Жан жак пиаже. Жан пиаже - психология интеллекта. Стадии развития интеллекта

Последнее обновление: 05/01/2014

Разработанная Жаном Пиаже ещё в прошлом веке теория до сих пор пользуется одобрением многих психологов. Чем же замечательны его идеи?

По мнению швейцарского психолога, дети проходят четыре основных стадии когнитивного развития, на каждой из которых происходит существенное изменение их понимания мира. Пиаже считал, что дети - как «маленькие ученые» - активно пытаются изучить и осмыслить мир вокруг себя. Благодаря наблюдению за своими собственными детьми, Пиаже разработал теорию интеллектуального развития человека, в которой выделял следующие стадии:

  • сенсомоторную (от рождения до 2 лет);
  • дооперационную (от 2 до 7 лет);
  • стадию конкретных операций (от 7 до 11 лет);
  • стадию формальных операций (она начинается в подростковом возрасте и охватывает всю взрослую жизнь человека).

Предпосылки к появлению теории когнитивного развития Жана Пиаже

Жан Пиаже родился в 1896 году в г. Невшатель (Швейцария). В возрасте 22 лет Пиаже получил степень доктора философии и начал свою долгую карьеру, которая впоследствии оказала огромное влияние на развитие психологии и образования. Хотя вначале Пиаже интересовался биологией (особенно, орнитологией и малакологией), после работы с Альфредом Бине он увлёкся психологией и, в частности, интеллектуальным развитием детей. На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что дети отнюдь не глупее взрослых - они просто мыслят по-другому . «Это настолько просто, что до этого мог бы додуматься только гений», - вот как Альберт Эйнштейн отозвался об открытии Жана Пиаже.
Теория стадий Пиаже описывает развитие интеллектуальной сферы детей, которое включает в себя изменения, затрагивающие познание и познавательные способности ребёнка. По мнению Пиаже, сначала когнитивное развитие подразумевает процессы, основанные на действиях, и только потом проявляется в виде изменений процессов мыслительных.

Кратко о когнитивном развитии

Каждая из четырех стадий имеет свои особенности с точки зрения происходящих в интеллектуальной сфере ребёнка изменений.

  • . На этом этапе малыши приобретают знания через чувственный опыт и управление объектами окружающей действительности.
  • . На этом этапе дети познают мир через игру. Однако за внешне простым процессом игры стоит сложный процесс овладения логикой и восприятия точки зрения других людей.
  • . На этом этапе развития дети начинают думать более логично, но их мышление всё ещё не обладает гибкостью мышления взрослого. Они, как правило, не понимают и не принимают абстрактных и гипотетических понятий.
  • . Заключительный этап теории Ж. Пиаже предполагает развитие логики, способности использовать дедуктивные рассуждения и понимать абстрактные идеи.

Важно отметить, что Пиаже не рассматривал процесс умственного развития детей в количественном аспекте - то есть, по мере того, как дети становятся старше, они, по его мнению, не просто накапливают информацию и знания. Вместо этого, Пиаже предположил, что с постепенным преодолением этих четырёх этапов происходит качественное изменение образа мышления ребёнка. В возрасте 7 лет ребёнок не обладает большим по сравнению с двухлетним возрастом количеством информации о мире; фундаментальное различие проявляется в том, как он о мире думает.

Основные понятия теории Ж. Пиаже

Чтобы лучше понять некоторые из процессов, происходящих во время когнитивного развития, важно сначала изучить несколько важных идей и понятий, введенных Пиаже. Ниже приведены некоторые из факторов, которые влияют на обучение и развитие детей.

  • Схема действия . Это понятие описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и познанием окружающего мира. Схемы -это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир. С точки зрения Пиаже, схема включает в себя как само знание, так и процесс его получения. Как только ребёнок получил новый опыт, новая информация используется для изменения, дополнения или замены ранее существовавшей схемы. Если проиллюстрировать это понятие примером, то можно представить ребёнка, у которого есть схема о некоем типе животного - собаки, например. Если до настоящего момента единственным опытом ребенка было знакомство с маленькими собачками, то он может полагать, что собаками называются абсолютно все небольшие, пушистые четвероногие. Предположим теперь, что ребенок сталкивается с очень большой собакой. Ребенок воспримет эту новую информацию, включив её в уже существующую схему.
  • Ассимиляция . Процесс включения новой информации в ранее существовавшие схемы известен как ассимиляция. Процесс этот носит несколько субъективный характер, потому что мы, как правило, пытаемся немного изменить новый опыт или полученную информацию для того, чтобы подогнать её под уже сформировавшиеся убеждения. Восприятие собаки ребёнком из приведённого выше примера и, собственно, определение её как «собаки» - пример ассимиляции животного с детской схемой собаки.
  • Аккомодация . Также адаптация предполагает изменение или замену существующих схем в свете новой информации - то есть, процесс, известный как аккомодация. Она включает в себя само изменение существующих схем или идей в результате возникновения новой информации или новых впечатлений. Во время этого процесса могут быть разработаны и совершенно новые схемы.
  • Уравновешивание . Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией - это достигается как раз с помощью механизма, называемого Пиаже уравновешиванием. По мере прохождения стадий когнитивного развития важно поддерживать баланс между применением предварительно сформированных знаний (то есть, ассимиляцией) и изменением поведения в соответствии с новой информацией (аккомодацией). Уравновешивание помогает объяснить то, как дети способны переходить от одного этапа мышления к другому.

Краткая биография

Жан Пиаже был самым старшим сыном в семье. Его отец Артур Пиаже был швейцарцем, преподавал литературу средних веков. Мать Ребекка Джексон была француженкой.

В детстве Жан проявлял огромный интерес к биологии, а также естественным наукам и к пятнадцатилетнему возрасту уже опубликовал несколько своих статей по моллюскам.

Прежде чем изучать психологию и стать психологом, Пиаже получил образование в области естественных наук и философии. Звание доктора философии он получил в $1918$ году в Невшательском университете, а затем занялся постдокторантурой в университете Цюриха.

После окончания обучения Жан Пиаже переехал во Францию и устроился работать в школу для мальчиков. Директором этой школы был Бине, являющийся создателем теста IQ.

Замечание 1

В процессе обработки результатов теста IQ Жан Пиаже обратил свое внимание на огромную разницу между ответами детей старшего и младшего возраста, когда младшие школьники постоянно отвечали неправильно на определённые вопросы. Данное наблюдение подтолкнуло его к умозаключению о том, что когнитивные процессы ребенка отличаются от когнитивных процессов взрослого человека.

В $1921$ году Жан Пиаже вернулся в Швейцарию и занял должность директора по науке в Институте Руссо в Женеве.

С двадцатых годов Пиаже заинтересовался психологией детства. Он полагал, что дети переходят к социоцентризму от эгоцентризма в результате полумедицинских бесед.

В $1923$ году Жан женился на Чатене Валери. У них родилось трое детей.

В период $1925-1929$ годы Пиаже работал преподавателем социологии, философии науки и психологии в Невшательском университете. Начиная с $1929$ года и по $1968$ год, Жан являлся директором Международного бюро просвещения. В 1954 году Пиаже назначили президентом Международного союза научной психологии. Данный пост он занимал до $1957$ года. В период $1955-1980$ годы Пиаже был директором Международного центра генетической эпистемологии.

Умер Пиаже в $1980$ году, когда ему было 84 года.

Вклад в развитие психологии

Пиаже считал себя, прежде всего, генетическим эпистемологом. Он предложил теорию когнитивного развития. В которой выделял четыре основные стадии когнитивных процессов у детей. Он выделил их на основе многолетних исследований и изучая когнитивное развитие собственных детей.

Пиаже выделял четыре стадии развития интеллекта :

  • сенсомоторная стадия,
  • подготовка и организация конкретных операций,
  • стадия конкретных операций;
  • стадия формальных операций.

Данные стадии делились исходя из возраста и способностей детей.

Замечание 2

Жан Пиаже смог доказать, что дети в процессе взросления переходят от интуитивных ответов к научным и общепринятым. Пиаже считал, что это происходит в процессе социализации детей и под влиянием более старших и авторитетных товарищей.

Пиаже верил, что процесс интеллектуального развития и мышления можно рассматривать с точки зрения биологически-эволюционной. Он ввел такие понятия, как «ассимиляция» и «приспособление», которые считал основными процессами в изучении ребенком окружающего мира.

Изыскания Пиаже также были посвящены вопросам «нелогичного» мышления, которое не поддается формализации, но играет огромную роль в жизни.

Работы Пиаже повлияли на многих выдающихся психологов, которые после него изучали поведение человека.

В $1972$ году Жана Пиаже наградили премией Эразма за вклад в развитие европейской культуры, общества и обществознания.

Многие престижные университеты наградили Пиаже почётными званиями за весомый вклад в развитие психологии.

Жан Пиаже родился 9 августа 1896 г. в швейцарском городе Не-вшателе. В детстве он увлекался последовательно механикой, птицами, ископаемыми животными и морскими раковинами. Его первая научная статья была опубликована, когда автору исполнилось только десять лет, - это были наблюдения за воробьем-альбиносом, увиденным во время прогулки в общественном парке.

В том же 1906 г. Жану Пиаже удалось устроиться лаборантом в музей естественной истории к специалисту по моллюскам. В течение четырех лет он работал там после занятий в средней школе. За это время в различных журналах были опубликованы 25 его статей, посвященных малакологии (науке о моллюсках) и смежным вопросам зоологии. На основании этих работ ему было даже предложено место куратора коллекции моллюсков, однако, когда выяснилось, что претендент на должность еще учится в средней школе, предложение было немедленно снято.

По окончании школы Пиаже поступил в Невшательский университет, где в 1915 г. получил степень бакалавра, а в 1918 г. - степень доктора естественных наук. Во время учебы он читал много книг по биологии, психологии, а также философии, социологии и религии.

После окончания университета Жан Пиаже уехал из города и в течение некоторого времени путешествовал, останавливаясь ненадолго в разных местах. Так, он поработал в лаборатории Решнера и Липпса, в психиатрической клинике Блейера, а также в Сорбонне. Наконец, в 1919 г. он получил предложение поработать в лаборатории Бине в высшей Парижской школе, ему было поручено обрабатывать

стандартные тесты на рассуждения, выполненные детьми. Сначала Пиаже находил такую работу скучной, но постепенно заинтересовался и стш! сам участвовать в проведении исследований. Несколько видоизменив тот метод психиатрического обследования, которому он научился в клинике Блейера, Пиаже вскоре стал с успехом применять «клинический метод». Результаты своих исследований он изложил в четырех статьях, опубликованных в 1921 г.

Первоначально клинический метод Пиаже сложился как реакция на процедуру психологического теста. Тестовая методика строилась на оценке количества правильных ответов, но Пиаже считал, что наиболее важными являются ошибочные суждения, т.к. именно они «выдают» те схемы, которые свойственны детскому мышлению. При этом процесс исследования интеллектуальной деятельности выглядит уже не как бесстрастная регистрация поступков и суждений ребенка, но как взаимодействие испытуемого и экспериментатора, в ходе которого последним делаются определенные выводы.

В том же году Пиаже получил приглашение занять должность научного директора в институте Жан-Жака Руссо в Женеве. Он согласился и следующие два года своей жизни посвятил исследованию детской психологии: особенностям детской речи, причинному мышлению детей, их представлениям о повседневных событиях, о морали и природных явлениях. На основе опытов он сделал вывод о прирожденном эгоцентризме ребенка и о его постепенной социализации в процессе общения со взрослыми.

Говоря о социализации, Пиаже со временем приходит к выводу, что социальные факторы должны определяться психологически. Социальная жизнь, по его мнению, не может рассматриваться в целом в ее отношении к психике, вместо этого нужно рассматривать ряд определенных социальных отношений. В содержание этих отношений Пиаже ввел психологический фактор - уровень умственного развития взаимодействующих индивидов.

В 1923-1924 гг Пиаже предпринял попытку связать структуру бессознательного мышления взрослого и осознаваемого мышления ребенка. При толковании детских мифов он использовал выводы Фрейда, но по мере развития собственных идей стал применять психоанализ все реже и реже.

Пиаже пригласили преподавать в Невшательский университет, он согласился, и в период с 1923 по 1929 г. работал в двух учебных заведениях одновременно, постоянно переезжая из Женевы в Невша-тель и обратно. В то же время он не оставил и научную работу. При

активном участии своей жены Валентины Шатене Пиаже проводил опыты с собственными маленькими детьми, изучая их реакцию на изменение формы куска глины при неизменном весе и объеме.

Полученные результаты вдохновили его на проведение экспериментов с детьми школьного возраста, в процессе которых он обнаружил сдвиг в сторону применения заданий не только словесного характера. Тем не менее Пиаже не бросал и опытов со своими детьми, наблюдал за их поведением и реакциями на внешние раздражители. В это же время он завершил свои разработки в области малакологии.

К этому периоду у Жана Пиаже сложились определенные взгляды на взаимоотношения живых организмов со средой. Подходя к этой проблеме с психологической точки зрения, Пиаже не оставляет без внимания и биологические факторы.

В 1929 г. Жан Пиаже прекратил преподавательскую деятельность в Невшательском университете и полностью посвятил себя работе в институте Жан-Жака Руссо. В это время он занимался тем, что применял собственную теорию интеллектуального развития детей в младенческом возрасте к созданию и обоснованию педагогических методов.

Следующие десять лет своей жизни Пиаже посвятил разработке такой области знаний, как генетическая эпистемология. Эпистемология, или теория познания, исследует познание с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта. Прежние попытки создания эпистемиологии исходили из статической точки зрения, но Пиаже считал, что только генетический и историко-критический подход может привести к научной эпистемологии. По его мнению, генетическая эпистемология должна разрабатывать вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психических исследований и фактов истории научной мысли. Помимо этого, в эпистемологии Пиаже широко использовались логические и математические методы. Это масштабное исследование завершается трехтомным сочинением «Введение в генетическую эпистемологию» (1-йтом- «Математическая мысль», 2-й- «Физическая мысль», а 3-й - «Биологическая, психологическая и социальная мысль»).

В 1941 г. Пиаже прекратил все свои опыты с детьми младенческого возраста, его исследования теперь касались интеллектуального развития более взрослых детей. Он исследовал такие образы познавательной деятельности у детей, как число и количество, движение, время и скорость, пространство, измерение, вероятность и

логика. Логико-алгебраические модели, построенные Пиаже, использовали многие известные психиатры того времени в своих исследованиях.

В это время он определил основные стадии детского интеллекта. В возрасте до двух лет сенсомоторная деятельность ребенка еще не стала полностью обратимой, однако такая тенденция уже просматривается. Это выражается, например, в том, что ребенок, путешествуя по комнате, способен вернуться в то место, откуда начался его поход.

Интеллект детей в возрасте от 2 до 7 лет Жан Пиаже назвал до-оперативным. В это время у детей формируется речь, а также собственное представление об окружающих предметах, образ и слово в качестве метода познания вытесняют движение, развивается «интуитивное», образное мышление. После этого и до 12 лет интеллект ребенка проходит стадию конкретных операций. Из умственных действий формируются операции, которые уже в полной мере обратимы и выполняются только на,реальных предметах.

Последняя стадия формирования интеллекта - это стадия формальных операции. У ребенка развивается способность к гипотети-ко-дедуктивному мышлению, которое уже не зависит от конкретных действий.

С 1942 г. Жан Пиаже жил в Париже, где читал лекции, а после окончания Второй мировой войны переехал в Манчестер. В это время он получил почетные звания в университетах Гарварда, Брюсселя, Сорбонны. В поисках метода проверки интеллектуальных способностей умственно отсталых детей Пиаже обратился к задачам на количество как наиболее универсальным. Также в Париже ученый продолжал разрабатывать генетическую эпистемологию и выпустил несколько публикаций на эту тему. В 1955 г., получив субсидии от Рокфеллеровского фонда, Пиаже основал международный центр генетической эпистемологии.

Жан Пиаже умер 16 сентября 1980 г. в Женеве. Его вклад в современную науку огромен. Разработки Пиаже в области детской психологии до сих под используются психологами и педагогами всего мира. Благодаря новой, созданной им науке - генетической эпистемологии, имя этого швейцарского психолога, философа и логика известно всему миру.

В главное меню

и математики, являющиеся тавтологиями, «пусты», «бессодержательны»,
«ничего не говорят о действительности» и допустимы в науке лишь как осо-
бые синтаксические выражения (элементы логического синтаксиса)-см.:
R. Carnap. Logical syntax of langnage. London, New York. 1937; Int-
roduction to Semantics. Cambridge, Mass., 1942.
В противоположность такому пониманию Ж. Пиаже защищает взгляд,
согласно которому законы логики и положения математики являются
реальными конструкциями субъекта; их строение Ж. Пиаже пы-
тается выяснить в рамках своей операциональной концепции интеллек-
та. Следует отметить, что против концепции «бессодержательности» за-
конов логики выступают многие современные логики; см., например:
П. В. Таванец. О так называемом тавтологическом характере логики.
«Вопросы философии», 1957,№» 2; G.Frey. Die Logik als empirische
Wissenschaft, в кн. «La Theorie de l"argumentation». Louvain-Paris, 1963,
pp.240-2(32; однако в этом случае критика идет по собственно логическим
(а не как у Ж. Пиаже - по психолого-логическим) основаниям.
Антиномия класса всех классов. Антиномии (парадоксы, апории) -
противоречия в рассуждении, возникающие при соблюдении всех усло-
вий логически правильного рассуждения. Примером антиномии может
служить сформулированная еще в античной философии антиномия «Лжец»:
«Один критянин сказал: «Все критяне лгут». Что он сказал - истину или
ложь?». Если его высказывание истинно, то оно должно быть ложным,
если же оно ложно, то тогда критянин сказал истину.
Антиномия класса всех классов (или множества всех нормальных
множеств, т. е. таких, которые не являются элементами самих себя)
открыта Б. Расселом в 1902 г. (В. Russell. On finite and infinite car-
dinal numbers. «American journal of mathematics», 1902, pp. 378-383;
см. также: С. К. Клини. Введение в метаматематику. М., ИИЛ,
1957, стр. 40). Переводя эту антиномию на обычный язык, Рас-
сел приводит пример деревенского парикмахера, который бреет
всех тех и только тех жителей своей деревни, которые не бреются сами.
Должен ли он брить самою себя? И положительный, и отрицательный
ответы на этот вопрос оказываются в равной степени доказуемыми.
Парадоксы типа парадокса Рассела возникают при определенной фор-
мализации процесса рассуждения, изменение которой (например, посредст-
вом теории типов, распределяющей различные объекты - индивиды, свойст-
ва индивидов, свойства свойств и т.д. по типам) дает возможность избежать
этих парадоксов. Ж. Пиаже ссылается на указанный парадокс в качестве
аргумента в пользу операционального истолкования логики и математики.
Логистика - термин, предложенный в 1901 г. Л. Кутюра, Итель-
соном и А. Лаландом для обозначения повой, математической логики.
В настоящее время более употребителен термин «математическая логи-
ка» (иногда «символическая логика»), однако французские и некоторые
другие исследователи нередко используют и термин «логистика». Широко
пользуется этим термином в своих работах и Ж. Пиаже.
Аксиоматический метод в логике. В концепции Ж Пиаже существен-
ная роль принадлежит доказательству невозможности использования
для психологического исследования аксиоматических построений логики.
Эта проблема, в частности, поднимается им во второй главе «Психологии

Жан Пиаже появился на свет в Невшателе 9 августа 1896. Швейцарский кантон, заселенный франкоговорящим населением, славился виноградниками, инструментами, определяющими текущее время. Эта популярность сохранилась до нашего времени – большим спросом пользуются часы с особо точным ходом от Пиаже – мастера по изготовлению, ремонту часов. Языком колыбели Жана был французский, что позволило ошибочно ряду исследователей считать его французом. Одновременно, он свободно владел рядом европейских языков.

Отец, Артур , являлся профессором местного университета, считался знатоком среднеевропейской литературы. Его увлечениями были история и природоведение. Это повлияло на интеллект, аналитическое мышление ребенка, стимулировало его стремление узнавать новое. В то же время родитель не поощрял стремление ребенка к изучению прошлого, считая, что исторические исследования ненаучны. По его убеждению, любой исторический факт можно оспорить, тем более исследователи его произвольно интерпретируют. Он сам доказал, что старинный свод исключительных преимуществ жителей Невшателя, принятый в период раннего средневековья, является позднейшей подделкой. Это привело к пересмотру некоторых серьезных исторических событий округа.

Мать, Ребекка, отличалась широтой взглядов на различные стороны жизни республики, рьяно поддерживала учение и программу Кальвина.
Её воспитание привело сына в молодежное движение христиан-социалистов, но пробыл он там немного. Этот период примечателен его политизированными высказываниями против развивающегося капитализма в ряде социологических работах. Знакомство советских психологов с этими работами намного бы повысили его авторитет. Однако Пиаже полностью был погружен в научные изыскания и не гордился своим политическими заслугами, что нельзя было сказать о его советских коллегах. Тем более, как отметил австрийский психиатр и мыслитель А. Адлер, биться за свои убеждения проще, чем ими обладать.

Начало научной деятельности

Выдающиеся способности мальчика проявились в раннем детстве: свою первую самостоятельную научную работу он написал в десятилетнем возрасте. Она была опубликована в издании Невшательского кружка юннатов, в который входили, большей частью, ученики старших классов. Главная причина – доказать свою значимость перед директором музея естественной истории, который не допускал подростка в помещение библиотеки.

По окончанию университета в родном городе (1915), Жан получает специальность биолога, через три года защищает докторскую диссертацию. Занимаясь систематизацией получаемых научных данных, став светилом в науке, Пиаже не имел никакого официального специального образования, не получал квалификационных оценок по психоанализу. Считают, что его знакомство с психоанализом закончилось после лекций по данному предмету. Несмотря на это, изучение авторских работ по возрастной психологии является обязательным для студентов многих стран мира.

Работы в области психологической теории Жана Биаже

Многие ученые начинали свою научную деятельность с психоанализа, но в дальнейшем отказывались от изучения преданий в пользу науки. Молодой исследователь не стал исключением. Этому не помог и курс дидактического анализа, который был прослушан у Сабины Шпильрейн, известного психоаналитика, личной подруги основателей психоанализа Фрейда, Юнга.

Исследования проводились утром в течение восьми месяцев

По воспоминаниям ученого, он не приводил к ликвидации его душевных переживаний, не настраивал его на карьеру психоаналитика. Главная цель – пропаганда психологической теории. Причем Пиаже испытывал чувства подопытной морской свинки.

Заинтересовавшись процессом анализа, ученый в полной мере не воспринимал теорию изучаемых вопросов. Это привело к тому, что Шпильрейн прекратила анализ, не желая тратить время на человека, не желающего усваивать теоретические вопросы. Пиаже не высказывал желания работать в области психоаналитики, хотя и принял участие в работе Берлинского психоаналитического конгресса (1922). Одновременно он стал членом Швейцарского психоаналитического сообщества.

Такая деятельность не осталась без далеко идущих последствий. Аналитик метода лечения психических расстройств А.М.Эткинд отмечает положительные итоги от общения («Эрос невозможного»). Он приходит к выводу: проведенный анализ четко показал молодому ученому границы его интересов, позволил прекратить метания от систематизации мягкотелых до исследований знания, его строения. Определив направления исследования, Пиаже список своих работ (1920) начинает научным сочинением «Психоанализ и его отношения с психологией ребенка».

Исследования развития речи

Год спустя начинаются исследования, открывшие новую страницу в теории психологии развития. В период анализа публикуется первая работа, рассматривающая развитие речи и мышления ребенка. Ученый открывает эгоцентрическую речь — речь ребенка для себя, регулирующую, контролирующую его практическую деятельность. Она служит для шестилетнего ребенка основным способом расширения внутренних мыслительных задач и составляет почти половину его речевых запасов. Он противопоставляет её вторичной, социализированной, позволяющей общаться с окружающими и вытесняющей первую. Это открытие, подтвержденное многочисленными (в течение более пятидесяти лет) экспериментами, признается во всем мире.

На шестом международном психоаналитическом конгрессе в Гааге (1920) в своем докладе «К вопросу о происхождении и развитии речи» Шпильрейн заострила внимание на двух видах речи: аутистической (вызвана всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, характеризующаяся ограниченными интересами и повторяющимися действиями) и обеспечивающая общение между людьми. Она не предназначена для общения. Аутистическая является первичной, социальная развивается из неё.

Ученая выдвинула теорию, что первые слова в основе имеют звуки, которые издает ребенок при грудном кормлении. Контакты с окружающим, получаемое удовлетворение потребностей, формирует положительные представления, которые выражаются звуками.

Решая задачу, которую рассматривал Пиаже, ученая в основу берет не науку существующих лишь по форме логических операций, а чувственную взаимосвязь дитя с родителями. А.М. Эткинд в своих допущениях признает факт, что подобия и отличия между научными подходами ученых могли быть предметом обсуждения во время дискуссий по теоретическим постулатам психоанализа. Стороны могли обосновывать свои позиции, приводить подтверждающие теории основания.

При таких обстоятельствах возникает вопрос о приоритете русской ученой в отношении теоретических воззрений молодого Пиаже. При отсутствии точного ответа необходимо признать большое влияние Шпильрейн на дальнейшую ученую карьеру Пиаже. Большое влияние на науку оказали его необычные эксперименты, новая теория умственного развития.

Другие статьи по этой теме:

Трансактный анализ Берна Эрик Эриксон биография Кратко о когнитивной психологии Биография Карла Юнга Интроверсия и экстраверсия Нужны ли психологи