Согласный звук, буквы Ж, ж. Урок обучения грамоте "Звуки, буква Ж."
Буква Ж - восьмая буква русского алфавита. Обозначает согласный звонкий звук, всегда твёрдый [Ж].
Слова, начинающиеся на букву Ж : жаба, журавль, жаворонок, жадина, жало, жидкость, жулик, жёлудь, живот, Жора, жираф, животное, жук, жилетка, жена, женщина, желание, железо, журнал, жвачка, Женева, жизнь,
Буква Ж в середине слова : обжора, предложение, кожа, сажа, мороженое, книжка, ложка, ножницы, ножик, кружка, ужин, лужа, мужчина, вельможа, ложа, дождь, пироженое, кружева,
Буква Ж в конце слова : морж, ёж, нож, муж, этаж, километраж,
Как писать букву Ж? ()
Это - Ж,
А это - К,
Целый жук
И полжука.
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
Знакомство с буквой Ж - артикуляция звука
()
- губки округлены и слегка вытянуты вперёд
- широкий язычок наверху и образует "чашечку"
- тёплая воздушная струя по центру язычка
- горлышко "работает"
Загадки с буквой Ж
()
Целый час жужжит уже
На цветочке буква...
Жираф - высокий наш жираф,
У него весёлый нрав.
Мы с ним на третьем этаже,
Смеясь, запомним букву...
Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит "ы".
Стихотворения про букву Ж
()
Жу-жу-жу, я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
А однажды жук-жучок
Отвечал весной урок.
Вместо слов "ручей журит"
Написал "ручей жужжит".
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.
Посмотри-ка на снежинки:
В каждой - Ж посерединке!
Букву Ж считают жадной,
Ж не делится совсем!
Жадным быть нельзя, не надо!
Ведь у жадных нет друзей!
Жизнь, жвачка, слово ждать,
Ж вам тоже надо знать,
Женя, Жанна, лужа,
С - ж, зимою стужа.
Скороговорки ()Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится.
Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужжелица,
Жужжит, кружится.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Уже ужи в луже.
Встретил в чаще ёж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
У ежа - ежата,
У ужа - ужата,
У чижа - чижата,
У жука - жучата.
Жук жужжит - он встать не может,
Ждёт он, кто ж ему поможет.
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.
Жук с жужжихой не тужили,
Крепко с буквой Ж дружили.
Буква Ж к ним приходила,
Их жучат жужжать учила.
Чистоговорки
()
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи - под кустом сидят ежи.
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.
Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.
Изображение буквы Ж и слова на букву Ж (здесь)
Слова со звёздочкой назвать во множественном числе.
Сказки про букву Ж ()
— Я поймал букву Ж, — мальчик показал маме жука.
— Он похож на букву Ж и жужжит, как Ж, – согласилась мама.
— Ж-ж-ж-ж, отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.
— Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.
— В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук.
Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.
— Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал он маме.
— Разве ты не слышишь? – удивилась мама.
« Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж,» – жужжали мухи.
Источник http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm
********************************************************************************************
Давай вспомним, мой дорогой и любимый, где и какие буквы у нас живут? На самом верху, где всё видно и слышно, живёт самая главная буква «А». Этажом ниже проживает буква «Б», потом буква «В», буква «Г», буква «Д» и ниже две сестрички буквы «Е» и «Ё», про которых мы недавно прочитали историю.
А сегодня мы узнаем историю о букве «Ж».
Буква «Ж» была похожа на жука. И когда она гуляла и отдыхала на травке, то её всегда путали с жуком. К ней подлетали разные жуки и говорили:
– Эй, друж-ж-жок! Что ты тут леж-ж-жишь? Как ж-ж-жизнь? Давай пож-ж-жужж-ж-жим!
– Не буду я жужжать! – отвечала буква «Ж», – Я же не жук! Поймите!
– Да? – удивлялись жуки, – Надо ж-ж-же… Не ж-ж-жук, а очень похож-ж-жа…
И они открывали крылья и улетали: ж-ж-ж-ж.
Однажды буква «Ж» пошла гулять и на лугу легла отдохнуть на травке, погреться на солнышке. А птички пели, было тепла и она задремала. И только она уснула, как почувствовала, что её схватили и потащили куда- то.
– Ой-ой-ой! – закричала буква «Ж» и открыла глаза. – Ой! – и тут же закрыла их снова.
Она летела над землёй. Оказывается, её схватила клювом какая-то птичка и несла её в клюве, а сама летела.
Буква «Ж» набралась смелости и открыла глаза.
– Ух! – они летели очень высоко. Далеко-далеко остались луг, лес и родной домик Алфавит. И тут они прилетели в гнездо, где птичку ждали голодные птенцы. Птичка сразу же положила букву «Ж» в горлышко одному птенцу, ведь она думала, что это не буква «Ж», а что это жук.
– Ой-ой-ой! Отпустите меня! – закричала наша буква.
Тут птенчик удивился и выплюнул нашу букву «Ж».
– Не вкусная! Чив-чив! – сказал птенчик.
– Конечно, я не вкусная! – заявила буква «Ж», – потому что я не жук, а буква! Просто я очень похожа на жука.
И тут она посмотрела вокруг. А солнышко уже собралось на отдых и стало темнеть.
– Ой, птичка, миленькая! – сказала буква «Ж», – помоги же мне пож-ж-жалуйста! Мне нужно домой, в Алфавит, а то как же будут все ж-ж-жить без меня? Будет не «жизнь», а «изнь», и будут не «жуки», а «уки».
– Уки? – удивилась птичка. – Ну нет, мы не кушаем уков, мы кушаем жуков, поэтому я тебя отнесу обратно. Тем более, что ты не съедобная.
Она взяла очень осторожно и аккуратно букву «Ж» и они полетели. Они летели высоко-высоко, внизу проплывали поля, леса, и буква «Ж» совсем не боялась, ей было очень интересно.
Потом птичка опустила букву «Ж» на поляну рядом с домиком и все буквы выбежали встречать свою пропавшую сестричку – букву «Ж».
Елена Резниченко
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж]»
Тема : Звук [Ж]
Цель : Познакомить с новым согласным звуком и буквой ;
*дать характеристику звука , показать зрительный образ- букву, создать условия для закрепления навыков слогового чтения;
*способствовать развитию внимания, фонематического слуха;
*способствовать воспитанию бережного отношения к животному миру.
Оборудование : картинки животных (ёж, жираф, жук-олень, таблицы со слогами и словами для чтения, карточки с печатными буквами Жж.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Мы занятие начнем .
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Актуализация знаний.
Какие бывают звуки ?
Чем отличаются гласные звуки от согласных ?
С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии ?
Какой он, опишите?
Назовите слова со звуком [Ш] .
3. Введение в тему.
Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по сказочной стране, где мы с вами познакомимся с еще одной тайной страны Азбуки.
В этой стране нас ожидает много нового, интересные встречи с таинственным новым звуком и буквой , загадки, задания и конечно игры.
Но чтобы путешествии удалось, сначала нужно разгадать загадки.
Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку. (показ картинки)
Вы согласны?
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Узнать его непросто,
Узнать его легко,
Высокого он роста
И видит далеко.
Черный, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Летит-воет,
Сядет-землю роет.
*Как можно назвать всех одним словом?
*Произнесите все слова хором и подумайте, что объединяет эти слова?
Сегодня мы с вами поговорим о таинственном звуке и букве Жж .
4. Изучение нового материала :
Картинка, где изображено, как жужжит жук, обозначает звук[Ж] .
а)характеристика звука [Ж] .
Давайте потренируемся в произношении звука [Ж] , но для этого повернитесь друг к другу произнесите звук [Ж-Ж-Ж] .
*Что происходит с губами, с зубами и языком (губы чуть вытянуты вперед, зубы слегка сближены, кончик языка приподнят и касается верхнего неба)
А теперь вместе со мной произнесем звук[Ж] .
*Какой это звук ?Почему?
*Как звучит звук [Ж] , твердо или мягко?
Правильно, звук [Ж] произносится всегда твердо, независимо от того, какая гласная рядом. Это одна из тайн звука [Ж] .
Надеваем наушники, закрываем уши руками и произносим звук [Ж] еще раз .
*Звук [Ж]- звонкий или глухой?
*Охарактеризуйте звук [Ж] .(согласный, всегда твердый, звонкий)
б)игра «Поймай звук » (я называю слова, если в слове есть звук [Ж] , дети хлопают в ладоши, если нет этого звука - подносят палец к губам.
УЖИ ЖИЗНЬ ЖЕЛЕЗО
ШАР ЖЁЛТЫЙ ДЖИНСЫ
ПИДЖАК ШИНА ЖЕНЯ
Мы с вами можем произносить слоги, слова со звуком [Ж] , а мы можем увидеть этот звук (нет, звук [Ж]-невидим ) .
*Что мы еще знаем о звуках (звуки мы произносим и слышим)
в) игра «Услышь звук » - работа со схемами №3, №4
г) знакомство с буквой Ж
Давайте станем волшебниками и превратим звук [Ж] в букву .
Но для этого надо с закрытыми глазами произнести волшебное заклинание, хором.
Эни, бени, рики, тайся
Звук в букву превращайся (появляются на доске печатные буквы Жж)
*Почему их две?
*Где и когда пишется большая буква?
*Чем похожи и чем отличаются эти буквы?
Эта буква живет на ленте букв на улице звонких согласных.
*Есть ли у нее парная согласная?
5. Закрепление нового материала :
а)упражнение для запоминания зрительного образа - буквы Ж.
Выложите букву из палочек.
*На что похожа буква Ж?
Эта буква широка и похожа на жука.
Потому что у нее 6 жучиных ножек.
И при этом точно жук, издает жужжащий звук .
*Каким цветом мы закрасим букву Ж?
б) чтение слогов и слов хором, цепочкой, индивидуально. (таблицы на доске)
в) игра «Превращение слов»
Вот слог ЖИ превратите в слово УЖИ
*Что для этого нужно сделать?
Слово УЖИ - в слово ЛУЖИ
г) игра «Рассыпалось слово» - работа в парах (детям раздаются макеты букв определенного слова, каждая пара составляет самостоятельно свое слово)
Ж А Э Т - ЭТАЖ
Ж Б А А - ЖАБА
Ж О К А - КОЖА
Ж И К У - ЖУКИ
Ч Ж ИИ - ЧИЖИ
Читаем составленные слова
д) обобщение.
А сейчас я вам открою еще и тайну природы. В мире существуют несколько тысяч видов жуков. Среди них есть вредные полезные.
Но самый большой жук-олень, он занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (п. ч. Жук находится на грани исчезновения) . А чтобы этого не случилось, мы с вами должны защищать и охранять их. Верно?
Жук-олень не просто красавец, он приносит большую пользу : личинки этого жука перерабатывают гниющую древесину и тем самым удобряют почву. Поэтому, берегите и охраняйте природу!
6. Итог занятия , домашнее задание.
На память жук дарит вам свой портрет. Он черно-белый, если есть желание то закрасте его.
*С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?
Публикации по теме:
Фронтальное логопедическое занятие «Звук [Р]» Фронтальное логопедическое занятие. Звук [Р]. Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р]. Оборудование: Картинки, фишки,.
Фронтальное занятие «Дом. Звук [к] [к’]» Фронтальное занятие на тему: «Дом. Звук [к] [к’]»Задачи: Коррекционно-образовательные: Совершенствовать навыки слогового анализа; совершенствовать.
Конспект ОД «Звук Ц» Тема: «Звук «Ц». Буква «Ц». ЦЕЛЬ: правильное и четкое произношение звука; формирование фонематического восприятия на основе выделения из.
Конспект НОД «Звук [С]» Непосредственная образовательная деятельность. Тема: "Звук С" Коррекционно-образовательные цели: 1. Закрепить навык четкого произношения.
Тема урока: Звуки [ж], буква Ж.
Тип урока : урок «открытия» нового знания.
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука ж; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука ж;умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают прочитанное и прослушанное произведение Г. Юдина «Поэты».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения;логические – словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждения об особенностях звука ж.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение учебной деятельности. Организационный момент.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Мы хотим им показать,
Как умеем отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем.
Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?
2. Актуализация опорных знаний.
Игра «Доскажи словечко».
Какой бывает наша речь……(устная и письменная)
Наша речь состоит из... (из предложений)
Придумайте предложение из 2 слов, 3 слов. Какое правило написания предложения мы знаем?
Что такое буква?
Что такое звук?
Звуки бывают… (согласные и гласные)
Согласные звуки бывают… (твердыми и мягкими, звонкими и глухими)
Гласные звуки бывают… (ударными и безударными)
Какой секрет есть у букв Я, Е.... (могут обозначать 2 звука)
Дайте характеристику букве Б, Ш
Имена, фамилии, клички, города… (все с заглавной буквы пишутся всегда)
Ребята, вы знаете, что я люблю загадывать загадки. Вот и сейчас предлагаю послушать и отгадать загадку.
Я блестящая такая
И, конечно, легковая,
По дороге мчусь стрелой –
Не угнаться вам за мной!
У меня есть руль и шины,
Как зовут меня? Машина.
(слово записано на доске)
Составим схему слова МАШИНА.
Составьте схему этого слова.
Дайте полную характеристику звуку [Ш].
А какая орфограмма спряталась в слове МАШИНА…(ШИ пиши с буквой И).
3. Введение в тему урока.
Эта машина привезла нам на урок цветок. Это цветок не простой, он поможет нам попасть из холодного декабря в тёплое лето. Ребята почему цветок закрыт? (…)
А на нём загадка…
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын…. (жираф)
Составьте схему этого слова. У нас 2 варианта схем, а какая правильная?
4. Постановка учебной задачи
Как бы вы назвали тему нашего урок? (звуком [ж] и буквы Ж, ж)
А хотите узнать, почему он особенный. Это нам и предстоит сегодня узнать.
5. Характеристика звука [ж].
Что нужно сделать, чтобы узнать какой звук? Нужно его произнести.
Какой это звук? (согласный)
Почему? (когда произносим звук, воздух встречает преграду)
- А звонкий или глухой?
Произнесите слова и послушайте, как произносится звук в словах.
(журнал, жёлудь, жевачка, жираф)
Как мы его слышим твердо или мягко? (Твердо)
Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?
Я тоже не смогла придумать такие слова.
Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
Звук [ж] только твёрдый.
Значит какая схема будет правильной?
- Расскажите, что узнали про звук [ж]?
Физкультминутка
Игра «Найди звук». Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте, если же звука не услышите, руки положите на парту. Будьте внимательны.
Жираф, учебник, желуди, чайник, жаба, желток, мороженое, цветы, лужайка, морж.
6. Знакомство с буквой
Прятался, прятался звук [ж] в словах и спрятался в букве.
И стали ее называть ЖЭ.
На кого она похожа? (на жука)
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук.
Откройте тетради и давайте напечатаем новую букву, но сначало посмотрим на экран.
Давайте отгадаем загадки и напечатаем слова и схемы в нашей тетрадке.
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …(жук)
На зеленой ветке
В бежевой беретке
Всем твердит крепыш:
Стройным и могучим дубом! (жёлуди)
7. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.
Рассказал звук [ж] такую историю.
В стране Жужжандия жил – был звук ж. Жужжал он, жужжал, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Давайте ему поможем и познакомим его с гласными звуками.
жа жо жу же жи
В чём особенность звука [ж]? как он произносится?
Получилось ли у букв е , и смягчить предшествующий согласный? (не получилось)
Найдите букву Ж в каждом элементе м раскрасьте её жёлтым цветом. Кто у вас получился? (жираф)
Прочитаем слова (окройте учебники на стр. 25)
Друг, дружок, могу, может, жук, Жучка, телега, тележка
Вопросы по прочитанным словам:
Когда говорят «друг, телега», а когда «дружок, тележка»?
О ком так говорят «могу» и «может»?
Почему слово «Жучка» записано с большой буквы? (имя собственное)
Проверим ваши знания.
Поиграем в игру «Большая -маленькая».
ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны. Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.
Работа с текстом (учебник, стр. 25)
Посмотрим на рисунок внизу страницы.
Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?
Прочитаем текст по цепочке, будьте внимательны.
Дети читают текст по цепочке.
Проверка первичного восприятия.
О ком этот рассказ?
Как озаглавили бы текст?
Ученики читают текст про себя,
Вопросы учащихся к тексту.
Игра «Учитель-ученик»
В какую игру играют дети?
Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей?
О чем предупредили ребята Женю?
Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья?
Продолжим и мы дружно работать на уроке и помогать своим друзьям.
Выборочное чтение.
Прочитайте слова с звуком [ж].
Закрепление.
Обведите слова на букву Ж.
Собери пазлы. Что у вас получилось? А как вы думаете почему эти картинки привязла волшебная машина к нам сегодня на уроке?
Развитие связной речи .
Давайте составим рассказ по картинкам.
А теперь посмотрим мультфильм по нашему рассказу.
13. Итог урока.
Мы дружно сегодня работали на уроке?
- Вспомните тему нашего урока.
Дайте характеристику букве Ж
Назовите слова с звуком [ж].
Ребёта посмотрите а наш цветочек раскрылся. Почему?
14. Рефлексия
Молодцы, вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались. А вам понравилось как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?
Спасибо, вам, ребята, за работу. А гостям спасибо за терпение и внимание.
БУКВА Ж.ЗВУК Ж.Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН
«Путешествие в страну звука и буквы Ж»
Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.
1. Коррекционно-обучающие:
Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
Формировать лексико-грамматический строй;
Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
- автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;
2. Коррекционно-развивающие:
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Развитие логического мышления, внимания;
Развитие тонких движений пальцев рук;
3. Коррекционно-воспитательные:
Формирование положительной установки на участие в занятии;
Умение слушать сверстников и логопеда;
Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,
Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, карточки с заштрихованными буквами Ж,
Ход занятия
Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,
Буква Ж, буква Ж в гости зазывала
Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж), на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т.д.)
Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
Какой звук повторялся?
Правильно, Ж.
Введение в тему занятия
И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.
Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Ж.
2. Характеристика звука Ж
Давайте произнесем звук Ж.
Как должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произносим звук Ж?
Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
Какой он?
Согласный, твердый, звонкий.
А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?
Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж - звонкий.
Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?
Нет, мы видим и пишем буквы.
Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?
Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.
Вместе с детьми произносим стихотворение:
Платья звукам надеваем,
звуки в буквы превращаем.
3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.
Давайте из воска вылепим букву Ж.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает «жужжащий звук».
4. Упражнение на развитие внимания.
Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.
5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.
Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. (слайды)
А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:
Жу-жу-жу - молока дадим…(ежу).
Жа-жа-жа - сидят на ветке два… (чижа).
Же-же-же - живем на третьем… (этаже).
Жи-жи-жи - в море плавают…(моржи).
6. Логопедическая зарядка
Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)
Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)
Ежик лапки напрягает.
Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)
Держит 1,2,3,4,5,
Можно штангу опускать. (опускаем руки)
Ежик низко приседает, (приседаем)
И по камушкам шагает, (шагаем)
Возвращается обратно.
Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)
7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ежик)
Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик — прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -ок и увеличительными -ище.
К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.
Я буду говорить:
У человека -комар, а вы отвечаете у гнома - комарик, а у великана - комарище.
9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.
А сейчас мы с вами порыбачим:
Много разной рыбы плавает в пруду.
Рыжик кот поймает на свою уду
Маленькую рыбку,
А на ней картинку.
Вы картинку назовите.
В слове быстро Ж найдите.
В разные ведерки рыбки положите.
Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.
Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.
10. Итог занятия.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
Чем мы сегодня занимались?
Что вам больше всего понравилось?
А в чем были трудности?
Сегодня все хорошо работали на занятии и я вам дарю буковки, которые вы слепили.
Стихи про Букву Ж
***
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж -Ж - Ж -Ж -Ж - Ж - Ж!
***
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.
***
Жизнь, жвачка, слово ждать,
Ж вам тоже надо знать,
Женя, Жанна, лужа,
С - ж, зимою, стужа.
***
Жук на листике сидит,
Он по-своему жужжит,
Он гостей к себе зовёт,
Показать, как Ж, поёт.
***
Жук давно желал жениться,
Без жены жить не годится.
Взял бы жужелицу в дом,
И жужжали бы вдвоём.
***
Над дорогой Жук Жужжит,
Жеребеночек бежит,
А Жираф в Жакете ярком
Пропыхтел: - Сегодня Жарко!
И Жонглирует бобер
Желудями как Жонглер!
***
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
***
Встретил в чаще ёж ежа:
Как погода, ёж?
Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.
Загадка про Букву Ж
***
Женя баловался
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже -
Превратились в букву… (Ж)