Время до н э и после. С какого события начался отсчет “до нашей эры” и “наша эра”? Век и эра

Люди всегда хотели запомнить своё прошлое. С возникновением письменности возникла необходимость вести летоисчисление.

Самой первой и естественной единицей измерения были земные сутки. Наблюдение за Луной помогло установить, что одна Лунная фаза длится в среднем 30 суток. А через 12 лунных фаз начинается повторение первой. Календари, основанные на наблюдении за Луной, появились у многих народностей и хоть они и были неточными, но позволяли вести летоисчисление.

Оставалось понять, с какой точки начинать отсчет. Чаще всего за начало летоисчисления принималось какое-либо важное событие в эпохе народа. Такие промежутки стали называться эрами. Например, начало царствования нового вождя (эра Селевкидов – у жителей государства Селевкидов при восшествии на престол Селевка), заложение нового города (эра от основания Рима – у римлян) или просто знаменательное событие (эра от проведения первых Олимпийских игр – у греков).

Другой способ летоисчисления представлял собой последовательность событий. Его можно представить следующим образом: правитель X взошел на престол через 3 года после неурожая пшеницы; через 5 лет после начала правления X на государство был совершен набег варваров и т.д.

Практически у каждого государства существовало свое летоисчисление. С развитием торговли и науки в Европе, возникла необходимость создания единого календаря для христианских стран. В 525 году римский аббат Дионисий Малый предложил новую систему летоисчисления от Рождества Христова. Поначалу идеи аббата не пользовались популярностью, и каждая страна продолжала вести хронологию по-своему, однако спустя столетия в конце 10 века многие европейские страны начали переходить на предложенный Дионисием календарь. Теперь любая дата стала писать с припиской «от Рождества Христова» или «от Р.Х.). Окончательное упорядочивание календаря произошло в эпоху Возрождения, когда был введен термин «до Рождества Христова». Это значительно облегчило и систематизировало хронологию мировых событий. Уже ближе к 20 веку религиозная фраза «от Рождества Христова» заменилась фразой «нашей эры» и летоисчисление приобрело современный вариант.

Получается, современное человечество ведет летоисчисление по эрам, то есть использует те же способы, которыми пользовались наши далекие предки. Только теперь мы имеем более точный астрономический календарь, а точка отсчета летоисчисления является единой для всех стран.

Это интересно: в России переход на летоисчисление «от Р.Х.» произошло по историческим меркам совсем недавно – в 1700 году указом Петра I. До этого хронология событий велась по Константинопольской эре, которая начинала свой отсчет с 5509 до н.э. Получается, по старообрядческому календарю сейчас (на 2015 год) идет 7524 год. По результатам последнее переписи населения, старообрядцами на территории России являются 400 000 человек.

», сокращённая запись - «от Р. Х. », и, соответственно, «До Рождества́ Христо́ва », «до Р. Х. ». Подобная запись хронологически эквивалентна (не требуется конвертации или введения нулевого года). Кроме того, ранее (в том числе в первом издании Большой Советской энциклопедии) использовались обозначения христиа́нская э́ра, хр. э. и до христиа́нской э́ры, до хр. э.

Начало отсчёта

По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана небольшая ошибка (в несколько лет) .

Распространение записи

Применение нашей эры в летосчислении получило распространение после использования Бедой Достопочтенным , начиная с 731 года. Постепенно все страны Западной Европы перешли на этот календарь. Последней на Западе , 22 августа 1422 года, на новый календарь перешла Португалия (с испанской эры).

Конфликт светской и религиозной записей

Существует ряд аргументов за и против использования светской нотации («до н. э.» и «н. э.») вместо религиозной («до Р. Х.» и «от Р. Х.»).

Доводы в поддержку светской записи

Доводы в поддержку светской записи в основном сводятся к её религиозной нейтральности и удобству для межкультурного использования.

Указывается также на простоту перехода: не требуется какой-либо сдвиг годов и, например, 33 годом до Р. Х. становится 33 год до н. э.

Отмечается также, что религиозная запись вводит в заблуждение относительно года рождения Христа - исторические факты слишком размыты, чтобы точно установить эту дату.

Доводы в поддержку религиозной записи

Сторонники религиозной записи считают, что замена на светскую запись исторически некорректна, потому что даже если человек не разделяет христианских убеждений, календарная нотация сама по себе имеет христианские корни. Кроме того, множество уже изданных работ используют запись «от Р. Х.».

Также сторонники такой записи указывают на другие календарные понятия, заимствованные из других религий (январь - Янус , март - Марс и т. п.).

Доводы в поддержку обоих видов записи

Дата начала нашей эры сдвинута от даты Рождества Христова на постоянную величину истинного сдвига, неизвестную современной науке. Приблизительная величина истинного сдвига по разным вычислениям составляет от 1 до 12 лет. Таким образом, даты 33 год от Р. Х. и 33 год от начала н. э. - это две разные даты, истинный сдвиг между которыми постоянен, но неизвестен. Из-за отсутствия достоверной величины истинного сдвига и жёсткой привязки дат недавних событий к современному календарю от начала н. э. даты многих событий удобнее считать от начала н. э., но даты некоторых событий, особенно начала христианских времён, удобнее считать от Рождества Христова.

См. также

  • До настоящего времени - система записи дат, относящихся к прошлому
  • Нью-эйдж (новое религиозное движение) - возможен перевод англ. New Age как «новая эра»; хронологическое понятие «новая эра» в английском - англ. Common Era .

Напишите отзыв о статье "Наша эра"

Примечания

Литература

  • Аноприенко А.Я. . - Донецк: УНИТЕХ, 2007. - С. 197-202.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Наша эра

В апреле месяце Ростов был дежурным. В 8 м часу утра, вернувшись домой, после бессонной ночи, он велел принести жару, переменил измокшее от дождя белье, помолился Богу, напился чаю, согрелся, убрал в порядок вещи в своем уголке и на столе, и с обветрившимся, горевшим лицом, в одной рубашке, лег на спину, заложив руки под голову. Он приятно размышлял о том, что на днях должен выйти ему следующий чин за последнюю рекогносцировку, и ожидал куда то вышедшего Денисова. Ростову хотелось поговорить с ним.
За шалашом послышался перекатывающийся крик Денисова, очевидно разгорячившегося. Ростов подвинулся к окну посмотреть, с кем он имел дело, и увидал вахмистра Топчеенко.
– Я тебе пг"иказывал не пускать их жг"ать этот ког"ень, машкин какой то! – кричал Денисов. – Ведь я сам видел, Лазаг"чук с поля тащил.
– Я приказывал, ваше высокоблагородие, не слушают, – отвечал вахмистр.
Ростов опять лег на свою кровать и с удовольствием подумал: «пускай его теперь возится, хлопочет, я свое дело отделал и лежу – отлично!» Из за стенки он слышал, что, кроме вахмистра, еще говорил Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова. Лаврушка что то рассказывал о каких то подводах, сухарях и быках, которых он видел, ездивши за провизией.
За балаганом послышался опять удаляющийся крик Денисова и слова: «Седлай! Второй взвод!»
«Куда это собрались?» подумал Ростов.
Через пять минут Денисов вошел в балаган, влез с грязными ногами на кровать, сердито выкурил трубку, раскидал все свои вещи, надел нагайку и саблю и стал выходить из землянки. На вопрос Ростова, куда? он сердито и неопределенно отвечал, что есть дело.
– Суди меня там Бог и великий государь! – сказал Денисов, выходя; и Ростов услыхал, как за балаганом зашлепали по грязи ноги нескольких лошадей. Ростов не позаботился даже узнать, куда поехал Денисов. Угревшись в своем угле, он заснул и перед вечером только вышел из балагана. Денисов еще не возвращался. Вечер разгулялся; около соседней землянки два офицера с юнкером играли в свайку, с смехом засаживая редьки в рыхлую грязную землю. Ростов присоединился к ним. В середине игры офицеры увидали подъезжавшие к ним повозки: человек 15 гусар на худых лошадях следовали за ними. Повозки, конвоируемые гусарами, подъехали к коновязям, и толпа гусар окружила их.
– Ну вот Денисов всё тужил, – сказал Ростов, – вот и провиант прибыл.
– И то! – сказали офицеры. – То то радешеньки солдаты! – Немного позади гусар ехал Денисов, сопутствуемый двумя пехотными офицерами, с которыми он о чем то разговаривал. Ростов пошел к нему навстречу.
– Я вас предупреждаю, ротмистр, – говорил один из офицеров, худой, маленький ростом и видимо озлобленный.
– Ведь сказал, что не отдам, – отвечал Денисов.
– Вы будете отвечать, ротмистр, это буйство, – у своих транспорты отбивать! Наши два дня не ели.
– А мои две недели не ели, – отвечал Денисов.
– Это разбой, ответите, милостивый государь! – возвышая голос, повторил пехотный офицер.
– Да вы что ко мне пристали? А? – крикнул Денисов, вдруг разгорячась, – отвечать буду я, а не вы, а вы тут не жужжите, пока целы. Марш! – крикнул он на офицеров.
– Хорошо же! – не робея и не отъезжая, кричал маленький офицер, – разбойничать, так я вам…
– К чог"ту марш скорым шагом, пока цел. – И Денисов повернул лошадь к офицеру.
– Хорошо, хорошо, – проговорил офицер с угрозой, и, повернув лошадь, поехал прочь рысью, трясясь на седле.
– Собака на забог"е, живая собака на забог"е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался.
– Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям?
Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами.
На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно».
Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы…
Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.
– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.

На рубеже тысячелетий нами овладевают апокалиптические настроения. Тем более, что мы живем в переходный период от эпохи Рыб к эпохе Водолея. В это время вспоминаются древние пророчества о Втором пришествии Христа, Конце Света, Страшном Суде и предсказания Нострадамуса… Действительно ли мы станем свидетелями Апокалипсиса?

Человечество так же, как и отдельный индивидуум, развивается по определенным законам и так же когда-то прекратит свое существование. Но в природе конец одного этапа эволюции всегда является началом другого. Известен биогенетический закон Геккеля: «Онтогенез повторяет филогенез», то есть развитие организма копирует общее развитие вида. Это означает, что и в развитии человека, и в развитии человечества должны быть общие стадии.
Согласно астрологическим воззрениям, каждый этап жизни человека управляется определенным светилом: детство — Луной, отрочество — Меркурием, юность — Венерой, взрослость — Солнцем, зрелость — Марсом и т.д. Точно так же человечество проходит в своем развитии этапы, связанные с теми же светилами.
Лунный этап человечества характеризуется признаками, которые в астрологии связаны с Луной, означающей неразрывную связь ребенка с матерью. Поэтому лунный этап — младенчество в истории человечества. В этот период появляется неандерталец, который создает примитивные орудия производства и практически не имеет жилища, а только укрытие. Он уже говорит, но его речь напоминает детский лепет и насчитывает несколько сотен слов-корней, которые лягут в основу будущих языков человечества.
Более совершенным становится язык на следующем, меркурианском, этапе. Меркурий в астрологии связывают с умом, ловкостью, хитростью. На этой ступени развития у человека уже членораздельная речь. Он уже умеет шить одежду, ловит рыбу, охотится, рисует, приручает огонь. Он отделился от природы, и не она властвует над ним, а род, племя, обычай. На этом этапе появляется кроманьонец, который внешне почти не отличается от современного человека.
Когда человечество вступает в «юношеский» возраст, над ним начинает властвовать Венера, связанная с любовью, искусством, домашним хозяйством, ремеслами. Человек создает произведения искусства, он уже способен наслаждаться красотой. В это время возникает любовь между мужчиной и женщиной в современном ее понимании.
Следующий, Солнечный, период человечества, возносит человека над природой. Солнце — это власть от Бога. Появляются царства и цари, наместники Бога на земле, распространяются солнечные культы, а власть человека над огнем достигает такого уровня, что он может плавить металл и делать из него орудия труда и украшения. Это Золотая эра человечества. Древние Шумер и Вавилон, Египет, Греция и Рим — яркие представители этого этапа развития человечества.
На смену Солнцу приходит Марс, который означает энергию действия, завоевания и войны. Недаром период перехода от солнечной стадии к марсианской — это время Великого переселения народов, вызванного нашествием варваров на Рим. Меняется тип власти. Теперь она представляет собой господство военной аристократии во главе с королем. Марсианский период — это период великих военных походов на Восток и с Востока на Запад, это время совершенствования орудий и методов войны, изобретения пороха и огнестрельного оружия.
Шестой этап в истории человечества связан с Юпитером — это богатство, экспансия, мореплавание, открытие новых земель, наука. На этом этапе научные открытия и достижения начинают оказывать на жизнь человечества большое влияние. Происходят изменения в уровне жизни. Короли теряют власть, она становится властью богатых и богатства. Этот тип цивилизации зародился в Англии и распространился по всему миру и, в полном соответствии с природой Юпитера, достиг наивысшего развития в Америке.
Следующая по удаленности от Земли планета Солнечной системы — Сатурн — приносит в мир явления, соответствующие ее особенностям. Эта планета означает монолит, камень, кристалл. На седьмом этапе рождается тоталитарный тип общества, где каждый человек, как атом в кристалле, находится строго на своем месте и является «винтиком огромной машины». Сатурн управляет трудом и бедностью. Сатурн означает трудности, и недаром создание трудностей и преодоление их было уделом людей во всех тоталитарных государствах. Сатурн — это безжалостная правда и чудовищная ложь.
Но Сатурн в астрологии это еще и Сатана. Поэтому сатурнианский период принес на Землю две мировые войны, концлагеря, антибожие, разрушение Веры и Церкви. Одним словом, воплощение ада на Земле, которое было предсказано Иисусом 2000 лет назад и допущено Отцом Небесным для искупления тяжелейшей кармы человечества, кармы Сатурна.
Почему же от Сатурна пострадало больше всего наша страна? Это отдельный разговор. Но не следует забывать, что именно у нас христианская идея получила наибольшее развитие. Россия — страна Святого Духа, — и по ней был нанесен главный удар. Сатурн управляет Козерогом. Не случайно СССР образовался 30 декабря 1922 года под этим знаком. Многие сразу вспомнят, что Христос родился 25 декабря тоже под знаком Козерога. Как же так, Сын Божий — под знаком Сатаны? В этом есть особый смысл. Окончательная победа над Сатаной возможна только в его собственном доме, Козероге, и эта победа была одержана Христом. А теперь наша страна 19 августа 1991 года прошла через распятие и на третий день воскресла, одержав победу над Сатаной.
Сатурнианский период закончился. Власть перешла к Урану, который означает свободу и права личности, разрушение границ, выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей, разрушение догм. Действие Урана внезапно и радикально. Была разрушена Берлинская стена, построенная Сатурном, для которого характерны разделение и разграничение. Она была разрушена внезапно и неожиданно для всех всего за 2 дня, стена, разделившая мир на две идеологии, на Запад и Восток. Поэтому 1990 год можно считать началом правления Урана. Кроме того, Уран связан с астрологией, и именно в этом году астрология в нашей стране вышла из подполья.
Уран означает истину и разрушает ложь, он дает миру обновление. Его знак — Водолей, и не случайно в России, находящейся под влиянием этого знака (не путать с СССР), первым президентом стал Водолей — Ельцин. И главные события, несущие обновление всему миру, происходят и будут происходить в нашей стране.
Но, к сожалению, вместе с освобождением личности и наций, ростом национального самосознания Уран потворствует национализму, анархии, экстремизму. Упаси нас Бог от этих несчастий.
Что же дальше?
Мы видим, что время периодов развития человечества ускоряется, каждый следующий этап протекает в несколько раз быстрее предыдущего. Время необычайно уплотнилось. Чтобы предсказать будущее, необходимо знать сроки наступления хотя бы нескольких этапов. Такие даты нам сейчас известны: 1917 год — начало Сатурнианского периода, 1649 год, английская буржуазная революция — начало правления Юпитера. Сатурнианский период закончился в 1989 году. Значит, эра Юпитера длилась 268 лет, а эра Сатурна — 72 года. Коэффициент ускорения эволюции — 3,72. Полученный коэффициент позволяет узнать продолжительность каждого этапа человеческой истории и его начало.
Марсианский период начался в VII веке и длился 1000 лет. Солнечный период начался примерно 20 тыс. лет назад, Меркурианский — 70000 лет и Лунный — 260 тысяч лет назад.
Полученные сроки согласуются с археологическими данными. Но нам интересно заглянуть в будущее. Уран будет властвовать 19 лет, а в 2009 году его сменит Нептун, эра которого выдвинет на первый план духовные ценности. На землю придет новое духовное учение, и, прежде всего, это коснется России. Нептун будет править 5 лет, а потом уступит власть Плутону. Это произойдет в 2015 году. Плутон означает объединение и новое рождение. Произойдет поистине великое объединение всего человечества, наступит конец старого мира и родится новый. Закончится 260-тысячный период истории, а в 2017 году родится новый человек. Плутон, управляющий мутациями, способствует Великой трансмутации человечества, которая будет проходить под неусыпным контролем Владык Шамбалы. Начнется Новая эра человечества, Великое Воскрешение, о котором говорили Иисус, ветхозаветные пророки и святые. Рай воплотится на Земле. А перед этим следует ожидать Второго пришествия Спасителя, который и принесет на Землю новое духовное учение.
Сергей Шестопалов,
ректор Санкт-Петербургской астрологической академии

Целями хронологии или историографии. Сопоставимыми понятиями являются эпоха, век, период, сакулум, эон (греческий айон) и санскритская юга.

Что такое эра?

Слово эра используется с 1615 года и в переводе с латинского "aera" означает эпохи, которыми измеряется время. Использование этого термина в хронологии началось примерно в пятом веке, во времена вестготов в Испании, где он появляется в истории об Исидоре Севильском. Затем в более поздних текстах. Испанская эра рассчитывается с 38 года Подобно эпохе, первоначально это понятие означало начальную точку века.

Использование в хронологии

Что такое эра в хронологии? Она считается самым высоким уровнем для организации измерения времени. Календарная эпоха указывает на продолжительность временного отрезка, начиная с определенной даты, которая часто знаменует начало определенного политического состояния, династии, правления. Это может быть рождение лидера или другое значимое историческое или мифологическое событие.

Геологическая эпоха

В крупномасштабных естественных науках существует потребность в другой перспективе времени, независимой от человеческой деятельности, и действительно охватывающей гораздо более длительный период (в основном доисторический), где геологическая эра относится к четко определенным временным промежуткам. Дальнейшее разделение геологического времени - эон. Фанерозойский эон подразделяется на эры. В настоящее время существует три эпохи, определенные в фанерозое. Это кайнозойская, мезозойская и палеозойская эры. Более старые протерозойские и архейские эоны также делятся на свои эпохи.

Космологическая и календарная эпоха

Для периодов в истории вселенной термин «эпоха» обычно является предпочтительнее, чем «эра», хотя эти понятия являются взаимозаменяемыми. Календарная эра исчисляется годами в рамках определенных дат. Часто с религиозным значением. Что касается нашей эры, то доминирующей считается летоисчисление с рождения Иисуса Христа. Исламский календарь, который также имеет варианты, отсчитывает года от Хиджры или переселения исламского пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, которое произошло в 622 году до н.э.

В течение периода - от 1872 года до Второй мировой войны - японцы использовали систему имперского года, считая с того периода, когда легендарный император Джимму основал Японию. Это было в 660 году до нашей эры. Многие буддийские календари отсчитываются от смерти Будды, которая, согласно наиболее часто используемым расчетам, имела место в 545-543 гг. до н. э. Другие календарные эпохи прошлого были подсчитаны из политических событий. Такими являются, например, эпоха Селевкидов и Древнеримская аббата, которые берут свое начала от даты основания города.

Век и эра

Слово «эра» также обозначает единицы, используемые в другой, более произвольной системе, где время не представляется бесконечным континуумом с одним отчетным годом, но каждый новый блок начинается с нового отсчета, как будто время начинается снова. Использование разных лет - довольно непрактичная система, а для историков - сложная задача. Когда отсутствует единая историческая хронология, часто отражается преобладание в общественной жизни абсолютного правителя во многих древних культурах. Такие традиции иногда переживают политическую власть престола и могут даже основываться на мифологических событиях или правителях, которые, возможно, даже и не существовали.

Что такое век и эра? Могут ли эти понятия быть также взаимозаменяемыми? Век - это не обязательно 100 лет, в другом смысле это могут быть несколько столетий, либо и вовсе пару десятилетий. Например, правление какого-либо правителя считается в истории "золотым веком", но это вовсе не означает, что он правил ровно 100 лет. Поэтому рамки века могут варьироваться как в одну, так и в другую стороны. В Восточной Азии царство каждого императора может быть подразделено на несколько периодов правления, каждый из которых рассматривается как новая эра.

Эра в историографии

Эра может использоваться для обозначения четко определенных периодов историографии, например, римская, викторианская и так далее. Более поздние периоды актуальной истории включают советскую эпоху. В истории современной популярной музыки также выделяют свои периоды, например, эпоха диско.

Разные точки зрения

Что такое эра с разных точек зрения? Приведём наиболее распространённые:

  1. Система отсчета времени путем нумерации лет от некоторого важного события или заданного момента времени (христианская эра).
  2. Событие или дата, которая знаменует начало нового или важного периода в истории (эпоха Возрождения).
  3. рассматриваемый с точки зрения примечательных и характерных событий, лиц (эпоха прогресса).
  4. С геологической точки зрения эра описывает временные рамки от момента сотворения Земли и до нашего времени. Это самое крупное хронологическое деление (Палеозойская эра).

Что такое новая эра?

У разных народов существует свое летосчисление. Традиционным началом нашей эры считается рождения Иисуса Христа, этот период был когда-то определен папой римским. Таким образом, наша эра считается также христианской, в честь родоначальника нового религиозного учения — христианства. До этого летоисчисление велось по календарю Юлия Цезаря.

25 декабря во многих странах мира считается важным праздником. Это день, когда был рожден "сын божий". С тех пор принято говорить: «Такой-то год до (н.э.) или после рождества Христова» (н.э.). Новая начальная дата была принята царем Петром I, и после 31 декабря 7208 года от библейского сотворения мира наступило 1 января 1700 года после рождества Христова. Люди до сих пор придерживаются этого летосчисления и называют его новой, или нашей эрой.


В большинстве стран мира, включая Россию, церковь отделена от государства, но религиозные традиции оказывают огромное влияние на повседневную светскую жизнь. Одно из проявлений этого — использование христианского календаря, ведущего отсчёт от дня рождения Иисуса Христа.

Хронология монаха Дионисия

Начало христианского летоисчисления связано с именем монаха, богослова и хрониста Дионисия Малого. О его жизни известно немного. В Риме он появился около 500 года н.э. и вскоре был назначен настоятелем одного из итальянских монастырей. Ему принадлежат несколько богословских сочинений. Главным же трудом была христианская хронология, которую приняли в 525 году, хотя далеко не сразу и не повсеместно. После долгих и сложных расчётов, предположив, что 248 год Эры Диоклетиана соответствует 525 году после Р.Х., Дионисий пришёл к выводу, что Иисус родился в 754 году от основания Рима.

По мнению ряда западных богословов, Дионисий Малый ошибся в расчётах на 4 года. Согласно обычной хронологии, Рождество свершилось в 750 году от основания Рима. Если они правы, то на нашем календаре сейчас не 2014, а 2018 год. Даже Ватикан не сразу принял новую христианскую эру. В папских актах современный отсчёт встречается со времён Папы Иоанна XIII, то есть с X века. И лишь документы Папы Евгения IV с 1431 года ведут отсчёт лет строго от Р.Х.

Исходя из расчётов Дионисия, богословы вычислили, что Иисус Христос родился в 5508 году после того, как, согласно библейской легенде, бог Саваоф сотворил мир.

По царскому хотению

В русских письменных источниках конца XVII — начала XVIII вв. писцы иногда ставили двойную дату - от сотворения мира и от Рождества Христова. Перевод одной системы в другую осложняется ещё и тем, что у нас дважды сдвигалось начало нового года. В Древней Руси его отмечали 1 марта, что было началом нового цикла сельхозработ. Великий князь Иван III Васильевич в 1492 году от Р.Х. (в 7000 г. от сотворения мира) перенёс начало нового года на 1 сентября, что было логично.

К этому времени завершался очередной цикл сельхозработ, подводились итоги трудового года. Кроме того, эта дата совпадала с принятой в восточной церкви. Византийский император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над римским консулом Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы первого Вселенского Собора 325 года определили начинать новый год с 1 сентября - дня «памяти начала свободы христианской».

Вторую подвижку осуществил Пётр I в 1700 году (7208 г. от сотворения мира). Вместе с переходом на новую эру он, по аналогии с Западом, приказал отмечать начало нового года 1 января.

Послушаем апостолов и поспорим

В текстах четырёх канонических Евангелий нет ни одного прямого указания на год, когда родился Христос (текст Нового Завета цитируется по каноническому синодальному переводу «Господа нашего Иисуса Христа святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна». Изд. тринадцатое. СПб., 1885). Единственное косвенное указание сохранилось в Евангелии от Луки: когда Иисус начал своё служение, ему было «около 30 лет» (3.23). Точный возраст Иисуса ему, видимо, был неизвестен.

В этой же главе Лука сообщает, что Иоанн Креститель, двоюродный брат Иисуса, начал свою проповедь в 15-й год правления императора Тиберия (3.1). Хорошо разработанное античное летоисчисление за начальную точку отсчёта принимало год основания Рима. К этой условной дате были привязаны все события истории Римской империи. Христианские хронисты встроили в эту систему летоисчисления дату рождения Христа, начав с неё отсчёт новой эры.

Император Тиберий Клавдий Нерон родился в 42 году до н.э., а умер в 37 году н.э. Императорский трон он занял в 14 году н.э. Христианский хронист рассуждал примерно так. Если Иисусу было около 30 лет в 15-й год правления Тиберия, то это соответствовало 29 году н.э. То есть Христос родился в первом году н.э. Однако такая система рассуждений вызывает возражения, основанные на других временных ориентирах, отмеченных в Евангелиях. Осторожность апостола Луки в определении возраста Иисуса допускает отклонения и в одну, и в другую сторону. А вместе с этим может быть сдвинуто начало новой эры.

Попробуем применить для решения этой сложной проблемы методы теории свидетельских показаний, широко применяемые в современной криминалистике. Одно из положений теории состоит в ограниченности человеческой фантазии. Человек может что-то преувеличить, что-то преуменьшить, что-то исказить, собрать реальные факты в нереальные сочетания. Но придумать обстоятельства, которых нет в природе, он не может (закономерности искажения реальности описаны психологией и прикладной математикой).

В Евангелии сохранилось несколько упоминаний о событиях, которые во времени были косвенно связаны с датой Рождества Христова. Если удастся привязать их к абсолютной хронологической шкале, то можно будет ввести определённые коррективы к традиционной дате Р.Х.

1. В Евангелии от Иоанна иудеи говорили, что во время допроса перед казнью Иисусу «ещё нет пятидесяти лет» (8.57). Традиционно считается, что Иисус был казнён в возрасте 33 лет. Странно, что видевшие Иисуса иудеи могли говорить про молодого 33-летнего человека, что ему нет пятидесяти. Возможно, Иисус выглядел старше своего предполагаемого возраста, а возможно, он на самом деле был старше.

2. В Евангелии от Матфея прямо говорится, что Иисус родился во время правления царя Ирода (2.1).

Биография Ирода Великого известна достаточно хорошо. Он родился в 73 году и умер в апреле 4 года до н.э. (750 г. римского счёта). Царём Иудеи стал в 37 году, хотя номинально исполнял функции главы государства с 40 года. Троном завладел при помощи римских войск. Мстительный и честолюбивый, беспредельно жестокий и коварный, Ирод уничтожал всех, в ком видел соперников. Традиция приписывает ему избиение младенцев двухлетнего возраста в Вифлееме и округе при получении известия о рождении в этом городе Иисуса, царя Иудеи.

Насколько достоверно это сообщение евангелиста? Некоторые историки церкви склонны считать его легендой на том основании, что об избиении младенцев сообщил только Матфей. Три других евангелиста не упоминают об этом чудовищном преступлении. Иосиф Флавий, хорошо знавший историю Иудеи, ни словом не упомянул об этом событии. С другой стороны, на совести Ирода столько кровавых злодеяний, что и данное вполне могло иметь место.

Не останавливаясь на оценке моральных качеств Ирода, сопоставим дату его смерти с принятой в христианской традиции датой рождения Иисуса. Если Спаситель родился в первом году н.э., как мог Ирод, умерший за 4 года до Р.Х., организовать массовое убийство детей в Вифлееме?

3. Евангелист Матфей пишет о бегстве Святого Семейства в Египет из-за угрозы со стороны Ирода (2.1). Этот сюжет многократно обыгрывали в христианском искусстве. На окраине Каира стоит древнейший христианский храм, возведённый якобы на том месте, где находился дом, в котором проживало Святое Семейство во время пребывания в Египте. (О бегстве Святого Семейства в Египет сообщает и римский писатель Цельс.) Далее Матфей пишет, что ангел передал Иосифу известие о том, что Ирод умер и можно возвращаться в Палестину (2.20).

Опять нестыковка дат. Ирод Великий умер в 4 году до н.э. Если в это время Святое Семейство проживало в Египте, то к первому году н.э. Иисусу должно было быть чуть более четырёх лет.

4. Евангелист Лука утверждает (2.1), что Иосиф и Мария накануне рождения Спасителя совершили путешествие в Вифлеем. Оно было вызвано необходимостью участвовать в переписи, которая проводилась в Иудее по распоряжению кесаря Августа и была организована прокуратором Сирии Квиринием. В настоящее время факт переписи (но не по всей земле, как писал Лука, а в Иудее) не вызывает сомнений.

Согласно римским традициям, переписи населения всегда проводились во вновь завоёванных областях. Они носили чисто фискальный характер. После окончательного присоединения к империи этой области Палестины в 6 году н.э. такая перепись была проведена. Если следовать точному тексту Евангелия от Луки, то придётся признать, что Иисус родился в 6 или 7 году н.э.

И взошла звезда на востоке

Евангелист Матфей сообщает о звезде, которая указала восточным мудрецам время рождения Иисуса (2.2-10.11). Эта звезда под названием Вифлеемской прочно вошла в религиозную традицию, в литературу, искусство,-в оформление религиозных праздников во имя Рождества Христова. Об этом небесном явлении не сообщают ни Марк, ни Лука, ни Иоанн. Но возможно, что тогда жители Иудеи действительно видели необычное небесное явление. Историки науки убеждены в том, что астрономы Древнего Востока прекрасно знали звёздное небо и появление нового объекта не могло не привлечь их внимания.

Загадка Вифлеемской звезды давно интересует учёных. Поиски астрономов и других представителей материалистических наук велись в двух направлениях: какова физическая сущность Вифлеемской звезды и когда она появилась в небесных сферах? Теоретически эффект яркой звезды мог быть порождён либо видимым сближением на небосводе двух крупных планет, либо появлением кометы, либо вспышкой новой звезды.

Версия кометы изначально вызывала сомнение, ибо кометы не стоят длительное время на одном месте.
В последнее время возникла гипотеза, что волхвы наблюдали НЛО. Этот вариант не выдерживает критики. Небесные объекты, вне зависимости от того, считать их естественными образованиями или созданием Высшего Разума, всегда перемещаются в пространстве, лишь на короткое время зависая в одном пункте. А евангелист Матфей сообщает, что Вифлеемская звезда несколько дней наблюдалась в одной точке небосвода.

Николай Коперник рассчитал, что около первого года н.э. в течение двух дней наблюдалось видимое сближение Юпитера и Сатурна. В начале XVII века Иоганн Кеплер наблюдал редкое явление: пути трёх планет — Сатурна, Юпитера и Марса — пересекались так, что на небе была видна одна звезда необычной яркости. Такое видимое сближение трёх планет случается раз в 800 лет. Исходя из этого, Кеплер предположил, что 1600 лет назад сближение имело место и на небосводе вспыхнула Вифлеемская звезда. По его расчёту, Иисус родился в 748 году Римской эры (25 декабря 6 года до н.э.).

Опираясь на современную теорию движения планет, астрономы рассчитали видимое с Земли положение планет-гигантов Юпитера и Сатурна 2000 лет назад. Оказалось, что в 7 году до н.э. Юпитер и Сатурн трижды сближались в зодиакальном созвездии Рыб. Угловое расстояние между ними сократилось до одного градуса. Но они не слились в одну яркую точку. Недавно американские астрономы установили, что во 2 году до н.э. Венера и Юпитер так близко сошлись, что могло показаться, будто на небе вспыхнул пламенеющий факел. Но это событие произошло в июне, а Рождество традиционно отмечается зимой.

Также недавно установили, что в 4 году до н.э., в первый день нового года, который тогда отмечался весной, в созвездии Орла вспыхнула новая звезда. Сейчас в этой точке небосвода фиксируется пульсар. Расчёты показали, что этот ярчайший объект был виден из Иерусалима в сторону Вифлеема. Как и всё звёздное небо, объект двигался с востока на запад, что совпадает с показаниями волхвов. Вполне вероятно, что эта звезда привлекла внимание жителей Иудеи как уникальное и грандиозное космическое явление.

Версия кометы вызывает некоторые возражения, но современная астрономия полностью её не отвергает. В китайских и корейских хрониках упоминаются две кометы, которые наблюдались на Дальнем Востоке с 10 марта по 7 апреля 5 года до н.э. и в феврале 4 года до н.э. В труде французского астронома Пингре «Космография» (Париж, 1783) сообщается, что одну из этих комет (или обе, если два сообщения относятся к одной и той же комете) ещё в 1736 году отождествляли с Вифлеемской звездой. Астрономы считают, что комету, видимую на Дальнем Востоке, могли наблюдать и в Палестине.

Если исходить из этого, то Христос родился в 5 или 4 году до н.э. между февралём и мартом. Учитывая, что проповедовал он, будучи зрелым человеком, логично допустить, что ему в это время было не 33 года по канону церкви, а ближе к сорока.

Сопоставляя всю доступную информацию, можно сделать достаточно обоснованное предположение, что Иисус Христос родился в 4 году до н.э. и сегодня на дворе 2018 год. Но, разумеется, пересмотр современного календаря нереален.

Борис Сапунов, Валентин Сапунов