Урок в 6 кл степени сравнения прилагательных. Урок по английскому языку на тему "степени сравнения прилагательных". Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных

Понятие о степенях сравнения

В соответствии со своим общим грамматическим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие, в какой мере признак проявляется в предмете. Это сравнительная и превосходная степени сравнения.

Сравнительная степень прилагательного

Сравнительная степень прилагательного обозначает большее или меньшее проявление признака в том или ином предмете. Например:

Это пирожное слаще торта .

Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-, -ше-/-же.

Красивый - красивее

Мудрый - мудрее

Перед суффиксом -е- обычно происходит чередование согласных основы:

Сладкий - слаще

Низкий - ниже

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложениях они могут выполнять функции сказуемого и определения. Например:

Этот город красивее нашего родного .

Прилагательное красивее стоит в форме простой сравнительной степени. В данном предложении выполняет функцию сказуемого.

Давай найдем место красивее .

То же самое прилагательное в простой сравнительной степени будет определением.

Составная сравнительная степень образуется путем присоединения к прилагательному слов более или менее .

Сладкий - более или менее сладкий

Высокий - более или менее высокий

Прилагательные в форме составной сравнительной степени изменяются по родам, числам и падежам следующим образом: первое слово - более или менее - остается неизменным. А второе слово меняется:

К более высокому

О менее красивом

В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени могут быть как сказуемыми, так и определениями:

Погода сегодня более теплая, чем неделю назад .

В данном предложении мы видим, что прилагательное в форме составной сравнительной степени выполняет функцию сказуемого.

Более теплая вода понравилась Коле .

Та же самая форма сравнительной степени будет определением.

Запомните:

Сравнительная степень имен прилагательных не может быть образована одновременно простым и составным способом.

Ошибочным будет использование конструкции «более слаще». Правильными будут варианты более сладкий и слаще .

Превосходная степень сравнения прилагательных

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку:

Эверест - самая высокая вершина в мире .

Превосходная степень, как и сравнительная, бывает простой и составной.

Простая форма превосходной степени образуется при помощи суффиксов -ейш- или -айш-:

Тихий - тишайший

Мудрый - мудрейший

Прилагательные в форме простой превосходной степени сравнения могут изменяться по родам, числам и падежам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми.

Эверест - высочайшая вершина в мире .

Прилагательное высочайшая является определением.

Этот кратер глубочайший .

Прилагательное глубочайший - сказуемое.

Составная превосходная степень прилагательных может быть образована двумя способами:

1. Прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее :

Умный - самый умный

Высокий - наиболее высокий

В форме составной превосходной степени со словом самый по родам, падежам и числам изменяются оба слова:

Самому умному

О самом красивом

В форме составной превосходной степени со словами наиболее и наименее изменяется только второе слово:

О наиболее высоком

В предложении эта форма превосходной степени может выполнять функции как сказуемого, так и определения.

2. К форме простой сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего , если это сравнение с неживыми предметами, или слово всех , если это сравнение с живыми предметами или с рядом таких же предметов.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе .

В предложениях такие формы превосходной степени могут быть только сказуемыми.

Запомните:

Превосходная степень сравнения имен прилагательных не может быть образована сразу и простым, и составным способом.

Формы типа «наиболее глубочайший» являются ошибочными.

Нужно использовать другие формы превосходной степени сравнения - либо глубочайший , либо наиболее глубокий .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О степенях сравнения ().
  2. Yaklass.ru ().

Домашнее задание

Спишите пословицы, образовав сравнительную степень:

Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) новых двух.

Утро вечера (мудреный).

Дождливое лето (плохое) осени.

Здоровье (дорогой) золота .

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечная мышца, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив .

Беллаш Елена Владимировна

МАОУ СОШ № 17

Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных

Цели урока:

1) знать значение имён прилагательных в форме сравнительной степени;

2) знать правила образования и изменения прилагательных в сравнительной степени;

3) знать случи чередования звуков при образовании простых форм сравнительной степени;

4) уметь образовывать формы сравнительной степени имени прилагательного;

5) совершенствовать навыки нормированного употребления форм сравнительной степени;

6) уметь редактировать тексты, в которых используются прилагательные в форме сравнительной степени

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Определение темы урока и его целей.

1. Запишите предложение.

2 человека у доски, остальные работают в тетради

2. Выпишите из предложения качественное прилагательное и произведите его морфологический разбор.

В зимние тихие ночи лунный свет колдует над полями пшеницы.

Тихие – прилагательное, (какой?), Н. ф. тихий. Качественное, употреблено в полной форме, в Вин. пад. множ. числе. Ночи (какие?) тихие. В предложении является определением.

3. Докажите, что прилагательное «тихие» является качественным. Какой из названных морфологических признаков имени прилагательного нами ещё не изучался? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Каковы цели сегодняшнего урока?

III. Знакомство со сравнительной степенью имени прилагательного.

Работа с учебником (устно) № 391

    Прочтите задание.

    Какие прилагательные в форме сравнения вы могли бы выделить? В качестве подсказки используйте таблицу, приведённую выше (старее, сильнее, увёртливее).

    Какое из этих слов является устаревшим? Как мы сказали бы сейчас? К какой степени сравнения можно отнести данные слова (старее – старше; сравнительная степень)?

Какой признак обозначают прилагательные в сравнительной степени? Какое значение имеют прилагательные в сравнительной степени (Признак в большей или меньшей степени)? Как, в какой степени проявляется признак в сравнительных прилагательных?

    По каким морфемным признакам можно определить, что прилагательные имеют форму сравнительной степени (по суффиксам, с помощью дополнительных слов).

Давайте познакомимся с суффиксами прилагательных в сравнительной степени. Переход к упр. № 392.

IV. Знакомство с суффиксами прилагательных в сравнительной степени.

№ 392 письменно.

    В какой форме приведены данные прилагательные?

    Запишите эти прилагательные, выделяя суффикс сравнительной степени (ее, е, ей). По одному человеку.

    При помощи каких суффиксов образуется сравнительная степень имени прилагательного? К какой форме имени прилагательного нужно присоединить эти суффиксы, чтобы получить форму сравнительной степени (к начальной форме)? Давайте проверим это на примере слов из нашего упражнения (устно).

    Какие изменения могут происходить в слове при образовании сравнительной степени (чередования)? Как называются подобные изменения? Назовите эти чередования

    Как вы думаете, сравнительная степень прилагательного может образовываться только при помощи суффиксов? Переход к распределительному диктанту.

V. Знакомство со сложной сравнительной степенью.

Распределительный диктант. Выпишите только прилагательные, стоящие в сравнительной степени.

Большой, больше, веселый, весел, более весёлый, менее весёлый, страшен, утренний, огромный, глубокая, суров.

    Какие прилагательные вы выписали?

    Одинаково ли образуются эти прилагательные? В чём отличие в образовании этих прилагательных?

    Назовите прилагательные, образующиеся с помощью суффиксов; с помощью дополнительных слов. Назовите эти дополнительные слова.

    Данные способы образуют два типа сравнительной степени (простую и сложную). Как вы считаете, как образуется простая сравнительная степень; сложная сравнительная степень?

    Какая из форм сравнительной степени может изменяться по родам, числам и падежам.

А сейчас давайте сами попытаемся образовать возможные формы сравнительной степени. Переход к упр. 394

VI. Отработка навыка образования форм сравнительной степени. № 394.

Письменно самостоятельно с дальнейшей проверкой.

1. Прочтите задание. Образуйте от данных слов сравнительную степень прилагательного в тех случаях. Когда это возможно?

Что необходимо выполнить в этом упражнении? От всех ли слов можно образовать форму сравнительной степени?

Менее дружеский, трагичнее, менее трагичный, более героический, звонче, менее звонкий, тоньше, тонкий, жарче, менее жаркий.

2. От какого прилагательного вы не смогли образовать форму сравнительной степени? Почему? Определите разряд этих прилагательных.

3. От каких прилагательных вы смогли образовать только сложную степень? Почему? Что общего в морфемном облике этих прилагательных? Какой вывод об образовании прилагательных в сравнительной степени можно сделать на основе данного упражнения?

Простую сравнительную степень не образуют бывшие относительные прилагательные с суффиксами –ов, -ск, -н, бывшие причастия с суффиксом –л: боевой, дружеский, кровный, горелый. Не образуют степеней сравнения также качественные прилагательные, которые обозначают постоянный признак: женатый, вдовый, хромой, вороной и др.

Вы научились составлять слова в сравнительной степени. Но важно не только составлять прилагательные в сравнительной степени, но и правильно употреблять эти прилагательные в речи или на письме в предложениях или тексте, стараясь избежать возможных ошибок. С некоторыми возможными случаями ошибок мы познакомимся, выполняя упражнение № 395. Переход к упражнению.

VII Упражнение № 395 (устно).

    Прочтите задание.

    Исправьте предложения. Прочтите правильный вариант.

    Какую ошибку допустил ученик? Почему?

Определение того, каким членом предложения будут являться прилагательные в форме сравнительной степени (1 человек у доски с карточкой). Затем после выполнения упр. 395 класс по записям на доске определяет, каким членом предложения будет прилагательное в сравнительной степени.

Из двух зол выбирают меньшее.

В условиях Крайнего Севера олень выносливее собаки.

VIII Обобщение на основе заполнения раздаточного материала.

IX Тестовые задания (раздаточный материал)

Домашнее задание. П 104, № 396,

Сравните двумя способами:

– родниковую и речную воду по чистоте (чище – грязнее);

– планеты Солнце и Землю по величине (больше – меньше);

– растительность тундры и тайги по густоте (гуще – скуднее).

Творческое задание

Написать сочинение-миниатюру на тему: «А снег идет, идет…», используя прилагательные в сравнительной степени.

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Признак в большей или меньшей степени

Признак в одном предмете в набольшей или наименьшей степени

Выше лучше

Высочайший

Образуются

Суффиксы

Более, менее

Суффиксы -

Частицы самый, наиболее,

наименее

Изменяются

нет не склон.

да (род.чис.пад)

(род.чис.пад)

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Образуются

Изменяются

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Образуются

Изменяются

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Образуются

Изменяются

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Образуются

Изменяются

Тестовые задания

Обведите номер или номера правильного (правильных) ответа (ответов).

1. Сравнительная степень имени прилагатель­ного образуется путем:

1) прибавления к основе начальной формы суф­фикса -ейш(-айш);

2) прибавлением к основе начальной формы суффиксов -ее(-ей), -е, -ше;

3) прибавлением слова «наиболее», «самый» к начальной форме;

4) прибавлением слова «более» к начальной форме.

2. Прилагательное в форме сравнительной степени это:

2) добрейший;

3) менее громкий;

4) хороший;

3. Прилагательное в форме сравнительной степени это:

1) наилучший;

2) достойнее;

3) достойный;

4) менее подвижный.

4. Прилагательное в форме сравнительной степе­ни в предложении является:

1) определением;

2) сказуемым;

3) дополнением;

4) подлежащим.

5. В образовании формы сравнительной степени прилагательного допущены ошибки:

2) хорошее;

3) позжее;

4) удобнее.

6. Синтаксическая роль прилагательного определена верно в предложении:

1) В детстве деревья выше, а краски ярче;

2) В детстве деревья выше, а краски ярче;

3) В детстве деревья выше, а краски ярче;

7. Имя прилагательное в предложении Вы нашли не лучшее место имеет признаки:

1) нарицательное;

2) в краткой форме;

3) качественное;

4) в сравнительной степени;

5) средний род;

6) единственное число;

7) именительный падеж.

8. Ударение поставлено правильно:

1) красивее;

2) удобнее;

3) спокойнее.








Подумайте! По родам, числам и падежам прилагательные в форме сравнительной степени изменяются или нет? В доме одном у папашки с мамашкой Жили кудрявые дочки – близняшки. Очень была дочка Люба кудрява, Но даже кудрявей ее была Клава. - Слово кудрявей, ребята, возьмите И по родам поскорей измените. В доме идет конкурс тщеславий: Папа кудрявей иль мама кудрявей?


















Вывод: прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам (в ед. ч.), числам и падежам. Теперь – роль в предложении! Прекраснейшая фея сотворила чудо. Я получил самый прекрасный подарок. Этот подарок самый прекрасный Определение, сказуемое.






Правильно ли распределены слова в две колонки? Напишите правильно. Сравнительная степень 1. Шире 2. Глубочайшая 3. Самая интересная 4. Слаще 5. Легчайший 6. Наиболее удобный 7. Дальшеюе 8. Превосходнейший 9. Более чистый Превосходная степень 1. Старейший 2. Более мягкий 3. Дольшеюе 4. Простейший 5. Самый густой 6. Тверже 7. Самый ужасный 8. Прилежнее 9. Более известный


Найдите ошибки и исправьте их. Более громче, самый умнейший, менее грамотный, наиболее интересный, самый вкуснейший, самый главный, более осторожный, твердое, мельче, слаще, мягче, более мельче, самый горький, более сладкий, дороже, ужаснее, самый искусный.


Найдите имена прилагательные в форме сравнительной степени и подчеркните их как члены предложения Человеческое слово острее стрелы. Маленькое дело лучшеюе большого безделья. Здоровье дороже золота. Добрые слова лучшеюе мягкого пирога. Правда светлее солнца.


Домашнее задание: Напишите сочинение на тему « Природа родного края», используя прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. В сочинении должно быть минимум 10 предложений с использованием прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.



Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, преподающим в 6 классе, а также может пригодиться при комплексном повторении при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную.
Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения логической операции сравнения - важного метода познания окружающего мира.
Расширение теоретических лингвистических и метапредметных сведений, с одной стороны, и подбор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому материалу, более глубокое его усвоение.

Цели:
Образовательная: закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения
Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Задачи:
формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формирование навыков монологической речи;
развитие коммуникативных навыков учащихся;
воспитание бережного отношения к языку, культуры общения.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Определите сравнительные степени прилагательных и объясните, как вы это сделали. Как вы понимаете смысл пословиц?
(Упражнение направлено на различение имен прилагательных в сравнительной степени и наречий в сравнительной степени. Без контекста это определить невозможно, но в предложении после выяснения синтаксической роли слова это не составляет трудности. Прилагательное в сравнительной степени обычно является определением или сказуемым, а сравнительная степень наречия – обстоятельством)
1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Волнам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук речей казался иногда нежней. (А. Пушкин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).

Упражнение 2.
а) Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Найдите прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму.
б)Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударением он произносится?
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня...?
Признавайся: всех я...,
Обойди всё царство наше.

Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор.
А Иван им стал кричать:
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы...,
Да Иван-то вас...:
Он у вас коней не крал!»

Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите прилагательные в форме сложной сравнительной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?
«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».
(Более рабского, более царственного)

Упражнение 5. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предложения:
1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки - сравнение по весу.
2. Юпитер и Земля, океан и море - по величине.
3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав - по длине.
4. Сириус и Полярная звезда - по яркости.

Упражнение 6. Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени.
Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме¬тов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (вре¬менных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др.
Упражнение 7. Закончите предложе¬ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.
1. С наступлением весны дни... . 2. При нагревании вода... . 3. Там, где прошёл лыжник, снег... . 4. Ближе к устью река... . 5. Человек, который занимается спортом, ... .

Упражнение 8. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе¬ни. Составьте предложения с полу¬ченными словосочетаниями.
Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).
Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень качества среди множества предметов или всего класса однородных предметов.

Упражнение 9. Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.
Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Конспект урока русского языка в 5 классе "Степени сравнения имён прилагательных" УМК. Львова, Львов Русский язык. 5 класс

Розова Елена Андреевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ "СОШ № 252" города Санкт-Петербурга

Класс : 5
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель: познакомить учащихся со степенями сравнения имён прилагательных
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием степеней сравнения;
Определить, какие степени сравнения бывают;
Выяснить, как образуются степени сравнения в русском языке;
Отработать орфографические навыки написания слов спортивной тематики;
Научить образовывать различные степени сравнения.
Воспитательные:
Воспитание любви к родному языку;
Воспитания умения вести диалог на научную тему, слушать собеседника;
Воспитание чувства гордости за родную страну.
Развивающие:
Развитие языкового чутья.
Формирование УУД.
Личностные УУД:
Смыслообразование;
Целеполагание.
Регулятивные УУД:
Планирование;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Познавательные УУД:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний.
Коммуникативные УУД
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Владение монологической и диалогической речами.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Методы и приёмы : выполнение морфемного и морфологического разборов, анализ лингвистического материала, беседа, поиск языкового материала, выполнение упражнений, конструирование предложение, чтение научного и художественного текстов, работа и иллюстрациями, составление опорного конспекта, выполнение упражнений.
Межпредметные связи: история, физическая культура.
УМК : Львова, Львов Русский язык. 5 класс.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, «пергамент».

Ход урока

I. Организационный этап . Здравствуйте ребята! Рада вас всех здесь сегодня видеть. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
II. Этап проверки выполнения домашнего задания . Д/з № 619 (зад. 1, 2) 3 ученика предварительно выполняют морфемный и морфологические разборы, один из них вставляет буквы в текст презентации.

Большинство древних книг написано на пергаменте. Его делали из козлиной, телячьей, бараньей или свиной кожи.
Для изготовления пергамента кожу подвергали тщательной обработке. Вымачивали, уничтожали остатки волос. Втирали мел, чтобы он впитал жир, выглаживали и сушили.
Пергамент был очень дорогим материалом. Из одной шкуры изготавливали только два или три листа. Чтобы написать книгу, требовалось целое стадо животных.


Козлиной
Коза
Козёл
Изготовления
Готовить
Приготовленный
Козлиной – имя прилагательное
1. Признак предмета, Н.ф. – козлиный
2. П.п.: притяжательное
3. Н.п.: Р.п., ед.ч., ж.р.
4. Определение, из козлиной кожи

Изготовления – имя существительное
1. Предмет, Н.ф. – изготовление
2. П.п.: нарицательное, ср.р., неодуш., особое склонение
3. Н.п.: Р.п., ед.ч.,
4. Дополнение, для изготовления.

Четвёртый ученик называет, какие притяжательные, и какие относительные прилагательные ему встретились. На слайде они последовательно выделяются цветом. Какой разряд прилагательных не встретился в тексте? (относительные)

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
- Ребята, а вы знаете, в какой стране появился пергамент? (Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение. Оттуда она перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры). Грецию считают родиной пергамента ошибочно.


- А вот родиной чего Греция считается по праву, в особенности гора, которая находится на юго-востоке Фессалии? (Олимпийских игр)


- А кто может мне назвать девиз Олимпийских игр в независимости от места и времени их проведения? (Быстрее, выше, сильнее!). Именно под этим девизом и пройдёт наш сегодняшний урок. Но у нас не урок физкультуры… К сожалению… И поэтому в первую очередь меня интересует лингвистическая подоплёка олимпийского девиза.


- Скажите, пожалуйста, слова какой части речи составляют лозунг? (Имя прилагательное). Здесь нужно заострить внимание на том, что в зависимости от контекста данные слова могут менять частиречную принадлежность.
- А в какой форме употреблены данные имена прилагательные? (сравнительной степени)
- Как вы думаете, какая будет тема урока? (Степени сравнения имён прилагательных). Запишем в тетрадях число, классная работа и тема урока.
- Что мы должны сделать, чтобы раскрыть тему урока? (Вспомнить, у какого разряда прилагательных могут быть степени сравнения; сколько степеней сравнения бывает; как они образуются).


Экран выключается.
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Обратимся к странице учебника 100 и прочитаем теоретический материал.
- Итак, скажите, пожалуйста, какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (только качественные)
- Сколько всего степеней сравнений имеет имя прилагательное в русском языке? (три)
- Назовите их (положительная, сравнительная и превосходная)
- Какая степень сравнения называется положительной? (та, которая выражает признак предмета без сравнения с другими предметами, то есть исходная форма прилагательного).
- В чём особенности сравнительной степени? (указывает на то, что в одном предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом)
- Что подчёркивает превосходная степень? (что данный предмет по качеству превосходит другие).
Рассмотрите три картинки внизу 100 страницы, и, используя их, объясните смысловые различия между положительной, сравнительной и превосходной степенями сравнения.
Заслушиваются 1 – 2 ответа учащихся.
Включается экран.
Обратим внимание на то, как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения. Для этого построим Олимпийскую деревню при помощи ручки, линейки и карандаша.


V. Этап первичной проверки понимания изученного.
На столе у вас лежит импровизированный пергамент, сохранившийся ещё с первой олимпиады в древней Греции. Давайте же полюбопытствуем, что на нём начертано.
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ


Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево ВЫШЕ того, а другое - если оно САМОЕ ВЫСОКОЕ, ВЫСОЧАЙШЕЕ дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.
Разумеется, деревьев.
Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. САМЫЙ ТВЕРДЫЙ металл - только среди металлов (алмазы уже не считаются). КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж - только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).
Превосходная степень признает только своих, и превосходство ее - над своими.
Довольно скучный удел. Прямо-таки СКУЧНЕЙШИЙ (опять же - среди уделов).
Сравнительная степень живет веселей, у нее широкий круг общения. Дерево может быть ВЫШЕ куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть УМНЕЕ профессора (тогда как САМЫЙ УМНЫЙ студент - САМЫЙ УМНЫЙ только среди студентов).
Видимо, настоящее превосходство познается не в узком кругу своих, а в более широком общении.
Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь - и сам станешь ВЫШЕ, УМНЕЕ, КРАСИВЕЕ.
А когда ты самый красивый - в узком кругу и самый умный - в узком кругу… Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома…
(Ф.Кривин «Принцесса Грамматика или Потомки древнего глагола»)
- Можно ли эту рукопись назвать текстом?
- Да, можно. У неё есть тема – степени сравнения, у неё есть идея – различия в значениях степеней сравнения. Предложения связаны грамматически и по смыслу. Наблюдается завершённость и смысловая законченность.
- Какой тип речи перед нами? (размышление, автор размышляет о различиях между значениями степеней сравнения).
Работаем по группам. 3 ряд выписывает из текста прилагательные в положительной степени, 2 ряд – в сравнительной, 3 – в превосходной.
Положительная Сравнительная Превосходная
Превосходная
Сравнительная
Подобных*
Красивый
Скучный
Широкий
Унизительным
Узком
Высокого Выше
Веселей
Умнее
Более широком
Интересней
Красивее**
Ниже Самое высокое
Высочайшее
Самый твёрдый
Красивейший
Скучнейший
Самый умный
Самый красивый
* Здесь подобных значит похожих, также это слово может быть местоимением (в подобных случаях = в таких случаях)
** КрасИвее или красивЕе? – красИвее
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий . Дидактическая игра «Я самый».
В любой области знаний, а также в спорте нужно уметь правильно оценивать свои сильные и слабые стороны. И, разумеется, и каждого из нас есть свои преимущества. Сейчас я предлагаю вам записать в тетради 5 своих самых лучших качеств, используя для этого конструкцию «Я самый…» и дальше продолжить. Ваши спортивные достижения приветствуются.
- Ариана, ты у нас баскетболистка, значит ты…
- Я самая меткая!
- Али, ты у нас боксёр, значит ты…
- Я самый сильный!
- Полина, ты очень хорошо бегаешь, значит ты…
- Я самая быстрая!
- Посмотрите, какие мы все самые-самые! А при помощи какого языкового явления мы себя расхваливали?
- При помощи превосходной степени сравнения.
- Молодцы! А самым-самым спортивным прямая дорога на Олимпиаду, поэтому начнём к ней готовится прямо сейчас.


VII. Физкультминутка.


Встаньте, пожалуйста. И повторяйте движения за тренером, то есть за мной. Трибуна болельщиков активно поддерживает свою сборную и не отстаёт от неё!
Чтобы стать хорошим фигуристом, нужно быть пластичным, а для этого потянемся вверх и схватим с неба свою звезду!
Чтобы сыграть партию в кёрлинг, нужно быть очень гибким! Наклонимся и дотянемся до носочков! И пусть британцы удивляются, как этим русским всё удаётся!
Хоккеисты вынуждены всегда носить во время матча шлем, а в нём так затекает голова. Сделаем по три наклона головой в разные стороны. Теперь сборная команды может даже не рассчитывать на сокрушительную победу!
В биатлоне нам необходимо острое зрение – поработаем глазками! Вправо-влево, вправо-влево. И поморгали. Вверх-вниз. Вверх-вниз. И поморгали. А теперь закроем глазки. 1,2,3 и посмотрим вдаль. Снова закроем глазки. 1,2,3 и посмотрим вдаль. Ну, теперь наше зрение острее, чем у орла.
И, наконец, гонка преследования. Чтобы обогнать немцев, нужно быть в хорошей форме. Пробежкой от бедра ать-два!
Теперь вы готовы к Олимпийским состязаниям! Продолжим нашу работу!
Экран выключается.
VIII. Этап обобщения и систематизации знаний. Очень трудно сравнивать спортсменов между собой. Однако один в чём-то превосходит другого, а третьему удаётся выполнить двойной тулуп намного лучше, чем четвёртому. Давайте вместе разберём, чем отличаются спортсмены друг от друга.
Включается экран.
Запишите предложения, вставляя прилагательные в нужной степени сравнения.
Легкоатлет прыгает … всех.
Группа юных баскетболистов … среди других групп.
Конькобежка Фаткулина … из российской сборной.
Выступление этого фигуриста оказалось … , чем на Олимпиаде в Ванкувере.
Слова для справок: быстрый, далёкий, удачный, высокий


IX. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Взаимопроверка. Ответ:
Легкоатлет прыгает дальше всех.
Группа юных баскетболистов самая высокая среди других групп.
Конькобежка Фаткулина самая быстрая/быстрейшая из российской сборной.
Выступление этого фигуриста оказалось, чем на Олимпиаде в Ванкувере.

X. Этап обобщения и систематизации знаний.
В начале урока мы поставили перед собой несколько вопросов. Сумели ли мы найти на них ответы?
- У какого разряда прилагательных могут быть степени сравнения?
- У качественных.
- Сколько степеней сравнения бывает?
- Три (положительная, сравнительная и превосходная)
- Как они образуются (при помощи суффиксов и вспомогательных слов)
- Сумели ли мы реализовать цель, поставленную в начале урока?
- Да.
- На следующем уроке мы с вами продолжим разговор о степенях сравнения имён прилагательных и поговорим об их употреблении с точки зрения культуры речи и грамматических норм в частности.
XI. Этап информации о домашнем задании. Откроем дневники и запишем домашнее задание.


XII. Этап подведения итогов занятия. Подводятся итоги занятия, комментируются и выставляются оценки.
XIII. Этап рефлексии.