Вычисли разность уменьшаемое 73 вычитаемое 31 разность. Вычитание чисел. Включение в систему знаний и повторение

Понятие вычитания лучше всего рассмотреть на примере. Вы решили попить чай с конфетами. В вазе лежало 10 конфет. Вы съели 3 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе? Если мы от 10 вычтем 3 то, в вазе останется 7 конфет. Запишем задачу математически:

Подробно разберем запись:
10 – это число от которого мы отнимаем или которое уменьшаем, поэтому его называют уменьшаемым .
3 – это число, которое мы вычитаем. Поэтому его называют вычитаемым .
7 – это число результат вычитания или еще его называют разностью . Разность показывает на сколько первое число (10) больше второго числа (3) или насколько второе число (3) меньше первого числа (10).

Если вы сомневаетесь правильно ли нашли разность, нужно сделать проверку . К разности прибавить второе число: 7+3=10

При вычитании л уменьшаемое не может быть меньше вычитаемого.

Делаем вывод из сказанного. Вычитание – это действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находится второе слагаемое.

В буквенном виде это выражение будет выглядеть так:

a — b = c

a – уменьшаемое,
b – вычитаемое,
c – разность.

Свойства вычитания суммы из числа.

13 — (3 + 4)=13 — 7=6
13 — 3 — 4 = 10 — 4=6

Пример можно решить двумя способами. Первый способ, найти сумму чисел (3+4), а потом вычесть от общего числа (13). Второй способ, от общего числа (13) вычесть первое слагаемое(3), а потом из полученной разности отнять второе слагаемое(4).

В буквенном виде свойство вычитания суммы из числа будет выглядеть так:
a — (b + c) = a — b — c

Свойство вычитания числа из суммы.

(7 + 3) — 2 = 10 — 2 = 8
7 + (3 — 2) = 7 + 1 = 8
(7 — 2) + 3 = 5 + 3 = 8

Чтобы вычесть из суммы число, можно это число вычесть из одного слагаемого, а потом к полученному результату разности прибавить второе слагаемое. При условии слагаемое будет больше вычитаемого числа.

В буквенном виде свойство вычитания числа из суммы будет выглядеть так:
(7 + 3) — 2 = 7 + (3 — 2)
(a + b) — c= a + (b — с) , при условии b > c

(7 + 3) — 2=(7 — 2) + 3
(a + b) — c=(a — c) + b , при условии a > c

Свойство вычитания с нулем.

10 — 0 = 10
a — 0 = a

Если из числа вычесть нуль то, будет тоже самое число.

10 — 10 = 0
a — a = 0

Если из числа вычесть тоже самое число то, будет нуль.

Вопросы по теме:
В примере 35 — 22 = 13 назовите уменьшаемое, вычитаемое и разность.
Ответ: 35 – уменьшаемое, 22 – вычитаемое, 13 – разность.

Если числа одинаковые, чему равна их разность?
Ответ: нуль.

Сделайте проверку вычитания 24 — 16 = 8?
Ответ: 16 + 8 = 24

Таблица вычитания натуральных чисел от 1 до 10.

Примеры на задачи по теме «Вычитание натуральных чисел».
Пример №1:
Вставьте пропущенное число: а)20 — … = 20 б) 14 — … + 5 = 14
Ответ: а) 0 б) 5

Пример №2:
Можно ли выполнить вычитание: а) 0 — 3 б) 56 — 12 в) 3 — 0 г) 576 — 576 д) 8732 — 8734
Ответ: а) нет б) 56 — 12 = 44 в) 3 — 0 = 3 г) 576 — 576 = 0 д) нет

Пример №3:
Прочитайте выражение: 20 — 8
Ответ: “От двадцати отнять восемь” или “из двадцати вычесть восемь”. Правильно произносить слова

8. Объясни, как можно узнать:
1) одно из двух слагаемых, если известны сумма и другое слагаемое;
2) уменьшаемое, если известны разность и вычитаемое;
3) вычитаемое, если известны уменьшаемое и разность.

1) из суммы вычесть известное слагаемое
2) к разности прибавить вычитаемое
3) из уменьшаемого вычесть разность

9. Заполни таблицы.

10. Реши уравнения.

12. Найди значения выражений.

1970 + 0 = 1970
1970 - 0 = 1970
239 + (437 - 437) = 239 + 0 = 239
365 - (260 + 105) = 365 - 365 = 0
560 - (260 + 300) + 99 = 560 - 560 + 99 = 0 + 99 = 99
(87 – 87) + (78 – 78) = 0 + 0 = 0

13. Чему равна сумма двух слагаемых, если одно из них равно нулю?
Чему равна разность, если вычитаемое равно нулю?

Если одно из слагаемых равно нулю, то их сумма равна другому слагаемому.
Если вычитаемое равно нулю, то разность равна уменьшаемому.

14. Приведи примеры, когда сумма двух слагаемых равна одному из них; когда разность равна уменьшаемому; когда разность равна нулю.

45 + 0 = 45 или 0 + 30 = 30
56 - 0 = 56
13 - 13 = 0

15. Какие свойства сложения ты знаешь (с. 120)?
Объясни, почему верны следующие равенства.

1) От перестановки слагаемых сумма не изменятся (переместительное свойство):
16 + 75 = 75 + 16

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ В 1 ЧЕТВЕРТИ

№1

  1. Вычислить: 4х3:2=
  2. 84 уменьшить на 50.
  3. Найти сумму чисел 34 и 40.
  4. Найти разность чисел 87 и 60
  5. Уменьшаемое 82, вычитаемое 30. Найти разность.
  6. Первое слагаемое 54, второе слагаемое 20. Найти сумму.
  7. 28 увеличить на 40.
  8. 30 да еще 60 получится…
  9. 90 без 60 получится...

10. Найти произведение чисел 8 и 10

11. Первый множитель 3, второй множитель4. Найти произведение.

12. Найти произведение чисел 2 и 7.

13. К какому числу прибавили 60 и получили 75?

14. Какое число прибавили к 34 и получили 94?

№2

1). Найти разность чисел: 89 и 57.

2). Найти Сумму чисел: 23 и 45.

3). Вычислить: 70-30+50.

4). Первое слагаемое 36, второе слагаемое 43. Найти сумму.

5). Уменьшаемое 78, вычитаемое 46. Найти разность.

6). 54 увеличить на 23.

7). Вычислить: 5+4-6+7-8+3=

8). Чему равна сумма чисел 37 и 60?

9). Чему равна разность чисел: 84 и 50?

10). 69 уменьшить на 42.

11). Какое число уменьшили на 48 и получили78?

12). Какое число увеличили на 57 и получили 77?

13). К какому числу прибавили 53 и получили 86?

14). Из какого числа вычли 43 и получили 34?

№ 3

1). Найти произведение чисел: 8 и 3.

2). Первый множитель 7, второй — 3. Найти произведение.

3). Делимое 12, делитель 3. Найти частное.

4). Найти частное чисел: 18 и 2.

5). Во сколько раз 12 больше2?

6).Найти сумму чисел: 25 и 53.

7). Найти разность чисел: 76 и 34.

8). Вычислить: 15:5х9=

9). Какое число умножили на 9 и получили 27?

10). Вычислить: 70+30-60=

10). Вычислить: 60+40-70=

11). Во сколько раз 2 меньше 16?

12). На сколько 76 больше 40?

13). Вычислить: 5+8-9+7-6=

14). 4дм 8см=…см

№ 4

1).Найти сумму чисел: 32 и 60.

2). Найти разность чисел: 73 и 50.

3). Первое слагаемое 52, второе слагаемое 8. Найти сумму.

4). Уменьшаемое 70, вычитаемое 7. Найти разность.

5). 69 уменьшить на 27.

6). 42 увеличить на 34.

7). На сколько 19 больше 6?

8). 13 увеличить на 5.

9). На сколько 69 больше 53?

10). Найти произведение чисел: 6 и 3.

11). Найти частное чисел: 27 и 9.

12). Первый множитель 6, второй множитель 2. Найти произведение.

13). К какому числу прибавили 7 и получили 40?

14). Найти разность чисел 58 и 32.

№5

1). Найти произведение чисел: 6 и 4.

2). Найти частное чисел: 32 и 8.

3). Во сколько раз 20 больше 5?

4). 78 уменьшить на 50.

5). Первое слагаемое 24, второе 70. Найти сумму.

6). Уменьшаемое 98, вычитаемое 65. Найти разность.

7). Найти разность чисел: 70 и 6.

8). Найти сумму чисел: 32 и 56.

9). Во сколько раз 21 больше 7?

10). Вычислить: 90-70+40-50+90=

11). Первый множитель 4, второй множитель 3. Найти произведение.

12). Делимое 27. Делитель 9. Найти частное.

13). Какое число умножили на 7 и получили 28?

14). Какое число разделили на 8 и получили 4?

№6

1). Первый множитель 8, второй множитель 4. Найти произведение.

2). Найти произведение чисел 8 и 5.

3). 20 уменьшить в 4 раза.

4). Делимое 21, делитель 7. Найти частное.

5). 6 увеличить в 4 раза.

6).Найти частное чисел: 28 и 7.

7). Какое число умножили на 4 и получили 12?

8). Во сколько раз 6 меньше 24?

9). Какое число умножили на 5 и получили 45?

10). Какое число разделили на 9 и получили 4?

11). Найти сумму чисел: 52 и 40.

12). Найти разность чисел: 87 и 70.

13). На сколько 63 больше 31?

14). На сколько 43 меньше 9

№ 7

1). Найти сумму чисел: 18 и 14.

2). Первое слагаемое 28, второе слагаемое 52. Найти сумму.

3). Найти разность чисел: 89 и 56.

4). Первый множитель 7, второй множитель 6. Найти произведение.

5).Уменьшаемое 78, вычитаемое 42. Найти разность.

6). Найти произведение чисел: 8 и 6.

7). Делимое 36, делитель 6. Найти частное.

8). Найти частное чисел: 48 и 6.

9). На сколько 60 больше37?

10). Во сколько раз 27 больше 9?

11). Вычислить: 30+40-50+60-20=

12). Какое число разделили на 6 и получили 4?

13). Вычислить: 6+7-8+9-5+3=

14). Какое число умножили на 6 и получили 30?

№ 8

1). Делимое 24, делитель 6. Найти частное.

2). Во сколько раз 48 больше 8?

3). Вычислить: 60+30-70+40+40-90=

4). Найти произведение чисел: 6 и 4.

5). Первый множитель 9. Второй множитель 4. Найти произведение.

6). Уменьшаемое 80, вычитаемое 59. Найти разность.

7). Вычислить: 9+4-6+8-9=

8). Найти сумму чисел: 47 и 21.

9). Какое число прибавили к 46 и получили 98?

10). На сколько 57 больше 13?

11). Какое число больше 53 на 7?

12). Какое число в 8 раз меньше 48?

13). Первое слагаемое 38, второе слагаемое 52. Найти сумму.

14). Вычислить: 36:6х3:2х5=

№ 9

1). Уменьшаемое 82, вычитаемое 50. Найти разность.

2). К какому числу прибавили 60 и получили 87?

3). Из какого числа вычли 7 и получили 73?

4). Чему равно первое слагаемое, если второе слагаемое равно 6, а сумма равна 40?

5). Найти разность чисел: 98 и 46.

6). Вычислить: 5+7-8+9-6=

7). Вычислить: 30+40-50+60-20=

8). Найти сумму чисел: 34 и 65.

9). 93 уменьшить на 70.

10). Какое число увеличили на 8 и получили 30?

11). Какое число уменьшили на 32 и получили 55?

12). Вычислить: 4+8-7+6-9=

13). Вычислить: 20+50-60+80-60=

14). 43 увеличить на 54.

№10

1).Найти разность чисел: 82 и 50.

2). 6 увеличить в 5 раз.

3). Уменьшаемое 73, вычитаемое 42. Найти разность.

4). Найти частное чисел: 42 и 6.

5). 25 увеличить на 60.

6). Из какого числа вычли 3 и получили 67?

7). Какое число умножили на 9 и получили 54?

8). 49 уменьшить в 7 раз.

9). Чему равно произведение, если первый множитель 8, а второй множитель 6?

10). Какое число уменьшили на 23 и получили 61?

11).Какое число разделили на 8 и получили6?

12). Найти произведение чисел: 7 и 4.

13). 80 уменьшить на 4.

14). Вычислить: 2+7-6+4-5+8=

Второй класс

I четверть

Проверочные работы по теме «Числа от 1 до 100»

Цель работ - проверить умения: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; представлять дву­значные числа в виде суммы разрядных слагаемых; вы­полнять нумерационные случаи сложения и вычитания двузначных чисел; воспроизводить соотношения между следующими единицами величин: сантиметр, дециметр, метр; час, минута.

Математический диктант

    Запиши числа, в которых: 4 десятка и 6 единиц; 6 десятков; 6 десятков и 4 единицы; 4 единицы. Подчеркни наибольшее число. (64)

    Из чисел 13, 79, 71, 73, 31, 97, 37, 17 (записываются на доске) выпиши те, которые мень­ше, чем 73.

    Найди разность чисел 55 и 5.

    Сколько всего единиц в 8 десятках?

    Найди сумму чисел 20 и 2.

    Какое число надо вычесть из числа 90, чтобы получить 1?

    Уменьшаемое - 87, вычитаемое - 1. Найди разность.

    Запиши три любых двузначных числа, у которых в разряде единиц стоит цифра 7.

    Запиши наименьшее двузначное число, оканчивающееся цифрой 3.

    Запиши через одно число числа от 63 до 72

Математический диктант

Учащиеся записывают только: «ДА» или «НЕТ» Верны ли утверждения?

    В числе 69 - 6 единиц и 9 десятков.

    57 больше, чем 75.

    90 больше, чем 89, на 1.

    Между числами 71 и 75 находятся числа 17, 15, 57.

    Сумма чисел 20 и 6 равна 26.

    За числом 56 следует число 55.

    Разность чисел 40 и 1 равна 41.

    В 1 дм - 10 см.

    В 3 десятках – 30 единиц.

    Число 7, вставленное в «окошки», делает верными все три записи: 10 + …=17 77 - … = 70 … + 20 26

Проверочные работы по теме «Таблица сложения однозначных чисел»

Цель работ - проверить умения: выполнять сложе­ние однозначных чисел; вычислять значение числового выражения в 2 действия со скобками и без скобок на ос­нове правила о порядке выполнения действий; решать простые текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Математический диктант

1. Найди сумму чисел 6 и 9.

2. На сколько надо увеличить 8, чтобы получить 11?

3. Найди сумму чисел 8 и 7.

4. Число 3 увеличь на 9.

5. Какое число больше 6 на 5?

6. К какому числу надо прибавить 2, чтобы по­лучить 9?

7. Увеличь 6 на столько же.

8. Запиши все числа, которые при счете находятся между числами 5 и 8. Увеличь каждое из них на 9.

9. Запиши число 13 в виде суммы двух одно­значных чисел двумя способами.

10*. Запиши любое двузначное число, которое меньше суммы чисел 9 и 5.

Математический диктант

Учащиеся записывают только: «Да» или «Нет». Верны ли утверждении?

1) Сумма чисел 8 и 4 равна 11.

2) Если число 6 увеличить на 9, получится 16.

3) Сумма чисел 9 и 5 равна 15.

4) Если к 9 прибавить столько же, получится 18.

5) В ряду чисел 2, 5, 8, 11 каждое следующее число получили, прибавив 3 к предыдущему числу.

6) Первое слагаемое - 9, второе - 0, третье - 4. Сумма равна 14.

7) Все числа: 10, 12, 14, 16, 18 можно представить в виде суммы двух одинаковых слагаемых. {Чис­ла записываются на доске.)

8) Число 8, вставленное в «окошки», делает верной каждую запись: … + 6 = 14 7 + … = 15 {Равенства записываются на доске.)

Математический диктант

1.Запиши предыдущее и последующее числа для числа 79.

2.Первое слагаемое - 9, второе 4. Найди сумму.

3. Увеличь 7 на 6.

4.К какому числу надо прибавить 5, чтобы по­лучить 45?

5.Запиши все числа, которые находятся между числами 27 и 34.

6.Какое число надо прибавить к 9, чтобы по­лучить 12?

7.Используя цифры 8 и 6, запиши два дву­значных числа. Цифры в записи числа исполь­зуются только один раз.

8.Какое число больше числа 8 на 7?

9.Запиши в порядке уменьшения все дву­значные числа, у которых в разряде единиц записана цифра 2.

10.Запиши несколько двузначных чисел, в ко­торых сумма числа десятков и единиц равна 7.

II четверть

Проверочные работы по теме «Табличное сложение и вычитание в пределах 20»

Цель работ - проверить знания и умения: выполнять табличное сложение однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания; сравнить: число и выражение; два выражения; решать текстовые задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.

Математический диктант

1. Запиши число, в котором 1 десяток и столько же единиц. Уменьши его на 4.

2. На сколько надо уменьшить 16, чтобы по­лучить 7?

3. Запиши, чему равны разности чисел: 13 и 6? 15 и 7? Сравни полученные числа.

4. Какое число больше, чем 9, на 5?

5. Первое слагаемое - 8, сумма - 12. Чему рав­но второе слагаемое?

6. Какое число надо уменьшить на 3, чтобы по­лучить 9?

7. Уменьшаемое - 14, разность - 6. Чему равно вычитаемое?

8. Из какого числа вычли 5, если получили 6?

9. Из чисел: 5, 9, 3, 7, 4, 8 составь и запиши пары чисел, сумма которых равна 12.

10*. Какое число надо прибавить к 6, чтобы по­лучить разность чисел 16 и 1?

Математический диктант

1) Если число 8 увеличить на 6, получится 15.

2) 7 меньше 14 на 7.

3) Сумма чисел 9 и 3 равна 6.

4) Если число 17 уменьшить на 9, получится 8.

5) Первое слагаемое - 6, второе - 7. Сумма - 13.

6) Разность чисел 16 и 9 равна 8.

7) 3 дм меньше 30 см.

8) Уменьшаемое - 14, вычитаемое - 8. Сум­ма - 6.

9) Число 15 больше числа 7 на 8.

10) Ответ в каждом записанном на доске примере равен 12: 6 + 6 5 + 7 8 + 4 3 + 9

Математический диктант

Учащиеся записывают только знак арифметиче­ского действия, с помощью которого решается задача.

1. В кроссворде 18 слов. 9 слов Таня уже отгадала. Сколько слов ей осталось отгадать?

2. На большой кассете записано 15 песен, а на маленькой - на 8 песен меньше. Сколько песен записано на маленькой кассете?

3. После того как экскурсовод провел 4 экскурсии, ему осталось провести еще 7 экскурсий. Сколь­ко всего экскурсий должен провести экскурсо­вод?

4. В читальном зале 6 человек читают журналы, а книги - на 8 человек больше. Сколько человек читают книги?

5. У Юры 6 игрушечных машинок и столько же са­молетов. Сколько всего машинок и самолетов у Юры?

Проверочные работы по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100»

Цель работ - проверить умения: устно выполнять вычисления вида: 30 + 20, 30 - 20, 36 + 2, 30 + 24, 26 + 4, 95 + 5, 36 - 2, 36 - 20, 30 - 4, 60 - 24; понимать и правильно использовать термины «равенство», «нера­венство»; решать составные задачи в 2 действия на уве­личение (уменьшение) числа на несколько единиц и на­хождение суммы.

Математический диктант

1. На сколько надо увеличить 30, чтобы полу­чить 70?

2. Запиши число, в котором 4 десятка и 8 единиц. Уменьши его на 2 десятка.

3. Уменьшаемое - 7 десятков, вычитаемое - 7 единиц. Найди разность.

4. Увеличь 17 на 3.

5. Найди разность чисел 50 и 30.

6. Первое слагаемое - 23, второе - 3. Найди сумму.

7. Какое число меньше 15 на 7?

8. Какое число надо увеличить на 2, чтобы по­лучить 26?

9. Сумма двух слагаемых равна 90. Первое слагаемое - 40. Найди второе слагаемое.

10*. Какое число надо прибавить к 38, чтобы по­лучить сумму чисел 10 и 30?

Математический диктант

Учащиеся записывают только: «Да» или «Нет». Верны ли утверждения?

1) Если 30 увеличить на 10, получится 20.

2) Если 65 уменьшить на 2, получится 63.

3) Сумма чисел 60 и 30 равна 90.

4) 4 десятка меньше 4 единиц на 36.

5) Разность чисел 13 и 7 равна 6.

6) Уменьшаемое - 18, вычитаемое - 2, разность равна 20.

7) Если к 53 прибавить 2, получится 73.

8) Первое слагаемое - 9, второе - 8, сумма - 17.

9) 30 больше, чем 3, на 27. 10) 6 дм 9 см - это 69 см.

Математический диктант

Учащиеся записывают только знак арифметическо­го действия, с помощью которого решается задача:

1. В холодильнике яблок на 6 больше, чем апель­синов. Апельсинов - 9. Сколько яблок в хо­лодильнике?

2. В кукольном театре 60 кукол. В утреннем спектакле из них занято 20 кукол. Сколько кукол не занято в утреннем спектакле?

3. За завтраком съели 5 помидоров, а за обедом еще 6. Сколько всего помидоров съели за зав­траком и обедом?

4. К празднику мама испекла 26 пирожков, а вафель - на 4 штуки меньше. Сколько вафель испекла мама?

5. На автостоянке мальчик насчитал 10 автомо­билей «Волга» и столько же автомобилей «Жигули». Сколько всего автомобилей «Вол­га» и «Жигули» насчитал мальчик?

Математический диктант

1. Запиши число, в котором 4 десятка и 8 еди­ниц. Уменьши его на 5.

2. Первое слагаемое - 7, второе - 8. Найди сумму.

3. На сколько 2 десятка больше двух единиц?

4. Найди разность чисел 16 и 9.

5. Какое число надо увеличить на 5, чтобы по­лучить 50?

6. Уменьшаемое - 17, разность - 8. Найди вы­читаемое.

7. Запиши число, которое следует за числом 39. Увеличь его на 20.

8. На сколько 8 меньше 13?

9. Составь и запиши два примера, в которых уменьшаемое равно 30.

10*. Запиши двузначное число, в котором число де­сятков на 3 больше числа единиц.

III четверть

Проверочные работы по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»

Цель работ - проверить умения детей: выполнять устно вычисления вида: 30 + 20, 30 - 20, 36 + 2, 30 + 24, 26 + 4, 36 - 2, 36 - 20, 30 - 4, 60 - 34, 26 + 7, 35-7; выполнять письменно сложение и вычитание чи­сел в пределах 100; находить значение числовых выра­жений в 2 действия (со скобками и без них); решать за­дачи в 2 действия с выражением «столько, сколько».

Математический диктант

1. Найди сумму чисел 46 и 7.

2. Уменьшаемое - 17, вычитаемое - 9. Найди разность.

3. На сколько 87 больше, чем 60?

4. Какое число на 8 больше 54?

5. Запиши число, в котором 8 десятков и столько же единиц. Увеличь его на 2.

6. Из какого числа надо вычесть 6, чтобы по­лучить 41?

7. Какое число меньше 90 на 7?

8. Запиши выражение и вычисли его значение: сумму чисел 35 и 5 уменьшить на 7.

9. Запиши выражение и вычисли его значение: 58 уменьшить на сумму чисел 10 и 8.

10*. Какое число надо вычесть из 60, чтобы по­лучить сумму чисел 46 и 4?

11*. На сколько надо увеличить 3, чтобы получить разность чисел 50 и 40?

Математический диктант

Учащиеся записывают только: «Да» или «Нет». Верны ли утверждения?

1) Сумма чисел 40 и 44 равна 84.

2) Уменьшаемое - 57, вычитаемое - 3, раз­ность 27.

3) Число 60 меньше, чем 6, на 54.

4) Если число 16 увеличить на 5, получится 21.

5) 30 больше, чем 26, на 4.

6) Если 3 десятка увеличить на 50, получится 35.

7) 6 дм больше 60 см.

8) Первое слагаемое - 14, второе слагаемое - 5, третье - 1. Сумма равна 20.

9) Если число 77 уменьшить на 20, получится 75. 10) Число 20 делает следующие записи верными:

40 + … 59 76 - … = 56 …- 13 = 27 - 20. (Записи приводятся на доске.)

Математический диктант

Учащиеся записывают только знак арифметическо­го действия, с помощью которого решается задача.

1. После того как по телевизору было показано 20 серий телесериала, осталось показать 8 се­рий. Сколько серий в телесериале?

2. Таксист получил 16 заказов. 5 заказов он уже выполнил. Сколько заказов осталось выпол­нить?

3. В спортивный магазин для продажи привезли 60 велосипедов. После того как часть велосипедов продали, в магазине осталось 14 велосипедов. Сколько велосипедов продали?

4. Саша подарил одному другу 5 значков, а дру­гому - 9 значков. Сколько всего значков пода­рил Саша?

5. На клумбе расцвели нарциссы и тюльпаны, всего 27 цветов. Сколько нарциссов расцвело на клум­бе, если тюльпанов было 12?

Математический диктант

1.Какое число надо увеличить на 7, чтобы по­лучить 42?

2.Какое число больше: 63 или 36?

3. Из какого числа надо вычесть 40 получить 40?

4.Сколько надо прибавить к 75, лучить 80?

5.Разность двух чисел равна 66. уменьшаемое - 69. Найди вычитаемое.

6.Что меньше: сумма или разность чисел 40? (Запиши меньшее число.)

7.Запиши выражение и вычисли его значение: число 17 уменьшить на разность чисел 15 и 7.

8. Какое число на 7 меньше, чем 43?

9.Дополни до 70 числа: 62, 52, 42. (Числа запи­сываются на доске.) ,

10. Представь число 10 в виде суммы двух слагае­мых, одно из которых на 6 единиц больше другого.

IV четверть

Математический диктант

1. Запиши два числа: в первом числе 5 десятков и 3 единицы, во втором - 3 десятка и 5 еди­ниц. Запиши, на сколько одно число больше другого.

2. К какому числу надо прибавить 3, чтобы по­лучить 71?

3. На сколько 1 см меньше 1 дм?

4. Запиши выражение и вычисли его значение: из 60 вычесть разность чисел 15 и 7.

5. Найди сумму чисел 48 и 3.

6. Из чисел: 39, 15, 8, 30, 16, 6, 17, 7 составь разности, значение каждой из которых равно 9. (Числа записываются на доске.)

7. Первое слагаемое - 70, второе - неизвестно, сумма - 90. Найди второе слагаемое.

8. На сколько надо увеличить 40, чтобы по­лучить 62?

9. На сколько 7 десятков больше, чем 7 единиц? 10*. Из чисел 1, 2, 5, 0 составь и запиши два таких

двузначных числа, чтобы одно было на 5 боль­ше другого.

Математический диктант

Учащиеся записывают только знак арифметиче­ского действия, с помощью которого решается задача.

1. Миша читает книгу, в которой 30 страниц. Ему осталось прочитать 10 страниц. Сколько страниц этой книги Миша уже прочитал?

2. В одном альбоме 24 фотографии, а в другом - 20 фотографий. На сколько меньше фотогра­фий во втором альбоме?

3. В автобусном парке было 78 автобусов. 40 ав­тобусов вышло на маршруты. Сколько автобу­сов осталось в автопарке?

4. В детской книге 14 стихотворений, а сказок на 8 меньше, чем стихотворений. Сколько сказок в этой книге?

5. Таня отрезала от ленты сначала 10 см, а затем - еще 8 см. Сколько сантиметров ленты Таня отре­зала?

урок по математике в 1 классе.

Предмет: (Учебник №2, стр.29)

Класс : 1 класс

Тип урока: ОНЗ

Оборудование:

    ноутбук, мультимедийный проектор, экран,

    мультимедийное приложение к уроку ),

    карточки с надписями: «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»

    карточки со цифрами.

    карточки для рефлексии (смайлики, яблоки, листочки и цветочки)

    учебник Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. «Математика»,

    1 класс, часть 2;

    рабочая тетрадь к учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. «Математика», 1 класс, часть 2;

Тема

Цель

Задачи урока

образовательные

развивающие

воспитывающие:

Планируемые результаты

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану.

Средства формирования этих действий:

Познавательные УУД

Уметь

устанавливать аналогии; уметь

Средства формирования этих действий:

Коммуникативные УУД

Средства формирования этих действий: организация работы в парах


1 этап.

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин.)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

2 этап

Каллиграфии-ческая минутка.

2 мин

3 этап

Устный счет

Орг. момент.

Прозвенел звонок веселый

Он позвал нас на урок

Чтоб шагать дорогой знаний

И открытья совершить.

Доброе утро, ребята! Зовут меня Анна Сергеевна и сегодня урок математики проведу у вас я!

Начнём мы наш урок непременно с улыбки. Посмотрите друг на друга улыбнитесь. Улыбнитесь гостям.

Садитесь!

Какое у вас настроение? Покажите его с помощью смайликов.

(рефлексия смайлик)

Я вижу, что у вас прекрасное настроение. Я думаю, что это настроение сохранится у вас до конца урока.

Ведь сегодня нас вновь ждут открытия, на уроке мы отправимся в загадочный город «Цифр» и сделаем маленькое открытие для себя.

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

(быть внимательным, слушать учителя)

Покажите своей посадкой, что вы готовы к новым открытиям.

- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Желаю вам удачи.

Откройте рабочие тетради.

Ребята запишите число, классная работа, продолжите ряд цифр через клеточку.

5 7 5 7

Перед Вами ряд натуральных чисел. Хором назовите их в прямом и обратном порядке.

Какое число наименьшее?

Назовите наибольшее число

Какое число следует за числом 2?

Следует за числом 3?

Следует за числом 6?

Следует з числом а числом 8?

Стоит перед числом 2?

Стоит перед числом 5?

Стоит перед числом 7?

Назови соседние числа

числа 3, 7, 9

2. Игра «Назови соседа».

3. Игра «Назови соседей».

4. Устно реши задачу:

Привела гусыня - мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек? (ответ 3)

ЛичностныеУУД

1) Принятие образа «хорошего ученика»,

2) развитие интереса к математике.

4 этап

Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 мин)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Гимнастика для глаз.

Сначала нам надо дать отдохнуть нашим глазам, чтобы они видели хорошо. Следим за движениями жителей этого города «Цифр».

Н а слайде п р и м е р ы:

Ребята обратимся на слайд. Давайте посчитаем примеры.

8 – 2 6 + 3 1 + 7 8 – 4

9 – 3 5 + 4 2 + 6 7 – 3

– Что заметили?

На какие группы можно разделить данные выражения?

Как называются числа при сложении?

- Прочитайте это выражение, используя термины «слагаемое», «сумма».

слаг.+слаг. = сумма, сумма 6 и 3 это 9

слаг.+слаг. = сумма, сумма 5 и 2 это 7

слаг.+слаг. = сумма, сумма 1 и 7 это 8

слаг.+слаг. = сумма, сумма 2 и 6 это 8

- Что такое 8? 2 и 6?

Регулятивные УУД

1) Учиться определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

2) Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

3) Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

4) учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

5) учиться высказывать свое предположение

6) Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

5 этап

Выявление места и причины затруднения (2 мин)

Цель: обсуждение затруднений

Почему не получилось? (Выявить причину затруднения)

Значит чего мы ещё не знаем?

На какой вопрос нам предстоит ответить? (как называются числа при вычитании)

6 этап

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

А хотите узнать, как называются числа при вычитании?

Сегодня на уроке мы это узнаем.

Значит, какая тема нашего урока?

(названия чисел при вычитании)

Это будет урок повторения или открытия новых знаний?

(открытие новых знаний)

А для чего нам нужны эти знания?

А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения.

Поэтому, какая ваша цель на уроке? (Запомнить;

2. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

Начнём своё исследование.

Перед вами торт. Из скольких частей он состоит? (7)

Из этого целого торта сколько частей убрали? (2)

Что произошло с тортом?

Он уменьшился, а значит, и число 7 увеличилось или уменьшилось? (уменьшилось)

Если оно уменьшается, как его можно назвать? («УМЕНЬШАЕМОЕ»)

А что мы сделали с одной частью? (отрезали, убрали, вычли)

Как можно назвать эту часть? «ВЫЧИТАЕМОЕ»

Сколько частей осталось? (5)

Как бы вы назвали это число? («РАЗНОСТЬ»)

Давайте ребята откроем учебник на странице 29.

Посмотрите на иллюстрацию.

Сколько было снегирей?

Сколько улетело?

Учитель

У меньшаемое 5;

вычитаемое 2;

разность равна трем.

разность чисел 5 и 2 равна 3.

Так как называется первое число при вычитании? (уменьшаемое, целое)

Как называется второе число при вычитании? (вычитаемое, часть)

Назовите результат (разность, часть)

Ребята прочитайте правило на странице 29

Ребята, какие новые слова вы сейчас узнали? (уменьшаемое, вычитаемое, разность) Это и есть тема сегодняшнего урока.

ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Коммуникативные УУД

1) Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

2) Слушать и понимать речь других.

3) Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

4) формировать умение аргументировать свое мнение

5) уважительно относиться к позиции другого

6) формировать умение работать в паре

Познавательные УУД

1) Уметь ориентироваться в своей системе знаний:

2) Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

3) Использовать математическую терминологию.

4) Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

5) ориентироваться на странице в учебнике

6) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

7 этап

Первичное закрепление (5 мин)

Первичное закрепление.

Выполним коллективно №1, на с.29.

(Один ученик с комментированием пишет выражение на доске, а остальные в тетрадях).

9 – 4 = 5

(9 – уменьшаемое, 4 вычитаемое, 5 разность)

(Молодец садись!)

Проверьте с доски ребята. У всех так получилось

Молодцы!

8 этап

Включение в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику

1. Решение выражений №4

Ребята внимательно рассмотреть выражения в задании №4 (с. 29 учебника, часть 2), Какая закономерность каждого столбика и каким еще одним примером можно добавить каждый столбик.

3 + 4 – 2 9 – 3 + 1 8 + 2 – 1

4 + 3 – 3 8 – 2 + 2 7 + 3 – 2

5 + 2 – 4 7 – 1 + 3 6 + 4 – 3

6 + 1 – 5 6 – 0 + 4 5 + 5 – 4

Решите самостоятельно

Проверка на слайде

У кого 1 -2 ошибки поднимите зеленое яблоко.

У кого 3 ошибки поднимите цветочек

У кого 4 и более ошибок поднимите листочек

Молодцы!

2. Решение задач задача №2 с.29.-коллективный разбор задачи, а решение самостоятельно.

(Учитель читает задачу)

О чем эта задача?

Что известно в задаче?

Какой вопрос задачи?

Запишите решение в тетрадь. (слайд)

6-4=2 (яб.)

Ответ: 2 яблока

Проверка.

Прочитайте решение используя название компонентов при вычитании хором

Кто решил без ошибок поднимите красное яблоко.

Решение задач задача №3 с.29.-коллективный разбор задачи.

(Учитель читает задачу)

О чем эта задача?

Что известно в задаче?

Какой вопрос задачи?

Каким действием решаем задачу?

Выполните схематический рисунок и решите задачу

6 -2 =4 (ф.)

Ответ. 4 фломастера.

9 этап

работа в печатной тетради

10 этап закрепление изученного

Итог урока. Рефлексия. (2- 3 мин)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

VII. Работа над развитием логического мышления учащихся.

Ребята посмотрите на поля учебника, какую фигуру вырезали? (с. 29, часть 2, поля учебника). № 3

буратино

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Ребята откройте печатную тетрадь на странице 16.


Проверка

Кто решил без ошибок поднимите красное яблоко.

У кого ошибки поднимите зеленое яблоко.

(Карточка резерв)

Проверка

Кто решил без ошибок поднимите красное яблоко. -У кого ошибки поднимите зеленое яблоко.

Молодцы! Вот мы с вами выполнили задание в загадочном городе «Цифр»

Какое открытие для себя вы сделали?

Как называются числа при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

– Чему учились?

Назовите хором числа при вычитании

У меньшаемое 5;

вычитаемое 2;

разность равна трем.

разность чисел 5 и 2 равна 3.


Рефлексия на слайде

Вот и подошёл к концу урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогли повторить изученный материал и открыть новые знания.

Какое у вас сейчас настроение? Покажите с помощью смайликов.

Спасибо за урок!

Самоанализ урока по ФГОС.

Предмет: Математика (Моро М.И., Волкова С.И., С.В. Степанова) (Учебник №2, стр.29)

Класс : 1 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного обучения)

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного обучения)

Тема

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Цель

познакомить учащихся с компонентами вычитания, читать выражения используя эти термины.

Задачи урока

образовательные : познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

развивающие : способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

воспитывающие: воспитывать умение общаться со сверстниками при парной, коллективной работе, прививать интерес к урокам математики.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 7).

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Средства формирования этих действий: учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;

Средство формирования этих действий : технология проблемного диалога.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Средства формирования этих действий: организация работы в парах

Я проанализирую свой урок, придерживаясь структуры урока, которую предполагает «технология деятельностного обучения».

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Приёмы работы:

Я в начале урока высказала добрые пожелания детям; пожелала хорошего настроения и удачи; подобрала

Девиз «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»я считаю наиболее подходящий для первоклассников в данное время.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

На данном этапе я провела подготовку к знакомству с новым материалом на основе полученных ранее знаний, стремилась заинтересовать детей(мотивация). Для этого создала проблемную ситуацию. (- Можно ли его прочитать, используя эти же термины? Попробуем? Получилось?

Почему?) Попыталась выявить причину затруднения.

Познавательные УУД

1) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД

4) учиться совместно с учителем обнаруживать учебную проблему

    Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

    Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

    Используя подводящий к теме диалог, я выявляла у детей их причину затруднения. Мне нужно было, чтобы они самостоятельно определили, что им не хватает конкретных знаний, умений для решения поставленной задачи.

    Регулятивные УУД

    5) учиться высказывать свое предположение

    Коммуникативные УУД

    3) Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

При помощи диалога с учителем ребята учились определять тему урока и ставить перед собой цели. А так же выяснили, зачем нужны эти знания ученикам.

Так как дети еще только стали учениками, они не умеют выстраивать план работы, поэтому я использовала на этом этапе диалог, подводящий к открытию новых знаний. А дети учились работать в паре.

ЛичностныеУУД

2) развитие интереса к математике

Регулятивные УУД

1) Учиться определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

2) Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

5) учиться высказывать свое предположение

Коммуникативные УУД

1)Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

6) формировать умение работать в паре

Познавательные УУД

4)Уметь оформлять свои мысли в устной форме

5. Первичное закрепление.

2)Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

4) Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

5) ориентироваться на странице в учебнике

6)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

2)Слушать и понимать речь других.

6. Включение в систему знаний и повторение

Познавательные УУД

1)Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

3)Использовать математическую терминологию.

Коммуникативные УУД

3)Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2-3 минуты

На данном этапе дети дети оценили свою деятельность на уроке ю

Регулятивные УУД

3)Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

6)Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;