Роберт рождественский произведения. Роберт рождественский - биография, фото, стихи, личная жизнь, жена, дети поэта. Награды и общественная деятельность

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в роддоме на 3-й Мещанской ул. 61/2. Его отец, Семен Владимирович 1915-1997, был полковником Советской Армии, родом из Киева, а мать Нина Максимовна, урожденная Серегина, 1912-2003 гг. и работала переводчиком немецкого языка. Семья Высоцкого жила в московской коммунальной квартире в тяжелых условиях, и имела серьезные финансовые трудности, когда Владимиру было 10 месяцев, его маме пришлось выйти на работу, чтобы помочь мужу заработать на жизнь.

Театральные наклонности Владимира стали очевидны в раннем возрасте, и их поддерживала его бабушка по отцовской линии Дора Бронштейн, театральный фанат, которую мальчик читал стихи, стоя на стуле и "откидывая волосы назад, как настоящий поэт", часто используя в своих публичных выступлениях выражения, которые он едва ли мог услышать дома

Когда началась ВОВ, Семен Высоцкий, офицер военного резерва, был призван в советскую армию и отправился воевать с нацистами. Нина и Владимир были эвакуированы в село Воронцовка Оренбургской области, где мальчик проводил шесть дней в неделю в детском саду, а его мать работала двенадцать часов в день на химзаводе в 1943 году, они вернулись в свою московскую квартиру на 1-й Мещанской ул., 126. 1 сентября 1945 года, Владимир пошел в 1-му класс 273-й Московской школы.

В декабре 1946 года родители Высоцкого развелись и в 1947-1949 годах Владимир жил с Семеном Владимировичем и его армянской женой, Евгенией Степановной Лихолатовой, которую мальчик назвал "тетей Женей", на военной базе в Эберсвальде в Восточной Германии. "Мы решили, что наш сын останется со мной Владимир приехал, чтобы остаться со мной в январе 1947 года, а моя вторая жена, Евгения, стала второй матерью Владимира на многие годы вперед, у них было много общего и они любили друг друга, что сделало меня по-настоящему счастливым", - вспоминал позднее Семен Высоцкий. В 1949 году Владимир возвращается в Москву и поступает в 5-й класс Московской 128-й школы и поселился в большом Каретном, 15. В 1953 году Владимир Высоцкий, поступает на театральные курсы. В1955 году ему на день рождения дарят первую гитару, а бард и будущий известный советский эстрадный лирик Игорь Кохановский показывает ему первые аккорды. В этом же году Володя переезжает к матери на 1-ю Мещанскую, 76, а также заканчивает школу

Карьера

В 1955 году Владимир поступил в Московский инженерно-строительный институт, но в июне 1956 года бросил учебу после всего одного семестра, чтобы продолжить актерскую карьеру. Он поступает в школу-студию МХАТ и после ее окончания в 1960 году его принимают в московский драматический театру имени А. с. Пушкина под руководством Бориса Равенских, где и проработал с порывами три года.

В 1961 году он записывает свою первую песню «Тату», а уже в 1963 на киностудии имени Горького, записывает часовую кассету своих собственных песен. Копии быстро распространились по всей стране и имя автора стало известно, хотя многие из этих песен часто упоминались как "уличные" или "анонимные" всего несколько месяцев спустя в Риге гроссмейстер Михаил Таль, восхвалял автора "большого Каретного», а Анна Ахматова в разговоре с Иосифом Бродским цитировала отрывок "Я был душой плохой компании". В октябре 1964 года Высоцкий записал 48 собственных песен, которые еще больше увеличили его популярность как новой звезды Московского народного андеграунда

В 1964 году Режиссер Юрий Любимов пригласил Высоцкого присоединиться к «Театру на Таганке» и уже. 19 сентября 1964 года. Высоцкий дебютировал в спектакле по пьесе Брехта «Добрый человек из Сезуана» Премьера "Жизни Галилея" состоялась 17 мая 1966 года и была преобразована Любимовым в мощную аллегорию моральных и интеллектуальных дилемм советской интеллигенции.

В 1967 году Высоцкий снимается в фильме Станислава Говорухина и Бориса Дурова- «Вертикаль», эта роль приносит ему всесоюзную славу. На фирме «Мелодия» выходит пластинка с песнями из фильма.

1 декабря 1970 года он женится на Марине Влади, и молодожены отправляются на медовый месяц в Грузию.

В 1971 году алкогольный нервный срыв привел Высоцкого в Московскую клинику психиатрии имени Кащенко, к этому времени он страдал от алкоголизма. Частично восстановившись с помощью Марины Влади, Высоцкий отправляется в концертный тур по Украине и записывает новые песни.

29 ноября 1971 года премьера Гамлета на Таганке, новаторской постановки Любимова с Высоцким в главной роли-одинокого интеллектуального бунтаря, вставшего на борьбу с жестокой государственной машиной

В апреле 1973 года Высоцкий посетил Польшу и Францию предсказуемые проблемы, связанные с официальным разрешением, были быстро разрешены после того, как лидер французской Коммунистической партии Жорж Марше позвонил Леониду Брежневу, который, по воспоминаниям Марины Влади, довольно симпатизировал звездной паре.

В 1974 году "Мелодия" выпустила пластинку на которой были представлены четыре песни о войне. В сентябре того же года Высоцкий получил свою первую государственную награду - Почетный диплом Узбекской ССР по итогам гастролей с другими актерами из театра на Таганке в Узбекистане.

В 1975 году Высоцкий совершил свою третью поездку во Францию, где довольно рисково посетил своего бывшего репетитора, а теперь прославленного диссидента эмигранта Андрея Синявского.

В сентябре 1976 Высоцкий с Таганкой совершает гастрольную поездку в Югославию, где Гамлет завоевал первую премию ежегодного фестиваля BITEF.

В 1977 году здоровье Владимира Семеновича сильно ухудшилось до такой степени, что в апреле он оказался в центре реанимации Московской клиники в состоянии физического и психического коллапса

1978 год начался с серии концертов в Москве и на Украине, а в мае Высоцкий приступил к новому крупному кинопроекту: «Место встречи изменить нельзя».

В январе 1979 года Высоцкий вновь посетил Америку с весьма удачной серией концертов.

В начале 1980 года Высоцкий попросил Любимова о годичном отпуске. 22 января 1980 года, Высоцкий приехал в Останкинский телевизионный центр, чтобы записать его один и единственный студийный концерт для советского телевидения.

Смерть

Хотя несколько теорий о конечной причине смерти певца сохраняются и по сей день, включая несколько довольно зловещих, учитывая то, что сейчас известно о сердечно-сосудистых заболеваниях, кажется вероятным, что ко времени его смерти у Высоцкого было прогрессирующее коронарное состояние, вызванное годами табака, алкоголя и наркомании, а также его изнурительным графиком работы и стрессом. Высоцкий страдал от алкоголизма большую часть своей жизни, а где-то с 1977 года, он начал использовать амфетамины и другие отпускаемые только по рецепту наркотики в попытке противостоять изнурительным похмельям и в конечном итоге избавиться от алкогольной зависимости. 25 июля 1979 года ровно за год до смерти, он перенес клиническую смерть во время концертного тура по Узбекистану

Полностью осознавая опасность своего состояния, Высоцкий предпринял несколько попыток вылечить себя от зависимости. он прошел экспериментальную процедуру очистки крови, предложенную ведущим специалистом по реабилитации от наркотиков в Москве.

Отношения с Мариной Влади ухудшались он разрывался между его преданностью ей и любовью к любовнице Оксане Афанасьевой.

3 июля 1980 года Высоцкий дал спектакль в подмосковном концертном зале, один из сценических менеджеров вспоминает, что он выглядел явно нездоровым.

23 июля Высоцкий пережил очередной коллапс. На следующий день перенес инфаркт. Умер утром 25 июля 1980 года.

Официального объявления о смерти актера сделано не было, только в газете "Вечерняя Москва" появился краткий некролог, но несмотря на это, проститься с любимым артистом пришли десятки тысяч поклонников его таланта. Высоцкий был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Владимир Семенович Высоцкий - поэт, автор песен (25.1.1938 Москва — 25.7.1980 там же). Отец — полковник-связист, мать — переводчица технической литературы (с немецкого языка). Владимир Семенович жил в 1947-49 гг. со своими родителями в Эберсвальде под Берлином, с 1956 по 1960 гг. он обучался в школе-студии МХАТ, а затем, после ее окончания, играл на сценах московских театров.

С 1964 года он стал ведущим актером наиболее авангардной московской сцены — Театра на Таганке под руководством Ю. Любимова. Сыгранные здесь роли, в том числе Гамлет, и в 26-ти кинофильмах, где Высоцкий исполнял песни под гитару, вскоре принесли ему необычайную популярность. Владимир Семенович выступал с песнями публично, а также в домашней обстановке, но тексты его песен не публиковались. Они распространялись в СССР на миллионах магнитофонных пленок и кассет. Некоторые из них появились на 25-ти страницах неподцензурного альманаха «Метрополь».

Владимир Высоцкий был женат на французской актрисе русского происхождения Марине Владимировне Поляковой (артистическое имя — Марина Влади). Он мог с ее помощью периодически получать визы для поездок во Францию, а в 1979 году совершил концертное турне по США.

Его ранняя смерть не получила никакого официального резонанса, но откликнулась народной скорбью, стихийной ночной демонстрацией перед театром на Таганке, в которой приняло участие несколько десятков тысяч человек из всех слоев населения (уникальное, почти невообразимое событие на протяжении десятилетий советской власти). К могиле Владимира Семеновича на Ваганьковском кладбище из года в год приходят тысячи почитателей поэта. После его смерти в СССР было разрешено опубликовать сборник "Нерв " (1981), содержащий 130 стихотворений, отобранных Робертом Рождественским. Некоторые известные песни здесь вообще отсутствуют, другие (например, «Баллада о волчьей гибели » и «Очи черные ») сокращены наполовину. Издание в 3-х томах "Песни и стихи " (1981-83), вышедшее в Нью-Йорке, содержит около 600 песен, немного прозы, высказывания Владимира Высоцкого о своем творчестве и литературу о нем. С 1986 года перестройка открыла ему официальный путь к читателю в СССР.

Высоцкий как бард близок Б. Окуджаве и А. Галичу. Он стал кумиром для миллионов советских людей. Этим он обязан таланту глубоко личного восприятия жизни своих соотечественников и современников; их радости и горе, страхи и надежды с полной правдивостью отражены в его песнях, исполнявшихся с такой самоотдачей, какую можно назвать самоотверженностью. Душевная взволнованность Высоцкого без остатка передается его русским слушателям. При этом он способен к воплощению трагедий и судеб, не пережитых им самим, — это касается прежде всего ужасов войны и лагерных истязаний. Его основная позиция — религиозность, пацифизм, готовность помогать; его выразительные средства многообразны: описательность, обвинение, юмор, острота, ирония, заклинание. В его манере исполнения, в пении была грубоватость и хрипота, был пафос и перепады — и всегда в полном соответствии с текстом. «В нем нашла себя нота городских окраин, дворов поспешно заасфальтированной России» (А. Вознесенский, в журнале «Новый мир», 1982, № 11, с. 116). Он пел, «создав как бы синтез поэзии и мусора повседневности, музыки и пошлости советского быта, театра и популярного сипа уличных голосов» (А. Круглый).

Биография

В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно- строительный институт им. Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б. И. Масальского и А. М. Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, затем в театр Миниатюр.

В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».

Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л. Абрамовой родился первый сын - Аркадий.

По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.

Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.

Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».

В июле 1969 года первая клиническая смерть.

Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.

1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».

«Гамлет».

Сверху - маюсь между…"

Грузинской, 28.

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио

Снимался в фильмах:

- „Сверстницы“ (Петя)

- „Карьера Димы Горина“ (Софрон)

- „Грешница“ (корреспондент)

- „713 просит посадки“ (американский моряк)

- „Увольнение на берег“ (Петр)

- „Живые и мертвые“ (Веселый солдат)

- „Штрафной удар“ (Александр Никулин)

- „Наш дом“ (механик)

- „На завтрашней улице“ (Петр Маркин)

- „Стряпуха“ (Андрей Пчелка)

- „Я родом из детства“ (Володя)

- „Вертикаль“ (Володя)

- „Короткие встречи“ (Максим)

- „Служили два товарища“ (Бруснецов)

- „Хозяин тайги“ („Рябой“)

- „Опасные гастроли“ (Николай Коваленко)

- „Белый взрыв“ (политрук)

- „Эхо далеких снегов“ („Серый“)

- „Четвертый“ (он)

1973 - „Плохой хороший человек“ (Фон Коррен)

- „Единственная дорога“ (Солодов)

- „Бегство мистера Мак-Кинли“ (Билл Сеггер)

- „Единственная“ (Борис Ильич)

- „Как царь Петр Арапа женил“ (Ибрагим Ганнибал)

Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)

- «Маленькие трагедии"

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.

Одной из первых оценку его творчества как поэта дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале «Советская эстрада и цирк» она писала:

«…Высоцкий на эстраду выходит как автор песен - поэт и композитор. Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или Рецептора. Театр сформировал этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на эстраду - шансонье с Таганки. Особый тип нашего, отечественного шансонье. Можно гордиться, что он наконец появился. Появился - и сразу потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к своим аккомпаниаторам, чужому тексту и чужой музыке. Новый живой характер не вошел даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где все слито воедино: текст, музыка, трактовка; песню, которую слушаешь как драматический монолог. Песни Высоцкого в нем рождаются, в нем живут и во многом теряют свою жизнеспособность вне его манеры исполнения, вне его нервного напора, вне его дикции, а главное - заражающей энергии мысли и чувства, вне его характера».

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа.

Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.

Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.

Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.

Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.

«Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление.» Это - слова Ю. Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.

Юрий Шатин в работе «Поэтическая система Высоцкого» писал: «…Вряд ли когда-нибудь мы до конца расшифруем этот замысел… художественное мышление Высоцкого носит принципиально двуплановый характер: плану эмпирическому, бытовому - соответствует план философско-идеологический о развитии мысли, добре и искусстве.

Персонажи не только словесно воплощают авторские идеи, но и обладают самостоятельным миром. Между двумя мирами существует жёсткая граница, пересечение её может быть лишь организованным насилием над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение, но экстазис в точном значении слова. От нас, зрителей или слушателей, требуется признание нескольких возможных миров, которые представляются различными модусами художественного языка. Переход в другой - всегда преодоление первого… …каждое стихотворение представляет собой законченный текст, и в то же время всякий раз подчиняется более сложному целому, организованному в виде спектакля или поэтического концерта. Но сам по себе текст песни или стихотворения не просто фрагмент, а скорее клеточка, отражающая законы целого. Целостность замысла, таким образом, независимо от его дальнейшей судьбы, изначально носит не механический, а органический характер, развитие целого идёт по внутреннему плану и не допускает произвольного склеивания отдельных частей

Есть все основания считать, что любой текст Высоцкого построен как органическая целостность и воспроизводит указанные закономерности. В завершенном произведении конструкцию нельзя наблюдать невооружённым глазом, она скрыта художественной тканью. Требуется рентгеновский луч анализа, чтобы за плотью увидеть скелет, удерживающий её и обеспечивающий возможность движения.

Можно любить или не любить поэзию В. С. Высоцкого - это дело вкуса и убеждения Понять же его грандиозный вклад в развитие русского и мирового искусства слова можно лишь одним путём - изучением основных свойств художественного языка, претворённых в структуре стихотворного текста.

Бытование поэзии Высоцкого в умах его современников было слишком непохожим на всё, что мы знали до сих пор. Почти никто не читал стихотворений поэта при его жизни, при том, что песни слышали все. Такое бытование не могло не породить устойчивого представления о бардовом, песенном характере всего творчества Высоцкого. Разумеется, это представление отчасти справедливо: примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.

Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных людей, в разных социальных и возрастных группах? Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. В отличие от большинства поэтов его лирика чужда автобиографичности переживаний, она в значительной мере ориентирована на поэтическое представление ситуаций.

Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта - художественное пророчество о мощных катаклизмах, участниками и свидетелями которых мы являемся ныне.

В своих пророчествах В. С. Высоцкий опирался на исторический и поэтический опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены в нашей культуре и словно бы ожидают новых Колумбов».

Многочисленные его стихотворения обнажают жанровую природу лирики во всём её многообразии. Только с учётом подобного многообразия можно понять, как трансформируется жанр в отдельно взятом произведении.

Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5

Дней до смерти:

И снизу лед, и сверху - маюсь между:

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду!

А там - за дело в ожиданьи виз.

Лед надо мною - надломись и тресни!

Я весь в поту, хоть я не от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Все помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека - сорок с лишним, -

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне будет чем ответить перед Ним.

Лучше всего, на мой взгляд, творчество В. С. Высоцкого охарактеризовал

Евгений Евтушенко:

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,

Теперь неважно, что порою несправедливою была.

Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,

Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.

Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Родители Володи разошлись, когда ему было пять лет. Из-за постоянных размолвок с отчимом, уехал с отцом и его новой женой в 1947 году в город Эбервальд (Германия), откуда вернулся в 1949 году. Тогда же у Володи диагностировали шумы в сердце.

В 1955 году поступает в Московский инженерно-строительный институт, но через несколько месяцев сам забирает оттуда свои документы. В 1956 году начал обучение в школе-студии МХАТ и через два года была сыграна свадьба со студенткой Изольдой Жуковой.

1959 год был отмечен первой ролью в кинофильме. 1960 год ознаменовался окончанием школы и началом работы в Московском драмтеатре Пушкина, где актер был задействован все время только в массовке. В 1962 и 1964 году у Владимира родились два сына.

1964 год - переход в театр драмы и комедии на Таганке, где спустя два года Володя сыграет свою первую главную роль в постановке «Жизнь Галилея». В 1965 году Владимир даёт первые сольные концерты, репертуар на то время насчитывал уже более сотни песен, первые аншлаги, активно снимается в кинофильмах.

В 1967 происходит судьбоносная встреча с уроженкой Франции Мариной Влади, с которой он поженится через два года. В 1969 году Владимир Семёнович переживает свою первую клиническую смерть, как следствие - полностью отказала одна почка и разрушена печень, что произошло из-за чрезмерного пристрастия к алкоголю. 1971 год – Владимир играет главную роль в пьесе «Гамлет».

В 1973 году едет с первыми гастролями во Францию и выпускает два диска в США. 1978-1979 года знаковая роль в фильме «Место встречи изменить нельзя». 25 июля 1979 года актер переживает свою вторую клиническую смерть в Бухаре, и только благодаря его доктору и друзьям, которые были неподалеку, Владимир возвращается к жизни. Умер Владимир Семёнович Высоцкий 25 июля 1980 года в своей квартире, погребен на Ваганьковском кладбище.

Владимир Высоцкий, биография которого будет представлена в этой статье, - русский поэт, исполнитель и автор песен, актер. Он родился в 1938 году, 25 января, в родильном доме в Москве, находящемся по адресу Щепкина, 61/2.

Родители Высоцкого

Родители будущего поэта - Высоцкий Семен Владимирович и Серегина Нина Максимовна. Они вместе прожили около пяти лет. Отец Владимира познакомился на фронте с другой женщиной и поэтому ушел из семьи. Повторно вышла замуж через некоторое время Нина Максимовна.

У юного Владимира отношения с отчимом с самого начала не заладились. Этот человек не обладал в глазах мальчика никаким авторитетом. Видимо, это стало одной из причин того, что Высоцкий попросил своего родного отца взять его в Германию с собой, куда, как офицера Советской Армии, Семена Владимировича отправили в январе 1947 года на службу.

Жизнь в юные годы

Владимир Высоцкий, биография которого нас интересует, до октября 1949 года жил с отцом и его второй женой, Лихолатовой Евгенией Степановной, в городе Эберсвальде, в военном гарнизоне. Затем семью вернули на родину. Отец отправился на службу в Киев, а его жена и Владимир поселились в Москве, в Большом Каретном переулке, в доме №15. Здесь жила Евгения Степановна со своим первым мужем, который погиб еще в довоенное время.

Высоцкого в седьмом классе освободили по причине нездоровья от занятий физкультурой. Врачи обнаружили в его сердце шумы. Они посоветовали следить родителям Володи, чтобы мальчик вел себя умеренно - прыгал и бегал поменьше.

Компания с Большого Каретного

Вова, начиная с седьмого класса, начал часто прогуливать уроки. Порой в год у него набегало прогулов до месяца. Он посещал Эрмитаж, театр-сад, где выступали известные артисты, а также кинотеатры, расположенные неподалеку: "Москва", "Экран жизни", Метрополь", "Центральный" и др. Шумная компания после посещения этих мест собиралась обычно на квартире Левона Кочаряна, жившего в том же доме, где и Высоцкий, несколькими этажами выше. Здесь приятели играли в карты, слушали музыку, выпивали. По воспоминаниям Марины Влади (жены Владимира Семеновича, о которой мы еще расскажем), впервые Высоцкий попробовал вино в 13 лет в этой компании с Большого Каретного.

Механический факультет

Владимир Высоцкий (биография, составленная нами, лишь вкратце описывает основные события его жизни и творчества) в 1955 году поступил на механический факультет в Инженерно-строительный институт. Но недолго он проучился там - бросил через три месяца обучение, твердо решив поступить в театральное училище.

Учеба в МХАТе

Владимир Высоцкий летом 1956 года подал документы в МХАТ и поступил с первого раза туда, к удивлению своих близких. Помогли посещения драмкружка, руководил которым В.Н. Богомолов. Во время учебы произошло знакомство Владимира Семеновича с девушкой, которая стала его первой женой. Ее звали Иза Жукова. Она училась на третьем курсе, была на год старше Владимира. Знакомство произошло в момент, когда Высоцкого пригласили участвовать в спектакле "Гостиница "Астория" - курсовой работе третьекурсников. Он сыграл в ней бессловесную роль солдата.

Иза Жукова становится первой женой Высоцкого

Владимир Высоцкий песни для театра и кино создаст несколько позже. В это время он был захвачен работой в театре, посещал все репетиции. Довольно быстро, одним словом, он стал своим парнем среди третьекурсников, что было не слишком сложно при его общительном характере. Тогда же произошло близкое знакомство с Изой Жуковой. Он стал встречаться с этой девушкой, а в 1957 году, осенью, уговорил ее окончательно переехать из общежития на Первую Мещанскую к нему. У девушки был лишь небольшой чемоданчик, поэтому особых хлопот молодым этот переезд не доставил.

Свадьба была сыграна лишь в мае следующего года (1958), когда Иза Жукова закончила учебу и получила диплом. По настоянию родителей Высоцкого ее отметили на Большом Каретном.

Иза была к тому времени самостоятельной девушкой, поэтому для нее семейная жизнь не была обременительной. Этого нельзя было сказать про 20-летнего артиста. Даже став семейным человеком, Владимир Высоцкий не изменил старым привычкам и продолжил посещать мужские компании, в которых ему было намного интереснее, чем дома. У молодых на этой почве вскоре начались серьезные ссоры.

Дебют в кино

Дебют в кино Владимира Высоцкого состоялся в 1959 году. В фильме "Сверстницы" Василия Ордынского он сыграл эпизодическую роль студента одного театрального института. Только на несколько секунд появившись в кадре, Владимир произнес лишь одну фразу: "Сундук и корыто".

Первое выступление на эстраде

Владимир Семенович в том же году вышел впервые на эстраду. Он освоил игру на гитаре сразу же после окончания школы и успел к тому времени создать несколько песен собственного сочинения. На сцене студенческого клуба МГУ он исполнил их и имел успех у публики. Правда, все песни спеть Владимир Семенович тогда не сумел, поскольку П. Поспелов, кандидат в члены Политбюро и один из его охранников, потребовал прекратить выступление.

Владимир Высоцкий (биография, фото которого представлены в нашей статье) в июне 1960 года окончил с успехом Школу-студию и столкнулся с проблемой выбора места работы. Ему хотелось по молодости остроты ощущений и новизны, поэтому Высоцкий выбрал Театр им. Пушкина. В то время Борис Равенских, новый режиссер, пришел к его руководству. Он предлагал Владимиру лишь роли в массовке, из-за чего у того начались срывы, и он стал все чаще пропадать из театра.

Песни, спектакли и кино

Певец Владимир Высоцкий, биография которого представлена в этой статье, в творчестве своем отталкивался от традиций отечественного городского романса. В театре на Таганке с 1964 года он участвовал в спектаклях "Пугачев", "Гамлет", "Вишневый сад" и др. Ниже представлена фотография Владимира Семеновича во время исполнения роли в спектакле "Пугачев".

Высоцкий снялся в следующих фильмах: "Вертикаль", "Короткие встречи" и "Место встречи изменить нельзя" (соответственно 1967, 1968 и 1979 год) и др.

Герой Высоцкого

Ему был присущ "лавинный" мощный темперамент. Подлинно трагический герой Владимира Высоцкого - сознающий обреченность, однако не допускающий даже мысли о капитуляции бунтарь-одиночка, сильная личность. Владимир в комических жанрах менял с легкостью социальные маски, добиваясь при этом абсолютной узнаваемости "зарисовок с натуры". В драматических ролях и "серьезных" песнях наружу пробивалась глубинная сила, тоска по справедливости, рвущая душу. Владимир Высоцкий (биография, личная жизнь которого в последующие годы представлены ниже) посмертно, в 1987 году, получил Государственную премию СССР.

Поездка в Краснодарский край

В 1965 году, 4 ноября, состоялась премьера спектакля "Павшие и живые" в театре на Таганке. В том же году кинематограф предложил ему две роли: в фильмах "Стряпуха" и "Наш дом". Для участия в первом в июле-августе отправился в Краснодарский край Владимир Высоцкий. Биография, личная жизнь этого артиста описаны в нашей статье, в которую мы постарались включить наиболее значимые эпизоды, связанные с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. К ним относится и эта поездка, которая была необходима как возможность уйти от домашних проблем хоть на какое-то время. К самой роли Владимир серьезно не относился.

Однако в командировке этой Высоцкий необходимого покоя не нашел. Он вновь запил, и поэтому Кеосаян, режиссер "Стряпухи", дважды вынужден был выгонять его со съемок. Однако это был не первый и не последний режиссер, поступавший подобным образом с Высоцким. Такая же история случилась в начале 1965 года у актера и с А. Тарковским.

Видя, как омут пьянки все глубже засасывает Владимира, близкие и родные привлекли Ю. Любимова на свою сторону. Это был человек, авторитет которого для Высоцкого в те годы был непререкаем. Он уговорил его лечь в больницу.

Брак с Мариной Влади

Владимир Семенович 1 декабря 1970 года зарегистрировал официально свой брак с Мариной Влади. Сразу после церемонии молодожены отправились в путешествие (Одесса-Сухуми-Тбилиси). На 2-й Фрунзенской по приезде в Москву состоялась свадьба. В середине января, не успело еще стихнуть эхо застолья в честь свадьбы, после конфликта с Любимовым, Высоцкий запил вновь и лег в Институт Склифосовского на три дня. Влади, обезумевшая от отчаяния, собрала вещи и отправилась во Францию.

"Гамлет"

Владимир Высоцкий в 1970 году, 24 января, чуть не задушил свою супругу, сорвал дверь, разбил окна. В 1971, 29 ноября, состоялась премьера "Гамлета" в театре на Таганке. Это была постановка Любимова. В роли Гамлета выступил Высоцкий. Эта роль, без сомнения, стала звездной в карьере Владимира Семеновича. Начинались семидесятые - время, впоследствии окрещенное "эпохой Высоцкого". Гамлет сформировал образ Владимира Семеновича как борца с эпохой безвременья, послужил толчком в дальнейших размышлениях о своем месте в мире, выбранном пути, смысле жизни.

Концертная деятельность в 1972 году

Творческая активность Владимира в 1972 году продолжала набирать обороты. От Москвы до Тюмени простираются его концертные маршруты. Залы на всех выступлениях забиты были всегда "под завязку". Очень популярным артистом уже в то время был Высоцкий Владимир Семенович. Биография его может быть дополнена появлением многочисленных песен. Целая серия их выходит из-под его пера. Они стали в народе чрезвычайно популярными. Владимир Высоцкий песни написал и исполнял в то время следующие: "Мы вращаем Землю", "Канатоходец", "В заповеднике", "Гимн шахматной короне", "Мишка Шифман", "Кони привередливые" (это лишь самые известные в народе произведения).

Высоцкий вновь в Институте Склифософского

В 1977 году, 6 апреля, состоялась премьера "Мастера и Маргариты" в театре на Таганке (постановка Любимого). Высоцкий Владимир Семенович, биография которого уже была отмечена в то время успешными работами в театре, должен был исполнить в ней роль Ивана Бездомного. Однако до премьеры ее не довел. В начале апреля его вновь положили в Институт Склифософского, так как функции организма отключились. Одна почка не работала совсем, вторая едва функционировала. Сильно разрушена была печень. Постоянно мучили Высоцкого галлюцинации, у него была частичная отечность мозга, он бредил. Когда Марина Влади вошла в палату, просто не узнал ее Владимир Высоцкий. Биография (краткая) жизни этого человека уже приближается к финалу.

Клиническая смерть Владимира Семеновича

В 1979 году, 25 июля, ровно за год до смерти, Высоцкий пережил клиническую смерть. Он отправился в конце июля на гастроли по всей Средней Азии. Произошла клиническая смерть по вине самого артиста. Когда у Владимира закончились наркотики, он вколол лекарство, используемое для лечения зубов. Высоцкому сразу же стало плохо. Лишь чудом его удалось спасти.

Авария, которую пережил Владимир Высоцкий

Биография и творчество (кратко) последнего года жизни его отмечены следующими событиями. В 1980 году, 1 января, Владимир Семенович попал в аварию (врезался в троллейбус) из-за того, что у артиста закончились наркотики. Сам Владимир Высоцкий (биография краткая не описывает всех подробностей этой истории) почти не пострадал, но попутчиком его повезло меньше: у Янкловича было сотрясение мозга, а у Абдулова сломана рука. Авария, к счастью, произошла напротив больницы, поэтому пострадавших сразу же доставили туда.

Попытка излечения

В 1980 году, 25 января, Высоцкий решился на своем дне рождения попытаться снова вылечиться. Лишь трое гостей были у него на квартире в тот день: Шехтман, Янклович и Оксана Афанасьева. Федотов (врач Высоцкого) рассказывает, что они закрылись с ним на неделю в квартире, находящейся на Малой Грузинской. Врач поставил капельницу Владимиру, что сняло абстинентный синдром. Однако от наркотиков и алкоголя развивается психологическая и физиологическая зависимость. Снять физиологическую они сумели, а вот с психологической было сложнее...

Смерть Высоцкого

В этом же году, 25 июля, у Владимира между 3 и 4.30 ночи остановилась "на фоне инфаркта" сердце. Врач А. Федотов около двух часов ночи сделал Высоцкому укол снотворного, и тот наконец уснул, расположившись в большой комнате на тахте. Федотов пришел со смены измотанный и уставший. Поэтому он прилег ненадолго и уснул примерно в три часа. Проснулся врач от зловещей тишины. Он кинулся к Высоцкому, но было уже поздно. Остановка сердца наступила между тремя часами и половиной пятого. Это был острый инфаркт миокарда, судя по клинике. Так скончался Владимир Высоцкий. Биография его на этом заканчивается, однако память о нем продолжает жить в сердцах многих.

Всенародная любовь

До сих пор спорят о том, кем же Высоцкий был больше - поэтом или актером. Одни утверждают, что стихи и песни его весьма заурядны, и лишь блестящее исполнение их Владимиром Семеновичем делает их настоящими произведениями искусства. Другие считают, что никакие роли его на экране и на сцене не могут по степени таланта и оригинальности сравниться с песнями, которые создал Владимир Высоцкий.

Биография и творчество его вызывают непрекращающийся интерес. Правомерна эта дискуссия, которая, наверное, не закончится никогда, пока будут помнить, смотреть и слушать Владимира Семеновича. Одна сторона творчества его связана неразрывно с другой. Об этом необходимо помнить, когда мы говорим о таком человеке, как Владимир Высоцкий. Песни его представляют собой чаще всего монологи от лица различных персонажей: военных, обывателей, сказочных героев, шпаны... В последние годы он писал в основном от собственного лица. Смешаны лицедейские, актерские, глубоко личностные сущности Владимира Семеновича в его творчестве. Такую же смесь можно найти и в лучших ролях его: на сцене - Гамлет и Галилей, на экране - белогвардейский офицер ("Служили два товарища"), геолог ("Короткие встречи"), радист ("Вертикаль"), Глеб Жеглов ("Место встречи изменить нельзя").

Память Владимира Семеновича

Песни Высоцкого актуальны и популярны и сегодня. Его стиль и манера исполнения породили в нашей стране новый жанр, называемый "русским шансоном". Даже среди величайших личностей русского искусства не пропал, не затерялся Владимир Высоцкий. Это говорит о том, что его творчество и жизнь не были напрасны. Фото памятника, находящегося в Польше, представлено ниже.

На Гоголевском бульваре (Москва) с 1994 года проводится постоянная выставка, на которой представлены любительские и профессиональные фотографии из жизни Владимира Семеновича.

Учреждена в 1997 году ежегодная премия его имени "Своя колея". В 1999 году была осуществлена актерами Таганки постановка спектакля под названием "ВВС" (расшифровывается как Высоцкий Владимир Семенович). В 2013 году вышел фильм о нем - "Спасибо, что живой". В Екатеринбурге находится небоскреб, названный именем Высоцкого (фото представлено ниже).

Итак, мы познакомили вас с таким интересным артистом, как Высоцкий Владимир Семенович. Краткая биография была описана нами по возможности емко. Однако факты о жизни и творчестве этого человека можно дополнить. Сегодня известно довольно много о таком великом артисте, как Высоцкий Владимир Семенович. Краткая биография, воспоминания и целые книги о нем были созданы многими его современниками. Например, Анатолий Утевский, друг Высоцкого, которому тот посвятил песню под названием "На Большом Каретном", создал книгу о нем ("И снова на Большом Каретном"). В ней описывается биография Владимира Высоцкого. Краткое содержание ее (в числе прочих источников) было использовано нами при составлении этой статьи.

Высоцкий - один из представителей "уличного" театра, и поэтому он легко, с какой-то безрассудной свободой шагает на эстраду. Поистине, ему нужен только коврик. Или микрофон, если уж он выдуман современной техникой. И гитара, конечно. Но можно и без нее - он будет читать стихи, изображать Керенского, Гитлера или кого-либо еще. Все это он делает артистично, лихо, с идеальным чувством эстрадной формы, начала и конца номера, с тем блаженством одиночества на подмостках, которое как божий дар дается артистам эстрады. Но лучшее у Высоцкого, конечно, его песни. Кто-то сказал про него, что пол под ним ходит, когда он появляется на сцене. Это верно. Особая пружинистость темперамента составляет суть его обаяния. Но когда он берет в руки гитару, когда успокаиваются его руки и ноги, становятся сосредоточенными обращенные к зрителям глаза - когда актер остается самим собой,- тут начинается самое интересное.

Я не возьмусь пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем. Грубоватая "уличная" манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная, сочетается с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект. По стилю - это брехтовские зонги, перенесенные на нашу русскую почву.

Исполнительский талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязно обобщать виденное. В любимовских спектаклях всегда ощутимо активнее интеллектуальное начало, оно выносится прямо к публике, обращается к ее разуму. Высоцкий поет также - наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, вообще в зал, а прямо глядя в глаза тех, кто перед ним, завоевывая эти глаза, не отпуская их, подчиняя и убеждая. Агитационная суть театра, который он представляет, сказывается и в этом.

Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его песнях нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Думает так, как сегодня думают и ищут лучшие из его поколения. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

Высоцкий - дитя стихий, я не видел второго такого же по выносливости. Он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, и это не метафора, увы! - он так же беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления природы. Только ему это дороже стоит - жизни и здоровья. Стихия, увлечение, интрига замысла, влюбленность делают его самим собой. Казенный распорядок, будничная суета меняют его облик. Это словно бы другой человек - неширок и нещедр, неузнаваем ни в чем... Но вот его властно призвала страсть, идея, мечта, песня, дружба, роль. Перед вами - Владимир Высоцкий. Он распахнут весь перед людьми, он рискует сгореть, расплавиться на каждом шагу... Он сочинит песню, которую завтра полюбят. Он уедет сниматься в горы, увлечется альпинизмом, и его стихи о дружбе и мужестве, о горах и войне принесут кинофильму успех. Прекрасно сыграв офицера в фильме "Служили два товарища", он наотрез отказался от дублера - сам скакал, сам седлал, сам падал с коня... Дитя стихий..."

1. Краткая биография

В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно-строительный институт им.Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и А.М.Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.

В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».

Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын - Аркадий.

По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.

Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.

Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».

В июле 1969 года первая клиническая смерть.

Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.

1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».

20 июля 1980 года - написано последнее стихотворение: «И снизу лед, и сверху - маюсь между...»

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

2. На сцене театра

Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио спектаклях, Высоцкий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам. Снимался в фильмах:


- «Сверстницы» (Петя)

- «Карьера Димы Горина» (Софрон)

- «Грешница» (корреспондент)

- «713 просит посадки» (американский моряк)

- «Увольнение на берег» (Петр)

- «Живые и мертвые» (Веселый солдат)

- «Штрафной удар» (Александр Никулин)

- «Наш дом» (механик)

- «На завтрашней улице» (Петр Маркин)

- «Стряпуха» (Андрей Пчелка)

- «Я родом из детства» (Володя)

- «Вертикаль» (Володя)

- «Короткие встречи» (Максим)

- «Служили два товарища» (Бруснецов)

- «Хозяин тайги» («Рябой»)

- «Опасные гастроли» (Николай Коваленко)

- «Белый взрыв» (политрук)

- «Эхо далеких снегов» («Серый»)

- «Четвертый» (он)

1973 - «Плохой хороший человек» (Фон Коррен)

- «Единственная дорога» (Солодов)

- «Бегство мистера Мак-Кинли» (Билл Сеггер)

- «Единственная» (Борис Ильич)

- «Как царь Петр Арапа женил» (Ибрагим Ганнибал)

Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)

- «Маленькие трагедии»

3. Творческое наследие

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа . Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.