Волк и Ягнёнок (У сильного всегда бессильный…). Волк и Ягнёнок (У сильного всегда бессильный…) Басня Волк и Ягненок – крылатые выражения
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву".
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу".
"Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!"
"Помилуй, мне еще и от роду нет году", -
Ягненок говорит. "Так это был твой брат".
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват
О, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи".
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать",
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Басня Крылова Волк и Ягнёнок
Мораль басни Волк и Ягненок
У сильного всегда бессильный виноват
Анализ басни Волк и Ягненок
Главные герои басни – сильный и грубый Волк и беззащитный и слабый Ягненок. Первый безнаказанно пользуется своим положением. Он нагл и бесстыден, хотя поначалу старается прикрыть свое желание съесть маленького и совершенно безобидного Ягненка. Когда же аргументы закончились, Волк прямо говорит своей жертве, что хочет кушать и на обед у него будет сочная ягнятина. Будущий барашек, напротив, почтителен и вежлив. Он с самого начала понял, что спастись не удастся, но не убежал и не стал грубить Волку.
В басне «Волк и Ягненок» Крылов описывает классическую ситуацию неравноправия власти и простого народа. Ягненок – обычные люди, старающиеся жить по закону, Волк – сильные мира сего, создающие эти самые законы, но живущие так, как им хочется. Волкам не нужно ни перед кем оправдываться, ничего доказывать, никого убеждать. Если им нужно, они берут. И неважно, что при этом страдают обычные Ягнята.
Басня Волк и Ягненок – крылатые выражения
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
- У сильного всегда бессильный виноват
- Делу дать хотя законный вид и толк
В баснях Крылова довольно часто на примере животных описываются простые жизненные истории. Сказка «Волки и овцы» лишний раз показывает, насколько несправедливо могут поступать со слабыми те, кто сильнее. Она учит быть умнее и не полагаться на решение тех, кто заинтересован в другом исходе события. Не следует доверять решение своей судьбы собственным врагам. Сюжет этой басни состоит в том, что собрался совет по защите овец от волков, участниками которого также стали… волки. В результате был принят закон, что при нападении волков овцы обязаны защищаться от хищников и всеми силами противостоять им. Однако о том, что овцы намного слабее и беззащитнее никто даже не подумал.
Волки и Овцы
Овечкам от Волков совсем житья не стало,
И до того, что наконец
Правительство зверей благие меры взяло
Вступиться в спасенье Озец, -
И учрежден Совет на сей конец.
Большая часть в нем, правда, были Волки;
Но не о всех Волках ведь злые толки.
Видали и таких Волков, и многократ, -
Примеры эти не забыты, -
Которые ходили близко стад
Смирнехонько - когда бывали сыты.
Так почему ж Волкам в Совете и не быть?
Хоть надобно Овец оборонить,
Но и Волков не вовсе ж притеснить!"
Вот заседание в глухом лесу открыли;
Судили, думали, рядили
И, наконец, придумали закон.
Вот вам от слова в слово он:
"Как скоро Волк у стада забуянит
И обижать он Овцу станет,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,
В соседний лес иль в бор".
В законе нечего прибавить, ни убавить.
Да только я видал: до этих пор, -
Хоть говорят, Волкам и не спускают, -
Что будь Овца ответчик иль истец,
А только Волки все-таки Овец
В леса таскают.
О басне
Басня «Волки и Овцы»
Отдельной главой в творчестве русского баснописца, поэта и публициста Ивана Андреевича Крылова стоят политические басни. В них автор высмеивает уже не социальные или личные пороки и проблемы, а обращается к несправедливости государственных решений, недальновидностей законов, критикует отдельных личностей, открыто обличает попустительство, интриги, равнодушие в государственных аппаратах.
Разумеется, такие басни не самое простое чтение, особенно для детей, но, тем не менее, эти произведения не только позволяют оценить широту мышления писателя, но и познакомится под другим углом с важными политическими и историческими процессами, свидетелем которых был Иван Крылов.
Предлагаемая басня была написана в 1832 году, а уже через год издана в первом томе альманаха «Новоселье».
Сюжет и герои басни
Басня рассказывает нам о том, как сложно стало жить овцам на пастбище. Постоянно терпят они потери от волков, набегающих из лесу. Решили собрать совет, который бы помог овцам. Да только в тот совет вошли лишь волки. Далее автор размышляет о том, что в этом ничего нет странного – ведь бывают волки смиренные, что овец не трогают, поэтому, почему бы им не входить в данный совет?
Итак, совет в глухом лесу постановил, что как только какой-нибудь волк начнёт буянить в овечьем стаде, то овцы тут же должны предоставить этого негодяя на суд в соседний лес.
Заканчивается басня тем, что вроде закон ввели правильный, но чаще не овцы волков на суд таскают, а, наоборот, хищники по-прежнему истребляют овец.
Анализ басни про волков и овец
Представленная басня, как уже упоминалось ранее, относится к политической ветви крыловского творчества, поэтому для разбора и аналитического анализа она не совсем проста без определённых знаний.
Очень часто законы составляют власть предержащие, в том числе те законы, что касаются совершенно другой прослойки населения. В этом случае такие законы попросту не работают и заведомо неэффективные, ведь при составлении учитывались интересы именно составителей.
Под Волками Крылов подразумевает помещиков, в то время как бесправные овцы – это крестьяне. В ту пору очень много велось разговоров о сложном положении крестьянства, о возможных бунтах, перевороте. Именно на этой угнетённой прослойке держалось всё общество, и оно требовало прав.
Крылов показывает, что всё законотворчество в этой области носило демонстрационный характер, и на деле было бесполезно. Крестьян избавят от крепостничества лишь в 1869 году, и даже этот кардинальный шаг не решит всех проблем, накопленных столетиями.
Волки и Овцы
Овечкам от Волков совсем житья не стало,
И до того, что наконец
Правительство зверей благие меры взяло
Вступиться в спасенье Овец, —
И учрежден Совет на сей конец.
Большая часть в нем, правда, были Волки;
Но не о всех Волках ведь злые толки.
Видали и таких Волков, и многократ, —
Примеры эти не забыты, —
Которые ходили близко стад
Смирнехонько — когда бывали сыты.
Так почему ж Волкам в Совете и не быть?
Хоть надобно Овец оборонить,
Но и Волков не вовсе ж притеснить!»
Вот заседание в глухом лесу открыли;
Судили, думали, рядили
И, наконец, придумали закон.
Вот вам от слова в слово он:
«Как скоро Волк у стада забуянит
И обижать он Овцу станет,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,
В соседний лес иль в бор».
В законе нечего прибавить, ни убавить.
Да только я видал: до этих пор, —
Хоть говорят, Волкам и не спускают, —
Что будь Овца ответчик иль истец,
А только Волки все-таки Овец
В леса таскают.
Крылов Иван Андреевич
Слушайте выразительное чтение и учите наизусть басню о волках и овцах
Овечкам от Волков совсем житья не стало,
И до того, что, наконец,
Правительство зверей благие меры взяло
Вступиться в спасенье Овец,-
И учрежден Совет на сей конец.
Большая часть в нем, правда, были Волки;
Но не о всех Волках ведь злые толки.
Видали и таких Волков, и многократ.-
Примеры эти не забыты,-
Которые ходили близко стад
Смирнехонько - когда бывали сыты.
Так почему ж Волкам в Совете и не быть?
Хоть надобно Овец оборонить,
Но и Волков не вовсе ж притеснить.
Вот заседание в глухом лесу открыли;
Судили, думали, рядили
И, наконец, придумали закон.
Вот вам от слова в слово он:
«Как скоро Волк у стада забуянит,
И обижать он Овцу станет,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,
В соседний лес иль в бор».
В законе нечего прибавить, ни убавить.
Да только я видал: до этих пор, -
Хоть говорят, Волкам и не спускают,-
Что будь Овца ответчик иль истец,
А только Волки все-таки Овец
В леса таскают.
О том, как ради защиты овец собралось заседание, частично состоявшее из волков, и был принят несправедливый закон, поведает басня «Волки и Овцы» Крылова.
Читать текст басни:
Овечкам от Волков совсем житья не стало,
И до того, что, наконец,
Правительство зверей благие меры взяло
Вступиться в спасенье Овец,-
И учрежден Совет на сей конец.
Большая часть в нем, правда, были Волки;
Но не о всех Волках ведь злые толки.
Видали и таких Волков, и многократ.-
Примеры эти не забыты,-
Которые ходили близко стад
Смирнехонько - когда бывали сыты.
Так почему ж Волкам в Совете и не быть?
Хоть надобно Овец оборонить,
Но и Волков не вовсе ж притеснить.
Вот заседание в глухом лесу открыли;
Судили, думали, рядили
И, наконец, придумали закон.
Вот вам от слова в слово он:
«Как скоро Волк у стада забуянит,
И обижать он Овцу станет,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,
В соседний лес иль в бор».
В законе нечего прибавить, ни убавить.
Да только я видал: до этих пор, -
Хоть говорят, Волкам и не спускают,-
Что будь Овца ответчик иль истец,
А только Волки все-таки Овец
В леса таскают.
Мораль басни Волки и Овцы:
Мораль басни – глупо доверять принятие законов собственным врагам. Когда заседание окончилось, животные приняли постановление: овца вправе защищаться от напавшего волка. Слабость овец злые хищники в законе не учли. За глупость овечки поплатились – даже после принятия правила Волки продолжали таскать беззащитных животных в лес. Через иронию баснописец напоминает нам: нельзя спускать лицемерия и обелять собственных врагов. К неприятелям нужно относиться строго, и не оправдывать их злодеяний.