В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать. Образ мышления созависимых

Очень часто уверенность является тем показателем, которого не хватает большинству мужчин и женщин. Многие психологи говорят, что можно перебороть себя и выработать некую стойкость к окружающим невзгодам, а также выглядеть достаточно уверенным человеком. Однако перед тем как это сделать, как стать уверенным в себе человеком, необходимо понять сами предпосылки неуверенности, и что именно может помешать человеку измениться.

Почему многие люди живут без уверенности в себе?

Здесь есть несколько предпосылок, которые привели к такому печальному состоянию:

  • Память раннего детства. Сюда может относиться неправильное отношение родителей к детям, не совсем корректные способы воспитания.
  • Школьные годы. В это время закладываются принципы, которые повлияют на его дальнейшее развитие. Если ребенка постоянно обижали либо указывали ему только на недостатки, он чувствовал себя отделенным от других, не таким как все, то именно это станет причиной неуверенности.
  • Компания, в которой подросток проводил время. Сам по себе подростковый период очень сложный, поэтому здесь также заложены принципы будущего эмоционального состояния. Если же парень или девушка чувствует себя обделенным в компании, выглядит не так, как остальные, то постепенно они теряют и такое понятие, как уверенность.

В большинстве случаев эти признаки трансформируются в более зрелом возрасте. На это укажут и факты, когда человек довольно быстро робеет, красный, теряется в нестандартных ситуациях. Все это очень сильно понижает самооценку.

Как стать более уверенным в себе?

Литературы на этот счет есть огромное количество, однако, существует довольно мало дельных советов, которые могут повлиять на человека. Здесь важно понять, что уверенность не появится по маху волшебной палочки. Над ее проявлением и укоренением необходимо работать достаточно долго. Есть три основных кита, на которых будет базироваться уверенность в себе:

  1. Внешний вид человека.
  2. Его мысли и оценка себя.
  3. Действия и проявление своей уверенности.

Эти три единицы неразрывно связаны друг с другом и будут влиять на то, как быстро человек может измениться в лучшую сторону.

Меняем внешний вид

Это ни в коем случае не значит, что вам необходимо полностью изменить свой гардероб либо стать похожими не на себя, а на другого человека. На самом деле внешний вид складываться из одежды, общего облика, осанки, улыбки, поведения среди людей. Желательно рассмотреть самые важные аспекты.

  1. Уверенный человек всегда ходит и сидит ровно. Сутулясь, люди как бы пытаются спрятаться от окружающего мира. А тот, кто уверен в себе, не видит смысла в такой игре в прятки, поэтому держится ровно и красиво. Так что стоит быть более внимательным к походке и осанке.
  2. Уверенный человек смотрит прямо в глаза собеседнику. Благодаря взгляду можно создать стопроцентную уверенность в своих словах, даже если они не будут доказаны. Это один из основных козырей уверенных людей.
  3. Обратите внимание на свои жесты и мимику. Уверенные люди никогда не сжимают руки в кулак, не прячут пальцы рук от своего собеседника, не бегают глазами по комнате, не сдерживают улыбку. Часто они даже ходят, выворачивая носок ноги на внешнюю сторону. Уверенные в себе люди знают, что они неотразимы.
  4. Отказаться от облика «серой мыши». Это касается как мужчин, так и женщин. Необходимо просто придать какие-то яркие акценты своим повседневным вещам. Разнообразить цветовую гамму гардероба, использовать те вещи, что вам действительно нравятся, а не те, в которых вас не видно и вы сливаетесь со всеми. Во многом уверенность является синонимом индивидуальности, об этом забывать не стоит.

Меняем отношение к себе

Уверенность человека очень часто базируется на том, что он знает все свои плюсы и сильные стороны, а также вовремя умеет их продемонстрировать не только окружающим, но и самому себе. В большинстве случаев необходимо будет работать над повышением самооценки, которая очень часто у неуверенных людей равна нулю. Так как ее повысить?

  • Лучший способ приобретения уверенности в себе – . Это не значит, что необходимо толкать вне себя в нереальные условия и пытаться в них выжить, нет. Такой подход будет предпосылкой повторной отработки своих сильных качеств. Да и к тому же вы приобретете новые навыки, которые в будущем вам пригодятся.
  • Зафиксируйте на листе бумаги все свои положительные качества. Выделить их можно как самостоятельно, так и из анализа других людей. Достаточно вспомнить, из-за чего вас хвалили и что вы делаете лучше остальных. А здесь уже можно действовать по принципу «Я – самая обаятельная и привлекательная». Несколько раз придется самому себе напоминать о том, что вы стоите большего и можете проявить себя. Можно даже повесить список на рабочем столе, это будет более часто напоминать вам о плюсах.
  • Спросите совета у знакомых. Лучше всего ваши недостатки и достоинства видят люди, которые находятся рядом с вами. Поэтому можно провести некий самоанализ, задав вопрос окружающим вас людям. Попросите их выделить 5 ваших положительных качеств. Это покажет ваши возможности, о которых вы даже не задумывались.
  • Вспомните, в чем вы талантливы. Быть может, у вас есть отличные предпосылки для игры на гитаре либо написанию стихов, но вы об этом забыли? А вы знаете о том, что такая возможность есть далеко не у каждого человека?! Используйте свой дар, и проявляйте себя в отличие от остальных людей.
  • Помните, проколы бывают у всех, даже у профессионалов. Поэтому если у вас быстро не получается перестроить себя – не переживайте, это процесс не на один день. Необходимо запастись терпением и все получится.
  • Начните отмечать в себе и вокруг себя только положительные вещи. Полностью откажитесь от негатива, ведь это значительно поможет вам улучшить свое эмоциональное состояние и взглянуть на себя и на мир по-другому.

Показываем свою уверенность окружающим

Для этого есть много методов и способов, но именно эта ступень является самой важной
, но одновременно и самой сложной. Здесь важно не только показать окружающим, что вы меняетесь, но и поверить в это самому. Что для этого необходимо?

  1. Колоссальная вера в себя. Вы должны четко идти к своей цели и быть уверенным в том, что у вас все получится. Уверенность будет вырабатываться на протяжении ваших подъемов и падений. Уверенный человек будет вставать после каждой неудачной попытки. Обучение – это норма, а не проигрыш.
  2. Поменять свой внешний вид. Обычное такого совета лучше всего придерживаются женщины, поскольку новая прическа и макияж моментально притягивают к ним внимание. Так можно увидеть, насколько вы на самом деле прелестны.
  3. Возьмите ответственное задание. Если вы знаете, что есть дедлайн и задание очень ответственное, то у вас будет необходимость работать с удвоенной силой. Это однозначно будет вселять вас веру в свою победу, а там и до полной уверенности недалеко.
  4. Откройтесь миру. На самом деле, окружающие вас люди не кусаются и не является страшными. Подумайте, кого вы боитесь? Коллег, начальства, друзей? Если вас окружают люди, которых вы знаете многие годы, так зачем бояться? Очень часто именно в этом и проявляется неуверенность.
  5. Увеличение количества новых знакомств. Для некоторых людей бывает очень сложно даже на остановке у незнакомого человека спросить, который час, ведь заговорить с незнакомцем достаточно сложно. Чем чаще будете практиковать этот метод, тем быстрее поймете, что сходиться с незнакомыми людьми достаточно просто. В 30 секундах разговора вы можете проявить себя, и показать, какой вы есть на самом деле.

Даже если вы перечитаете груду книг, вам следует понять только один фактор, который поспособствует вашему развитию самоуверенности. Это практика! Можно прочитать сотни книг и постоянно прокручивать у тебя в голове, как вы поступите в той или иной ситуации. Но это фантазия, не более того. Необходимо каждый раз толкать себя в те положения, из которых судорожно придется искать решение.
Можно посетить несколько семинаров по данной тематике, и поучиться у метров, но они тоже будут отсылать вас только практическим занятиям. Но там можно познакомиться с людьми, имеющими такие же проблемы. Вместе будет не так страшно открывать для себя неизведанные миры, и показывать себя такими, какие вы есть на самом деле.

Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится всегда быть в центре внимания.

Обычно детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто "идеальное" поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: "Посмотрите, как я стесняюсь!".

Демонстративность – это плохо или хорошо?

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка.

Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех.

Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Мнимые болезни

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети "эксплуатируют" имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже "создают" себе болезни.

Для этого достаточно особо внимательно прислушаться к своему организму. "Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!".

Внутренние органы "не любят" слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы.

Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей – например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно готов.

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает "ужасного ребенка", поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным.

Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания.

Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.


Как обходиться с "негативистом"

Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать. Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший.

Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного "негативиста" – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: "До завтра смотреть телевизор не будешь", а затем не обращать внимания на все крики о том, что он "заставит отдать шнур", "разобьет и выбросит телевизор" и т.п.

Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность.

В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене.

При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

Уход от деятельности

В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью.

При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих.

Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют "уходом от деятельности".

Как вернуть фантазера на землю

При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе.

Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования. В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать нечто подобное.

Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) - особенно. "Шедевры" обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.

Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться "самомнение" (усилиться демонстративность).

При таких сомнениях психолог должен еще раз подчеркнуть, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка.

Эта особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к "самомнению", а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.

В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Обычно не следует рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка.

Однако иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что "девочка должна быть скромной" или что "захваливать детей вредно", – консультант должен описать и такой неблагоприятный сценарий, чтобы они поняли, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.

Венгер Александр Леонидович, детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры детской и семейной психотерапии.

Людям, никогда не сталкивающимся с проблемой аддикции в семье, невозможно понять тех, кто до последнего поддерживает своего близкого зависимого, покрывает его, прощает оскорбления и унижения. Что же движет созависимыми в их стремлении спасти своего близкого, принеся в жертву собственную жизнь?

Созависимые отношения можно сравнить с отношениями матери и младенца. Нередко от матерей можно услышать такие фразы: «Мы покушали», «Мы сказали первое слово». Отождествление себя с другим человеком и полное растворение в нем и есть созависимость.

Когда ребенок подрастает и перестает нуждаться в заботе матери, в нормальной ситуации она воспримет это спокойно и даже с гордостью: «Мой сын уже взрослый». В созависимой же семье попытка выйти из-под опеки в любом возрасте воспринимается как трагедия: «Он меня разлюбил, я ему больше не нужна».

Особенно ярко такие нездоровые отношения прослеживаются в семье алкоголиков, наркоманов или игроманов. Попав в такую ситуацию созависимый стремится окружить своего близкого, страдающего аддикцией, еще большей заботой, контролировать каждый его шаг. Объясняя свое поведение попыткой «спасти» своего родственника, созависимый, на самом деле хочет лишь одного - чтобы родной алкоголик или наркоман не бросил его и продолжал нуждаться в нем.

Образ мышления созависимых

Воспитание, общественные стереотипы, мнение социума - все это, безусловно влияет на убеждения человека. Однако не все согласные с теми или иными моральными устоями, готовы отказаться от собственной жизни ради другого человека. Созависимость - это искаженное восприятие мира и общепринятой морали. Слепо следуя определенным стереотипам, созависимые люди разрушают собственную жизнь, лишая себя малейшего шанса быть счастливыми.

К убеждениям, которыми руководствуются в своих действиях созависимые люди, можно отнести:

  • «Нужно помогать своим родным» . Помощь и решение всех проблем вместо человека - разные вещи. Не понимая этого, созависимый готов погашать долги алкоголика, приобретать ему спиртное, прикрывать перед начальством. Важно понимать, что помогать можно только тому, кто сам пытается изменить свою жизнь;
  • «Нельзя оставлять человека в беде» . Зависимый сам разрушает свою жизнь, употребляя алкоголь или наркотик. Чем дольше он находится в плену зависимости, тем больше человеческих черт теряет. Если мы пытаемся спасти наркомана или алкоголика, забыв о собственной жизни и жизнях остальных близких, важно помнить, что при этом мы предаем себя и своих близких - здоровых людей. Жена, отдающая всю себя ради спасения мужа-алкоголика, предает своих детей, не заботясь об их благополучии и безопасности. Мать, думающая лишь о сыне-наркомане, забывает о муже, родных и, в первую очередь, о себе;
  • «До человека можно достучаться». Еще одно утверждение, подкрепляющее решимость созависимого во что бы то ни стало спасти своего близкого. Но как бы долго вы не вели разговоры с зависимым, это не изменит его. Своими словами вы лишь возведете стену между вами. Кроме того, зависимый нередко находит способ манипулировать созависимым, заставляя его думать, что слова и убеждения начинают работать;
  • «Можно вытерпеть все, если любишь». Такая жертвенная любовь особенно распространена в нашей стране. Но можно ли это назвать любовью? Скорее, продолжая страдать от жизни с алкоголиком или наркоманом, человек руководствуется мнением общества. Стремясь продемонстрировать окружающим свою верность, благородство и честность, созависимые стоически переносят унижения, оскорбления и даже побои. Но вряд ли мнение соседей и знакомых стоит таких жертв.

Страхи созависимых

Жизнь созависимого - это постоянно пребывание в страхе. Нервное перенапряжение рано или поздно приводит к нервным срывам, бессонницам, расстройствам нервной системы и другим серьезным заболеваниям.

Зачастую мы чувствуем себя неловко и скованно в ответственных для нас ситуациях. Можно ли изменить это состояние и продемонстрировать своему собеседнику уверенность в себе? Существуют определённые жесты и манера поведения, которые способны убедить большинство людей в вашей уверенности в себе и расположить их к вам. Итак, что же нужно делать, чтобы произвести приятное впечатление на всех без исключения?

Улыбайтесь

Если человек улыбается, значит, он не просто счастлив и доволен, но и уверен в себе. Его сигнализирует о том, что он не боится окружающего мира и чувствует себя полностью комфортно. Такие люди неизменно вызывают симпатию окружающих.

Расправьте плечи

Уверенный в себе человек обычно не горбится и не волочит ноги. Стоит выпрямить спину и расправить плечи, чтобы излучать силу и производить на окружающих положительное впечатление. Шагать лучше широко, а не семенить, пугливо озираясь по сторонам.

Уверенному человеку нечего скрывать. Он не смотрит в пол, не прячет глаза и спокойно выдерживает взгляд собеседника. Очень важно смотреть в глаза во время разговоров, т.к. это убеждает вашего оппонента в том, что вы искренни и уверенны в своих словах.

Вытащите руки из карманов

Не стоит прятать руки в карманах или за спиной. Это может убедить вашего собеседника в том, что вы всё-таки что-то скрываете. Лучше всего позволить рукам находиться в спокойном и расслабленном положении. Если вы сидите, можно, например, положить их на колени или на стол.

Следите за внешним видом

Неопрятный человек со всклокоченными волосами и запахом немытых подмышек, возможно, вызовет сочувствие окружающих, но вряд ли их симпатию. Да и вам это вряд ли добавит. Стоит уделять время своей внешности не только перед ответственными мероприятиями, но и в любой другой день.

Излучайте спокойствие

Многие люди, которым приходится вести сложный разговор, начинают болтать ногами, дёргать коленями или слишком активно жестикулировать. Это, безусловно, отвлекает от чувства страха и беспокойства, которое сжигает вас изнутри. Однако на собеседника подобные сигналы тела производят неприятное впечатление. Во-первых, они явно показывают, что вы нервничаете. А во-вторых, заражают окружающих такой же нервозностью. Лучше всё же успокоиться и излучать спокойствие.

Не скрещивайте руки

Этот жест толкуется большинством людей однозначно как жест защиты. Вы демонстрируете окружающим, что не хотите общаться или же тема разговора вам неприятна. Вряд ли это добавит вам симпатии сослуживцев или знакомых. Эта поза является одной из самых неудачных на .

Не мельтешите

Многие из нас во время разговора постоянно вертят что-то в руках, скрещивают пальцы, сжимают руку в кулак или же постоянно касаются лица и проводят рукой по волосам. На языке тела это явно сигнализирует о нашей неуверенности в себе. Лучше всего постараться сидеть спокойно и не делать слишком много ненужных движений.

Понравиться всем невозможно, однако в определённых ситуациях нам необходимо произвести приятное впечатление на окружающих. Неважно, где мы находимся — на собеседовании или же на свидании, уверенность в себе и позитивный настрой всегда помогут склонить чашу весов в нашу пользу.

ирина храмцова
В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство . Что служит причиной подобного поведения? Чего добиваются такие дети? Как воспитателю с ними работать?

Демонстративность - эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения - желание ребенка нравиться , быть на виду, проявлять себя.

Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Иногда она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий - положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Как проявляется демонстративность

Чтобы привлечь к себе внимание, демонстративный ребенок использует разные средства : кривляется, сознательно нарушает правила поведения или, наоборот, подчеркнуто «идеально» себя ведет, транслирует нарочитую застенчивость.

Демонстративный ребенок преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.

Чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Например, на занятии по лепке может сказать своему соседу : «Фу, какой некрасивый снеговик у тебя получился! Посмотри, я леплю лучше тебя». Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.

Демонстративность проявляется не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание яркой, необычной вещью - традиционная форма демонстрации себя . При этом острое желание иметь какую-нибудь машинку или куклу не связано с собственными игровыми потребностями ребенка . Он приносит в детский сад игрушки, чтобы похвастаться, добавить себе привлекательности : «Я круче всех - у меня есть телефон» .

Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника - с жаром и большим удовольствием поддерживает ее. Если хвалит - наоборот, начинает возражать.

Поведение демонстративного ребенка отличается ярко выраженным формализмом. Для него важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем оказать помощь сверстнику. Он совершает добрый поступок не ради другого, а чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту.

Любые эмоциональные проявления сверстника или взрослого он воспринимает как безусловную ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной (похвала, одобрение, улыбка) или отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань) форме.

Как взаимодействовать с демонстративным ребенком

Чтобы выстроить взаимодействие с ребенком , необходимо учитывать причины его демонстративного поведения .

Постоянная потребность в похвале, превосходстве над другими - главный мотив всех действий и поступков такого ребенка . Он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Ребенок боится оказаться хуже других. И этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, различные невротические отклонения.

Чаще всего демонстративность характерна для единственного ребенка в семье , из которого родители (бабушки, дедушки) сделали кумира. В детском саду такой воспитанник жаждет того же внимания, поклонения и восхищения, какие дают ему близкие люди. Поэтому не исключено, что будет перебивать других и говорить сам, хвастаться своими рисунками и поделками, командовать в играх или «помогать» воспитателю в ходе режимных моментов. Если добиться внимания не получается, он будет обижаться, злиться, обзываться, грубить, не слушаться взрослых.

«Кумиру семьи» необходимо уделять внимание «малыми дозами» . Например, похвалить его поделку, погладить, иногда обнять, дать небольшое задание, поручение (вынести игрушки на прогулку, раздать материалы к занятию и т. п.) .

Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился еще один ребенок . В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви - в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом. Так как родители и воспитатели чаще всего не понимают истинных причин такого поведения или не желают вникнуть в суть проблемы, то своим неправильным поведением только усугубляют ситуацию.

В первое время смена привычного способа, чтобы привлечь внимание, на социально приемлемый будет сопровождаться взрывом негативизма. Поэтому педагог должен быть особенно терпеливыми.

Кроме того, если в группе демонстративные дети , по возможности следует отказаться от соревновательности в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, он начинает ориентироваться на оценку окружающих и демонстрировать свои преимущества перед другими.

Необходимо переключить внимание ребенка на сотрудничество , общение в ходе совместного рисования, лепки, конструирования или игры. Можно рассматривать с ним иллюстрации, картины, читать и обсуждать литературные произведения, например :

«Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание» (О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев) ;

«Кто сшил Видеку рубашку» (Ф. Левствик) ;

«Осенняя сказка» (А. Каралийчев) ;

«Девочка и ромашка» (В. Сухомлинский) и др.

Важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии . Приведем примеры нескольких игр.

«Волшебные очки» . Необходимые материалы - фантазийные очки (маскарадные) . Педагог сообщает о том, что у него есть волшебные очки. В них можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что он иногда прячет от всех. Педагог надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). Затем он предлагает детям поочередно надеть очки и назвать качества своих товарищей. В случае если кто-то из детей затрудняется, педагог помогает - дает подсказку. Повторы в этой игре не страшны, но желательно стремиться расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов» . Педагог предлагает детям провести конкурс хвастунов. Но хвастаться надо не своими достижениями и преимуществами, а соседом. Ведь так приятно - иметь самого лучшего соседа! Педагог просит детей посмотреть внимательно на того, кто сидит справа, и подумать, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, найдет в нем больше достоинств.

В данной игре не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен и «масштаб» достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы.

Победителя выбирают дети, но педагог может высказать свое мнение. Чтобы победа стала значимой и желанной, можно наградить победителя маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

«Рукавички» . Необходимые материалы - вырезанные из бумаги рукавички (количество пар равно количеству пар участников игры, цветные карандаши. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на орнамент других рукавичек.

Педагог предлагает детям порисовать в парах. Предварительно он перемешивает рукавички и раздает по одной каждому ребенку . Задача детей - по команде найти свою пару и как можно быстрее раскрасить свои рукавички. Для этого они заранее должны договориться, какими цветами будут раскрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителями становятся те дети, кто быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

Анализ игры :

Легко ли было действовать сообща, как одно целое?

Как вы договаривались? Кто выбирал цвет карандашей?

Что вы чувствуете?

«Небоскреб» . Материалы - складной метр, два-три деревянных кубика на каждого ребенка , деревянные цилиндры. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера.

Педагог предлагает детям взять по два кубика и сесть в круг на пол : «Сейчас все вместе вы будете строить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести, чтобы он не развалился. Один из вас начнет строительство - положит в центре кубик. Следующий кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом можно говорить друг с другом и вместе принимать решение, как поступить дальше. Я буду считать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Я буду измерять, на какую высоту уже поднялся небоскреб».

Желательно комментировать действия и стратегию детей, поддерживать те их решения, которые направлены на сотрудничество.

Анализ игры :

Понравилась ли игра?

Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?

«Неожиданные картинки» . Материалы - бумага и восковые мелки на каждого ребенка , музыкальное сопровождение. Педагог предлагает детям сесть в круг и взять по листу бумаги. По команде дети начинают рисовать в течение 2–3 мин. Также по команде они прекращают рисовать и передают начатые рисунки - каждый своему соседу слева. В течение 2–3 мин они работают с рисунком соседа. И так далее до тех пор, пока рисунки не совершат полный круг. Если группа большая , игру можно остановить после

Анализ игры :

Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

Какой рисунок тебе нравится больше всего?

Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

«Герой дня» . Педагог предлагает детям поучаствовать в увлекательной игре : «Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг. Сегодня я назначу героя дня. Им будет… (называет имя ребенка ) ». Для первого раза нужно выбрать ребенка , который имеет бесспорный авторитет среди детей, чтобы им было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений . «(Имя ребенка , встань, пожалуйста, в центр круга. А мы все обступим… (имя ребенка ) как можно плотнее. Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой - большая банка, наполненная теплым золотым солнечным светом. Мы будем мягко закрашивать (имя ребенка ) с головы до ног нашим теплым солнечным светом, при этом не касаясь (имя ребенка ) . Представьте, что вы заливаете (имя ребенка ) не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. Скажите (имя ребенка ) приятные слова, например : «Я рад, что ты ходишь со мной в одну группу » , «Я люблю с тобой играть» , «Ты моя подружка» , «Ты мне нравишься» . Вы можете высказать (имя ребенка ) свои пожелания, например : «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня» , «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей» .

Эта игра может стать одним из важнейших событий дня, потому что «герой» получает признание и дружескую поддержку всей группы . С другой стороны, остальные дети получают возможность просто, но ярко выразить дружбу.

Игру можно проводить ежедневно в течение длительного периода времени, лучше всего в конце дня. Тогда у каждого ребенка появится шанс хотя бы раз стать «героем» .

Подобные игры формируют общность с другими и дают возможность увидеть в сверстниках друзей и партнеров. А чувство общности и интерес к другому - тот фундамент, на котором строятся полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.