Проектно-исследовательская деятельность на коррекционно-логопедических занятиях. Как правильно произносить звук. Иваненко О.В. Познавательно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях с детьми с ОНР. Севостьянова А.Н. Исследование звукопрои

Тема номера

«Перспективы обучения детей с ОВЗ»

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • 2-е дошкольное отделение ГБОУ «Школа № 1909 им. Героя Советского Союза А.К. Новикова», Москва
    • ГБОУ «Школа № 498», Москва
    • ГБОУ «Школа № 1566», Москва
    • ГБУ ВО «ЦППиСП», г. Владимир
    • ГБУ ЦССВ «Академия семьи», Москва
    • ГБУ ЦССВ «Алые паруса», Москва
    • ГБУ ЦССВ «Наш дом», Москва
    • ГКУ ЦССВ «Юнона», Москва
    • МАДОУ д/с «Аленушка», пос. Сосновка Белоярского р-на Тюменской обл., ХМАО—ЮГРА
    • МАДОУ ЦРР — д/с «Сказка», раб. пос. Красные Баки Нижегородской обл.
    • МБДОУ д/с № 1, г. Апшеронск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 7, пос. Заветы Ильича Хабаровского края
    • МБДОУ д/с № 14, г. Крымск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 18, г. Крымск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 35, г. Сергиев Посад Московской обл.
    • МБДОУ д/с № 105 «Антошка», г. Прокопьевск Кемеровской обл.
    • МБДОУ д/с № 124, г. Череповец Вологодской обл.
    • МБДОУ ЦРР — д/с № 156, г. Чебоксары, Чувашская Республика
    • МДОУ д/с № 10, г. Богородицк Тульской обл.
    • Школа для детей с ОВЗ «Благо» ГБПОУ «Технологический колледж № 21», Москва
    • Ахметшина Анастасия Алексеевна
    • Бобылева Елена Владимировна
    • Венчальная Валентина Николаевна
    • Волконская Татьяна Викторовна
    • Германовичене Елена Николаевна
    • Дженгурова Лариса Николаевна
    • Жужма Алина Николаевна
    • Запьянцева Вера Ивановна
    • Иваненко Ольга Валериевна
    • Кириллова Роза Александровна
    • Клейменова Дарья Александровна
    • Кузнецова Светлана Адольфовна
    • Кукушкина Евгения Борисовна
    • Мартыненко Светлана Михайловна
    • Севостьянова Анна Николаевна
    • Стрыгина Елена Николаевна
    • Тихонова Елена Александровна
    • Трунова Ия Васильевна
    • Фетисова Майя Валентиновна
    • Шишкина Светлана Анатольевна
    • Шмакова Марина Вячеславовна
    • Шмакова Мария Игоревна
    • Шуба Светлана Васильевна
    • Щелкунова Елена Павловна

Колонка главного редактора

  • Танцюра С.Ю. Перспективы обучения детей с ОВЗ

Гость номера

  • Мартыненко С.М. Умейте видеть настоящее и прогнозировать будущее

Мастер-класс

Исследования

  • Севостьянова А.Н. Исследование звукопроизносительной стороны речи у детей-сирот дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

    В статье описывается звукопроизношение детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью. Приводится сравнительный анализ звукопроизношения детей с нормальным развитием и детей с нарушениями.

Новые формы работы

  • Кузнецова С.А., Венчальная В.Н. В гостях у Курочки Рябы. Занятие по развитию речи с элементами нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста с ОВЗ

    В статье представлен опыт по развитию речи детей раннего возраста с ОВЗ средствами русской народной сказки и нетрадиционной техники рисования.

Предлагаем обсудить

  • Жужма А.Н. Прогулка по зимнему лесу. Занятие по дифференциации предлогов на и под для детей 4—6 лет с ОНР

    В статье представлены разные виды упражнений для понимания и дифференциации предлогов для детей с общим недоразвитием речи, работа с пространственными понятиями.

Методическая гостиная

  • Иваненко О.В. Познавательно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях с детьми с ОНР

    В статье представлены задания по поисково-исследовательской деятельности для воспитанников старшей группы с ОНР в соответствии с лексико-тематическим планом, приведены примеры бесед. Введение в речевые занятия таких заданий поможет повысить внимание, интерес, мотивировать детей к речевой активности.

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

  • Бобылева Е.В. Невероятное путешествие в сказку. Занятие по дифференциации звуков (с)—(с’) для детей 4—5 лет

    В данной статье представлены занятие по дифференциации звуков [с]—[с’] с использованием русской народной сказки «Гуси-лебеди», практические упражнения для их автоматизации и дифференциации.

  • Шмакова М.В., Шмакова М.И. Ударение. Занятие в подготовительной к школе группе

    В статье представлено занятие с различными видами игр и упражнений, которые можно использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях с дошкольниками и младшими школьниками.

Досуги и развлечения

  • Трунова И.В. У нас в гостях домовенок Кузя. Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи

    В статье представлено занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Продукты питания».

  • Кириллова Р.А. Веселая страна Читай-играния. Логопедический досуг в подготовительной к школе группе

    Логопедический досуг может быть использован как в логопедических, так и в общеобразовательных группах. В процессе практической деятельности дети обучаются элементам грамоты.

Игры и оборудование

  • Германовичене Е.Н. Звуковой замок. Авторское пособие для детей 4—6 лет

    В статье описывается методическое пособие «Звуковой замок», представлен практический материал по созданию развивающей образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО, для закрепления произношения звуков у детей.

  • Волконская Т.В. Игры для развития словарного запаса детей с ОНР

    В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления.

  • Стрыгина Е.Н. Волшебство грамматики. Занятие с использованием игр по обучению грамоте для детей 5—7 лет

    В статье представлено занятие по обучению грамоте с использованием игр, сочетающих двигательную гимнастику и упражнения на развитие пространственного восприятия.

  • Шишкина С.А. Игрушечка-говорушечка Логоигровой комплекс для детей 3—5 лет с ОВЗ

    В статье представлена авторская разработка — логопедическая игрушка используемый на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. С его помощью учитель-логопед создает игровую ситуацию, решая при этом коррекционно-развивающие задачи.

Взаимодействие с семьей

  • Дженгурова Л.Н. Мини-кроссворды как одна из форм взаимодействия родителей и детей

    В статье представлен практический опыт использования мини-кроссвордов как одной из форм взаимодействия с родителями. мини-кроссворды можно использовать как фрагмент занятия или часть досуговой деятельности.

  • Кукушкина Е.Б. Родительская конференция по развитию речи детей

    В статье представлено сотрудничество логопеда с родителями в рамках конференции, даются комплексы упражнений на развитие речи.

  • Фетисова М.В. Почему молчим? Начинаем говорить! Из опыта организации работы с родителями неговорящих детей

    Статья посвящена формированию речи у неговорящих детей с ЗРР. Раскрываются два аспекта работы: медико-реабилитационный и коррекционно-педагогический.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

  • Ахметшина А.А. Индивидуальная адаптированная программа логопедической работы со школьниками с РАС

    В статье отражена специфика организации психолого-педагогического сопровождения семьи обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание уделено вопросам разработки индивидуальной адаптированной программы в рамках деятельности учителя-логопеда.

Актуально!

Молодому логопеду

  • Запьянцева В.И. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка». Занятие в старшей группе

    В статье представлено занятие по пересказу произведения с использованием опорных картинок. Приводится отработка грамматического строя речи с помощью различных упражнений.

Секреты профессии

  • Клейменова Д.А., Тихонова Е.А. Криотерапия на занятиях с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

    В статье описывается криотерапия — эффективный метод развития тактильных ощущений, приводятся занятия с элементами криотерапии.

Добрые странички

  • Шуба С.В. Индивидуальное занятие с неговорящим ребенком с ДЦП

    В статье представлен опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ДЦП. Описанные игровые приемы позволяют активизировать иннервацию движений мышц, развивают экспрессию.

  • Щелкунова Е.П. Один, два, три, четыре, пять. Авторская игра для старших дошкольников

    Предлагаемая игра на дифференциацию звуков помогает старшим дошкольникам в коррекции звукопроизношения, формирует грамматический строй.

Смешные странички

  • Говорят дети…

    Я люблю ходить в детский сад. Там много интересного: друзья, игрушки, и еще нас учат рисовать, и делать книжки для младшей группы. Дима, 6 лет

    В садике у меня много друзей. Но мой самый любимый друг логопед. Я научился говорить звук Р. Сергей, 5 лет

    Я уже взрослый. Мне 4 года. Занимаюсь в саду. Я умею танцевать и играть в машинки. И хожу заниматься с логопедом. Мы учим сказку про язычок. Виталий, 4 года

    Мне 5 лет. Я знаю буквы. Хожу в сад. В саду интересно, там весело, потому что логопед дает нам домашние задания. И я, и папа рисуем в альбоме овощи и фрукты. У папы лучше получается, потому что он хорошо говорит. Рома, 5 лет

Знаете ли Вы

  • Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ

    В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

    Федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

    Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

    • преемственность основных образовательных программ;
    • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

    Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 муниципального образования Тимашевский район Автор опыта: Намм Инна Викторовна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 37

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) » большое внимание обращается на развитие мышления детей, поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношений.

Актуальность проблемы заключается в важности своевременного развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи – один из основных компонентов, без речи невозможно его построить, проанализировать и обсудить насколько оно достоверно, и в тоже время сам процесс исследования помогает развитию доказательной, рассуждающей и обобщающей речи. Особо значима эта проблема для детей с ФФН.

Практическая работа учителя-логопеда позволила увидеть пробелы в воспитательно-образовательной работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии речи. На основании результатов мониторинга развития речи и психических процессов нами (мной и воспитателем группы) были разработана система развития речи в процессе познавательно исследовательской деятельности старших дошкольников, которая позволят качественно и количественно улучшить результаты.

Объединив свои усилия учителя-логопеда, воспитателя группы мы смогли достичь значительных результатов.

Любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно находить решения проблем – важнейшие черты детского поведения, которые удалось нам сформировать в процессе углублённой работы по выше обозначенной проблеме.

Задачу, которую мы решаем:

Помочь детям-логопатам в реализации их познавательной активности, включая детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов и уметь рассказать об этом.

Создание условий развития речи в процессе поисково-исследовательской деятельности мы выстроили по блокам:

Обучение исследовательским действиям.

Цель первого блока: обучение умениям и навыкам проведения учебных исследований, формирование культуры мышления и развитие умений и навыков исследовательского поведения.

Формирование целостного восприятия окружающего, категорийных понятий.

Цель второго блока: расширение представлений об окружающем мире, формирование категорийных понятий. В первую очередь, эта работа строится на основе расширения, углубления представлений о словах, которые объединяют в своем содержании степени обобщения предметов, явлений, действий и т.д.

Развитие речи осуществляется совместно с мышлением, так как эти познавательные процессы самые важные в поисково-исследовательской деятельности.

На первом этапе мы высвечивали проблему и намечали метод ее решения. Само решение, его поиск дети осуществляют самостоятельно.

На втором этапе мы только ставили перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск) .

На третьем этапе постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка са-мого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования. Выделены такие объекты:

Живые объекты, природа:

  • различение живого и неживого;
  • бережное и уважительное отношение к живому;
  • готовность заботиться о ком-то или чем-то;
  • представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

  • орудия труда, инструменты - взрослые показывают ребенку, как ими пользоваться;
  • технические средства, включая средства передвижения, - знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
  • игрушки - ребенок использует по своему усмотрению;
  • материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
  • эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приемы действий (технологии) .

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте.)

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

Данная работа предполагает следующую структуру исследовательского действия:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • выдвигает гипотезу, т.е. предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Основная форма работы – дидактические игры, разработанные по темам, предложенным Программой воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Ожидаемый результат работы: динамичное овладение речью детьми.

I блок «Обучение исследовательским действиям»

Проблемной является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить ее, требу-ются действия, в первую очередь исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Поиск проблем - дело непростое.

С точки зрения развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, т.е. определил то, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Если рассуждать формально, это необходимо. Но кроме формальных рассуждений есть еще реальность, о которой не следует забывать.

Положение о том, что формулирование проблемы обязательно должно предшествовать исследованию, верно лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества - всегда шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Как ни крамольно это звучит, но реальный исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, мы старались проявлять гибкость, не стоит требовать ясного осознания и формулирования проблемы. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Мы считаем, что акт творчества окажется существенно обедненным, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Продукт творчества во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий. Часто ребёнок не знает, что он хочет сказать, до того, как что-то скажет. Обычно в исследовании осознание цели происходит параллельно с ее достижением, по мере решения проблемы. Творчество - созидание нового, преобразование, трансформация того, что существовало вначале. Формируя, открывая, уточняя, интегрируя вновь открывающиеся возможности, ребёнок одновременно конкретизирует и видоизменяет стоявшую перед ним вначале проблему.

Поэтому и от ребенка мы не требовали ясного словесного оформления проблемы исследования.

В ходе выполнения такого рода заданий мы старались воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечали наиболее интересные, оригинальные версии. Метод наблюдения лишь внешне выглядит простым, на практике это не так. Наблюдению мы учили, и это отнюдь нелегкая задача.

Эффективным заданием для развития умения наблюдать становилось наше предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например осенние листья (деревья, яблоки и др.) .

Листья я или воспитатель предлагали взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, назвать цвета. Говорили и о том, где они растут и почему каждой осенью меняют цвет и опадают.

В качестве упражнения для развития способности к наблюдению используется задание «Наблюдение очевидного» .

Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Для этого необходимы оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются в результате логического (словесного) и интуитивного мышления.

Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией; если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превращаясь в ложное предположение. Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» . Нам годятся даже самые фантастические гипотезы и провокационные идеи.

Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей - важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счете, прогресс в любой творческой деятельности.

Как рождаются гипотезы. В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: ученый думает, читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (они обычно называются пилотажными) , в результате находит какое-то противоречие или новое, необычное. Причем чаще всего это «необычное» , «неожи-данное» обнаруживается там, где другим все представляется понятным и ясным. Познание начинается с удивления тому, что обыденно, говорили еще древние греки.

Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий, в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают на-блюдения и эксперименты.

Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют находить новые варианты решения проблем и затем - в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов - оценивать их вероятность.

Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.

Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы - их обычно называют провокационными идеями. Это может быть, например, такая идея: «Птицы находят дорогу на юг потому, что ловят специальные сигналы из космоса» .

Гипотезы, предположения, а также различные провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять, задавать вопросы.

Генезис вопросов имеет существенное значение для понимания процесса развития познавательных интересов ребенка, ибо вопросы являются специфическим и ярким индикатором наличия таких интересов.

Установлено, что ребёнок-логопат, так же как обычный ребёнок, проявляет любознательность к более широкому, чем ранее, кругу явлений; вопросы возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, как это было раньше, но и в связи с появившейся способностью сопоставить прежний опыт с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи и зависимости между предметами и явлениями. Вопросы определяются стремлением к самостоятельности в решении возникших задач, желанием проникнуть за пределы непосредственно воспринимаемого, способностью к более опосредствованным способам познания. Все это выражается в усложняющихся по форме вопросах. Об устойчивости познавательного интереса говорит и то, что ребенок вновь и вновь обращается к интересующему объекту или явлению.

Непременными условиями проведения всех игр-занятий мы выделяли также создание дружелюбной, раскованной обстановки, поощрение не только активно участвующих в деятельности, но и тех, кто не проявляет в данный момент необходимую инициативу, отсутствие какой бы то ни было критики в адрес детей. Это позволяет каждому ребенку почувствовать уверенность в том, что над его вопросами не будут смеяться и что он обязательно сможет проявить себя, пусть в следующий раз.

Форма проведения игр может быть различной - фронтальной или подгрупповой, но последняя, несомненно, дает лучший эффект.

Одними из главных компонентов информационной культуры человека можно считать следующие виды деятельности:

  • поиск информации;
  • восприятие;
  • классификация;
  • нравственная оценка (фильтрация информации) ;
  • обработка (анализ, синтез) ;
  • использование информации.

Овладение родным языком, развитие речи, является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, тем более ребенка-логопата. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. При интегрированных усилиях учителя-логопеда и воспитателя способен овладеть правилами звукового оформления слов, четко и ясно их произносить, иметь определенный словарный запас, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы. Кроме того, ребенок способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание текста, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.

Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления успешно может развивать в познавательно-исследовательской деятельности детей. Планирование, решение, выполнение и анализ любой деятельности невозможен без речевого акта, и как этим ребенок пользуется, необходимо внимание педагога.


Проектно-исследовательская деятельность на коррекционно-логопедических занятиях. Как правильно произносить звук [Р].
Проект – способ организации совместной деятельности взрослого и ребенка для достижения общей цели. Основоположник проектов американский педагог Уильям Кильпатрик представлял учебный процесс в детском саду, как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Под проектированием понимается идеальное осмысление и практическое воплощение того, что должно быть. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Именно исходя из этого я решила попробовать провести с детьми небольшую исследовательскую работу.
Коррекционные занятия на логопункте детского сада посещают дети подготовительных групп с нарушениями звукопроизношения. Цель логопеда – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи школьника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.
Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции (губы, зубы, язык) при произнесении звука невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз, а, следовательно, усложняется и постановка звука. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, когда, используя игровые сюжеты и предметные картинки, логопеды развивают подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети сразу правильно выполняют упражнения и воспроизводят нужный артикуляционный уклад.
Это объясняется рядом причин, например, отсутствие передних резцов у детей не дает опору для языка при произношении некоторых звуков. В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку в начале учебного года самые дошкольники не могут самостоятельно это сделать, а тем более оформить результаты, привлекла родителей. У большей части детей - логопатов нарушено произношение звука [Р], именно поэтому тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук [Р]».
Цель проекта: осмысление ребенком - логопатом положения органов артикуляции при произношении звука [Р].
Задачи:
-выяснить, какие органы участвуют в образовании речи человека,-установить, какие из них принимают участие в произношении звука [Р],-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р]
Вид проекта:
исследовательский, краткосрочный, индивидуальный
Адресация:
Проект реализуется в рамках Программы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения
Участники проекта: дети подготовительной группыВозраст участников: 6-7 лет
Сроки реализации: ноябрь 2015-2016 учебного года
Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р.Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.


Приложенные файлы

Власенкова В.И. учитель-логопед.

Программное содержание:

1. Познакомить детей со звуком “В”, закрепить артикуляционный уклад звука. Продолжать учить выделять заданный звук из слогов, слов, самостоятельно придумывать слова с заданным звуком.

Учить придумывать слова-признаки к заданному слову-предмету

2. Развивать внимание, мышление, догадливость при отгадывании загадок и нахождении выхода из проблемной ситуации в рассказе. Учить детей по итогам проведённого эксперимента делать выводы и корректировать свои поступки.

3. Закрепить знание детьми основ безопасности жизни (правила поведения в быту): уметь оценивать безопасность придумываемых игр.

Предварительная работа.

  1. Беседы о правилах поведения в быту.
  2. Чтение рассказа Г Юдина “Как Мыша шалил”.

Оборудование:

Раздаточный материал:

  1. конверты с разрезными картинками;
  2. пластиковые стаканчики и макароны для проведения эксперимента;
  3. полоски – слова, изготовленные из металлизированной бумаги;

Демонстрационный материал:

  1. картинка и игрушка мышонок Мыша;
  2. книга-копилка для придуманных слов;
  3. адаптированный рассказ Г.Юдина “Мыша-водолаз”;
  4. видео-мультфильм с официального сайта МЧС “Спасик и его друзья” (правила поведения в быту);
  5. Картинки с изображением водолазов;
  6. 6. Настойка валерианы.

    Ход занятия.

    Оргмомент.

    Логопед предлагает ребятам познакомиться с присутствующими на занятии гостями и улыбнуться им.

    Эмоциональная зарядка: Чтобы в кабинете стало ещё светлее и уютнее логопед предлагает собрать детские улыбки в один большой букет и подбросить вверх

    Ребята, к нам на занятие должен придти ещё один интересный гость, но, к сожалению, немного задерживается. Он просил вас сложить разрезную картинку и тогда вы сможете узнать его.

    (дети складывают разрезную картинку - мышонок)

    Основная часть.

    Появляется игрушка- мышонок МЫША, знакомится с детьми и предлагает ребятам поиграть, ведь он настоящий выдумщик и очень любит весёлые игры.

    1 Загадки мышонка Мыши:

    а) Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варили кисели,

    Чтобы не было беды-

    Жить нельзя нам без…….(воды)

    б) Я зашёл в зелёный дом

    И весь вечер пробыл в нём.

    Оказался этот дом

    Быстро в городе другом. (вагон)

    в) Плещет тёплая волна

    В берега из чугуна.

    Отгадайте, вспомните,

    Что за море в комнате? (ванна)

    2.Выделение звука “В” из отгадок.

    3. Показ и объяснение артикуляции звука “В”.

    Показ сигнальной картинки на звук “В”. Произнесение звука тихо, громко, по столам, по рядам, индивидуально - по заданию логопеда.

    4.Внесение книги-копилки для слов (по мере придумывания слов, дети и гости складывают их в копилку)

    5. Игра “Хлопни в ладоши”, когда услышишь звук “В”

    Среди других звуков;

    Выделение звука в слогах;

    Выделение звука в словах (слова-полоски кладём в копилку)

  7. Упражнение на внимание:

“Сколько пальчиков мы загнули?”

Инструкция: загибаем пальчики, если услышим звук “В”

Летели птицы: ворона, воробей, синица, голубь, павлин, чайка.

(слова в копилку)

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Мыша: Вам, как детям железнодорожников известно слово, которое начинается на звук “В”

Тут и там, повороты головы

Тут и там направо и налево

На перроне шум и гам. хлопки в ладоши

Вот гудок в путь зовёт- приставляем кулачки к губам,

как будто играем на трубе

Скоро поезд отойдёт. двигаем согнутыми локтями,

изображая колёса паровоза

8.Чтение рассказа Г. Юдина “Мыша-водолаз”

Логопед: Мыша, а ты знаешь, какие бывают игры? Наши ребята тебе подскажут:

Интересные

Развлекательные

Развивающие

Подвижные

Настольные

Спортивные

-опасные!!!

Давай прочтём ребятам рассказ Г.Юдина о том, как ты, озорник, играл в одну опасную игру

Мыша-водолаз.

Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. (Вспомнить, кто такой водолаз, рассмотреть картинку).

Он налил полную ванну воды, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, заткнул ноздри и уши, и взял длинную макаронину, чтобы через неё дышать

(Эксперимент с макаронами)

Учитель-логопед предлагает ребятам положить макаронину в стаканчик с водой, а затем продолжает чтение рассказа.

Примечание: Чтобы не отвлекать детей, стаканчик убирается в шкаф.

Мыша сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну ванны, восхищаясь своей выдумкой.

Вопросы к детям: Как вы думаете, что произошло с макаронами?

Из шкафа вынимается стаканчик с размокшей от воды макарониной (чтобы эксперимент не зависел от времени – этот стаканчик приготовлен заранее)

“Ну, пора всплывать”- наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжёл, что всплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но верёвка разбухла и не развязывалась (Вспомнить, как трудно развязать мокрые шнурки или завязки у шапки).

Что делать?- в отчаянии думал водолаз.

Вопросы к детям: Как найти выход из трудной, проблемной ситуации? - ребята предлагают разные варианты решения этой проблемы.

Вдруг Мыша увидел в дне ванны пробку. Кое-как выдернул её Мыша и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного водолаза и мгновенно засосав его в дырку.

Вот так и просидел Мыша до самого вечера, пока не пришли мама с папой и не вычерпали вёдрами всю воду из ванной. Они вынули водолаза, высушили его, а потом сидели на кухне и пили вместо чая валерьянку. Вот так!

(предложить ребятам понюхать, как сильно пахнет это лекарство)

9. После короткой беседы об опасных играх, предложить гостям вместе с ребятами вспомнить, какие слова на звук “В” они запомнили в этом рассказе и тоже положить эти слова в копилку.

10. Рассказ логопеда о специальном портале, созданном МЧС для детей в Интернете, который называется СПАС - ЭКСТРИМ.

Просмотр видео-мультфильма “Спасик и его друзья” (правила поведения в быту).- 4 минуты

11. Повтор и закрепление правил организации домашних игр Беседа об опасных играх: с водой, с огнём, возле дорог, на железнодорожных путях,

Итог занятия.

Сюрпризный момент. (Мыша угощает ребят конфетками, которые превратились из нарисованных в настоящие).

Организация экспериментальной деятельности детей

на логопедических занятиях в ДОУ

Слово «эксперимент» с латинского языка переводится, как «проба, опыт», и одно из значений этого слова – опыт вообще, попытка осуществить что-либо. (Слайд №2)

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.
Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.

В своей работе я использую следующие виды работ.

Конструирование букв. (Слайд №3) На столах – палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.

Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть палочку или добавить и т.д.)
Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). (Слайд №4) На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна – насос, терка – актер).

Подбор слов к заданной звуковой модели. (Слайд №5) На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).

Подбор слов к данной рифме. (Слайд №6) Например: картина – малина; клубок – колобок; клевер – веер т.д.

Разгадывание ребусов (Слайд №7)
Образование новых слов из букв данного слова. (Слайд №8) Например: трамвай – трава, рама, март и т.д.

Придумывание слов на определенный слог (например: мука, муха, музей, мусор, мул).
Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов – с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.
Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка – майка – гайка – чайка.
Работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).
Перестановка слов с целью получения нужной фразы. (Слайд №9) Например: «Миши новая машина у».
Соединение частей разорванных предложений. (Слайд №10) Например: «Идёт моросящий. Дождь жалобно мяукает. Мурка».
Составление рассказа из двух текстов , прочитанных вперемешку.
Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
Чтение текста с конца
, чтобы осознать неудобство такого прочтения.

Отгадывание кроссвордов (слова на определенную букву, тематические и др.).
Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей стараюсь уделять работе по индивидуальным карточкам.

Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение, как для детей, так и для педагогов.

(Слайд №11)

Для детей:
- обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению;
- создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- развивают различные стороны психической деятельности – внимание, мышление, память, речь;
- закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
- формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
- формируют навыки самоконтроля и самооценки.

(Слайд №12)

Для педагога:
- снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;
- позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
- налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.

(Слайд №13)

Работу по карточкам можно проводить:

На индивидуальных занятиях – как один из видов контроля фронтальных занятий,

Во второй половине дня – в коррекционной работе с воспитателем.

Примерные задания.

(Слайд №14)
1. Составь звуковые модели слов, сравни их.
2. Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.
3. Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.
4. Соедини картинку со звуковой моделью.
5. Соедини между собой картинки и звуковые модели.
6. Исправь ошибки в звуковой модели слова.
7. Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.
8. Подбери три слова к звуковой модели.
9. Составь слово по первым звукам названий картинок.
10. Составь слово по вторым звукам названий картинок.
11. Составь слово по последним звукам названий картинок.
12. Определи место звука [л] в словах (в начале, середине, конце).
13. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости-мягкости.
14. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости – твердости.
15. Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?
16. Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.
17. Соедини картинку со слоговой схемой.
18. Соедини между собой картинки и слоговые схемы.
19. Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.
20. Составь слово по первым слогам названий картинок.
21. Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.
22. Составь предложение по картинке и графической схеме.
23. Составь по одному предложению по каждой графической схеме.