Смутное время: хронология событий

После смерти сыновей Ивана Грозного — последних представителей династии Рюриковичей — в Московском государстве наступил кризис. На трон претендовали самозванцы, поддерживаемые поляками. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II выдавали себя за царевича Дмитрия, который умер в младенчестве в 1591 году. Началось Смутное время, длившееся с 1598 по 1613 год. В некоторых городах появлялись народные ополчения. Одним из них стало народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, сформированное осенью 1611 года. К осени 1612 года их войска окрепли и готовы были дать отпор польским интервентам, захватившим Москву.

— 22 октября 1612 года (по старому стилю) отряды объединенного ополчения ворвались в Китай-город. Согласно Авраамию Палицыну (писатель и историк. — RT ), в ту ночь архиепископу Арсению Элассонскому явился Сергий Радонежский, предрекший падение Китай-города. В созданном в конце 1620-х годов тексте «Нового летописца», который лёг в основу школьных курсов по эпохе Смуты, это чудо связывается с уже находившейся у ополчения копией иконы Казанской Божией Матери. Через некоторое время, в 1649 году, стали отмечать праздник в честь «очищения» Москвы. Однако источники тех лет ничего не говорят о том, что эта дата была значима для современников. Гораздо более важным событием был уход остатков польско-литовского гарнизона из Кремля, который состоялся через четыре дня — 26 октября (5 ноября по новому стилю). В 2005 году, когда 4 ноября сделали государственным праздником, произошла ошибка. В основе этого события лежали две даты — нынешнее празднование Русской православной церковью дня иконы Казанской Божией Матери и некоей даты 1612 года. Если быть более точным, то при пересчёте дат XVI—XVII веков на григорианский календарь мы должны прибавить к юлианской дате 10 дней. Получается, 22 октября 1612 года приходится на 1 ноября, а не на 4-е, так как мы прибавляем 10 дней, а не 13, как это сделали основатели праздника. 22 октября 1612 года был взят Китай-город. Насколько в тот день действия ополченцев были связаны с иконой Казанской Божией Матери — большой вопрос. Версия, что освобождение Кремля (а Китай-город был частью Кремля) от врагов связано с праздником иконы Казанской Божией Матери, принадлежит летописцу, причём отражена в позднейшей редакции его текста. Речь идёт о письменном памятнике, созданном в 1620—1630-е годы, — «Новом летописце». Именно из него мы узнаём, что взятие Китай-города 22 октября было приурочено к созданию копии иконы Казанской Божией Матери. Более того, событие 22 октября ничем примечательным с точки зрения дальнейших боевых действий не отмечалось. Более важная дата 26 октября — окончательная сдача вражеского гарнизона, охранявшего Кремль, то есть 5 ноября по новому стилю. Религиозный характер дню 22 октября был придан позднее.

— Есть ли всё же какая-то связь между иконой Казанской Божией Матери и победой над поляками?

— Если говорить о событиях Смуты, то связи нет никакой. Роль воздействия иконы на действия ополчения и празднование её дня появились позже, при царе Алексее Михайловиче. В одном из немногих источников, которые сохранились у нас про события Смуты — в «Новом летописце», — сказано, что в 1611 году в лагерь первого ополчения из Казани неким протопопом был привезён список чудотворного образа иконы Казанской Божией Матери, и икону стали почитать особо, и вместе с ней ополчение пошло под Москву. После освобождения Кремля осенью 1612 года князь Дмитрий Пожарский будто бы установил икону в церкви Введения Богородицы. Текст, в котором рассказывается о роли иконы в деятельности второго ополчения при взятии Кремля, написан в любом случае после событий 1612 года (видимо, во второй половине 1620-х годов). У нас нет достоверных источников, рассказывающих о том, что происходило с иконой 22 октября 1612 года, и о её роли в деятельности второго ополчения. Поэтому большой вопрос, что мы празднуем в этот день.

— Нет. Как вооружённое противостояние в Московском царстве Смута не закончилась осенью 1612 года. Окончательной датой завершения Смуты нельзя также считать избрание на царство царя Михаила Фёдоровича 21 февраля 1613 года или его приезд в конце весны 1613 года в Москву из Костромы. Не закончилась Смута и в 1617 году с подписанием Столбовского мира со Швецией. Скорее всего, Смута завершается в конце 1618 — начале 1619 года, когда происходит внутреннее умиротворение и успокоение державы. Правительство царя Михаила Фёдоровича становится единственным и авторитетным политическим центром для всех частей Московского государства. Современная историческая наука считает окончанием Смуты две даты: Деулинское перемирие с Речью Посполитой в ноябре 1618 года, после которого закончились боевые действия, или же май 1619 года, когда наречённый патриарх Филарет, отец царя Михаила, вернулся в Москву из плена, из Речи Посполитой.

— Как бы вы объяснили человеку, далёкому от исторической науки, основную причину наступления Смутного времени?

— Причины Смуты лежат в XVI столетии. На протяжении нескольких десятков лет царь Иван Грозный создавал государство из крайне разрозненных частей, которое к концу его правления было ослабленным. Террористическая политика Ивана Грозного по отношению ко всем слоям населения привела к социальной катастрофе, к неравномерному развитию отдельных частей страны. Помимо этого, последовавшие в первые годы после его смерти шаги по закрепощению крестьян и одновременно по высвобождению вооружённых групп населения, сконцентрировавшихся на южной границе, привели к катастрофическим последствиям (в первом случае речь идёт о запрете крестьянского вывоза примерно с конца 1580-х; во втором — когда разрешили в 1601-м хозяевам выгонять холопов (реакция на голод. — RT ).При этом важно понимать, что причины Смуты следует искать не только во внутреннем кризисе Московского государства, но и в процессах, которые происходили тогда по всей Европе. Неуклонный рост военных технологий, в том числе пороховая революция, стали причиной увеличения военных расходов. Появилось слишком много профессиональных военных, которые не работали на земле, а умели только воевать. Это происходило во время Смуты в Московском государстве, во время Потопа в Речи Посполитой, в какой-то степени — во время украинской Руины. Более конкретно события Смуты (равно как и сходные, подчас не менее острые кризисы в других частях Европы) были связаны с низким качеством государства в России, в частности созданного при Иване Грозном. Ополчения были в какой-то степени ответом на все эти вызовы.

— Можно ли сказать, что без Минина и Пожарского не удалось бы выгнать поляков из Москвы?

— Несомненно — с военной точки зрения. Объединение Нижегородского и Подмосковного ополчений после нескольких месяцев скрытого, а иногда и открытого противостояния обеспечили захват Кремля и изгнание (и частичное уничтожение) польско-литовского гарнизона осенью 1612 года. Стоит также отметить, что к осени 1612 года находившиеся в Москве поляки и литвины были обессилены. К ним не поступал провиант, войска теряли мощь. Весной — летом 1612 года для значительной части страны собравшийся в Ярославле Совет Всея Земли был легитимным органом власти. А Минин и Пожарский стали моральным авторитетом для войск и мирного населения.

— А кем были Минин и Пожарский?

— Известно, что Кузьма Минин ведал хозяйственной частью нижегородского и ярославского ополчений. Он был представителем нижегородского посада (торгового сословия), одним из старост, который осенью 1611 года силой собрал средства для создания народного ополчения. Видимо, благодаря деятельности Минина ополчение хорошо финансировалось. Дмитрий Пожарский был из захудалого рода князей, потомков Ярослава Всеволодовича, Стародубских-Ряполовских. Он не относился к высокой знати, скорее, был представителем средней категории служилого люда. В 1610 году князь, рискуя жизнью, сумел противостоять попытке тушинцев (сторонников Лжедмитрия II) захватить Зарайский кремль, а весной 1611 года принимал участие в боях с польско-литовскими войсками в Москве.

— Ополчение было разношёрстным по составу: в нём были представители разных национальностей и конфессий. Можете рассказать об этом подробнее?

— Это было действительно так. В Московском великом княжестве, позднее — царстве, жили представители различных конфессий. На службе у московских великих князей с XV века состояли татары. В течение XVI века численность групп татар (казанских, астраханских, отчасти ногайских, иногда крымских, позднее — сибирских) на службе у московских государей постоянно возрастала. Примерно с середины XVI века начался крайне медленный процесс слияния татарских элит с другими подвластными московскому царю элитами, их переход в православие, однако число татар-мусульман на государевой службе было чрезвычайно большим. Соответственно, и в годы Смуты татары-мусульмане встречались во всех противоборствующих лагерях, в том числе и в ополчениях. Были в ополчении и немцы, преимущественно протестанты. Но в то же время и в составе изгнанного из Кремля польско-литовского гарнизона находились представители всех христианских конфессий, а возможно, и мусульмане.

— Каковы главные последствия Смуты для государства, на ваш взгляд?

— С моей точки зрения, было два самых тяжёлых последствия Смуты. Прежде всего, это отказ государства от диалога с обществом, от обратной связи. То есть государство перестало считаться с мнением людей. Всё жёстче становился государственный контроль над отдельными частями страны, местными обществами. Разрушались механизмы влияния местных властей на принимаемые исключительно в Москве политические решения. Также среди последствий я бы назвал отказ от механизмов диалога элит с монархом. Величайшим достижением политики в годы Смуты следует считать практику договоров с монархами, возникавшую путем широкого диалога с элитами. Что касается территориальных последствий, то они не были самым тяжёлым ударом для российского государства.

— А сколько времени ушло у страны на восстановление после Смуты?

— Если речь идёт о территориальных последствиях, то по Ништадтскому миру 1721 года Российская империя вернула себе Карелию и Ингерманландию. В 1654 году в результате Государева похода был завоёван Смоленск. С точки зрения возвращения к идеям народного представительства, то есть установления обратной связи государства с обществом, это произошло в середине XVIII века, а то и ближе к эпохе либеральных реформ второй половины XIX века.

Эдуард Эпштейн

ДЕНЬ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО В ИСТОРИИ РОССИИ.

" 4ноября – день Казанской иконы Божьей Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства".

Константин Маковский: «Воззвание Минина к нижегородцам. 1611 год».

Мистер икс российской истории.

Минин и Пожарский. 1939 .


1 6 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Но ведь Москва ещё была в руках поляков!

А теперь, обратимся к фактам. В книге «Россия под скипетром Романовых. Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год », вышедшей в Санкт – Петербурге в 1912 году, к 300-летию династии Романовых, на странице № 26, мы читаем: «… 22 октября Русские взяли приступом Китай-город, а через четыре дня (т.е. 26-го октября 1612 года – автор ) поляки должны были сдать и самый Кремль. Великая Русская столица – Белокаменная Москва – снова принадлежала Русскому народу». Судя по тексту, Москва была освобождена вовсе не 22 октября (4 ноября по новому стилю), а именно 26 октября, т.е. 7 ноября по новому стилю.

Как, скажите, это вяжется со словами: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе» ?

Вот другой пример. В брошюре доктора исторических наук, профессора МГУДТ Н.В.Спирина и кандидата исторических наук, доцента МГУДТ Л.А.Андреева под названием: «История России. Хронологический справочник», выпущенный в помощь студентам, на странице № 18 читаем: «1612. 26 октября. Польский гарнизон в Москве капитулировал ».

Так почему же днём освобождения столицы от польских захватчиков в 1612 году значится 4-е, а не 7-е ноября?

Прошу обратить внимание и на сайт Министерства обороны Российской Федерации, в частности на раздел: "Освобождение Москвы от поляков. 1612 год".

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский Кузьма Минич Минин (Анкудинов)

Освобождение Москвы (1612 год).

Обратите внимание, в фильмах говорится, что польский гарнизон капитулировал 26 октября 1612 года, что соответствует - 7 ноября по новому стилю. Так откуда же взялось - 4 ноября?

Не ФАКТ. 90 выпуск 2018. Смутное время.


Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр-I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции".

ФИЛЬМЫ В ТЕМУ.

ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ.

Романовы.

Николай Мордиков.

События, которыми знаменит 1612 год, вошли в историю как окончание Смутного времени и начало освобождения страны от польского военного присутствия. Этот год стал основным для грядущих событий, заложил фундамент для окончательного изгнания поляков. В настоящее время считается, что именно в честь этого события праздник народного единства отмечают именно в ноябре. История 1612 года не может рассматриваться без анализа предшествующих событий. Это логично, поскольку во многом это время - заключительный период определенного этапа в развитии государства. Как и все ключевые года в истории, 1612-й был далеко не легким.

1612 год: как все начиналось

Несмотря на то что времена Смуты во многих учебниках обозначены 1605-1612 годами, семена проблемы были посеяны сразу после смерти Ивана Грозного, последнего представителя династии Рюриковичей.

После смерти сильного руководителя, не оставившего после себя такого же сильного преемника, страна начала страдать под гнетом междоусобиц в кругу бояр и участившимися набегами многочисленных соседей. Наследники у Ивана Грозного были, но они скончались, поэтому власть перешла к Годунову. Это было сложное время, поскольку на рубеже 16-го и 17-го столетий вспыхнул голод, который сопровождался разгулом банд и высокой смертностью среди простого населения. В сочетании с постоянными литовскими и польскими вторжениями это делает времена Смуты действительно темным временем в истории России. На этом фоне круг бояр сверг с трона Годунова, объявив, что он захватил власть незаконно, и что его правление противоречит воле Бога. После этого два раза появлялись якобы спасенные и выжившее потомки Грозного - Лжедмитрии, но царствовали они недолго. На волне нестабильной политической ситуации Русь стала легкой добычей для иностранных захватчиков. Польша не упустила возможности захватить власть в ослабленной стране без правителя.

Подъем освободительного духа

За несколько лет до момента, когда развивались события 1612 года, начались освободительные восстания против иноземцев. Для обеспечения военной поддержки Шуйский ценой Карельского уезда купил шведскую армию.

Это объединенное войско было разбито во многом из-за предательства немецких наемников и их перехода на сторону противника. Это открыло дорогу на Москву.

Герои из народа - Минин и Пожарский

Минин был избран на роль старшего по организации ополчения Нижнего Новгорода. Он собрал на нужды армии большую сумму - каждое хозяйство обязано было внести около 20% его стоимости. Пожарский стал военным руководителем. Он не был связан с иностранными интервентами, поэтому люди сплотились вокруг него. Возможно, это и решило, каким останется 1612 год в истории. Руководители разослали грамоты с призывом присоединяться к восстанию. Народ откликнулся на призыв. Со всех концов страны в Ярославль начали съезжаться люди для подготовки к походу. Ополчение стояло там до конца лета. Пожарский занимался военными вопросами, а Минин взял на себя хозяйственное управление. Войско выступило в поход на Москву во второй половине августа.

Осада Москвы

Несмотря на то что осада ополченцев началась в августе, закончилась она только в октябре по старому стилю. Так, поляки засели в городе. Для них 1612 год был далеко не самым лучшим - провизия заканчивалась, а прихода обозов ждать было долго. На следующий день после подхода восставших, прибыл и долгожданный обоз. Вопреки ожиданиям, в этом сражении победили ополченцы. Они во многом своей победой обязаны Минину, действовавшему как отважный воин и грамотный стратег. Остатки разбитого обоза отступили, а русские получили в свое распоряжение провизию, так необходимую голодающим полякам и боярам за кремлевскими стенами.

Полное отсутствие пищи вызвало не только высокую смертность, но и многочисленные случаи людоедства в гарнизоне.

Штурм Москвы

Штурм ослабевшего гарнизона начался 22 октября, и поляки оказались выбиты из Китай-города. Русские вступили в Кремль 24 октября. Это был ноябрь 1612 года, а именно - 4 число по новому стилю. Эта дата сегодня отмечается как праздник народного единства в России.

Земский Собор

1612 год заложил фундамент для дальнейших событий. После окончания осады Минин и Пожарский созвали целью которого был выбор нового царя. Согласно принятому решению, в Соборе помимо духовенства будут участвовать люди разных сословий из разных городов. Решение о выборе царя должно было быть принято единогласно, а дата самих выборов была определена на 21 февраля 1613 года. По результатам Собора царем стал который высоко оценил заслуги Пожарского и Минина. Так, первому был пожалован боярский титул, а второй был возведен в ранг думных бояр.

Минин на новом посту собирал налоги вплоть до своей смерти, а Пожарский продолжил руководить войсками в освободительных походах против поляков. 1612 год стал для них и для всего государства судьбоносным. Так закончилось Смутное время, принесшее множество страданий Русской земле.


Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля

Смутным временем названа лихая година конца XVI — начала XVII веков, когда Русское царство оказалось в глубоком социальном кризисе. Шел процесс становления крепостнической системы, который вызвал широкий протест крестьянских масс и городских низов. Истоки Смуты надо искать и в войнах, и в тирании и репрессиях царя Ивана IV, и в боярской междоусобице, которые подорвали экономику, моральные силы народа. Наследники Грозного не смогли противостоять разрушению сильной государственной власти, натиску ожидавших легкой добычи внешних врагов.

Молодое централизованное Российское государство в результате польской и шведской интервенции было поставлено на грань национальной катастрофы. Пали главные пограничные твердыни — города-крепости Смоленск и Новгород. В течение двух лет древняя первопрестольная Москва находилась в руках иноземцев. Страна, которой изменила правящая боярская верхушка, подверглась страшному опустошению.

Казалось, что России не пережить «великого разорения». Но захват поляками Москвы вызвал мощную патриотическую волну, которая поднялась в Нижнем Новгороде и поставила во главе народного (земского) ополчения князя и простого горожанина . Проявив недюжинные организаторские и военные дарования, они добились освобождения столицы Отечества от иноземцев.


Князь Дмитрий Михайлович Пожарский Кузьма Минич Минин (Анкудинов)

Москва была захвачена поляками в силу измены Боярской думы («седмочисленных бояр», «семибоярщины») во главе с князем Федором Мстиславским. Страшась собственного народа и ища защиты от него, бояре провозгласили королем малолетнего сына польского короля Сигизмунда III королевича Владислава: «Лучше государю служить, нежели от холопов своих побитыми быть».

В ночь на 21 сентября (1 ноября) 1610 г. «семибоярщина» впустила в Москву 8-тысячное польское войско гетмана Жолкевского. Поляки заняли Кремль и Китай-город с их каменными стенами. Перед этим бояре отправили из столицы для борьбы со шведами почти весь московский гарнизон, и столица оказалась без защитников.


Гетман Станислав Жолкевский

Первое земское ополчение рязанского воеводы , созданное для освобождения Москвы от иноземцев, своей задачи не выполнило. Оно подступило к столице с опозданием, когда антипольское восстание москвичей (одним из его руководителей был князь Дмитрий Пожарский) в марте 1611 г. потерпело неудачу, а большая часть города была сожжена. Ополченцы блокировали город, но разногласия между казаками и служивым дворянством привели к гибели Ляпунова. Ополчение разошлось по домам, под Москвой остались только казаки во главе с атаманом Иваном Заруцким и князем Дмитрием Трубецким.

В таких условиях знамя освободительной борьбы взял на себя Нижний Новгород. В ответ на грамоты находившегося в заточении у поляков патриарха нижегородский земский староста Кузьма Минин из числа «молодчих торговых людей» (мелких торговцев) в октябре 1611 г. обратился к горожанам с призывом создать новое народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками.


Б. Зворыкин. Святейший патриарх Гермоген в подземелье Чудова монастыря


П.П. Чистяков. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту

Патриотический призыв получил самый горячий отклик у нижегородцев. По совету Минина горожане давали на создание и содержание земской рати «третью деньгу», то есть треть своего имущества.


М.И. Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861 г.

Сам староста отдал на нужды ополчения не только «всю свою казну», но золотые и серебряные оклады с икон и драгоценности своей жены. Но поскольку добровольных вносов не хватало, был объявлен принудительный сбор со всех нижегородцев: каждый из них должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов от промысловой и торговой деятельности.


А.Д. Кившенко. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам. 1611 г.

Нижегородцы облекли Кузьму Минина званием «выборного человека всею землею». Созданный в городе «Совет всея земли» по сути дела стал временным правительством. По совету Минина на должность главного (первого) воеводы ополчения был приглашен «худородный» князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который после ранения лечился в недалеком селе Мугреево Суздальского уезда. К нему было отправлено почетное посольство.

Пожарский принял приглашение возглавить земское войско, то есть организацию вербовки ратных людей, обучение ратников, командование ими в походах и боях. Кузьма Минин стал заведовать ополченческой казной. Так эти два человека, избранные народом и облеченные его доверием, стали во главе нижегородского ополчения.


С. Малиновский. Нижегородский подвиг. 1611 год. 1996 г.

В ополчение принимались разные люди, готовые сражаться за правое дело «очищения» Москвы от поляков: стрельцы и служилые дворяне, казаки, посадские люди и крестьяне. Кузьма Минин пригласил в земскую рать большой отряд служилых смоленских дворян, которые после падения Смоленска ушли с семьями в Арзамасский уезд, показав на деле верное служение Отечеству.

В начале марта нижегородское ополчение выступило в поход. Его торопило и время, и наступавшая весна, грозившая дорожной распутицей.


Князь Пожарский во главе ополчения. Хромолитография по картине Т. Крылова. 1910 г.

Перед этим князь Пожарский занял город Ярославль, послав туда конный отряд под командованием своего двоюродного брата князя Дмитрия Лопаты-Пожарского. По пути отдельными отрядами занимались города - Кострома, Суздаль и ряд других.

В Ярославле ополчение задержалось на целых четыре месяца: оно пополнялось людьми, которые проходили воинское обучение, добывалось оружие и казна. Устанавливались связи с Русским Севером (Поморьем), волжскими городами и Сибирью. На местах создавалась новая администрация. В Ярославле окончательно оформилось «земское правительство». В городе был создан Денежный двор, работали приказы, в числе которых был Посольский.

За время «ярославского сидения» второе земское ополчение удвоило свои силы. Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин привели под стены Москвы свыше 10 тыс. служилых поместных людей (дворян), до 3 тыс. казаков, не менее тысячи стрельцов и большое число «даточных людей» (военнообязанных крестьян). О числе артиллерии сведений нет. Это не считая тех отрядов, что были разосланы из Ярославля по стране, прежде всего для защиты северных земель от шведов, захвативших Новгород.



Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы. Горельеф. Восточный угол северной стены храма Христа Спасителя

У нижегородцев сложились сложные отношения с предводителями остатков первого земского ополчения («подмосковных таборов») - князем и атаманом . Они претендовали на главенствующую роль в предстоящей борьбе за Москву. Атаман Заруцкий пошел даже на организацию покушения на Пожарского в Ярославле. После его неудачи, он при подходе нижегородцев бежал с частью своих казаков из-под Москвы.

Нижегородское ополчение выступило из Ярославля 27 июля (6 августа) 1612 г. с получением известия о том, что польский король отправил на выручку московскому гарнизону 12-тысячное войско во главе с гетманом литовским Яном-Каролем Ходкевичем. Следовало опередить его, поэтому князь Пожарский выслал вперед к Москве сильный конный отряд князя Василия Туренина, приказав ему занять Чертольские (ныне - Кропоткинские) ворота. Главные же силы нижегородцев заняли позиции у Арбатских ворот.

Подойдя к Москве 20 (30) августа, Пожарский и Минин отказались стать единым лагерем с «казачьими таборами» князя Дмитрия Трубецкого, стоявших близ Крымского моста, и где имелось много брошенных землянок и шалашей. Пройдя городские пожарища, нижегородское ополчение заняло позицию между Арбатскими и Чертольскими воротами. Фланги прикрывались отрядами конницы. Было сооружено несколько острожков со рвами.

Войско Ходкевича (большую его часть составляли находившееся на службе у короля Польши запорожцы) подошло к Москве утром 21 (31) августа. Неприятель имел свыше 15 тыс. человек с учетом полков Струся и Будилы, засевших за крепкими стенами Кремля и Китай-города. Силы сторон, как считают исследователи, были не равными. По подсчетам историка Г. Бибикова, прибывшее к столице ополчение Пожарского и Минина могло иметь не более 6-7 тыс. ратников. Остальные его силы были распылены по пути. Трубецкой имел примерно 2,5 тыс. казаков.

На рассвете 22 августа (1 сентября) гетман Ходкевич начал прорыв к Кремлю, чтобы доставить туда огромный обоз с провиантом для осажденного гарнизона. Сражение началось с боя конницы на Девичьем поле (у Новодевичьего монастыря). Этот бой длился семь часов, и только тогда королевские люди стали теснить противника. После этого бой начался среди развалин выгоревшего города. Сражение в тот день завершилось смелой атакой казачьих отрядов атаманов Афанасия Коломны, Дружины Романова, Филата Можанова и Макара Козлова, после чего гетман приказал отступить.

Сражение возобновилось через день, 24 августа (3 сентября). Теперь Ходкевич наносил удар через Замоскворечье. Схватки вновь приняли самый упорный и ожесточенный характер. Потеснив ополченцев, поляки ввели в пределы города огромный обоз. До Кремля было уже совсем близко. В ходе боя казаки князя Трубецкого ушли в свои «таборы». Вернуть их на поле битвы смогли только уговоры келаря Троице-Сергиевой лавры и Кузьмы Минина.

Уже под самый вечер Минин, взяв три резервных конных дворянских сотни и отряд перебежчика ротмистра Хмелевского, переправился через Москва-реку и у Крымского двора решительно атаковал вражеский заслон. Поляки обратились в бегство, которое стало в гетманском войске общим. Ополченцы перешли в общую контратаку, но князь Пожарский расчетливо приказал прекратить преследование бежавших.


Знамя князя Пожарского. 1612 г.

Гетман Ходкевич ушел на Воробьевы горы, простоял там всю ночь и рано утром 25 августа (4 сентября) с «великим срамом» бежал от Москвы на Запад. Огромный обоз с провиантом для «кремлевских сидельцев» (неудачно ходивших на вылазку) стал главным трофеем победителей. Теперь дни осажденного в Кремле и Китай-городе польского гарнизона были сочтены.


Разгром польских интервентов в Москве

В конце сентября 1612 г. нижегородская рать объединилась с остатками первого земского ополчения в единое войско. Стала единой и государственная власть. Тем временем осажденные стали голодать. Но поляки упорно не хотели капитулировать из-за боязни ответственности за совершенные злодеяния и в ожидании новой попытки их короля оказать им помощь.

Переговоры о сдаче начались 22 октября (1 ноября). В тот день казаки, не желавшие никаких уступок врагу, взяли штурмом Китай-город, откуда осажденные бежали в Кремль. 26 октября (5 ноября) кремлевский гарнизон согласился сложить оружие и сдаться на милость победителей. Договор был подписан и скреплен крестным целованием. В нем говорилось, что королевским людям будет сохранена жизнь на условии, если они сдадут в казну имевшиеся у них награбленные государственные ценности.

На следующий день, 27 октября (6 ноября), началась сдача королевского гарнизона. Полк Струся, вышедший в лагерь князя Трубецкого, был почти полностью истреблен казаками, среди которых было много беглых крестьян и холопов из мест, которые поляки подвергли в Смуту страшному разорению. Полк Будилы в ходе капитуляции в целом уцелел, поскольку князь Пожарский не допустил кровопролития. Военнопленные были разосланы по городам, где они содержались до обмена на русских людей, находившихся в польском плену.

В тот же день, 27 октября (6 ноября) 1612 г., народное ополчение торжественно, под колокольный звон вступило в опустошенный и оскверненный захватчиками Кремль

В воскресенье, 1 (11) ноября, на Красной площади у Лобного места состоялся благодарственный молебен. Москвичи вместе с ополченцами-нижегородцами и казаками праздновали очищение первопрестольной столицы от иноземных захватчиков. До освобождения всего Отечества от польских и шведских интервентов было еще далеко. Но прочное основание этому делу было уже положено благодаря трудам князя-воеводы Дмитрия Пожарского и «выборного человека всею землею» Кузьмы Минина.


И.П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.
Сооружен в 1818 г.

Одержанная великая историческая победа окружила героев «битвы за Москву» ореолом вечной славы освободителей Москвы от поляков в лютую годину Смутного времени. С тех лет князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин стали для России символом самоотверженного служения Отечеству, его национальными героями.


Гробница Кузьмы Минина в усыпальнице Спасо-Преображенского собора в Нижегородском кремле с выбитыми на камне словами Петра Великого — «Здесь лежит спаситель Отечества». 1911 г.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории)
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

В декабре 2004 года президент России президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен многими; возникло движение за освобождение столицы от поляков.

Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов оказалось недостаточно. Был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».