Самые крупные города средневековья. Глава ХХI. Возникновение и развитие средневековых городов в Европе. Борьба городов с феодальными сеньорами в XI-XIII вв

Существовало два типа городов. Первые были наследниками Римской империи, их история уходила в глубокую древность. К ним относятся Венеция, Генуя, Неаполь, Марсель, Монпелье, Париж, Кёльн, Лондон. После падения античной цивилизации жизнь в них начинает потихоньку замирать, но при этом они остаются административными и духовными центрами, а активные торговые связи некоторых городов с Восточной Римской империей и странами Востока способствуют их развитию. Ко второму типу городов относятся зародившиеся уже в Средние века поселения: Брюгге, Прага, Амстердам.

Постепенный переход от раннего феодализма к развитому способствовал оживлению городов. Они становились ремесленными центрами, опорой производства, торговли, культуры и религиозной жизни. Благодаря повышению производительности сельского хозяйства земледельцы могли формировать запасы и выходить с ними на рынок, то есть в города. Постепенно сельские жители пополняли городское население. Кроме того, многие крестьяне бежали в города, чтобы укрыться от сеньора и избавиться от его зависимости.

Европейский город располагался на территории феодала, который обладал полнотой власти над ним. Землевладельцу подчинялись и жители, несшие повинности. Феодал был заинтересован в любых способах получения дополнительного дохода с подвластных земель. Одним из таких ресурсов стал город, поэтому феодал способствовал развитию ремесла, промыслов и торговли. В тех случаях, когда он оказывал излишнее давление, жители впоследствии устраивали бунты. Например, в XI-XII веках города Северной Италии одержали победу и были объявлены городами-государствами.

Улицы были иногда настолько узкими, что туда не мог проникнуть солнечный свет. Отсутствие обустроенных дорог становилось катастрофой в межсезонье. В дождливый день даже служба в церкви могла быть отменена из-за распутицы. Городской службы по уборке мусора не было, что неизменно вело к распространению эпидемий.

Ремесленники, объединенные в цеха, как правило, проживали на одной улице. Чтобы привлечь клиентов, они украшали пространство перед своим домом, выставляли на улицу или ставили на окна произведения труда. Сегодня мы бы назвали это рекламой и дизайном городской среды.

На центральной площади была сосредоточена жизнь всего города. Здесь находились главные здания, рынок, где встречались представители всех социальных групп.

Рост городов отчасти сдерживали их главные защитники — крепостные стены. Дома росли вверх, население жило скученно, что усложняло общую ситуацию. Отсутствие нумерации домов восполнялось размещением на входной двери щита с изображением, часто символизирующим род деятельности хозяина дома.

В Европе в X- XI вв. наблюдался рост производства, особенно ярко этот процесс наблюдался в развитии ремесла. Совершенствование орудий труда и рост мастерства ремесленников привели к постепенному отделению ремесел от земледелия.
Двуполье сменилось трехпольем. Пашню уже делили не на два, а на три поля: одно засевали осенью озимыми хлебами, другое весной - яровыми, а третье оставляли под паром. Теперь отдыхала не половина, а треть пахотных земель.

Начали шире применять тяжелый колесный плуг. Теперь землю под посев озимых вспахивали 2-3 раза. После изобретения хомута лошадей стали впрягать в плуги, и это ускорило вспашку земли. Благодаря повышению урожайности у крестьян нередко оставались излишки сельхозпродуктов, которые они обменивали на изделия ремесленников.

Увеличивалось количество видов, повышалось качество изготавливаемых ремесленниками товаров для обмена. Однако в деревне возможности для развития товарного ремесла были ограниченны, а власть феодала лишала ремесленников самостоятельности. Поэтому они бежали из деревни и селились там, где были условия для свободного труда и сбыта продукции.

Средневековые города.

Рост городов в отдельных странах Европы происходил по-разному. Раньше всего - IX-X вв. они сформировались в Италии и на юге Франции (Венеция, Генуя, Флоренция, Нар-бонн, Тулуза и др.). Этому способствовали их торговые связи с более развитыми В ТО время Византией И Средневековый город, странами Востока. В X-XI вв. города стали возникать в Северной Франции, Нидерландах, Англии и Германии. В XII-XIII вв. города возникают в Венгрии, Прибалтике, на Руси. Основная причина образования в разные века городов Европы была в различиях социально-экономического развития.

Города, во-первых, появлялись в безопасных от нападений неприятеля местах, во-вторых, они служили центрами торговли изделиями ремесленников и сельхозпродукцией.

Жизнь городов.

Города чаще всего появлялись на землях феодалов. Сначала феодалы покровительствовали им, освобождали от налогов переселившихся ремесленников. Однако по мере роста городов, их богатств хозяева все чаще стали покушаться на их доходы. Притеснения феодалов тормозили развитие ремесла и торговли. Горожане стремились освободиться от власти сеньора. В XII-XIII вв. во всех городах Западной Европы велась борьба с сеньорами. Многие города добивались свободы путем откупа, другие - в результате восстаний и долгих войн. В ряде городов Франции в XII-XIII вв. развернулась вооруженная борьба городов против сеньоров.

В Европе ряд городов возник вокруг замков и монастырей. Во-первых, обитатели монастырей и замков давали заказы ремесленникам на изготовление мебели, оружия, одежды, а в случае войны ремесленники могли найти защиту за стенами крепостей. В Европе вокруг монастырей образовались города Мюнстер, Сен- Галлен, Сен-Дени; вокруг крепостей Страсбург, Гамбург, Аугсбург; возле рек Падерборн, Бремен, возле мостов Цвейбрюккен, Брюгге и другие.

Как выглядели города. Сначала города отличались от разбросанных вокруг них селений плотностью населения и построек. Средневековый город был окружен стеной с башнями и глубоким рвом, наполненным водой. В башнях круглосуточно дежурили часовые. Для защиты от врагов мосты и городские ворота делались из прочного металла. Ворота снабжались крепкими засовами, на ночь мосты над рвами убирались и ворота в город запирались.

В центре города была рыночная площадь, неподалеку от нее находилась главьная городская церковь - собор. На площади располагалось здание городского совета - ратуша.
Жилой район каждого города делился на кварталы, в каждом из которых селились ремесленники одной профессии.

Большинство домов были деревянными. Они тесно примыкали друг к другу. Улицы были узкие - не более 2 метров в ширину. Освещение, водопровод, канализация отсутствовали. Мусор, бытовые отходы нередко выбрасывались прямо на улицу, где разгуливали домашняя птица и скотина. Из-за тесноты и антисанитарии часто распространялись инфекционные болезни, от которых умирало очень много людей. Во время пожаров часто выгорали целые улицы, кварталы бедняков.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

В период Средневековья, как и в Древнем мире, основой экономики оставалось сельское хозяйство. Господствующим классом в обществе являлись владельцы земли - феодалы. Крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения, были прикреплены к земле, но оставались лично свободными.

В отличие от рабов, они отдавали феодалам лишь часть своего труда или продукции. Поэтому крестьяне были более заинтересованы в результатах своего труда, чем рабы. Это привело к заметному росту производительности труда в сельском хозяйстве, что высвободило рабочие руки для развития ремесла и торговли. Ремесленники и торговцы стали концентрироваться около замков крупных феодалов (королей, герцогов, графов и т. п.) и монастырей, так как здесь они могли найти защиту от внешних нападений и более широкий рынок сбыта для своей продукции (феодал и его приближенные в замках, монахи и паломники в монастырях). Постепенно такие торгово-ремесленные поселения обносились собственными защитными стенами и стали бороться за автономию, а затем и полное освобождение от феодалов, на землях которых они возникли (в соответствии с Магдебургским правом и другими подобными сводами законов). Таким образом, в средневековой Европе возникла довольно густая сеть небольших городских поселений, ядрами которых послужили замки и монастыри, хотя городам стали лишь немногие из возможных ядер. Замок или монастырь в оборонительных целях часто располагались на неприступной возвышенности и по микро положению резко отличались от остального города, расположенного внизу - в долине реки или у берега моря. Но по мере развития ремесла и торговли именно вниз от первоначального ядра смещался главный центр города, концентрировались население и экономическая деятельность. Типичный средневековый город был очень небольшим по размерам. Часто в нем проживало лишь 1-2 тыс. чел., редко до 5-10 тыс. Стены города обычно имели форму, близкую к окружности, так как это позволяло защитить большую площадь при меньшем периметре стен. В центре города располагалась рыночная площадь, на которой жители города обменивались своей продукцией между собой, с проживающими в округе крестьянами и с купцами из удаленных местностей. На этой же площади находились важнейшие общественные здания - главная церковь города (или единственная церковь, если город был небольшим, -- церкви должны были вмещать все население города) и ратуша - орган городского самоуправления. От рыночной площади запутанная сеть узких улочек расходилась к городским стенам- На этих улицах жители города селились по профессиям. Таким образом, главными функциями средневековых городов являлись ремесло и торговля. Важное значение имела и оборонительная функция, так как войны и междоусобицы шли: почти непрерывно. Некоторые города, обладавшие наиболее читаемыми храмами или монастырями, стали также религиозными центрами. Практически исчезли административные центры (город управлял только сам собой), центры культуры и курорты. Даже соседние города, расположенные в 20-30 км друг от друга, часто Пыли мало связаны между собой так как производили одинаковые изделия и обмен ими не имел смысла. Зато проживающие в округе крестьяне в течение дня успевали дойти до такого города, сбыть свою продукцию, купить ремесленные изделия и вернуться домой.

Кроме значительного сокращения в размерах по сравнению с древнеримским периодом, города почти полностью утратили благоустройство - водопровод, канализацию, мощеные улицы. Это способствовало развитию массовых эпидемий, во время которых население многих городов вымирало полностью. Горожане проживали очень скученно в 3-4 этажных зданиях. На первом этаже такого здания обычно размещалась мастерская или лавка, на втором этаже жила семья хозяина (мастера), на третьем этаже жили помощники (подмастерья) на четвертом – ученики. Наиболее выдающимся зданием в каждом городе был главным храм, который в Раннем Средневековье строился преимущественно в романском стиле и сильно напоминал крепость, приземленный, с тяжелыми сводами и мощными стенами. Начиная с XII в. стали преобладав храмы в готическом стило, устремленные вверх. Такие храмы достигали в высоту 150 м, резко выделялись среди окружающей застройки, укрепляя у верующих религиозные чувства и одновременно экономя внутригородскую территорию. Храмы служили также местом общегородских собраний и театрализованных представлений. Начиная с XI в. постепенно стали складываться общеевропейские торговые пути, и города, расположенные на них, получившие большее развитие по сравнению с остальными. Главные торговые пути шли из Италии на Восток по Средиземному морю. Объем товаров на этом пути был сравнительно небольшим, но это были самые ценные товары того времени - пряности, ювелирные украшения, шелк и другие дорогие ткани, дорогое оружие, за которые европейские государства расплачивались золотом и серебром. Восточная торговля способствовала бурному развитию итальянских городов, особенно Венеции и Генуи, от которых начинались сухопутные пути в глубь материка. Важный торговый путь сложился также на севере Европы по Северному и Балтийскому морям. По этому пути с запада (из Германии, Франции, ^Англии) шли металлические изделия и простые ткани, с востока (из Новгорода, Прибалтики) - меха, янтарь, льняные ткани, воск. Города, расположенные на этом пути, образовали Ганзейский торговый союз (Лондон, Брюгге, Гамбург, Любек, Новгород и др.). Главные внутри европейские торговые пути шли по долинам рек - Сене, Рейну, Эльбе, Роне, Дунаю.

Наиболее важным торговым центром и самым крупным городом Европы в Средние века являлась Венеция, насчитывавшая к XV в. 200 тыс. жителей. Венеция была основана на I островах вблизи крайней северной точки Адриатического моря I жителями Римской империи, спасавшимися от вторжения германских племен. Долгое время Венеция являлась самым [ западным городом Византийской империи. Все это позволило в максимальной степени сохранить, во-первых, торговые связи с восточным побережьем Средиземного моря, во-вторых, античную культуру. Победив в войнах своих соперников, главным из которых являлась Генуя, Венецианская республика концентрирует в своих руках большую часть торгов-I ли между Европой и странами Востока. Кроме торговли, в городе развиваются также судостроение, книгопечатание, производство предметов роскоши. Все это способствует бурному развитию города, строительству великолепных храмов (главный - собор святого Марка в византийском стиле) дворцов (в том числе Дворец дожей - выборных правителей Венеции). Главная площадь города - площадь Святого Марка - служит не для торговли (в городе образуется цел система рынков - немецкий, турецкий и др.), а для проведения празднеств и торжественных церемоний. Своеобразная планировка города в котором, благодаря островному положению сухопутный транспорт уступает место водному. Естественно главными артериями города становятся каналы набережных, на которые выходят парадны- фасады здании, а сухопутные улочки, редко имеющие ширину более двух метров, предназначаются лишь для пешеходов.

С XV в. в Европе начинает период редкого ускорения городского развития - эпоха Возрождения. В «наибольшей мере она проявилась на территории Италии, так как итальянские города с одной стороны, являются наиболее крупными и раз витыми, с другой - в них ярче всего проявляется влияние античности, по образцам которой развивается культура Возрождения. Главным центром Возрождении и Италии и во всей Европе становится Флоренция. Ее население насчитываем около 100 тыс. чел. Это главный в Европе центр производства сукна и торгово-финансовых операций. Экономическое развитие способствует взлету культуры. Именно во Флоренции родились или создавали свои произведения такие выдающиеся деятели, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти Рафаэль Санти, Данте Алигъери, Галилео Галилеи и др Обновляется застройка города. Создастся система главных площадей - торговой, административной (перед зданием правительства), религиозной (перед главным собором города). Город украшается многочисленными статуями (Давид работы Микеланджело и др.) и фонта нами. Даже оборонительные сооружения - стены и башни - начинают играть прежде всего эстетическое, а не оборонительное значение С эпохи Возрождения градообразующими функциями становятся культура и искусство, наука, образование. Последнее особенно ярко проявляется в возникающих в этот период по всей Европе университетских центрах, первые из которых появились еще в XII в. (парижский - во Франции, Оксфорд - в Англии и др.). Можно сказать, что в эпоху Возрождения в городах Европы окончательно формируется дух свободы, совершенствования, прогресса, предприимчивости, который способствует бурному развитию городов в Новое время и появлению современного городского образа жизни. Примечательно также то, что практически все средневековые города Европы сохранились до наших дней, образовав каркас городского расселения Нового времени

Решающей гранью в переходе европейских стран от раннефеодального общества к сложившейся системе феодальных отношений является XI столетие. Характерной чертой развитого феодализма было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров товарного производства. Средневековые города оказывали громадное влияние на экономику деревни и содействовали росту производительных сил в сельском хозяйстве.

Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья

В первые столетия средних веков в Европе почти безраздельно господствовало натуральное хозяйство. Крестьянская семья сама производила сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия (орудия труда и одежду; не только для собственных потребности, но и для уплаты оброка феодалу. Соединение сельского труда с промышленным - характерная черта натурального хозяйства. Лишь небольшое число ремесленников (двороьых людей), не занимавшихся или почти не занимавшихся сельским хозяйством, имелось в поместьях крупных феодалов. Крайне немногочисленны были и крестьяне-ремесленники, жившие в деревне и специально занимавшиеся наряду с сельским хозяйством каким-либо ремеслом - кузнечным гончарным, кожевенным и пр.

Обмен продуктов был весьма незначителен. Он сводился преимущественно к торговле такими редкими, но важными в хозяйств предметами, которые могли быть добыты лишь в немногих пунктах (железо, олово, медь, соль и т. п.), а также предметами роскоши, не производившимися тогда в Европе и привозимыми с Востока (шёлковые ткани, дорогие ювелирные изделия, хорошо выделанное оружие, пряности и т. д.). Осуществлялся этот обмен главным образом странствующими купцами (византийцами, арабами, сирийцами и др.). Производство продуктов, специально рассчитанное на продажу, почти не было развито, и в обмен на привозимые купцами товары поступала лишь весьма незначительная часть продуктов земледелия.

Разумеется, и в период раннего средневековья имелись города, сохранившиеся от античности или возникшие вновь и являвшиеся либо административными центрами, либо укреплёнными пунктами (крепостями - бургами), либо церковными центрами (резиденциями архиепископов, епископов и т. п.). Однако при почти безраздельном госпопстве натурального хозяйства, когда ремесленная деятельность ещё не отделилась от сельскохозяйственной, все эти города не были и не могли быть средоточием ремесла и торговли. Правда, в некоторых городах раннего средневековья уже в VIII-IX вв. развивалось ремесленное производство и имелись рынки, но это не меняло картины в целом.

Создание предпосылок к отделению ремесла от сельского хозяйства

Как ни медленно шло развитие производительных сил в раннее средневековье, всё же к X-XI вв. в хозяйственной жизни Европы произошли важные изменения. Они выражались в изменении и развитии техники и навыков ремесленного труда, в дифференциации его отраслей. Значительно усовершенствовались отдельные ремёсла: добыча, плавка и обработка металлов, прежде всего кузнечное и оружейное дело; выделка тканей, особенно сукон; обработка кожи; производство более совершенных глиняных изделий с применением гончарного круга; мельничное дело, строительное и т. д.

Расчленение ремёсел на новые отрасли, усовершенствование техники производства и навыков труда требовали дальнейшей специализации ремесленника. Но такая специализация была несовместима с положением, в котором находился крестьянин, ведущий самостоятельно своё хозяйство и работающий одновременно как земледелец и как ремесленник. Необходимо было превращение ремесла из подсобного производства при земледелии в самостоятельную отрасль хозяйства.

Другой стороной процесса, подготовившего отделение ремесла от сельского хозяйства, явился протресс в развитии земледелия и скотоводства. С усовершенствованием орудий и способов обработки почвы, особенно с повсеместным распространением железного плуга, а также двухполья и трёхполья, произошёл значительный рост производительности труда в сельском хозяйстве. Увеличились площади культивируемой земли; расчищались леса и распахивались новые земельные массивы. Большую роль в этом играла внутренняя колонизация - заселение и хозяйственное освоение новых областей. В результате всех этих изменений в сельском хозяйстве увеличилось количество и разнообразие сельскохозяйственных продуктов, сократилось время для их производства и, следовательно, увеличился прибавочный продукт, присваиваемый феодальными землевладельцами. Известный избыток над потреблением начал оставаться и в руках крестьянина. Это давало возможность обмена части продуктов сельского хозяйства на изделия ремесленников-специалистов.

Возникновение средневековых городов как центров ремесла и торговли

Таким образом, примерно к X-XI вв. в Европе появились все необходимые условия для отделения ремесла от сельского хозяйства. При этом отделившееся от сельского хозяйства ремесло - мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде, прошло в своём развитии ряд стадий.

Первой из них явилось производство изделий по заказу потребителя, когда материал мог принадлежать и потребителю-заказчику, и самому ремесленнику, а оплата труда производилась либо натурой, либо деньгами. Такое ремесло могло существовать не только в городе, оно имело значительное распространение и в деревне, являясь дополнением к крестьянскому хозяйству. Однако при работе ремесленника на заказ товарное производство ещё не возникало, ибо продукт труда на рынке не появлялся. Следующая стадия в развитии ремесла была связана уже с выходом ремесленника на рынок. Это было новым и важным явлением в развитии феодального общества.

Ремесленник, специально занимавшийся изготовлением ремесленных изделий, не мог бы существовать, если бы он не обращался к рынку и не получал там в обмен на свои изделия необходимые ему продукты сельскохозяйственного производства. Но, производя изделия для продажи на рынке, ремесленник становился товаропроизводителем. Так, появление ремесла, обособленного от сельского хозяйства, означало зарождение товарного производства и товарных отношений, появление обмена между городом и деревней и возникновение противоположности между ними.

Ремесленники, выделявшиеся постепенно из массы закрепощённого и феодально зависимого сельского населения, стремились уйти из деревни, бежать из-под власти своих господ и поселиться там, где они могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Бегство крестьян из деревни привело непосредственно к образованию средневековых городов как центров ремесла и торговли.

Уходившие и бежавшие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного населения - феодалов с их слугами и многочисленной свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации и т. д.- создавало благоприятные условия для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших феодальных владений, усадеб, замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе.

Города играли в развитии внутреннего рынка при феодализме важнейшую роль. Расширяя, хотя и медленно, ремесленное производство и торговлю, они втягивали в товарный оборот как господское, так и крестьянское хозяйство и тем самым содействовали развитию производительных сил в сельском хозяйстве, зарождению и развитию в нём товарного производства, росту внутреннего рынка в стране.

Население и внешний вид городов

В Западной Европе средневековые города раньше всего появились в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Неаполь, Амальфи и др.), а также на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн и Монпелье), так как здесь начиная уже с IX в. развитие феодальных отношений привело к значительному росту производительных сил и отделению ремесла от сельского хозяйства.

Одним из благоприятных факторов, содействовавших развитию итальянских и южнофранцузских городов, были торговые связи Италии и Южной Франции с Византией и Востоком, где существовали многочисленные и цветущие ремесленно-торговые центры, сохранившиеся от древности. Богатыми городами с развитым ремесленным производством и оживлённой торговой деятельностью были такие города, как Константинополь, Фессалоника (Солунь), Александрия, Дамаск и Бахдад. Ещё более богатыми и многолюдными, с чрезвычайно высоким для того времени уровнем материальной и духовной культуры, являлись города Китая - Чанъань (Сиань), Лоян, Чэнду, Янчжоу, Гуанчжоу (Кантон) и города Индии - Каньякубджа (Канаудж), Варанаси (Бенарес), Уджайн, Сураштра (Сурат), Танджор, Тамралипти (Тамлук) и др. Что же касается средневековых городов в Северной Франции, Нидерландах, Англии, Юго-Западной Германии, по Рейну и по Дунаю, то их возникновение и развитие относятся лишь к X и XI вв.

В Восточной Европе древнейшими городами, рано начавшими играть роль центров ремесла и торговли, были Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк и Новгород. Уже в X-XI вв. Киев был очень значительным ремесленным и торговым центром и поражал современников своим великолепием. Его называли соперником Константинополя. По свидетельству современников, к началу XI в. в Киеве было 8 рынков.

Большим и богатым юродом являлся в это время и Новгород. Как показали раскопки советских археологов, улицы Новгорода были замощены деревянными мостовыми уже в XI в. В Новгороде в XI-XII вв. существовал и водопровод: вода шла по выдолбленным деревянным трубам. Это был один из самых ранних городских водопроводов в средневековой Европе.

Города древней Руси в X-XI вв. имели уже обширные торговые связи с многими областями и странами Востока и Запада - с Поволжьем, Кавказом, Византией, Средней Азией, Ираном, арабскими странами, Средиземноморьем, славянским Поморьем, Скандинавией, Прибалтикой, а также со странами Центральной и Западной Европы - Чехией, Моравией, Польшей, Венгрией и Германией. Особенно большую роль в международной торговле с начала X в. играл Новгород. Значительны были успехи русских городов в развитии ремесла (особенно в обработке металлов и изготовлении оружия, в ювелирном деле и др.).

Рано развились города и в славянском Поморье по южному берегу Балтийского моря - Волин, Камень, Аркона (на острове Руян, современный Рюген), Старград, Щецин, Гданьск, Колобжег, города южных славян на Далматинском побережье Адриатического моря - Дубровник, Задар, Шибеник, Сплит, Котор и др.

Значительным центром ремесла и торговли в Европе была Прага. Известный арабский путешественник географ Ибрахим ибн Якуб, побывавший в Чехии в середине X в., писал о Праге, что она «является богатейшим из городов в торговле».

Основное население городов, возникших в X-XI вв. в Европе, составляли ремесленники. Крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка, становясь горожанами, постепенно освобождались отличной зависимости феодалу «Из крепостных средневековья, - писали Маркс Энгельс, - вышло свободное население первых городов» ( К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, изд. 2, стр. 425, ). Но и с появлением средневековых городов процесс отделения ремесла от сельского хозяйства не закончился. С одной стороны, ремесленники, став горожанами, ещё очень долго сохраняли следы своего сельского происхождения. С дрчгой стороны, в деревне как господское, так и крестьянское хозяйство продолжало ешё в течение длительного времени удовлетворять большую часть своих потребностей в ремесленных изделиях собственными средствами. Отделение ремесла от сельского хозяйства, начавшее осуществляться в Европе в IX-XI вв., далеко ещё ве являлось полным и завершённым.

К тому же ремесленник первое время был одновременно и торговцем. Лишь в дальнейшем в городах появились купцы - новый общественный слой, сферой деятельности которого являлось уже не производство, а только обмен товаров. В отличие от странствующих купцов, существовавших в феодальном обществе в предшествующий период и занимавшихся почти исключительно внешней торговлей, купцы, появившиеся в европейских городах в XI-XII вв., занимались уже преимущественно внутренней торговлей, связанной с развитием местных рынков, т. е. с обменом товаров между городом и деревней. Отделение купеческой деятельности от ремесленной было новым шагом в общественном разделении труда.

Средневековые города весьма отличались по своему внешнему виду от современных городов. Они были обычно окружены высокими стенами - деревянными, чаще каменными, с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля. Жители города - ремесленники и купцы несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Стены, окружавшие средневековый город, со временем становились тесными и не вмещали всех городских построек. Вокруг стен постепенно возникали городские предместья - посады, населенные главным образом ремесленниками, причем ремесленники одной специальности жили обычно на одной улице. Так возникали улицы - кузнечные, оружейные, плотничьи, ткацкие и т. п. Предместья в свою очередь обносились новым кольцом стен и укреплений.

Размеры европейских городов были весьма невелики. Как правило, города были малы и тесны и насчитывали лишь от одной до трёх-пяти тысяч жителей. Только очень крупные города имели население в несколько десятков тысяч человек.

Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, известную роль в жизни городского населения продолжало играть занятие сельским хозяйством. Многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи находили себе там обильную пищу, так как мусор, остатки пищи и нечастоты обычно выбрасывались прямо на улицу.

В городах вследствие антисанитарного состояния часто вспыхивали эпидемии, смертность от которых была очень велика. Часто случались и пожары, так как значительноая часть городских здании была деревянной и дома примыкали друг к другу. Стены мешали городу расти вширь, поэтому улицы делались крайне узкими, а верхние этажи домов нередко выдавались в виде выступов над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом. Узкие и кривые городские улицы были часто полутёмными, на некоторые из них никогда не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало. Центральным местом в городе была обычно рыночная площадь, неподалёку от которой располагался городской собор.

Борьба городов с феодальными сеньорами в XI-XIII вв.

Средневековые города возникали всегда на земле феодала и поэтому неизбежно должны были подчиняться феодальному сеньору, в руках которого первоначально была сосредоточена вся власть в городе. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход.

По стремление феодалов извлечь как можно больше доходов неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Феодалы прибегали к прямому насилию, вызывавшему отпор со стороны горожан и их борьбу за освобождение от феодального гнёта. От исхода этой борьбы зависело политическое устройство, которое получал город, и степень его независимости по отношению к феодальному сеньору.

Бежавшие от своих сеньоров крестьяне, селившиеся в возникавших городах, приносили с собой из деревни обычаи и навыки существовавшего там общинного устройства. Строй общины-марки, изменённый в соответствии с условиями городского развития, сыграл очень большую роль в организации городского самоуправления в средние века.

Борьба между сеньорами и горожанами, в процессе которой возникало и складывалось городское самоуправление, протекала в различных странах Европы по-разному, в зависимости от условий их исторического развития. В Италии, например, где города рано достигли значительного экономического расцвета, горожане добились большой самостоятельности уже в XI-XII вв. Многие города Северной и Средней Италии подчинили себе значительные области вокруг города и стали городами-государствами. Это были городские республики - Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан и др.

Сходное положение имело место и в Германии, где так называемые имперские города начиная с XII, а особенно в XIII в., подчиняясь формально императору, наделе являлись независимыми городскими республиками. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету и т. д. Такими городами были Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне и другие.

Многие города Северной Франции - Амьен, Сен-Кантен, Бове, Лан и др.- в результате упорной и ожесточённой борьбы со своими феодальными сеньорами, принимавшей нередко характер кровавых вооружённых столкновений, точно так же добились права самоуправления и могли выбирать из своей среды городской совет и должностных лиц, начиная с главы городского совета. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии - бургомистром. Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, финансы и право самообложения.

В то же время они освобождались от выполнения обычных сеньориальных повинностей - барщины и оброка и от различных платежей. Обязанности городов-коммун по отношению к феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной ренты и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.

На Руси в XI в. с развитием городов усилилось значение вечевых собраний. Горожане, как и в Западной Европе, вели борьбу за городские вольности. Своеобразный политический строи сложился в Новгороде Великом. Он представлял собой феодальную республику, но большие политическую силу там имело торгово промышленное население.

Степень самостоятельности в городском самоуправлении, достигнутая городами, была неодинакова и зависела от конкретных исторических условий. Нередко городам удавалось получить права самоуправления путем уплаты сеньору крупной суммы денег. Таким путем получили освобождение из-под опеки сеньора и пали коммунами многие богатые города Южной Франции, Италии и др.

Часто большие города, особенно города, стоявшие на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегии и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления, действовавшие, однако, совместно с назначаемым королем чиновником или другим представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели Париж и многие другие города Франции, например Орлеан, Бурж, Лорис, Лион, Нант, Шартр, а в Англии - Линкольн, Ипсвич, Оксфорд, Кембридж, Глостер. Но не всем городам удавалось добиться и такой степени самостоятельности. Некоторые города, особенно мелкие, не имевшие достаточно развитого ремесла и торговли и не обладавшие необходимыми денежными средствами и силами для борьбы со своими сеньорами, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации.

Таким образом, результаты борьбы городов с их сеньорами были различны. Однако в одном отношении они совпадали. Все горожане сумели добиться личного освобождения от крепостной зависимости. Поэтому если бежавший в город крепостной крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно - один год и один день, он также становился свободным и ни один сеньор не мог вернуть его в крепостное состояние. «Городской воздух делает свободным», - гласила средневековая пословица.

Городское ремесло и его цеховая организация

Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел свои орудия производства, вел самостоятельно своё частное хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию. «Приличное его положению существование,- а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое...» (К. Маркс, Процесс производства капитала в кн. «Архив Маркса и Энгельса», т. II (VII), стр. 111. ) являлось целью труда ремесленника.

Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация - объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы - цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде).

Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, Маркс и Энгельс отмечали также потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию. Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр 23 и 50-51. ).

Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй (См. Ф. Энгельс, Марка; в кн. «Крестьянская война в Германии», М. 1953, стр. 121. ). Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями. Каждый из них работал в своей собственной мастерской со своими инструментами и на своём сырье. Он срастался с этими средствами производства, по выражению Маркса, «как улитка с раковиной» (К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 366. ). Традиционность и рутина были характерны для средневекового ремесла, так же как и для крестьянского хозяйства.

Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочето инструмента и т. п. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье - мастером.

В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников, опасной для мелких производителей в условиях весьма узкого в то время рынка и относительно незначительного спроса. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д.

Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья.

Ремесло и его организация в средневековом городе носили феодальный характер. «...Феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность (Корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность или профессию. ), феодальная организация ремесла» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр. 23. ). Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая была достигнута в это время.

Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае боленни или смерти члена цеха.

Борьба цехов с городским патрициатом

Борьба городов с феодальными сеньорами привела в подавляющем большинстве случаев к переходу (в той или иной степени) городского управления в руки горожан. Но не все горожане получили право принимать участие в управлении городскими делами. Борьба с феодальными сеньорами велась силами народных масс, т. е. прежде всего силами ремесленников, а пользовалась её результатами верхушка городского населения - городские домовладельцы, землевладельцы, ростовщики, богатые купцы.

Этот верхний, привилегированный слой городского населения представлял собой узкую, замкнутую группу городских богачей - наследственную городскую аристократию (на Западе эта аристократия носила обычно наименование патрициата) захватившую в свои руки все должности в городском управлении. Городская администрация, суд и финансы - всё это находилось в руках городской верхушки и использовалось в интересах богатых горожан и в ущерб интересам широких масс ремесленного населения. Особенно ярко это сказывалось в налоговой политике. В ряде городов на Западе (в Кёльне, Страсбурге, Флоренции, Милане, Лондоне и др.) представители городской верхушки, сблизившись с феодальной знатью, вместе с нею жестоко угнетали народ - ремесленников и городскую бедноту. Но, по мере того как развивалось ремесло и крепло значение цехов, ремесленники вступали в борьбу с городской аристократией за власть. Почти во всех странах средневековой Европы эта борьба (как правило, принимавшая очень острый характер и доходившая до вооружённых восстании) развернулась в XIII-XV вв. Результаты её были неодинаковы. В одних городах,в первую очередь таких, где большое развитие получила ремесленная промышленность, победили цехи (например, в Кёльне, Аусбурге, во Флоренции). В других городах, где развитие ремесла уступало торговле и ведущую роль играли купцы, цехи потерпели поражение и победихелем из борьбы вышла городская верхушка (так было в Гамбурге, Любеке, Ростоке и др.).

В процессе борьбы горожан с феодалами и цехов с городским патрициатом формировалось и складывалось средневековое сословие бюргеров. Словом бюргер на Западе первоначально обозначали всех горожан (от немецкого слова «burg» - город, откуда и французский средневековый термин «bourgeois» - буржуа, горожанин). Но городское население не было единым. С одной стороны, постепенно складывался слой купцов и состоятельных ремесленников, с другой стороны - масса городского плебейства (плебса), в которую входили подмастерья, ученики, подёнщики, разорившиеся ремесленники и прочая городская беднота. В соответствии с этим слово «бюргер» утратило прежнее широкое значение и приобрело новый смысл. Бюргерами стали называть уже не просто горожан, а лишь горожан богатых и зажиточных, из которых впоследствии выросла буржуазия.

Развитие товарно-денежных отношений

Развитие товарного производства в городе и деревне обусловило начиная с XIII в. значительное, по сравнению с предшествующим периодом, расширение торговли и рыночных связей. Как ни медленно шло развитие товарно-денежных отношений в деревне, оно всё больше подтачивало натуральное хозяйство и вовлекало в рыночный оборот всё возраставшую часть сельскохозяйственных продуктов, обмениваемых посредством торговли на изделия городского ремесла. Хотя деревня отдавала городу ещё сравнительно небольшую часть своей продукции и в значительной степени сама удовлетворяла свои потребности в ремесленных изделиях, всё же рост товарного производства в деревне был налицо. Это свидетельствовало о превращении части крестьян в товаропроизводителей и постепенном складывании внутреннего рынка.

Большую роль во внутренней и внешней торговле в Европе играли ярмарки, которые получили широкое распространение во Франции, Италии, Англии и других странах уже в XI-XII вв. На ярмарках производилась оптовая торговля такими товарами, пользующимися большим спросом, как шерсть, кожи, сукна, льняные ткани, металлы и изделия из металлов, зерно. Наиболее крупные ярмарки играли большую роль и в развитии внешней торговли. Так, на ярмарках во французском графстве Шампань в XII-XIII вв. встречались купцы из различных стран Европы - Германии, Франции, Италии, Англии, Каталонии, Чехии и Венгрии. Итальянские купцы, особенно венецианцы и генуэзцы, доставляли на шампанские ярмарки дорогие восточные товары - шелка, хлопчатобумажные ткани, ювелирные изделия и другие предметы роскоши, а также пряности (перец, корицу, имбирь, гвоздику и др.). Фламандские и флорентийские купцы привозили хорошо выделанные сукна. Купцы из Германии привозили льняные ткани, купцы из Чехии - сукна, кожи и изделия из металла; купцы из Англии - шерсть, олово, свинец и железо.

В XIII в. европейская торговля была сосредоточена в основном в двух районах. Одним из них являлось Средиземноморье, служившее связующим звеном в торговле западноевропейских стран со странами Востока. Первоначально главную роль в этой торговле играли арабские и византийские купцы, а с XII-XIII вв., особенно в связи с крестовыми походами, первенство перешло к купцам Генуи и Венеции, а также к купцам Марселя и Барселоны. Другой район европейской торговли охватывал Балтийское и Северное моря. Здесь принимали участие в торговле города всех расположенных около этих морей стран: северо-западных областей Руси (особенно Новгород, Псков и Полоцк), Северной Германии, Скандинавии, Дании, Франции, Англии и др.

Расширению торговых связей чрезвычайно мешали условия, характерные для эпохи феодализма. Владения каждого сеньора были ограждены многочисленными таможенными заставами, где с купцов взимались значительные торговые пошлины. Пошлины и всякого рода поборы взимались с купцов и при переезде через мосты, при переправе вброд через реки, при проезде по реке через владения феодала. Феодалы не останавливались и перед разбойничьими нападениями на купцов и ограблениями купеческих караванов. Феодальные порядки, господство натурального хозяйства обусловливали сравнительно незначительный объём торговли.

Тем не менее постепенный рост товарно-денежных отношений и обмена создавал возможность накопления денежных капиталов в руках у отдельных лиц, прежде всего у купцов и ростовщиков. Накоплению денежных средств содействовали также операции по обмену денег, необходимые в средние века вследствие бесконечного разнообразия монетных систем и монетных единиц, поскольку деньги чеканили не только императоры и короли, но и всякие сколько-нибудь видные сеньоры и епископы, а также крупные города. Для обмена одних денег на другие и для установления ценности той или иной монеты существовала особая профессия менял. Менялы занимались не только разменными операциями, но и переводом денег, из которого возникали кредитные операции. С этим было обычно связано и ростовщичество. Разменные операции и операции по кредиту вели к созданию специальных банкирских контор. Первые такие банкирские конторы возникли в городах Северной Италии - в Ломбардии. Поэтому слово «ломбардец» в средние века стало синонимом банкира и ростовщика. Возникшие позднее особые ссудные учреждения, производящие операции под залог вещей, стали называться ломбардами.

Крупнейшим ростовщиком в Европе была церковь. При этом самые сложные кредитные и ростовщические операции осуществляла римская курия, в которую стекались громадные денежные средства почти из всех европейских стран.

Состав населения средневекового города был чрезвы-чайно неоднородным. Преобладали в нём ремесленники, которые сами продавали собственные изделия, совме-щая в одном лице ремесленника и торговца.

Большинство городского населения было задейство-вано в сфере услуг. К ним принадлежали парикмахеры, владельцы постоялых дворов, чернорабочие, слуги и др. В больших городах жили феодалы со своими вассалами и слугами, представители королевской администрации, «чёрное» и «белое» духовенство. К городскому населе-нию принадлежали профессора, магистры и студенты университетов, юристы, врачи. Постепенно в городах появились купцы.

Почти каждый средневековый город был наполнен нищими. Сначала к ним относились с пониманием и сочувствием. Обездоленные всегда знали, что возле церквей и монастырей им могут дать приют, подать еду, одежду или деньги. Такая ситуация существовала до се-редины XV в. Именно тогда во всех сферах городской жизни получает распространение наёмный труд, в свя-зи с чем нищих начинают воспринимать как дешевую рабочую силу. Теперь просить милостыню можно было только с разрешения городских властей. Нередко это приводило к голодной смерти тех нищих, пребывавших на дне городской жизни.

XV в. Аугсбургский регламент о нищих

Совет признал необходимым и постановил: прежде всего в дальнейшем защищается всем, то ли женатые люди, женщины или мужчины, вдовы или неженатые, пришлые или местные, бюргеры или жители города, собирать милостыню как днём, так и но-чью, не иначе как по разрешению и по постановлению почетного совета, от которого они (в этом случае) должны получить особый значок, а именно жестяной жетон. Этот жетон нужно носить и иметь при себе каждому, кто просит милостыню, и без него просить её запрещается. Исключение составляют чужеземные пилигримы и проезжие нищие, которым разрешено здесь просить милостыню в течение трёх дней и не более. Тем лицам женского и мужского пола, которым, как уже сказано, позволено просить милостыню, надлежит выжидать милостыни ежедневно перед церковью, имея около себя своих детей, которых защищается посылать за милостыней.

Количество населения средневековых городов было сравнительно небольшим. Большими считались города, где проживало 20-30 тысяч человек, средними — 3-5 тысяч человек. Но был и городки, где проживало 1-2 тысячи горожан. В городах-великанах население достигало 80-100 тысяч, например, Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Кордова, Севилья. Интересно, что в Англии в XIV в. только в двух городах жило больше 10 тысяч людей — Лондоне и Йорке. Столица Византии Кон-стантинополь значительно превышала западноевропейские города по количеству населения. В периоды наивысшего расцвета в Констан-тинополе насчитывалось от 300 до 400 тыс. жителей.

Поначалу горожане наряду с ремеслом и торговлей продолжали заниматься и сельским хозяйством. Они имели сады, огороды, держали скот. Такое явление на-блюдалось, преимущественно, в небольших городах. Хотя связь городского жителя с сельским хозяйством сохранялась ещё длительное время.

Средневековые города для обороны от нападений обычно были окружены высокими каменными или деревянными стенами с башнями и глубокими рвами, наполненными водой. Городские ворота закрывали на ночь. Окружавшие город стены обычно ограничивали его территорию. С переселением населения из сёл ста-новилось тесно. Территорию приходилось неоднократно расширять, возводя вокруг старой стены новые укрепле-ния. Так возникали предместья, заселённые преимуще-ственно ремесленниками. Именно ремесленники вместе с купцами были сторожевой стражей и пополняли городское военное ополчение. Они должны были иметь оружие и уметь им пользоваться.

В центре города размещалась рыночная площадь. На ней всегда было многолюдно. Горожане приходили сюда не только что-то купить или продать, но и встретиться со знакомыми, услышать новости. Здесь объявлялись но-вые указы короля, распоряжения городской власти, про-водились разнообразные праздники. Рядом с рыночной площадью возвышались два сооружения: кафедральный собор — главный христианский храм города и ратуша . В ратуше собирался и заседал городской совет — маги-страт .

Ближе к центру находились дома самых зажиточных и уважаемых горожан. 11о дом в городе можно было при-обрести, только получив все городские права. Полно-правных горожан в каждой стране называли по-своему: в Германии — бюргерами , в Италии — пополанами , во Франции — буржуа . Остальное население составляли обычные городские жители.

Фасад собора в Сиене

Поскольку территория города была невелика, улицы были узенькими. Их ширина обычно достигала длины копья. Дома буквально «налеплялись» друг на друга и строились в 2-3 этажа. Основными строительными материалами были камень, дерево, солома. Фундамен-ты делались узкие, а верхние этажи часто нависали над нижними, потому что земля в городе была очень доро-гой. На улицах всегда царил полумрак, даже в яркие сол-нечные дни. Ночью улицы также не освещались. Если же человек был вынужден идти ночным городом, приходилось брать плошку или факел. Города с деревянными постройками и соломенными крышами часто страда-ли от опустошительных пожаров. Поэтому существовало правило: с наступлением ночи гасить в домах огни.

Средневековый город. Гравюра

Городские улицы населялись преимущественно ремесленниками определенной специальности, что и удостоверяли их названия. Были улицы гончаров, ткачей, сапожников, кожевником, кузнецов, оружейников и др. Вход в ремесленную мастерскую украшала специальная эмблема. Она символизировала изделия, которые изготовлял ремесленник: калач, сапог, меч, ключ и т. п. Окна каждой мастерской, как правило, выходили на улицу. Днем ставни открывались. Верхнюю половинку использовали в качестве навеса, а нижнюю — прилавка, где выставляли товар. Через отворенное окно можно было видеть, как изготовляются те или иные изделия. Материал с сайта

В средневековых городах улицы не были мощёнными, потому в летнюю жару там столбом стояла пыль, а весной и осенью грязь была по колено. Помои выливали прямо на улицу, туда же выбрасывали и хозяйственный мусор. На улицах городов стоял отвратительный запах.

Как-то раз французский король Филипп II Август, отворив утром окно, упал в обморок. Как выяснилось, причиной этого стали крайне неприятные запахи с парижских улиц. После этого досадного случая король приказал выложить дорогу камнем. Вероятно, это и была первая средневековая мостовая. Мосто-вые появляются приблизительно в середине XIII в., но не во всех европейских городах. Известно, что в конце XV ст. жители города Рейтлингена уговаривали немецкого императора Фридриха III не приезжать к ним по причине ужасного состояния улиц. Не послушав совета, король чуть не погиб вместе с конем в болоте на одной из городских улиц.

Скученность населения, отсутствие гигиены, общая антисанитария превращали город в настоящий питомник возбудителей болезней и эпидемий. От них порой вымирала треть, а то и половина городского населения. Средневековый город был также плохо обеспечен питьевой водой. Первые водопроводы появились около XII—XIII вв. в Италии. Впоследствии люди поняли, что именно грязь и нечистоты влекут появление и рас-пространение эпидемий. Именно поэтому уже в конце XIII в. магистраты начинают издавать приказы о бла-гоустройстве городов.

Неотъемлемой частью пёстрой жизни средневеково-го города были трактиры. Здесь горожане и приезжие могли хорошо отдохнуть и развлечься. Начиная с XII в., в городах появляются гостиницы и общественные бани, где посетителям предлагали свои услуги парикмахеры. Обычный парикмахер мог сделать и несложную хирур-гическую операцию или, при необходимости, пустить больному кровь. Средневековые больницы, а их в го-родах было немало, назывались лазаретами по имени библейского целителя святого Лазаря.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сайт
  • реферат "население и внешний вид города"