Практическая работа приготовление раствора соли. Отмерьте вычисленный вами объем воды. Пример решения задачи

Сильванович Марина Сергеевна

Учитель химии

КГУ «Бастомарская средняя школа»

Цель урока: сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.

— закрепление теоретических знаний о растворах и способах выражения их концентрации;

— совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием и умений решать расчетные задачи на определение концентрации раствора;

— воспитание аккуратности, наблюдательности и культуры безопасного поведения в химическом кабинете.

Оборудование: весы учебные с разновесами, колба коническая, колба мерная цилиндр измерительный, стеклянная палочка, лист бумаги, кристаллическая поваренная соль.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

— Ребята, вспомним, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)

— Вспомните, какое значение имеют растворы? (Ответы учащихся: почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.;получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

— Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы).

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с растворами: при приготовлении солений, компотов, при употреблении лекарственных препаратов. Многие профессии связаны с растворами: фармацевт, медсестра, кондитер, учитель химии, лаборант.

Сегодня на уроке мы на практике научимся готовить раствор нужной концентрации.

1. Из каких компонентов состоят растворы? (растворитель, растворимое вещество)

2. Из чего складывается масса раствора? (Масса растворителя и масса растворенного вещества)

3. Что показывает массовая доля растворенного вещества?

4. В 150 г воды растворили 50 г сухого молока. Массовая доля растворенного вещества в растворе равна.

5. Для приготовления 500 г 2 % молочного напитка необходимо взять воды массой.

3. Выполнение практической работы.

— Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».

Правила техники безопасности.

При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.

(Ученики по очереди объясняют всему классу правила ТБ при проведении практической работы).

Помни каждый ученик, Знай, любая кроха, Безопасность – хорошо, А халатность – плохо!

Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай, Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай!

Чтобы опыт получился, Пользуйся посудой чистой!

Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе будто мармелад, Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд!

Практическая работа № 4:

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

Цель работы: приготовить раствор с заданной массовой долей растворённого вещества

Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка.

Реактивы: поваренная соль — NaCl, дистиллированная (кипяченая) вода – Н2О.

Ход работы:

1. Расчет массы необходимых веществ для приготовления раствора.

* Из предложенных условий выберете один и рассчитайте массы воды и соли.

ВАРИАНТ 1.

Приготовить 25 г 4 %-ного раствора поваренной соли.

ВАРИАНТ 2.

Приготовить 20 г 5 %-ного раствора поваренной соли.

ВАРИАНТ 3.

Приготовить 25 г 2 %-ного раствора поваренной соли.

2. Измерение массы соли и объема воды

* Уравновесить весы с помощью листа бумаги.

* На правую чашку весов установить гирьку, на левую насыпать соль до уравновешивания.

* Высыпать соль в коническую колбу.

* Измерить необходимое количество воды с помощью мерного цилиндра (mH2O=VH2O)

* Перелить воду в коническую колбу.

3. Приготовление раствора

* Перемешайте соль и воду в конической колбе с помощью стеклянной палочки до полного растворения соли.

* Перелейте полученный раствор в мерный цилиндр и измерите объем раствора.

* Приготовленный раствор сдайте учителю.

4. Оформление работы

4. Итог урока, выставление оценок.

5. Домашнее задание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Растворимость веществ»

Цель: изучение растворимости некоторых веществ при различных условиях; закрепление знаний о явлении растворимости

Рис. 1. Кривые растворимости

Некоторых солей

Практические работы" href="/text/category/prakticheskie_raboti/" rel="bookmark">практической работы .

Из жизненного опыта вам известно, что растворимость веществ не безгранична. По степени растворимости вещества можно разделить на практически нераство-римые например, хлорид серебра - 0,0015 г/л), малорастворимые ( гипс- 2 г/л) и хорошо растворимые (сахар - 2000 г/л). В соответствии с количеством растворенного вещества юры могут быть ненасыщенные, насыщенные и перена-сыщенные.

Раствор, в котором данное вещество при данной темпера|туре больше не растворяется, называется насыщенным, а раствор, в котором еще может раствориться добавочное количество данного вещества, - ненасыщенным. Например, - насыщенный раствор поваренной соли при комнатной тем­пературе образуется при растворении в 100 г воды 32 г соли. Если мы добавим еще некоторое количество соли, то она вы­падет в осадок. Однако при нагревании смеси соли с водой до 100°С в 100 г воды может раствориться 39,8 г соли. При охлаждении раствора избыток соли не всегда выпадает в осадок. Такие растворы называются перенасыщенными (они очень неустойчивы). Графически зависимость растворимости от температуры выражается так называемыми кривыми растворимости (рис. 1). По ним можно определить растворимость вещества при различной температуре, выбрав соответствующую точку. Например, растворимость калийной селитры при 700 С – 130 г в 100 мл воды. Количественно растворимость характеризуется коэффициентом растворимости – эта масса (в г) вещества, насыщающаяся при данных условиях 100г растворителя.

Ход работы

Результаты оформляете в таблицу:

I. Зависимость растворимости от природы растворяемо­го вещества.

1. Получите следующие вещества: иодид калия (KI), по­варенную соль (NaCl), калийную селитру (KN03).

2. Пользуясь графиком растворимости, определите коэф­фициенты растворимости этих веществ при данной тем­пературе (массу веществ, образующую насыщенный рас­твор в 100 мл воды).

3. По возможности точно отвесьте необходимые количе­ства веществ и отмерьте мерным цилиндром объем во­ды - 100 мл (три порции).

4. Приготовьте насыщенные растворы: осторожно при­сыпайте в колбы с водой отвешенное количество ве­ществ, постоянно перемешивая стеклянной палочкой. Убедитесь, что растворы насыщенные (вещества больше не растворяются). Избыток вещества удалите из раствора фильтрованием.

Колбы, в которых находятся насыщенные растворы по­варенной соли и калийной селитры, оставьте для даль­нейшей работы.

II. Зависимость растворимости твердых веществ от тем­пературы.

1. Возьмите насыщенные растворы калийной селитры и поваренной соли, нагрейте их до кипения и прекратите нагревание.

2. Осторожно добавляйте NaCl и KN03 в соответствую­щие горячие растворы, пока не получите перенасыщен­ные растворы (дальнейшего растворения веществ не про­исходит). Отметьте, какого вещества удалось растворить больше (сравните ваши наблюдения с данными кривых растворимости этих веществ).

3. Охладите растворы. Наблюдайте выпадение кристал­лов растворенных веществ.

Сформулируйте общий вывод по практической работе

Приготовление растворов солей
с определенной массовой долей
растворенного вещества

Практическая работа (1 ч) 8 класс

Практическая работа выполняется по инструкции и содержит несколько вариантов. Каждый ученик выбирает один из пяти предложенных вариантов задач. Задания, обозначенные звездочкой (*), предназначены для учащихся, успешно выполнивших предыдущие задания.

Цели . Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.
Оборудование . Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы . NaCl, Н 3 ВO 3 , СuSO 4 , NaHCO 3 – все кристаллические, 30%-й раствор NaOH, дистиллированная (кипяченая) вода.

Подготовить для приготовляемых растворов склянки с этикетками, на которых формула изображена в цвете: для кислот – красным, для солей – черным, для щелочей – синим.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей работы по инструкции, используя материал учебников 8-го класса авторов О.С.Габриеляна (§ 34) или Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (§ 30).

ХОД УРОКА

В письменном отчете записываются название темы, цели, оборудование, реактивы (4–5 мин).
Предлагается несколько вариантов расчетных задач для приготовления растворов и пример решения задачи.

Вариант № 1

Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?

Вариант № 2

Какие массы гидрокарбоната натрия и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 50 г с массовой долей соли 10%? Где используют данный раствор?

Вариант № 3

В 45 г воды растворено 5 г NaCl. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе. Для чего необходим этот раствор в быту и лаборатории?

Вариант № 4*

Рассчитайте массы воды и безводного сульфата меди, необходимые для приготовления 100 мл раствора, содержащего 8% соли. плотность раствора – 1,084 г/мл. Где применяют полученный раствор?

Вариант № 5*

Какую массу воды нужно добавить к 100 мл 30%-го раствора гидроксида натрия ( = 1,33 г/мл) для получения 10%-го раствора щелочи, используемого в лаборатории?

Пример решения задачи

Вычислите массы соли и воды, которые потребуются для приготовления 50 г раствора хлорида натрия, содержащего 0,1 массовой доли соли.

Этапы выполнения работы

1 . После произведенных расчетов по одному из вариантов оформите их в тетради (6–7 мин).
2 . Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в стакан объемом 100 мл или колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду! Кислоту добавляют в воду при постоянном перемешивании!

Взвешивание
(6–7 мин)

· Отрегулируйте арретиром весы.
· Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов, разновесы на правую. (Для левшей – на правую чашку кладут вещество, на левую – разновесы.)
· Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.
· После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.
· По окончании работы проверьте разновесы. Весы арретировать (привести в нерабочее состояние).

Жидкости на весах не взвешивают !

3 . Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью или водой (1–2 мин).
4 . Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов!
5 . В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте рисунок сосуда, в котором вы приготовили раствор (10 мин).
Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту.

Пример . 0,9%-й раствор NaCl называется физиологическим. Применяется для инъекций.

6 . Сделайте письменный вывод о проделанной работе (5–6 мин).
7 . Приведите рабочее место в порядок (1–2 мин).
Сдайте тетради на проверку.

Домашнее задание

Задача . Определите массу воды, которую нужно добавить к 50 г раствора с массовой долей соли 5%, чтобы получить раствор с массовой долей соли 2%.

Учитель следит за выполнением работы учащимися и отмечает свои наблюдения в карточке учета умений.

Карточка учета умений

Операции практической работы Фамилии учащихся
А Б В Г Я
Приготовление склянки для раствора
Знание правил техники безопасности
Взвешивание вещества
Работа с мерным цилиндром
Приготовление раствора
Kультура выполнения опыта
Оформление отчета

Образцы отчета о проделанной
практической работе

Вариант № 1

Взвешиваю 1 г борной кислоты, помещаю его в стакан и добавляю к веществу воды до метки 50 мл. Вещество растворяется в воде. Для его лучшего растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку с этикеткой.
Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство.
В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.

Вариант № 2

Взвешиваю 5 г гидрокарбоната натрия и помещаю в химический стакан вместимостью 50 мл (или 100 мл). Добавляю воды до метки 50 мл. Вещество растворяется. для его полного растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Получила 10%-й раствор NaHCO 3 . Переливаю раствор в склянку с этикеткой.
Полученный раствор используют для обработки кожного покрова в случае попадания на него кислоты.

Вариант № 3

Взвешиваю на весах 5 г хлорида натрия и помещаю соль в химический стакан. Мерным цилиндром отмериваю 45 мл воды и добавляю к соли. Для лучшего растворения соли перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку.
Раствор используют в быту для засолки огурцов и квашения капусты. В лаборатории раствор NaCl используют как реактив для проведения химическиx реакций.

Вариант № 4*

Взвешиваю на весах 8,7 г соли CuSO 4 . Отмериваю мерным цилиндром 100 мл воды и переливаю в стакан с солью. Перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Приготовленный раствор переношу в склянку с этикеткой.
Раствор используют для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

Вариант № 5*

Добавим к выданному 30%-му раствору щелочи 266 мл воды. Получили 10%-й раствор NаОН.
Внимание ! Если для приготовления растворов берут щелочь в кристаллическом виде, тогда щелочь добавляют в воду.
Раствор используют в химической лаборатории для проведения химических реакций.
Вывод. Рассчитав массу вещества и объем воды, приготовили раствор с заданной концентрацией растворенного вещества, используя операции: взвешивание, отмеривание объема жидкости, растворение. Растворы широко применяются в быту и народном хозяйстве.

Домашнее задание

Цели:

1. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.

2. Воспитывать сознательную дисциплину во время практической работы. Развивать диалектическое мировоззрение, воспитывать коммуникативную культуру учащихся, формировать умения организовать работу.

3. Создать условия для развития логического мышления, интеллектуальных умений.

Оборудование: Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.

Реактивы : Н 3 ВO 3 , NaHCO 3 , KMnO 4 – все кристаллические, дистиллированная (кипяченая) вода.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Подготовка к выполнению практической работы.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

3. Ход работы.

Цель: Закрепить знания по теме «Растворы», развить навыки решения задач на нахождение массовой доли вещества, обращения с химическими реактивами.

Схема движения по модулю

УЭ-1: входной контроль

Цель. Проверить знания и готовность к практической работе.

Работаем в тетради для практических работ.

ЗАДАНИЕ

I вариант

1. Массовая доля – физическая величина, которая измеряется:

а) в литрах;
б) в граммах;
в) в процентах;
г) в молях.

2. Что называют мениском?

(1 балл.)

3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 200 г воды 40 г КОН?

а) 16,7;
б) 20;
в) 40;
г) 33,4.

II вариант

1. Массовая доля – физическая величина, которая обозначается:

а) m;
б) w;
в) V;
г) M.

2. Какой мениск даёт вода в стеклянном сосуде?

3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 180 г воды 20 г КОН?

а) 16,7;
б) 20;
в) 10;
г) 33,4.

Проверь себя по ответам на доске.
Если ты набрал 0 баллов, то при выполнении УЭ пользуйся тетрадью с конспектами.
Если ты набрал 1 балл, переходи к УЭ-2.
Если ты набрал 2 балла, переходи к УЭ-3.
Если ты набрал 3 балла, переходи к УЭ-4.

Цель. Развить умения подбирать разновесы для отвешивания вещества определенной массы.

Упражнения.

1. Отобрать разновесы для отвешивания 6,25г вещества (5г + 1г + 0,2г +0,05г = 6,25г).

2. Отобрать разновесы для отвешивания 3,64г вещества 2г + 1г + 0,2г + 0.2г + 0,2г + 0,02г + 0,02г

Цель. Развить навыки решения задач на нахождение массы растворенного вещества в растворе.

I вариант

Какую массу гидрокарбоната натрия надо взять, чтобы приготовить раствор массой 20 г с массовой долей соли 2%? Где используют данный раствор?

Ответ: m (NaHCO 3) = 0,4 г. Полученный раствор используют для обработки кожного покрова в случае попадания на него кислоты.

II вариант

Определите массу борной кислоты, необходимую для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?

Ответ: m (H 3 BO 3) = 1 г, Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство. В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.

Цель. Закрепить практические умения по приготовлению раствора с заданной массовой долей растворенного вещества в растворе.

При ожогах электрическим током накладывают повязку, смоченную 1 % раствором марганцовокислого калия KMnO 4 . Приготовьте 80 г данного раствора.

Цель. Выпарили 150 г 15 % -ного раствора сахара. Сколько сахара осталось в чашке после выпаривания?

Сдайте тетрадь для практических работ учителю. Приведите в порядок свое рабочее место.

Рефлексия

Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: «я», «мы», «дело».

Урок №___ 8 класс « » _______. _____ г.

ТЕМА: Практическая работа №3 . Приготовление растворов солей с определённой
массовой долей растворённого вещества .

Цель урока : сформировать умение осуществлять расчеты по формуле определения массовой доли растворённого вещества; сформировать практические навыки приготовления растворов с заданной концентрацией с использованием лабораторной посуды и химических веществ.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь готовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Основные виды деятельности учащихся. Осуществление расчётов для приготовления. Работа с техническими весами и мерной посудой. Приготовление раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

Основные определения: раствор, растворитель, растворенное вещество, массовая доля растворенного вещества, насыщенный и ненасыщенный раствор, концентрированный, разбавленный раствор, кристаллогидрат.

Оборудование: лабораторная посуда, правила Т.Б., кухонная поваренная соль (сахар, сода), вода, весы с разновесами.

Тип урока : урок закрепления знаний.

Метод обучения: проблемно-поисковый, практическая работа.

Организационные формы : беседа, практическая работа.

Структура урока

I. Организационный этап 2 мин

II. Актуализация и мотивация знаний …………………...5 мин

    Инструктажи: по технике безопасности

по проведению практической работы..5-6 мин

    Проведение практической работы …. 25 мин

    Домашнее задание...1- 2 мин

    Подведение итогов урока...3 мин

    Рефлексия урока ………………………………………… 2 мин

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (Учет отсутствующих учащихся)

    АКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ ЗНАНИЙ

Проводится опрос, учащиеся вспоминают основные формулынеобходимые для приготовлениярастворов солей с определённоймассовой долей растворённого вещества.

Беседа по вопросам

    Какие компоненты входят в состав раствора?

m (раствора) = m (вещества) + m (растворителя).

    Как определить состав раствора?

Состав раствора количественно выражается концентрацией , соотношением количества растворенного вещества и растворителя . Чаще всего используется массовая доля растворенного вещества (процентная концентрация), которую можно вычислить по формуле:

Массовая доля растворенного вещества - безразмерная величина, выражается в долях от единицы или в процентах.

Используя эту формулу, можно вычислить массу вещества и раствора:

m (раствора) = m (растворенного в-ва) *100% / w (растворенного в-ва)

m (растворенного в-ва) = m (раствора) *w (растворенного в-ва) /100%

    Вода жидкость как мы отмеряем ее массу?

Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/мл.

ρ=m / v V= m / х;

Жизнь на Земле зародилась в растворе с массовой долей солей около 1%. Раствор, содержащийся в живом организме и составляющий основу крови, имеет массовую долю соли 0,9%. Все сложные обменные процессы на клеточном уровне протекают в растворах. В повседневной жизни мы с вами используем растворы: поваренной соли, соды и тд..

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

    Какова цель нашего урока? (учащиеся самостоятельно формулируют цель практической работы).

Научиться готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, уметь использовать следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворять вещества; производить необходимые расчеты.

    ИНСТРУКТАЖИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПО ПРОВЕДЕНИЮ П.Р. (Подготовка учащимися рабочего места к практическому занятию).

Учащиеся называют Правила по ТБ.

    Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем.

    Нельзя брать реактивы не защищенными руками.

    Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой.

    Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.

Для работы вам необходимы весы с разновесами. Вспомним строение технохимических весов и правила работы с ними. Приложение №2.

Учащиеся знакомятся с инструкцией по проведению и выполнению практической работы (с.118 учебника).

Каждый учащийся получает свое задание. Приложение №1.

    ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (Оформление в тетради)

Практическая работа №3

Тема: Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (соли).

Цель : научиться приготовлять растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, уметь производить необходимые расчеты.

Оборудование: т ехнические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.

Реактивы: дистиллированная (кипяченая) вода, сухая поваренная соль, сухая питьевая сода.

Правила техники безопасности: работа с сыпучими веществами;правила взвешивания.

Ход работы

Задание № 1. Проведите расчеты.

Рассчитайте массу вещества и объём воды необходимые, для приготовления раствора ___г. с массовой долей вещества ___%.

Результаты расчетов занесите в таблицу:

Масса раствора

Массовая доля раств. вещества w (%)

Масса вещества

Масса воды

Объем воды

Задание № 2. Взвешивание.

Перед взвешиванием проверьте техническое состояние весов. На чаши весов положите одинаковые кусочки фильтровальной бумаги (на неё будет насыпаться вещество при взвешивании и размещаться разновес) и уравновесьте весы при помощи маленьких кусочков бумаги.

Отвесьте на весах рассчитанную вами навеску соли. На правую чашку весов при помощи пинцета поместите разновес (в соответствии с тем, какую массу должна иметь навеска соли), а на фильтровальную бумагу, лежащую на левой чашке, насыпьте соль. Снова уравновесьте весы, добавляя или убирая небольшие порции соли.

Задание № 3. Приготовление раствора .

Навеску соли перенесите в колбу. При помощи мерного цилиндра отмерьте объём воды, необходимый для приготовления раствора. При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости, а черта деления - напротив нижнего мениска уровня жидкости. Примерно половину отмеренного объёма воды вылейте в колбу с веществом. Энергичным взбалтыванием добейтесь полного растворения соли. Затем в полученный раствор вылейте остальную воду, после чего раствор взболтайте вновь.

Задание № 4. В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте вывод.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить темы «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы».

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель подводит итоги урока, оценивает технику работы учащихся, проводит обсуждение выполненной работы.

Наш урок хочу закончить словами М.В.Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

    РЕФЛЕКСИЯ УРОКА

Самостоятельно проанализировать, чему научились, а над чем еще надо поработать.

Список использованной литературы:

    Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.: ил.

    Гара Н. Н. Г20 Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2014. - 127 с. - ISBN 978-5-09-018248-5.

m (вещества)

m (вещества)

Приложение №1.

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

Приложение №2.