Сочувствие и сострадание: нужны ли современному человеку эти качества? Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка

В отечественной литературе очень много добрых, но грустных рассказов, которые учат нас добру и светлым чувствам. Одним из таких чувств является сострадание. Без него невозможна человеческая жизнь. Сострадание к людям или к животному показатель того, что ты не черствый, что ты человек. Сострадание сестра любви и дружбы. Если есть любовь к миру, ко всему живому, то будет и сострадание.

Рассказы Андреева "Кусака" и Платонова "Юшка", казалось бы очень разные, но речь в них идет об одном и том же. Каждое живое существо нуждается в любви, ласки, принятии и сострадании. Собака и человек не будут исключением. Юшка хороший и добрый человек. Он еще не стар, но очень изможден болезнью, поэтому выглядит дряхлым. А ведь ему всего около сорока лет. Для всех жителей деревни он кукла для битья. Местные жители, обижая Юшку, снимают стресс и вымещают негативные эмоции. Так он и погибает, впервые в жизни вступившись за себя, сказав слово в свою защиту.

Оказывается, что жил он и работал ради одной девочки, не имевшей родителей. Не ел сытно, не пил чая с сахаром этот мужчина, чтобы вырастить и обучить сироту. Сострадание рождает сострадание. Девушка эта, выучившись на доктора, приезжает в его село и лечит жителей, не требуя платы. А Кусака простая дворовая собачка. Боль и обида поселились в ее душе, поэтому она стала злой и кусачей. Но появляются добрые люди и топят лед ее брошенной души. Она их полюбила, доверилась. Но лето закончилось и дачники уезжают, оставив Кусаку снова одну. Они ее предали. Нужно ли было сострадание в этом случае, если оно принесло только боль маленькому собачьему сердцу? На мой взгляд, эти "добрые" люди поступили еще хуже того пьяного прохожего, который приманил Кусаку, а потом ударил ее. Ведь они подарили ей веру в любовь, подарили мимолетное счастье, она верила им. Верила, что нужна. А они ее бросили, особенно не задумываясь о ее судьбе.

Я уверена, что сострадание просто необходимо. И человек, лишенный сострадания, не может быть человеком в полном смысле этого слова. Но оно должно быть истинным и с умом. И если ты растопил ожесточенное сердце, приручил его к себе, то будь за него в ответе. И речь идет не только о животных.

Сочинение для 7 класса по литературе.

Сочинение сочувствие и сострадание в рассказе Юшка

Вопрос "нужности" человека, особенно если он всех раздражает, важный и всегда актуальный. Это вопрос сострадания и сочувствия...

В этом рассказе всем почему-то мешал несчастный Юшка. На самом деле звали героя Ефим. Просто был он такой слабый из-за чахотки, такой тихий (помогал кузнецу), что над ним вся деревня смеялась. Как гооврится, и стар, и млад. Находили смехотворным то, что в сорок лет он выглядит, как будто старик, что Юшка очень пунктуален, по нему можно часы сверять. Слишком слаб он был, чтоб за себя постоять, а защитников не нашлось. Дети кидали в него камнями, взрослые на него ругались без причины. Каждое лето он уезжал куда-то, каждый раз называя разный адрес. Все подозревали, что он ездит к свей дочке. Еще Юшка, казалось, на себя совсем денег не тратил. Предполагали, что он все отсылал той самой дочке.

И вот в один день Юшка совсем ослабел. И как назло, к нему подошел пьяный прохожий. Стал зло смеяться, мол, зачем такой неприятный человек миру нужен, что он полезного делает, чем людям помог... Впервые Юшка не выдержал и ответил. Он сказал, что раз живет, хотя и трудно ему, то, значит, так миру нужно. И вообще, никому плохого не делает, никого не трогает! Что же он всем мешает? Тут пьяный разозлился на такую правду, толкнул Юшку в грудь, тот упал и больше не поднялся.

Хоронил его кузнец, а все обидчики пришли на похороны. Теперь не на кого сливать свое зло, стали в деревне больше ругаться.

Через некоторое время приехала девушка - искать Ефима. Даже отчество его называла. Но никто не понимал, что ищет она Юшку. Догадались в итоге, объяснили... Оказалось, что девушка ему никто, она сирота, которую он устроил в пансион и деньги ей пресылал. Теперь она выучилась на врача, хотела благодетеля вылечить. Но поздно. И осталась она в деревне, чтобы помогать местным.

Сочувствие и сострадание в рассказе Юшка

Сочувствие и сострадание – это добрые душевные качества, которые необходимо иметь каждому человеку. Сочувствие – это отзывчивость к чужому горю, когда ты не проходишь мимо него, а стараешься утешить или помочь. Сострадание – умение понять страдание, беду, печаль, горе другого человека и выразить его самому. Но к большому сожалению, не каждый из нас хранит в своей душе эти благородные качества.

Тема сочувствия и сострадания хорошо раскрыта в рассказе Андрея Платонова «Юшка», где нам показана негативная сторона жизни, когда люди лишены этих добрых черт. Главный герой – Ефим Дмитриевич, которого и прозвали Юшкой, работал в кузнице помощником. Его внешний вид был непривлекательный: он невысокий, худой, с белыми всегда мокрыми глазами. Жил Юшка бедно: автор обращает внимание на то, что герой постоянно ходит в одной и той же поношенной одежде, не пьет чай, а только лишь воду, не покупает сахар.

Зато Юшка был трудолюбивым: он работал с утра до вечера, и по его появлению на улице узнавали, когда пора приниматься за работу, а когда можно отправляться на покой. Но никто из людей не хотел иметь такую жизнь, как у Юшки. Взрослые даже пугали ребят несчастной судьбой этого бедного человека. Он еще был мишенью: окружающие выливали на него весь свой гнев и злобу, обижали его. Их смущало его странное поведение: он жил обособленно, был не такой как все, ни с кем не разговаривал и ничем не отвечал на их грубости. Его били, потому что считали виноватым во всех своих бедах, еще больше ожесточаясь на его кротость и безответность, и это помогало злым людям на какое-то время забыть свою печаль.

Даже дети, следуя примеру взрослых, оскорбляли старика, на что он мягко просил их прекратить, веря почему-то в любовь детей, в то, что он им нужен и не безразличен для них. Он считал, что таким образом дети неумело проявляют к нему любовь и внимание. Сам Юшка любил людей и был к ним доброжелателен. А они погрязли в злобе и жестокости, постоянные пьянки отнимали их разум – и такая жизнь давно стала для них нормальной, даже правильной. Юшка же любил природу, наблюдал, вникал, понимал все ее явления, и это чувство переросло в любовь к людям. Для него было дорого каждое живое существо, он не представлял себе жизни без всего, что его окружало.

И когда Юшка впервые в жизни «осерчал на веселого прохожего», люди поняли, что черствость и жестокость души может стоить жизни. Произошло это потому, что окружающие героя люди отказывались понимать, что все люди одинаковы: и богатые, и бедные, и кроткие, и смелые, и добрые, и злые, и всем одинаково нужен воздух и свет. У людей не оказалось веры в Бога, все лучшее, человеческое в них было утеряно. Душа проснулась в них только тогда, когда главный герой оказался при смерти – люди, мучимые совестью, приходили просить прощения. И только когда Юшки не стало, все поняли, что он значил для них. От окончательного ожесточения людей спасла сиротка, которая напомнила всем несчастного старика – тихая, кроткая, милая и очень добрая.

Только в этом эпизоде, к концу рассказа, в людях просыпаются сочувствие и сострадание. Через жизнь Юшки автор пытается донести до нас, какой ужасной и бесчеловечной становится жизнь при отсутствии этих качеств. А в самом главном герое нам открывается бесценный кладезь примеров душевной доброты и благородства. Да, он погиб, но лишь благодаря ему люди научились быть людьми, научились проявлять сочувствие и сострадание, без которых так тяжело прожить.

  • Анализ произведения Капитанская дочка Пушкина

    Данная повесть последнее произведение Александра Сергеевича Пушкина, которое было написано в прозе. Чётко видна главная тема-место «маленького» человека в истории. Также присутствуют такие темы, как власть и народ

  • Все давно уже знают, что после зимы обязательно наступает весна. У кого – то она ассоциируется с новой жизнью, с приближением лета, а у кого-то со слякотью и грязью

  • Характеристика и образ Вулича в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Вулич – поручик, герой последней главы произведения. Читатель видит его как человека необычного и довольно таинственного.

  • Недавно доча написала сочинение по рассказам Платонова, Андреева и стихотворению Маяковского. Это текст, написанный взрослым человеком. Он написан не просто хорошо, он написан великолепно. С самого первого абзаца и до последней точки не отпускает тебя. Мне бы самому было бы не стыдно за такой взрослый, сильный и эмоциональный текст. Но самое важное - это не просто мысли, но и умение их формулировать и реализовывать в тексте. И это сделала доча сама, без моей малейшей помощи.

    Вот, собственно, само сочинение.

    Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

    Каждый человек нуждается в заботе. Те люди, которые это отрицают, просто пытаются скрыть свою личную боль, а когда человеку больно, то он нуждается в помощи. Это и есть сочувствие и сострадание, наша способность разделить чужую боль. Но нужно ли это нам в жизни? Готовы ли мы жертвовать собой ради других?

    А что если человек не получает помощи от других? Тогда он наверняка будет чувствовать себя одиноким, а потом настолько сильно будет страдать, что перестанет доверять людям и будет отвечать им накопленным злом. Это прекрасно видно на примере бродячей собаки Кусаки из одноимённого рассказа Леонида Андреева. Она стала жертвой равнодушия и жестокости людей, за что и отплатила некоторым той же монетой. До тех пор, пока не появились такие люди, которые смогли принять её и дать Кусаке ту любовь, которой она была лишена долгое время. Жаль, что это не продолжалось долго. Когда люди уехали, ещё большая тоска появилась в её сердце. Она потеряла тепло, из-за чего "собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу."

    Часто, в довольно простой ситуации, нам необходимо сострадание со стороны, даже если это будет от совсем незнакомого человека. Это можно заметить в стихотворении Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Хоть и говорит он: "Может быть, старая, и не не нуждалась в няньке, мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла." И действительно, это может быть и незаметно нам, но доброе слово заставляет нас идти дальше, несмотря ни на что.

    Но зачастую, когда людям нужна помощь, и они не находят её вокруг, вся злость и горе срывается на другого, того, кто просто слабее и не сможет тебе ответить. Таким общим "козлом отпущения" в каком-то смысле стал Юшка, главный герой одноимённого рассказа, просто помощник кузнеца. Старый, согнувшийся от чахотки и очень спокойный и добрый нравом, что приводит в ярость буквально всех. И дело не в Юшке, а в людях, которые не получают сочувствия от других, видят свои проблемы в нём, думая, что он настолько беспомощен, что даже ответить ничего не может. Но если молчание так злило людей, то когда Юшка нашёлся, что ответить, то получил в ответ ещё большую ярость, которая привела к смерти бедного мастерового. Но почему же тогда "Однако без Юшки жить людям стало хуже"? Мы получаем ответ в самом рассказе. "Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились между ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякого людское зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательность."

    Вот почему важно, чтобы в нашей жизни было сочувствие и сострадание. Я считаю, что без этого мы все погрязнем в собственном гневе и боли. Мне это очень знакомо, когда другие люди, видя твою слабость, все свои беды сваливают на тебя. В такие моменты очень важно, чтобы кто-то был рядом, помог нести этот груз. Иначе, либо человек ломается под тяжестью чужих страданий, либо сам становится частью всеобщей ненависти. Нам очень важно любить друг друга и сострадать в бедах.

    (с) Дарья Попова

    7 класс

    Андреем Платоновым был создан замечательный рассказ о человеколюбии и доброте. Это рассказ «Юшка». Платонов своё отношение к человечеству в целом через описание главного героя рассказа.

    Главный персонаж рассказа – Юшка. Это больной чахоткой человек в свои сорок лет выглядит глубоким стариком, немощным и слабым. Но этот маленький человек обладает огромным даром чистой и искренней любви ко всему окружающему миру. С благоговением он вдыхал аромат цветов, всей грудью впитывал благоухание лесов и полей. Он вслушивался в журчание рек, любовался проплывающими над ним облаками, птицы и насекомые были неотъемлемой частью его существования.

    С добротой и великодушием Юшка относится и к окружающим его людям. Имея безобидный и не злопамятный характер, Юшка молча переносит незаслуженные побои озлобленных жизнью взрослых людей, терпит жестокое издевательство глупых несмышлёных детей.

    Из года в год работает Юшка помощником кузнеца, и только раз в год, в один из летних месяцев он покидает городок, уходя неизвестно куда. Вернувшись через месяц, Юшка всё также продолжает свою работу, и также безропотно сносит нападки местных жителей.

    С каждым годом неизлечимая болезнь всё сильнее подрывает здоровье стареющего Юшки и однажды он не находит в себе сил, чтобы отправиться в далёкий путь.

    И вот однажды, когда Юшка еле шагая возвращался с работы, на его пути встретился прохожий, которому в очередной раз захотелось посмеяться над беспомощным больным человеком.

    Первый раз в жизни Юшка ответил на оскорбление и тут же жестоко за это поплатился. Посмеявшийся над ним прохожий со злостью ударил Юшку в грудь. Юшка упал, чтобы уже никогда не встать.

    Проститься с Юшкой пришёл весь город. Юшку похоронили и скоро забыли о нём.

    Осенью к кузнецу пришла незнакомая девушка, она искала Юшку. От девушки стало известно, что Ефим Дмитриевич, так звали Юшку, подобрал её сиротой и пристроил её в семью, со временем отдал её на учёбу и из года в год, каждое лето приносил ей деньги на обучение. Благодарная девушка, знавшая о страшной болезни своего попечителя, выучилась на врача и пришла вылечить горячо любимого ею человека. Девушку проводили на могилу к Юшке.

    Отдавая дань самому дорогому и близкому человеку, девушка осталась в городе и стала лечить больных чахоткой.

    Сострадание и любовь к ближнему должны быть неотъемлемой частью каждого живущего на земле человека, ведь только любовь и доброта делают мир лучше. Красной нитью рассказа Платонова является тема милосердия и бескорыстия.

    Вариант 2

    Произведение это довольно маленькое по объему, но глубокое по своему содержанию. Рассказ предлагает читателю поразмыслить над такими важными вопросами как тема любви и сострадания, их роль в жизни каждого из нас. В центре сюжета – история простого, неприметного, отнюдь не молодого человека. Его жизнь абсолютно непримечательна, а сам герой выглядит тщедушным и болезненным. Вскоре выясняется, что он серьезно болен – его организм ослаб и состарился раньше времени из-за чахотки. В глазах обывателей Юшка совсем уже старик, в то время как от роду ему было всего лишь сорок лет.

    В чем же заключается особенность этого, казалось бы, ничем не привлекательного и не выделяющегося из серой массы героя. Безусловно, Юшка сильно отличается от окружающих его людей, и главным образом, тем, что в отличие от них, он понимает, насколько важную роль играет любовь в жизни человека.

    Те люди, что окружают Юшку, кажется, вовсе забыли, что такие явления как сочувствие и любовь, вообще существуют в мире. Их жизнь состоит из бесконечных вспышек зла и ненависти, то и дело сменяющих друг друга. Маленькие дети ненавидят Юшку за то, что он не такой как они. Они бросают в него камешки, разный мусор, и всякий раз удивляются, почему он не отвечает им тем же, не злится на них, не гонит их от себя, как это делают другие взрослые. Эти дети похожи на маленьких диких зверят, не знающих о том, что в жизни есть место любви и нежности. Но Юшка это прекрасно понимает и осознает, что проблема заключается в неумении людей проявлять любовь, дарить ее окружающим.

    Доброта Юшки обескураживает, однако сердца людей настолько охладели, что утратили свою способность видеть прекрасные порывы души, на какие был способен герой рассказа. На самом деле эти люди несчастны, поскольку не могут проявлять сострадание и чувствовать любовь друг к другу. Но только лишь таким образом души людей могут по-настоящему сблизиться.

    Судьба Юшки будто вся состоит из одного призыва Христа возлюбить ближнего своего. Этот человек болен, он обессилен, но все же продолжает работать, и не для себя вовсе. На полученные деньги он не покупает себе еду или одежду. Все свои сбережения он отдает маленькой девочке-сироте, чтобы та смогла выучиться и судьба у нее сложилась удачно.

    Можно было подумать, что уход Юшки, этого маленького, незаметного человека, никого не коснется, и все останется как прежде. Однако все изменилось. Теперь вся ненависть оставалась среди людей, щедро распределялась между ними. Оказывается, такой тихий и неприметный человек был для окружающих неким громоотводом, которой забирал на себя весь тот негатив, с избытком порождаемый их жестокими сердцами. Благодаря Юшке эти сердца становились чуть мягче, чуть добрее.

    Рассказ учит тому, чтобы быть терпимее и сострадательнее к окружающим. Ведь лучшее, что может сделать каждый из нас, это оставить в душах людей добрую память о себе.

    Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Юшка

    История Юшки грустна и трогательна. Уже с первых строк рассказа читатель проникается жалостью к герою, и не подозревает он, что впереди его ждут ещё более печальные подробности жизни помощника кузнеца – Ефима. Но себя он называет Юшкой.

    Из-за своей болезни Юшка в свои сорок лет выглядит как старик. Он плохо видит, носит почерневшую от работы и "прожженную от искр" одежду. Зимой носит валенки, которых подшивает с осени, а летом ходит босиком.

    Казалось, судьба лишила его всего: дома, здоровья, даже любви и сочувствия окружающих. Но не лишила благородного сердца, которое не способно на злость. Даже в те самые мгновения, когда дети засыпали его глаза землёй и издевались над ним, в сердце Юшки не нашлось места для негодования или осуждения. Превратившись в объект для жестоких детских развлечений, Юшка ни разу не рассердился на них и считал, что брошенные в него камень, ветки, земляной сор – всего лишь проявление любви к нему. Не отставали от детей в жестокости и взрослые, срывающие на нём свои неудачи и плохое настроение. Жизнь Юшки казалась им бесполезной. Юшка стал олицетворением несчастья, беды, худшего, что могло случиться с человеком. Никто не замечал прекрасного сердца за лохмотьями и сморщенным лицом больного человека.

    Раз в год, летом, Юшка покидал кузницу на месяц и уезжал туда, где его любили и ждали. Там где его любят, растёт трава, благоухают цветы, светит солнце. Всего лишь месяц в году Юшка забывает о болезни и радуется жизни. Но никто не знает, куда и к кому он уезжает. Никто не знает, что Юшка целый год отказывает себе в чае с сахаром и пьёт воду. Он копит свое скромное жалованье в семь рублей шестьдесят копеек в месяц, чтобы оплатить сироте учёбу и проживание в пансионе. Никто не знает, что сирота, проучившись на деньги бедного Юшки, станет врачом и приедет в их город, чтобы вылечить от чахотки своего благодетеля Ефима Дмитриевича. Только жаль, что его уже не будет на свете. Юшку, всегда трепетно относящегося к жизни каждой живой твари и грустившего при виде павших замертво бабочек и жуков, бессердечно убили. Он просто хотел отстоять своё право на жизнь, доказать что-то этим недалёким людям, забраковавших его. Первый раз в жизни он захотел защитить себя, но поплатился за это.

    Но свет доброго сердца горел даже после его смерти. "Дочь Юшки" начала работать в больнице и лечить чахоточных больных долгие годы. А ведь когда-то в этом городе, в сердцах людей не нашлась капелька сострадания для её Юшки. Когда нет сочувствия, сострадания, милосердия, то побеждает в жизни бесчеловечность, жестокость, бездушность. А победа бесчеловечности – это конец жизни.

    Также читают:

    Популярные сегодня темы

    • Сочинение по картине Герасимова После дождя мокрая терраса 6 класс

      При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.

    Притча «Окно»

    Светланы Копыловой


    «Нужны ли людям

    сочувствие и сострадание?»

    Урок развития речи по рассказам А.Платонова и Л. Андреева


    Добрым быть совсем не просто,

    Не зависит доброта от роста,

    Не влияют на нее года,

    Добрым надо быть всегда.


    «МИЛОСЕРДИЕ – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостивость, мягкосердечность».

    В.И. Даль


    Милосердие – это готовность помочь

    кому-нибудь, простить

    кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

    Сергей Ожегов.


    «Заботясь

    о счастье других,

    мы находим свое собственное счастье».

    Платон


    « Человек,

    который думает

    только о себе

    и ищет во всем пользу, не может быть добрым».

    Сенека


    «Любовь

    да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру».

    апостол Павел


    Помощь, внимательность,

    ненависть, сострадание,

    злость, сочувствие,

    забота, зависть,

    благодарность, корысть, милосердие,

    жадность, любовь,

    чуткость, душевность.


    «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его

    к действиям».

    А. Платонов









    «В рассказе «Кусака»

    героем является собака,

    ибо всё живое имеет

    одну и ту же душу,

    всё живое страдает

    одними и теми же страданиями и в великом безличии

    и равенстве сливается воедино перед грозными

    силами жизни».

    Л. Андреев


    Мы в ответе

    за тех,

    кого

    приручили


    • Возлюби ближнего, как самого себя
    • Не убий
    • Будь добрым, отвечай добром на добро
    • Помогай всем, кому требуется помощь
    • Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы люди относились к тебе
    • Люби животных, заботься о них

    В ноябре 1854 года была создана

    Крестовоздвиженская община

    сестер милосердия.



    «Будьте добрее, когда это возможно.

    А это возможно всегда».

    Далай-лама


    «Будьте милосердны. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии.

    Это общечеловеческое дело, единое условие

    для выживания человеческой расы».

    Далай-лама


    Милосердие

    Сочувствие

    Альтруизм

    Сострадание

    Доброта

    Человеколюбие

    Уважение

    Гуманность


    СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

    СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание

    ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

    УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.

    ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.

    ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ -любовь к людям, гуманность.

    АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.


    Делайте людям добро, а не зло,

    разделяйте с ними

    и радость, и беду,

    любите, уважайте

    друг друга .

    Урок развития речи. Литература.

    "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?"

      Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

      Активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение.

      Развитие устной и письменной речи.

      Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.

    Оборудование : мультимедийная презентация PowerPoint

    Ход урока

      Стадия вызова.

      Прием – Мозговой штурм (цель: сталкивание разных суждений для принятия самостоятельных решений)

    Сегодня мы с вами поработаем в группах. Каждая группа должна будет создать небольшой проект, который поможет Вам в написании сочинения.

    На первой странице подпишите, пожалуйста, свои фамилии.

    Эпиграфы:
    Научи меня молиться,
    Добрый ангел, научи,
    Уст твоих благоуханьем
    Чувства чёрствые смягчи!
    Да во глубь души проникнут
    Солнца вечного лучи,
    Да в груди моей забьются
    Благодатные ключи.(П.Вяземский)

    Верю я, придёт пора,
    Силу подлости и злобы
    Одолеет дух добра.(Б. Пастернак)

    Я счастлив счастием мне чуждым,
    И грустен горестью чужой;
    Чужим несчастиям и нуждам
    Готов помочь я всей душой.(Иван Суриков)

    «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действиям».(А.Платонов)


    «Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и муку попранного человеческого достоинства». (Л.Андреев)


    Перед вами слова поэтов и писателей подберите слова для эпиграфа к нашему уроку и запишите в свои проекты. И объясните, как его понимаете.

    - 2.Постановка цели и задач.

    Ребята, давайте вспомним материал уроков русского языка.

    Тип речи рассуждение. Что вы о нем знаете?

    Как строится текст типа речи рассуждение?

    Работаем в группах.

    Найдите, пожалуйста лексическое значение слов сочувствие и сострадание. Запишите их в проект.

    Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное героем, несчастьем другого человека.

    Сочувствие-

    1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

    2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению

    Учитель. Что общего и какая разница в значении слов сочувствие и сострадание ?

    Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью. А Сочувствие имеет более широкий смысл. Это не просто отзывчивое отношение к чужому горю, а еще одобрительное отношение к чьему-либо начинанию .

    Из проделанной работы скажите, пожалуйста, чем мы будем заниматься на уроке, для чего мы вспомнили типы речи рассуждения

    Правильно итогом нашей работы будет написание домашнего сочинения

    А как вы думаете, какова тема этого сочинения? Из проделанной словарной работы.

    "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" Обратите внимание тема со знаком вопроса, значит, мы должны ответить на эти вопрос. А как вы думаете нужны? Зачем?

    Какие произведения мы с вами недавно прочитали, в которых затронута проблема человеколюбия, сострадания?

    Давайте вспомним рассказы Л. Андерева «Кусака» и А. Платонова «Юшка».

    У вас перед глазами таблица заполните ее, пользуясь учебником.

    Вопрос

    Текст

    Какие чув при этом испы

    Кто такой главный герой?

    Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь.

    Самопожертвование

    Как относились взрослые к Юшке?

    Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

    Жестокость

    Кротость

    Как относились дети?

    Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали на него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

    Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

    Дети по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его.

    Злость

    Сочувствие

    Любовь

    Всепрощение

    Куда уходил Юшка каждое лето?

    Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Куда он уходил, никто не знал. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице.

    Забота о других

    Смерть Юшки.

    Но год от году Юшка все слабел, грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето он не отправлялся в свою дальнюю деревню. Он шел, как обычно вечером, из кузницы к хозяину на ночлег. Прохожий посмеялся над ним:

    Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее бы стало без тебя.

    Юшка первый раз в жизни сердился:

    А чем я вам мешаю? Меня тоже родила мать, как и тебя. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

    Прохожий рассердился на то, что Юшка заговорил и равнял себя с ним. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

    Злоба

    Смерть

    Гостья Ефима Дмитриевича.

    Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один непогожий день в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Она рассказала свою судьбу. Она сирота. Ефим Дмитриевич поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Теперь она окончила университет и стала врачом, лечащим больных чахоткой.

    Любовь

    Доброта

    Как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?

    Прежде всего, Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

    Любовь к природе и людям

    Почему умер Юшка?

    Юшка умер не только от боли физической. У него болела душа. Он не понимал, почему мир полон людьми бездушными. Почему у людей отсутствует чувства сочувствия и сострадания?

    Отсутствие сочувствия и сострадания

    Как приняли окружающие смерть Юшки?

    Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба осталось среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, насмешку.

    Без добрых людей жить трудно

    Л.Андреев «Кусака»

    Кто такая Кусака?

    Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог сказать, где она находилась всю долгую морозную зиму и чем кормилась.

    Жалость

    Как взрослые и дети относились к Кусаке?

    Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно пронзительно свистали

    Жестокость

    Почему собака не доверяла людям?

    Один раз её пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он сегодня всех любил и всех жалел, пожалел он и собаку, грязную и некрасивую. Когда собака подошла к нему и легла перед ним на спину, настроение его изменилось. С размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и убегала, а иногда со злобой накидывалась, пытаясь укусить.

    Жестокость, злоба

    Как у собаки началась новая жизнь?

    Наступила весна, и тихая дача, на которой поселилась собака, огласилась громкими голосами, топотом, смехом и пением людей. Приехавшие дачники были добрыми людьми, дышали воздухом, видели все вокруг себя беззлобным, это делало их еще добрее.

    Надежда на счастье

    Кто дал собаке имя?

    Хорошенькая девушка в коричневом платье – Лёля. Леля говорила: Я люблю тебя, Кусачка, очень люблю. Ты не веришь мне, Кусачка?

    Вера

    Как изменилась собака?

    Всей своей собачьей душой расцвела Кусака. У неё было имя, она принадлежала людям и могла им служить. Она изменилась до неузнаваемости: длинная шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

    Счастье

    Преданность

    Что случилось осенью?

    Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, стали пустеть дачи. Пришли незнакомые люди и стали вывозить вещи. Кусака, смутно предчувствуя беду, убежала на край сада и оттуда глядела на террасу. Леля пошла на вокзал. Кусака бежала за ней. И только на вокзале Леля вспомнила, что не простилась с Кусакой.

    Предательство

    Почему выла Кусака?

    Кусака долго металась по следам уехавших людей. В комнатах было пусто. Отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Наступила ночь. Собака завыла жалобно и громко. звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму и понесся над обнаженным полем. Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама темная ночь. Собака выла.

    Отчаяние

      Составление кластера в проектах. какие чувства испытывают герои

    Юшка Кусака

      Прием – толстые вопросы (цель: получение новой информации путем эмоционального поиска)

    От чего страдают главные герои – Юшка и Кусака?

    Чем похожи Юшка и Кусака?

    Чего не хватает окружающим их людям?

    Кто сделал Кусаке больнее: пропойца- мужик или Леля?

    - для чего нужны доброта, сочувствие, милосердие?

    Посмотрите на эпиграфы. Которые вы выбрали. И на эту цитату. «… ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. К.И.Чуковский.

    вывод:

    напишите в своей работе . Выслушаем.

    Каждое живое существо – человек ли, животное ли - имеет душу. Оно может радоваться или страдать. Если в жизни больше радости, душа у него добрая, и оно делает окружающим тоже добро. А если оно обижено миру, то душа полна злобы.

    Это и будет тезисом вашего сочинения.

    Вторая часть это доказательство. Мы привели с вами аргументы из рассказов, воспользуйтесь ими в своей работе.

    Вывод. - Каким бы был мир, если бы люди не обладали сочувствием и состраданием? (Мир был бы жестоким, на земле совершалось бы много недобрых поступков. Люди приносили бы друг другу много бед и страдания. Хочется переименовать фразу «Красота спасёт мир» на «Доброта, милосердие, сочувствие и сострадание спасёт мир».

    А это запишите в качестве вывода в своем сочинении.

    Итак, давайте составим план в тетрадях

      Тезис (Сочувствие и сострадание необходимы в нашей жизни).

      Доказательства:

    Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?

    А) Эпизоды из “Юшки” (1-2).

    Б) Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.

    К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

    А) Смерть Юшки.

    Б) Новое разочарование Кусаки.

    3. Вывод. Что было бы если бы в нашем мире не было сострадания и сочувствия.

    3. Стадия рефлексии

    Ребята, что вы поняли на сегодняшнем уроке.

    Все ли цели урока достигнуты.

    Ситуации ( цель: рождение нового знания , соотнесение содержания с жизненными задачами)

      Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?

      Нужно ли проявлять милосердие к людям улицы: лицам без определенного места жительства, пьяницам?

      Как вы считаете, нужно ли чем-то жертвовать ради помощи другим людям?

    Перед вами лист самооценки.

    Итак, поставьте себе оценку за работу на уроке, затем группа пусть обсудит и поставит вам оценку.

    Продолжите фразу

    Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

    После этого урока я постараюсь _____________________________________

    Мне понравилось __________________________________________________

    Смайлики Урок понравился,

    урок не понравился

    Милый, славный, добрый друг!
    В мире много есть наук.
    Нам их надо все познать,
    Чтобы человеком стать!
    Выбор сложный предстоит,
    Что важней, определит
    Сердце чуткое в груди,
    С ним сквозь тернии иди.
    Человека возлюби!
    Благо ближнему дари!
    Честь, достоинство и вера –
    Вот земных желаний мера.