Психология типов юнг. Психологические типы личности по К. Юнгу. Сильные и слабые стороны интровертов

И на преобладании той или иной психической функции , к которым он относил мышление , чувство , ощущение и интуицию .

Целью психологической типологии, по Юнгу, не является простая классификация людей на категории. Типология, по его мнению, представляет собой во-первых, инструмент исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психолологического опыта в некоем подобии координатной шкалы («тригонометрической сетки» - пишет Юнг). Во-вторых, типология - инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок .

Для определения типа по Юнгу применяют типологическое обследование (тесты Грей-Уилрайт) и опросник «Индекс юнговских типов » (англ. Jungian Type Index, JTI ).

Классификация по «психологической установке»

Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»). Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», - пишет Юнг. Тем не менее, это различие в установках, по Юнгу, «бросается в глаза» и «очевидно даже для профана в психологических вопросах».

Понятие экстраверсии-интроверсии, введённое Юнгом, получило дальнейшее развитие в работах Айзенка (Dimensions of Personality , L. 1947) и широко используется в современной психологии. В частности, оно находит применение в классификации «большая пятёрка ».

Классификация по преобладающей функции

Понятие «психическая функция» введено Юнгом и озвучено на одной из его лекций в 1923 году:

«Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция.

В ощущение я включаю все восприятие с помощью чувственных органов; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство - функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне достаточными, чтобы выразить и представить все многочисленные виды сознательной ориентации. Для полной ориентации все четыре функции должны сотрудничать на равных: мышление облегчает познание и суждение, чувство говорит нам, в какой степени и как та или иная вещь является для нас важной или не является таковой, ощущение должно передавать нам с помощью зрения, слуха, вкуса и т. д. сведения о конкретной реальности, а интуиция позволяет нам угадывать скрытые возможности в подоплеке происходящего, поскольку эти возможности также принадлежат целостной картине данной ситуации».

Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу», работа всех четырёх функций необходима для целостного функционирования индивида. Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.

Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идет не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа.

Юнг следующим образом определял психические функции:

  • Мышление - та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
  • Чувство - функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.
  • Ощущение - это восприятие, совершающееся посредством органов чувств .
  • Интуиция - функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все - и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным. Таким образом образуется «восемь наглядных психологических типов» .

Основные и дополнительные функции

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса - «рациональные», то есть, лежащие в сфере разума, это мышление и чувство, и «иррациональные», то есть, лежащие «за пределами разума» - ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение - интуицию, и наоборот).

В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция ощущения либо интуиции , а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция мышления либо чувства . Однако сам Юнг не занимался дальнейшим дифференцированием психологических типов.

Влияние бессознательного

Существенную трудность в определении типа создаёт то, что доминирующая установка оказывается скомпенсированной влиянием бессознательного . То же относится и к преобладающей функции, подавляемая противоположность которой вытесняется в область бессознательного.

Примечания

Литература

  • Jung C. G. Psychologische Typologie // Suddeutsche Monatshefte . - 1936. - Vol. XXXIII. - № 5. - P. 264-272.
  • Шарп, Дарэл. Типы личности. Юнговская типологическая модель / пер. Валерий Зеленский. - Азбука-классика, 2008. - 288 с. - 12 000 экз. - ISBN 978-5-91181-823-4
  • Юнг К. Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского, перевод С. Лорие. - СПб. : Азбука, 2001.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Типология Юнга" в других словарях:

    Бриггс типология личности, возникшая на базе типологии Юнга в 40 х годах XX века и получившая широкое распространение в США и Европе. На основе этой типологии была создана система психологического тестирования Myers Briggs Type… … Википедия

    - (от греч. отпечаток, форма, образец и слово, учение), 1) метод науч. пo знания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа. 2) Результат ти пологич. описания … Философская энциклопедия

    Юнга интро– и экстраверсия - См. Личности типология по Юнгу. Я …

    ЮНГА ИНТРО- И ЭКСТРАВЕРСИЯ. - См. Личности типология по Юнгу … Толковый словарь психиатрических терминов

    Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… … Википедия

    Типология Майерс Бриггс типология личности, возникшая на базе идей Юнга в 40 х годах XX века, и получившая широкое распространение в последние десятилетия в США и Европе. Содержание 1 Мировой опыт применения типологии Майерс Бриггс … Википедия

Как уже отмечалось, известный психолог К. Г. Юнг разделил людей на два типа - экстравертов и интровертов. Люди также различаются по доминирующей функции, которая бывает мыслительной, эмоционально чувствующей, ощущающей или интуитивной. Типовая дифференциация отмечается со столь раннего возраста, что можно говорить о ней как о врожденной.

Психосоциотип личности - врожденная психическая структура, определяющая конкретный вид информационного обмена человека со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление и специфики предпочтений - экстраверсии или интроверсии.

Психосоциотипы выделяются на основе типологии личности, разработанной Юнгом. Он утверждал, что очевидная дифференциация в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей индивидуальности.

Существуют четыре основных предпочтения, обусловливающих типы личности:

  1. Первое имеет отношение к тому, откуда вы черпаете свою энергию: из внешнего мира (экстравертный) или изнутри себя (интровертный).
  2. Второе связано с тем, как вы собираете информацию о мире: дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения (сенсорно ощущающий), или произвольно, доверяя своей интуиции (интуитивный).
  3. Третье относится к тому, как вы принимаете решения: объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя (мыслительно-логический), или субъективно, по велению чувств (эмоционально чувствующий).
  4. Четвертое касается нашего образа жизни: являемся ли мы решительными и методичными (решающий, рациональный тип) или уступчивыми, гибкими, непосредственными, несколько спонтанными (воспринимающий, рациональный тип).

Согласно типологии Юнга, типы людей можно выделить по следующим характеристикам:

  1. Экстравертный-интровертный.
  2. Рациональный-иррациональный.
  3. Мыслительный (логический)-эмоциональный (этический).
  4. Ощущающий (сенсорный)-интуитивный.

Экстраверт заряжается энергией от людей и действий, поэтому направлен к внешнему миру, к общению. (Обозначим этот тип буквой Е.) Интроверт же черпает энергию внутри себя, он сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен (после разговора с собеседником ему хочется остаться наедине с самим собой и своими мыслями, как бы «перезарядиться). (Этот тип обозначим буквой I.)

Оба типа поведения абсолютно нормальны. Каждый из них пребывает преимущественно в своих границах, хотя и в школе, и в служебной деятельности поощряют экстравертов, заявляя, например: «Ваша оценка будет зависеть от того, как вы работаете в классе». Следует помнить, что интроверту необходимо предоставлять время для размышлений - таково объективное условие. Экстравертов мы видим выплескивающими свои мысли и чувства, а интроверты внешне проявляют себя лишь отчасти, они раскрываются, когда почувствуют доверие к окружающим или в исключительных обстоятельствах.

Для людей мыслительного , логического типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни. (Этот тип обозначим буквой Л.) Для представителей эмоционального типа главное - выражение своего отношения к событию, его оценка, «принятие или непринятие», приход к определенному решению в соответствии с чувствами, при учете того, как оно повлияет на других людей и взаимоотношения с ними. (Эмоциональный тип обозначим буквой Э.) Шкала Л-Э единственная, по которой выявляются половые различия. Шесть из десяти мужчин - люди типа Л, среди женщин соотношение прямо противоположно: 60% относят себя к категории Э.

Людям сенсорного (ощущающего) типа присуще восприятие событий как реальности, как чувственного опыта (ощущения, восприятие). Они предпочитают конкретную информацию: то, что можно увидеть, услышать, потрогать; фокусируют внимание на фактах и деталях. Критерием для принятия решений служит здравый смысл и опыт окружающих, им чуждо фантазерство, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». (Этот тип обозначим буквой С.)

Интуитивный тип отличает способность прогнозировать будущее развитие событий, воображение, склонность собирать информацию произвольным образом, порой «скачкообразно», отыскивая в ней свой смысл и взаимосвязи между различными явлениями, доверяя интуиции и предчувствиям. При принятии решений люди такого типа опираются на свой внутренний голос, собственную интуицию, не оглядываясь на то, как поступают в подобных ситуациях окружающие люди. (Интуитивный тип обозначим буквой И). Когда два человека по-разному собирают информацию, их отношения могут быть поставлены под угрозу. Например, человек сенсорного типа спрашивает: «Который час?» - и ожидает услышать точный ответ, но слова человека интуитивного типа обычно бывают иными: «Уже поздно, и пора идти». Первый, теряя терпение, повторяет вопрос: «Скажи конкретно, который час?», на что второй, уверенный в своей правоте, может заключить: «Нельзя быть таким капризным. Я ведь сказал, пора идти, уже больше трех».

Человек рационального типа, решительный, способный принимать решение с минимальным напряжением, четко понимая, почему выбрано именно это. Он последовательно и настойчиво осуществляет принятое решение, не меняя его, четко планирует и контролирует свою жизнь и даже жизнь окружающих. Люди этого типа принимают какое-либо решение быстро, не всегда учитывая новую информацию, даже если та свидетельствует, что его необходимо изменить. (Рационально-решающий тип обозначим буквой Р.)

Для иррационального, или воспринимающего, типа характерно накопление информации вместо того, чтобы торопиться с решением. Последнее может неоднократно меняться в зависимости от обстоятельств, причем часто человек сам не может объяснить, почему изменил свое решение. Такая гибкость, спонтанность, некоторая стихийность жизни и поведения не всегда адекватно понимается окружающими людьми. (Иррационально воспринимающий тип обозначим буквой В.)

Людей с преобладающей сферой ощущений или интуиции относят к иррациональному типу, поскольку они способны гибко менять свое решение и поведение в зависимости от текущих ощущений или интуитивных предчувствий. Людей с преобладанием логики либо эмоций относят к рациональному типу, они склонны принимать четкие решения, для них «суждения важнее, чем ощущения».

Специфика мыслительного, эмоционального, интуитивного, ощущающего типов проявится в своеобразных функциях согласно экстраверсии или интроверсии (табл. 6.5).

Существуют четыре основных психических канала связи с миром, имеющих отношение к функциям сенсорики, интуиции, логики и эмоции, преобладание которых у людей различно, чем и определяется психосоциотип человека.

Первый канал - самый мощный, он в наибольшей степени является определяющим: если человек - экстраверт, канал занят «черной функцией», если интроверт, то - «белой». По нему проходит наиболее полная информация о мире.

Второй канал называют «продуктивным», или «творческим». Это область активного действия, направленная вовне.

Третий канал характеризуется невысокой энергетикой, поэтому психическая функция, размещенная в нем, оказывается весьма уязвимой для «постороннего воздействия» - такова «точка наименьшего сопротивления», «больная мозоль» человека.

Четвертый канал - суггестивный, он связан с внушаемостью человека. Психическая функция, задействованная здесь, - самая слабая из всех.

Все четыре функции (логическая, эмоциональная, интуитивная, ощущающая) представлены у каждого человека, но с разной степенью интенсивности. Они реализуются на разных каналах и неодинаково проявляются в поведении человека.

Основные правила этого следующие:

  1. Если экстраверт открывает первый канал (сознательный), все остальные каналы - интровертные (и наоборот).
  2. Функция второго канала противоположна первому по признаку «рациональный - иррациональный», т. е. если первый канал представлен рациональной функцией (логика, эмоции), то второй - иррациональной (чтобы обеспечить примерное равновесие психики человека).
  3. Четвертый канал занят функцией, противоположной той, что находится на первом.

Принимая во внимание данные правила, можно выделить 16 психосоциотипов людей (табл. 6.6). Чтобы облегчить их запоминание, назовем их именами известных людей и персонажей литературы.

Используем также графические и буквенные обозначения: Е - экстраверт, I - интроверт, Л - логически-мыслительный, Э - эмоциональный, И - интуитивный, С - сенсорно ощущающий, В - воспринимающий, иррациональный, Р - решающий, рациональный.

Психосоциотипы можно выделить с помощью тестов. Их характеристика позволит проанализировать отличительные особенности и уязвимые качества каждого. В качестве примера предложим подробное описание лишь трех психосоциотипов, а краткие сведения обо всех типах приведем в табл. 6.6.

«Есенин» (IЭИВ) (интуитивный, этический, интроверт, воспринимающий), или Искатель.

Первый канал - интуиция (прогноз). Это позволяет человеку почувствовать надвигающуюся опасность и постараться избежать ее (таково предчувствие в целом, не конкретное, - интуиция со знаком минус). Люди данного типа часто вспоминают прошлый опыт, пытаясь извлечь из него урок, долго помнят отрицательные переживания; увлекаются новейшими теориями, направлениями, размышляют о своих способностях, стремятся понять себя. Они чувствуют течение времени, но их мечтательность приводит к тому, что они никогда не спешат. Иногда стремятся жить естественной жизнью - в слиянии с природой (Жан-Жак Руссо).

Таблица 6.5

Специфика типов в зависимости от экстраверсии-интроверсии

Второй канал - эмоциональная функция (Э). Это значит, что эмоции, чувства проявляются очень заметно, хотя человек и старается вести себя учтиво, сдержанно. В своей семье он бывает капризным, несдержанным, ругается. Но все же чаще предпочитает согласиться, лишь бы не ссориться. Старается никого не принуждать, не наказывать. Чувствуя эмоциональное состояние других людей, может их утешить, помочь. Эмоционально восприимчив к искусству и может увлекаться или заниматься им.

Третий канал - мыслительная функция (Л), проявляющаяся как деловая логика и активность. Это уязвимое качество, и человеку данного типа с трудом дается деловая активность: ему необходимо увлечься или заставить себя работать, хотя потом он все равно может забросить, отложить дело. Такой недостаток проявляется и в быту: человеку трудно поддерживать порядок в доме. Нелегко дается и ведение финансов (деньги он разбрасывает, часто совершает спонтанные покупки). Невысокая активность проявляется и в том, что человек часто колеблется в выборе решения. Он заставляет себя быть активным, хотя в душе ему хочется расслабиться и все забросить. Он не проявляет никакой инициативы физического труда, но, если ему предложить что-либо сделать, начинает трудиться, например готовить еду, мыть посуду, копать землю и т. п. Внутренняя установка человека этого типа к самосовершенствованию гласит: «Надо работать».

Люди такого типа, как «Есенин» (IИЭВ), чувствуют себя лучше, когда работа задевает их за живое, заинтересовывает и представляется им чисто человеческим занятием. Склонность к рефлексии (I) соединяется с предрасположением к образному и абстрактному восприятию окружающего мира (И). Решения они принимают, руководствуясь своими внутренними пристрастиями (Э), но эти решения направлены на поддержание порядка в душе и делах и уже потом на то, чтобы руководить другими людьми. Они податливы, умеют приноравливаться к самым разным условиям (В). В результате соединения всего этого появляется сдержанный, но добродушный и участливый человек, который следует принципу: «Живи сам и давай жить другим». Однако по мере того, как растет их сфера влияния, увеличивается и потребность в контроле.

Таким людям совершенно безразлично, что его коллега работает кое-как. «Это не моего ума дело, каждый платит за себя», - подумает человек, характер которого определяется как IИЭВ. Однако если он окажется в положении начальника, а также в случае, если поведение сослуживца каким-либо образом влияет на него, он начинает уделять значительно большее внимание тому, что творится рядом. Его интроверсия препятствует открытым столкновениям и выяснению отношений, он тщательно избегает конфликтов, но если его больно заденут за живое, немедленно усиливается интенсивность его переживаний и неожиданными становятся его реакции.

«Есенин» как руководитель умеет превращать подчиненных в своих преданных сторонников, поскольку те свободны в выборе средств для решения поставленных перед ними задач; они получают активную поддержку и каждое их предложение будет выслушано со вниманием. Даже если вы потерпите неудачу, не затрагивающую слишком глубоко систему ценностей типа IИЭВ, вас ободрят и поблагодарят за приложенные усилия. Если же вы погрешите против его ценностной системы, то прощение не придет само собой. Положение осложняется тем, что интроверт-но-чувствительная сторона в «Есенине» приводит к тому, что он никогда ничего не забывает и не прощает, тогда как подвижная, интуитивно-воспринимающая позволяет по-прежнему оставаться добродушным, делать вид, что ничего не произошло.

Мужчины типа IИЭВ достигают высоких постов, когда их способность к предвидению счастливым образом сочетается с чувством реальности в выборе способов решения проблем. В этом случае они могут быть руководителями, вдохновляющими подчиненных, хотя повседневные мелочи и способны отравить их существование. Чтобы скрыть свою врожденную доброту, которая вызывает критику с чьей-либо стороны, они могут повести себя нарочито резко, непреклонно, стремясь продемонстрировать свой характер. Если обстановка на рабочем месте накаляется, «Есенину» (IИЭВ) становится не по себе; тогда он как бы отстраняется: становится медлительным, пассивным, поддается угрюмому расположению духа, прерывающемуся неожиданными взрывами критики. В его памяти всплывают прошлые обстоятельства («И это еще не все! Я уже сыт по горло…»).

Подобное поведение не присуще IИЭВ, что означает приближение стресса, результатом которого становятся разнообразные соматические, желудочные заболевания. Этого можно избежать, если человек такого типа выскажется напрямик, преодолев нежелание говорить о том, что беспокоит. Его интроверсия препятствует откровенным признаниям даже в том случае, когда он сам считает это необходимым. Благодаря своему уму и компетентности человек типа IИЭВ успешно поднимается по организационной лестнице, желая совершенствоваться, порой впадая в самокритику, потому что, на его взгляд, работа никогда не может быть сделана безупречно. Расширяя сферу своей деятельности, он должен приготовиться к трудностям и смириться с нежеланием окружающих жить и действовать согласно его ожиданиям.

«Достоевский» (IЭИР) (интроверт, эмоциональный, интуитивный, решающий), или Писатель, Вдохновляющий лидер. Первый канал - эмоциональный (Э). Человек этого типа сразу чувствует отношение людей, старается избегать конфликтов, ссор, терпелив. Никогда не скандалит и отстраняется от неприятного ему человека. Ведет себя с ним сухо, официально. Помогает людям в беде (и морально, и действиями). С детьми он справедлив; если чувствует, что сам не прав, просит у ребенка прощения. Предполагает в людях положительные качества, стремится установить теплые, дружеские отношения, может простить зло, причиненное ему.

Второй канал - интуиция. Люди типа «Достоевского» чувствуют потенциальные возможности и стержень личности других, предчувствуют назревающие конфликты, но надеются, что все само собой уладится. Считают, что главная ценность - нравственность, моральные устои; они требовательны к себе, испытывают муки совести за малейшие отступления от идеала. Порой их называют «ходячей добродетелью», «занудами-моралистами».

Они также интересуются внутренним миром другого человека, становятся прекрасными воспитателями, учителями. Их характеризуют чувство любви к ближнему, гуманизм. Среди них много религиозных мыслителей и философов (Конфуций, Н. Бердяев и др.).

Третий канал - сенсорный (С), который проявляется как воля, требовательность. Их отсутствие считается пороком, поэтому человек подобного типа целенаправленно формирует у себя волю («Делай не то, что хочется, а то, что нужно»). Он заставляет себя, но не других людей. Не выносит, когда на него оказывают давление другие. Тогда он предпочитает не иметь с ними никаких дел. Внутренняя установка людей этого типа: «Не поддаваться нажиму и не давить самому», но если требуется: «Надо себя заставить!»

На каком бы участке работы ни требовались старательность и надежность, никто лучше «Достоевского» (IЭИР) не справится с этим. Эти люди задумчивы и склонны к размышлениям (I), жизнь представляется им полигоном безграничных возможностей, наполненных бесконечными смыслами и значениями, которые они связывают с целым (И). Символы и общие понятия преобразовываются ими в соответствии с их личностно-ориентированной функцией принятия решения (Э), которая формирует стиль жизни, отличающийся порядком, планомерностью и размеренностью (Р). Сочетание этих предпочтений формирует богатый внутренний мир личности, проявляющий себя как забота и тревога о других. При этом он достаточно четко организован, его слова не остаются лишь словами.

Заботливый, участливый, ласковый мужчина такого типа порой не встречает понимания со стороны других представителей своего пола. Если исключить церковную деятельность, а также практику частного психолога или педагога, мужчине-«Достоевскому» (IЭИР) придется на работе нелегко. Его стиль работы характеризуется умением соблюдать расписание и заботиться о нуждах окружающих. Такой человек весьма сдержан во время конфликтов и обычно лучше других предчувствует, когда столкновение еще только назревает, - он словно бы предвосхищает события. К сожалению, эта способность лишь притягивает к нему конфликтные ситуации, которых он опасается. В результате он растрачивает свои силы и скрывает свои потрясения под маской интроверсии, надеясь, что все скоро уладится.

Повышенная эмоциональность, чувствительность людей этого типа порой приводит к желудочным, соматическим, нервным расстройствам. Для поддержания здоровья и внутреннего равновесия им требуется та или иная форма медитации - будь то какая-либо разновидность йоги или же обыкновенные уединенные размышления в течение нескольких минут.

На рабочем месте они ценят порядок и аккуратность, единомыслие, хотели бы, чтобы каждого поощрили за его вклад в общее дело, чтобы все стремились к гармонии производственных отношений. К достоинствам таких людей относятся их умственные способности, творческое воображение, преданность своим идеалам и человечность. Они любят мечтать, обожают учиться и самосовершенствоваться и поощряют к этому окружающих. Они предварительно обдумывают вопрос с более общей точки зрения и все раскладывают по полочкам. Их твердый характер и способность понять действуют на других вдохновляющим образом.

«Достоевский» (IЭИР) может действовать весьма реалистично, когда на карту поставлены его идеалы. Например, если речь идет о повышении зарплаты учителям, то именно он лучше всего справится с задачей представить вопрос в форме, приемлемой для широкой общественности. И неожиданно этот уступчивый, любезный, заботливый человек становится волевым и конкретно мыслящим, встречая противников во всеоружии своей интеллектуальной мощи. Справедливость, честность, взаимопонимание - вот нравственные ценности, за которые он готов бороться как в частной жизни, так и на работе.

Есть у него и слабые стороны. Если какой-либо из его идеалов остается неосуществленным, он впадает в глубокую депрессию. Склонен чрезмерно глубоко переживать любое событие или замечание, даже не касающееся его, так как считает, что все происходящее в офисе имеет к нему самое прямое отношение и он ответствен решительно за все. Он также нередко усложняет самую простую вещь и придает ей неподобающее значение, т. е. делает «из мухи слона».

«Гексли» (ЕИЭВ) (экстраверт, интуитивный, эмоциональный, воспринимающий), или Журналист. Первый канал - интуиция. Такой человек хорошо понимает людей, их мотивы, он прирожденный психолог, чувствует способности, достоинства других, любит вдохновлять и восхищаться их талантами, активизировать окружающих (в том числе и для решения своих проблем). Улавливает перспективу в целом. Любит новизну во всем. Он шутливый, игривый, имеет много знакомых.

Второй канал - эмоции. Люди данного типа стараются сохранить хорошие отношения с окружающими, ищут компромиссы, демонстрируют дружелюбие, готовность помочь, хотя часто необязательны, легкомысленны, чрезмерно шутят. Они точно чувствуют, чего ждут от них другие, с удовольствием выполняя «социальный заказ». Умеют управлять эмоциями, симпатиями окружающих, убедить, уговорить человека сделать что-либо. Среди них много журналистов, политиков, психологов.

Третий канал - уязвимая логика. Им трудно дается логический анализ; идей бывает много, но обосновывать и реально проверять их они не любят (пусть проверкой занимаются другие). Этот тип отличает бурная фантазия, но в результате слабого анализа все распыляется по мелочам, упускается самое существенное. Человеку подобного склада не нравится, когда ему говорят, что он чего-то не понимает.

Вкус к жизни в сочетании с общительностью (Е) соединяется с чувством безграничных возможностей и вариантов (И), которые рассматриваются с точки зрения межличностной динамики (Э) и претворяются в гибкое, многовариантное поведение. Ловкость, с которой он выполняет самые разнообразные трюки, нередко застает врасплох его менее подготовленных коллег. Он вносит воодушевление в любую деятельность, хотя порой возбужденность, энтузиазм, непредсказуемость, чувствительность ошибочно воспринимаются как легкомысленность.

Благодаря способности убеждать и вдохновлять окружающих тип ЕИЭВ прекрасно справляется с основной задачей начальника - «вершить дело руками своих подчиненных». Одновременно он способствует тому, чтобы подчиненные чувствовали себя на своем месте и знали, что от их усилий зависит общий успех. Он предпочитает подбадривать людей, а не контролировать каждый их шаг. Другой сильной стороной «Гексли» (ЕИЭВ) является способность генерировать различные варианты и пути решения сразу нескольких проблем, однако порой он больше увлекается рассмотрением вариантов, чем завершением начатого предприятия.

Уныние и нервное расстройство охватывают людей этого типа в том случае, когда они не в состоянии претворить серьезную проблему в игру. Если речь заходит об ответственности, тогда они становятся задумчивыми, угрюмыми, даже суровыми. Их тяга к новому и неожиданному может приводить к полному пренебрежению своими постоянными обязанностями. Имея множество планов и не доводя основную их часть до конца, такие люди оказываются ненадежными, непостоянными, неуверенными в себе. Это о них сказано: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Таблица 6.6

Краткая характеристика психосоциотипов

Название психосоциотипа Первый канал - главный Второй канал - дополнительный Третий канал - «уязвимое место» Четвертый канал - суггестивный
«Есенин», или Искатель

(интуитивный, эмоциональный, воспринимающий, иррациональный, интроверт)

«Живи сам и давай жить другим!»

Интроверт/ Интуиция:

Предчувствия (прогноз в общем плане, впитывает новые идеи)

Эмоции/Экстраверсия:

Чувствует эмоции других, старается не ссориться, но порой эмоционально несдержан

Деловая логика порой подводит, трудно принять решение, поддерживать порядок в делах, быту

«Надо работать»

Сенсорика/Ощущения:

Отключается от реальных ощущений

«Достоевский», или Писатель, Вдохновляющий лидер

(эмоциональный, интуитивный, решающий, интроверт)

«Не поддаваться нажиму и не давить самому на других!»

Интроверт/Эмоции:

Чувствует отношение людей, не ссорится, терпит долго, прощает, помогает людям

Интуиция/Экстраверсия

Предвидит потенциальные возможности людей, моралист, гуманист, воспитатель

Сенсорика, воля, требовательность:

«Делай не то что хочется, а то, что нужно!»;

порядок, планомерность:

«Надо себя заставить»

Логика:

Склонность к размышлениям, мечтам

«Гексли», или Журналист

(интуитивный, эмоциональный, воспринимающий, иррациональный, экстраверт)

Экстраверт/Интуиция:

Хорошо понимает людей, активизирует их; предвидит перспективу, новизну; шутливый

Эмоции/Интроверсия:

Чувствует, чего от него ждут люди, умеет управлять эмоциями других, убедить их; ищет компромисса; возбужден

Логика/Интроверсия:

Трудно дается логический анализ; много идей, гибкое поведение, но может упустить существенное

«Будь логичным!»

Сенсорика:

Невнимателен к реальным ощущениям, создает беспорядок

«Гамлет», или Актер

Экстраверт/Эмоции:

Интуиция/Интроверсия:

Сенсорика:

«Робеспьер», или Ученый

Интроверт/Мышление:

Интуиция:

Сенсорно-волевой канал:

«Надо себя заставить»

«Бальзак», или

Интроверт/Интуиция:

Деловая логика:

Сенсорика, воля: Ослаблена

«Дон-Кихот», или Новатор

Экстраверт/Интуиция:

Сенсорика:

«Гамлет», или Актер

(эмоциональный, интуитивный, решающий, экстраверт)

Экстраверт/Эмоции:

Чувства бурные, несдержанные, любит быть в центре внимания;

чувствует эмоции других, умеет убеждать —

Интуиция/Интроверсия:

Хорошо прогнозирует события, действия людей, решителен, идет на конфликт

Сенсорика:

Любит комфорт, плохо переносит дискомфорт и боль

«Выгляди так, каким хотят тебя видеть».

Ослаблена, противоречивые суждения

«Робеспьер», или Ученый

(логико-интуитивный, решающий, интроверт)

Интроверт/Мышление:

Аналитическое, интересуют общие закономерности, идеи, а не факты

Интуиция:

Чувствует перспективу, суть вещей, способен на нестандартные решения

Сенсорно-волевой канал:

Не переносит волевого давления, отстаивает свое мнение, не любит рутинную работу

«Надо себя заставить»

Зажаты, в конфликтах обвиняет других

«Бальзак», или Созидатель, Осмыслитель жизни

(интуитивно-логический, иррациональный, интроверт)

Интроверт/Интуиция:

Предчувствует будущее даже в деталях;

широта восприятия мира, непредсказуемость идей и поведения

Деловая логика:

Работоспособен, все может предусмотреть, педантичен, осторожен, экономен

Плохо чувствует эмоции людей, может проявить бестактность, настроить против себя; хмурый, беспристрастный внешний вид

«Не выражай открыто своих чувств!»

Сенсорика, воля: Ослаблена

«Дон-Кихот», или Новатор

(интуитивно-логический, иррациональный, экстраверт)

Экстраверт/Интуиция:

Чутье при решении задач, распознает способности людей;

глобальные размышления, житейская рассеянность

Теоретическая, анализ данных, построение теорий, классификаций

Слабая эмоциоанальная чувствительность к другим, поэтому бестактность, неадекватное поведение; перепады настроения.

Сенсорика:

Ощущения ослаблены, оторванность от реального мира, пребывает в мире фантазий

«Джек Лондон», или Бизнесмен, Прирожденный лидер

(логико-интуитивный, решающий, экстраверт)

«Дело надо делать!»

Экстраверт/Логика:

Деловая логика, мышление конкретное, практичность

«Гипотез не измышляю»

Интуиция:

Видит перспективы, стратегическое планирование, риск продуман для достижения практического результата; умеет добывать деньги

Сенсорика:

Реалист, может переносить дискомфорт, вкус в одежде подводит

«Выгляди так, каким хотят тебя видеть другие!»

Порой гнев выплескивается, плохо понимает чувства людей, бесчувствен, высокомерен, прямолинеен, критикует других

«Драйзер», или Охранитель, Преданный делу

(эмоционально-сенсорный, решающий, интроверт)

Интроверт/Эмоции:

Сильные эмоции; внешне сдерживается, избегает ссор; интересы других людей ценит выше своих, оказывает помощь людям, может дать отпор хаму

Сенсорика/Экстраверсия:

Воля, требовательность к себе, к другим; реализм, практичность, умение работать руками, выносливость, работоспособность, исполнительность, планомерность, решительность

Интуиция:

Подводит; плохо ориентируется в людях, в возможных изменениях

«Не говори о плохом, лучше о приятном»

Ослаблена; не выделяет существенного; «не видит за деревьями леса», предпочитает четкие инструкции

«Максим Горький», или Попечитель, Прирожденный организатор

(логико-сенсорный, решающий, интроверт)

«Работа - на первом месте»

Интроверт/Логика:

Классифицирует, анализирует «по полочкам», практическая, деловая направленность мышления

Сенсорика/Экстраверсия:

Сильная воля, реализм, жесткость, практичность, требовательность, стремление к порядку, дисциплине, контролирует, вникая в детали

Интуиция:

подводит; он не предвидит события, возможности людей, не видит картину в целом, подозрительность, осторожность

Ослаблены; оставляет без внимания чувства и интересы других людей, свои эмоции подавлены, сдержанны, бывает непримирим

«Гюго», или Продавец, Друг всех и каждого

(эмоционлаьный, сенсорный, решающий, экстраверт)

Экстраверт/Эмоции:

Хорошо чувствует настроение людей, живет эмоциями, увлечениями; доброжелателен, общителен, умеет найти подход к людям

Сенсорика/Интроверсия:

Ценит ощущения уюта, комфорта, одевается со вкусом, реалист; обращает внимание на детали, пунктуален

Интуиция:

ослаблена; плохо улавливает тенденции событий, общую картину

«Планируй все заранее»

Ослаблена; плохо различает второстепенное и главное

«Штирлиц» или «Шерлок Холмс», Администратор, Прирожденный руководитель

(логико-сенсорный, решающий, экстраверт)

Экстраверт/Логика:

Деловая логика, практичность; анализирует множество деталей; «разведчик»; «умелые руки»; вырабатывает четкую программу действий

Сенсорика:

Реализм, внимание к деталям, «все видит, слышит, замечает»; пунктуален, аккуратен, эстет; замечает чужие ошибки, критичен к другим

Интуиция:

Недоверчив к изменениям, анализирует ошибки, чтобы их не повторить.

«Планируй все заранее»

Не всегда поддаются контролю

«Дюма», или Художник

(сенсорный, эмоциональный, иррациональный, интроверт)

«Живи сам и давай жить другим»

Интроверт/Сенсорика:

Стремится получить положительные ощущения, ценит уют, эстетичность, наслаждение жизни

Хорошо чувствует настроение людей, умеет ими управлять не ссорится, не критикует, улаживает конфликты

Деловая логика подводит, трудно заставить себя сделать что-либо помимо своих желаний, трудно принимать решения, выполнять инструкции

«Надо работать»

Интуиция: Ослаблена

«Габен», или Мастер

(сенсорно-логический, иррациональный, интроверт)

«Живи сегодняшним днем!»

Интроверт/Сенсорика:

Настроен отстраниться от неприятных ощущений, чувствителен к прикосновениям; ценит уют, комфорт

Деловая логика:

Стремится к практическому результату, изобретателен; решения его логичны, объективны

Скрывает, но может «взорваться», долго помнит обиды

«Не выражай открыто своих чувств!»

Интуиция:

Непредсказуемость и непоследовательность поведения, гибкость

«Жуков», или «Македонский», Поощритель

(сенсорно-логический, иррациональый, экстраверт)

«Лови момент!»

Экстраверт/Сенсорика:

Сильная воля, целеустремленность, практичность, гибкие решения, независимость от людей, жесткость

Логика/Интроверсия:

Логический и конкретный анализ действительности; планирует в деталях работу; проявляет жесткий контроль

Сдержан в проявлении эмоций, ради реализации цели может игнорировать чувства, интересы, даже жизнь других людей

Интуиция:

Гибкость и непредсказуемость поведения; ищет альтернативы решений, меняет решения «в последний момент»

«Наполеон», или Политик (сенсорный, эмоциональный, иррациональный, экстраверт)

Экстраверт/ Сенсорика:

Сильная воля, уверенный лидер, быстрые, решительные практические и тактические решения; конкретность восприятия, общительность

Эмоции/Интроверсия:

Понимает чувства людей, умеет ими манипулировать, расположить к себе; умеет демонстрировать напор своих чувств

Подводит; может упустить главный логический смысл событий; импульсивность, волюнтаризм, нелогичность поведения

«Будь логичным!»

Интуиция:

Гибкость, непредсказуемость поведения; не способен смотреть вперед, предвидеть отдаленные последствия своих действий, которые являются неожиданными для него

Чтобы обеспечить пластичность и выживаемость человека, его психика включает все восемь функций: эктравертные и интровертные логику, интуицию, эмоции и сенсорику, хотя сочетание их различно, оно зависит от их расположения и степени выраженности.

Выделяют верхнее (активное) и нижнее (пассивное) кольцо психических функций (приведенные описания психосоциотипов включали характеристики первого, второго, третьего и четверного каналов из верхнего кольца). Нижнее - это оставшиеся психические функции, которым для их реализации необходима дополнительная энергия (на них обычно не направлено внимание человека).

Рис. 6.4.

Первый канал - наиболее сильный, по нему человек ориентируется в мире. Второй - творческий: это активное взаимодействие с окружающими. Третий - точка наименьшего сопротивления (человек не выносит давления, связанного с этой функцией). Четвертый - ролевой, адаптивный (благодаря ему человек ориентируется на требования своего окружения). Пятый - суггестивный (человек некритически воспринимает информацию). Специфика шестого канала заключается в том, что человек нуждается в помощи партнера в обеспечении комфортных условий. Седьмой реализует действующую функцию, человек работает в этом случае «на износ» за похвалу. Восьмой канал - то, на что откликаются подсознательно.

Новосибирский Государственный Технический Университет

Реферат.

Психологические типы по К.Г. Юнгу.

Факультет: ФПМИ

Группа: ПМ-75

Преподаватель:

Студент: Lic.

Новосибирск 1999г.

1. Введение

2. Общие типы установки

3. Основные психологические функции

4.

4.1. Экстравертный тип

4.1.1. Экстравертный мыслительный тип

4.1.2. Экстравертный чувствующий тип

4.1.3. Экстравертный ощущающий тип

4.1.4. Экстравертный интуитивный тип

4.2. Интровертный тип

4.2.1. Интровертный мыслительный тип

4.2.2. Интровертный чувствующий тип

4.2.3. Интровертный ощущающий тип

4.2.4. Интровертный интуитивный тип

5. Заключение

Введение.

Современная наука соционика берет свое начало из работы известного американского психолога К.Г. Юнга. Типология К.Г. Юнга являлась наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей в период ее создания. Этому способствует подход автора к психике человека как к определенной структуре, тогда как все типологии других авторов имеют описательный характер. Может возникнуть вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости человека человеком. Во-первых, наверное, потому что все они психиатры, которые по роду своих занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в познание качеств отдельных типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодействием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, достаточно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - однотипны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопатии. Хотя, например, А.Е.Личко недвусмысленно говорит, что определенные акцентуации появляются на базе определенного типа личности. Мы от себя можем добавить, что тип личности определяет склонность человека не только к разным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.

Типология К.Г. Юнга кардинально отличается от всех других типологий, которые, как правило, ограничиваются описанием поведения людей иклассификацией этого поведения. Типология К.Г. Юнга - это типология здоровых людей, позволяющая понять и психику больного человека, ане наоборот, как это обычно бывает. Но она не совершенна. Юнг дал лишь контурную карту человеческих типов, требующую доделки изавершения.

Давайте рассмотрим более подробно, как Юнг подошел к проблеме определения типов, и какое он дал описание для сделанного им в своей работе «Психологические типы» схематического распределения типов.

Общие типы установки.

К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов первоначально выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интроветным и экстравертным. Критерием для такого разделения послужило ему наблюдение, что жизнь одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого может быть более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. Такую обусловленность можно наблюдать в той или иной степени у любого человека. Руководствуясь этим наблюдением, Юнг смог выделить вышеназванные группы людей, а саму эту обусловленность он назвал общим типом установки. Давайте рассмотрим более подробно, что Юнг подразумевал, делая такое разделение людей по общему типу их установки.

Общие типы установки отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. У интровертного типа отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится, как бы отвлечь свое я от объекта, как если бы ему надо оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный тип, напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеет для него достаточно ценности, поэтому значение его постоянно приходится повышать. С биологической точки зрения, отношения между объектом и субъектом есть всегда отношение приспособления , ибо всякое отношение между объектом и субъектом предполагает видоизменяющееся воздействия одного на другой. Эти видоизменения и составляют приспособление или адаптацию. Поэтому типическая установка по отношению к объекту суть процессы приспособления. Природа знает два, коренным образом различных варианта адаптации и две, обусловленные ими возможности самоподдержания живых организмов – это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности отдельного индивида, и вооружение отдельного индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой подвижности. У экстраверта есть особенность, состоящая в способности постоянно растрачиваться, распространяться и внедрятся во все, а у интроверта наблюдается тенденция оборонятся от внешних требований и, насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественное положение. Юнгу казалось, что эта биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общая основа двух психологических способов приспособления.

В своей работе Юнг показал, что общий тип установки не зависит от воспитания, общества или культуры, у двоих двойняшек, воспитывавшихся в одной семье, например, могут быть разные типы установки. Сам Юнг приписывает это различие к человеческой склонности к установке того или иного типа, то есть человеку полезнее или легче приспособляться тем, а не иным способом. Но с другой стороны, Юнг рассматривал эти две установки как противоположные механизмы психической деятельности, которые свойственны каждому человеку. Однако внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому. Естественно, это влечет перевес в сторону работы одного механизма. И если такое состояние по определенным причинам становится преобладающим, то вследствие из этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, считал К.Г. Юнг.

Основные психологические функции.

Гипотеза об экстраверсии и интроверсии позволила Юнгу, прежде всего, выделить две обширные группы психологических личностей. Но подобное группирование носит столь поверхностный и общий характер, что допускает лишь самое общее различие. Более детальное исследование индивидуальной психологии представителей любой из этих групп, тот час же показывает огромное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря на это, к одной и той же группе. Поэтому Юнгу пришлось сделать еще один шаг в своем исследовании с целью обосновать данное различие между индивидами. Юнг сделал еще одно распределение индивидов, помимо разделения по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, по их отдельным психологическим функциям . Внешние обстоятельства не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но и способствуют, кроме того, преобладанию у индивида одной из основных функций над другими. Юнг называл основными психологическими функциями, - а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих, - мышление, чувство, ощущение и интуицию (в современной соционике это, соответственно, логика, сенсорика, этика и интуиция). Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируется соответствующий психологический тип. В соответствии с преобладанием одной из основных психологических функций Юнг различал мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того может быть экстравертным или интровертным, смотря по отношению к объекту. В результате Юнг получил разделение на 8 психологических типов, среди которых он выделял рациональные и иррациональные типы, по принципу обоснования своих действий либо разумом, либо своим восприятием. Этим 8 психологическим типам Юнг дал описание в своей работе «Психологические типы», которое мы рассмотрим более подробно с точки зрения самого Юнга.

Описание психологических типов.

Экстравертный тип.

Известно, что каждый человек ориентируется по тем данным, которые ему передает внешний мир. Однако это может происходить различными способами. Например, тот факт, что на дворе холодно, одному дает повод тот час же надеть пальто, другой же, имея намерение закалятся, находит этот факт излишним. Первый в этом случае ориентируется по данным внешних факторов, а другой сохраняет свое особое воззрение, которое воздвигается между ним и объективно данным. И если ориентирование по объекту и объективно данному преобладает настолько, что чаще всего самые важные решения и действия обуславливаются не субъективными воззрениями, а объективными обстоятельствами, то мы говорим об экстравертной установке. Если она оказывается привычной, то мы говорим об экстравертном типе. Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект играет в его сознании более важную роль, чем его субъективное воззрение. Он имеет, конечно и субъективные воззрения, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних, объективных условий. Поэтому он совсем не предвидит возможности натолкнутся внутри себя на какие-нибудь безусловные факторы, ибо знает таковые только во внешнем мире. Все его сознание смотрит во внешний мир, потому что важное и детерминирующее решение приходит к нему именно оттуда. Но оно приходит оттуда, потому что он его оттуда ждет. Эта основная установка является, можно сказать, источником всех особенностей психологии человека.

Тема 5. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключалась критика «теории черт» представителями ситуационизма?

2. Что представляют собой личностные свойства человека?

3. Назовите системообразующие характеристики личности.

4. Расскажите о методе экспертных оценок. Какие требования предъявляются к экспертам?

5. Охарактеризуйте основные типы данных, получаемые в процессе психодиагностического обследования.

Как отмечал Г. Айзенк, совокупность взаимосвязанных (коррелирующих) между собой личностных черт образует тип личности . Исследовав основные свойства личности, мы получаем возможность отнести ее к тому или иному типу. Определив тип личности человека, мы получаем возможность глубже понять его основные психологические конфликты, более точно предсказывать его поведение в той или иной ситуации. Высший уровень психологического диагноза предполагает видение целостной структуры личности человека, видение его типа.

Из множества существующих в настоящее время типологий личности мы рассмотрим две наиболее известные. Это – типологии личности, данные К. Г. Юнгом и Э. Кречмером . Эти типологии имеют много общих черт. Как в одной, так и в другой выделяются два основных типа личности. Описание этих типов во многом совпадает. Поскольку как тот, так и другой исследователь свои выводы основывает на изучении большого количества психически больных людей, можно говорить о выявлении ими объективной тенденции разделения людей на два типа.

Работая психиатром, К. Г. Юнг обратил внимание на существование двух типов психически больных людей. Один тип характеризовался жесткой направленностью сознания на внешний мир. Таких больных К. Г. Юнг назвал экстравертами . Сознание другого типа психически больных людей было направлено внутрь себя, на образы, приходящие из глубин бессознательного. Их К. Г. Юнг назвал интровертами .

На основе таких наблюдений К. Г. Юнг сделал вывод о существовании у человека двух психических механизмов (экстраверсии и интроверсии ). Для адаптации в мире человек нуждается в развитии того и другого механизма. Развитие одного механизма в ущерб другому приводит к психологической болезни, что и наблюдал К. Г. Юнг у своих пациентов.

У психически здоровых людей развиты оба механизма. Тем не менее чаще всего один механизм бывает более развит, чем другой. Такое развитие связано с вытеснением в бессознательное другого механизма, который, будучи вытеснен, начинает проявлять себя в болезненной форме (компенсация). В соответствии с преобладанием того или иного механизма здоровых людей также можно разделить на экстравертов и интровертов.



Экстраверты чаще всего представляют из себя людей внешне активных, общительных, доверчивых, дружелюбных, ищущих социального одобрения, изменчивых, любящих новое, беззаботных, поверхностных.

К. Г. Юнг: «Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в другом смысле, то он экстравертен. … Его внутренний мир подчиняется внешним требованиям, конечно, не без борьбы. Однако борьба всегда кончается в пользу объективных условий… Опасность для экстраверта в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого. Самая частая форма невроза – истерия. Классические случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды. Основная черта истерического существа – это постоянная тенденция делать себя интересным и вызывать впечатления у окружающих. Следствием этого является вошедшая в поговорку внушаемость истеричных и их восприимчивость к влияниям, идущим от других. Компенсация бессознательного особенно усилит субъективный момент, т. е. в бессознательном нам придется отметить сильную эгоцентрическую тенденцию. Бессознательное сосредоточивает энергию на субъективном моменте, т. е. на всех потребностях и притязаниях, подавленных или вытесненных благодаря слишком экстравертной сознательной установке. Вытесненные желания, чувства принимают регрессивный характер, т. е. чем меньше их признают, тем инфантильнее и архаичнее они становятся. Иногда бессознательные установки характеризуются грубым, доводящим до бесстыдства эгоизмом, далеко уходящим за пределы ребяческого» .

Интроверты чаще всего люди замкнутые, недоверчивые, робкие, застенчивые, погруженные во внутренний мир, необщительные. Сознание интровертов ориентировано в сторону коллективного бессознательного. Согласно К. Г. Юнгу, каждый человек имеет коллективное бессознательное. В отличие от личностного бессознательного коллективное бессознательное не приобретается человеком в процессе жизни. Своим существованием оно обязано исключительно наследственности. Содержание коллективного бессознательного представлено архетипами (первообразами).

Архетипы являются бессознательными образами самих инстинктов или образцами инстинктивного поведения. По мнению К. Г. Юнга, архетипов ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение этих ситуаций отчеканило их существование на психической конституции человека не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как формы без содержания, представляющие только возможность определенного типа восприятия и типа действия. Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях, в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики.

К. Г. Юнг: «Архетипы – это врожденный способ действия – инстинкты или влечения. Содержания коллективного бессознательного представлены в сознании как ярко выраженные склонности и понимание вещей. Обычно они воспринимаются индивидом как обусловленные объектом, что, в сущности, ошибочно, ибо они имеют источником бессознательную структуру психики, а воздействия объекта их только вызывает. Эти субъективные склонности и понимания сильнее, чем влияние объекта; их психическая ценность выше» .

В соответствии с вышесказанным К. Г. Юнгдает следующую характеристику интроверту : «У интровертного типа между восприятием объекта и его собственным действием выдвигается субъективное мнение, которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному. Преобладание субъективного фактора в сознании означает недооценку объективного фактора. Объект не имеет того значения, которое ему, собственно, подобало бы иметь. Вследствие неудовлетворительного отношения к объекту, – ибо желание господствовать не есть приспособление, – в бессознательном возникает компенсирующее отношение к объекту, которое в сознании утверждается как безусловное и не поддающаяся подавлению привязанность к объекту. Объект принимает ужасающие размеры, несмотря на сознательное уничтожение его. Вследствие этого эго начинает еще сильнее работать над отрывом от объекта и стремится к властвованию над ним. В конце концов эго окружает себя системой страхующих средств, которые стараются сохранить хотя бы иллюзию преобладания. Но этим интроверт вполне отделяет себя от объекта и совершенно истощается, с одной стороны, в изыскании оборонительных мер, а с другой стороны, в бесплодных попытках импонировать объекту и проложить себе дорогу. Типичной для него формой невроза является психастения, болезнь, отличающаяся, с одной стороны, большой сензитивностью, а с другой стороны, большой истощаемостью и хроническим утомлением» .

Помимо описанных механизмов К. Г. Юнг выделяет в психике человека четыре функции:

1) ощущение – совокупность всех осознаваемых человеком данных о внешних факторах, получаемых от органов чувств (говорит мне, что нечто есть);

2) мышление – означает восприятие и суждение. Оно дает имя вещи, прилагает понятие, сообщает нам о том, что есть данная вещь;

3) чувство – благодаря своей тональности сообщает нам о ценности вещи. «С точки зрения чувства объекты различаются не только фактически, но и ценностно»;

4) интуиция – это нечто вроде предвосхищения. Она является особым типом восприятия, идущим от бессознательного.

Преобладание у человека какой-то одной из названных функций приводит к подавлению и вытеснению в бессознательное остальных. По преобладающей функции К.Г. Юнг выделяет: мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы личности. Таким образом, всего К.Г. Юнг выделяет восемь типов личности. Охарактеризуем их.

Экстравертный мыслительный тип. Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или соответственно ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле, при том не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде. Его идеал должен при всех обстоятельствах становиться действительностью.

У человека этого типа в первую очередь подавлены все зависящие от чувства жизненные формы, как например эстетические занятия, вкус, художественное понимание, культ дружбы и т. д., иррациональные формы, как-то: религиозный опыт, страсти и тому подобное, бывают нередко удалены до полной бессознательности.

Чем сильнее вытеснены чувства, тем хуже и незаметнее их влияние на мышление, которое во всех остальных отношениях может быть в безупречном состоянии. Интеллектуальная точка зрения характерным образом изменяется под влиянием бессознательной личной чувствительности: она становится догматически косной. Формула становится религией, становится интеллектуальным суеверием .

Экстравертный ощущающий тип. Никто не может сравниться с ним в реализме. Руководство к беззастенчивому наслаждению жизнью – исповедь такого типа. Его постоянный мотив в том, чтобы ощутить объект, иметь чувственные впечатления и по возможности наслаждаться. Чем больше ощущение преобладает, так что ощущающий субъект исчезает за чувственным впечатлением, тем неприятнее становится этот тип. Он превращается или в грубого искателя наслаждений, или в беззастенчивого, рафинированного эстета. Прежде всего заявляют о себе вытесненные интуиции и притом в форме проекций на объект как объект фантазии, ревности, страха .

Экстравертный чувствующий тип. У этого типа чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Женщины этого типа любят «подходящего» мужчину, а не какого-нибудь другого. Мышление у этого типа по возможности подавляется. Для людей этого типа характерно преувеличенное выражение чувств, например в громких и навязчивых чувственных предикатах. Они звучат пусто и не убеждают. Мышление людей, принадлежащих к данному типу, инфантильно, архаично и негативно .

Экстравертный интуитивный тип. Так как интуиция ориентируется по объекту, то заметна сильная зависимость от внешних ситуаций. Интуитивный человек никогда не находится там, где пребывают общепризнанные реальные ценности, но всегда там, где имеются возможности. У него тонкое чутье для всего, что рождается и имеет будущее. Так как он всегда находится в поисках за новыми возможностями, то в устойчивых условиях он рискует задохнуться. Он очень интенсивно берется за новые объекты и пути, подчас даже с чрезвычайным энтузиазмом, но как только размер их установлен и нельзя уже предвидеть в дальнейшем их значительного развития, он тотчас же хладнокровно бросает их без всякого пиетета и, по-видимому, даже не вспоминая больше о них. Пока существует какая-нибудь возможность, интуитив прикован к ней как бы силой рока. Создается впечатление – и он сам разделяет его – как будто он только что достиг поворота в своей жизни и как будто он отныне не способен ни мыслить, ни чувствовать ничего другого. По жизни авантюристы ради авантюры, инициаторы или поборники всяких начинаний. Интуитив слишком легко растрачивает свою жизнь, ибо он оживляет людей и вещи и распространяет вокруг себя некую полноту жизни, которую, однако, проживает не он, а другие. Мышление и чувства вытеснены и образуют инфантильно-архаические мысли и чувства, проявляющиеся в форме интенсивных нелепых проекций .

Интровертный мыслительный тип. Он находится под решающим влиянием идей, которые вытекают, однако, не из объективно данного, а из субъективной основы. Для него характерна замкнутость. Если он даже и выпускает свои мысли в свет, то он не вводит их, как заботливая мать своих детей, а подкидывает их и, самое большое, сердится, если они не прокладывают себе дорогу самостоятельно. Он позволяет грубо обращаться с собой и самым гнусным образом эксплуатировать себя, если только ему не мешают преследовать свои идеи. Он не видит, когда его грабят с тыла и вредят ему в практическом отношении, потому что его отношение к объекту является для него второстепенным, а объективная оценка его продукта остается у него бессознательной.

Чем ближе его узнают, тем благоприятнее становится суждение о нем, и ближайшие к нему умеют в высшей степени ценить его интимность. Стоящим дальше он кажется щетинистым, неприступным и надменным, нередко также озлобленным – вследствие его неблагоприятных для общества предрассудков. Для него характерен страх перед объектом .

Интровертный чувствующий тип. Про женщин такого типа говорят, что «тихие воды глубоки». Люди этого типа молчаливы, трудно доступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской. Вовне они проявляют гармоническую стушеванность, приятное спокойствие, симпатичный параллелизм, который не стремится вызвать другого, произвести на него впечатление, переделать его или изменить. Иногда человек, находящийся рядом с ними, начинает чувствовать, что все его существование излишне. Так как этот тип в большинстве случаев кажется холодным и сдержанным, то поверхностное суждение легко отрицает в нем всякое чувство. Но это ложно. Они развиваются вглубь. Стремятся встать над объектом. Люди чувствуют от них некоторое часто трудно определяемое доминирующее влияние. Оно ощущается как давящее или удушающее чувство, которое налагает какие-то цепи на окружающих. Благодаря этому такой тип приобретает некую таинственную силу, которая способна в высшей степени очаровать .

Интровертный ощущающий тип. Этот тип ориентируется по интенсивности субъективной части ощущения, вызванного объективным раздражением. Внешнему наблюдателю дело представляется так, как если бы воздействия объекта вовсе не проникали до субъекта. Люди этого типа не могут выразить свои мысли, их чувства не развиты. Поэтому этот тип лишь с чрезвычайным трудом доступен для объективного понимания, да и сам он в большинстве случаев относится к себе без всякого понимания. Фактически же он вращается в мифологическом мире, в котором люди, животные, железные дороги, дома, реки и горы представляются ему отчасти милостивыми богами, отчасти зложелательными демонами .

Интровертный интуитивный тип. Интуиция в интровертной установке направляется на внутренние объекты, как можно было бы с полным правом обозначить элементы бессознательного. Внутренние объекты относятся к сознанию совершенно аналогично внешним объектам, хотя они имеют не физическую, а психологическую реальность. Внутренние объекты представляются интуитивному восприятию в виде субъективных образов вещей, не встречающихся во внешнем опыте, а составляющих содержание бессознательного, – в конечном итоге коллективного бессознательного. Для интуиции бессознательные образы получают достоинство вещей или объектов. Поскольку у интуитива подавлены ощущения, он воспринимает образы коллективного бессознательного как бы отрешенными от него самого и существующими сами по себе, без отношения к его личности. Для человека интровертного интуитивного типа действительность не существует, он предается бесплодным грезам.

Мистик-мыслитель, фантазер и художник. Он делает себя и свою жизнь символической, хотя и приспособленной к наличной фактической действительности. Тем самым он лишает себя способности воздействовать на нее, ибо он остается непонятным. Его язык не тот, на котором все говорят; он слишком субъективен.

Интровертный интуитив больше всего вытесняет ощущения объекта. Это является отличительной чертой его бессознательного. Бессознательно – это экстравертный ощущающий тип низшего примитивного рода. Сила влечения и безмерность являются свойствами этого ощущения, так же как чрезвычайная привязанность к чувственному впечатлению. Для представителя этого типа характерны навязчивые ощущения с чрезмерной привязанностью к объекту, которые сопротивляются сознательной установке (невроз навязчивости). Интровертного интуитива характеризуют ипохондрические явления, частью сверхчувствительность органов чувств, частью навязчивая привязанность к определенным лицам или к другим объектам .

Таким образом, К. Г. Юнг выделяет восемь типов личности. Каждый тип обладает определенной структурой психики. Эта структура предполагает, что какие-то функции психики являются развитыми и сознательными, а какие-то неразвитыми и вытесненными в бессознательное. Определив к какому типу относится человек, мы тем самым не только понимаем, чем вызваны особенности его поведения, но и раскрываем суть его внутренних психических конфликтов.