. Для обеспечения бомбе несущей способности и прочности использовались поперечные и продольные силовые элементы. Рабочий объем внутри бомбы РРАБ разделялся на несколько отсеков (3-4) при помощи перегородок, выполненных из фанеры, в эти отсеки и укладывались бомбы разных калибров - суббоеприпасы, уже описанные выше.

На картинке изображена бомбежка финского города Sortavala в феврале 1940 года.

Каждый отсек снаряженной «хлебницы Молотова» стягивался 2-4 разрывными кольцами - гроссами с ослабленными сечением. После сброса с самолета такая авиационная бомба начинала вращаться с большой скоростью за счет установки на нее хвостового оперения специального типа - под углом к продольной оси (примерно 45°). В тот момент, когда угловая скорость вращения бомбы достигала некоторого критического значения, происходило естественное разрушение стягивающих разрывных колец под воздействием инерционных сил, после чего боевое снаряжение рассеивалось на большой площади.

К примеру, одна из используемых авиационных бомб РРАБ-2 обладала следующими характеристиками: общая длина бомбы 3245-3285 мм, диаметр корпуса - 600 мм, масса в снаряженном состоянии от 500 до 650 кг. При снаряжении данного боеприпаса осколочным авиабомбами малых калибров в ее корпусе можно было разместить 78 бомб АО-8, 66 бомб АО-10 или 25 бомб АО-20. Эффективность осколочного действия всех советских РРАБ была достаточно высокой. В зависимости от типа снаряжения при сбрасывании РРАБ-1 с высоты до 3000 метров площадь поражения составляла 225-940 м2, с высот 3000-5000 метров - 225-1200 м2. Для авиационной бомбы РРАБ-2 данные показатели были следующими - 280-1300 м2 и 315-1700 м2 соответственно. Для самой тяжелой авиабомбы РРАБ-1 - 220-850 м2 и 480-1100 м2 соответственно.

Современный вариант отечественных авиационных бомб кассетного типа принято называть РБК - разовыми бомбовыми кассетами. Они выполнены в габаритах штатных фугасных авиационных бомб калибром от 100 до 500 кг и обладают тонкостенным корпусом, в секциях которого располагаются разнообразные суббоеприпасы - бомбы малых калибров.

Площадь, поражаемая ротативно-рассеивающей авиационной бомбой в зависимости от ее типа
ВЫСОТА БОМБОМЕТАНИЯ ТИП РРАБ
РРАБ-1 РРАБ-2 РРАБ-3
3000 м 230–950 м2 280–1300 м2 220–850 м2
5000 м до 1200 м2 до 1700 м2 до 1100 м2

Основной проблемой ротативно-рассеивающих бомб была ненадежность системы их освобождения от подвески самолета. Определенную проблему также создавали стальные тросики, ленты и подвеска, болтавшиеся под фюзеляжем самолета после сбрасывания бомбы. В 1940 году подвесная система была модернизирована и стала отделяться от самолета после использования.

Остроумные финские журналисты окрестили эти бомбы «хлебницами Молотова». По одной версии это было ответом на заявление Наркома иностранных дел СССР Молотова о том, что СССР не ведет бомбардировку финских городов, а сбрасывает с самолетов мешки с хлебом для голодающих финских рабочих. По другой версии такое название было производным от «коктейля Молотова» – так те же финские журналисты собирательно называли все типы зажигательных смесей. Дело в том, что РРАБ могли снаряжаться, в том числе, и авиационными бомбами малого калибра (до 10 кг), начиненными зажигательной смесью.

Пошутить на этот счет могли и советские бойцы. Снаряжение РРАБ всех трех типов требовало большого количества времени. Каждую небольшую бомбу нужно было подготовить и уложить в кассету, как лимоны или апельсины в ящик, а в 1000 кг бомбу их можно было уложить более 100 штук. Если вылет по каким-либо причинам отменялся, их нужно было столько же времени разряжать. Острые на язык красноармейцы придумали для РРАБ свою расшифровку - работай, работай, а без толку. Хотя в целом в эффективности данного оружия они не сомневались.

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ), не сработавшая при бомбометании в Финляндии, 1939–40 год Источник – omop.su

В армии РРАБ были малоизвестны. После окончания Финской кампании 1939–40 годов в РККА столкнулись с тем, что наземные службы завышали потери советской авиации, так как разбитые корпуса использованных РРАБ при подсчете иногда принимали за обломки фюзеляжей разбившихся самолетов советских ВВС.

Также отмечались случаи, когда саперы РККА принимали лежащие на земле хвостовые детали использованных РРАБ за хвостовое оперение ушедших в грунт и не взорвавшихся авиабомб и подрывали такие «бомбы» с целью их обезвреживания.

Ротативно-рассеивающими бомбами вооружали бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. По мере замены парка машин дальней бомбардировочной авиации новыми, более совершенными моделями самолетов РРАБ начали использовать при снаряжении дальних бомбардировщиков ДБ-3 и ИЛ-4. РРАБ-3 также могли использоваться фронтовыми бомбардировщиками АНТ-40 (СБ).

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба РРАБ-2 на внешней подвеске дальнего бомбардировщика ИЛ-4, Источник – soldierweapons.ru

В годы Великой Отечественной войны РРАБ активно применялись для борьбы с живой силой и техникой вермахта. Вот пример упоминания о РРАБ в мемуарах дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации В.И. Ракова: «Особенно сложно было готовить мелкие осколочные бомбы для специальной кассеты РРАБ, которая после сбрасывания ее с самолета раскручивалась, затем раскрывалась, и наполнявшие ее мелкие бомбы разлетались, захватывая довольно большую площадь. Название кассеты РРАБ происходило от начальных букв: ротативно-рассеивающая авиационная бомба.Снаряжение РРАБ требовало большого времени. Каждую мелкую бомбу приходилось готовить и укладывать в кассету, как апельсины или лимоны в ящик, а их помещалась не одна сотня. В случае отмены вылета кассету надо было столько же времени разряжать. Острые на язык наши ребята расшифровали РРАБ по-своему – работай, работай, а без толку… Хотя вообще-то она действовала довольно эффективно».

В Англии, которая первой познакомилась с этим достижением немецкого технического гения, ее прозвали "бомба-бабочка". Она весила 2 кг и была самой маленькой бомбой, применявшейся во второй мировой войне. В собранном виде она представляла собой цилиндр длиной 7,5 см в диаметре и 9 см в длину. После сброса бомба раскрывалась на две части, которые образовывали «крылья», замедлявшие ее падение. Такие бомбы сбрасывались не поштучно, а в контейнерах разного размера. Например, контейнеры для Bf-109 вмещали 96 таких бомб, а для Bf-110 – 360. SD-2 были специально сконструированы для атаки с воздуха небронированных целей: автомашин, пехоты, самолетов, стоящих на земле. С точки зрения создателей этого оружия, сброс большого числа маленьких бомб, а не одной большой имел явные преимущества: сравнительно медленное падение SD-2 и небольшой радиус разлета осколков означали, что их можно было сбрасывать с небольшой высоты – до сотни метров, что резко улучшало точность атаки небольших целей. Именно этот тип бомб широко применялся немцами в июне 1941 года во время атак советских аэродромов. Тем не менее, после ряда взрывов в воздухе и катастрофах при посадке, связанных с дефектами механизмов сброса контейнеров, SD-2 были запрещены фельдмаршалом Кессельрингом как представляющие опасность для самих немецких самолетов и экипажей. Бомбы SD2 назвали «дьявольскими яйцами» вовсе не те, на чьи головы они сыпались. Это прозвище им дали немецкие летчики за постоянные проблемы с подрывами на них. Не так уж редко самолеты, несшие эти бомбы, взрывались в воздухе. Возникали эти проблемы вследствие оснащения SD2 нетипичным для легких бомб других типов набором взрывателей. Помимо обычного детонатора, срабатывающего от удара о землю, они оснащались взрывателем с замедлителем, а также взрывателем на неизвлекаемость. Т.е. фактически бомба становилась миной, взрывавшейся через некоторое время или же от прикосновения или смещения. Из-за этого восстановление летного поля после налета немецких бомбардировщиков было затруднено. Техники и пилоты, а также маневрирующие по полю самолеты могли стать жертвой бомб уже после налета. Понятно, что сами по себе SD2 не были чудо-оружием, но они стали одним из многих факторов, повлиявших на потери советской авиации на аэродромах приграничных округов. Упоминания о них, кстати, встречаются в наших документах. Например, один из немецких налетов на аэродром 164 ИАП на Украине описан в донесении так: «атака производилась на бреющем полете фугасными 2–2,5 кг бомбами с часовым механизмом» (ЦАМО РФ, ф.229, оп.181, д.14, л.46). Разбросанные по полю бомбы с часовым механизмом очевидно мешали нормальной работе аэродрома и увеличивали потери людей и техники.

Неожиданно для советского командования 22 июня 1941 г. противник впервые применил в широких масштабах мелкие осколочные бомбы. По мнению руководства люфтваффе, эффект мог быть достигнут лишь при массированном использовании новых огнеприпасов. Поэтому к началу лета немецкие тыловые службы подготовили запасы из 2298500 2-килограммовых SD-2 и 1152950 SD-10, весящих около 10 кг, в то время как ранее они использовались лишь в единичных случаях. В бомбоотсеках многих двухмоторных бомбардировщиков установили кассеты, куда загружали 360 SD-2 или 60–70 SD-10. Другим вариантом использования мелких бомб были контейнеры АВ-250, которые подвешивались под крыльями Ju87, Bf109, Bf110 и других самолетов, не имеющих внутренних бомбоотсеков. Контейнер АВ-250 вмещал 96 SD-2 или 17 SD-10 и раскрывался, не долетая до земли. Бомбы взрывались как при срабатывании ударного механизма, так и без него, разрываясь на высоте до полуметра от земли. Без использования кассет оптимальная высота бомбометания составляла около 500 м, а с контейнерами - несколько больше. Крохотные осколки от каждой бомбы рассеивались в радиусе до 12 м. В обоих случаях (при использовании и SD-2, и SD-10) на земле образовывалось подобие ковровых дорожек, которые наверняка поражали стоящие самолеты, автотранспорт, не спрятавшиеся в укрытиях войска. По образному выражению Г. Новарры, «целый ливень этих сатанинских яиц прошел над русскими аэродромами». Но он же отметил, что бомбы SD-2 и особенно SD10 взрывались при малейших вибрациях, а из-за недоработок конструкции их защемляло в решетках кассет. После того как без воздействия противника взорвались в воздухе один Ju88A и один Do17Z, а в других случаях выпавшие при посадке бомбы «минировали» собственное летное поле, командующий воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг ограничил в дальнейшем использование мелких осколочных бомб контейнерами на наружной подвеске. Инженер-генерал Э. Марквард (Е. Marquard), руководивший разработкой авиабомб в Техническом управлении германского Министерства авиации, впоследствии высказался в адрес «сатанинских яиц» следующим образом: «Несмотря на успехи применения в первые дни русской кампании, SD-2 так и остались «бабочками-однодневками». Советские средства ПВО вскоре показали себя весьма действенными в борьбе с низколетящими бомбардировщиками, заставив наши самолеты забираться выше и выше. Это и решило судьбу SD-2 - никаких новых специальных приспособлений для их использования не было разработано.

Собственно, если быть точным и использовать современную терминологию, то это кассетный суббоеприпас, предназначенный для поражения личного состава осколками, образующимися из корпуса этого боеприпаса при его взрыве в воздухе во время снижения или на земле. В зависимости от типа и установки взрывателя срабатывание бомбы (взрыв) происходит либо в воздухе, в момент снижения, либо на земле в момент удара о землю, либо на земле через определенное время, либо на земле при воздействии на нее (изменение положения, сдвигание с места).

Вот это последнее обстоятельство и дает основание считать SD-2, точнее, еe вариант SD-2B не только осколочной авиабомбой, но и противопехотной осколочной дистанционно устанавливаемой миной. Обе бомбы абсолютно идентичны и различаются лишь типами используемых взрывателей.

В бомбе SD-2A используется только ударно-дистанционный взрыватель типа 41. В бомбе SD-2B используются ударно- дистанционный взрыватель типа 41А, взрыватель замедленного действия типа 67, взрыватели-ловушки типов 70А, 70B, 70B/1 и 70B (Abgeaendert)

По немецкой номенклатуре времен Второй Мировой войны SD-2 относилась к осколочным авиабомбам, применялась только Военно-Воздушными силами и миной не считалась. Варианты установки порядка взрыва бомбы по времени (после падения на землю) или от изменения ее положения (т.е. как мины) преследовали вспомогательные цели - затруднить или исключить оказание медицинской помощи раненым вследствие опасности поражения медперсонала взрывами бомб, лежащих на земле по истечении определенного времени или случайного задевания, касания бомб, лежащих на земле.

Бомбы SD-2 укладывались в контейнеры (кассеты) следующих типов: *Mark-500 Roden -6 шт; *AB-23 - 23 штуки; *AB-4t - 24 штуки; *AB-250-2 - 144 штуки; *AB-250-3 -108 штук.

Бомба SD-2 могла комплектоваться одним из следующих взрывателей (из них только взрыватели серии 70 превращают бомбу в мину):

* Zuender 41, второе обозначение " A.Z.34-41 ". Ударно -дистанционный. Изменение режима срабатывания взрывателя устанавливается поворотом шлица на верхней поверхности взрывателя в соответствующее положение ("ZEIT" (время) или "AZ" (удар)) до укладки бомбы в кассету. Взрыв в зависимости от установки происходит в воздухе через определенное время после отделения от кассеты (2.9-3.5 сек.), либо от удара в момент касания земли. Время приведения в боевое положение 2.9-3.5 сек. с момента начала вращения ветрянки. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2A.

* Zuender 41A, второе обозначение "Z./42" . Ударно-дистанционный. Взрыв происходит через определенное время после отделения от кассеты, либо от удара в момент касания земли. Изменение режима срабатывания взрывателя устанавливается поворотом шлица на верхней поверхности взрывателя в соотвествующее положение ("ZEIT" (время) или "AZ" (удар)) до укладки бомбы в кассету. Взрыв в зависимости от установки происходит в воздухе через определенное время после отделения от кассеты (2.9-3.5 сек.), либо от удара в момент касания земли. Время приведения в боевое положение 2.9-3.5 сек. с момента начала вращения ветрянки. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2B.

* Zuender 67 -взрыватель замедленного действия. В зависимости от заводской установки взрывается через 0-30 минут после отделения от кассеты. Если заводская установка времени срабатывания установлена на 0, то бомба взорвется через несколько секунд после отделения от касеты, т.е. в воздухе подобно бомбе со взрывателем 41А, установленным на режим "Zeit". От удара о землю не взрывается. На крышке взрывателя, как и у взрывателя 41 выштампованы знаки "А.Z" и "ZEIT" и имеется шлиц. Однако здесь они ложные, так как имеющийся между обозначениями шлиц не поворачивается. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2B.

*Zuender 70A -взрыватель-ловушка c механико-химическим замедлителем. В боевое положение приводится через 5-6 минут после падения на землю. Взрывается при изменении положения бомбы. Если воздействия на бомбу оказано не было, то она автоматически самоликвидируется через 4-30 часов (в зависимости от заводской установки и температуры воздуха) Он отличается исключительно высокой чувствительностью к внешним воздействиям. Бомба с этим взрывателем фактически является дистанционно устанавливаемой противопехотной осколочной миной с самоликвидацией. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2B.

*Zuender 70B -взрыватель-ловушка. Взрывается при изменении положения бомбы. Взрыватель 70В рассчитан на срабатывание от первого увоздействия (сдвигание, изменение положения) после падения авиабомбы. Его работа основана на сочетнании работы часового механизма и инерционого баланса. Часовой механизм в сочетании с инерционным балансом (грузиком на оси) обеспечивает перевод взрывателя в боевое положение после падения на землю и его срабатывание. В момент отделения бомбы от кассеты часовой механизм запускается за счет вывинчивания тросика с лопастями на конце и через полсекунды освобождает инерционный грузик, который в свою очередь стопорит часовой механизм. Толчок об землю в момент касания земли заставляет инерционный грузик повернуться и освободить часовой механизм, который через 5 секунд ставит взрыватель окончательно в боевое положение. Затем инерционный грузик, возвращается в первоначальное положение и вновь останавливает часовой механизм. Если бомбу потревожить, то инерционный грузик качнется и в вновь освободит часовой механизм, который приблизительно через 1 секунду расцепит стопорную шпильку и подпружиненный ударник. Последний ударит по капсюлю и вызовет взрыв бомбы. Можно считать, что датчиком цели мины (а бомбу SD-2B с этим взрыввателем можно полагать только миной, т.к. она взорвется только от воздействия на нее цели) является инерционный грузик, который качается на оси. Взрыватель отличается исключительно высокой чувствительностью к перемещению. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2B. Опасен и в настоящее время.

*Zuender 70B/1 -взрыватель-ловушка.Модификация Zuender 70B, от которого отличается только формой внутренних деталей. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2B. Опасен и в настоящее время.

*Zunder 70B (Abgeaendert) взрыватель-ловушка.Модификация Zuender 70B, от корого отличается незначительными изменениями в устройстве и тем, что вместо длинного тросика с двумя лопастями на конце имеет ветрянку, закрепленную прямо на шпинделе вращения. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2B. Опасен и в настоящее время.

Как правило бомбы со взрывателями замедленного действия составляли около 20% снаряжения кассеты, а бомб с взрывателями-ловушками не более 10%. Однако, в советских источниках указывается, что при бомбардировках советских тыловых промышленных объектов использовались кассеты, снаряженные бомбами SD-2A исключительно со взрывателями Z67 и Z70B, преследуя цель затруднить аварийно-спасательные работы, тушение пожаров и возобновление производства.

В кассете бомба SD-2A находилась в сложенном виде.Четыре элемента ветрянки в виде двух лопастей и двух полубочек обнимали корпус бомбы. Специальные контровочные ленты бомбовой кассеты, охватывали четыре бомбы одного ряда, препятствуя раскрытию ветрянки, плюс обе половинки полубочки скреплены внизу шпилькой.

После того, как кассета раскроется и ничем не удерживаемая бомба освободится, то под действием пружин и набегающего потока воздуха элементы ветрянки раскроются, сдвинутся вверх по тросику и став по потоку в виде пропеллера, начнут вращать тросик, а последний начнет вывинчивать из взрывателя предохранительный стержень.

Кроме того, в бомбу SD-2A взрыватель запрессовывается, а в SD-2B закрепляется штифтовым соединением.

Устроена бомба весьма просто. Корпус представляет собой толстостенный чугунный цилиндр, заполненный взрывчатым веществом. В боковой стенке имеется отверстие, в которое вделан взрыватель. Из взрывателя выходит металлический короткий трос, имеющий на конце ветрянку состоящую либо из двух дисков и двух полубочонков (SD-2A), либо из двух лопастей (SD-2B).

Носителями кассет с бомбами являлись самолеты-бомбардировщики Ju-87, Ju-88, He-111. Чаще всего бомбы SD-2 использовались пикирующим бомбардировщиком Ju-87, который мог нести до четырех кассет AB-250-2 (576 бомб SD-2) и накрыть одномоментно квадрат 300х300 метров.

По сути, система самолет-кассета-бомба SD-2B являлась полноценной системой кассетного воздушного оружия и могла стать первой системой дистанционного минирования, столь развитых в настоящее время. Однако немцы недооценили эту систему, как систему минирования и если SD-2A и SD-2B как осколочные бомбы применяли довольно широко и с высокой эффективностью, то в варианте мины SD-2B использовались только как вспомогательное, второстепенное средство и обычно только в сочетании с бомбовым вариантом.

По оценкам историка М.Кролла во время "битвы за Британию" немцы использовали с высокой эффективностью около 12 тыс. SD-2. Эти мины очень затрудняли работы по спасению пострадавших из разрушенных домов, препятствовали тушению пожаров и привели к ранениям и смертям большого количества английских пожарных и медработников. Однако командование Люфтваффе из-за интриг в службах разведки Германии не получало информации о высоких боевых качествах SD-2 и не сумело в полной мере оценить это новое слово в минировании. Довольно широко немцы использовали SD-2 на Восточном фронте и в гораздо меньшей мере в Северной Африке.

После Второй Мировой войны американцы приняли на вооружение бомбу-мину SD-2 "Schmetterling" именно как авиационную систему минирования под названием "Butterfly" (Батрефлай), а бомбе-мине SD-2 присвоили наименование M83.

Тактико-технические характеристики бомбы-мины SD-2BТип мины.........противопехотная осколочная

Материал корпуса.............................................................................................. чугун

Вес общий........................................................................................................... 2 кг.

Масса заряда ВВ (аммонит 40/60)..................................................................... 213 гр.

Длина (по корпусу)........................................................................................... 8.89см.

Диаметр............................................................................................................... 7.62 см.

Датчик цели....................................................................................................... инерционный

Ускорение срабатывания................................................................................ 0.3-0.7 м/сек.сек.

Радиус зоны поражения.................................................................................... 4-6м.

Температурный диапазон применения........................................................... -10 - +30 градусов

Применяемый взрыватель (минный)............................................................... Zuender 70A, Zuender 70B, Zuender 70B/1

Извлекаемость.................................................................................................... неизвлекаемая

Обезвреживаемость........................................................................................... необезвреживаемая

Самоликвидация /самонейтрализация............................................................. нет/нет

Бомба-мина окрашивалась в черный, свинцово-серый, фельдграу, желтый или красный цвет. Кроме того, на ней могли быть нанесены цветные полосы на желтых корпусах красный, на остальных желтый. Ряд серий этих бомб-мин поставлялся неокрашенным.

Обычно указывается, что зона поражения этой бомбы-мины до 30м., что явно значительно преувеличено. Расчетные данные дают цифру в 4-6 метров.

Эти суббоеприпасы комплектовались взрывателем одного из трех типов. Один взрывал суббоеприпас еще в воздухе на небольшой высоте или при ударе о землю, другой через несколько минут после падения, а вот третий только, если солдат противника заденет этот боеприпас, лежащий на земле.

По сути дела суббоеприпас SD-2 со взрывателем Z.70B являлся осколочной противопехотной миной, устанавливаемой с самолета (Spreng Dickenwend - 2 / Zuender 70B (SD-2/Z.70B)).

SD-2/Z.70B в касетную бомбу укладывалось не более 10% от общего снаряжения, например, в кассетной бомбе АВ-250-2 из 144 SD-2 только 10-11 штук были SD-2/Z.70B, и основная цель их применения составляла в исключении работы санитаров противника в очаге поражения после бомбежки.

Немцы недооценили свое изобретение, а ведь эти кассетные бомбы, если их снаряжать исключительно SD-2/Z.70B, по сути дела, явились бы первой в мире авиационной системой дистанционного минирования. И это при том, что эффективность SD-2 во всех вариантах оценивалась очень высоко и они применялись немцами на протяжении всей Второй Мировой войны.

Но по номенклатуре инженерных боеприпасов Вермахта SD-2 не числилась, т.к. это был авиационный боеприпас, т.е. они относились к другому ведомству - Люфтваффе.

Бомба оснащалась 7-ю типами взрывателей. В том числе – взрывателями-ловушками с часовым механизмом, которые срабатывали либо через определённое время после падения на землю, либо при изменении положения упавшей бомбы (контакте с человеком). Именно такие взрыватели и превращали бомбу в противопехотную мину, которая затрудняла или исключала оказание медицинской помощи раненым, разборку завалов, тушение пожаров, возобновление производства и т.д. В зависимости от модификации, оснащалась несколькими типами ветрянок, назначение которых – постановка бомбы на боевой взвод при выкручивании под воздействием потока воздуха. Корпус бомбы и ветрянка могут быть окрашены в жёлтый (с красной полосой), красный, серый или чёрный цвет (с жёлтой полосой).

Взрыв мог осуществляться:

В воздухе, на подлете к земле,

На земле, от удара о неё,

На земле, через определенное заранее установленное время, использовался взрыватель с часовым механизмом.

На земле, при изменении положения.

Мина может лежать до тех пор, пока кто либо к ней по попросту не прикоснется.Опасность открытой бабочки равна 100% именно так она и взводилась.

Корпус у неё серьёзный и внутренности коррозии практически не подвержены.

На фото мина укомплектована полностью, но встречаются и без троса и и кожуха

(стабилизатора).

Ни в коем случае не трогать и тем более не ковырять. Палками не толкать, камнями не кидать. То есть, вообще никак не контактировать.

Эта бомба относится к неизвлекаемым и необезвреживаемым боеприпасам. По внешнему виду бомба напоминает, скорее, чугунную гирю от весов или какой-нибудь противовес, чем боеприпас. На боковой поверхности серым цветом выделяется кружок взрывателя. Он слегка утоплен в корпус. В отдельных случаях из этого серого кружка может торчать кусок стального троса или другая какая железяка.

Часто корпус этой мины снабжен ложными винтами, при попытке раскрутить который происходит взрыв.

Так же на мины наносилась и ложная маркировка типа взрывателя, это для того что б затруднить дезактивацию и убить сапера. Т.е. никакой ММГ, жизнь дороже!