Современные подходы формирования туристского образа территории. Формирование туристского образа территории: на примере Ростовской области Никанорова Екатерина Вадимовна Докторская формирование образа территории

Климанова О.А., Тельнова Н.О.
Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - №4. - С.49-55.

Природный и историко-культурный потенциал региона как основа формирования туристского образа территории (на примере Вологодской и Калужской областей)

В статье рассматривается понятие «туристский образ», показана его специфика по сравнению с другими видами образов, обосновывается базовая роль оценки природного и историко-культурного потенциала территорий для его формирования. На примере Вологодской и Калужской областей выделены разные подходы к оценке потенциала, а также возможности применения полученных результатов.

Ключевые слова: туристский образ территории, географические образы, туризм, рекреация, историко-культурный потенциал региона.

В настоящее время вопросы создания туристского образа территории, пути трансформации сформированных образов в туристические бренды, а также определение механизмов их последующего продвижения на международном и внутреннем туристских рынках можно отнести к числу относительно слабо разработанных направлений исследований.

Однако, очевидно, что дальнейшая разработка региональных стратегий развития туризма и позиционирование регионов на международном и внутреннем туристическом рынке в условиях отсутствия сформированных туристских образов территории становятся достаточно проблематичными.

Понятие «туристский образ территории» и его специфика

Сложности, с которыми приходится сталкиваться при выполнении подобных работ, в значительной степени объективны и во многом связаны с самой природой туристского образа. Под ним мы понимаем систему рационально и эмоционально сформированных представлений, в основе которой лежат специфические особенности территории, подчеркивающие ее индивидуальность с точки зрения массового туриста . Особо следует подчеркнуть двойственную природу туристского образа, прямо вытекающую из подобного определения. С одной стороны, образ является вещью вполне объективной, так как основывается на конкретных индивидуальных чертах и особенностях территории. С другой - важную роль при создании образа играют и субъективные факторы, и, прежде всего, связанные с психологическими особенностями личности и целевой аудитории, на которую он рассчитан.

В своей основе понятие туристского образа сродни географическому образу, под которым понимается система наиболее мощных, ярких и масштабных геопространственных знаков, символов, характеристик, описывающая особенности развития и функционирования тех или иных культур и/или цивилизаций в глобальном контексте . Однако в отличие от географического образа, который, как правило, отражает характерные, иногда даже типологические черты страны, в туристском образе внимание акцентируется на ее уникальных чертах или объектах. В результате представления возникают не обо всей территории (регионе, стране) в целом, но о ее фрагменте, подчас в максималистском выражении . Этот максимализм проявляется, прежде всего, в сводимости сложной системы «регион», «страна» к одному и/или нескольким территориальным элементам (чаще всего в подобном упрощении участвуют города или исторические центры, реже наиболее значимые достопримечательности).

Качество возникающих у массового туриста образов непосредственно связано с самим процессом познания территории. В связи с этим особую важность приобретает разработка маршрута путешествия как способа знакомства с территорией. Точечный подход, по сути, ограничивает знакомство с территорией в основном прилегающими к месту проживания туриста районами (широко распространен при пляжно-купальной рекреации). Линейный подход предполагает участие хотя бы в одной дальней экскурсии для осмотра достопримечательностей. Недостатки линейного маршрута компенсирует круговой маршрут, который обеспечивает взгляд на объекты сразу с нескольких точек.

К числу объективных составляющих образа, прежде всего, можно отнести туристско-рекреационные ресурсы, то есть ту часть комплекса природных ресурсов региона, которая важна с точки зрения развития рекреации и туризма: климатические, бальнеологические, биологические и др. составляющие потенциала, а также его историко-культурные ресурсы. Вклад в объективную основу туристского образа вносят и длительно существующие, устойчивые представления о территории, сложившиеся у массового туриста в результате знакомства с литературными, музыкальными, художественными произведениями, непосредственно связанными с рассматриваемой территорией. Часто подобные представления оказываются решающими при формировании образа. В связи с этим можно предположить, что одной из важных составляющих работ по формированию туристского образа территории становится объективная оценка ее природного и историко-культурного потенциала.

Методология и методики подобных оценок давно разрабатываются отечественными и зарубежными исследователями; существует довольно обширный материал по результатам подобных оценок. Однако их рассмотрение вызывает вполне закономерные вопросы. Так, большинство российских, в частности, территорий, для которых проведены подобные работы, обладают уникальными с ресурсной точки зрения возможностями, но уровень развития здесь туризма и его вовлеченности во внутренний и, уж тем более, международный туристический рынок остается крайне низким. На наш взгляд, одна из причин этого - в недостаточно полном использовании потенциала подобных оценок, в том числе и с точки зрения формирования туристских образов. Проведенная оценка потенциала позволяет не только констатировать его значение, но и в результате анализа его внутренней структуры наметить пути развития различных видов туризма и, следовательно, расширить диапазон формируемых туристских образов.

Природный и историко-культурный потенциал территории и подходы к его оценке

Основными составляющими историко-культурного потенциала являются разнообразные объекты и явления культурного наследия, имеющие как материальные формы существования (материальное наследие, воплощенное в реальных памятниках истории и культуры, обособлении территорий высокой историко-культурной и природной значимости и др.), так и нематериальные формы объективации в реальном географическом пространстве (культурные традиции, практиковавшиеся в прошлом или сохранившиеся и поддерживаемые до настоящего времени) . Проблемы сохранения и использования, в том числе и туристического, исторически сложившихся форм материального и нематериального наследия невозможно рассматривать без учета характеристик вмещающего природного ландшафта. Разнообразие структуры и эстетическая привлекательность ландшафтов значительно повышают историко-культурный потенциал региона, вносят дополнительный вклад в эффективность его реализации. Высокие эстетические качества ландшафта в определенной степени способствуют развитию современных культурных инициатив, служат дополнительным стимулом увеличения туристического потока и т.д.

Таким образом, природный и историко-культурный потенциал региона может быть охарактеризован интегральным сочетанием четырех разнокачественных оценочных показателей, выраженных индексами:

1) материального историко-культурного и природного наследия;
2) нематериального культурного наследия;
3) эстетической привлекательности территории;
4) обеспеченности учреждениями культуры .

Три первых интегральных индекса позволяют учесть потенциал материального и нематериального историко-культурного и природного наследия, возможный для использования при развитии туристической деятельности на территории региона. Значения четвертого индекса указывают на востребованность и эффективность использования сложившегося комплекса объектов и элементов наследия в деятельности современных учреждений культуры, тем самым определяя «организационную» часть историко-культурного потенциала, особенно важную при оценке перспектив развития туризма и рекреации на территории.

Результаты проведенных оценок

Рассмотренные выше подходы были апробированы нами на примерах двух областей Европейской части России - Калужской и Вологодской. Обе эти области, располагаясь на стыке различных по природным особенностям географических районов, обладают значительным разнообразием природных ландшафтов (в том числе сочетанием долинных и водораздельных поверхностей, увеличивающих эстетичность пейзажей, обилием водных объектов и др.) и их неплохой сохранностью. В то же время велико их историко-культурное наследие - монастырские и храмовые комплексы, усадьбы и усадебные парки, археологические памятники и т.д.

В Вологодской области на основе полной статистической, фактической и картографической информации была проведена комплексная оценка потенциала, которая позволила выявить «слабые» и «сильные» стороны каждого из муниципальных районов для развития туризма. Итоговые значения четырех интегральных индексов историко-культурного потенциала для каждого из муниципальных районов Вологодской области определялись как среднее арифметическое значений, нормированных методом линейного масштабирования значений многочисленных частных ресурсных индикаторов (сравнительное разнообразие памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий, сакральных мест и др.). Ранжированные значения четырех интегральных индексов историко-культурного потенциала муниципальных районов Вологодской области согласно распределению числовых значений по качественным ступеням предложенной шкалы выражены в баллах от 1 до 4 (1 - относительно невысокий индекс, 2 - средний индекс, 3 - относительно высокий индекс, 4 - наиболее высокий индекс; уникальные значения индексов отмечены как 4+).

В соответствии с количественным значением каждого индекса было произведено определение рейтинга муниципальных районов с присвоением каждому из них места в общем рейтинге (от 1 до 26, по числу муниципальных районов и городских округов Вологодской области). Затем проведено ранжирование с помощью шкалы, отражающей величину историко-культурного потенциала муниципальных районов качественными определениями каждой ее ступени.

Балльная оценка, проведенная по описанной процедуре, показала, что равные сочетания ранжированных значений индексов историко-культурного потенциала имеют только две пары районов: Бабаевский и Череповецкий, а также Кирилловский и Великоустюгский. Очевидно, выделяется в самостоятельную группу Вологодский район, имеющий максимальные значения каждого из четырех интегральных индексов и Междуреченский, в каждом блоке оценки имеющий минимальные (относительно невысокие) значения индексов. Для остальных 20 районов сочетания ранжированных значений индексов индивидуальны, хотя суммы баллов немного отличаются между собой.

Проведенная на следующем этапе многошаговая типология муниципальных районов Вологодской области позволила распределить их по 12 типологическим группам, обладающим достаточным сходством структуры историко-культурного потенциала.

Пример Вологодской области иллюстрирует подходы и методологию оценки историко-культурного потенциала территории в площадном разрезе на региональном уровне. Внутренняя структура историко-культурного потенциала территории позволяет определить перспективы его использования для различных видов туристической деятельности. Так, Великоустюгский и Кирилловский районы, обладающие наиболее высокими значениями индекса материального и нематериального наследия при относительно высокой эстетической привлекательности территории, характеризуются средней обеспеченностью учреждениями культуры. Этот факт определяет, в частности, необходимость создания и увеличения количества центров традиционной народной культуры, возрождающих традиционные промыслы, обряды и ритуалы, в изобилии бытовавшие и, согласно результатам оценки индекса нематериального наследия, не до конца утраченные на территории этих районов.

Подобные центры могли бы стать дополнительным элементом туристической привлекательности региона и способствовать привлечению новых категорий туристов за счет диверсификации туристско-рекреационного потенциала, развитию таких видов туризма, как событийный и этнографический. Историко-культурную ценность Вытегорского, Устюженского и Белозерского районов, для которых характерна наиболее высокая степень «насыщенности» объектами материального наследия, значительно дополняют разнообразие и контрастность ландшафтной структуры, обилие озер и сельских поселений. Это позволяет предположить, что перспективным на их территории является развитие пешеходного, сельского и спортивного туризма, а наиболее актуальной в настоящее время является разработка маршрутов, в ходе которых удается сочетать знакомство с памятниками историко-культурного наследия и эстетически привлекательными пейзажами.

В отличие от вышеперечисленных Междуреченский район имеет одни из самых низких показателей среди всех муниципальных районов Вологодской области, как по величинам интегральных индексов, так и по значениям ряда частных ресурсных индикаторов. Очень немногочисленны в его пределах охраняемые памятники истории и культуры, древнейшие деревни и охраняемые территории; не функционируют фольклорные коллективы и центры развития промыслов и ремесел; не создано центров традиционной народной культуры. В то же время территория района характеризуется достаточно высокой степенью заозеренности и густоты поселений, а также величиной соотношения открытых и лесных пространств, близкой к среднеобластному показателю, что косвенно свидетельствует о достаточно высокой эстетической привлекательности его территории . Проблемы историко-культурного потенциала района заключаются в необходимости выявления памятников материального наследия, поддержании и развитии элементов нематериального наследия, а также в развитии сети учреждений светской и православной культуры, возможно, в разработке инновационных проектов.

В то же время к числу одних из главных результатов по установлению рейтинга муниципальных районов Вологодской области следует отнести определение внутренней структуры историко-культурного потенциала каждого района. Низкие показатели суммарного историко-культурного потенциала районов не могут однозначно обозначать отсутствие у районов перспектив туристской деятельности. Проведенная оценка позволяет наметить наиболее перспективные ее направления, которые, вполне возможно, не связаны напрямую с историко-культурным потенциалом территории.

В Калужской области наибольшее внимание при оценке уделялось линейному способу, при помощи которого можно дополнить данные о природном и историко-культурном потенциале районов аналогичными данными по пересекающим их линиям автомобильных маршрутов. Калужская область (в особенности ее восточная часть) обладает значительным историко-культурным потенциалом. Максимальная концентрация (около 4/5) выявленных на территории области памятников истории и культуры наблюдается на востоке области в пределах многочисленных исторических городов и поселений и прилегающих к ним территорий. В результате полевых наблюдений установлено, что в настоящее время памятники культовой архитектуры (церкви и монастырские ансамбли) находятся преимущественно в оптимальном и допустимом состоянии, что связано с их массовой передачей в ведение Калужской епархии Русской Православной Церкви и активным проведением реставрационных работ. В то же время уникальные усадебные комплексы, обладающие высокой мемориальной, архитектурной и культурно-ландшафтной ценностью, преимущественно находятся на грани исчезновения из-за отсутствия реставрационных и ремонтных работ, ненадлежащего использования и др.

Наибольшей эколого-эстетической привлекательностью в пределах района исследований обладают волнисто-равнинные и холмистые пейзажи, в структуре которых велик вклад антропогенной составляющей. Наибольшей пейзажной выразительностью отличаются территории Перемышльского и Козельского районов, расположенные на границе Мещовского ополья и Козельских засек на северо-западной окраине Среднерусской возвышенности и сосредотачивающие в своих пределах уникальные архитектурные доминанты всемирно известных монастырских ансамблей (Свято-Введенская Оптина пустьнь, Шамордино).

Одной из задач работы являлась экспресс-оценка пейзажной выразительности ландшафтов вдоль пяти автомобильных маршрутов, связывающих основные туристские достопримечательности региона. Пейзажная выразительность ландшафтов непосредственно связана с особенностями рельефа и растительного покрова . Главной особенностью орографического строения восточной части Калужской области является то, что она разбивается на две части Угро-Протвинской низиной, к северо-западу от которой расположены окраины Смоленско-Московской возвышенности, к югу - Среднерусской возвышенностью и Барятинско-Сухиничской равниной. Наиболее расчлененный (и как следствие наиболее выразительный с точки зрения эстетической привлекательности) рельеф приурочен к местности, расположенной на стыке возвышенностей и низменности. Наряду с фактором расчлененности рельефа на его выразительность влияет лесистость территории. Сочетание двух рассмотренных критериев и является основой ранжирования территории в соответствии с пейзажной выразительностью ландшафта.

Первая категория (невыразительные участки автомобильных дорог) присваивалась при условии, что видимость в обе стороны от дороги не превышает 50 метров, то есть пейзаж вдоль дороги не формируется. Наиболее протяженные участки дороги первой категории расположены в юго-западной части Тарусского района, что связано в высокой залесенностью юго-восточной части района территории вдоль автомобильной дороги Таруса-Ферзиково, а в пределах Мещовского ополья (Мещовский, Сухиничский, Козельский районы) таких участков нет совсем.

Вторая категория (маловыразительные участки автомобильных дорог) присваивается отрезку маршрута при условии дальности видимости не более одного километра. Пейзаж в этом случае фронтальный, то есть содержит объекты, видимые только в средней перспективе. Для пейзажей этой категории характерны малое количество объектов, незначительные перегибы рельефа, доминирование лесо-полевых и селитебно-аграрных пейзажей.

Третья категория пейзажной выразительности (относительно выразительные участки автомобильных дорог) присваивается в том случае, когда по обеим сторонам дороги открываются многосюжетные глубинно-пространственные пейзажи, с обилием поясов растительности, с четкими перегибами рельефа. Такие пейзажи часто встречаются на открытых территориях при пересечении речных долин и в некоторых случаях вдоль них (участок маршрута Жуков - Высокиничи вдоль реки Протвы на территории Жуковского района, участок Перемышль - Козельск вдоль реки Жиздры). Пейзажи этой категории преимущественно присущи югу исследуемой территории (Мещовский, Сухиничский, Козельский, Перемышльский районы). Небольшие отрезки дорог с третьей категорией выразительности есть в северной части Тарусского района, где открывается живописный вид на долину Оки, а также в Боровском районе, территория которого отличается холмистым рельефом и средней степенью залесенности. В западной части территории исследования (Медынский и Дзержинский районы) автодорог этой категории почти нет, что связано с высокой залесенностью (50 и 45%, соответственно) территории.

Пейзажи вдоль автомобильных дорог северной части территории можно разделить по трассе М3. Северо-западнее этой трассы пейзажи в среднем получили оценку 1,5, что обусловлено приуроченностью к Угро-Протвинской низине и высокой залесенностью, юго-восточнее - около 2, что по большей части объясняется также высокой залесенностью.

На северо-востоке района исследования в целом доминируют невыразительные залесенные участки, прерывающиеся мало привлекательными лесо-аграрными пейзажами, открывающимися при пересечении дорог с долинами рек. На юге чередуются маловыразительные и относительно выразительные участки дорог. Последние связаны с пересеченным рельефом окраинных участков Среднерусской возвышенности и контрастным сочетанием крупных лесных и полевых массивов на границе Козельских засек и Мещовского ополья (Перемышльский и Козельский районы).

Итоговое определение рейтинга районов восточной части Калужской области по величине историко-культурного потенциала проводилось с использованием нормированных показателей, характеризующими удельную концентрацию объектов природного и историко-культурного наследия в пределах каждого муниципального района по отношению к средней по области. Данные показатели позволяют оценить, насколько уникальным, типичным или невыразительным в пределах субъекта Российской Федерации оказывается данный муниципальный район с точки зрения расположения в нем объектов высокой природной и культурной значимости. Уникальной концентрацией объектов природного и историко-культурного наследия среди районов восточной части Калужской области обладают Пригородный район города (включая историко-культурные объекты в пределах городской черты Калуги), Боровский, Дзержинский (в основном за счет обилия разнообразных памятников природы), Тарусский и Мещовский районы. В Бабынинском и Сухиничском районах концентрация памятников природы и историко-культурных объектов существенно ниже среднеобластного значения. В то же время именно по территориям двух последних районов, как бы «разрывающих» ареалы концентрации уникальных экскурсионных объектов в Козельском, Мещовском и Дзержинском районах, проходят автомобильные дороги с наиболее протяженными участками высокой пейзажной выразительности. Результаты проведенной экспресс-оценки пейзажной выразительности ландшафтов вдоль основных автомобильных трасс Калужской области могут быть использованы при организации и планировании сети кольцевых и удаленно-кольцевых автомобильных маршрутов, максимально полно и эффективно охватывающих разнообразие природных и историко-культурных достопримечательностей региона.

Таким образом, комплексная оценка природного и историко-культурного потенциала регионов, включающая в себя интегральную оценку материального историко-культурного и природного наследия, нематериального культурного наследия, эстетической привлекательности территории, а также обеспеченности учреждениями культуры, дополненная анализом состояния туристской инфраструктуры территории, является необходимым элементом формирования благоприятного туристского образа территории. Ее результаты позволяют акцентировать внимание на различных аспектах туристского развития территории, сделать формируемый образ более значимым и, в конечном счете, более коммерчески успешным.

Литература

1. Верещака Т.В., Лютый А.А. Природное и культурное наследие: возможности исследования и картографирование наследия России. - М.: Институт Наследия, 2003. - 155 с.
2. Гринфельдт Е.С., Тельнова Н.О. Оценка историко-культурного потенциала муниципальных районов субъекта Российской Федерации (на примере Вологодской области) // Вестник науки и образования. - 2007. - №4. - С.12-23.
3. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. - СПб.: Алетейя, 2003. - 331 с.
4. Климанова О.А., Шабалина Н.В. Географические аспекты туристского страноведения // География туризма. - М.: Кнорус, 2008. - 592 с. - С.306-311.
5. Меллума А.Ж. Особо охpаняемые пpиpодные объекты на стаpоосвоенных теppитоpиях. - Рига: Зинанте, 1988. - 224 с.
6. Эpингис К.И., Будpюнас А.Р. Сущность и методика детального эколого-эстетического исследования пейзажей // Экология и эстетика ландшафта, Вильнюс: Минтис, 1975. - С.107-170.

The authors look into the notion of “tourism image” and compare it with other types of notions proving the basic role of estimating the natural and historic and cultural potential of territories for creating this image. On the examples of Vologda and Kaluga regions the researchers distinguish various approaches to estimating the potential, and point out to the ways of implementing the results achieved.

Key words: territory tourism image, geographic images, tourism, recreation, historic and cultural potential of region.

дипломная работа

1.3 Современные подходы формирования туристского образа территории

В настоящее время в специальной научной литературе обозначилось несколько подходов к изучению образов. Н.Ю. Замятина выделяет четыре уровня изучения образов в зависимости от степени «удаления» от сознания конкретного человека.

Первый, низовой уровень - психологический. В данном случае образ выступает как элемент «психологической реальности отдельно взятой личности». Он возникает в результате мыслительной деятельности человека, работы его сознания. В центре внимания исследователя находится сам процесс мышления, состоящий из восприятия, организации и использования информации мозгом.

Второй уровень изучения представлений - ментальный. На этом, более высоком уровне главная задача научных исследований состоит в моделировании знания, типичного для той или иной группы населения. Члены этой социальной группы характеризуются общностью познавательного опыта (знаний, оценок, решений), что позволяет сделать предположение о сходности их поведения в определенных ситуациях. Это имеет непосредственное отношение к поведенческой географии, занимающейся социально-ментальным уровнем представлений. Н.Ю. Замятина обращает внимание на чрезвычайную неоднородность знания, типичного для выделенной социальной группы. Отдельные его элементы формируются во время учебы, другие - под влиянием средств массовой информации и т.д.

Третий уровень исследования представлений - культурный. Он предполагает изучение культуры и связан с целостными, внутренне уравновешенными системами. Исследователь обращается в данном случае к представлениям, которые существуют как бы «за» конкретным сознанием, на «надсознательном» уровне. Если на психологическом уровне изучались результаты деятельности сознания отдельно взятой личности, а на ментальном - однотипной социальной группы лиц, то системы, исследуемые на культурном уровне, вообще не привязываются к конкретному сознанию. Можно сказать, что в сознании каждого индивида складывается некий вариант культурной системы, «ее индивидуальный слепок». Н.Ю. Замятина приводит в качестве примера такого «надсознательного» существования культурных систем сказки. Можно выделить и другие представления, относящиеся к объекту изучения на третьем уровне. Некоторые исследователи считают, что такие системы представлений формируются у человека на подсознательном уровне, а задача научного анализа состоит в выявлении набора и соотношения устойчивых смысловых элементов. Таким образом, на культурном уровне изучения представлений особое значение приобретают обобщения. Это уровень смысловых систем.

В географии универсальной культурной системой представлений является система представлений о центро-периферической структуре пространства. Она оперирует образами, центра, границы и периферии с присущими им свойствами. Образ центра, наделенного особой сверхъестественной притягательной силой, существует не только в географии. Он является неотъемлемым элементом сказок (Иванушка-дурачок идет за тридевять земель в тридесятое царство), а также выполняет идеологическую функцию в централизованных государствах.

Четвертый уровень исследования представлений - лингвистический. Он наиболее удален от сознания конкретного человека. Речь идет о смысловых конструкциях, проявляющихся в языке, соотношении слов, употреблении предлогов и т. д. Е.В. Рахилина приводит в качестве примера такую реалию русской языковой картины мира, как устойчивое выражение «в Крыму». Использование предлога «в» вместо «на», который традиционно употребляется в отношении полуострова, создает языковой образ Крыма как острова или страны. Возможно, это дошло до нас со времен Крымского ханства.

Более подробно стоит остановить внимание на географических представлениях об образе.

В сознании человека образ формируется на основе «сгустков» информации, представленной в разной форме - звуковой, вкусовой, визуальной и т. д. Информация может быть также организована по географическому признаку и вызывать ряд географических ассоциаций, которые часто оказываются очень действенными.

В отечественной географической литературе выделяются следующие пять приемов создания географической информации об объекте:

1. ведение вмещающего географического контекста. Те или иные свойства объекта раскрываются через свойства более крупного географического объекта со сложившимся и широко известным образом. Например, чтобы представить Лазурный берег можно использовать обобщающие знания о Европе, Франции или Средиземноморском побережье;

2. географическая фокусировка информации. Образ более крупного объекта передается через образ более мелкого, если последний легко узнаваем и лучше воспринимается. Географическая информация о Лазурном береге может быть сфокусирована на ярких образах его главных городов Ниццы и Канн, а такое добавление «Ежегодный кинофестиваль в Каннах» иной раз вызывает большее ассоциаций, чем любая другая информация;

3. географическая трансляция информации. Этот прием создания географической информации основан на методе сравнения, когда изучаемый географический объект сравнивается с более известным. Он заимствован из географического страноведения. Географическая информация в данном случае передается посредством перифраз, выражений типа «Северная Венеция» (Санкт-Петербург) или «Подмосковная Швейцария» (Звенигород);

4. введение «зеркального» географического контекста. Объект характеризуется на фоне другого, обладающего устойчивым образом и выступающего в роли «зеркала». Н.Ю. Замятина приводит классический пример такого зеркального соотнесения - слова мистера Твистера: «Здесь не Чикаго, моя дорогая»;

5. картографические приемы. Географический образ складывается посредством отображения объекта на карте. Здесь уместно вспомнить сильный образ СССР как одной шестой части суши. К эффективным картографическим приемам относятся нанесение конкура крупных территории на мелкомасштабную карту, выделение на карте объектов со знаковыми образами внутри описываемой территории и др.

Взаимосвязь физической и умственной деятельностей человека

физический нагрузка умственный гимнастика Человеческое тело - сложнейший организм, изобретенный природой и продолжающий беспрерывно эволюционировать, хоть это и не заметно во временном периоде одной человеческой жизни. И хорошо...

Здоровый образ жизни, учет индивидуальных и возрастных факторов в его реализации

На протяжении последних десятилетий в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков...

Конкурентоспособность хостелов города Краснодар: проблемы и перспективы

Классификация гостиниц один из самых актуальных вопросов гостиничного бизнеса, который волнует как собственников отелей, так и путешественников, выбирающих наиболее оптимальные условия для размещения во время поездки...

Методика развития выносливости тхэквондистов 10-12 лет

Тхэквондо - древнекорейское боевое искусство, которое очень популярно в современном мире. Количество поклонников тхэквондо превышает 50 миллионов человек. Причина столь высокой популярности этого единоборства заключается в том...

Определение эффективности использования силовой тренировки в подготовке бегуний на средние дистанции

На протяжении последних 30-40 лет в советской легкой атлетике появились отдельные выдающиеся спортсмены - Аржанов, Киров, Калинин. Однако достижения этих и тем более других средневиков очень далеки от мировых рекордов в беге на 800 и 1500м...

Организация работы горничных в гостинице "Golden Apple" и пути её совершенствования

Гостиничное хозяйство не только способствует выполнению совокупности функций туризма, но и создает предпосылки для их развития и обогащения содержания. Развитие гостиничного хозяйства во многом определяет доступность туристского ресурса...

Проблемы придорожного сервиса Витебской области

Сфера услуг является наиболее важным элементом в развитии рыночных отношений и экономики. Ее значение имеет большой вес, так как велика потребность населения в различных видах услуг. Это помогает сократить затраты труда в домашнем хозяйстве...

Продвижение турпродукта: внедрение нестандартных методов

В настоящее время рынок наполнен разнообразной продукцией любого назначения. СМИ насыщены рекламой товаров и услуг, воздействуя на психику потребителя и в любом месте, где бы он не находился...

Развитие системы придорожного сервиса как элемента туристско-рекреационного комплекса региона (на примере Алтайского края)

Современные технологии формирования имиджа региона (на примере ГЛЦ "Абзаково")

Конкурентные преимущества и недостатки территории существенным образом отражаются на ее туристической и инвестиционной привлекательности. Важно отметить...

Технико-тактические действия соревновательной деятельности волейболистов

Туристский имидж

туристский имидж рекреационный ресурс Имидж территориально-государственного субъекта формируется поэтапно. При обосновании технологии формирования имиджа региона / страны Таранова Ю...

В специальной литературе предлагаются разные дефиниции географических образов. Одна из них, наиболее удачная принадлежит Д.Н. Замятину. Географические образы - «это устойчивые пространственные представления...

Формирование туристского образа территории

Формирование туристского образа территории

Туристские центры являются весьма динамичными образованиями, которые изменяются с течением времени. Образ территории явление не постоянное. Туристские дестинации проходят разные этапы в своем развитии. Это своего рода циклы...

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Лапочкина, Виктория Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ.

1.1. Концептуальные основы современного маркетинга и его роль в управлении туристскими территориями.

1.2. Стратегические направления маркетинга туристских территорий. Роль и место маркетинга имиджа в системе стратегических направлений маркетинга территорий.

1.3. Имидж территории. Формирование, продвижение и управление имиджем туристских территорий.

ГЛАВА 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ).

2.1.Анализ основных факторов и условий развития Смоленской области как туристской территории.

2.2. Анализ конкурентоспособности Смоленского туристского региона на рынке туристских услуг.

2.3. Диагностика сложившегося образа Смоленской области на внутреннем и внешнем рынках.

ГЛАВА 3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ).

3.2. Концептуальный подход к формированию имиджа Смоленской области.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Формирование имиджа туристских территорий"

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российской экономики и в условиях перехода к постиндустриальному обществу особое значение приобретает маркетинговая деятельность. Маркетинг как философия современного бизнеса, стратегия и тактика рыночной деятельности находится в динамичном развитии, а любое развитие - это рациональное сочетание исторической преемственности с постоянным обновлением. Развитие маркетинга происходит, в том числе, за счет его новых направлений с учетом возможностей и условий конкретных регионов. Маркетинг территорий становится важным фактором успешного регионального развития.

Несмотря на то, что маркетинг территорий пока еще является малоисследованным экономическим инструментом, отдельные его элементы нашли отражение в теории управления и используются в зарубежной и российской практике. В последние десятилетия различные страны и отдельные регионы стараются использовать потенциал маркетинга в целях повышения туристической и коммерческой привлекательности регионов. Прежде всего, это относится к направлению, связанному с привлечением инвесторов и потребителей регионального туристского продукта на основе формирования позитивного имиджа территории.

Имидж территорий в современном мире становится важным экономическим ресурсом и одним из ключевых факторов конкурентоспособности региона, города или страны. Имидж территории, ее репутация в отечественных и зарубежных общественно-политических и деловых кругах является основой успешного продвижения территории, повышения привлекательности территориальных туристских продуктов и услуг как на внутреннем, так и на международном рынках. Известное имя территории, подкрепленное привлекательным образом, способствует стабильному социально-экономическому развитию и привлечению инвестиций в ее экономику.

Состояние научной разработанности проблемы. Исследованием про-блемв области маркетингового управления и стратегического маркетинга занимались Багиев Г.Л., Голубов Е.П., Данько Т.П., Диксон П., Котлер Ф., Ламбена Ж.-Ж, Фатхутдинов P.A. и др. Вопросы регионального управления, территориального маркетинга и формирования имиджа территории изучались Арженов-ским И.В., Белобрагиным В.Я., Джанджугазовой Е.А., Елисеевой Е.А.,

Кирюниным А.Е., Котлером А.П., Панкрухиным А.П. и др. Несомненную научную ценность составляют работы по краеведению и гуманитарной географии Веденина Ю.А., Замятина Д.Н., Родомана Б.Б., Каганского В.Л., Митина И.И. и др.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка научно-методических положений и практических рекомендаций по формированию имиджа туристских территорий и выработке на их основе программы формирования и продвижения имиджа Смоленской области.

Поставленная цель предопределила следующие задачи диссертационного исследования:

Обосновать роль маркетинга в управлении развитием туристских территорий;

Выявить основные факторы, влияющие на формирование имиджа территорий;

Проанализировать основные маркетинговые инструменты, которые могут быть применены в процессе формирования позитивного имиджа туристских территорий;

Оценить сильные, слабые стороны и степень аттрактивности Смоленской области для определения конкурентных преимуществ ее туристского территориального продукта;

Объектом исследования выступает имидж туристских территорий, а также факторы, влияющие на его формирование, изменение и продвижение.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и продвижения позитивного имиджа туристских территорий на примере Смоленской области.

Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные труды российских и зарубежных ученых в области теории и практики регионального маркетинга и его стратегических направлений, в частности стратегии формирования имиджа территорий, а также работы, раскрывающие особенности управления туристскими территориями.

В основу диссертационного исследования положен системный и процессный подход, использовались методы сравнения, анализа и синтеза, экспертных оценок, SWOT-aнaлиз и др. Особую ценность представляет проведенный автором социологический опрос для выявления факторов привлекательности Смоленской области.

Информационную базу исследования составили Законы Российской Федерации и Смоленской области, другие законодательные и нормативные акты. В ходе исследования были проанализированы и систематизированы материалы Росстата и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, Департамента Смоленской области по культуре, данные предприятий туризма и гостеприимства Смоленской области, периодической печати, сети Интернет, а также результаты маркетинговых исследований, проведенных автором.

Основные научные результаты, полученные лично автором состоят в разработке методических предложений и практических рекомендаций по формированию имиджа туристских территорий на примере Смоленской области.

На защиту выносятся следующие наиболее существенные научные результаты проведенного исследования.

Обобщены и систематизированы специфические черты маркетинга территории, отличающие его от «традиционного» маркетинга товаров и услуг. Обоснована необходимость применения концепций маркетинга в области регионального управления.

2. Раскрыты объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование, корректировку и продвижение имиджа туристских территорий в современных условиях. Выявлен характер воздействия позитивного имиджа на региональное развитие, способный содействовать стабильному социально-экономическому росту и сохранению культурного наследия и природного потенциала территории.

3. Предложен алгоритм исследований отношения потребителей туристского территориального продукта к имиджу территории (на примере Смоленской области), что послужило основой для разработки рекомендаций по созданию программы формирования имиджа туристских территорий.

Указанные положения соответствуют следующим пунктам Паспорта специальностей ВАК РФ 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: п. 3.2 «Методологические основы и методический аппарат стратегического и операционного управления маркетингом», п. 3.3 «Направления и формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся условиям экономики России».

4. Проведена оценка привлекательности туристских зон Смоленской области и представлена локализация достопримечательностей в рамках единой схемы территориального планирования для разработки конкурентоспособного территориального туристского продукта.

Указанные положения соответствуют следующему пункту Паспорта специальностей ВАК РФ 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: п. 5.17 «Региональное стратегическое планирование; региональные программы развития; проблемы разграничения полномочий и предметов ведения и эффективность государственного управления в территориальном аспекте; экономические проблемы местного самоуправления»

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что предложенные в диссертационной работе методы, подходы и рекомендации будут способствовать разработке и принятию эффективных управленческих решений по формированию имиджа туристских территорий, что позволит содействовать стабильному экономическому росту и повышению качества жизни населения.

Результаты исследования используются в учебном процессе при подготовке специалистов в сфере туризма.

Апробация результатов исследований. Результаты диссертационного исследования докладывались автором на ряде международных и региональных научно-практических конференций, в частности на УШ-й Международной научно-практической конференции «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития» (г. Москва, 2006 г.); на 1Х-Й международной научно-практической конференции по проблемам подготовки кадров для сферы туризма (г. Москва, 2007 г.); на 1П-Й региональной научно-практической конференции по проблемам развития внутреннего туризма в центральной России (г. Ярославль, 2007 г.) и на 1Х-Й Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса» (г. Москва, 2008 г.) Методические разработки и результаты маркетинговых исследований диссертации были использованы при подготовке учебно-методического комплекса и проведении учебных занятий по дисциплине «Маркетинг туристских территорий».

Публикации по теме диссертации. Основные положения и выводы диссертационной работы опубликованы в семи научных работах объемом 4,3 п.л., в том числе лично автором 3,2 п.л.

Структура и содержание диссертации определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Е.А. ПАРФЕНОВА
учитель географии
Пушкинской средней школы
Омского р-на Омской обл.

Географический образ территории формировался у учащихся с помощью составления ими ментальных (мысленных) карт и ассоциативных рядов.

Территории для рассмотрения были взяты на уровне мира, страны, района, своей местности.

Важно, чтобы учитель и школьники затратили усилия на создание актуального образа страны, района; образа, дающего общий колорит территории и обогащенного частными чертами. Эмоции играют важнейшую роль в формировании, закреплении и в действенной реализации моральной направленности человека. Выступая в качестве оценок, эмоции отмечают для личности те или иные ценности и побуждают ее к их «завоеванию» и утверждению.

Связка «география - картография» должна стать сердцевиной школьного географического образования. Установки Н.Н. Баранского: «Упор на карту», «Карта - мерило географичности», в школе мы реализуем далеко не полностью.

Образ места, образ территории помогают создавать географические объекты. Ментальные карты как инструмент проверки знаний позволяют проверить усвоение информации.

Анализ результатов составления ментальной карты Омской области свидетельствует о том, что представления девятиклассников по географическим объектам ограничиваются в среднем четырьмя соседствующими с Омской областью территориями - вместо шести; тремя городами области - вместо шести; двумя-тремя районами, граничащими с Омским, - вместо восьми. Особенно малознакомы детям памятники природы, реки.

Примерно за 10 минут учащиеся успевают нанести на контур области 16-17 объектов. При повторной работе ментальные карты составляются все более успешно.

У восьмиклассников при изучении России наиболее популярны элементы орографической и гидрографической сети, примерно одинакова степень номенклатурной насыщенности западной и восточной частей России, но почти отсутствуют политико-административные единицы, то есть сильна физико-географическая составляющая ментальных карт.

У девятиклассников появляется больше городов, месторождения полезных ископаемых, то есть ощущается дыхание экономической географии.

В 10-11-х классах меньшая подробность и насыщенность географической номенклатурой наблюдается в Центральной Америке («белое пятно» на карте!), в Африке, Южной Америке. Наиболее знакомы старшеклассникам Евразия, Северная Америка. Скорость и верность заполнения собственных карт за 10 минут - от 19 до 77 стран.

В подведение итогов после выполнения заданий на ментальных картах включаются: взаимопроверка учащихся; проверка карт учителем; выведение показателей успешности каждого ученика класса - составление рейтинга; помещение рейтинга (наглядной сводной ведомости) на классной доске или доске объявлений для сравнения результатов каждого. (В ведомости: фамилия ученика, количество набранных баллов и место в классе.)

В 9-11-х классах в середине и в конце учебного года умение составлять ментальные карты совершенствовалось:

первый раз - пробный вариант карты с взаимопроверкой;

второй раз - итоговый вариант карты по памяти в конце года.

С каждым последующим упражнением - боRльшая точность географического положения объектов и большее количество изображенных объектов. Результаты проверки после очередного упражнения для зрительной памяти - в виде наглядного рейтинга (по количеству баллов - занятое место в классе). Проверяются карты с двух позиций:

Географическое положение объекта должно быть указано верно (особенно относительно других объектов);

Название написано без ошибок.

При соблюдении этих условий за каждый географический объект ученик получает один балл.

Проверка ментальных карт завершается показателем успеха не только в обычной пятибалльной системе в журнале, но и в «бесконечно-балльной» системе, что способствует повышению активности, интереса к улучшению результатов; особенно если дать перспективную ориентировку на подобное задание: «Через два месяца будет составление ментальной карты!» Определенный промежуток времени обеспечивает детям возможность тренировки зрительной памяти. Советы учеников, имевших лучшие результаты рейтинга по ментальным картам:

Смотреть на карту ежедневно минимум 1 минуту, но в системе, постоянно;

Стенную карту повесить для ежедневного обозрения (особенно дома): непроизвольное запоминание облегчает впоследствии целенаправленную подготовку.

Элемент соревновательности придает именно рейтинговая система оценки ментальных карт.

Задания по составлению ассоциаций (связей, образов) при характеристике Западной Сибири, России оживляют уроки.

Составление ментальной карты и ассоциативного ряда при формировании географического образа области, страны, мира вызывают познавательный интерес у учащихся и в процессе деятельности, и в процессе подведения итогов - результатов и сравнительного анализа собственной деятельности через определенные временные интервалы (отслеживание собственных достижений), в сопоставлении собственного «я» с другими в рейтингах.

При перечислении элементов-ассоциаций любопытство молодых умов естественно: «А как мыслят, видят другие?» Парадоксальны и собственные неожиданные открытия в поиске лаконичных и точных или неясных штрихов в портрете территории. Через ассоциации подключаются эмоции, память-подсознание помогает сознанию в создании яркого, емкого, действительно аккордного, полнозвучного образа территории .

Анализ задания по ассоциациям
«Западная Сибирь - это...»
в 8-х классах

Задание: за 3 минуты в тетради учащиеся в виде картинок-ассоциаций заканчивают (продолжают) предложение «Западная Сибирь - это...»

Типичные
ассоциации
Частота
встречаемости
Нефть 14
Газ 14
Леса 13
Болота 11
Реки 9
Снег 8
Месторождения
полезных ископаемых
8
Озера 6
Мороз 6
Тайга 5
Равнины 5
Животные 4
Города 4
Резкий климат 3
Горы 3
Пушнина 3
Родина 3

Вывод. У восьмиклассников резкое преобладание в ассоциативном перечне физико-географических понятий и явлений.

Анализ задания по ассоциациям
«Россия - это...»в 9-х классах

Ассоциации у детей возникают различные по содержанию и окраске: положительные, отрицательные, нейтральные, противоречивые.

Вывод . Положительные черты России дети вспоминают, указывают и пишут больше и чаще, невзирая на множество российских проблем, вечных и вновь рождающихся.

В ассоциативном перечне учащихся 9-х классов появляются «социально-экономические мотивы».

Глава 1. Научно-теоретические основы изучения географических и туристских образов территории.

1.1. Эволюция представлений о географических образах в отечественной и зарубежной литературе.

1.2. Современная трактовка географических образов.

1.4. Современный географический подход к формированию туристского образа территории.

Глава 2. Особенности формирования туристского образа территории.

2.1. Развитие туристского образа территории.

2.2. Факторы формирования туристского образа территории.

2.3. Зарубежный опыт формирования туристского образа территории.

Глава 3. Туристский образ Ростовской области: прошлое, настоящее, будущее.

3.1. Краткая экономико-географическая характеристика Ростовской области.

3.2. Зарождение туристского образа области в дореволюционный период.

3.3. Становление туристского образа области в советский период.

3.4. Туристский образ Ростовской области в современный период и перспективы его развития.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование туристского образа территории: на примере Ростовской области»

Актуальность темы. Актуальность изучения туристских образов территории определяется той важной ролью, какую представления играют в территориальной организации человеческой, в данном случае туристской, деятельности. Представления об окружающем пространстве формируются в процессе приобретения человеком жизненного опыта и составляют информационную базу для принятия решений. Туристские образы городов, регионов и стран во многом определяют их привлекательность, порождают желание их посетить, в конечном итоге, оказывают влияние на географию туристских потоков. Поэтому столь важно целенаправленно формировать туристский образ территории и его продвигать среди населения - потенциальных туристов. В этом контексте проблематика диссертационного исследования приобретает наряду с теоретическим, также прикладное значение.

На современном этапе формирование (обновление) туристского образа актуально для любой территории: только складывающейся как туристское направление или уже известного центра туризма, обладающей большим или, наоборот, скудным туристским потенциалом, специализирующейся на купально-пляжном или горнолыжном видах туризма и т.д. В диссертации конкретные вопросы формирования туристского образа территории рассматриваются на примере Ростовской области, располагающей всеми необходимыми ресурсами для развития культурно-познавательного, оздоровительного, делового и некоторых других видов туризма, но занимающей пока скромные позиции на отечественном рынке путешествий. Одна из главных причин состоит в отсутствии растиражированного яркого образа донского края, подчеркивающего его уникальность и привлекательность. Изучение формирования туристского образа Ростовской области на основе комплексного территориального анализа является важной научной задачей, решение которой позволит более эффективно продвинуть образ не только Юга России, но и страны в целом.

Объектами исследования выступают туристские образы -территории, а также Ростовская область как перспективная в туристском отношении территория.

Предметом исследования являются экономико-географические закономерности формирования туристского образа территории.

Цель исследования - создание на базе экономико-географического анализа комплексного представления о процессе формировании туристского образа территории на примере Ростовской области.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

Изучить эволюцию научных представлений о географических образах;

Раскрыть сходства и различия географических образов и туристских образов территории;

Выявить особенности географического подхода к формированию туристского образа территории;

Выделить этапы развития туристского образа территории;

Определить факторы формирования туристского образа территории;

Проанализировать изменение туристского образа Ростовской области с конца XIX по начало XXI вв. и определить перспективы его развития.

Методологическая и теоретическая база. Общенаучной базой изучения процессов формирования туристского образа территории послужили труды отечественных и зарубежных географов о познании земной поверхности (А. Геттнер, К. Риттер, Ф. Рихтгофен), по поведенческой (когнитивной) географии (Дж. Голд, К. Линч), по гуманистической географии (К.О. Зауэр, Дж.Б. Лейли), по региональной географии (А. Джилберт, P.M. Миншула, Дж.Х. Паттерсон), по страноведению, (Я.Г. Машбиц, Н.С. Мироненко). Кроме того, привлекались работы по художественному ландшафтоведению и художественному краеведению (Ю.А. Веденин, О.И. Вендина, Д.Н. Замятин, О.А. Лавренова, В.П. Максаковский, А.Е. Мельникова, Ф.И. Мильков, А.С. Титков, Д. Марк, М. Эгенхофер). Хотелось бы отдельно выделить работы Д.Н. Замятина и Н.Ю. Замятиной о пространстве образов и образах пространства. Теоретические и практические знания в области рекреационной географии и географии туризма были получены из работ B.C. Преображенского, А.Ю. Александровой, Ю.А. Веденина, Г.П. Долженко, Н.С. Мироненко и др. При написании диссертации были использованы достижения в исследованиях туристских образов территории в смежных областях знаний, прежде всего маркетинге туристских территорий (Е.А. Джанджугазова, А.П. Панкрухин, М. Портер, М. Пашкова, М. Шлаффке и др.).

Цель и задачи работы определили совокупность методов исследования: сравнительно-географический, картографический, статистический, социологический, аналитический, а также ряд других методов.

Информационную базу исследования составили данные Ростовского областного комитета государственной статистики, отчеты Министерства по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области, материалы кафедры общей географии, краеведения и туризма Ростовского государственного университета, сведения, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также личные наблюдения автора.

Научная новизна. Работа имеет, в первую очередь, теоретическое значение. Это комплексное географическое исследование возникновения и развития туристского образа территории. Оно сфокусировано на взаимодействии объекта (территории) и субъекта (туриста), в результате которого формируется туристский образ региона. Показано, как изменения одной из сторон влекут перемены в туристском образе территории. Для определения характера формирования туристского образа был выделен комплекс объективных и субъективных факторов, воздействующих на сознание людей и определяющих элементы образа. Несмотря на то что образы являются объектами исследований на протяжении уже нескольких десятилетий, подобное изучение туристских образов до сих пор не проводилось. Неизученным до сих пор оставался и туристский образ Ростовской области. В работе выделены этапы его формирования - зарождения, становления и развития с конца XIX по начало XXI вв. Впервые были определены факторы и выделены ядра формирования туристского образа территории Ростовской области на разных этапах развития.

Практическая значимость работы состоит в возможности использовать ее основные положения и выводы в качестве теоретической базы при разработке стратегии развития территории как туристского направления. Их внедрение в практику обеспечит рост конкурентоспособности территориальных туристских комплексов на национальном и мировом рынках путешествий, позволит повысить эффективность управленческих решений в области туризма, будет способствовать освоению новых территорий и активизации процессов туристского районообразования.

Материалы диссертации могут послужить научно-информационной базой для углубления анализа проблем развития туризма в Ростовской области, а само исследование - представлять собой пример при образно-географическом изучении туризма в других регионах страны.

Отдельные разделы диссертации могут быть включены в курсы лекций по гуманистической географии, ландшафтоведению, рекреационной географии и географии туризма, маркетингу туристских территорий.

Апробация работы и публикации. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на пяти международных научно-практических конференциях: «Ломоносов-2006» (Москва, 2006), «Науки о Земле и отечественное образование: история и современность» (Санкт-Петербург, 2007), «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования» (Москва, 2006, 2007, 2008), а также на заседании кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы диссертации вошли в итоговый отчет по проекту «Теория и методы рекреационно-географических исследований: история, состояние, инновационные подходы» в рамках Аналитической целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений общим объемом 164 с. Работа содержит 6 таблиц и 13 рисунков. Библиографический список включает 142 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая, социальная и политическая география», 25.00.24 шифр ВАК

  • Оценка природно-ресурсного потенциала Белгородской области для развития экологического туризма 2010 год, кандидат географических наук Холодова, Римма Анатольевна

  • Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности региона: На примере Ростовской области

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.