Тест онлайн на определение глагола

Зимакова Полина Юрьевна, учитель информатики

МОУ «Средняя школа № 42 им. Н.П. Гусева с углубленным изучением французского языка»,

г. Ярославль

Алгоритмы и исполнители. Вариант 1.

1. Алгоритмом называется:

    подробный перечень правил выполнения определенных действий;

    последовательность команд для компьютера;

    описание последовательности в виде геометрических фигур, соединенных линиями и стрелками.

2. Что из перечисленного является алгоритмом?

    орфографические правила

    правила выполнения арифметических операций

    правила техники безопасности

    правила выполнения перевода чисел из одной системы счисления в другую

3. Свойство алгоритма «дискретность» означает:

4. Каким свойством не обладает формальный исполнитель?

    понимает смысл команд

5. Укажите блок-схему, соответствующую алгоритмической конструкции «ветвление – неполная форма»

    полная форма ветвления

    неполная форма ветвления

    цикл с постусловием

    цикл с предусловием

7. Какую алгоритмическую конструкцию следует выбрать, если необходимо выполнить некоторую последовательность действий определенное количество раз?

    цикл с предусловием

    цикл «повторение»

    ветвление

    вспомогательный алгоритм

8. Алгоритм включает в себя ветвление, если:

    если он включает в себя вспомогательный алгоритм.

9.

    графический, программный;

    графический, псевдокод.

Алгоритмы и исполнители. Вариант 2.

1. Исполнитель - это

    понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей;

    некоторый объект, способный выполнять определённый набор команд;

    некоторый объект, составляющий последовательность геометрических фигур, соединенных линиями и стрелками;

    ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд;

2. Какой из ниже перечисленных документов является алгоритмом:

    расписание поездов;

    прайс-лист (список цен на товары);

    инструкция по установке телевизора;

    правила техники безопасности

3. Свойство алгоритма «понятность» означает:

    при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;

    алгоритм должен быть разбит на последовательность отдельных шагов;

    записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;

    алгоритм должен обеспечивать решение некоторого класса задач данного типа для различных значений данных;

4. Каким свойством обладает только неформальный исполнитель?

    решает круг определенных задач

    имеет собственную систему команд

    понимает смысл команд

    может работать в разных режимах

5. Укажите блок-схему, соответствующую алгоритмической конструкции «цикл»

6. Какой тип алгоритма соответствует данной блок-схеме?

    полная форма ветвления

    неполная форма ветвления

    цикл с постусловием

    цикл с предусловием

7. Какую алгоритмическую конструкцию следует выбрать, если необходимо выполнить некоторую последовательность действий только в случае выполнения некоторого условия?

    цикл с предусловием

    цикл «повторение»

    ветвление

    вспомогательный алгоритм

8. Алгоритм называется циклическим:

    если он включает в себя вспомогательный алгоритм;

    если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

    если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;

    если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

9. Укажите наиболее полный перечень способов записи алгоритмов:

    графический, псевдокод;

    графический, программный;

    псевдокод, словесный, программный;

    словесный, графический, на алгоритмических языках;

10. Перечислите свойства алгоритма

Упражнение 1. Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) безличные, 3) возвратные, 4) переходные, 5) непереходные, 6) глаголы условного наклонения, 7) глаголы повелительного наклонения. 1. Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.). 2. Крепни и славься в битвах веков, Красная Армия большевиков (М.). 3. Хотел бы очень сам я посудить, твое услышав пенье. (К.). 4. Приляг-ка, брат, и отдохни, да коли хочешь, так сосни (К-)- 5. Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица (К-). 6. Хочется подышать свежим воздухом. 7. Что-то нездоровится мне сегодня. 8. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.). 9. ...Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин (М.).
Упражнение 2. Образуйте (и напишите) неопределенную форму и прошедшее время глаголов: Ночую, кочую, гарцую, рассматриваю, показываю, чувствую, участвую, шествую, шефствую, командую, заведую, интересуюсь, присматриваюсь, агитирую, преследую, оканчиваю.

Упражнение 3 .

Прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал 3 , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел 3 ...

Книги говорили 3 мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться 3 в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит 3 вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)

1. Найдите в тексте глаголы.

2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.

3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.

4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?

5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.

6. Произведите морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Глагол"

1. В каком ряду все слова являются глаголами?

А ) выписал, замерз, куплю, забыт

Б) построен, нарисовала, берег, сшит

В) одет, смел, съел, сходите

Г) выдержишь, дам, отбил, сотри

2. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?

А ) люблю, придумывал, работать, спел

Б) заснул, открылся, бегите, ищу

В) вспомню, покорми, прошелся, увижу

Г) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем

3. В каком ряду все глаголы являются переходными?

А ) лягу, помогу, уберу, сделаю

Б) учу, узнаем, принесите, сочиняю

В) встать, ползти, сплетничать, синеть

Г) танцуешь, смущаться, выбрать, несу

4. В каком предложении нет разноспрягаемого глагола?

А ) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

Б) Многие книги дарят нам радостные минуты.

В) Он хочет научиться всему хорошему.

Г) Конь бежит - земля дрожит, из ноздрей дым валит.

5. В каком варианте грамматические признаки указаны правильно?

А ) промолвила - глагол совершенного вида, в прошедшем времени, в 3-м лице

Б) искать - глагол несовершенного вида, переходный, возвратный

В) надеется - глагол непереходный, в 3-м лице, в единственном числе

Г) шуметь - глагол I спряжения, в неопределенной форме

6. У какого из выделенных глаголов неправильно определены грамматические признаки в предложении «И пусть он кажется неблагодарным, пусть даже не чувствует ее любви, как воздуха, которым дышит, - ей ведь и не нужно награды иной, кроме сознания, что без нее не мог бы прожить ни дня» ?

А ) чувствует - глагол несовершенного вида, переходный, невозвратный, I спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе, в предложении является сказуемым

Б) дышит - глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, II спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице в единственном числе, в предложении является сказуемым

В) (не)мог бы - глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, I спряжения, условного наклонения, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде, входит в состав сказуемого

Г) прожить - глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, неизменяемая форма (инфинитив), входит в состав сказуемого

7. Глагол обозначает действия, протекающие различно. Какому наклонению соответствует каждое из указанных действий по характеру протекания?

1. Действие реально происходит во времени.

2. Действие возможно лишь при определённом условии.

3. Действие, к которому говорящий побуждает или запрещает его совершать.

А) Повелительное наклонение.

Б) Условное наклонение.

В) Изъявительное наклонение.

8. В каком предложении глагол повелительного наклонения?

А) Знаете ли вы украинскую ночь?

Б) О муза, расскажи торжественный поход

В) Петя проболел всю зиму .

Г) Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

9. Определите форму наклонения у глаголов.

1. Вьюги да метели под февраль полетели.

2. Береги платье снову, а честь смолоду.

3. Кабы, знал, где упасть, так соломки бы подостлал.

А) повелительное наклонение.

Б) условное наклонение.

В) Изъявительное наклонение.

10. Определите время глаголов в предложениях.

1. Солнце жгло .

2. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно .

3. Завтра трубы затрубят, завтра громы загремят .

А) Настоящее время.

Б) Будущее время.

В) Прошедшее время.

11. Как связаны грамматические признаки глагола «время» и «вид»?

А) Глаголы совершенного и несовершенного вида имеют одинаковое количество форм времени: настоящее, прошедшее, будущее.

Б) Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее.

В) Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее и прошедшее, а настоящее время у них отсутствует.

12. Определите время и вид глагола.

1. А теперь взглянем от России на запад .

2. На листву, как на чудо, я гляжу благодарного.

А) Настоящее время, несовершенный вид.

Б) Будущее время, совершенный вид.

ГЛАГОЛ

Тест № 1.

1. Что обозначает глагол?

1) Предмет.

2) Признак предмета.

3) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

1) Кто? что?

2) Какой? какая? какое? какие?

3) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

1) Главным членом.

2) Второстепенным членом.

4. Изменяется ли глагол по числам?

1) Да. 2) Нет.

5. Сколько временных форм имеют глаголы?

1)2 2)3 3)4

6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...

1) прошедшего времени;

2) настоящего времени;

3) будущего времени.

7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

1) Что делает? что делают?

2) Что сделает? что будет делать?

3) Что делал? что делали?

8. Выбери глаголы будущего времени.

1) пробежала 3) прилетит 5) запищат

2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует

9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело, имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?

1) Прошедшего времени.

2) Будущего времени.

3) Настоящего времени.

10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

1) По числам.

2) По падежам.

3) По родам.

11. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.

1) Мужской род.

2) Женский род.

3) Средний род.

12. Окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме...

1) мужского рода;

2) женского рода;

3) среднего рода.

13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме...

1) Мужского рода;

2) женского рода;

3) среднего рода.

14. Выбери глаголы среднего рода.

1) смешался 4) впряглись 7) выглянуло

2) подтаяла 5) скрипит 8) заговорила

3) осветило 6) приблизилось 9) вздрогнул

Проверь себя!

1.3; 2.3; 3.1; 4.1; 5.2; 6.2; 7.3; 8.3, 8.4, 8.5, 8.6; 9.1; 10.1, 10.3; 11.2; 12.3; 13.1; 14.3, 14.6, 14.7.

ГЛАГОЛ

Тест № 2.

1. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы...

1) что делал? что сделал?

2) что сделает? что будет делать?

3) что делать? что сделать?

2. Выбери в словосочетаниях глаголы в неопределенной форме.

1) работает добросовестно 5) приступить к работе

2) приятно посмотреть 6) пошел медленно

3) трудно построить 7) пообедать вовремя

4) чистит аккуратно 8) гуляет ежедневно

3. Какие глаголы изменяются по лицам?

1) Глаголы прошедшего времени.

2) Глаголы настоящего времени.

3) Глаголы будущего времени.

4. Как определить лицо глагола?

1) По числу.

2) По окончанию.

3) По местоимению.

4) По вопросу.

5. На какие вопросы отвечают глаголы первого лица единственного числа?

1) Что я делаю?

2) Что ты делаешь?

3) Что он делает?

6. Если глагол отвечает на вопросы: что он делает? что они делают?, то какого он лица?

1) Первого лица.

2) Второго лица.

3) Третьего лица.

7. Выбери глаголы второго лица.

1) мы восхищаемся 4) ты поздравляешь

2) они мечтают 5) он приобретает

3) вы расцветаете 6) я советуюсь

8. Какого лица глаголы припечет, зазеленеет, соберутся, опустятся.

1) Первого лица.

2) Второго лица.

3) Третьего лица.

9. Глаголы какого лица имеют окончания -ешь, -ишь?

1) Первого лица.

2) Второго лица.

3) Третьего лица.

10. Глаголы какого спряжения имеют окончания : -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (ют)?

1) Первого спряжения.

2) Второго спряжения.

11. Какие окончания имеют глаголы второго спряжения?

1) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)?

2)-у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят)?

12. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

1) Проспрягать его.

2) Изменить по лицам и числам.

3) Определить спряжение.

13. Как можно определить спряжение глагола?

1) По вопросу.

2) По форме третьего лица множественного числа.

3) По форме первого лица единственного числа.

4) По неопределенной форме.

14. Какие глаголы относятся к первому спряжению?

1) Те, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить.

2) Те, которые в неопределенной форме оканчиваются не на -ить, а на -ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, -еть, -ти.

15. У глаголов второго спряжения неопределенная форма оканчивается...

1) на -ить.

2) не -ить, а на -ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, -етъ, -ти.

16. Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ить, значит, он...

1) первого спряжения;

2) второго спряжения.

17. Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ать, -ять, значит, он...

1) первого спряжения.

2) второго спряжения.

Проверь себя!

1.3; 2.2, 2.3, 2.5, 2.7; 3.2, 3.3; 4.3, 4.4; 5.1; 6.3; 7.3, 7.4; 8.3; 9.2; 10.1; 11.2; 12.3; 13.2, 13.4; 14.2; 15.1; 16.2; 17.1;

ГЛАГОЛ

Тест № 3.

1. Какая буква пропущена в окончании глаголов : про лета...шь, сия...м, мечта...шь, отвеча...шь, боремся, пиш...те, запрещаем, тян...м, встречаете, зеленеем, ро...м, рису...м?

1)-е 2) -и

2. Какая буква пишется в окончании глаголов : пил...шь, помн...м, корм...м, черт...шь, вер...м, пристро...м, чист...те, готов...м, прав...м, слав...шь, за-став...м, мороз...шь?

1)-е 2) -и

3. Найди ошибку в написании глаголов.

1) сочиняет стихи

2) водит машину

3) ищит ошибку

4) представит к награде

5) предоставит слово

6) колет дрова

7) моит посуду

8) гуляит на улице

4. Написание безударных гласных -е и -и в окончаниях глаголов зависит от...

1) их спряжения;

2) формы времени;

3) формы лица;

4) формы числа.

5. Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно узнать его...

1) спряжение;

2) время;

3) лицо;

4) число.

Для этого ставим глагол в форму...

5) 3-го лица множественного числа.

6) 1-го лица множественного числа.

Если окончание -ут (-ют), значит, глагол I спряжения и следует писать гласную е. Если окончание -ат (ят), значит, глагол II спряжения и следует писать гласную и.

6. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных личных окончаний глагола.

1) Ставлю глагол в форму 3-го лица множественного числа.

3) Определяю спряжение глагола: если окончание -ут (ют) - глагол I спряжения: пишу е; если окончание -ат (-ят) - глагол II спряжения: пишу и.

4) Смотрю на окончание.

7. Какую гласную нужно писать в глаголах : узна…шь, заглян...шъ, провожа…шь, сдела...шъ, жела…шь, игра...шъ, напиш...шь, чита...шь, выреза...шь?

1)-е 2)-и

8. Какую гласную нужно писать в глаголах : выполн…шь, посмотр...шъ, слож...шь, замет…шь, приход…шь, просверл...шь, провер…шь, накле...шь, выпил…шь?

1)-е 2) –и

9. Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно знать его спряжение. Для этого ставим глагол...

1) в неопределенную форму.

2) в форму прошедшего времени.

Если неопределенная форма глагола оканчивается на -ить, значит, глагол II спряжения и в окончании следует писать гласную...

3) -и 4)-е

Если неопределенная форма глагола оканчивается не на -ить, значит, глагол I спряжения и в окончании следует писать гласную...

5) -и 6)-е

Проверь себя!

1.1; 2.2; 3.3, 3.4, 3.7; 4.1; 5.1,5; 6.2, 6.1, 6.4, 6.3; 7.1; 8.2;

9. 1.3, 9.1. 6.

ГЛАГОЛ

Тест № 4.

1. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

1) Смотрю, на что оканчивается неопределенная форма глагола.

2) Нахожу глагол с безударным личным окончанием.

3) Ставлю глагол в неопределенную форму.

4) Определяю спряжение глагола: если неопределенная форма оканчивается на -итъ, это глагол II спряжения - значит, пишу и; если неопределенная форма оканчивается не на -итъ, это глагол I спряжения - значит, пишу е.

2. Укажи глаголы с буквой е в окончании.

1) подума...шь 3) ответ...шь 5) выступ...шь

2) послуша...шь 4) запомн...шь 6) передела...шь

3. В каких пословицах в окончании глаголов пишется буква е?

1) Дружная семья и землю превраща…т в золото.

2) Скромность украша...т человека.

3) Труд корм...т, а лень порт...т.

4) От гнева старе...шь, от смеха молоде...шь.

4. Укажи глаголы-исключения II спряжения.

1) вертеть 4) дышать 7) слушать 10) алеть

2)зеленеть 5) пахать 8)вечереть 11)гнать

3) смотреть 6) слышать 9) обидеть 12) терпеть

5. Укажи в каждом ряду «лишний» глагол.

1) а)нос...м б) посмотр...м в)пиш...м г) ход...м

2) а)отыщ...м б)крас...м в)гоня...м г)слуша...м

6. Выбери глаголы II спряжения.

1) гон...шь 5) смотр...шь

2) гоня...шь 6) посматрива..шь

3) обижа...шь 7) держ...шь

4) обид...шь 8) поддержива...шь

7. Выбери глаголы I спряжения.

1) плава...т 4) подход...т 7) заработа…т

2) чист...т 5) опута...т 8) натян...тся

3) вид...т 6) прицеп...т 9) вырв...т

8. Определи спряжение глаголов.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоня...шь стаи туч.

Ты волну...шь сине море,

Всюду ве...шь на просторе.

(А. Пушкин)

1) Первое спряжение.

2) Второе спряжение.

9. Назови орфограмму в словах : начали, сеяли, видели, верили.

1) Безударная гласная в корне.

2) Безударная гласная в окончании.

3) Безударная гласная в суффиксе.

Проверь себя!

1.2, 1.3, 1.1, 1.4; 2.1, 2.2, 2.6; 3.1, 3.2, 3.4; 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 4.9, 4.11, 4.12; 5.1 - в, 5.2 - б; 6.1, 6.4, 6.5, 6.7; 7.1, 7.5, 7.7, 7.8, 7.9; 8.1; 9.3.

ГЛАГОЛ

Тест № 5.

1. Как проверить правописание безударной гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени?

1) По окончанию глагола в форме 3-го лица множественного числа.

2) По неопределенной форме глагола.

2. У глаголов прошедшего времени в безударном положении перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и...

1) перед -ть, -ти в неопределенной форме;

2) в окончании глагола в форме 3-го лица множественного числа.

3. Восстанови порядок орфографических действий. При написании безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени.

1) Ставлю глагол в неопределенную форму.

2) Перед -ть, -ти пишется....

3) Нахожу глагол прошедшего времени с безударной гласной в суффиксе.

4) Пишу ту же гласную перед суффиксом -л.

4. Выбери глаголы с безударной гласной е в суффиксе.

1) вид...ли 5) езд...ли

2) замет...ли 6) отправ...ли

3) се...ли 7) выв...л

4) слыш...ли 8) стро...ли

5. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы.

1) Всегда во рту, а не проглот…шь,

а)-е б) -и

2) Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит - во...т, сяд...т - землю ро...т.

а) -е б) -и

3) Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглян...т, всяк заплач...т.

а) -е б) -и

4) На стене висит, болта...тся, всяк за него хвата...тся.

а) -е б) -и

5) Отбав...шь - больше будет, прибав...шь - меньше станет.

а) -е б) -и

6) Весна пригрева...т - он шубу надева...т, зима пройдет - снима...т.

а)-е б) -и

7) Сидит - зелене...т, летит - желте...т, лежит - черне...т.

а) -е б) –и

8) Под кустами, под елками кат...тся клубок с иголками.

а)-е б) -и

6. Вставь пропущенные буквы.

1) Буря мглою небо кро...т,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она заво...т,

То заплач...т, как дитя.

(А. Пушкин)

а)-е б) -и

2) Куст заден...шь плечом -

На лицо тебе вдруг

С листьев брызн...т

Роса серебристая.

(И. Никитин)

а)-е б) -и

3) Поет зима - аука...т,

Мохнатый лес баюка...т

Стозвоном сосняка.

(С.Есенин)

а)-е б) -и

4) ...Последний луч зари на башнях умира...т,

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угаса...т.

(В. Жуковский)

а) -е б) -и

7. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы.

1) Очень люб...т молодца, а бьют, колот...т без конца,

а)-я б) -ю

2) К вечеру умира...т, поутру ожива...т.

а)-е б) -и

3) Горя не зна...т, а слезы пролива...т.

а) -е б) -и

4) Гляжу я в окошко -- ход...т черная кошка,

а) -е б) -и

5) Язык есть, да не говорю, крылья есть, да не летаю, глаза есть, да не мигаю, ног нет, да не догон... шь.

а)-е б) -и

6) Не стукн...т, не брякн...т, а ко всякому подойдет,

а)-е б) -и

7) Всех перелетных птиц черней, чист...т пашню от червей.

а) -е б) -и

8) По лужку он важно брод...т, из воды сухим выход...т, нос.т красные ботинки, дар...т мягкие перинки.

а) -е б)- и

Проверь себя!

1.2; 2.1; 3.3, 3.1, 3.2,3.4; 4.1, 4.7; 5.1 - б, язык; 5.2 - а, жук; 5.3 - а, лук; 5.4 - а, полотенце; 5.5 - б, яма; 5.6 - а, лес; 5.7 - а, лист; 5.8 - б, еж; 6.1 - а, 6.2 - а, 6.3 - а, 6.4 - а; 7. 1 - а, мяч; 7.2 - а, день; 7.3 - а, туча; 7.4 - б, ночь; 7.5 - б, рыба; 7.6 - а, сон; 7.7 - б, грач; 7.8 - б, гусь.


Тест по теме «Глагол»

1. Какие морфологические признаки имеет глагол?
А) падеж, наклонение, род;
Б) склонение, лицо, время;
В) вид, наклонение, время, лицо, число;
Г) род, число, падеж;
Д) склонение, лицо, время, род, число, падеж.

2. Выберите вариант с переходным глаголом:
А) любить музыку;
Б) зайти за другом;
В) уйти домой;
Г) улыбаться девушке;
Д) одеться к ужину.

3. Какие глаголы обладают категорией рода?
А) глаголы настоящего времени;
Б) возвратные глаголы;
В) глаголы неопределенной формы;
Г) глаголы прошедшего времени;
Д) глаголы будущего времени.

4. От каких глаголов образуется форма настоящего времени?
А) выбросить, взять, просмотреть;
Б) приехать, сочинить, построить;
В) поздравить, сказать, взять;
Г) сочинять, помогать, дышать, поздравлять;
Д) написать, дыхнуть, выбросить.

5. Определите наклонение глаголов: спойте, сходил бы, напишу.
А) условное, повелительное, изъявительное;
Б) изъявительное, условное, повелительное;
В) повелительное, условное, изъявительное;
Г) изъявительное, повелительное, условное;
Д) условное, изъявительное, повелительное.

6. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?
А) гнать, дышать, держать, слышать;
Б) брить, стелить;
В) бежать, хотеть;
Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;
Д) все глаголы на –уть.

7. Какие глаголы являются безличными?
А) горевать, ночевать, бушевать;
Б) улыбается, умывается, одевается;
В) бродить, предупредить, дерзить;
Г) шелестеть, говорить, устремить;
Д). нездоровится, взгрустнулось, дышится

8. Назовите постоянные признаки глагола:
А) время, лицо, род;
Б) вид, число, время;
В) вид, спряжение, переходность;
Г) спряжение, лицо, число;
Д) наклонение, спряжение, время.

9. В каких глаголах пишется ь?
А) в инфинитиве, во II лице единственного числа, в повелительном наклонении;
Б) в глаголах I спряжения условного наклонения;
В) в глаголах II спряжения повелительного наклонения;
Г) во всех безличных глаголах;
Д) в глаголах прошедшего времени.

10. Как образовать видовую пару глаголов: разрезать, рассыпать?
А) с помощью перестановки ударения;
Б) с помощью приставок;
В) с помощью суффиксов;
Г) путем чередования гласных в корне;
Д) с помощью приставок и суффиксов.

11. Выберите вариант с суффиксом –ова- в глаголах:
А) доказ..вать, испыт..вать;
Б) доклад..вать, запис..вать;
В) врач..вать, гор..вать;
Г) след..вать, завид..вать;
Д) воспит..вать, использ..вать.

12. Выберите вариант с суффиксом –ева- в глаголах:
А) рад..вать, проб..вать;
Б) во..вать, гор..вать;
В) побесед..вать, расслед..вать;
Г) чувств..вать, мотивир..вать;
Д) оборуд..вать, завид..вать.

13. Выберите вариант с глаголами I спряжения:
А) встречаться, решать;
Б) обидеть, лечить;
В) решить, встретить;
Г) исправить, торопиться;
Д) накормить, заблудиться.

14. Выберите вариант с глаголами II спряжения:
А) добыть, желать;
Б) вязать, добывать;
В) играть, искать;
Г) спорить, утешить;
Д) обещать, ругать.

15. Какие причастия имеют краткую форму?
А) цветущее поле;
Б) плескавшиеся о берег волны;
В) покрытые снегом горы;
Г) бившиеся о гранитные берега;
Д) ползущий по земле.

16. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?
А) побелеть;
Б) краснеть;
В) раскрыть;
Г) разбрасывать;
Д) колоть.

17. Выбрать причастие, образованное от глагола II спряжения:
А) кача..мый волной;
Б) извива..щийся змеей;
В) ла..щий пес;
Г) бре..щийся утром;
Д) дыш..щий еле-еле.

18. Укажите вариант с одной –н- в причастии:
А) снегом окропле..ые;
Б) заряже..а отрицательно;
В) озаре..ый солнцем;
Г) занесе..ые метелью;
Д) окрыле..ые мечтой.

19. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:
А) Отшумев, замолчала листва.
Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.
В) Старик отошел, понурив голову.
Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.

20. В каком варианте обстоятельство, выраженное деепричаст-ным оборотом, не обособляется?
А) Широко разинув пасть медведь зарычал.
Б) Покорившись необходимости переждать ненастье я занялся патронами.
В) Ребята слушали экскурсовода разинув рот.
Г) Приблизившись к хвойному лесу егерь спустил его с поводка.
Д) Птенец взъерошивал перышки с жадностью проглотив червячка.

Ответы на тест «Глагол»

Ключ

1 В
2 А
3 Г
4 Г
5 В
6 В
7 Д
8 В
9 А
10 А
11 Г
12 Б
13 А
14 Г
15 В
16 А
17 Д
18 Б
19 Д
20 В

Дидактический комплекс по теме «Время глагола».

Пояснительная записка

Дидактический комплекс по теме «Время глагола» для учащихся 5-6 классов составлен на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы».

Дидактический комплекс детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного стандарта основного общего образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Задания дидактического комплекса подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся.

Материалы данного комплекса могут быть использованы при работе с любыми учебниками, соответствующими программе по русскому языку для 5-6 классов для проведения итогового и промежуточного контроля знаний учащихся по теме «Время глагола».

С недавнего времени в нашей стране обязательным стало сдавать ЕГЭ, и данный комплекс позволит учителям и учащимся начать подготовку к экзамену заранее, т.к. структура заданий соответствует структуре ЕГЭ. В этом и заключается актуальность дидактического комплекса.

Цели: - помочь учителю осуществлять контроль знаний при проверке домашних заданий и при закреплении полученных знаний;

Помочь учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, так как материалы комплекса по структуре соответствуют материалам итоговых экзаменов;

Задачи: - развить у учащихся умение применять полученные знания;

Развить внимание, память, логическое мышление у учащихся;

Развить творческие и коммуникативные способности у учащихся;

Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Структура заданий и критерии оценивания

Данный комплекс содержит тестовые задания, т.к. тест – является одним из эффективных и наиболее точных методов проверки и контроля знаний учащегося.

Тестовые задания данного комплекса разделены на 3 уровня сложности:

Уровень А – базовый (содержит 10 вопросов). К каждому вопросу предлагается не менее 3 ответов. За каждый правильный ответ ставится 1 балл.

Уровень В – более сложный (содержит 3-5 заданий). Каждое задание требует краткого ответа. За каждый правильный ответ ставится 2 балла.

Уровень С – повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания нужно написать развернутый ответ (часто это мини-сочинение небольшого объема). Задание оценивается по традиционной пятибалльной системе.

На выполнение тестовых заданий отводится целый урок (40-45 минут).

Тест №1

Уровень А

А1. Глагол – часть речи, которая обозначает:

    Признак

    Действие

    Признак по действию

    Предмет

А2. Укажите, какой грамматической категории нет у глагола:

    Залога

    Склонения

    Времени

    Наклонения

А3. Укажите, какая грамматическая категория глагола обозначает отношение действия к моменту речи:

    Наклонения

    Залога

    Спряжения

    Времени

А4. Укажите ряд слов, где все глаголы стоят в настоящем времени:

    Читает, говорил, убежит

    Забираешь, заберешь, приклеит

    Вспомнил, придет, плавает

    Рисует, думает, ждет

А5. Укажите ряд слов, где все глаголы стоят в прошедшем времени

    Уходит, застучала, сделает

    Рассматривал, делал, решает

    Вынес, напишет, ушел

    Нарисовал, ощутил, понял

А6. Укажите ряд слов, где все глаголы стоят в будущем времени

    Кричал, просмотрел, подойдет

    Запомнил, собирает, заметит

    напишет, приберет, застелет

    слушает, записал, кричит

А7. Укажите ряд (ы) слов, где глагол стоит в форме простого будущего времени:

    Встретим на перроне

    Я планирую уехать

    Позвоню вечером

А8.Укажите, какой глагол не имеет формы настоящего времени:

    грести

    Мерить

    собирать

    Чинить

А9.Укажите, от каких глаголов можно образовать форму настоящего времени:

    Скрипеть

    Говорить

    Лететь

    Рубить

А10. Укажите, какие утверждения ошибочны:

    Форму настоящего времени могут иметь глаголы только несовершенного вида

    Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с помощью суффикса – л-

    Форму будущего сложного времени имеют глаголы совершенного вида

Уровень В

(1)Если вы по утрам будете сидеть тихо, без резких движений, где-нибудь в саду или огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. (2)Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом все уменьшая расстояние. (3)Вы добьетесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук.

В1. Из предложения 1 выпишите глагол(ы) в форме будущего сложного времени.

В2. Напишите, в форме какого времени употреблен глагол попробуйте в предложении (2)

В3. Выпишите глаголы настоящего времени

В4. Из предложения (3) выпишите глагол(ы) в форме простого будущего времени.

В5. Поставьте глагол бросать из предложения (2) в форму прошедшего, настоящего и будущего простого времени во мн.ч.

Уровень С.

С1. Напишите о том, как вы помогаете птицам зимой.

Тест № 2

Уровень А

А1. Укажите глагол совершенного вида:

    Просить

    Обидеть

    смотреть

    бежать

А2. Укажите предложение, в котором есть безличный глагол(ы):

    Зимой темнеет рано..

    Я вышла на воздух освежиться.

    От времени серебро темнеет.

    Я не вижу в этом ничего плохого.

А3. Укажите неверное суждение (неверные суждения):

    От инфинитива нельзя образовать глаголы будущего времени.

    Глаголы в форме настоящего времени могут быть только совершенного вида.

    Безличные глаголы изменяются по лицам.

А4. Укажите ряд(ы), где допущена ошибка:

    Верится – сов.в., 2 л., ед.ч., наст.в.

    Позвонил – нес.в., безлич., пр.в.

    Раздается – нес.в., безлич., наст.в.

    Заменить – инф., 2 спр.

А5. Укажите глагол в повелительном наклонении:

    Мог бы

    Увидимся

    Поджарьте

    Выпил

А6. Укажите ошибку в употреблении глагола:

    Лягу

    Нагибаться

    Лягет

    Езжу

А7. Укажите речевую ошибку:

    Одеть туфли

    Надеть костюм

    Одеть куклу

    Надеть пальто

А8. Укажите ряд(ы) слов, где неправильно образована форма настоящего времени

    Дерзить – дерзю

    Прилечь- прилягу

    Попробовать – попробоваю

    Бежать – бегу

А9. Укажите глагол в форме прошедшего времени совершенного вида:

    Убегал

    Летали

    Выступили

    Выступали

А10. Укажите ошибку в характеристике глагола рассвело :

    1 спряжение

    Переходный

    Несов.в.

    Безличный

Уровень В.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В5

(1)Зимой зайцы кормятся корой деревьев. (2)За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. (3)Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. (4)Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. (5)Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. (6)Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. (7)Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. (8)Когда светлеет, он ложится в снег.

В1. Из текста выпишите безличный (ые) глагол (ы).

В2. Из предложения (3) укажите, в каком наклонении используется глагол ходил.

В3. Укажите номер(а) предложения (ий), в котором (ых) все глаголы совершенного вида.

В4.Из текста выпишите возвратный (ые) глагол (ы).

В5. Укажите номер (а) предложения (ий), в котором (ых) есть глагол в условном наклонении.

С1. Напишите мини сочинение на тему –«Зимний лес».

Тест 3.

Уровень А

А1. Укажите, сколько временных форм имеет глагол:

А2.Укажите, глагол в неопределенной форме:

    Касается

    Касаться

    Касались

    Касаюсь

А3. Укажите грамматическую (ие) ошибку (и):

    Не ложите

    Поезжай

    Выходи

    Садитеся

А4. Укажите постоянные морфологические признаки глагола:

    Род, склонение, число

    Время, род, лицо

    Возвратность/ невозвратность, спряжение, вид

    Разряды

А5. Укажите разноспрягаемый (ые) глагол (ы):

    Брить

    Хотеть

    Дать

    Терпеть

А6. Укажите ряд (ы) слов, где все глаголы имеют форму прошедшего времени:

    Кричать

    Обернулся

    Уходило (лето)

    Нарисует

А7. Укажите предложение с безличным глаголом:

    Произошло чудо

    К вечеру посвежело

    Цветы удивительно пахнут

    Никто не хотел возвращаться

А8. Укажите, в каком наклонении нет форм настоящего времени:

    Повелительном

    Изъявительном

    Условном

    Условном и повелительном

А9. Укажите, какие грамматические формы есть только у глагола:

    Время

    Род

    Наклонение

    Падеж

А10. Укажите верное (ые) утверждение (я):

    У глагола нет категории склонения

    Вид –непостоянный признак глагола

    Глагол обозначает действие предмета

    Глаголы совершенного вида не спрягаются

Уровень В.

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5

(1)В пути много бед ждет перелетных птиц. (2)Вот стаю ласточек застал ураган далеко от берега. (3)Свирепый ветер гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. (4)Если бы показался какой-нибудь пароход! (5)Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней. (6)Летите, ласточки, к людям, они вам помогут.

В1. Укажите, в форме какого наклонения стоит глагол летите в предложении (6)

В2. Укажите номер (а) предложений, где глагол (ы) стоят в форме условного наклонения

В3. Из текста выпишите глаголы условного и повелительного наклонения.

В4. Из текста выпишите глаголы в форме настоящего времени

В5. Каким членом предложения выражен глагол ждет в предложении (1).

Уровень С.

С1. Напишите сочинение – рассуждение на тему «Кому нужна моя помощь?»

Тест 4.

Уровень А

А1.

Приложение 1