Содержание анкетирования. Анкетирование как метод исследования дает возможность. Смотреть что такое "Метод анкетирования" в других словарях

Одним из основных заданий в курсе психологического практикума является самостоятельная разработка и проведение анкетирования. Представленные в данном разделе основные теоретические вопросы помогут понять основные принципы проведения анкетирования.

Общая характеристика метода

Анкета (от фр. enkuete - список вопросов) - система вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др.

Анкета - метод исследования, предусматривающий письменные ответы на систему поставленных вопросов, каждый из которых связан с центральной задачей исследования.

Данный метод обладает следующими достоинствами :

    высокой оперативностью получения информации;

    возможностью организации массовых обследований;

    сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

    отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

    невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Однако, анкетированию свойственны и недостатки :

      отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов, как, например, в беседе;

      не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или их желание выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках как социология или демография - одним из основных.

Разновидности метода анкетирования

Известно несколько типов анкет.

    Анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. Форма ответа - оценка в баллах степени выраженности того или иного личностного свойства, черт характера (инициативности, общительности, тревожности, самостоятельности и пр.). При использовании данного метода необходимо учитывать его существенный недостаток; высокую степень субъективности ответов вследствие стремления человека показать себя с лучшей стороны и скрыть недостатки. Используя закрытую форму вопросов с несколькими вариантами ответов (например, ранжированных по степени согласия: «Нет, это совсем не так», «Пожалуй, так», «Верно», «Совершенно верно»), можно повысить информативную ценность ответов.

    Оценка социально-психологических, личностных качеств может проводиться группой экспертов. Достоинство этого метода анкетирования заключается в большей объективности получаемых данных, поскольку в состав группы экспертов включаются люди, давно и с разных сторон знающие человека. Однако опрос нескольких человек является трудоемким и порой сложно определить компетентность экспертов.

    Еще одной разновидностью метода анкетирования являются анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях. В результате обработки данных специалист-психолог делает вывод о наличии и уровне развития у опрашиваемого индивидуально-личностных свойств.

Виды анкет определяются формой содержания вопросов, а проверка их валидности и надежности составляет одну из трудностей. Подбор вопросов должен быть правдив по отношению к проблеме и логически связан с задачами исследования. Фразы вопросов должны быть короткими, однозначными, ясными.

Вопросы анкеты классифицируются по следующим основаниям:

    о фактах сознания (направлены на выявление мнений, планов на будущее, мотивов, ожиданий, оценочных суждений отвечающих);

    о фактах поведения (выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей);

    о личности респондента (касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т.д.). Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать результаты анкетирования в пределах той или иной группы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию с другими группами.

форме :

      закрытые;

      полузакрытые;

      открытые.

Закрытые - это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов. Такой вопрос предусматривает полный набор ответов, из которых испытуемому предстоит только выбрать. У исследователя появляется возможность не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок, шкалируя их по каждому варианту. Преимуществами закрытых вопросов являются: возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов и обработка полученных данных. Этот вариант построения вопросов целесообразно использовать при изучении некоторых групп населения (например, солдат (матросов)), а также когда исследователь четко представляет себе, какие могут быть ответы на предлагаемый вопрос.

Существует несколько способов предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предполагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да - нет», «согласен - не согласен» и т.д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая несколько вариантов ответов. Например: «Какие лекции Вы посетили на этой неделе?

Психологию, - социологию, - философию, - эстетику»;

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, когда необходимо выразить интенсивность отношения, переживания и т.п. Ответы могут выглядеть следующим образом:

Полностью согласен, - не знаю, - совершенно не согласен;

г) табличная форма. Например:

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. При этом все ответы сопровождают трехзначными цифрами, в которых первые цифры служат для обозначения порядкового номера вопросов, а третья обозначает порядковый номер ответа.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако, в них отсутствует выражение индивидуальных оценок.

Полузакрытый вопрос используется либо если исследователь не знает всех возможных вариантов ответа, либо когда намерен более полно выяснить индивидуальные мнения обследуемых. Кроме готовых вариантов в перечне ответов содержится графа «другие ответы» и определенное количество пустых строк.

Открытый вопрос предполагает, что опрашиваемый свободно отвечает на предложенный вопрос без каких-либо ограничений, например, при заполнении биографической анкеты. Открытый вопрос дает возможность испытуемому строить свой ответ как по форме, так и по содержанию. Достоинства открытых вопросов в том, что они не содержат подсказок, не навязывают чужое мнение, дают возможность собрать более полную информацию. Данная форма вопросов предпочтительнее, когда психолог не знает, каковы могут быть оценки изучаемого явления, хочет получить откровенные самостоятельные ответы. При использовании открытых вопросов затруднена сопоставимость ответов. Поэтому такие вопросы используют либо на ранних стадиях анкеты, либо тогда, когда имеется необходимость выражения всех имеющихся в группе индивидуальных мнений. Неуместны такие вопросы в анонимных анкетах.

По способу формулирования:

  • косвенные.

В прямом вопросе предусмотрен ответ, который следует понимать в том смысле, в каком его понимает опрашиваемый. Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента.

Однако, иногда, когда требуется дать критический ответ по поводу себя или других, многие респонденты склонны ограничиваться социально желаемыми и одобряемыми ответами. В таких случаях целесообразно использовать косвенные вопросы.

Косвенный вопрос обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей реальную информацию. Косвенные вопросы предусматривают перенос на что-либо другое; ответ на него предполагает расшифровку в ином, скрытом от испытуемого смысле. Например, вместо вопроса студенту: «Почему вы так часто пропускаете лекции?», можно задать вопрос: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции. Как Вы думаете, почему?».

По функции :

    информационные (основные);

    вопросы-фильтры и контрольные (не основные или уточняющие).

Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления от каждого респондента.

Вопросы-фильтры используются тогда, когда необходима информация только от части из всей совокупности респондентов. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначены.

Например:

«Следующие два вопроса только для студентов психологов.

Каково качество практических занятий по психологии общения?

Как полученные знания могут помочь Вам в работе по специальности? Внимание! Вопросы для всех».

Наличие вопросов-фильтров, которые ограничивают круг респондентов, позволяет не допустить искажений информации, которые могут возникнуть при ответах недостаточно компетентных лиц.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность и достоверность сведений, сообщаемых респондентами.

Контрольные вопросы бывают двух разновидностей. Первые представляют собой повторение информационных вопросов, только другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, то они исключаются из дальнейшего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, склонных давать социально одобряемые ответы. В них предлагается множество ответов там, где на практике может быть только однозначный ответ.

Например:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?

Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали людям?»

Вероятность получения на такие вопросы честного, но не распространенного ответа очень мала.

Существует несколько требований повышения эффективности контроля при составлении вопросов в анкете:

Анкете основной и контрольный вопросы не следует размещать рядом, иначе будет замечена их взаимосвязь;

Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными;

Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы анкеты;

Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответов, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «когда как» и т.п.).

  • Вопрос 2 Двигательные ошибки, их характеристика, причины возникновения, способы их устранения
  • Экзаменационный билет № 6
  • 1. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
  • 2. Общая характеристика физических качеств (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация, закономерности развития).
  • 3. Схема развёртывания учебного материала по физической культуре в начальной школе.
  • Экзаменационный билет № 5
  • 1. Определение понятия «культура». Понятие «культура физическая, её связь с общей культурой..
  • 2. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3.Познавательные универсальные учебные действия, способы их формирования.
  • Билет №7 _________________________________________________________________________________
  • Билет 8
  • 1. Пространственные характеристики
  • Экзаменационный билет № 9
  • 1. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования:
  • 2. Выносливость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3. Формирование самооценки двигательного действия на уроке физической культуры.
  • Экзаменационный билет № 10
  • 1. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • Билет № 11
  • 1 Вопрос: . Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3 Вопрос: Педагогический анализ и оценка как метод исследования.
  • Билет № 12:
  • 1 Вопрос: Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Особенности построения спортивной тренировки (макроциклы, мезоциклы, микроциклы).
  • 3 Вопрос: Требования к составлению списка литературы (библиографический список).
  • Билет 13
  • 1. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.
  • 3. Педагогический эксперимент как метод исследования
  • Билет 14
  • 1. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты)
  • 2. Занятия урочного типа, их отличительные особенности, типы уроков.
  • 3. Анкетирование как метод исследования
  • Экзаменационный билет № 15
  • 3. Пульсометрия как метод исследования.
  • Экзаменационный билет № 16
  • 1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.
  • 3. Тестирование как метод исследования.
  • Билет 17
  • Вопрос 1. Методы использования слова
  • Вопрос 2. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
  • Вопрос 3. Беседа как метод опроса при исследовании
  • Билет 18
  • Вопрос 1. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями (по л.П. Матвееву).
  • Вопрос 2. Спортивная ориентация и отбор в спорте.
  • Вопрос 3. Педагогическое наблюдение как метод исследования.
  • Билет 19
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________________
  • Билет 20
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:_______________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________
  • 21 Билет
  • 2. Тренировочный процесс как объект управления.
  • 3. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям учащихся.
  • 22 Билет
  • 1.Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
  • 2. Педагогический контроль по физической культуре в школе, его значение и содержание. Алгоритм создания контрольно-измерительных материалов
  • 16.3. Виды, содержание и основы методики контроля и учета
  • Экзаменационный билет № 23
  • 1. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями)
  • 2. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (значение, задачи, средства, методические основы построения).
  • 24 Билет
  • 1.Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • 3.Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3. Анкетирование как метод исследования

    Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

    Данный метод обладает следующими достоинствами:

    Высокой оперативностью получения информации;

    Возможностью организации массовых обследований;

    Сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

    Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

    Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

    Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

    Отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

    Не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

    Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

    1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

    2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

    3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

    При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.

    Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

    Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь);

    Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

    Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

    В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

    Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

    Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?»

    В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

    По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

    При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

    Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

    «Следующие три вопроса только для студентов-психологов.

    Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? ...

    Каково качество практических занятий по психологии общения?…

    В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

    Внимание! Вопросы для всех».

    Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

    Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

    К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру:

    «Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

    Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

    Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

    В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

    Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

    Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете;

    Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

    Этапы подготовки анкеты.

    I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем;

    II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;

    III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов;

    IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;

    V. Анкетирование;

    VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

    Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления - обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.

    Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

    Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лиц особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются:

    а) формирование установки на сотрудничество;

    б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

    в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

    г) получение информации.

    За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.

    И, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.

    Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

    Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится»)

    Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)

    Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», …, содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

    Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции?

    Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

    Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

    Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

    Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

    Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?

    Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?

    Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему?

    Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

    Из многочисленных опросных методов сбора информации наиболее распространен метод анкетирования.

    Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов; это важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, при чем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочное анкетирование), либо в присутствии анкетера (прямое анкетирование).

    Анкетные опросы (анкетирование) классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытое анкетирование, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом анкетировании все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный, или экспресс опрос, применяется в обследованиях общественного мнения. Анкетирование по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором – анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое пиитирование отличается от индивидуализированного. В первом случае анкетируют до 30 – 40 человек, во втором – он обращается индивидуально к каждому респонденту. Наконец, при классификации анкет используются также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций и мнений и т.д.

    Надежность эмпирических материалов, получаемой при использовании анкетирования, существенно зависит не только от содержания планируемой информации, но, конечно, и от конструкции самого вопроса, целесообразность которой диктуется конкретной задачей и условиями опроса.

    Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме.

    Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления по их содержанию. По форме вопросы делятся на группы: 1) открытые, закрытые, полузакрытые; 2) прямые и косвенные; 3) личные и безличные; 4) основные и контрольные; 5) функциональные и другие.

    Открытые вопросы хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явлений или говорят о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей.

    Главный недостаток открытых вопросов состоит в том, что высказываемые здесь мнения и оценки связаны с какими-то неизвестными нам рамками сравнения. Другой недостаток открытых вопросов – в трудности обработки данных.

    Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях. Появляется возможность не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок.

    Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных требований:

    1. Главное – максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Используют также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний.

    2. Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила:

    а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже – последующие, поэтому первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

    б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить, следовательно, подсказки должны быть примерно равной длины;

    в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной. Отсюда еще одно правило – все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.

    3. Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе (например, «работа интересная и хорошо оплачивается»; «работа хорошо оплачивается, но неинтересная»).

    4. Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.

    5. Нельзя печатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею – серию отрицательных или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.

    6. Список предложенных ответов иногда столь обширный, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах.

    7. Ограничения выбора подсказок могут быть жесткими и нежесткими. Если по смыслу вопроса возможны комбинации разных выборов, при том в любом количестве, нельзя без особых пояснений ограничивать выбор некоторым условием («Укажите не более трех вариантов …»). Однако в том же случае, если цель вопроса – выявить доминанту, ограничить выбор вполне целесообразно («Хотя у Вас, вероятно, не одно и не два любимых занятия в свободное время, просим в предложенном перечне указать не более трех наиболее привлекательных»).

    8. Важную роль выполняет вариант, предполагающий возможность уклониться от ответа на закрытый вопрос («трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не знаю»). Формула уклонения от ответа подчеркивает, что респонденту представляют достаточную свободу. Это побуждает его более добросовестно относиться к опросу в целом.

    В целом, сопоставляя возможности открытых и закрытых вопросов, можно сказать, что при первом подходе к теме необходимо пользоваться открытыми вариантами (трудно предусмотреть разброс ответов). Поэтому на стадии разведки открытый вопрос обладает несомненными преимуществами. В описательных исследованиях удобнее пользоваться закрытыми и полузакрытыми вопросами.

    Прямые и косвенные вопросы. В прямом варианте вопроса предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый («Если Вас не удовлетворяет качество преподавания предмета, не могли бы Вы указать, что именно?»). Косвенный вопрос ставиться в случае, если затронуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказываться откровенно («Вы сказали, что подумываете о переходе на другой факультет. Куда бы вы хотели перевестись?»).

    Личные и безличные вопросы в равной мере относятся к оценкам и суждениям самого опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный характер. Так, вместо прямого вопроса «Как Вы считаете …» – задают косвенный, безличный: «Некоторые полагают, что … Какие суждения, по Вашему мнению, наиболее справедливы?». Ожидается, что опрашиваемый выберет те суждения, которых он сам придерживается.

    Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.

    Для проверки достоверности информации используют контрольные вопросы. Основные и контрольные вопросы различаются по их функциям и интерпретации данных. С помощью контрольных уточняют, дополняют сведения, полученные в основных вопросах. В анкете (опросном листе) основной и контрольные вопросы должны быть размещены так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними. Поэтому они перемежаются другими темами, не относящимися к данной. Иногда для этого используют вопрос – «глушитель».Один из самых надежных способов контроля достоверности данного анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение; анкетирование и свободное интервью и т.д.

    Помимо ведущих – целевых, отвечающим прямым задачам исследования, всегда используются так называемые функциональные (служебные) формулировки и вопросы. Задачи последних – облегчить процесс интервью или анкетирования, снять напряжение и усталость, появляющиеся к концу работы респондента, отвлечь его внимание. Когда это требуется, или же, напротив, помочь сконцентрироваться.

    К числу функциональных относятся вопросы-«фильтры» и «ловушки», отсеивающие некомпетентных и невнимательных; «глушители», с помощью которых отвлекают внимание при длинном перечне или перед постановкой контрольного вопроса; многообразные пояснительные комментарии и оговорки («По Вашему мнению …», «А теперь, если рассматривать в целом, как бы вы характеризовали …»). Цель подобных формулировок – создать психологический комфорт респонденту.

    Как составляется анкета? Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

    1. Программная логика вопросов не должна смешиваться с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к учреждениям дополнительного образования казалось бы логичным сначала выяснить, посещают ли их данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого – тех, кто их не посещает. Однако, учитывая, что в общей массе детей последних больше, следует поступить иначе: в первую очередь формулируются вопросы для всех, затем – для посещающих, потом – для не посещающих и снова – для всех респондентов.

    Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты – ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

    2. Непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе неразумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

    3. Следует помнить, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию.

    4. Смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».

    5. Распределение вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми. Далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее наиболее сложные вопросы (один-два), после чего – завершающая «паспортичка».

    Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

    а) введение , в котором указано кто и для чего проводит опрос; как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, – гарантия анонимности информации; инструкция по заполнению анкеты и способов ее возврата;

    б) вступительные вопросы выполняют две функции: 1) заинтересовать респондента и 2) максимально облегчить ему вступление в работу. Поэтому в начале анкеты не должны появляться трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее удобны для этой цели вопросы сугубо событийного содержания. Нельзя начинать опрос с «паспортички», которая вообще тревожит некоторых людей. Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно отнести в заключение анкеты. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе. Если же респондент уже включился в беседу, он будет склонен скорее закончить работу, чем прервать ее на полпути;

    в) заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными. Так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль они разрешаются и в конце, но не более одного-двух;

    г) «паспортичка» занимает последнюю страницу. Она лаконична, не требует особого напряжения и свидетельствует о завершении анкеты;

    д) обычно в заключение выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

    Итак, мы ответили на вопрос – как разрабатывается анкета? Предположим, что Вами в соответствии с этими принципами и требованиями анкета составлена. Но это только первый шаг – подготовка ее проекта; второй – пробный опрос (опрос-разведка), который охватывает небольшое число лиц (20-30 человек), отобранным по основным характеристикам, которые определяются темой, целями и задачами исследования. После тщательного анализа результатов пробы и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.

    Резюмируем все вышеизложенное. Таким образом, проводимое анкетирование должно отвечать ряду требований:

    1) должно длиться не более 30-40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов;

    2) важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;

    3) первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим, лучше всего, если он будет нейтральным;

    4) трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент «включился» в тему;

    5) вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым, причем всем без исключения;

    6) вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке;

    7) введение и в новый раздел анкеты необходимо начинать с обращения к респонденту, например: «А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о том-то …».

    Полученные в результате анкетирования эмпирические материалы пиилизируются, обрабатываются и могут служить основой для получения ориентировки в проблеме, выявления имеющей место тенденции, формулирование определенных выводов и т.д.

    Личный контакт исследователя с респондентом при анкетировании не обязателен. Анкеты можно рассылать по почте или с помощью других лиц. Среди методов опроса анкетирование очень удобно, с его помощью можно быстро выяснить мнения большой группы опрашиваемых. Кроме этого он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и др. Анализировать результаты анкетирования удобно методом математической статистики.

    Анкетирование относится к типично опросным методам и не имеет непосредственного общения и разговора между исследователем и респондентом. Такая особенность анкетирования дает возможность ряду исследователей утверждать, что его трудно отнести к собственно психологическим исследовательским методам.

    Даже при полной искренности испытуемого получаемая информация является декларативной, и считаться надежной и достоверной не может. А с учетом того, что на содержание высказываний испытуемого влияние оказывает неосознаваемая мотивация и установка, то есть смысл считать, что анкетирование метод не психологический. Но, тем не менее, как дополнительный метод, может использоваться при проведении социально-психологических исследований.

    Попробуем не согласиться с такой оценкой анкетирования:

    • В психологии анкетирование нацелено на получение главным образом психологической информации. Интерпретации психологических данных способствуют вспомогательные сведения социологического, демографического, экономического характера, дополняющие психологическую картину;
    • Несмотря на то, что анкетирование сводит к минимуму общение между исследователем и респондентом, тем не менее, представляет собой «дуэль» между ними. Составитель анкеты идет на массу ухищрений, чтобы чисто психологически воздействовать на респондента.
    • Анкетирование упрекают в ненадежности и недостоверности получаемой информации,потому что на ответы респондента влияет неосознаваемая мотивация и установка. Но, это упрек можно адресовать любому другому субъективному эмпирическому методу вплоть до лабораторного эксперимента. И в других методах от факторов мотивации и установки никуда не денешься. Важно отметить еще и тот факт, что навряд ли кто-то решится отнести к непсихологическим методам личностные опросники;
    • Со времен Ф. Гальтона метод анкетирования, даже если он пришел из других наук, прошел такой путь адаптации к психологической проблематике, что отделить его от семейства психологических методов уже невозможно;
    • Являясь разновидностью опроса, анкетирование – это метод общенаучного характера и общенаучного значения, поэтому говорить о нем, как непсихологическом методе также некорректно, как об эксперименте или наблюдении.

    Главный компонент анкетирования

    Львиная доля успеха или неуспеха опроса зависит от анкеты, которая является главным компонентом этого метода. При составлении анкеты необходимо:

    • Хорошо знать исследуемую проблему;
    • Хорошо уяснить цель опроса;
    • Учесть возраст и подготовленность респондентов;
    • Продумать место и время проведения опроса;
    • Обязательно проконсультироваться со специалистом;
    • Выявить зависимость от пола, стажа, социального положения респондентов.

    Анкету можно сравнить с однонаправленным каналом, опосредующим общение, которая в заочных опросах является единственным представителем исследователя и единственным звеном, связывающим исследователя с респондентом.

    Процедура строго регламентирована – «вопрос-ответ». Никакая интерпретация здесь со стороны анкетера не допускается, опрос идет по намеченному пути, и уклониться от намеченной цели нельзя.

    Стандартный характер анкет является их слабой стороной и, кроме того, исследователь не знает, как к ней отнесутся, заполнят ли её и вернут ли назад. Письменные анкеты, полученные от респондентов, анализируются, обрабатываются методом математической статистики.

    Анкета должна быть построена так, чтобы с одной стороны, не подсказывать ответ, а с другой стороны – расположить респондентов к откровенности. Анкеты могут быть анонимными.

    Клссификация вопросов анкетирования

    Вопросы анкетирования классифицируются следующим образом:

    • По содержанию. Вопросы могут быть прямые и косвенные. Но, бывает так, что респонденты не всегда охотно отвечают на прямые вопросы и, косвенные вопросы в этом случае, будут намного предпочтительнее;
    • По степени свободы ответа. Открытые вопросы не ограничивают ответ респондента и дают возможность получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов. Открытые вопросы, носящие часто пространственный характер, затрудняют обработку полученных результатов. Закрытые вопросы ограничивают определенным числом вариантов ответов;
    • По цели. Этой целью может быть – получение новой информации, подтверждение каких-то данных, проверка на лживость и др.
    • По форме вопросы могут быть – дезъюктивные с одним вариантом ответа, конъюктивные – выбор нескольких вариантов, шкалированные вопросы для перевода качественного показателя в количественный показатель.
    • Вопросы должны соответствовать образовательному уровню респондентов, быть точными и лаконичными, взаимосвязаны по содержанию и частично перекрывать друг друга. Подобное перекрытие позволяет проверить достоверность ответов. Ниже предлагается примерная модель анкеты.

    Предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

    Анкета является основным инструментом и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого . Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

    Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

    Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос. Например:

    прикладного исследования

    «Динамика интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество»

    Ставрополь, 2006

    Южный научный Центр РАН

    Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно указывается, что опрос анонимен. Пример вводной части:

    Здравствуйте!

    Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проблем интеграции вынужденных псрссслснисв в местное сообщество на территории края. Мы обращаемся к Вам, потому что никто глубже и точнее не сможет передать того, как это происходит. Мы надеемся также получить ответы на аналогичные вопросы представителей различных групп населения, живущих в нашем крае. Ваши искренние ответы будут способствовать открытости во взаимодействии с местным населением.

    Внимание! Для заполнения анкеты Вам необходимо выбрать вариант ответа, соответствующий Вашему мнению, и обвести цифру, обозначающую этот вариант. Вы также можете дописать свой ответ на отведенной для этого строке. Подписывать анкету не обязательно.

    Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!

    Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут размещаться отдельно, в самом тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это может быть указание на то, сколько вариантов ответа можно выбрать в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие варианты»).

    «Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортич- ки» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.

    Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

    При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность анкеты.

    Анкетные вопросы

    В исследовании об интеграции вынужденных переселенцев было, в частности, решено выяснить причины, по которым мигранты решили переехать в Ставропольский край (табл. 1.3). В исследовании все ответы по их характеру были разделены на экономические, социокультурные, геополитические, географические и психологические. Очевидно, что в Ставропольский край мигрантов привлекают прежде всего экономические причины (возможность заработать). Почти столько же опрошенных имеют в крае родственников, что также облегчило трудовую миграцию.

    Таблица 1.3. Причины переезда мигрантов с целью занятия трудовой деятельностью на территории Ставропольского края, %

    Причина въезда в край

    Причины переезда

    Возможность заработать больше, чем в других регионах России

    Экономические

    Легче трудоустроиться, чем в других регионах России

    Имею родственников

    Социокультурные

    Знаком с местной культурой

    Наличие национальной диаспоры

    Близость Ставропольского края к границам вашего государства

    Геополитические

    Благоприятные климатические условия

    Географические

    Все сюда ехали, может, останусь жить

    Психологические

    Сумма ответов в столбце табл. 1.3 превышает 100 %, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов от- вста. Таким образом, перед ними были поставлены безальтернативные вопросы. Если бы респондентам было предложено выбрать только один, определяющий вариант ответа о причинах переезда, то сумма ответов составила бы 100 %. В таком случае вопрос был бы альтернативным. Приведем простейший пример альтернативного вопроса:

    Жалеете ли вы, что стали заниматься работой по найму?

    Трудно сказать — 20 %

    Всего — 100%

    Приведенные примеры показывают, что существуют вопросы альтернативные и безальтернативные. Кроме того, они содержат явные подсказки («да» или «нет»), а также «меню» для ответов. Поэтому такого рода вопросы называют закрытыми. Существуют также полузакрытые вопросы, позволяющие респонденту дополнить «меню». В таком случае в конце приводимых ответов предусмотрены возможности кодирования дополнительных ответов.

    Из чего складывается доход вашей семьи?

    Заработная плата.

    Стипендия.

    Другое (запишите)

    Социологи используют и открытые вопросы, такие, которые не предусматривают подсказок. При открытых вопросах респондент имеет возможность свободно и полно выразить свое мнение, а социолог — собрать богатую информацию. Так, на открытый вопрос «Что вас больше всего не устраивает в работе? (напишите)» респондент свободен в выборе и формулировке ответа, например: «условия оплаты», «условия труда», «взаимоотношения с руководством» и т.д.

    Для исследователя основное неудобство открытых вопросов заключается в трудностях их формализации и соответственно последующей обработки. Отвечая на заданный вопрос, респондент руководствуется исключительно собственными представлениями. Естественно, что полученные ответы индивидуальны и разнообразны, поэтому открытый вопрос применяется в тех случаях, когда необходима полная информация о представлениях респондента по изучаемой проблеме, его словарном запасе, способности к аргументации. Кроме того, респондент более охотно отвечает на вопрос, если он считает себя компетентным и заинтересованным в исследуемой области. Если эта область ему мало известна, то он либо уклоняется от ответов, либо дает заведомо некачественную информацию.

    Итак, выбирая форму вопроса, целесообразно учитывать:

    • специфику исследования: закрытые вопросы предпочтительны для выявления фактов и мнений, предполагающих определенный перечень возможных вариантов ответов, а открытые — при сборе более богатой и индивидуализированной информации;
    • особенности последующей обработки ответов: при закрытой форме вопроса респондент, отмечая одну из альтернатив, одновременно кодирует ее, что значительно упрощает дальнейшую обработку, а при открытой форме кодировать все разнообразие ответов приходится самому исследователю, сводя их в конечном счете к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов.

    Другие виды вопросов

    В любой анкете содержатся вопросы, направленные на сбор материалов в соответствии с основной задачей исследователя, поэтому вопросы такого вида называются основными. Однако практика показывает, что в опросах необходимо проверить искренность респондента (контрольные вопросы), а также выявить данные о некоторой части опрашиваемых (вопросы-фильтры). Контрольные и «фильтровые» вопросы называют неосновными, второстепенными.

    Контрольные вопросы располагаются или сразу после основных, или несколько позже. Например, если основной вопрос таков: «Знаете ли вы о причинах конфликта на предприятии?», то контрольный вопрос может быть следующим: «Какие из причин конфликта на предприятии вы считаете главными?» Допустим, что на основной вопрос респондент ответил отрицательно, а на контрольный положительно, причем перечислил несколько конфликтов: в таком случае возникает сомнение в тщательности заполнения анкеты или в искренности респондента.

    Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую социолога одну часть опрашиваемых от других респондентов. Так, при изучении мнения студентов о службе в армии можно ввести вопрос-фильтр об имеющемся опыте студентов, отслуживших в армии. Например, «Знакомы ли вы на практике с армейской "дедовщиной"?». Этот вопрос-фильтр сразу выделит из всего массива опрашиваемых тех, кому в дальнейшем можно задавать вопросы о проявлениях «дедовщины».

    Формулировка вопросов , относящихся к изучению мнения и установок людей, чрезвычайно важна. «Оптимальным» считается вопрос, формулировка которого не влияет на распределение ответов при сохранении заранее заготовленного списка их возможных вариантов. На практике постоянно встречаются значительные смещения в ответах.

    Исследователь Э. Нойман иллюстрирует значимость формулировок анкетного вопроса следующим образом:

    1-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?»

    2-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза или каждый сам должен решить, быть ему членом профсоюза или нет?»

    Ответы респондентов на первый взгляд кажутся неожиданными (табл. 1.4). Оказалось, что при введении во 2-й формулировке альтернативы сдвиг явных ответов был значительным, а неопределенный ответ падает до 6 %.

    Таблица 1.4. Значимость формулировок вопроса в определении характера ответа, %

    Специальные исследования выявили несколько особенностей и тенденций, связанных с формулировкой вопроса в зависимости от вида опроса. В частности, так называемый вопрос-меню представляет респонденту некий набор альтернатив, в котором он должен выбрать один (или несколько) возможный ответ. Выяснилось, что чаще всего альтернатива выбиралась, если она находилась в начале, внизу или в середине списка.

    Когда исследователь выбирает шкальный вопрос, то отмеченный выше «эффект начала» сохраняется. При этом прямая шкала вида:

    • Полностью согласен
    • Согласен
    • Не согласен
    • Полностью не согласен респондентам кажется более естественной.

    Обратная шкала имеет вид:

    • Полностью не согласен
    • Не согласен
    • Согласен
    • Полностью согласен

    При прямой шкале процент неответивших бывает несколько ниже, чем при обратной, лишь немногие респонденты выходят за пределы предложенного им списка, приводя собственные варианты ответа. Выявлены также следующие особенности:

    • в вопросах-меню и шкальных вопросах отмечается «эффект начала», т.е. относительное смещение ответов к началу шкалы (к вопросу, заданному первым);
    • респонденты конструируют ответы на основе предложенных альтернатив;
    • сложность, большая длина и терминологическая нагрузка вопроса ведут к потере устойчивости распределений ответов;
    • в двух- или трехальтернативных вопросах отмечается «эффект конца», т.е. альтернатива, упомянутая последней, имеет большую притягательную силу.

    Последовательное расположение вопросов

    Порядок, в котором устанавливаются анкетные вопросы, тоже может стать источником искажений. Так, на вопрос: «Одобряете ли вы возрастание государственных затрат на высшее образование?» большинство россиян отвечает, как правило, положительно. Но скорее всего распределение ответов будет иным, если этому вопросу будет предшествовать другой, например «Каждому ли человеку нужно высшее образование?».

    На вопрос «Следует ли разрешить японскому правительству устанавливать ограничения на ввоз американских промышленных товаров в Японию?» большинство опрошенных американцев ответило отрицательно. Но в то же время 2 / 3 опрошенных другой эквивалентной группы ответили положительно, поскольку перед упомянутым выше вопросом стоял такой вопрос: «Следует ли разрешить американскому правительству устанавливать ограничения на ввоз японских промышленных товаров в США?» Поскольку большинство эквивалентной группы согласилось с первым вопросом, то логично, что оно согласилось и с тем, что Япония имеет точно такое же право.

    Как правило, текст любой анкеты завершается выражением благодарности респонденту за участие в анкетировании.