Профессор Л.Л. Стажадзе: «Боюсь слова «оптимизация» в здравоохранении. Профессор Комендантов Леонид Ефимович ЛОР – врач

Одной из первых запротестовала, не захотела, не смогла смириться с такой безысходностью заслуженный деятель науки профессор Лидия Васильевна Ванина, заведующая кафедрой 1-го Московского медицинского института. В этой невысокой, скромной женщине оказался затаенным сконцентрированный заряд упорства, энергии, непреклонной воли во что бы то ни стало перечеркнуть невыносимый запрет, засветить радостью залитые слезами глаза и тех женщин, которые, казалось бы, навсегда обречены сердечным недугом на бездетность. Всюду, где только возможно, профессор Ванина доказывала: «Каждая женщина, в том числе и с больным сердцем, может стать матерью, если только создать для этого необходимые условия!»

Утверждать то, во что не верят многие другие твои коллеги, для этого нужна огромная внутренняя убежденность. Победа Л. В. Ваниной - еще одно свидетельство роли характера в науке. Достаточно вспомнить, с какой решимостью отважился некогда Луи Пастер на дерзкий, граничивший с наглостью эксперимент - публичную вакцинацию скота против сибирской язвы. Постоянный и непримиримый оппонент Пастера Роберт Кох как дважды два - четыре доказал, что вакцина тех лет была весьма несовершенной и сильно загрязнена. Пастер лучше других знал это. Но ему надо было совершить публичное «чудо», чтобы не остановить, не затормозить поступательное развитие медицины. И он поставил на карту все, в том числе свою безупречную научную репутацию. Сегодня можно только с удивлением развести руками: как могло случиться, что ни одно вакцинированное животное тогда не погибло?!

Видимо, народная мудрость, что «Победителей не судят!», не привязана к календарю. Профессор Л. В. Ванина создала на базе обычной московской больницы № 67 специализированный кардиологический родильный дом. Руководители столичного здравоохранения не устояли перед силой ее убежденности, перед твердостью ее характера. И она не обманула ожиданий, делом доказала жизненность, научную обоснованность своих светлых, прогрессивных установок. Молва об этом чудесном учреждении давно уже пересекла государственные границы и преодолела языковые барьеры.

Счастье твое, малыш, что первый свой самостоятельный вдох ты сделал в бережливых, умелых, чутких руках профессора Лидии Васильевны Ваниной.

Не случайно, когда в Москве завершился VII Международный конгресс акушеров-гинекологов, два выдающихся деятеля ФИГО (Международной организации акушеров-гинекологов) американский профессор Говард Тейлор и мексиканский ученый Кастеляцо-Эйяла решили, что они не могут позволить себе уехать из Советского Союза, не посетив профессора Л. В. Ванину, не ознакомившись с ее детищем. А побывав там, оба ученых единодушно заявили: «Московский кардиологический родильный дом - прообраз лечебного учреждения будущего!»

Заглянем и мы с вами, читатель, на улицу Салям Адиля, 2 в больницу № 67. Верхние этажи родильного дома, заслоненного зелеными кронами деревьев, видны еще издали. Приятна, благоустроена территория. Но почему здесь так безлюдно? Где они - обычные посетители родильных домов - мужья, матери, отцы, сестры, которым не терпится громкими возгласами, выразительными жестами, широкими улыбками поскорее поздравить выглядывающих в окна молодых мамаш? Все объясняется в обширном вестибюле. Шумливые родичи здесь - у экранов видеотелефонов. Зачем им надрывать голосовые связки на ветру, если можно спокойно, с удобствами поговорить с глазу на глаз.

Еще в гардеробной, где мы облачаемся в белоснежные хрустящие халаты и шапочки, и в длинных светлых коридорах посетителей невольно охватывает ощущение душевного покоя. Оно создается, наверно, домашним уютом палат, праздничным гостеприимством холлов, улыбчивыми лицами молодых рожениц, их спокойными позами, манерой поведения персонала, едва слышными звуками несущейся откуда-то мажорной музыки. Так обычно чувствуешь себя в хорошо благоустроенном доме отдыха, а не в больнице.

Профессор Ванина удовлетворена:
- Рада, что обратили на это внимание! Создание такой атмосферы в учреждении, где собраны тяжелобольные, важная лечебно-профилактическая мера. Сердце, знаете ли, такой орган... откликается на все. А заболев, каким оно становится обостренно чутким, ранимым, беспомощным, особенно у женщины, которая вдобавок ко всему ожидает ребенка и уже волнуется и за его судьбу и за свою.

Нет, мы совсем не ура-оптимисты. Но наш, теперь уже большой опыт подтверждает: при беременности, осложненной тем или иным пороком сердца, нужно вести борьбу не против самой беременности, а против сердечного порока. Это имеет огромное, не только социальное, но и чисто психологическое значение. В таких условиях благополучные роды, согласитесь,- акт высочайшего самоутверждения. Однако как сделать трудные, осложненные материнским недугом роды подлинно благополучными?

Лидия Васильевна замолкает, как бы взвешивая каждое слово своего ответа.
- Такую возможность обеспечивают высокая квалификация работающих здесь врачей - они находятся на уровне современных знаний - и величайшая щедрость нашего государства. Одно тесно связано с другим. В родильном доме имеется все самое дорогостоящее оборудование, какое только может потребоваться для любой серьезной операции на сердце. Даже наиболее разборчивый и требовательный кардиохирург останется удовлетворенным новейшими наркозными установками, аппаратами для искусственного кровообращения, возможностью в ходе операции произвести электростимуляцию сердечной деятельности, снять полиэлектрокардиограмму, получить ответ на любой другой интересующий его вопрос - о венозном и артериальном давлении, если оно скачет, о газовом составе крови, глубине наркоза и т. д. Кстати, профессор Тейлор даже обрадовался, увидев в действии последнюю новинку американской медицинской техники - газоанализатор. Надо ли уж говорить об инструментарии и оборудовании для собственно акушерских операций - тут есть все, что только может потребоваться.

Но, наверно, самое главное состоит в том, что все это богатство новейшей техники, просторные палаты, разносторонние знания и опыт врачей и сестер, все их помыслы открыты, доступны любой беременной женщине с больным сердцем, без различия, кто она - домашняя хозяйка, колхозница, инженер или ученый. Перед лицом медицины равны - и должны быть равны! - все, кто нуждаются в ее помощи. Особенно обостряется, становится до предела очевидным такое требование, когда перед вами предстает больная будущая мать. Никто не знает, сколько бессонных ночей провела она в тревожных думах: выдержит ли подорванное недугом сердце появление того, кто уже зреет в ней? Сможет ли она дать жизнь новому человеку? Не станут ли роды ее лебединой песней?

В родильном доме бережно хранят переписку со своими бывшими пациентками.
- Вот почитайте! - говорит профессор.

Из конверта выпадает фотография: молодая, миловидная, красиво причесанная женщина в коротком платьице в клеточку с белым нарядным воротничком. Снята во весь рост. На обороте фотографии надпись: «Вот я какая сегодня! Спасибо за все...» И еще письмо, где в каждой строчке - счастье матери, которая не может нарадоваться своему сынишке, его шалостям и милым детским выходкам. Такие послания, наверно, самая высокая оценка тяжелого, ответственного труда медиков. Но это письмо - особое.

Паше Сазоновой было 22 года, когда врач сказал ей: нужна операция, без нее не обойтись!

Операция так операция - все будет хорошо, она ведь крепкая и сильная. Паша не знала, что у нее обнаружена болезнь Эбштейна, при которой фактически отсутствует правый желудочек сердца и зияет отверстие в межжелудочковой перегородке. В таких случаях необходимы пластика сердца и установка искусственного клапана. Ее повезли в Москву в Институт клинической и экспериментальной хирургии, которым руководит выдающийся хирург академик Б. В. Петровский. Операция прошла успешно, Паша вернулась в свое почтовое отделение, где работала сортировщицей писем. Она, как прежде, была веселой и шустрой, никто не мог догадаться, что в груди этой дивчины «прыгает» легенький шарик в пластмассовой клеточке - искусственный клапан. Не заметил этого и Сережа, навстречу которому раскрылось доверчивое и, несмотря ни на что, трепетное Пашино сердце. Они поженились. Решили несколько лет «пожить для себя», но однажды Паша что-то заподозрила, и врач женской консультации подтвердил ее догадку: будет ребенок.

Она тоже была убеждена - будет!

Когда беременность подошла к экватору (она подсчитала точно -27 недель), появились предательские боли в сердце. Местные врачи забеспокоились - они-то знали всю предысторию - и срочно направили свою подопечную в роддом больницы № 67.
- Для нас не оставалось никаких сомнений в диагнозе,- говорит профессор Ванина,- начался тромбоз искусственного клапана - шарик застревал в вязкой, густой массе крови, набившейся в сеточку. Сердце беременной не справлялось с повышенной нагрузкой. Нужна была срочная операция. И она состоялась - кардиохирург убрал старый и вставил новый клапан. Молодой организм во второй раз справился с ответственной нагрузкой. Мы тоже пережили немало напряженных, нервных часов и дней, отстаивая еще и вторую жизнь - зреющего плода. Как видите, все закончилось благополучно, хотя роды были преждевременными и пришлось применить акушерские щипцы.

Митральный стеноз - другое довольно частое заболевание сердца. На простом языке это значит, что отверстие между левым предсердием и желудочком, которое обычно пропускает два пальца, так суживается, что становится проходимым только для тонкого зонда. Вместо мощной струи через такое отверстие с усилием пробиваются лишь хилые струйки крови, брызги. А во время беременности объем циркулирующей крови заметно увеличивается, и организм женщины очень обременяется этим узким местом. Нужна срочная митральная комиссуротомия - надо вскрыть сердце и специальным инструментом расширить отверстие. Если этого не сделать вовремя, то могут развиться опасные осложнения. Иногда достаточно бывает такой беременной даже просто поволноваться, чтобы начался грозный отек легких.

На VII Международном конгрессе акушеров-гинекологов делегатам было показано 70 научных кинофильмов. И только один из них, просмотренный всеми с особым вниманием, запечатлел ценнейший опыт ведения беременности у женщин с митральным стенозом сердца. Замечательный фильм был снят в этом родильном доме. Женщину, которую участники конгресса видели на экране, врачи районной консультации предупреждали: «У вас больное сердце, стеноз, не спешите с беременностью, сделайте раньше операцию!» Но молодость нетерпелива. Доводы врачей показались неубедительными, особенно супругу, который, мечтая о сыне, ни о чем не желал слышать. Его эгоистическая уверенность, что крепкий организм жены все выдержит, была выше авторитетных рекомендаций специалистов.

Однако в медицине чудес не бывает. Во второй половине беременности у этой женщины появилась резкая одышка, были даже приступы удушья. На этой почве в семье состоялось несколько крупных разговоров, возникла, как говорится, конфликтная ситуация. Женщине в ее положении нельзя было волноваться, и последовала расплата - начался отек легких.
- К нам ее привезли полуживую,- вспоминает профессор Ванина,- на операционный стол пришлось класть больную едва ли не прямо из приемного отделения. Счет между жизнью и смертью - даже не одной, а двумя смертями - велся на минуты. Мы их выиграли. Комиссуротомия сразу восстановила нормальное кровообращение, и это благотворно сказалось на дальнейшем течении беременности. Чтобы пощадить сердце, только что травмированное инструментом хирурга, мы профилактически применили акушерские щипцы. Эгоист отец получил-таки сына. Но он, наверно, и поныне не знает: какой ценой?

Не знаю, стал ли этот фотоснимок кадром того коротного фильма, о котором делегаты Международного конгресса написали в книге отзывов: «Надо его размножить, как ценнейшее учебное пособие», но в большую патетическую картину, воспевающую благородный, умный, самоотверженный труд врачей этого прекрасного учреждения, его обязательно следовало бы включить. На обороте фотографии лаконичная надпись: «Больная Серпилова Анастасия, перенесшая митральную комиссуротомию - родила двойню».

Фотограф запечатлел крупным планом молодую женщину с тяжелой, собранной в пучок, косой. На руках у нее двое упитанных бутузов. Один с милой детской сосредоточенностью смотрит прямо в объектив, другой уперся ручонкой в материнский подбородок - играет! Сама мать - счастливая, отвоеванная врачами для всех радостей жизни, мило, чуть озорно, улыбается.

Дефекты сердечных клапанов и перегородок, митральные стенозы для врачей роддома 67-й больницы сегодня уже обычное дело, «поток»... Затейница-природа порой подбрасывает им и не такие загадки.

Жила-была в далеком Мурманске 22-летний маляр Наташа Клементьева. Красила себе стены, потолки и потихоньку от подруг горевала, что уродилась такой маленькой, тощей, в общем, невзрачной. Но один паренек с соседней стройки полюбил ее, они поженились. Когда Наташа впервые посетила женскую консультацию, врач почему-то позвал из соседних кабинетов еще двух врачей. Они озабоченно пошептались, и ей выдали направление - надо безотлагательно ехать в Ленинград. Там картина повторилась, путевку переправили на Москву. У Наташи оказалась редчайшая болезнь - синдром Марфана, для которого характерно резко недостаточное развитие соединительной ткани и катастрофическое истончение аорты. При родовых потугах этот магистральный сосуд мог лопнуть, и тогда - неминуемая смерть.

Здесь эту молодую женщину не довели, а скорее «донесли» до родов. Потом загодя применили глубокое внутривенное обезболивание так, что рожала она во сне. Возникал вопрос о кесаревом сечении, но операцию отвергли- Наташа бы ее не перенесла. Ребенка извлекли осторожно, не допуская особых потуг. И еще долго потом бдительно следили за необычной пациенткой: знали - в любой момент зловещий синдром может напомнить о себе. Но он смилостивился, отступил.

Вместе со своими сотрудниками Л. В. Ванина открыла для тысяч и тысяч больных женщин дорогу к счастливому материнству, делом доказала, что сердечная недостаточность у роженицы вовсе не обязательно должна оборачиваться гибелью плода. Для этого ей потребовались не только твердость характера, организаторские способности, но и страстное желание достичь цели.

«Имейте сильные страсти,- писал Анатоль Франс,- дайте им развиваться и растите с ними вместе и если впоследствии вы сделаетесь их неумолимым хозяином, то сила их будет вашей силой, а их величие - вашей красотой». Я вспомнил эти слова, когда в кругу своих сотрудниц Лидия Васильевна рассказывала мне, что за год в опекаемом ею родильном доме разрешились 2500 женщин и не было ни одной смерти, хотя хирургическая активность здесь вчетверо выше, чем в обычных роддомах. А как светились и горели ее глаза, когда она приводила данные о ранней детской смертности: всего полпроцента! И это несмотря на беременность, осложненную тягчайшей патологией, на заведомую сердечную слабость многих матерей, на беспрестанные атаки асфиксии! Скупые цифры вобрали в себя и, говоря словами выдающегося математика Д. Гильберта, формализовали протяженную эпопею счастливых мук тысяч жаждущих потомства больных женщин, сердечную участливость и профессиональную прозорливость врачей, благостную помощь новейших лекарств. Как назвать все это? Может быть, теми возвышенно-простыми словами, которые смог подобрать Максим Горький: «Рождение человека!»

Не окинуть глазом, не собрать в одном месте всех счастливых шустрых крестников Лидии Васильевны Ваниной - сегодня всего лишь неугомонных воспитанников яслей - садов, а завтра... Кто знает, кем станут они завтра - равноправные граждане Страны Советов?!

В мире науки и техники

Еще в начале XIX века было установлено, что всякое вещество состоит из мельчайших частиц - атомов. Но даже крупнейшие физики того времени плохо представляли, что же такое, собственно, атом? Сравнительно недавно, в 1912 году, английский физик Резерфорд впервые раскрыл строение атома.

Атом представляет собой сложную систему, состоящую из относительно тяжёлого атомного ядра и движущихся вокруг него более лёгких частиц - электронов. Известна величина атома - она примерно равна одной стомиллионной доле сантиметра. Легче всего атом водорода. Чтобы написать число, равное количеству атомов в одном грамме водорода, нужно помножить 6 на 10 в двадцать третьей степени, то есть к цифре 6 приписать 23 нуля. Тяжелее всех атом урана - примерно в 230 раз тяжелее атома водорода.

Электроны - это элементарные частицы, которые дальше разделить нельзя. Ядра имеют сложную структуру. Размеры их приблизительно в 10 тысяч раз меньше величины самого атома. Ядра и электроны можно наблюдать в приборе, который называется камерой Вильсона.

Во всех обычных процессах ядра только перемещаются, никаких внутренних изменений с ними не происходит. Если, однако, два быстро движущихся ядра сталкиваются, то может произойти ядерная реакция - получаются новые ядра, то есть происходит превращение элементов. Например при столкновении ядра атома водорода с ядром атома лития получается два ядра атома гелия.

При ядерных реакциях выделяются энергии, в миллионы раз превышающие энергии, выделяющиеся при обычных химических реакциях, в которых ядра атомов остаются неизменными. Столкновения ядер, однако, осуществить очень трудно. Все ядра электрически заряжены, причём одинаковым по знаку - положительным зарядом. Поэтому они отталкиваются друг от друга, и, чтобы одно ядро проникло в другое, необходимо для преодоления отталкивания придать им очень большую скорость. При движении в материи ядра благодаря своему взаимодействию с электронами быстро замедляются. В результате, в лучшем случае одно из миллиона ускоренных ядер может попасть в другое ядро, остальные, бесплодно растратив свою энергию, останавливаются.

Этот фотоснимок сделан специальным аппаратом, называемым «камера Вильсона». На снимке запечатлены следы быстро движущихся ядер. Два ядра разлетаются в разные стороны.

При таких условиях использование громадных запасов внутриядерной энергии считалось невозможным. Положение не изменилось и тогда, когда в 1932 году была открыта новая частица - нейтрон, - входящая в состав атомных ядер и отличающаяся от других тем, что она лишена электрического заряда. Нейтроны получаются в результате некоторых ядерных реакций. Будучи электрически нейтральными, они не отталкиваются от ядер, а свободно проникают в них, вызывая ядерные реакции. Однако в результате этих реакций возникают заряженные частицы, почти неспособные к проникновению в ядра, и реакция останавливается.

Поэтому до самого последнего времени использование ядерной энергии считалось невозможным и ядерная физика рассматривалась как чисто научная область физики.

В 1939 году неожиданно была открыта ядерная реакция совершенно нового типа. В то время как в результате попадания нейтронов в ядра из них обычно вылетают маленькие заряженные осколки, оказалось, что ядро атома урана, поглощая нейтрон, делится на две примерно равных половины. При этом выделяется огромная энергия и снова вылетают нейтроны. Эти нейтроны могут попасть в другие ядра урана и т. д. Таким образом, процесс деления урана может, как и горение, раз начавшись, идти сам по себе.

Легко понять, какие грандиозные перспективы открывает процесс деления урана. Один грамм урана выделяет при своем делении в два с половиной миллиона раз больше энергии, чем выделяется при горении одного грамма угля. Это значит, что электростанция масштаба Днепровской ГЭС, работая на уране, потребляла бы около килограмма урана в сутки.

Мир уже знает о грандиозных разрушениях, которые происходят при взрыве урановой бомбы (так называемой атомной). При взрыве урана выделяется примерно в 20 миллионов раз больше энергии, чем при взрыве того же количества сильнейшего взрывчатого вещества (тринитротолуола). Легко вычислить, что атомные бомбы, которые американские самолёты сбросили над Японией, содержали не больше одного килограмма активного урана.

Известно, что атомная бомба сбрасывается на парашюте. Лётчики, наблюдавшие с самолета взрыв атомной бомбы в 15 километрах от места действия, видели, как внезапно появилось в небе «новое солнце» (смотреть на него можно было только через чёрные очки). Громадный столб дыма и пыли, взвившийся над местом, где произошёл взрыв, достиг свыше 10 километров высоты. Уже через несколько секунд до самолёта, откуда велось наблюдение, дошла взрывная волна и его тряхнуло, как при близком разрыве зенитного снаряда. Часть площади (10 квадратных километров) города Хиросима была полностью уничтожена взрывом.

Уран - красноватый металл с удельным весом, приблизительно равным удельному весу золота. Его разведанные мировые запасы исчисляются в 100 тысяч тонн. Но для создания урановой бомбы недостаточно просто получить соответствующее количество урана. Дело в том, что существующий в природе уран состоит из смеси почти одинаковых атомов, но отличающихся друг от друга по весу и по свойствам ядер. Только более лёгкий уран, с атомным весом 235, способен к взрыву, более же тяжёлый, с атомным весом 238, при этом только мешает. Поэтому для создания бомбы необходимо выделить из урана ту его часть, которая обладает более лёгким атомным весом. Она составляет всего около 0,7% общей смеси. Обычные свойства обоих уранов почти абсолютно одинаковы, и разница в атомном весе ничтожна, поэтому разделение урана связано с огромными трудностями: оно требует создания новых, сложнейших производств, что и является главной трудностью применения урановой энергии.

Решение этой сложнейшей проблемы за четырёхлетний срок - огромное научно-техническое достижение, которым по праву могут гордиться физики и инженеры союзных нам стран.

Сейчас уже нельзя сомневаться в том, что все трудности, стоящие на пути энергетического использования урана, будут преодолены и человечество получит новый замечательный источник энергии. Советские физики также работают над этой проблемой, и они, конечно, внесут свой вклад в освоение урана - источника новой, небывалой энергии.

Профессор Корнелльского университета (США) У. Бронфенбреннер пользуется большой известностью в своей стране и далеко за ее пределами. Это объясняется не только распространением его научных трудов, но и его личными контактами с учеными многих стран.

Работы Бронфенбреннера привлекают актуальностью проблем, а сам автор - своей общественной активностью. Выявляя и анализируя социальные факторы, обусловливающие формирование личности человека, он неоднократно обращался к Конгрессу и Президенту США с предложениями об изменении и улучшении тех условий жизни, которые мешают нормальному развитию детей в Америке. По его собственным словам, важнейшей целью его научной деятельности является внесение конструктивных изменений в процесс социализации подрастающего поколения Соединенных Штатов. У. Бронфенбреннера тревожит ослабление роли американской семьи в воспитании детей, он изучает условия, способствующие эффективному обучению школьников, указывает на необходимость более тесной связи школы с семьей, занимается разработкой программ воспитания детей с низким социальным статусом («обездоленных», по его выражению), выявляет причины роста преступности среди несовершеннолетних и т. д. Будучи одновременно детским и социальным психологом, профессор Бронфен бреннер проводит сравнительные исследования в области воспитания не только в своей стране, но и за рубежом. В Советском Союзе, например, он бывал много раз и, пользуясь разработанной им оригинальной экспериментальной методикой, вместе с советскими педагогами и психологами собрал интересные данные об особенностях нравственно-психологического облика советских детей и о методах коллективного воспитания.

Хорошо владея русским языком, У. Бронфенбреннер изучает советскую психологическую и педагогическую литературу, общается с советскими психологами и педагогами. Он первый из американских ученых высоко оценил педагогический опыт А. С. Макаренко. В 1967 г. в США вышла «Книга для родителей» А. С. Макаренко под редакцией и с предисловием Бронфенбреннера. Нам кажется, что с этим предисловием следует познакомить советских читателей подробнее, так как, рассматривая и оценивая взгляды Макаренко, Бронфенбреннер высказывает и свою точку зрения на проблемы воспитания детей, а это в свою очередь поможет лучше понять книгу «Два мира детства: дети в США и СССР».

Бронфенбреннер не случайно выбрал для перевода на английский язык книгу Макаренко именно о семейном воспитании. Американский ученый убежден, что ребенок должен получать воспитание прежде всего в семье. Он считает, что «главными агентами» воспитания являются родители, тогда как другие лица и группы могут выполнять лишь вспомогательную роль. Родительской любви он придает особое значение, полагая, что без нее нельзя воспитать хорошего гражданина. В подтверждение своей мысли Бронфенбреннер ссылается на Макаренко, который говорил, что «люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди». Бронфенбреннер подчеркивает высказывание Макаренко, что главное в семейном воспитании - это «дух семьи», атмосфера взаимной привязанности, помощи, требовательности, ответственности и уважения. Ему представляется важным положение о том, что родители обязаны выполнять свой высокий гражданский долг и служить примером своим детям. Ссылаясь на текст книги и разбираемые в ней конкретные ситуации, Бронфенбреннер пишет: «Эта книга может кое-что сказать и западному читателю. В Советском Союзе заботятся не только об образовании детей, но и о воспитании у них таких качеств, как альтруизм и служение своему обществу. Можем ли мы утверждать, что это неприменимо в нашем обществе?..» Он сетует на то, что в США наблюдается уменьшение требовательности к детям, что у них не воспитывается чувство ответственности. Дети слишком много времени проводят вне семьи, среди сверстников, следствием чего является рост антисоциальных тенденций в поведении несовершеннолетних. В связи с этим Бронфенбреннер ставит вопрос: «Не можем ли мы использовать уроки А. С. Макаренко об ответственности семьи и коллектива? Это не означает,- тут же оговаривается он,- признания нами примата коллектива над личностью, но она (ответственность) должна выходить за пределы дома, должна проявляться в отношении к окружающим и обществу в целом». У. Бронфенбреннер тесно связывает педагогические взгляды Макаренко с современной практикой советского воспитания. Именно с этих позиций он и проводит в своей книге «Два мира детства» анализ «мира», в котором живут и «социализируются» советские дети. Каково же отношение У. Бронфенбреннера к тому, что он увидел в этом «мире»? По-видимому, оно далеко не однозначно. Многое он считает положительным. Он часто и подробно останавливается на фактах, в которых обнаруживается забота старшего поколения о младшем. Этой заботе Бронфенбреннер придает особое значение, так как видит в ней показатель жизнеспособности общества и залог его прогресса. Его привлекают теплые эмоциональные отношения между родителями и детьми, стремление даже посторонних людей участвовать в вое питании ребенка; ему нравится организация различных видов шефства, начиная от шефства старших классов нал младшими и кончая шефством заводов и фабрик над детскими садами и школами. Правда, иногда забота старших начинает казаться Бронфенбреннеру чрезмерной, сковывающей инициативу и самостоятельность ребенка. Главным в воспитании он считает создание определенных условий социализации детей, а не специальные приемы педагогического воздействия.

Немало положительных моментов Бронфенбреннер находит в организации общественного воспитания детей в СССР. Анализируя работу дошкольных учреждений - яслей и детских садов, он отмечает раннее приобщение ребенка к жизни в коллективе. Говоря о воспитании в школе, он и здесь находит много позитивного. Бронфенбреннеру очень нравится торжественно-эмоциональная атмосфера, которая окружает ребенка при поступлении в школу. Он подробно описывает первый день школьной жизни: цветы, праздничность, радостное настроение. В такой традиции Бронфенбреннер видит один из способов воздействия на чувства детей, создания единства между учениками, учителями и родителями. Бронфенбреннер подчеркивает, что в задачу советской школы входит не только обучение, но и воспитание детей, и в этом, по его словам, наиболее существенное отличие ее от западных школ. Он считает важной и организацию коллектива учащихся, через который происходит приобщение подрастающего поколения к жизни общества.

Итак, Бронфенбреннер находит много нового и интересного в практике советского воспитания. Более того, ему кажется, что некоторые аспекты советской практики вполне согласуются с принципами американской социальной психологии. Он только сожалеет, что в Америке эти принципы в значительной степени не выходят за рамки лабораторных исследований, тогда как в Советском Союзе они применяются в национальном масштабе.

И тем не менее многое в «мире» советских детей вызывает у американского ученого сомнения и даже опасения. В частности, Бронфенбреннера смущает положение Макаренко о необходимости воспитания ребенка «в коллективе, коллективом, для коллектива». Он усматривает в этом признание примата коллектива над личностью и передачу основных функций воспитания ребенка из рук семьи в руки общества. В сомнениях Бронфенбреннера надо разобраться по существу, так как они типичны для многих западных специалистов. Необходимо выяснить, что здесь является плодом недоразумений, а что результатом недостаточной последовательности в рассуждениях самого автора книги.

Начнем с недоразумений. Еще и еще раз следует сказать, что А. С. Макаренко никогда и нигде не говорил о том, что ребенка надо воспитывать «для коллектива». Он утверждал, что воспитание происходит в коллективе и через коллектив, но никак не для коллектива. Бронфенбреннер здесь повторил довольно распространенную ошибку, на самом деле такой формулы у Макаренко не было и не могло быть, так как он рассматривал коллектив как средство воспитания и общественную среду, необходимую для полноценного и всестороннего развития личности. А понятие всестороннего развития включает в себя формирование индивидуальных способностей человека, его самостоятельности и инициативы. Теперь по существу: плохо или хорошо воспитывать ребенка в коллективе и через коллектив? Мне кажется, что на этот счет не может быть двух мнений. Во всяком случае, здесь нет расхождения и со взглядами самого Бронфенбреннера, которые он излагает в своей книге. Он пишет, что у подрастающего поколения необходимо воспитывать чувство социальной ответственности, гуманное отношение к людям.

Но ведь человека формирует опыт, совершаемые им действия и поступки (сам Бронфенбреннер любит употреблять слово «социализация», которое означает воспитание путем организации социального опыта). Каким же образом у ребенка могут появиться указанные черты, если не ставить его в такие условия, в которых он практически смог бы проявить заботу о других людях, помочь товарищам, почувствовать ответственность за общее дело? Где ребенок может научиться достигать «возвышенных целей» и разрешать «свои проблемы в свете проблем более высоких социальных структур»? Ведь ко всему этому нельзя приобщить ребенка путем словесных нотаций, морализирования и тому подобных методов (кстати, такие методы не вызывают симпатии у самого Бронфенбреннера). Автор книги выдвигает путь моделирования - воспитания через пример, через образец. Но для моделирования также нужны реальные условия, определенный плацдарм, и таким плацдармом может быть только коллектив - сначала семейный, потом школьный, потом производственный. Ведь коллектив - это такое объединение людей, которое связано совместной деятельностью, направленной на достижение значимых для них и вместе с тем общественно значимых целей. С помощью коллектива каждый его член получает возможность проявить именно те качества, которые так ценит в людях Бронфенбреннер, а как психолог он понимает, что основу характера составляют закрепившиеся и ставшие привычными формы поведения ребенка и формы его взаимоотношений с людьми.

Итак, поставим точку над i: не только с позиции советских ученых, но и с позиции американского психолога У. Бронфенбреннера, изложенной в его книге, воспитание в коллективе и через коллектив должно быть признано наиболее целесообразным для формирования нравственной личности человека и гражданина.

Ратуя за доминанту семьи и ответственность родителей, автор книги тем не менее понимает, что очень скоро любой ребенок выходит в широкий мир общественных отношений. При этом Бронфенбреннера весьма беспокоит, что детские группы в Америке не организованы взрослыми, .что они получают излишнюю автономию, в результате чего подрастающее поколение не усваивает социальных ценностей. Его тревожит также, что у молодежи развивается дух сепаратизма, стремление к агрессии, к насилию. Если это так, то почему же надо бояться вступления в педагогически организованный коллектив? Судя по книге, Бронфенбреннера волнует не столько «перепоручение» детей заботам общества, сколько освобождение семьи от этих забот. Однако в Советском Союзе ни забота о ребенке, ни ответственность за него с семьи отнюдь не снимаются. Да и родители совсем не стремятся снять с себя ответственность. Неслучайно выдвигавшаяся некоторыми учеными идея интернатов для детей, имеющих родителей, не нашла общественной поддержки.

Бронфенбреннер опасается также, что воспитание в коллективе обязательно предполагает давление на его членов. Конечно, можно так организовать воспитание в коллективе, что оно будет ограничивать свободу и инициативу ребенка, стандартизировать его личность. Против этого предостерегала еще Н. К. Крупская. Она настоятельно советовала взрослым организаторам детского коллектива всегда иметь в виду интересы и запросы самих детей, предупреждала о недопустимости административного давления со стороны взрослых. То, что воспитание в коллективе требует тончайшей «инструментовки», прекрасно понимал и А. С. Макаренко. В этой связи следует указать на некоторые существенные стороны его педагогической системы. Прежде всего, он считал, что детский коллектив, выражаясь современным языком, должен быть саморегулирующейся системой. Коллектив должен быть полноценным организмом, живущим своей собственной жизнью, постоянно к чему-то стремящимся и развивающимся. Взрослый воспитатель для того, чтобы получить возможность правильно руководить детским коллективом, должен стать старшим его членом и, таким образом, влиять на него не извне (путем давления), а изнутри, увлекая детей и помогая им в организации их собственной жизни и деятельности. Макаренко тщательно продумал методику построения органов детского самоуправления, он выдвинул идею создания так называемых «сводных» отрядов, которые формировались на короткий срок для выполнения отдельных заданий. Это позволяло так строить взаимоотношения детей, чтобы каждый ребенок мог быть одновременно в одной системе отношений руководителем, а в другой - исполнителем. К сожалению, анализ именно этих аспектов коллективного воспитания не получил отражения в книге «Два мира детства».

И все же эта книга весьма интересна для советского читателя. Она позволяет увидеть, как воспринимается наша действительность человеком иного мировоззрения, который, однако, поставил перед собой задачу выявить все то положительное в воспитании подрастающего поколения Советского Союза, что можно было бы использовать в его стране. Но книга интересна не только этим. В ней отражен мир детей американского общества. При этом автор с достаточной откровенностью, как говорится, без утайки анализирует те мучительные проблемы, которые волнуют многих людей Америки. Кроме того, для психологов, педагогов и социологов книга Бронфенбреннера представляет и специальный интерес. Приведенный в ней материал свидетельствует о немалой роли социальной психологии в решении актуальных вопросов воспитания молодого поколения США. Впечатляет большое количество социально-психологических и социально-педагогических исследований, направленных на изучение многочисленных факторов, влияющих на процесс социализации детей. Примером могут служить исследования, вскрывающие степень воздействия на ребенка телевизионных передач. Десятки экспериментов посвящены только тому, чтобы узнать, какое количество часов дети различных возрастных групп и разного социального статуса проводят у телевизоров. Вывод ужасающий: к 16 годам ребенок в среднем проводит у телевизора от 12 000 до 15 000 часов, то есть 16- 20 полных месяцев по 24 часа в сутки! Исследования о влиянии фильмов со сценами насилия проводятся в Америке во многих штатах, в разных университетах, различными учеными. В таком же масштабе организованы и другие социально-психологические исследования. Например, изучается роль тех или иных факторов в повышении качества обучения, влияние на поведение ребенка семейных обстоятельств, социальной, расовой и возрастной сегрегации и т. п. Все эти исследования имеют в основном прикладной характер. При их проведении, как правило, не ставится задача проникнуть в психологическую природу изучаемого явления, проанализировать закономерности процесса его возникновения. Американские ученые ограничиваются в основном установлением различных зависимостей между определенными показателями. Это важная, но не главная задача. К тому же неточное знание психологической природы изучаемого явления может привести и к сомнительным выводам. Например, по данным одного исследования, приведенного в книге Бронфенбреннера, получилось, что единство требований к ребенку со стороны родителей приводит к отсутствию у ребенка самостоятельности. Такой вывод не внушает доверия. Педагогический опыт говорит о другом: при наличии разных требований дети склонны не столько вырабатывать свою линию поведения, сколько приспосабливаться к создавшейся ситуации, что, естественно, формирует не самостоятельность, а приспособленчество. Поэтому возникает и другой вопрос: какое психологическое содержание вкладывали авторы исследования в понятие самостоятельности, какими критериями пользовались, измеряя это качество? Ведь часто два явления, внешне сходные между собой, оказываются по своей сути совершенно различными. Можно, например, легко спутать настойчивость и упрямство. Между тем первое предполагает умение добиваться поставленной цели, в то время как второе - упрямство - обусловлено исключительно мотивом самоутверждения, то есть желанием настоять на своем.

В мае кафедра глазных болезней Смоленской государственной медицинской академии отметила свое 90-летие. Редакция газеты «Поле зрения» и издательство «Апрель» поздравляют всех сотрудников кафедры с юбилеем. Ваш профессионализм, творческая энергия давно отмечены коллегами. Желаем и впредь идти в ногу со временем, активно предлагать новые идеи, поддерживать высокие стандарты качества вашей работы. От души желаем успехов в благородной и очень востребованной работе, крепкого здоровья, благополучия!

В связи с юбилеем заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, профессор Леонид Алексеевич Деев ответил на вопросы нашей газеты.

– Леонид Алексеевич, Вы свыше 30 лет в профессии и многого добились: 20 лет возглавляете кафедру глазных болезней, с 2003 года – факультет высшего сестринского образования. Какие планы ставите перед собой и о чем мечтаете?

– У меня нет определенных планов на будущее. Если я хочу чего-то достичь, я ставлю перед собой цель, достигаю ее, потом перехожу к другой цели. Я счастлив тем, что у меня есть. И в жизни я ничего не хочу менять. У меня прекрасная семья, дети, внуки, которых я очень люблю, интересная работа, которой я с удовольствием занимаюсь. Я очень люблю своих студентов, хотя отношусь к ним очень требовательно. Не люблю, когда они опаздывают и пропускают занятия. Я никогда не поставлю отличнику «пять», если он пришел неподготовленным.

– Можно ли сказать, что Вы живете успехами своих студентов?

– Справедливее будет сказать, что я живу успехами своих учеников. Существует такое понятие «родственные души». Так вот, среди студентов у меня есть родственные души. Их нужно уметь разглядеть в людях, даже среди разгильдяев и двоечников. Случается такое. Приходит ко мне студент сдавать экзамен. Я смотрю его зачетку, а в ней одни «тройки». А он хорошо отвечает. Я же вижу, как он старается. Ставлю ему «пятерку», и в этот же день он понимает, что чего-то стоит. И начинает в себя верить.

– Леонид Алексеевич, Святослав Николаевич Федоров трижды предлагал Вам должность директора одного из филиалов МНТК, и трижды Вы ему отказывали. Эта должность открывала огромные перспективы. Почему Вы не приняли предложение?

– В 1995 году к нам в Смоленск на конференцию приехал Святослав Николаевич Федоров. Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы офтальмологии», посвященная 75-летию СГМА, собрала ведущих российских офтальмологов. В рамках конференции прошло выездное заседание президиума Всероссийского научно-медицинского общества офтальмологов, председательствовал профессор С.Н. Федоров.

Мероприятие прошло на очень высоком уровне. Не постесняюсь и скажу, что мы сделали такую конференцию, которая никому тогда и не снилась. Когда мы шли со Святославом Николаевичем по территории городка, студенты стояли везде, насколько мог видеть глаз, каждый хотел увидеть Федорова. Пока, к сожалению, нам не удалось ничего подобного повторить. Сразу после окончания работы мне позвонили и пригласили на должность директора в один из филиалов МНТК. Был разговор со Святославом Николаевичем, но я подумал и принял решение отказаться. До этого, во время учебы в аспирантуре, было предложение идти заместителем директора в один из филиалов, а после окончания аспирантуры – директором. Но всегда были семейные обязательства, которые брали верх над карьерным ростом. Я ни разу не пожалел о своем решении.

– Читателям нашей газеты может показаться, что Вы лукавите. Вы жили в общежитии. Неужели не хотелось создать для семьи более комфортные условия, когда Вам предложили новую должность?

– Я просто приведу еще несколько примеров из жизни, чтобы объяснить такое решение. У меня было предложение идти в институт проректором с условием, что я должен отказаться от своих взглядов. На что я просто ответил: «Если я вам нужен как человек и специалист, то берите меня таким, какой я есть. А торговаться и изменять своим принципам я не буду. Как я потом буду смотреть в глаза людям? И как объяснить, что я продался за должность?» Конечно, я от этого предложения отказался.

А вот еще один пример. У меня была мечта открыть свой офтальмологический центр. В то время я как раз баллотировался в депутаты Областной Думы. Однажды в гостях разговор зашел о стоимости центра.

– Сколько вам нужно денег?
– 200 тысяч долларов, столько стоит оборудование.
– Хорошо, ждите звонка, вам вечером позвонят.

Так и случилось. В 11 вечера зазвонил телефон. И разговор разворачивался таким образом:

– Вы хотите открыть центр?
– Да!
– Мы дадим вам деньги.
– Ребята, бесплатный сыр только в мышеловке. Что я должен для этого делать?
– Снять свою кандидатуру в депутаты Областной Думы, выйти из Коммунистической партии и объявить, что взгляды коммунистов не состоятельны.

Я вновь отказался. Я проживу и без 200 тысяч долларов, но буду смело смотреть людям в глаза и не буду ничего бояться.

Я был депутатом Городского Совета и должен сказать, что мы многое смогли сделать. Однако позже я увидел, что наши труды никому не нужны. Очень многие вокруг ищут только материальную выгоду.

– В любом современном образовании встает вопрос о методике преподавания, которая позволяет легко усваивать огромное количество информации. Существуют ли на кафедре собственные оригинальные методы обучения, которые могли бы помочь студентам справиться с этой нелегкой задачей?

– У нас на кафедре ведется преподавание у студентов 4-го курса лечебного, педиатрического, стоматологического, иностранного факультетов и у врачей факультета усовершенствования врачей.

Я не скажу, что у нас есть свои особые методики, но на кафедре существуют определенные сложив-шиеся традиции преподавания. Например, методическая работа. Сотрудниками кафедры подготовлены и изданы 32 учебно-методических пособия по всем разделам учебной программы для студентов. Разработаны тесты программированного контроля для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, изданы методические разработки лекций и практических занятий. Разработаны учебно-методические комплексы 1-го и 2-го поколений по всем разделам учебной программы.

Что касается моей методики преподавания, то студенты должны знать определения основных понятий и заболеваний.

После усвоения теоретических знаний студенты переходят к клинике. На занятиях мы никогда не пересказываем учебник. Во время обучения преподаватель должен обратить внимание студентов на ключевые моменты, разъяснить их, показать как можно больше наглядного материала по теме занятия (больных, видео, слайды и т.д.), сделать особый упор на освоение практических навыков.

– Сформулируйте, пожалуйста, основные принципы работы со студентами.

– Самодисциплина. Справедливость. Объективность. Я не терплю, когда студенты опаздывают.

Еще один из моих принципов – особое планирование занятий по принципу «мозговой штурм». Первые полчаса студенты либо пишут контрольную работу, либо я устраиваю опрос. Это нужно для того, чтобы их мозг постоянно работал. Через три-пять занятий они уже все запоминают: термины отскакивают от зубов. После того как они одолели определения, мы вместе начинаем работать с больными, которых я веду. Каждый день мы проводим осмотр пациентов с различной патологией органа зрения, чтобы они увидели как можно больше различных клинических случаев. В первый день работаем по принципу «делай, как я». Потом они начинают действовать самостоятельно. После того как мы полечили больных, мы возвращаемся в кабинет и разбираем детально новую тему. Это продолжается минут 30-40, после этого мы осматриваем больных как раз по этой теме. Для закрепления материала смотрим видеофильмы из моей видеотеки. В заключительной части занятия я устраиваю так называемую «пресс-конференцию» – студенты мне задают свои вопросы.

Другой принцип – быть всегда подготовленным. Я студентам так и говорю: «Если я не буду готов к занятию, то и вы можете ничего не читать». То же самое и с опозданиями. Если я на пять секунд опоздаю, то и им говорю, что они могут опаздывать. Но до тех пор, пока я прихожу вовремя и готовлюсь к каждой лекции, они тоже обязаны это делать.

– Педагогика – это процесс человеческого общения и в нем складываются совершенно уникальные отношения…

– Это действительно так. Могу привести убедительные аргументы. Если студенты видят, что я заинтересован в их обучении, то они отвечают взаимностью. Студент должен знать, что от него хочет преподаватель. Четкое знание основных определений и понятий позволяет сформулировать единые требования в рамках образовательного стандарта. Во время занятий студент должен быть готов ответить на любой вопрос преподавателя по теме занятия или по пройденному материалу. Студент не должен заниматься одним делом более 40 минут: нужна постоянная смена обстановки и вида деятельности.

Наше общение в основном проходит во внеурочное время на кружках и секциях. Они начинаются с 4-го курса. Но многие ребята приходят и с первых, и с последних курсов. Поэтому в начале года в кружок записывается по двадцать человек. И я пытаюсь понять, у кого какая цель: кто пришел за зачетом, а кто – за знаниями. Бывает, что студент приходит с корыстной целью, а остается, чтобы узнать новое. В этом деле главное – сохранить и развить интерес. Для этого нужно понять, кому что нравится. Одному интересны рефракционные операции, другому – только проблемы, связанные с катарактой и ИОЛ, третьему – глаукома. Занятия начинаются с ликбеза. Я приношу методички, а студенты читают и разбираются. Через год они уже четко знают, какому разделу науки хотят себя посвятить.

БЛОГ

В прекрасном, живописном месте городского пространства расположен Волгоградский государственный технический университет – Опорный вуз региона. В его новом высотном корпусе, на шестом этаже находится кафедра мировой экономики и экономической теории. Ее основатель – обаятельная женщина, доктор экономических наук, профессор Лариса Семеновна Шаховская. Сегодня, 10 октября, она празднует день рождения.

Лариса Семеновна имеет такие звания как «Почетный работник высшего профессионального образования России», «Заслуженный работник высшей школы», является действительным членом Академии гуманитарных наук России, членом-корреспондентом РАЕН, действительным членом Академии экономических наук и предпринимательской деятельности. Награждена медалью «За трудовое отличие» (1985), орден «Дружбы народов» (1993).

Свой большой педагогический путь Лариса Семеновна начала в 1967 году, закончив исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской с отличием. В том же году она поступила в очную аспирантуру кафедры политической экономии этого вуза и навсегда связала свою жизнь с высшей школой. В 1970 г., окончив аспирантуру, она вместе с семьей переехала в Волгоград.

Фото из личного архива кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУ


В сентябре 1971 года Лариса Семеновна была принята на кафедру политической экономии Волгоградского политехнического института на должность ассистента, а уже в 1986 году была избрана заведующей кафедрой политической экономии, которая, в свою очередь, в 1994 году получила название "Мировая экономика и экономическая теория".

Фото из личного архива кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУ

Под руководством Ларисы Семеновны защищены около десяти докторских и около 90 кандидатских диссертаций. Шаховская является организатором известной научной экономической школы, которая представлена докторами и кандидатами экономических наук в различных вузах России. Кроме того, ей удалость вырастить в стенах своей кафедры целую плеяду талантливых практиков-управленцев, занимающих ключевые должности на многих предприятиях России и зарубежом.

Сегодня коллеги и ученики Ларисы Семеновны Шаховской передают своему наставнику слова благодарности за годы совместной плодотворной работы, ее вклад в общее дело и судьбу каждого из них.

«Лариса Семеновна – без преувеличения, является человеком-легендой, не только для факультета и университета, но и для всего города Волгограда! Созданная ею научная школа воспитала и продолжает воспитывать талантливых ученых и эффективных практиков-управленцев, которые работают и созидают на благо не только региона, но всей страны. От всей души, хочу пожелать ей новых идей, новых свершений, бодрости духа и жизненного оптимизма! Здоровья и благополучия на долгие-долгие годы! С днем рождения!»

С.К. Волков, к.э.н., декан факультета экономики и управления Волгоградского государственного технического университета

фото из личного архива И.А. Морозовой

«Мои искренние поздравления человеку, который заставил меня в зрелом возрасте перевернуть взгляды на многие вещи, происходящие в жизни… Лариса Семеновна – Копперфильд моего сознания».

И.А. Морозова, д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

Фото из личного архива Е.Г. Попковой

«Дорогая моя Лариса Семеновна, когда-то Вы научили меня ничего не боятся, ценить людей и дарить добро просто так. Так и живу, держу равнение на Ваше благородство и мудрость. Вы – мой Учитель и Наставник, и в каком возрасте или статусе я бы не была, всегда буду Вашим Ленком). Здоровья, долгих прекрасных лет, оптимизма, удачи и большой-большой любви, она всегда Вас так украшает!

Е.Г. Попкова, д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета, Президент АНО «Институт научных коммуникаций»

«В честь вашего дня рождения позвольте выразить Вам благодарность за радость многолетнего плодотворного сотрудничества и профессиональной дружбы, взаимопонимание и поддержку по многим вопросам научной деятельности. Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет...А это означает, что в каждом возрасте мы по-своему молоды. Талантливых и достойных учеников Вам и новых свершений!»

М.К. Беляев, д.э.н., профессор, директор «Учебного центра подготовки экономистов и управленческих кадров для строительства и ЖКХ» Института архитектуры и строительства ВолгГТУ, Почетный работник ВПО РФ, действительный член РАЕ, ПАНИ, МАИЭС, советник РАСН

О.В. Максимчук, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой управления и развития городского хозяйства и строительства Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, Почетный профессор, член-корреспондент РАЕ

«Мудрость и прозорливость, молодость души и огромная жизненная энергия, креативность и педагогический талант, доброта и строгость, отзывчивость и ответственность, женское обаяние и шарм, терпение и понимание, преданность и любовь к своему делу – все эти качества Вы в гармонично сочетаете в себе. Ваш труд невероятно сложно оценить, Вы столько сил отдали главному делу своей жизни – дарить знания нам, Вашим ученикам, что порою отнимали внимание у близких. Здоровья Вам, счастья и благополучия.»

Е.Г. Гущина, д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

Выездное заседание УМО кафедр мировой экономики вузов РФ на базе кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУ


«Дорогая моя Лариса Семёновна! Поздравляю Вас с Вашим Днём – Днём Рождения. Вы в своём арсенале имеете много бойцов Вашего видимого и невидимого фронта. Это все мы, все Ваши ученики, все те, которые будучи вскормленные Вами и вспоенные поистине нектаром стремления к новым и новым знаниям, разлетелись как птенцы «гнезда Шаховской» в разных направлениях. И Вы смогли научить нас самому главному, скажу, перефразируя нашего великого писателя М. Горького, – жажде жизни, силе правды, пламени страсти и уверенности в победе... Мы слышим эти слова пророка – пророка Победы в Вашем лице... Люблю Вас и уважаю.»

М.Л. Альпидовская, д.э.н., профессор Департамента экономической теории Финансового университета

«Дорогая Лариса Семеновна! Поздравляю Вас с Днем рождения! Нас связывают многие годы совместной работы. Вы всегда доброжелательны, полны новых идей и устремлены в будущее. Поэтому я Вам желаю, чтобы ничего не менялось и ваша жизнь по-прежнему была насыщенна радостными событиями, интересными встречами. С наилучшими пожеланиями»

Л.М. Синицына, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«Дорогая, любимая Лариса Семеновна! Вы для меня не только учитель с большой буквы, которому по плечу выполнение любых профессиональных задач, но и прекрасный друг, который всегда поддержит в трудную минуту! Я благодарна судьбе за то, что Вы есть в моей жизни! Желаю здоровья и пусть каждый день приносит улыбку и делает Вас счастливее!»

М.В. Плешакова, к.э.н., доцент Кубанского государственного университета

Фото из личного архива кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУ

«Уважаемая Лариса Семёновна! Не было бы Вас, не было бы той поддержки, которая так часто требуется человеку в трудной ситуации. В такой момент многие остаются один на один с проблемой, потому что все отворачиваются, «погружаются с головой» в занятость или молчаливо нерешительно отсиживаются. В моей жизни трудных ситуаций было много и Вы ни разу не отвернулись, не были заняты, не промолчали. Умение поддержать человека в трудную минуту – это участь Великого педагога и человека. Вы - Великий Педагог и Человек! Долгих лет Вам!»

А.В. Пименов, к.э.н., руководитель проекта Pipeline.Engineering (Участник Сколково) и Е.В. Пименова, к.э.н., многодетная мама и жена Участника Сколково

«Дорогая, Лариса Семеновна! С Днем рождения! Мы с Вами знакомы уже более 25 лет. Случайное распределение для написания курсовой работы по экономической теории превратилось для меня в судьбоносную встречу с Вами. Этому случаю я бесконечно благодарна! Желаю Вам неиссякаемого научного творчества, много, много новых идей, благополучия. Здоровья Вам и Вашим родным!»

И.В. Аракелова, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

Фото из личного архива Я.С. Матковской


«Дорогая, уважаемая Лариса Семеновна! Позвольте выразить Вам то глубокое уважение и восхищение, которые Вы всегда вызывали у меня. Вы для меня не только известный ученый, основатель научной школы, но и человек, у которого всегда можно получить актуальный, своевременный и умный совет, получить рекомендацию, всегда готовый помочь, но и красивая дама, которой все и всегда восхищаются. Думаю, что я не исключения из большого числа Ваших учеников, коллег, которые всегда могут с уверенностью заявить, что у Вас всегда есть чему поучиться, от кого всегда можно получить помощь и поддержку, так нужную в тех сложных ситуациях, в которых мы оказываемся и обращаемся к Вам. Я хочу пожелать Вам в этот день рождения крепкого здоровья, большой удачи, научных успехов, развития вашей научной школы, счастья и любви! Желаю Вам всегда оставаться такой же активной, жизнерадостной и прекрасной!»

Я.С. Матковская, д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета»

«Лариса Семеновна! Благодарю вас за феноминальный пример профессионализма, дисциплины и радушие, за умение всегда находить хорошее в любой ситуации, за результативный опыт отстаивания своего мнения. Мы развивались, обучались и всегда вы были рядом. Долгих лет вам. Здравия. Низкий поклон»

Е. Казарина, заместитель директора ООО «ПК «СтальТрубопром»

«Уважаемая Лариса Семеновна – Вы, как путеводная звезда, дали правильное направление многим, включая меня. Ваши последователи и ученики трудятся в различных сферах, на самых ответственных участках. Спасибо Вам огромное, за те знания и опыт, которыми Вы делитесь с нами. Желаю прекрасного настроения, отличных новых проектов и увлекательных путешествий. Яркое воспоминание: кафедра Ларисы Семёновны первой начала подготовку на втором высшем. Знания, получаемые на занятиях были уникальны для инженеров и технических специалистов. 1998 год, контракты на обучение заключены были в долларах. А они стоили вчера 6, а завтра 20. Две группы по 50 слушателей столкнулись с финансовыми трудностями, многим было не под силу платить по новому курсу. Лариса Семеновна добилась от администрации Вуза фиксации курса на уровне 10 рублей и все продолжили обучение. Это яркий пример, когда Педагог и Предприниматель, интересы общества и образования поставил выше интересов бизнеса»

П.П. Журов, к.э.н., руководитель проекта реализации имущества ГК Стройтрансгаз

«Лариса Семеновна! Примите искренние поздравления с Вашим Днем Рождения! Таких людей как Вы, – единицы! Вы открыли мир науки для многих теперь уже известных научных деятелей и направили на путь успеха руководителей предприятий не только нашего региона, но и страны! Вы дарите свой талант не только науке, но молодому, жаждущему знаний поколению! Вы являетесь для меня и многих из нас примером, на Вас хочется хоть чуточку быть похожим – человек с гениальными идеями, достижениями и блестящими победами! Пусть все, что у Вас есть, приносит Вам радость, пусть судьба преподносит чудесные сюрпризы! Пусть Ваши дни будут наполнены красотой, теплом, позитивом и вниманием любимых людей. Пусть в жизни будет место ярким впечатлениям!»

А.Ю. Заруднева, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«Дорогая Лариса Семеновна! Поздравляю вас с Днем рождения! Желаю здоровья, счастья, долгих лет! Пусть рядом всегда будут дорогие вам люди. А еще удачных дней, хороших новостей, приятных событий. Оставайтесь такой же энергичной, пусть у вас всегда будет желание мечтать, а мечты ваши все сбываются»

Ю.И. Дубова, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«Уважаемая Лариса Семеновна! В этот день хочется, прежде всего, сказать слова благодарности за ваш труд, который позволил получить путевку в научную жизнь множеству высококлассных специалистов. Спасибо за вашу мудрость и терпение, а также за ваше умение объединять людей для решения поставленных задач. Крепкого вам здоровья и неиссякаемой жизненной энергии, которая обязательно будет импульсом для развития нашего коллектива!»

А.В. Евстратов, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«Уважаемая дорогая несравненная Лариса Семеновна! От всего сердца поздравляю Вас с Днём Рождения! Здоровья, бодрости духа и неиссякаемого оптимизма! Вы были и остаётесь для меня примером! Для меня Вы всегда были не просто научным руководителем, но и человеком, который всегда был готов выслушать и поддержать самые смелые идеи. Низкий Вам поклон!»

К. Сулейманова, к.э.н., директор ООО «ТБГ ФинИнвест»

«Глубокоуважаемая Лариса Семеновна! Сердечно поздравляю Вас с Днем рождения! Я несказанно рад, что стал выпускником кафедры много лет возглавляемой Вами. Ваши организаторские способности и личные качества достойны восхищения! Открытость, требовательность к себе и своим ученикам, твёрдость характера, сила воли, способность и желание оказать необходимую поддержку в решении сложных учебных и практических задач сформировали для меня образ в высшей степени интеллигентного и образованного человека. Спасибо Вам, дорогая Лариса Семеновна! Желаю новых профессиональных достижений, доброго здоровья, жизненных сил, стойкости, счастья и благополучия!

Д. В. Орлов, заместитель главного врача ГУЗ «Детская клиническая больница №8»

«Дорогая Лариса Семеновна! От всей души поздравляю Вас с Днём рождения. Здоровья Вам и Вашим близким, мирного неба над головой и спокойствия на душе. Вы неисчерпаемый источник оптимизма и жизненных сил для всех, кто Вас окружает, – родных, друзей, коллег и учеников, а скольким идеям в умах людей Вы поспособствовали родиться – не счесть. Вы научили нас учиться и думать, видеть жизненный ориентир и не бояться творить и саморазвиваться. Спасибо Вам за это».

М.В. Юдин, к.э.н., главный специалист по контролю затрат Дирекции обустройства Гиссарский группы месторождений, Лукойл Узбекистан Оперейтинг Компани

«Уважаемая Лариса Семеновна! От всей души поздравляю Вас с Днем Рождения! Вы не только оказали и продолжаете оказывать неоценимый вклад в развитие нашего факультета, кафедры «Мировая экономика и экономическая теория», но помогали и помогаете в выборе моего научного пути и становлении меня как личности! Желаю Вам, Лариса Семеновна, неиссякаемой жизненной энергии, активной научной и образовательной деятельности, благодарных учеников, здоровья, долголетия, побольше радостных дней и счастливых моментов в жизни!»

О.Е. Акимова, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«В этот день хочу от всей души хочу пожелать вам здоровья, бодрости и активной пловы дотворной работы, осуществления всех задуманных замыслов! В своей работе вы нашли самый короткий путь к успеху – искренне любите свое дело и по праву можете гордиться результатами!»

Е.Е. Харламова, к.э.н., доцент кафедры менеджмента, финансов производственных систем и технологического предпринимательства Волгоградского государственного технического университета

«Лариса Семеновна! Спасибо Вам за время, проведенное с нами. За то, что Вы делитесь своей мудростью. За то, что так любите нас.Мы Вас тоже очень любим! С праздником!»

Н. Бадрак, помощник генерального директора ООО «Италколор»

P.S. За время подготовки статьи на почту редакции пришло еще несколько поздравлений. К сожалению, здесь удалось разместить отклики далеко не всех благодарных учеников. Много людей, при поддержке и наставничестве Ларисы Семеновны, получили путевку в жизнь. Наш город имеет все основания гордиться такими высококлассными специалистами и мудрыми наставниками, как профессор Л.С. Шаховская