Африканские племена в средние века. История африки. Рабство в социально-экономической и политической жизни стран Азии и Африки

История народов Африки уходит в глубокую древность. В 60-80-х гг. 20 в. на территории Южной и Восточной Африки ученые нашли останки предков человека - австралопитековых обезьян, что позволило им высказать предположение, что Африка могла быть прародиной человечества (см. Становление человечества). На севере континента около 4 тыс. лет назад возникла одна из древнейших цивилизаций - древнеегипетская, оставившая многочисленные археологические и письменные памятники (см. Древний Восток). Одним из наиболее населенных районов Древней Африки была Сахара с обильной растительностью и разнообразным животным миром.

Начиная с 3 в. до н. э. происходил активный процесс миграции негроидных племен на юг континента, связанный с наступлением пустыни на Сахару. В 8 в. до н. э. - 4 в. н. э. на северо-востоке Африки существовали государства Куш и Мероэ, связанные во многом с культурой Древнего Египта. Древнегреческие географы и историки называли Африку Ливией. Название «Африка» появилось в конце 4 в. до н. э. у римлян. После падения Карфагена римляне основали на территории, прилегавшей к Карфагену, провинцию Африка, затем это название распространилось на весь континент. Раннее средневековье Северная Африка встретила под властью варваров (берберов, готов, вандалов). В 533-534 гг. ее завоевали византийцы (см. Византия). В 7 в. их сменили арабы, что привело к арабизации населения, распространению ислама, формированию новых государственных и социальных отношений, созданию новых культурных ценностей.

Слева: голова «королевы-матери». Бенин. 1515-1550.

В древности и раннем средневековье в Западной Африке возникли, сменяя друг друга, три крупных государства. Их образование связано с расширением межгородской торговли в бассейне реки Нигера, пастушеским земледелием, широким применением железа.

Письменные источники о первом из них - государстве Гана - появляются в 8 в. с приходом арабов в Африку южнее Сахары, а устные предания относятся к 4 в. Ее расцвет относится к 8-11 вв. Арабские путешественники называли Гану страной золота: она была крупнейшим поставщиком золота в страны Магриба. Здесь, пересекая Сахару, проходили караванные пути на север и юг. По своему характеру это было раннеклассовое государство, правители которого контролировали транзитную торговлю золотом и солью, облагали ее высокой пошлиной. В 1076 г. столицу Ганы город Кумби-Сале захватили пришельцы из Марокко - альморавиды, положившие начало распространению ислама. В 1240 г. царь малинке из государства Мали Сундиата подчинил себе Гану.

В 14 в. (время наивысшего расцвета) огромное по территории государство Мали простиралось от Сахары до грани леса на юге Западного Судана и от Атлантического океана до города Гао; его этническую основу составлял народ малинке. Важными центрами мусульманской культуры стали города Томбукту, Дженне, Гао. Внутри малийского общества распространились раннефеодальные формы эксплуатации. Благополучие государства основывалось на доходах от караванной торговли, земледелия по берегам Нигера, скотоводства в полосе саванны. Мали неоднократно подвергалось нашествию кочевников, соседних народов; династические распри привели к его упадку.

Государство Сонгай (столица Гао), выдвинувшееся на первый план в этой части Африки после падения Мали, продолжило развитие цивилизации Западного Судана. Его основное население составлял народ сонгай, и поныне живущий вдоль берегов среднего течения реки Нигера. Ко 2-й половине 16 в. в Сонгае сложилось раннефеодальное общество; в конце 16 в. его захватили марокканцы.

В районе озера Чад в раннем средневековье существовали государства Канем и Ббрну (9-18 вв.). Нормальному развитию государств Западного Судана положила конец европейская работорговля (см. Рабство, Работорговля). Мероэ й Аксум - наиболее значительные государства Северо-Восточной Африки в период между 4 в. до н. э. и 6 в. н. э. Царства Куш (Напата) и Мероэ располагались на территории севера современного Судана, государство Аксум - на Эфиопском нагорье. Куш и Мероэ представляли собой позднюю фазу древневосточного общества.

До наших дней дошло немного археологических памятников. В храмах и на стелах вблизи Напаты сохранилось несколько надписей на египетском языке, которые позволяют судить о политической жизни государства. Гробницы правителей Напаты и Мероэ строились в форме пирамид, хотя по размерам были значительно меньше египетских (см. Семь чудес света). Перенос столицы из Напаты в Мероэ (Мероэ находился примерно в 160 км севернее современного Хартума) был, очевидно, связан с необходимостью уменьшить опасность от вторжений египтян и персов. Мероэ был важным центром торговли между Египтом, государствами побережья Красного моря и Эфиопией. Вблизи Мероэ возник центр по переработке железных руд, железо из Мероэ экспортировалось во многие страны Африки.

Период расцвета Мероэ охватывает Зв. дон.э. - 1в. н. э. Рабство здесь так же, как и в Египте, не было главным в системе эксплуатации, основные тяготы несли деревенские общинники - пахари и скотоводы. Община платила налоги и поставляла рабочую силу для строительства пирамид и оросительных систем. Цивилизация Мероэ остается все еще недостаточно исследованной - мы еще мало знаем о повседневной жизни государства, его связях с внешним миром.

Государственная религия следовала египетским образцам: Амон, Исида, Осирис - боги египтян - были и богами мероитов, но наряду с этим возникают и чисто мероитские культы. Мероиты имели собственную письменность, алфавит содержал 23 буквы, и хотя его изучение началось еще в 1910 г., до сих пор язык Мероэ остается труднодоступным, не позволяющим расшифровать сохранившиеся письменные памятники. В середине 4 в. царь Аксума Эзана нанес решительное поражение мероитскому государству.

Аксум - предтеча эфиопского государства, его история показывает начало той борьбы, которую вели народы Эфиопского нагорья за сохранение своей независимости, религии и культуры в условиях враждебного окружения. Возникновение Аксумского царства относится к концу I в. до н. э., а его расцвет - к 4-6 вв. В 4 в. государственной религией стало христианство; по всей стране возникали монастыри, оказывавшие большое экономическое и политическое влияние. Население Аксума вело оседлый образ жизни, занимаясь сельским хозяйством и скотоводством. Важнейшей культурой была пшеница. Успешно развивалось орошение, террасное земледелие. Аксум был важным торговым центром, связывавшим Африку с Аравийским полуостровом, где в 517-572 гг. ему принадлежал Южный Йемен, но могущественная персидская держава вытеснила Аксум с юга Аравии. В 4 в. Аксум установил связи с Византией, контролировал караванные пути от Адулиса по реке Атбаре до среднего течения Нила. Аксумская цивилизация донесла до наших дней памятники культуры - остатки дворцов, эпиграфические памятники, стелы, крупнейшая из которых достигала высоты 23 м.

В 7 в. н. э., с началом арабских завоеваний в Азии и Африке, Аксум утратил свое могущество. Период с 8 по 13 в. характеризуется глубокой изоляцией христианского государства, и лишь в 1270 г. начинается его новый подъем. В это время Аксум теряет свое значение политического центра страны, им становится город Гондэр (севернее озера Тана). Одновременно с укреплением центральной власти возросла и роль христианской церкви, монастыри сосредоточивают в своих руках крупные земельные владения. В хозяйстве страны стал широко применяться труд рабов; получают развитие барщина и натуральные поставки.

Статуя вождя. Культура Ифе. 12-15

Подъем коснулся и культурной жизни страны. Создаются такие памятники, как летописи жизни царей, церковной истории; переводятся труды коптов (египтян, исповедующих христианство) по истории христианства, всемирной истории. Один из выдающихся эфиопских императоров - Зэра-Яыкоб (1434 - 1468) известен как автор работ по теологии и этике. Он выступил за укрепление связей с папой римским, и в 1439 г. эфиопская делегация приняла участие во Флорентийском соборе. В 15 в. в Эфиопии побывало посольство короля Португалии. Португальцы в начале 16 в. оказали помощь эфиопам в борьбе против мусульманского султана Адаля, надеясь затем проникнуть в страну и захватить ее, но потерпели неудачу.

В 16 в. начался упадок средневекового эфиопского государства, раздираемого феодальными противоречиями, подвергавшегося набегам кочевников. Серьезным препятствием успешному развитию Эфиопии была ее изоляция от центров торговых связей на Красном море. Процесс централизации эфиопского государства начался лишь в 19 в. На восточном побережье Африки в средние века выросли торговые города-государства Килва, Момбаса, Могадишо. Они имели широкие связи с государствами Аравийского полуострова, Передней Азией и Индией.

Здесь возникла цивилизация суахили, впитавшая в себя африканскую и арабскую культуру. Начиная с 10 в. арабы играли все большую роль в связях восточного побережья Африки с большим числом мусульманских государств Ближнего Востока и Южной Азии. Появление португальцев в конце 15 в. нарушило традиционные связи восточного побережья Африки: начался период длительной борьбы африканских народов против европейских завоевателей. История внутренних областей этого района Африки известна недостаточно из-за отсутствия исторических источников. Арабские источники 10 в. сообщали, что в междуречье Замбези и Лимпопо находилось крупное государство, обладавшее большим количеством золотоносных рудников. Цивилизация Зимбабве (ее расцвет относится к началу 15 в.) наиболее известна в период государства Мономотапа; до наших дней сохранились многочисленные общественные и культовые сооружения, свидетельствующие о высоком уровне строительной культуры. Крах империи Мономо- тапы наступил в конце 17 в. в связи с расширением португальской работорговли.

В средние века (12-17 вв.) на юге Западной Африки существовала развитая культура городов-государств йоруба - Ифе, Ойо, Бенин и др. В них достигли высокого уровня развития ремесло, земледелие, торговля. В 16-18 вв. эти государства принимали участие в европейской работорговле, что и привело их к упадку в конце 18 в.

Крупным государством Золотого Берега была конфедерация государств Аманти. Это наиболее развитое феодальное образование Западной Африки в 17-18 вв. В бассейне реки Конго в 13-16 вв. существовали раннеклассовые государства Конго, Лунда, Луба, Бушонго и др. Однако с приходом в 16 в. португальцев их развитие было также прервано. Исторических документов о раннем периоде развития этих государств практически нет.

Африка в древности и в средние века Воины в национальной одежде. Бурунди. Современный снимок.

Мадагаскар в 1-10 вв. развивался в изоляции от материка. Населявшие его малагасийцы образовались в результате смешения пришельцев из Юго-Восточной Азии и негроидных народов; население острова состояло из нескольких этнических групп - мерина, сокалава, бецимисарака. В средние века в горах Мадагаскара возникло королевство Имерина. Развитие средневековой Тропической Африки в силу природных и демографических условий, а также из-за ее относительной изоляции отставало от Северной Африки.

Проникновение европейцев в конце 15 в. стало началом трансатлантической работорговли, которая, как и арабская работорговля на восточном побережье, задержала развитие народов Тропической Африки, нанесла им невосполнимый моральный и материальный ущерб. На пороге нового времени Тропическая Африка оказалась беззащитной перед колониальными захватами европейцев.

И затем Северную Африку. Они начали торговать с местным населением, и постепенно благодаря торговле эти регионы разбогатели. К югу от Сахары были , покрытые густыми зарослями, которые с трудом поддавались расчистке. Кроме того, в этих районах была угроза опасных заболеваний. По мере того как африканцы осваивали обработку железа и изготовление прочных железных орудий, они продвигались все дальше на юг, расчищая с их помощью землю и распахивая поля.

Государства Западной Африки

Арабские купцы начали совершать регулярные путешествия через Сахару. Они покупали золото и в Западной Африке и продавали их в средиземноморских портах. Благодаря торговле население африканских стран богатело. Там стали строиться великолепные города с дворцами и мечетями. Самым прославленным городом из всех был город Тимбукту, который показан на рисунке. Некоторые из африканских царей управляли большими государствами. Одним из самых могущественных среди них было Мали. , посещавшие эти страны, вели путевые заметки и описывали свои впечатления от увиденной ими роскоши, особенно при дворах царей. Здесь показаны арабские купцы, пришедшие на прием во дворец африканского царя.

С 1420 г. португальский принц Энрике, прозванный Мореплавателем, организовывал экспедиции для исследования западного побережья Африки и налаживания торговли с африканцами. Арабские торговцы покупали у восточноафриканских купцов в Килве и других городах восточного побережья лото, изделия из железа, бивни и кокосовые орехи. Оттуда на своих быстроходных судах они везли товары в Индию и Китай.

На рисунке слева изображена христианская в Эфиопии. На севере только Эфиопия смогла противостоять наступлению ислама и сохранить христианскую веру.

Жизнь на юге Африки

Племена, жившие на юге Африки, различались, кроме всего прочего, образом жизни, который они вели. В пустыне Калахари бушмены добывали себе пищу охотой на диких животных. Пигмеи, живущие в тропических джунглях, тоже охотились, но, кроме этого, еще собирали в джунглях ягоды и фрукты. Племена, живущие на открытых равнинах востока, держали домашний скот и обрабатывали землю. Люди, умевшие обрабатывать железо и делать из него орудия, были незаменимы для своих соплеменников.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 26.03.2016 17:40 Просмотров: 2424

Искусство Тропической Африки стало известно европейцам только в конце XIX в. Но совершенство этого искусства было поразительным.

Самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части: в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго.
Конечно, искусство Африки очень разнообразно, можно выделить различные стили африканского искусства со своими особыми чертами. Но в пределах одной небольшой статьи нет возможности подробнее рассмотреть эту тему, поэтому мы даём только обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.
Искусство и культура Африки до сих пор ещё не полностью изучено, в этом вопросе пока много загадок и пробелов. Хотя открытия делаются постоянно. Археологи уверены, что африканское искусство развивалось не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в горных массивах Сахары, которая 7-8 тысяч лет назад была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние – к первым векам нашей эры

О существовании доисторических росписей в Сахаре знали давно, но только после экспедиции французского ученого А. Лота в 1957 г. о ней стало широко известно: он привез в Париж более 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассилин. А в настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Ландшафт Тассилин-Адджер
Огромное пустынное плато Тассилин-Адджер (площадь 72 тыс. км²) расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Поверхность Тассилин-Адджера пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили множество гротов и пещер, а также горячих вулканических источников.

Древние обитатели Тассилин-Адджера оставили свыше 15 тыс. наскальных рисунков и рельефов, датируемых от 7 тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары, объект ЮНЕСКО. Рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние – петроглифы, они выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000-2000 лет до н. э.

Сцена охоты
Это в основном сцены охоты и изображения животных «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др.

Буйволы
Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные позднее – их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Анри Лот, изучавший рисунки в 1956-1957 гг., называл их «круглоголовые люди».
Более поздние рисунки конца 3000-1000 лет до н. э. выполнены красками и изображают домашних животных: овец, коз, крупный рогатый скот. Здесь встречаются также изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и жирафов. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины – в колоколообразных юбках.

Верблюды
Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э.- началу нашей эры.
Появление верблюда на рисунках (200-700 гг. н. э.) знаменует «период верблюда».
Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и др. орудий человека.
В эпоху неолита эта местность была богата водой и здесь произрастали различные породы лиственных и хвойных деревьев, олеандр, мирт, дуб, цитрусовые и оливковые деревья. В тех местах, где сейчас можно увидеть засыпанные песком долины, протекали полноводные реки. В них было много рыбы и крупных речных животных: бегемотов, крокодилов – об этом свидетельствуют сохранившиеся кости.

Петроглифы Феццана

Петроглифы Феццана считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. На скалах ясно видны изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

В IV тысячелетии до н. э. из наскальных изображений остаются жирафы, страусы, антилопы, но появляются изображения хищников и первые фигуры быков. Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.
Примерно в середине IV тысячелетия до н. э. в Тассилин обосновываются скотоводческие племена, поэтому появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков.
Древние художники высекали свои произведения в скалах или писали их минеральными красками с преобладанием желтых, коричневых, голубых и красноватых тонов. Яичный белок использовался в качестве вяжущего материала. Краски наносились рукой, кистями и перьями.

Культура Нок

Область жизнедеятельности Нок

Древнейшая известная африканская культура была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. Эту культуру назвали культурой Нок. С тех пор удалось найти множество предметов этой культуры. Их датировали при помощи метода радиоактивного углерода. Цивилизация Нок возникла в Нигерии примерно за 900 лет до н. э. и загадочно исчезла в 200 году н. э. (конец неолита (каменного века) и начало Железного века). Считается, что цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

Статуэтка Женщины. Высота 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет

Терракотовая скульптура Нок
Цивилизация Нок также известна распространением металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали. Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.
Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. Возможно, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

Народ сао

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад. Эта археологическая культура существовала в X-XIX вв. н. э. в области нижних течений рек Шари и Логоне (территория современной Республики Чад). По преданию, народ сао пришёл в район озера Чад из оазиса Бильма в Сахаре. Население занималось охотой, рыболовством и земледелием, знало металлургию железа, меди и бронзы; были развиты различные ремёсла. Раскопками, произведёнными в середине 20-х гг. XX в. исследованы остатки многочисленных поселений. Открыты руины городских стен и глинобитных домов, множество изделий из глины (скульптура, погребальные урны, детские игрушки, украшения, большие сосуды для хранения зерна), металлов, кости, рога, перламутра. Наиболее интересные произведения глиняной скульптуры (главным образом X в.) – головы и статуи, поражающие гротескной деформацией черт лица.

Скульптура сао
Существует легенда о народе сао – это были гиганты, одной рукой перегораживавшие реки, делавшие луки из стволов пальм и легко переносившие на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.
Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного.
Кроме скульптурных произведений до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

Наскальная живопись (Южная Родезия)
Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. В 20-х гг. XIX в. в горах Матопо были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо.

Рельеф (Южная Родезия)

Деревянная скульптура

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки, кроме восточных районов, где был распространен ислам. Хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150-200 лет, считают, что деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, но во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

Народная скульптура составляет две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой (изображения различных духов, предков), а маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры, но в ней много общих черт. Её обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород, раскрашивали тремя красками – белой, черной и красно-коричневой, иногда зелёной и синей. Африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках часто соединялись черты человека и животного.

Богатые самобытные художественные традиции сохранились на территории процветавшего в XVI-XVIII вв. в глубине экваториальных лесов государства Бушонго (в верховьях реки Кассай, притока Конго).
Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас.

Искусство средневековой Африки

Культура Ифе

И́фе – город на юго-западе Нигерии. Это один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. В XII-XIX вв. Ифе был городом-государством народа йоруба. В Ифе найдены терракотовые головы, монументальные бронзовые головы богов и властителей, выразительные, покрытые орнаментальными украшениями бронзовые полуфигуры (скорее всего, это были цари Ифе).
Бронзовая скульптура Ифе оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина – государства, существовавшего до конца XIX в. на территории Нигерии. Йоруба до настоящего времени считают Ифе своей прародиной.
Когда в результате экспедиций 1910 и 1938 гг. были найдены здесь бронзовые и терракотовые скульптуры, которые не уступали лучшим образцам античного искусства, то эти находки поразили Европу. Трудно установить время исполнения этих фигур, но ориентировочно это XII-XIV вв.

Портретные скульптуры из Ифе исполнены почти в натуральную величину. Они отличаются пропорциональностью и гармонией – воплощённый идеал человеческой красоты того времени. К тому же бронзовая отливка этих фигур была так же совершенна, как и формы.
Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям – оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.
Город был уничтожен во время английской карательной экспедиции 1897 г., и многие произведения искусства погибли в огне.

Бронзовые рельефы Ифе
Кроме скульптурных произведений, до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.
В некоторых скульптурных головах культуры Ифе можно заметить черты передачи сходства.

Бронзовая фигура царя
К XV в. государство Бенин стало господствовать над народом йоруба. Оживлённую торговлю с Бенином вели португальцы (XVII-XVIII вв.), поэтому существует описание этого государства, его великолепных дворцов. Французский путешественник Ландольф даже сравнивал Бенин с крупными французскими городами того времени. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Бенинская бронза
Большие бронзовые головы изображают в основном царей Бенина. До сих пор в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим.
По преданию, в середине XIII в. (правление царя Огула) из города Ифе в Бенин прислали мастера-литейщика Игве-Ига, он выучил других мастеров, которые жили в особом квартале вблизи царского дворца. Искусство бронзового литья держали в секрете.

Бронзовые рельефы украшали залы дворцов и галерей. На них изображали различные сцены из жизни, а также царей, придворных и т.д.
Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуры почти всех народов Гвинейского побережья.
Например, литейщики Ганы изготавливали миниатюрные бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Очень распространено было литьё из золота у народов бауле. Их золотые масочки отличаются изяществом. Их носили на шее или у пояса. Возможно, они изображали головы убитых врагов. Маски бауле разнообразны, но имеют и общие черты: овальное лицо, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, волосы в виде скрученных пучков и др.

Маска бауле
Искусство древних и средневековых государств Тропической Африки говорит о том, что народы Африки достигли высокого уровня и создали самобытную высокохудожественную культуру.

Африка. Средние века

Северная и Северо-Восточная Африка. Средневековье Северной Африки и Египта тесно связано с Северным Средиземноморьем. Начиная с III в. Египет и страны Северной Африки, входившие в состав Римской империи, переживали глубокий кризис. Обострение внутренних противоречий позднеантичного общества способствовало успеху вторжений варваров (берберов, готов, вандалов) в африканские провинции Рима. На рубеже IV-V вв. при поддержке местного населения варвары свергли власть Рима и образовали в Северной Африке несколько государств: королевство вандалов со столицей в Карфагене (439-534), берберское царство Джедар (между Мулуей и Оресом) и ряд более мелких княжеств берберских агеллидов (царей): Луата (на севере Триполитании), Нефзауа (в африканской Кастилии на территории Бизацены, современный Тунис), Джерауа (в Нумидии) и др. Процесс так называемой дероманизации включал восстановление позиций местных языков и тяготевших к востоку культур.

Власть Византии над Египтом и Северной Африкой (завоёвана в 533-534) была непрочной. Произвол военных властей, коррупция государственного аппарата ослабляли центральную власть. Укреплялись позиции африканской провинциальной знати (латинской в Северной Африке, греческой в Египте), нередко вступавшей в союзные отношения с варварами и внешними врагами Византии. В 616-626 персидские войска Сасанидов оккупировали Египет; в Северной Африке принадлежавшие империи земли захватывали берберские агеллиды. В 646 карфагенский экзарх (наместник) Византии Григорий объявил об отделении Африки от Византии и провозгласил себя императором. Ухудшалось положение народных масс, страдавших от фискального гнёта и эксплуатации со стороны крупных землевладельцев. Народное недовольство находило выражение в широком распространении ересей [ариан, донатистов, монофиситов (яковитов)] и обострении религиозно-общинной борьбы.

В середине VII в. народно-еретические движения обрели союзника в лице арабов-мусульман. В 639 арабы появились на границах Египта. В ходе военных кампаний арабские полководцы Амр ибн аль-Ас, Окба ибн Нафи, Хасан ибн ан-Номан при активной поддержке местного населения, боровшегося против византийцев-«руми» и земельной аристократии, разбили войска византийского наместника Египта, затем карфагенского императора Григория, царя Джедар Косейлы, царицы берберов Ореса Кахины и их союзников (см. ). В 639-709 все африканские провинции Византии вошли в состав Арабского халифата (до 750 во главе с династией Омейядов, затем - Аббасидов). Монофиситы и представители древних еретических движений поддерживали арабов, близких коренному населению по языку и культурным традициям. Прочной власть халифов была в развитых районах Северной Африки (Египет, восточный и центральный Магриб). В периферийных районах с сильными пережитками родоплеменных отношений власть и авторитет халифов были весьма условными, если не номинальными.

Включение Северной Африки в состав халифата способствовало постепенной нивелировке уровней социально-экономического развития различных её регионов. Были преодолены последствия хозяйственного упадка III-VII вв. В эпоху Омейядов в Египте и странах Северной Африки начался подъём сельского хозяйства, прежде всего земледелия, связанный с массовым строительством в VIII в. ирригационных систем (водохранилищ, подземных, распределительных и водоотводных каналов, новых дамб и водоподъёмных механизмов) и переходом к многопольным севооборотам. Наряду с традиционными отраслями сельского хозяйства (производство зерновых, оливководство, виноделие, садоводство) широкое распространение получили производства так называемых индийских культур (сахарный тростник, рис, хлопок), а также шелководство (в Ифрикии). Добыча серебра, золота (в Сиджильмасе), меди, сурьмы, железа, олова полностью обеспечивала внутренние потребности. Высокого уровня достигло ремесленное производство, особенно изготовление тканей, обработка стекла, меди, железа, оружейное дело, различные художественные промыслы. В Египте и Ифрикии были построены судостроительные верфи, изготовлялась осадная техника. Происходил подъём товарно-денежного хозяйства. Земля и крупные мануфактуры принадлежали государству; торговля и ремесленное производство сосредоточивались в руках частных лиц. Социальная структура населения имела раннефеодальный характер. Господствующий класс феодалов (хасса) составляли бюрократические слои, арабская военная знать, смыкавшаяся с ней верхушка местного населения. Основную массу населения составляло общинное крестьянство и плебейские слои города (амма) - мелкие собственники и лица наёмного труда. Большое количество рабов (в Ифрикии в IX в. 20-25% населения) использовалось в различных отраслях производства и в непроизводственной сфере. Большую роль играли торгово-купеческие слои, откупщики. Преобладали коллективные формы эксплуатации непосредственных производителей (рента-налог). В Африке находились значительные центры арабской культуры халифата: в Ифрикии, Египте, с IX-X вв. - в Фесе, развивавшемся под сильным влиянием Ифрикии и мусульманской Испании. Широкое распространение получил арабский язык, ставший с 706 официальным. Арабизация населения, прежде всего процесс его приобщения к ценностям арабской культуры, происходила крайне неравномерно. Быстрее она охватила Тунис и другие приморские районы Северной Африки, где преобладало семитское население. Более медленно арабизация протекала в Египте, Кастилии и других местностях Северной Африки, а также во внутренних берберских районах Алжира и Марокко, где в VIII-XI вв. население продолжало говорить соответственно на коптском, латинском и различных берберских языках. В Египте лишь в начале XIV в. коптский язык был вытеснен арабским (отдельные очаги разговорного коптского языка сохранялись до XVII в.). В Тунисе последние надписи на латинском языке относятся к середине XI в., местные романский и берберские языки существовали до XV в. На западе Магриба процесс арабизации протекал ещё медленнее. К началу XVI в. 85% населения Марокко и 50% населения Алжира продолжало говорить на берберских языках.

Ислам исповедовали правящая верхушка, армия, однако большинство мусульман составляли плебейские слои города, население менее развитых районов. По некоторым подсчётам, 2 / 3 мусульманских служителей культа в VIII-XI вв. были выходцами из торгово-ремесленных слоев населения. Мало были затронуты исламизацией земледельческое население, интеллигенция, служащие правительственных учреждений. Большинство населения Марокко и других районов Северной Сахары уже в начале VIII в. считало себя мусульманами. В Марокко последние очаги христианства и язычества исчезли в X в. Вместе с тем в Египте и Ифрикии вплоть до начала X в. мусульмане составляли меньшинство. Первичный процесс исламизации в этих странах завершился в основном в начале XI в., когда до 80% населения отошло от христианства. В Ифрикии последние христианские общины прекратили существование в середине XII в. Социальные и политические противоречия находили отражение в борьбе многообразных религиозных школ и направлений.

С распадом халифата в IX в. в приверженных суннизму областях Африки власть Аббасидов ослабела. Их африканские провинции стали самостоятельными феодальными государствами. Во главе их стояли династии Тулунидов (868-905) и Ихшидидов (935-969) в Египте, Аглабидов (800-909) в Ифрикии, признававшие власть халифов лишь как духовных руководителей ислама. Государство Идрисидов (788-974) в северном Марокко не признавало сюзеренитет Аббасидов и находилось под сильным влиянием правителей мусульманской Испании.

Развитие массовых антифеодальных движений обусловило первые успехи Фатимидов, которые на рубеже IX-X вв. стали во главе шиитов-исмаилитов, проповедовавших установление социальной справедливости и мессианские идеи о близком пришествии Махди. Фатимиды установили свою власть в Ифрикии, завоевали Марокко и Египет (969) и основали халифат, включавший также ряд стран Ближнего Востока. В 973 его столица из Махдии была перенесена в Каир (Египет). Социальные и политические институты эпохи Аббасидов претерпели значительные изменения. Частная торговля и свободное ремесло были ликвидированы, крестьянские общины поставлены под контроль государства. Государство монополизировало различные отрасли ремесленного и сельскохозяйственного производства, непосредственные производители превратились в государственных крепостных. Фатимиды насильственно насаждали исмаилизм и покончили с относительной веротерпимостью времён Омейядов и Аббасидов. В ответ на неповиновение Зиридов, восстановивших (1048) в Ифрикии независимое суннитское государство, Фатимиды направили в Северную Африку арабские кочевые племена бану хиляль и бану сулейм, которые 14 апреля 1052 в битве при Хайдаране (к северу от Габеса) разбили войска ифрикийских эмиров. Вторжение бедуинов изменило судьбы Северной Африки. Кочевники - арабы и примкнувшие к ним берберы зената - разрушили города, разорили поля и селения Ифрикии и алжирских Высоких плато. Городское и земледельческое население платило им дань. Западные районы Магриба подверглись нашествию берберов-Альморавидов, опиравшихся на сахарские кочевые племена санхаджа. В 1054 Альморавиды захватили столицу Западной Сахары Аудагост, покорили Тафилальт, Сус и земли Бергвата, взяли Фес (1069) и установили свою власть в западном Алжире. К началу XII в. государство Альморавидов включало Западную Сахару, Марокко, Западный Алжир, мусульманскую Испанию.

С середины XI в. Египет и особенно страны Магриба вступили в полосу хозяйственного и культурного упадка. Разветвлённые системы орошения в них были полностью уничтожены кочевниками. В этот же период изменилось соотношение сил на Средиземном море: судоходство и морская торговля начали переходить в руки европейцев. Норманны завоевали Сицилию (1061-91), захватили Триполи (1140), Беджаию, Сус, Махдию (1148), вместе с крестоносцами совершили несколько нападений на Тинис, Александрию (1155) и другие города на Средиземноморском побережье Египта. В XII-XIII вв. крестоносцы вели ожесточённую войну на море и предприняли несколько вторжений в Египет и страны Северной Африки. В 1168 их войска подошли к Каиру. Тяжёлые поражения, которые крестоносцы потерпели в Египте в 1219-21 и 1249-50 и в Тунисе в 1270, вынудили их отказаться от завоевательских планов в Африке.

Борьбу против норманнов и крестоносцев под флагом защиты и возрождения ислама развернули Ибн Тумарт на западе и Салах ад-Дин на востоке. Ибн Тумарт заложил основы военно-религиозного движения Альмохадов, которые свергли власть Альморавидов, подчинили арабские и берберские зенатские племена и создали в Северной Африке могущественную военную державу (1146-1269). Её преемниками явились государства Хафсидов в Тунисе (1229-1574), Зайянидов в западном Алжире (1235-1551) и Маринидов в Марокко (1269-1465). Салах ад-Дин низложил династию Фатимидов (1171), уничтожил социальные и политические учреждения их халифата и основал в Египте суннитское государство во главе с династией Айюбидов (1171-1250). В Египте традиции Салах ад-Дина и Айюбидов были восприняты султанами Мамлюков (1250-1517), которые встали во главе могущественной империи, претендовавшей на гегемонию в мусульманском мире. Государствам Айюбидов, Альмохадов и их преемников удалось отразить угрозу со стороны крестоносцев и утвердить религиозное единство Северной Африки на основе суннизма. Начался период безраздельного господства суннитской ортодоксии и беспощадной борьбы с иноверцами. Происходил дальнейший хозяйственный регресс Египта и Северной Африки. Разрушение ирригационных систем предопределило упадок сельского хозяйства. В XII-XV вв. постепенно исчезли культуры риса и хлопка, шелководство и виноделие, упало производство льна и технических культур. Население очагов земледелия, включая долину Нила, переориентировалось на производство зерновых, а также фиников, оливок и садово-огородных культур. Огромные площади заняло экстенсивное скотоводство. Исключительно быстро шёл процесс так называемой бедуинизации населения. На рубеже XI-XII вв. алжирские Высокие плато, равнины центрального и южного Туниса, позднее Триполитания и Киренаика, в XIV в. Верхний Египет превратились в полупустынные сухие степи. Исчезли десятки городов и тысячи селений. В Киренаике к концу XIV в. не осталось ни одного поселения городского типа. Быстро падала численность населения (по оценкам тунисских историков, население Ифрикии в XI-XV вв. сократилось на две трети; видимо, примерно в такой же пропорции уменьшилось население Египта).

Основные социальные, политические и военные институты позднего средневековья сложились при Айюбидах и Альмохадах. Значение натуральнохозяйственных отношений, особенно в странах Магриба, возросло. Широкое распространение получила система икта - земельных и других пожалований за военную службу. Держатели икта - бедуинские эмиры, мамлюкские и альмохадские воины составляли основную социальную опору позднесредневековых государств. В городах государство монополизировало производство и сбыт отдельных видов товаров (при сохранении в ряде отраслей свободного ремесла и частной торговли), регламентировало хозяйственную жизнь, нередко выступая в качестве владельца или совладельца (при Альмохадах) городской недвижимости (мастерские, пекарни, лавки, бани и т. п.). В сельской местности, особенно Верхнего Египта и стран Северной Африки, эмиры и шейхи кочевых племён (арабов и берберов зената), опираясь на собственные военные формирования, выступали в качестве непосредственных эксплуататоров крестьян и полукочевников, плативших им дань и нёсших ряд других повинностей.

Феодальный произвол и налоговый гнёт в условиях резкого ухудшения экологических условий и хозяйственного упадка обострили социальные противоречия. На рубеже XV-XVI вв. Хафсиды, Зайяниды, Мариниды и мамлюкские султаны Египта оказались не в состоянии подавлять недовольство масс, сдерживать сепаратистские устремления местных правителей и одновременно противостоять внешней угрозе. В 1415 португальцы захватили Сеуту, затем Арсилу и Танжер (1471), в 1515 совершили нападение на Марракеш - столицу южного Марокко. Испанцы в 1509-10 захватили города Оран, Алжир, Триполи, подчинили внутренние районы Алжира. Зайяниды в 1509, Хафсиды в 1535 признали себя вассалами Испании. Флот ордена иоаннитов в 1509 совершил нападение на Египет. Португальцы, которые в 1498 появились в бассейне Индийского океана, в 1507 проникли в Красное море, в 1509 разгромили египетский флот у Диу, создав угрозу священным мусульманским городам Мекке и Медине, паломничеству и торговле. В этих условиях Османская империя, выступавшая в роли защитника ислама, при поддержке местного населения в 1516-17 разгромила Мамлюков и присоединила Египет и Киренаику. В 1512-15 османские гази -борцы с «неверными» -Орудж и Хайраддин Барбаросса подняли антииспанское восстание в Северной Африке. Повстанцы при поддержке османских войск нанесли поражение испанцам, свергли местных правителей и признали сюзеренитет турецкого султана (1518). В 1533 Алжир, в 1551 Триполитания, в 1574 Тунис стали провинциями Османской империи. В Марокко «священную войну» против португальцев возглавили (1465-1554) и (1554-1659). Изгнание испанских и португальских завоевателей, прекращение феодальных войн и ограничение кочевничества турками-османами способствовали возрождению городов и земледелия. Большую роль в развитии мануфактур, ремесленного производства и распространении новых сельскохозяйственных культур (кукуруза, табак, цитрусовые) сыграли изгнанные из Испании мориски, которые в XVI - начале XVII вв. расселились по всему южному побережью Средиземного моря от Марокко до Киренаики.

Н. А. Иванов.

В первые века н. э. на территории Северной Эфиопии образовалось царство . В IV-VI вв., в период его расцвета, гегемония Аксума распространялась на Нубию (где на месте Мероитского царства образовались государства , и Нобатия), на южную Аравию (Химьяритское царство), а также на обширные территории Эфиопского нагорья и север Африканского Рога. В этот период в странах Северо-Восточной Африки начало распространяться христианство (в IV-VI вв. в Аксуме, в V-VI вв. в Нубии). В Нубии в VII в. Нобатия и Мукурра объединились в царство, отразившее нашествие арабов. В X в. Мукурра и Алоа образовали новое объединение, в котором главенствующая роль в середине X в. перешла от царя Мукурры к царю Алоа. В стране кочевого народа беджа, Нубии и Эфиопии поселились арабы - купцы, искатели жемчуга, золотоискатели, которые, смешиваясь с коренным населением, распространяли среди него ислам. В середине IX в. царь беджа признал себя вассалом халифата Аббасидов. В восточной, центральной и южной Эфиопии возникли мусульманские княжества, до X в. остававшиеся данниками Аксума. Эти княжества монополизировали торговлю государств Эфиопского нагорья с внешним миром. В VIII-IX вв. г. Аксум, главный порт и другие города пришли в упадок, в первой половине XI в. Аксумское царство окончательно распалось. Созданная аксумитами цивилизация легла в основу культуры средневековой Эфиопии. После распада Аксумского царства в южной части Эфиопского нагорья образовались независимые царства , и др., на северо-западе, в районе озера Тана, - княжество иудаистов-фалаша, на севере - ряд христианских княжеств (в том числе княжество агау Ласта). На востоке и в центре нагорья в XII - первой половине XIII вв. сильнейшим из мусульманских государств на территории Эфиопии был Махзумийский султанат. В XII в. христианские княжества объединились под властью Ласты (династия ). В конце XIII в. Мукурра стала вассалом Египта, в конце XIV в. распалась на ряд мелких христианских и мусульманских княжеств; Алоа пришло в упадок. В конце XIII в. династия Загуэ подчинилась Соломоновой династии, а Махзумийский султанат распался под ударами султаната . Эти два государства вступили в ожесточённую борьбу, в ходе которой христианская Эфиопская империя временами подчиняла себе как мусульманские, так языческие и иудаистические государства нагорья. В XV-XVI вв. Эфиопская империя переживала период подъёма.

В Судане в XV в. христианские царства Алоа и были завоёваны арабами, в XVI в. возникли мусульманские султанаты фуйгов () и . В начале XVI в. в Африку вторгались португальцы, захватившие большинство суахилийских султанатов, и турки, покорившие Египет и Северную Нубию. В Эфиопии португальцы и турки вмешались в войну между христианской империей и мусульманским султанатом (на востоке нагорья), которая привела к ослаблению обоих государств. В результате в Эфиопской империи установилось влияние Португалии.

Ю. М. Кобищанов.

Африка южнее Сахары. Африка к югу от Сахары начиная с середины 1-го тысячелетия играла видную роль в экономических и культурных связях средиземноморско-ближневосточного региона. В зонах непосредственного контакта с обществами этого региона складывались относительно развитые африканские классовые общества. Вместе с тем в становлении в Африке южнее Сахары таких обществ наблюдалась значительная специфика. Классовое общество складывалось здесь главным образом путём монополизации «общественной должностной функции» (Ф. Энгельс, см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 184), а не основных средств производства. Посреднический характер торговли с классовыми обществами Средиземноморья и Передней и Южной Азии требовал повышенного внимания именно к военно-организационным аспектам функционирования общественного организма. Однако это вело к усилению отставания у народов Тропической Африки в сравнении с развитием в Европе и на Ближнем Востоке, так как не создавало стимулов к ускоренному развитию общественного производства в самих африканских обществах. Тропическая Африка, по мнению большинства учёных, не знала рабовладельческого общественно-экономической формации; большая часть её народов переходила к классовому обществу в его раннефеодальной форме. Вместе с тем особенности африканских раннеклассовых обществ - значительная роль и устойчивость общины при большом разнообразии её форм; наличие огромных массивов доступных для освоения земель при низкой плотности населения; ведущая роль политической надстройки в угнетении и эксплуатации непосредственных производителей; отсутствие (за редкими исключениями) вассалитета в его развитых формах, характерных для Европы и Японии, - заставляют некоторых учёных рассматривать эти общества в рамках идеи «азиатского способа производства», высказанной К. Марксом в 50-х гг. XIX в. Важная классообразующая роль торговли дала основание некоторым исследователям предполагать существование в прошлом в Тропической Африке особого «африканского способа производства», основанного на сочетании натуральнохозяйственной общинной экономики при простом воспроизводстве с монополизацией немногочисленной социальной верхушкой всех внешнеэкономических контактов общества. Вопрос этот не может считаться окончательно решённым. Тем не менее очевидно, что общее направление общественного развития народов Африки было таким же, как у народов других частей земного шара, то есть от родового общества к классовому. Следует иметь в виду известную неадекватность привычной для нас терминологии действительному характеру африканских доколониальных обществ за пределами Северной и Северо-Восточной Африки. В подавляющем большинстве случаев даже в самых развитых из них к моменту знакомства с ними европейцев ещё не завершился процесс классообразования. Незавершённость классовой структуры предопределяла отсутствие политической организации в полном смысле этого слова, то есть государства как орудия классового господства. Поэтому использование таких терминов, как «царство», «королевство», «княжество» и им подобных, в применении к этим обществам в значительной мере условно и употребление их без соответствующих оговорок чревато определённым завышением уровня социально-экономического развития доколониальной Африки.

За пределами Северной и Северо-Восточной Африки в этот период существовало несколько центров политического и культурного развития. Главные из них: древние зоны контакта с Передней Азией и Европой - Центральный и Западный Судан и восточное побережье; побережье Гвинейского залива и прилегающие к нему районы; бассейн Конго; область Великих озёр Восточной Африки; Юго-Восточная Африка, тесно связанная с восточным побережьем. К каждому из таких центров тяготело большее или меньшее число периферийных обществ.

Наибольшего развития достигли страны Западного и Центрального Судана. В Западном Судане в IV-XVI вв. сменяли друг друга в качестве гегемона в политической и культурной жизни государства , и . Помимо них существовало также несколько менее крупных, как правило, находившихся от них в даннической зависимости. Гана в VII-IX вв. активно торговала с Северной Африкой, основой этой торговли служил обмен суданского золота и невольников на соль, добывавшуюся в северной части Сахары. В конце XI в. Гана была значительно ослаблена в столкновении с Альморавидами, хотя господство последних над собственно Ганой оказалось непродолжительным. В XII - начале XIII вв. от Ганы отпали все зависимые владения, а в первой половине XIII в. остатки территорию Ганы вошли в состав владений вождя сосо - Сумаоро Канте.

В середине X в. арабские источники впервые упоминают государство , созданное предками фульбе, волоф и серер. После XV в. упоминания государства Текрур прекращаются и его название становится обозначением районов Западного Судана, лежащих примерно от внутренней дельты р. Нигер до Атлантического океана. Оно сохранилось также в названии современных тукулер в Сенегале - одной из групп фульбе. Примерно с XII в. на территории Текрура известно также Джолоф - государство волоф, а в середине XV в. европейские путешественники упоминают государства , и несколько более мелких.

Гегемония сосо в Западном Судане была непродолжительной. В 30-х гг. XIII в. Сумаоро потерпел поражение в борьбе с вождём малинке Сундьятой Кейта. Сундьята стал создателем второй великой державы суданского средневековья - Мали. К середине XIII в. он подчинил обширные области вдоль верхнего и среднего течения р. Нигер. В период расцвета (вторая четверть - начало третьей четверти XIV в.) политическое влияние Мали распространялось от г. Гао до Атлантического океана. Значение важнейшего классообразующего фактора сохраняла в Мали караванная торговля с Северной Африкой. Внутри малийского общества с XIII в. получили распространение формы эксплуатации, близкие к раннефеодальным. Идеологическим выражением ускорения классообразования в Мали стало обращение в ислам царской семьи и верхушки общества уже в середине XIII в. Со второй половины XV в. Мали, ослабленное внутренними междоусобицами и столкновениями с соседями, попало в вассальную зависимость от государства Сонгай, сменившего его в качестве гегемона в Западном Судане. Как небольшое княжество в верховьях р. Нигер Мали просуществовало до 70-х гг. XVII в., когда было завоёвано родственным малинке народом бамана.

Государство Сонгай сложилось примерно в VII в. Во второй половине XV в. Сонгай подчинило себе главные торговые центры Западного Судана - города Томбукту и Дженне. Ко второй половине XVI в. в Сонгай сложилось феодальное общество. В 90-х гг. XVI в. это государство было разгромлено марокканскими войсками, захватившими значительную часть территории района среднего течения реки Нигер.

К югу от большой излучины р. Нигер, в бассейне р. Белая, Чёрная и Красная Вольта, возник политический и культурный центр, основание которого связывают с народом моси. Устная традиция моси возводит правителей государств этого народа к некоему На Гбева (Недега). Первое государство моси Уагадугу возникло примерно в XIV в., к середине XV в. - два других крупных государства - и Фадан-Гурма, а также более мелкие - , и др. На всём протяжении истории государств Ганы, Мали и Сонгай народы этого района служили объектом военных экспедиций за рабами со стороны своих северных соседей. Поэтому у моси сложилась крепкая политическая и военная организация. Их конница совершала успешные походы на север и северо-запад. Раннефеодальные государства моси просуществовали до колониального раздела Африки.

На протяжении XVI в. происходило смещение основных торговых путей из Северной Африки к востоку. К началу XVII в. роль главных центров транссахарской торговли перешла от Дженне и Томбукту к городам-государствам хауса , Кацине, Гобиру, Замфаре и др. (см. ).

В Центральном Судане начиная с VII в. выделились два центра высокоразвитой культуры и государственности: собственно суданский, довольно быстро исламизованный, и южный, в бассейнах рек Шари и Логоне к югу от озера Чад. Последний обычно связывают с культурой . В XIII-XIV вв. сао были грозной военной и политической силой в Центральном Судане.

Государство возникло к северо-востоку от озера Чад, по-видимому, в VIII-IX вв. В середине XIII в., в период расцвета могущества Канема, ему подчинялись обширные области Сахары вплоть до нагорья Тибести, а южная граница проходила в бассейне р. Шари и Логоне; часть хаусанских городов также выплачивала ему дань. Общественный строй Канема определяется как раннефеодальный, во многом аналогичный существовавшему в Мали и раннем Сонгай. В конце 13 в. начался упадок Канема в результате внутренних междоусобиц, а также под нажимом воинственных булала на юго-востоке. С концу XIV в. центр государства переместился к юго-западу от озера Чад, в область Борно, или Борну (это же название получило государство, просуществовавшее до второй четверти XIX в.). Наивысшего подъёма оно достигло в концу XVI - началу XVII вв. при правителе Идрисе Алаума.

Сходной с Борну была общественная организация , государства к юго-востоку от озера Чад, возникшего в первой половине XVI в. В середине XVII в. войско Багирми совершало успешные походы на север, в Канем, и на северо-запад и северо-восток. Ещё одно крупное государство Центрального Судана - Вадаи сложилось также в XVI в., когда правящая верхушка тунджур (народа смешанного негрско-арабского происхождения) объединила под своей властью маба и родственные им народы.

На рубеже XV-XVI вв. заметно ускорилось распространение на территории Западного и Центрального Судана кочевников-скотоводов . На протяжении XII-XIII вв. фульбе продвигались на восток, занимая обычно земли, непригодные для земледелия. Первое фульбское государственное образование сложилось в конце XIV в. в области Масина (во внутренней дельте р. Нигер); в XVI-XVII вв. оно постоянно служило объектом военных экспедиций сначала сонгайских царей, затем сидевших в г. Томбукту марокканских пашей, ставших в конце первой трети XVII в. фактически независимыми правителями. Эти походы вызвали несколько миграций фульбе; крупнейшая из них в начале XVI в. произошла из Масины на плоскогорье Фута-Джаллон (в современной Гвинее). Движение отдельных групп фульбе на восток привело к их появлению к конце XVI в. в пределах Борну и на всей территории современной северной Нигерии вплоть до плато Адамауа в северной части современного Камеруна.

На восточном побережье Африки продолжалось развитие системы городов-государств, связанных регулярными торговыми и культурными узами со странами Передней и Южной Азии. Внешнеторговая ориентация жизни таких городов (Могадишо, Момбаса, Килва) известна из описания, принадлежащего Ибн Баттуте. Большая часть таких центров формировалась на рубеже VIII-IX вв.; сколько-нибудь заметного расширения этих государств в глубь материка, как правило, не происходило, хотя вокруг городов существовали многочисленные сельскохозяйственные поселения. Политическое господство принадлежало купеческой аристократии, среди которой видное место занимали потомки мигрантов с Аравийского полуострова и из района Персидского залива. Правители восточно-африканских городов-государств активно участвовали в торговых операциях. В этом районе сложилась суахилийская цивилизация; основой её послужила культура африканского населения прибрежных районов, обогащённая многими элементами мусульманской культуры, принесёнными мигрантами. Крупнейшие центры этой цивилизации: Килва, Момбаса, Ламу, Пате. Появление португальцев в конце XV в. на побережье Индийского океана сопровождалось разрушением ими сложившейся системы океанской торговли, с тем чтобы затем эту торговлю монополизировать. Города побережья подверглись варварскому разгрому. Однако население не раз восставало против португальского господства; самое крупное выступление произошло в Восточной Африке в 30-х гг. XVII в. К концу XVII в. общее ослабление Португалии и нарастание военной мощи Оманского султаната на востоке Аравийского полуострова привели к утрате португальцами всех опорных пунктов на восточном побережье Африки к северу от Мозамбика.

Данных об истории внутренних областей этой части Африки почти нет. Однако первые археологические работы позволяют, по мнению некоторых исследователей, говорить о существовании примерно с X в. сравнительно высокоразвитой азанийской культуры. Обнаружены следы огромного поселения в Энгаруке (Танзания), датируемого X-XVI вв.; на всей территории современных Уганды, Кении, Танзании и Малави найдены остатки поселений, террасированные склоны холмов, свидетельствующие об относительно развитом земледелии и датируемые XIII-XV вв., следы специально проложенных дорог, протяжённость которых около 1000 км.

С побережьем Индийского океана был связан и самостоятельный центр государственности, который сложился на территории современного Зимбабве (в междуречье Замбези и Лимпопо). В этом районе на холме Зимбабве, в Иньянге, Дхло-Дхло и других пунктах сохранились многочисленные остатки крупных каменных построек общественного и культового назначения. Вскрытые вокруг самого поселения позволяют датировать древнейшие культурные слои IV в. Строительство крупных сооружений, начатое около VII в., продолжалось почти тысячелетие: самые поздние постройки относятся к XVII в. Уже в X в. арабские авторы сообщают о существовании в глубинных областях Юго-Восточной Африки сильного государства, располагавшего большими запасами золота. Важными статьями экспорта были также железо и медь, которые вывозили не только во внутренние области Африки, но и на Аравийский полуостров, в Индию и Юго-Восточную Азию.

Создателями цивилизации Зимбабве были каранга и розви - две ветви бантуязычного народа шона. В начале XV в. один из правителей каранга принял титул Мвене Мутапа («господин Мутапа»), по которому государство каранга и розви стало называться . Разрушительную роль в судьбе Мономотапы сыграла португальская работорговля, получившая большой размах с середины XVI в. В конце XVII в. Мономотапа перестала существовать как великая держава Юго-Восточной Африки.

Среди народов Африки, в средние века не соприкасавшихся непосредственно со средиземноморско-ближневосточным миром, наибольшего развития достигли народы гвинейского побережья, в особенности на юго-западе современной Нигерии и родственные ему этнические группы по обе стороны границы Нигерии и Бенина. Сформировалась самобытная культура - одна из самых богатых в истории Африки. Город-государство йоруба (см. ) состоял из крупного городского поселения с подчинённой ему сельскохозяйственной округой. Фактически такой город-государство представлял разросшуюся поземельную общину, внутри которой отделение ремесла от земледелия проходило сравнительно медленно. Основная масса населения состояла из свободных общинников; широко применялся труд рабов, как правило в рамках больших патриархальных семей. На рубеже XVI-XVII вв. возросло могущество правителей Ойо. Это государство стало крупнейшим политическим объединением на гвинейском побережье. К юго-востоку от основного района расселения йоруба, на территории народа бини (эдо), возник город-государство - (средневековье) исторический период, следующий после античности и предшествующий новому времени. Содержание … Википедия

Литература: Маркс К., Экономические рукописи 1857 1859 гг., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1 2; Энгельс Ф., Анти Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полное собрание сочинений, 5 изд.,… …

Африка (материк) - Африка. I. Общие сведения Относительно происхождения слова «Африка» среди учёных существуют большие разногласия. Заслуживают внимания две гипотезы: одна из них объясняет происхождение слова от финикийского корня, который при определённой… … Большая советская энциклопедия - Исследование Африки. Древнейшие географические представления об Африке, в основном о её северной части, связаны с Египтом. Накопленные в Древнем Египте знания были впоследствии использованы греками, римлянами и арабами. Но египтяне проникали… … Энциклопедический справочник «Африка»

Африка - I еще десять лет тому назад про А. можно было сказать, что многие части внутреннего материка, громадные береговые пространства, бассейны рек и внутренних озер были для нас еще совершенно не известны, а о многих частях имелись лишь сообщения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Африка - Африканцы, несущие в гамаке европейца. Статуэтка из Конго. Африканцы, несущие в гамаке европейца. Статуэтка из Конго. Африка материк, второй по площади после Евразии (,. кв. км, вместе с островами). Численность населения Африки 670 млн. человек.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

АФРИКА - материк в Восточном полушарии, второй по величине после Евразии. Территория материка четко разделена на несколько регионов. Страны Северной Африки с запада омываются водами Атлантического океана, с севера Средиземным морем, с востока Красным.… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Словесное творчество народов Африки восходит к глубокой древности. На протяжении тысячелетий оно развивалось в устной коллективной (см. .) и письменной (индивидуальной) формах. Очаги письменной литературы в древности существовали на территориях … Энциклопедический справочник «Африка»

Развитие стран Африки отличалось большим раз-нообразием. Её север входил в состав Арабского халифата, к югу от Сахары под влиянием ислама и торговли с арабами возникли большие государства. Иной исторический путь прошла Эфиопия.

Сама природа разделила Африку на две неравные части. В северной части, прилегающей к Средизем-ному и Красному морям, с глубокой древ-ности возникали очаги цивилизации. Здесь сменяли друг друга Древний Египет, фини-кийские и греческие колонии, Древний Рим, королевство вандалов, Византия. В VII в. арабы захватили всё побережье Северной Африки до Атлантики. Земли к западу от Египта они называли Магрибом, т. е. запад-ными землями. Там процветали огромные города, такие, как Фес и Танжер, создава-лись выдающиеся памятники мусульман-ского зодчества. От Магриба на юг, через пустыню Сахару, караванные пути вели в Тропическую Африку. Арабы называли её Билад ас-Судан (Страна чёрных) или просто Судан. Там жили многочисленные негритян-ские народности.

Большую часть Африки занимают пус-тыни, саванны, тропические леса. Нахо-дясь в разных природных условиях, наро-ды Африки и развивались по-разному. Обитатели тропических лесов, такие, как низкорослые пигмеи , занимались охотой и собирательством. А к северу и к югу от них, в саваннах, жили земледельцы и ското-воды.

На рубеже нашей эры многие народы Тро-пической Африки научились производить железо. Железные орудия труда позволили получать более высокие урожаи и способство-вали развитию ремесла.

Западный Судан

Арабы из Магриба вели торговлю с Западным Суданом — землями между Сахарой и Гвинейским заливом, бога-тыми золотом. Помимо золота, торговали также солью, скотом, слоновой костью. Вдоль торговых путей выросли города Томбукту, Дженне и др.

Самым древним государством Западного Судана была Гана, столь богатая золотом, что даже титул её правителя означал «хозяин золота». Это позволяло правителям содер-жать пышный двор и войско. Расцвет Ганы относится к X-XI вв., затем она ослабла и в XIII в. была захвачена соседним государством Мали. Могущество Мали в XIII — первой половине XIV в. тоже было основано на тор-говле золотом. Золотые монеты, бывшие в это время в ходу в Средиземноморье, чеканились прежде всего из золота Мали.

Пошлины с купцов обогащали мест-ных правителей; их власть усилива-лась. Они жили во дворцах, окру-жённые придворными, чиновниками и воинами. Их власть считалась свя-щенной, а сами они — посредника-ми между своим народом и богами. Когда в Западный Судан стал про-никать ислам, первым его прини-мали правители, их приближённые, жители крупных городов. С исла-мом сюда проникала и арабская культура, строились мечети и ме-дресе. А простые земледельцы и скотоводы ещё долго сохраняли языческие верования. Религиозные различия усугубляли имуществен-ное неравенство.

Особенно прославился своими богатствами правитель Мали Муса (1312-1337), бывший рев-ностным мусульманином. Его хадж в Мек-ку, возможно, самое дорогостоящее путеше-ствие в истории. На дорожные расходы караван верблюдов вёз сто тюков с золотом, весившим 12 тонн. Восток надолго запом-нил богатство правителей Мали, и связи Мали со странами ислама укрепились. Материал с сайта

Христианская Эфиопия

Эфиопия расположена на северо-востоке Африки. Существовавшее здесь Аксумское царство уже в IV в. приняло христианство и сумело отстоять его в борьбе с исламом. Позже оно распалось на отдельные княжества, но в XIII в. в Эфиопии возроди-лось сильное государство. Его правители воз-водили свой род к библейскому Соломону. В Европе их называли императорами.

С распространением христианства в Эфио-пии строились церкви и монастыри. В монас-тырях составлялись летописи, переводились произведения древних и средневековых авто-ров. В XII-XIII вв. начался расцвет эфиоп-ского искусства. В столице Эфиопии Лалибэ-ле церкви обычно не строились, а высекались из камня и украшались снаружи резьбой, а внутри фресками и иконами.

В поисках союзников против мусульман Эфиопия в XV-XVI вв. вела переговоры со странами Запада, хотя эфиопское христиан-ство было ближе к православию, чем к като-лицизму. Её делегация участвовала в работе Ферраро-Флорентийского собора. В Европе в ней тоже видели союзника против мусульман.

Вопросы по этому материалу: