Я считаю высказывание. Я-высказывания не эгоизм. Что такое высказывание в психологии: "Ты"-высказывание

Оставлен Лизавета Пт, 16/10/2015 - 00:00

Описание:

Статья о так называемых "Я-сообщениях", которые помогают улучшить взаимодействие с ребенком и позволяют общаться с ним более позитивно и продуктивно. Всем нам знакомы ситуации, когда взрослый, устав от попыток добиться от ребенка чего-то необходимого, начинает укоризненно высказываться в адрес малыша, возмущаясь "маленьким упрямцем". В результате этих укоров, как правило, дело "не сдвигается с мертвой точки", а порой ситуация обостряется еще больше. Это происходит потому, что довольно часто родители используют в общении с ребенком «Ты-высказывания». Любой партнер по общению, в том числе и любой ребенок, услышав в свой адрес, например, «Ты никогда меня не слушаешь», воспринимает построенную таким образом фразу как обвинение, и вынужден принять защитную позицию и даже начать обороняться! А как может обороняться ребенок, думаю, и рассказывать не надо: крики, топанье ногами, "упрямство" и т.д. Следовательно, возникает высокая вероятность, что диалог между собеседниками прервется или войдет в неконструктивное русло.

Дата публикации:

03/10/15

Я хочу предложить Вашему вниманию небольшую статью о так называемых "Я-сообщениях", которые помогают улучшить взаимодействие с ребенком и позволяют общаться с ним более позитивно и продуктивно.

Всем нам знакомы ситуации, когда взрослый, устав от попыток добиться от ребенка чего-то необходимого, начинает укоризненно высказываться в адрес малыша, возмущаясь "маленьким упрямцем". В результате этих укоров, как правило, дело "не сдвигается с мертвой точки", а порой ситуация обостряется еще больше. Это происходит потому, что довольно часто родители используют в общении с ребенком «Ты-высказывания». Любой партнер по общению, в том числе и любой ребенок, услышав в свой адрес, например, «Ты никогда меня не слушаешь», воспринимает построенную таким образом фразу как обвинение, и вынужден принять защитную позицию и даже начать обороняться! А как может обороняться ребенок, думаю, и рассказывать не надо: крики, топанье ногами, "упрямство" и т.д. Следовательно, возникает высокая вероятность, что диалог между собеседниками прервется или войдет в неконструктивное русло.

Чтобы этого не произошло, лучше построить фразу так: «Я вижу, что ты не слушаешь меня, и мне неприятно…». В этом случае вы не оцениваете поведение ребенка, а говорите ему о себе, тем самым обозначая свою позицию, но воздерживаясь от обвинений в адрес малыша. Это и будет Я-высказвание.

В целом ряде напряженных моментов, которых хватает в каждой семье, «Я-высказывания» или «Я-сообщения» позволяют снизить эмоциональное напряжение у собеседников (в нашем случае у родителя и ребенка) и сделать их взаимодействие гораздо эффективнее, тем более, что у близких людей присутствует очевидное и обоюдное желание общаться и разрешать возникающие затруднения.

Главное правило «Я-высказывания» - это высказывание БЕЗ ОЦЕНКИ.

Для того, чтобы освоить и использовать Я-высказывания, НУЖНО учитывать, что ваше Я-сообщение должно быть построено определенным образом и содержать:

  1. Описание события или ситуации, которая вызывает напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...» «Когда я сталкиваюсь с тем, что…».).
  2. Описание своей эмоциональной реакции, то есть точно названное чувство, которое переживается в этой ситуации (раздражение, злость, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.) («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
  3. Объяснение причины этого чувства и высказывание своих пожеланий («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...») и - обязательно - обозначение альтернативного варианта поведения («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)

"Формула" Я-высказывания выглядит так: Ситуация + Я-(мое)чувство + желательное поведение.

Приведу несколько примеров, иллюстрирующих различия между "Ты-высказываниями" и "Я-высказываниями".Эти примеры, конечно, иллюстрируют взаимодействие взрослых людей, но для понимания сути вопроса, стоит внимательно прочитать, вдуматься и прочувствовать, чем же они отличаются друг от друга.

  1. Ты - высказывание: "Ты никогда меня не слушаешь!" . Я - высказывание: "Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю."
  2. Ты - высказывание: "Вечно ты грубишь!". Я - высказывание: "Когда ты грубо разговариваешь со мной, я понимаю, что ты злишься, но я обижаюсь и не хочу больше с тобой общаться. Я думаю, что ты можешь быть более уважительным(ой) по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпимой."
  3. Ты - высказывание: "Ты всегда плохо себя ведешь! ". Я - высказывание: "В этот раз ты вел(а) себя некрасиво, может быть ты устал(а). Меня раздражает такое поведение, я злюсь. Ты можешь вести себя иначе, поэтому, пожалуйста, в следующий раз не кричи, а скажи."
  4. Ты - высказывание: "Ты всегда без спросу берешь мои вещи! ". Я - высказывание: "Когда без спросу берут мои тетради, мне неприятно. Они мне нужны в ближайшее время, я в них пишу. Я не против, чтобы ты их посмотрел(а), но предварительно спроси меня, можно ли это сделать."

Приведенные мной примеры фраз взяты из диалогов между взрослыми.

Но дело в том, что и для диалога с детьми "Я-высказывания" могут быть также очень полезны!

Давайте вспомним типичную "трудную" ситуацию, с которой знакомо большинство родителей и разберем ее с точки зрения использования Я-высказываний: ребенок не хочет оторваться от игры, а родитель приготовил обед и зовет ребенка к столу.

Помните "формулу" Я-высказывания?

  • Давая описание ситуации, важно подходящими словами сообщить ребенку, что: «Я вижу, что тебе интересно играть и тебе не нравится, когда тебя отвлекают…»
  • Называя свое чувство, которое вы испытываете в данной ситуации, нужно сообщить малышу, что: «Я чувствую раздражение (или беспомощность или злость или обиду) …»
  • Называя причину своего чувства и обозначая желательный способ поведения ребенка в этом случае, нужно сообщить ему, что: «Обед готов и остывает, и я хочу, чтобы ты пришел(а) и сел(а) за стол»

Полностью Я-высказывание по такому поводу может, например, звучать так: "Я вижу, ты играешь. Недоволен(а), что я тебя зову кушать. Я сержусь. Хочу, чтобы ты съел(а) суп, пока он не остыл".

Стоит помнить, что используя Я-высказывания, вы сообщаете ребенку, что не игнорируете его потребности, а напротив, видите его интерес к тому или иному занятию и учитываете важность для него той или иной ситуации. Обращаясь к ребенку с Я-высказванием, желательно назвать ему то чувство, которое он может испытывать в данной ситуации. Далее Вы обозначаете, что происходит с Вами, называете Ваши чувства, воздерживаясь при этом от обвинений, и затем даете ребенку четко понять, что Вы от него хотите.

Разговаривая с детьми, важно говорить спокойно и размеренно, но придавать своим словам эмоциональную окраску, например, с помощью интонации и мимики. Конечно, следует учитывать, что маленьким детям трудно понять длинную фразу, поэтому нужно разбивать Я-высказывание на несколько коротких и выразительных предложений. Например, "Я вижу, тебе трудно. Ты злишься. Я расстроена. Давай я тебе помогу!" или "Я знаю, ты любишь конфеты. Я беспокоюсь, что ты не будешь обедать. Я хочу, чтобы ты съел(а) суп".

Конечно, "трудных" ситуаций с детьми может быть множество. Универсальных рецептов нет, как поступить в каждой конкретной ситуации.

Желаем всем приятного общения!

  • 1217 просмотров

Автор Румянцева Т.В.
Повышение эмоциональной компетентности и улучшение взаимопонимания в общении как с очень близкими людьми, так и со знакомыми, коллегами, предполагает освоение техники формулирования Я – высказываний , а также ее применение в конфликтных и трудных жизненных ситуациях, как конструктивного способа выражения своих эмоций и переживаний.

Как высказать свою точку зрения и не поссориться? Как достичь взаимопонимания с близкими, друзьями, коллегами? Помочь могут Я-высказывания.

Приведу кусочек из моей книги про Я-высказывания

(Румянцева Т.В. Саморегуляция и профессиональная идентичность педагогов общеобразовательных школ. Монография.- Ярославль: МОУ ГЦРО, 2012, 178 с.. источник):

Я- высказывание (или я — сообщение) представляет собой сообщение собеседнику о своем переживании в связи с определенным событием .

Структура я-высказывания включает в себя четыре основных составляющих (1-4) и две дополнительных (5 и 6):

1) «Когда …» (описывается безоценочно фактическая сторона события, т.е. то, что происходило, как можно точнее и конкретнее).

2) «Я почувствовал (а) …» или «Мне понравилось/не понравилось» (говорится, какая эмоция, чувства были испытаны).

3) «Потому что ….» (поясняется, в связи с чем возникло данное чувство, какое значение имеет данное событие для говорящего).

4) «Я хочу ….» (предлагается желаемый вариант развития ситуации).

5) «Я надеюсь ….» (или констатируется позитивный исход развития ситуации, или обсуждается возможность достижения договоренности о развитии ситуации).

6) «Иначе …» (проговариваются либо санкции в случае отрицательного развития ситуации, либо предупреждение о нежелательном изменении отношений).

Я-высказывания могут нести позитивный или негативный смысл в зависимости от знака, представляемой эмоциональной реакции. Грамотно сформулированное и выраженное Я- высказывание способствует, как улучшению самочувствия самого говорящего, так и регулированию конфликтных ситуаций во взаимоотношениях членов семьи, коллег, проясняя и углубляя взаимопонимание (между супругами, родителями и детьми, коллегами).

Пример негативного я- высказывания (высказывания, которое содержит описание отрицательных эмоций) :

«Когда вместо того, чтобы прийти домой в 19.00, ты возвращаешься в 23.00, заранее не предупредив о задержке./ Я чувствую и страх, и гнев, и тревогу./ Мне лезут в голову мысли, что с тобой случилось что-то ужасное, я переживаю. С другой стороны, злюсь, когда подумаю, что ты мало обо мне заботишься, если заставляешь волноваться, не предупреждая о задержке. / Я хочу, чтобы ты приходил домой вовремя – в 19.00. И если задерживаешься, то предупреждал бы заранее./ Я надеюсь, что ты учтешь мое пожелание. / Иначе я буду сильно обижаться на тебя, и мы будем ссориться».

Пример позитивного я- высказывания (высказывания, которое содержит описание положительных эмоций) :

«Когда ты приходишь домой раньше, чем обычно (раньше 19.00)./ Я радуюсь./ Потому что у нас больше времени, чтобы провести его вместе. Мне так нравится с тобой общаться! / Я хочу, чтобы ты приходил домой пораньше как можно чаще./ Я надеюсь на это.

Важно отметить, что формулировка Я- высказывания является сложной задачей, и не всегда сразу удается точно сформулировать свою реакцию и в виде эмоции, и в виде мысли, и в виде желания, и в виде обозначаемого факта. Необходима тренировка в формулировании каждой составляющей сначала для самого себя, а потом уже для передачи другому. Возможна вначале формулировка Я-высказывания только для самого себя.

С развитием навыка формулирования Я- высказываний развивается и способность управлять своими эмоциями, повышается эффективность саморегуляции, поскольку формулирование я-сообщения предполагает не только полный анализ ситуации взаимодействия, но и углубление самоанализа, рефлексии своих эмоций, желаний.

Особенно эффективно использовать Я-высказывания для выражения таких эмоций, как обида, гнев, агрессия, тревога, страх. Выражение этих чувств открыто помогает справиться со многими конфликтными ситуациями более конструктивно, очень важно для профилактики психосоматических заболеваний.

Умение взрослых в семье выражать свои чувства и эмоции в форме Я-высказываний помогает и детям осваивать этот очень важный коммуникативный навык. Позволяет улучшить взаимопонимание и контакт между родителями и детьми.

На индивидуальных и семейных консультациях (очных и онлайн) мы разбираем с клиентами варианты формулировок Я-высказываний для особенно сложных и конфликтных ситуаций из их профессиональной или личной жизни .

http://www.b17.ru/article/11855/

Обращайтесь! Готова предложить свою помощь как психолога — психоаналитика, постоянно работающего как с индивидуальными клиентами, так и с парами, семьями, имеющих трудности в отношениях. Всегда буду рада помочь вам или вашим близким в создании и поддержании более гармоничных и удовлетворяющих отношений! Опыт индивидуального, семейного консультирования более 15 лет.

Со мной можно связаться
:

Еще мои статьи близкие этой теме .


«Я»-высказывания и «Ты»- высказывания « Ты все время меня перебиваешь!» « Мне сложно говорить, когда кто - то еще разговаривает одновременно со мной. Мне обидно и кажется, что тебе неинтересно разговаривать со мной. Если у тебя есть вопрос - задай его. Возможно, если послушаешь меня до конца, то у тебя возникнет меньше вопросов ».


«Я»-высказывания и «Ты»- высказывания « Вечно ты хамишь!» « Когда я слышу твои слова, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. Я знаю, что ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. Мне это было бы так приятно. В свою очередь, я постараюсь быть более терпимой ».






Схема построения «Я»- высказывания O Фраза начинается с фактов: описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет, или описание ситуации, которая вызвала напряжение (« Когда я вижу, что ты …»; « Когда это происходит …»; « Когда я сталкиваюсь с тем, что …»); O Затем следует описание ваших рациональных или эмоциональных реакций на это поведение (« Я чувствую …»; « Я не знаю, как реагировать …»; « У меня возникла проблема …»);


Схема построения «Я»- высказывания O Далее объясняется, почему данное поведение затруднительно для вас, называются причины этого чувства (мысли по поводу двух предыдущих пунктов (« Мне кажется …», « Я думаю …» и пр.); O Заканчивается сообщение пожеланием того, чего бы вы хотели и что намереваетесь делать.


Схема построения «Я»- высказывания Компоновка заявлений от « Я » состоит из: o события; o реакций индивида; o предпочитаемого исхода для личности. В « Я »- высказываниях очень эффективно работают самокритика и подстройка. « Я »- высказывание предполагает способность к самораскрытию.


Упражнение «Я- высказывания» Цель: научиться формулировать « Я »- сообщения в повседневном общении. Замените « Ты »- сообщения (левая колонка) на « Я »- высказывания (правая колонка). Далее группа делится на пары. Первым номерам предлагается составлять « Ты »- высказывания, а вторые номера должны как можно быстрее заменить их на « Я »- сообщения. Потом пары меняются местами.


Упражнение «Я- высказывания» « Ты »- высказывания « Я »- высказывания Это просто твой эгоизм! Я последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Ты не в состоянии понять другого человека! Тебе все равно, что я думаю! Ты больше меня не любишь! Ты ни во что меня не ставишь и все делаешь по своему! Ты всегда делаешь только так, как хочешь!


Упражнение «Я- высказывания» Упражнение 2: Сначала продумать « Ты »- высказывание, которое до сих пор вас ранит. Рассказать об этом группе. Тройка пытается понять, какая потребность двигала произнесшим « Ты »- высказывание, и переформулировать его в « Я »- высказывание. Упражнение 3: прописать 10 « Я »- высказываний. ПРИЛОЖЕНИЕ Схема построения « Я »- высказывания O Фраза начинается с фактов: описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет, или описание ситуации, которая вызвала напряжение (« Когда я вижу, что ты …»; « Когда это происходит …»; « Когда я сталкиваюсь с тем, что …»); O Затем следует описание ваших рациональных или эмоциональных реакций на это поведение (« Я чувствую …»; « Я не знаю, как реагировать …»; « У меня возникла проблема …»); O Далее объясняется, почему данное поведение затруднительно для вас, называются причины этого чувства (мысли по поводу двух предыдущих пунктов (« Мне кажется …», « Я думаю …» и пр.); O Заканчивается сообщение пожеланием того, чего бы вы хотели и что намереваетесь делать.

Жизнь человека не мыслится без постоянного обмена с окружающими людьми информацией. Именно поэтому в истории существует копилка знаменитых цитат и высказываний. Человеческое слово необычайно сильно - риторы, полководцы, государственные деятели умели воодушевить речью целые народы. Далее мы поговорим о том, разберем, какое оно бывает, выясним, достижению каких целей служит, научимся выстраивать изречения, приятные всем и каждому, а также вспомним некоторые знаменитые высказывания.

Научное определение

С точки зрения науки высказывание - это основной (неопределяемый) термин из области математической логики. В более ходовом понимании высказывание представляет собой любое повествовательное предложение, которое утверждает что-либо о чем-либо. Причем с точки зрения конкретных обстоятельств и временных рамок можно с точностью заявить, является оно истинным или ложным в существующих условиях. Каждое подобное логическое высказывание можно отнести, таким образом, к одной из 2-х групп:

  1. Истина.
  2. Ложь.

К истинным высказываниям, например, принадлежат следующие:

  • Если девушка окончила школу, она получает аттестат о среднем образовании.
  • Лондон - столица Великобритании.
  • Карась - рыба.

Ложные высказывания, например, такие:

  • Собака - не животное.
  • Санкт-Петербург построен на Москве-реке.
  • Число 15 делится на 3 и 6.

Что не относится к высказываниям?

Необходимо сделать оговорку на то, что в области точных наук далеко не все предложения относятся к категории высказываний. Становится очевидным, что фраза, не несущая в себе ни истинности, ни ложности, из группы высказываний выпадает, например:

  • Да здравствует мир во всём мире!
  • Добро пожаловать в новое учебное заведение!
  • Необходимо взять с собой сапоги и зонт для прогулки.

Классификация высказываний

Итак, если то, что такое высказывание, выяснено, то классификация этой категории остается всё ещё не определена. Между тем она действительно существует. Высказывания делятся на 2 две группы:

  1. Простое, или элементарное, высказывание - это предложение, представляющее собой одно-единственное утверждение.
  2. Сложное, или составное, высказывание, то есть такое, которое образовано из элементарных, благодаря использованию грамматических связок «или», «и», «ни», «не», «если… то…», «тогда и только тогда» и др. Примером может послужить истинное предложение: «Если у ребенка есть мотивация, то он хорошо занимается в школе », которое образовано из 2-х элементарных высказываний: «У ребёнка есть мотивация » и «Он хорошо занимается в школе » при помощи связующего элемента «если... то…». Аналогичным образом строятся все подобные конструкции.

Итак, с высказывание именно применительно к области точных наук, теперь всё ясно. Например, в алгебре любое высказывание рассматривается только в аспекте его логического значения, без учета какого бы то ни было житейского содержания. Здесь высказывание может быть или исключительно истинным, или исключительно ложным - третьего не дано. В этом логическое высказывание качественно отличается от о котором будет сказано далее.

В школьной математике (а также подчас и информатике) элементарные высказывания обозначаются латиницы: a, b, c, … x, y, z. Истинное значение суждения традиционно отмечается цифрой «1», а ложное значение - цифрой «0».

Важные понятия для установления истинности или ложности высказывания

К основным терминам, которые так или иначе соприкасаются с областью логических высказываний, относятся:

  • "суждение" - некоторое высказывание, которое потенциально является истинным или ложным;
  • "утверждение" - суждение, которое требует доказательства или опровержения;
  • "рассуждение" - совокупность логичных и взаимосвязанных суждений, фактов, умозаключений и положений, которые могут быть получены благодаря другим суждениям по определенным правилам вынесения вывода;
  • "индукция" - способ рассуждения от частного (более мелкого) к общему (более глобальному);
  • "дедукция" - наоборот, способ рассуждения от общего к частному (именно дедуктивным методом в преимуществе своем пользовался знаменитый герой рассказов Артура Конан Дойля Шерлок Холмс, который вкупе с базой знаний, наблюдательностью и внимательностью позволял ему находить истину, облекать её в форму логических высказываний, выстраивать правильные цепочки умозаключений и в результате устанавливать личность преступника).

Что такое высказывание в психологии: "Ты"-высказывание

Наука о человеческом сознании также отводит категории высказываний огромную роль. Именно с помощью неё индивид может произвести на окружающих положительное впечатление и создать неконфликтогенный микроклимат в отношениях. Поэтому сегодня психологи стараются популяризировать тему о наличии двух видов высказывания: это «Я»-высказывания и «Ты»-высказывания. Про последний тип любому, кто хочет совершенствоваться в общении, лучше навсегда забыть!

Характерными примерами «Ты»-высказывания являются такие:

  • - Ты вечно не прав!
  • - Опять ты лезешь со своими рекомендациями!
  • - Ты можешь не быть таким неуклюжим?

В них сразу чувствуется открытое недовольство собеседником, обвинение, создание некомфортной для человека ситуации, в которой он вынужден защищаться. В этом случае он не может услышать, понять и принять точку зрения «обвинителя» потому, что изначально поставлен в положение противника и врага.

«Я»-высказывания

Если цель высказывания - это выражение своего мнения, чувств, эмоций, то забывать про поиск подхода к собеседнику тем не менее нельзя никогда. Бросить короткое обвинение на «ты» куда легче, но на положительную реакцию от собеседника в таком случае можно не рассчитывать, ведь кокон ответной эмоциональной защиты не позволит до него достучаться. Поэтому действеннее будет всё же попробовать технику «Я»-высказываний, которая покоится на определенных принципах.

Первым делом необходимо не обвинять собеседника, а выразить собственную эмоциональную реакцию по поводу произошедшего. Хотя другое лицо не знает, о чем пойдет речь далее, интуитивно оно окажется предрасположенным к проблемам товарища и будет готово проявить участие и заботу.

Например, можно сказать:

  • Мне грустно.
  • Я в негодовании.
  • Я растерян.
  • Я готова разрыдаться.
  • Я опоздала на работу, и босс сделал мне выговор.
  • Я ждала тебя и не могла позвонить, так как сеть плохо ловила.
  • Я просидел под дождем целый час и весь промок.

Наконец, следует привести пояснение того, почему то или иное действие вызвало определенную реакцию:

  • Для меня это мероприятие было крайне важным.
  • Я слишком устаю и не справляюсь с навалившимися обязанностями.
  • Я приложил много стараний к этому делу и в результате ничего не получил!

На предпоследнем или заключительном (в зависимости от ситуации) этапе нужно выразить пожелание или просьбу. Человек, к которому собеседник обратится после такого подробного описания чувств, должен получить определенные рекомендации и советы для дальнейшего поведения. Примет он их к сведению или нет - его личный выбор, который продемонстрирует реальное отношение:

  • Я бы хотел, чтобы ты выходила из дома раньше.
  • Предлагаю договориться: мы будем заниматься бытовыми обязанностями через день.

Необязательным, но в некоторых случаях необходимым пунктом является предупреждение о своих намерениях, а именно:

  • Боюсь, я больше не смогу одалживать тебе машину на выходные.
  • Я буду напоминать тебе о домашнем задании, если ты будешь забывать.

Ошибки в следовании концепции «Я»-высказываний

Для выстраивания успешного диалога и предотвращения скандалов следует исключить из собственной практики общения такие ошибки:

  1. Вынесение обвинений. Мало использовать лишь один пункт техники, а затем пуститься в обличение и комментирование собеседника и его действий в форме: «Ты опоздала!», «Ты сломала!», «Ты разбросал вещи!». В этом случае задуманное полностью теряет смысл.
  2. Обобщения. От ярлыков и штампов следует избавиться как можно скорее. Речь идет про нелестные стереотипные за рулем, блондинках, мужчинах-холостяках и т. д.
  3. Оскорбления.
  4. Выражение собственных эмоций в грубой форме ("Я готова тебя убить!", "Я просто в бешенстве!").

Таким образом, «Я»-высказывания предполагают отказ от унижений и упреков для того, чтобы не превращать общение в опасное невидимое оружие.

Знаменитые высказывания философов

Завершение статьи будет связано с высказываниями, которые, в отличие от логических суждений и универсальных психологических приемов, воспринимаются каждым человеком сугубо индивидуально:

  • Чего не следует делать, не делай даже в мыслях (Эпиктет).
  • Выдать чужой секрет — предательство, выдать свой — глупость (Вольтер).
  • Если 50 миллионов человек говорят глупость, это по-прежнему глупость (Анатоль Франс).

Помогают людям лучше понять себя и других, поддерживают в самых разных сферах жизни.

Написано много статей о том, как важно замечать и выражать свои эмоции в отношениях. Говорить о своих чувствах важно с родителями, друзьями, любимыми и даже с ребенком. Это важно, чтобы окружающие могли заметить о том, что с вами происходит и с чем связаны перемены в вашем поведении.

К сожалению, мало пишут о том, что иногда выражение эмоций происходит в таком виде, в такой форме, что может здорово разрушать отношения, способствовать возникновению ссор и росту напряженности.

Примером таких "разрушающих" отношения эмоций могут быть эмоции, выраженные в форме упреков, претензий, требований, обвинений, осуждения.

Когда мы ведем себя неконструктивно, начинаем упрекать, осуждать, обвинять - большая вероятность,что наш партнер инстинктивно начнет защищаться, обвинять и упрекать в ответ.

Это вовсе не значит, что нужно всегда вести себя конструктивно.
Это скорее про то, что если вы хотите получить понимание -
говорите о своих чувствах так, чтобы вас хотелось понимать,
а не хотелось сбежать от вас подальше или "стукнуть" в ответ
.

Чтобы когда мы говорим об усталости - наши близкие слышали про усталость, а вовсе не о том, какие они плохие, и как они нам не помогают.

В подобных ситуациях психологи предлагают использовать технику "Я-высказываний".

"Я-высказывание"
способ, при котором мы, обращаясь к собеседнику, говорим о своих переживаниях от первого лица. "Я-высказывание" позволяет сообщить о своих переживаниях, не разрушая атмосферу доверия и взаимного уважения. Позволяет передать суть и при этом не задеть самооценку собеседника. Более того, тот, кто высказывается, принимает ответственность за свои эмоции на себя, а не обвиняет партнера в своих эмоциях.

Примеры "Я-высказываний":

  • "Я тревожусь, когда не чувствую поддержки от близких мне людей."
  • "Когда я чувствую, что обо мне заботятся, мне становится радостнее.»

Противоположность "я-высказываний" - "ты-высказывания" ("ты-канья").

  • "Ты не уделяешь мне внимания!"
  • "Ты обо мне не заботишься!"
  • "Ты мне никогда не помогаешь!"

Обычно так мы формулируем те самые упреки и претензии, которые высказываем близким.

Замечаете разницу между "Я-высказываниями" и "Ты-высказываниями"?
Более распространены - «Ты-высказывания», а «Я-высказывания», как правило, говорят о развитой психологической культуре их автора.

Важно уметь различать "мне плохо" ("Я-высказывание") и "ты плохой" ("Ты-высказывание"). Высказываясь о своих чувствах, вкусах и мнениях, вы говорите именно об этом, о своей субъективности, а не о чем-то объективно присущем людям и вещам.

Схема “Я-высказывания”

  1. Описание ситуации, вызвавшей затруднение.
    (”Когда я вижу, что …”, “Когда это происходит…”)
  2. Точное название своего чувства в этой ситуации.
    (”Я чувствую…”)

И будет еще лучше, если после "Я-высказывания" вы добавите, какого поведения хотели бы от партнера, скажете, в чем вы нуждаетесь, чтобы вам стало лучше, легче.

Выгоды от использования техники "Я-высказываний"

Тот, кто освоил технику "Я-высказываний", получает следующие возможности:

  • прямо заявлять о собственных интересах как в деловых отношениях, так и в личных;
  • понижать уровень своего эмоционального напряжения;
  • вести себя более уверенно, естественно, задавать нужный характер общения;
  • противостоять давлению и манипуляциям;
  • сохранять чувство собственного достоинства;
  • поставить партнера в ситуацию ответственного выбора;
  • конструктивно вести себя в случае противоречий и конфликтов.

Границы применения "Я-высказываний"

Неправильно сформулированные "Я-высказывания" нередко воспринимаются как негативные манипуляции. "Я так волновалась, пока тебя не было, и мне было больно, что ты мне не позвонил," - сохраняя форму "Я-высказывания", является одновременно уколом, обвинением и достаточно грубым давлением на партнера. Поэтому, формулируя то или иное "Я-высказывание", на первых порах проверяйте, не обидит ли оно партнера.

Подумайте, какой была бы ваша реакция, если бы вам сказали такую фразу?
Если высказывание вызывает неприятные ощущения, напоминает манипуляцию, подумайте над формулировкой еще.

Как способ предупреждений конфликтов "Я-высказывания" работают только в кругу людей, с которыми у вас хорошие, доверительные отношения. Если вы попробуете рассказывать о своих чувствах совершенно посторонним людям, это будет выглядеть странно и вряд ли эффективно.

Важно! Начав применять технику "Я-высказываний" не перестарайтесь.
Она предназначена для очень эмоциональных ситуаций, для моментов разногласий.
Если вы будете пытаться применять ее в любых контактах с близкими, то ваша речь потеряет живость, станет шаблонной, а вас начнут принимать за очень ранимого человека.