Позиционная мена звуков по способу их образования. Позиционная мена и позиционные изменения согласных. В каком слове все согласные мягкие

Позиционная мена гласных звуков – это мена ударных гласных с безударными в пределах одной морфемы при изменении фонетической позиции звука по отношению к ударению. Позиционная мена гласных может быть двух типов: мена гласных параллельного типа и перекрещивающегося типа.

Мене гласных параллельного типа подвергаются только гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]. При изменении фонетической позиции по отношению к ударению ударные звуки верхнего подъема закономерно заменяются безударными, количественно редуцированными гласными [и ], [ы ], [у ]. Например: л[и́]ст - л[и ]сто́к; с[ы́]р - с[ы ]ро́к; л[у́]нный - л[у ]на́.

В данном типе нет общих членов у рядов позиционной мены, гласные верхнего подъема продолжают различаться и в безударном положении.

Мене гласных перекрещивающегося типа подвергаются гласные неверхнего подъема [а], [о], [е], [э], которые в безударном положении заменяются количественно и качественно редуцированными звуками, т.е. звуками иной артикуляции, и при этом перестают различаться в безударном положении. Данный тип мены имеет два варианта, обусловливаемых качеством соседних согласных и употреблением гласных в абсолютном начале слова.

Мена гласных перекрещивающегося типа в позиции

После твердых согласных и в абсолютном начале слова

(в неприкрытом слоге)

Ударные гласные [а] и [о], изменяя фонетическую позицию по отношению к ударению в пределах морфемы, закономерно заменяются в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова звуком [Λ], а в остальных предударных и во всех заударных слогах – редуцированным 2-ой степени среднего ряда среднего подъема нелабиализованным [ъ]. Например:

[па́]р – [пΛ]ры́ – [пъ]рово́й; в[х о́]д – в[хΛ]ди́ть – вы́[хъ]д.

Налицо общие члены у рядов позиционной мены, звуки [а] и [о] перестают различаться в безударном положении.



Мена гласных в позиции после мягких согласных перекрещивающегося типа.

Ударные гласные [а], [о], [е] при изменении фонетической позиции по отношению к ударению закономерно заменяются в первом предударном слоге звуком [и е ], а в остальных предударных и во всех заударных слогах – редуцированным 2-ой степени переднего ряда верхне–среднего подъема нелабиализованным [ь]. Например:

[ч’а́]с – [ч’и е ]сы́ – [ч’ь]сово́й;

[л’о́]д – [л’и е ]до́вый – [л’ь]дова́р;

[л’е́]c – [л’и е ]cа́ – [л’ь]cово́з.

Примечание:

Особое место среди гласных занимает звук передне-среднего ряда среднего подъема [э], который, в отличие от гласного переднего ряда [е], выступает в позиции после твердого согласного. Попадая в безударное положение, этот звук в первом предударном слоге закономерно заменяется звуком [ы э ], а в остальных безударных слогах – редуцированным 2-ой степени среднего ряда среднего подъема нелабиализованным [ъ]. Например: [шэ́]рсть – [шы э ]рсти́стый – [шъ]рстяно́й.

Звук [э] также выступает в абсолютном начале слова. Однако в подавляющем большинстве это слова иноязычного происхождения, реже данный звук встречается в исконно русских словах (этот, эх, эва, эхо и т.п.). Поэтому гласный [э] в абсолютном начале слова не подвергается позиционной мене перекрещивающегося типа при изменении позиции по отношению к ударению, сохраняя свои акустические и артикуляционные признаки и в безударном положении, меняясь только количественно, например: [э́ . ]тика – [э ]ти́чный; [э́]пос – [э ]пи́ческий.

Мену гласного [э] со звуками [ы э ] и [ъ] можно рассматривать как разновидность мены гласных перекрещивающегося типа в позиции после твердых согласных.

Аналогичная мена наблюдается в позиции после твердых шипящих на месте ударного [о], например: [жо́]ны - [жы э ]на́ – [жъ]нолю́б, а также в нескольких словах в позиции после твердых шипящих на месте ударного [а], например: [жа́]ль - [жы э ]ле́ть; ло[ша́]дка - ло[шы э ]де́й (см.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972, с. 63-64).

Разновидности позиционной мены гласных неверхнего подъема, характеризующиеся высокой степенью регулярности, приведены в следующей таблице:

Анализируя позиционную мену гласных, необходимо определять артикуляционные признаки не только гласных полного образования, но и редуцированных звуков.

Передний ряд Передне- средний ряд Средний ряд Средне- задний ряд Задний ряд
Верхний подъем [и] [ы] [у]
Верхне-средний подъем [и э ], [ь] [ы э ]
Средний подъем [е] [э] [ъ] [о]
Нижне-средний подъем [Λ]
Нижний подъем [а]
Нелабиализованные Лабиали-зованные

Позиционная мена согласных звуков

Позиционная мена согласных, имеющая закономерный характер, связана с признаками участия голоса и шума, места образования и способа образования шума.

Фонетические процессы в области гласных .

Позиционная мена. К основным случаям позиционной мены гласных относятся случаи качественной редукции гласных звуков А, О, Э в безударных позициях. Качественная редукция –это ослабление звучания, которое сопровождается изменением акустико-артикуляционных характеристик (звук меняет свои ДП).Различают позиции: ударная – звук остается без изменений (сильная позиция); первая предударная – первая степень редукции; вторая (все остальные безударные позиции) – вторая степень редукции (слабые первая и вторая позиции). Звуки И, У, Ы качественным изменениям не подвергаются, меняются только количественно. Качественная редукция указанных звуков имеет разные результаты еще в зависимости от того, после мягкого или твердого согласного они стоят. См. таблицу.

Не забудем про явления абсолютного начала слова, где А и О и в первой, и во второй позиции будет одинаково /\ (вместо /\ для первой и ожидаемого Ъ для второй позиции: АПЕЛЬСИН. Э соответственно и в первой и во второй позиции будет (вместо в первой и Ъ во второй): ЭТАЖЕРКА [ т/\ж’эркъ].

*Иногда после твердых шипящих Ж, Ш, Ц в первой позиции А вместо ожидаемой /\ звучит , как Э: такие слова нужно просто запомнить – ЖАКЕТ, ЖАЛЕТЬ, ПОЖАЛЕТЬ, СОЖАЛЕТЬ, К СОЖАЛЕНИЮ, РЖАНОЙ, ЖАСМИН, ЛОШАДЕЙ, ДВАДЦАТИ, ТРИДЦАТИ. Но это – уже не к мене, а к следующей теме (изменения), а также – в орфоэпию.

Позиционные изменения. К позиционным изменениям относятся явления аккомодации гласных перед мягкими и после мягких согласных. Аккомодацией называется процесс взаимоприспособления звуков разной природы (гласного к согласному или наоборот).После мягкого согласного непереднерядный гласный продвигается по образованию вперед и вверх в начале произношения (прогрессивная аккомодация), перед мягким – в конце (регрессивная аккомодация), между мягким – на всем протяжении произнесения (прогрессивно-регрессивная аккомодация).

Для звуков О, А, Э – только под ударением – возможны все 4 случая; для звуков У – и под ударением, и нет все 4 случая; для Ы и под ударением и без ударения возможны только 2 случая Ы и Ыя, для И точка спереди не ставится, поскольку после твердого он не употребляется – 2 случая И и ы. Иногда вместо Ё (между мягкими) обозначают к – ПЕТЬ [п’кт’]. Й и J рассматриваются как мягкие.

Еще один случай позиционных изменений – прогрессивная аккомодация начального И в Ы, когда к корню присоединяется приставка на согласный: ИГРА – ПОДЫГРАТЬ (к изменениям это относится, так как знает исключения – ПЕДИНСТИТУТ возможно и произнесение И).

Нефонетические процессы в области гласных.

в корне – БИР//БЕР,ГОР//ГАР, неполногласие//полногласие, Е//О, А//Я, У//Ю в начале слова, О//Е типа ВЁСНЫ//ВЕСНА; в приставке – ПРЕ//ПРИ, НЕ//НИ, в суффиксе – ЕК//ИК, ЕЦ//ИЦ, ОВА//ЕВА//ЫВА//ИВА, ИН//ЕН//АН, в прилагательных; в окончании – ОВ//ЕВ, ИЙ//ЕЙ, ОЙ//ЕЙ, ОМ//ЕМ, ЫЙ//ОЙ//ИЙ

2) Исторические чередования фонемы с нулем звука («беглые гласные): в корне – ДЕНЬ//ДНЯ, ОКНО//ОКОН, СОБИРАТЬ//БРАТЬ, КТО//КОГО, ЧТО//ЧЕГО, в приставке –ЧРЕЗ//ЧЕРЕЗ, ПРЕ//ПЕРЕ, С//СО, ВЗ//ВОЗ, В//ВО, НАД//НАДО, ОТ//ОТО, КОЙ//КОЕ, в суффиксе – ГОРОШЕК//ГОРОШКА, КРАСЕН//КРАСНА, ПТИЧИЙ//ПТИЧЬЯ, ТИ//ТЬ глагола, СК//ЕСК, СН//ЕСН в прилагательных, в окончании – ОЙ//ОЮ, в постфиксе – СЯ//СЬ

Чередование РАЗ//РОЗ относится к фонетическим типам написания и является одним из редких случаев отражения на письме не исторического, а фонетического чередования в пределах одной фонемы – сильная позиция О (под ударением, которое закономерно звучит в первой и второй позиции соответственно как /\ и Ъ, что отражается на письме как А.

Фонетические процессы в области согласных.

Позиционная мена. К позиционной мене согласных относятся разноплановые процессы, объединяемые общим признаком – они не знают исключений. 1) Позиционное оглушение шумных звонких на конце слова – РОДА–РОД [Т]; 2) Регрессивная ассимиляция по звонкости – шумные глухие озвончаются перед звонкими КОСИТЬ-КОСЬБА [З] (ассимиляцией называются процессы уподобления однородных звуков – влияние гласных на гласные, согласных на согласные, в отличие от аккомодации); регрессивная ассимиляция по глухости – шумные звонкие оглушаются перед шумными глухими – ЛОДКА[Т]. Процесс не касается сонорных – ни самих сонорных, ни шумных перед сонорными. Интересна двойная роль звука В (его некоторые не случайно тоже считают сонорным). Перед ним шумные ведут себя не как перед звонким, а как перед сонорным – не озвончаются (ОТВЕДАТЬ: Т не переходит в Д); а сам он ведет себя как шумный звонкий – перед глухим и на конце слова оглушается – ЛАВКА [Ф]; 3) Регрессивная ассимиляция по мягкости – будет меной только для переднеязычных зубных Д, Т, С, З, Н перед любым из них мягким: ВЕСТЬ [С’Т’]; 4) Полная (такая ассимиляция, при которой звук меняет не один ДП, а полностью всю свою характеристику) регрессивная ассимиляция З, С перед шипящими Ш,Ж, Ч,Щ, Ц – СШИТЬ [ШШ], СЧАСТЬЕ [Ш’Ш’]; Т и Д перед Ч – ОТЧЕТ [Ч’Ч’]; Т+С= Ц – БИТЬСЯ [ЦЦ]; Т и Д перед Ц (ОТЦА [ЦЦ]; С и З перед Щ (РАСЩЕПИТЬ [Ш’Ш’]; 5) Диэреза (выпадение звука на диссимилятивной основе) – ИЗВЕСТНЫЙ, ПРАЗДНИК; 6) Диссимиляция (обратный ассимиляции – расподобление звуков) Г перед К– МЯГКИЙ [ХК]; 7) Аккомодация по мягкости перед И, Ь, (кроме Ц,Ш,Ж,Ч) – РУКА//РУКИ [К]//[К’]; 8) Вокализация фонемы J: как согласный звук j выступает только в начале ударного слога (ЮГ), а в других позициях он выступает как И неслоговое – гласный звук.

Примечание : В на конце причастных и деепричастных суффиксов не переходит в Ф; там так и есть Ф, ведь в сильной позиции как В оно никогда не звучит (нет чередования). То же самое – надо отличать, скажем, выпадение звука в синхронии СОЛНЦЕ и в диахронии ЧУВСТВО, где на современном уровне нет выпадения, т.к. нет чередования с полным его вариантом.

Позиционные изменения. Процессы, происходящие как тенденция, но имеющие исключения. 1) Ассимиляция по мягкости губных и зубных перед губными и Р перед губными (З’ВЕРЬ, ЛЮБ’ВИ). Старая норма требовала именно такого произношения, но сейчас, видимо, под влиянием орфографии, это не актуально. 2) Ассимиляция по мягкости перед j: чаще всего смягчается, но, снова под влиянием орфографии, перед разделительным Ъ, обозначающим j на стыке приставки и корня – звучит твердый согласный СЪЕСТ [С]; 3) Нерегулярная диссимиляция Ч перед Т или Н: ЧТО, КОНЕЧНО [ШТ] [ШН] (происходит не всегда – например НЕЧТО – уже только [ЧТ]); 4) Аккомодация по мягкости твердых перед Е – сейчас, во многих иноязычных словах, возможно и твердое произнесение согласного перед Е: МЕСТЬ [М’], но ТЕМП [Т]. 5) Оглушение сонора в позиции на конце слова после твердого ПЕТР. 6) Вокализация сонора – приобретение сонорным согласным слогового характера в скоплении согласных – КОРАБ[ъ]ЛЬ, ТЕМБ[ъ]Р. Все указанные процессы одновременно являются и орфоэпическими, т.к. колебания закономерного произношения – и есть причина орфоэпической вариантности.

Нефонетические процессы в области согласных.

1) Исторические чередования фонем: следы палатализаций (первая, вторая, третья) РУКА//РУЧКА; следы влияния йота СВЕТ//СВЕЧА; следы упрощения групп согласных БЕРЕГУ//БЕРЕЧЬ; оглушение на конце слова (непроверяемое СДЕЛАВ [Ф]); историческая мена Г на В в окончаниях прилагательных – КРАСНОГО [В]; чередование суффиксов ЧИК//ЩИК; нефонетическая (фонематическая) мягкость – БУДУ//БУДЬ, ЗАРЯ // ЛУЧЕЗАРНЫЙ (здесь именно не смягчение, т.к. в слове ЗАРЯ перед А не должен смягчаться (непереднерядный) – нет позиционной обусловленности).

2) Исторические чередования фонемы с нулем звука («беглые согласные): следы Л-эпентетикум – ЗЕМНОЙ//ЗЕМЛЯ [–]//[Л]; историческая диэреза (непроверяемая) ЧУВСТВО, ЛЕСТНИЦА; суффиксы прилагательных СК//К; окончания ОВ(ЕВ)//– (ГРАММ//ГРАММОВ).

Примечание . Мена З//С в приставках типа ИЗ, ВОЗ, РАЗ, хотя и отражается на письме, на самом деле является не историческим, а живым, фонетическим процессом ассимиляции по звонкости-глухости: просто здесь реализовано фонетическое, а не фонематическое написание.


В потоке речи звуки любого языка, включая русского, оказываются в зависимой позиции по отношению друг другу, претерпевая при этом различные модификации, обусловленные позиционными и комбинаторными и изменениями.
Позиционными называются изменения в звучании, которые обусловлены местом (позицией) звука в слове. Позиционные изменения выступают в виде закономерных чередований при различных условиях реализации одной фонемы. Например, в ряду слов пар - пары - паровоз чередующийся ряд представлен следующими звуками: [а]////[ъ], появление которых объясняется качественной редукцией (изменением гласных звуков в безударной позиции). Позиционным процессом области гласных является редукция, в области согласных - оглушение звонкого парного согласного в позиции конца слова.
Комбинаторными изменениями называются изменения в звучании, которые обусловлены взаимодействием звуков друг с другом. В результате такого взаимодействия нередко происходит наслоение артикуляции одного звука на артикуляцию другого (коартикуляция). Различают несколько видов комбинаторных изменений - аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диереза, протеза, эпентеза, метатеза, гаплология, однако не все названные процессы характеризуют литературную форму русского языка. Так, например, метатеза (тубаретка, ралёк), протеза и эпентеза (какава, радиво) чаще встречаются в просторечии, диалектах народной речи.
Закономерные изменения в рамках фонетического слова, диктуемые характером фонетической позиции, называется позиционной меной (позиционным чередованием).
Звуки в потоке речи в зависимости от позиции изменяются качественно и количественно. Качественные изменения приводят к тому, что разные звуки совпадают: например, фонемы lt;аgt; и lt;оgt; в словах вода и пары реализуются в одном звуке [Л]; такой тип чередований называется перекрещивающимся. Изменения, которые не приводят к совпадению разных звуков, относятся к параллельному типы мены. Например, изменяясь в безударной позиции, фонемы lt;иgt; и lt;уgt; тем не менее не совпадут. Н.М. Шанский в своих трудах придерживается иного понимания типов мены и различает позиционную мену и позиционные изменения.

Еще по теме Понятие позиционной мены. Типы позиционной мены:

  1. 134. Подлежит ли договор мены государственной регистрации в случаях, когда объектом мены выступает недвижимость?

Согласные русского литературного языка в том их составе, который был определен выше, выступают в положении перед гласными, причем перед [а], [о], [у] могут употребляться все согласные, т. е. в русском языке есть сочетания всех согласных с этими тремя гласными; перед [и] выступают только мягкие согласные, а перед [ы] - только твердые. Что же касается позиции перед [е], то она требует специального рассмотрения, так как в современном литературном языке она превращается из позиции, в которой происходит позиционная мена твердого согласного на мягкий, в позицию, в которой могут выступать все согласные, что связано с распространением произношения твердых перед [е] в заимствованных словах и аббревиатурах (см. подробнее ниже). Однако в целом можно сказать, что позиция согласных перед гласными является такой позицией, в которой не происходит ни позиционной мены (за исключением частично позиции перед [е]), ни позиционных изменений согласных.
Позиционная мена согласных в русском литературном языке связана"прежде всего с отношениями глухих-звонких шумных в положении перед шумными. Согласно синтагматическим законам, в русском литературном языке в положении перед глухими шумными звонкие шумные позиционно меняются на глухие (лу[пк]а (от лубок), ла[фк]а, гря[тк]а, ся[т’-к]а сядь-ка, нй[ск]о, лё[с’т’] лезть, ло[шк]а, но[кт’]и), а глухие шумные перед звонкими - на звонкие (о[дг]адать, [Зд]ать, [здІелать, [г-дому]); в абсолютном конце слова выступают только глухие шумные (бо[п], сы[п’], кро[ф], кро[ф’], су[т], ся[т’], во[с], ле[с’], му[ш], до[ш’], сне[к]), т. е. происходит мена звонких на глухие.
Таким образом, если в положении перед гласными равно могут выступать глухие и звонкие [п] - [б], [п’] - [б’], [ф] - [в], [ф’] - [в*], [ті - [д], [т’] - [д’І, [с] - [з], [с’] - [з’], [ш] - [ж], [ш’] - [ж’], [к] - [г], [к’] - [г’], то в положении перед глухими шумными выступают только [п], in’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], , [к], [к’], а в положении перед звонкими - только [б], [б’], [в], [в’], [д], [д*], [з], Із’], [ж], [ж’1, [г], [г’]. В абсолютном конце слова возможны только те же глухие, что и перед глухими шумными, за исключением [к’], который отсутствует в современном литературном языке в этой позиции.
Надо иметь в виду, что в словарном составе русского языка и в его морфологических формах могут отсутствовать образования с сочетаниями некоторых глухих согласных, особенно глухих мягких, перед глухими шумными: в одних случаях это отсутствие связано с нерас- пространенностью сочетаний мягких согласных с последующими согласными, в других - со случайным отсутствием таких образований; сказанное относится и к звонким согласным в положении перед звонкими шумными.
В результате позиционной мены в русском литературном языке образуется перекрещивающийся тип позиционно меняющихся глу- хих-звонких шумных согласных, когда в одной позиции - перед гласными - выступают глухие и звонкие, а в других - или только глухие, или только звонкие. Этот ряд позиционно меняющихся согласных образуют следующие группы глухих-звонких:
п б п’ -б’ ф - в ф’ -в’ т - д т’-д’
\/ \/ \/ \/ \/ \/
п
1
п’
1
ф ф’
1
т т’
1
б
1
б’
в 1
в’
д д’
С 3 с’ - з’ ш-ж 1*
1
Га
к - г к’ - г
\/ \/ \/ \/ \/ \/
с
1
с’
1
ш ш’ к к’
1
1
3
1
3’
ж і г 1
г’

ж’
Позиционная мена согласных в русском литературном языке связана также с отношением твердых мягких согласных перед [е]. Это значит, что если с гласными [а], [о], [у] равно сочетаются как твердые, так и мягкие согласные (например, [мол] - [м’-ол], [пат] - [п’-ат]ый, [бал] - [б’а]зь, [форт] - [ф’-о]дор, зат[вор] - ко[в’-6р], [тот] - [т’б]тя, [дол] - [д’-орн], [сор] - [с’-б]ла, [зов] - [з’о]рна, [шолк] - [жо]ны, [ш’-о]тка, , [ч’-о]лка, яй[цом], [нбр]ы - [гн’-от], [рот] - в[р’-о]т, [ло]б - [л’-о]г, [кол] - [к’більн), то в сочетании с [е], как правило, выступают только, мягкие согласные (например, *по[ра]- за[р’-а], но по[р’ё]- за[р’ё]; ви[ном] - ко[н’-ом], но ви[н’ё1 - ко[н’ё], се[лу] - ру[л’-у], но се[л’ё] - ру[л’ё] и т. д.). При такой позиционной мене образуется также перекрещивающийся тип позиционно меняющихся твердых-мягких согласных, когда в одних позициях - перед [а], [о], [у] - выступают как твердые, так и мягкие согласные, а в другой - перед [е] - только мягкие. Этот тип позиционно меняющихся согласных образуют следующие группы твердых-мягких согласных:
\/ \/ л’ р’
В силу малой распространенности в русском литературном языке мягких [к’], [г’], [х’] заднеязычные в образовании рядов позиционно меняющихся твердых-мягких согласных не участвуют.
Однако вопрос о позиционной мене твердых-мягких согласных перед [е] осложняется тем, что в современном литературном языке такой мены перед данным гласным может и не быть: во-первых, перед [е] выступают твердые шипящие [ш] и [ж] и аффриката [ц] (например, [шэ]сть, [жэ]сть, [цэ]лый), а во-вторых,- и это главное - в широко распространенных заимствованных словах и аббревиатурах в сочетании с lei выступают и другие твердые согласные, например: [пэр], [купэ], [бэк] (футбол.), [вэф] ВЭФ, [мэр], [клфэ], бре[тэл’], мо[дэл’], шо[сэ], каш- [нэ] и т. д. Это обстоятельство приводит к тому, что позиция перед [е] перестает быть такой, в которой могут выступать только мягкие согласные. Следовательно, синтагматический закон, диктующий необходимость позиционной мены твердых-мягких перед [е], в современном ’ языке действует ограниченно: ему абсолютно подчинена такая позиционная мена только на стыке морфем (прежде всего - на стыке основы и флексии, корня и суффикса); внутри морфем позиционной мены твердых-мягких перед [е] может и не быть.
Позиционные изменения согласных в русском литературном языке связаны прежде всего с соотношениями тверд ых- м_я г к и х согласных при их сочетаемости в потоке речи. Конкретно с.тем, что твердые согласные, попадая в положение перед следующим мягким, испытывают влияние этого согласного и произносятся мягко, однако при этом не все согласные смягчаются перед мягкими согласными, так же как не перед любыми мягкими согласными происходит подобное смягчение: одни согласные больше поддаются такому смягчению, другие - меньше, перед одними согласными смягчение наблюдается чаще, перед иными - реже.
Кроме того, смягчение согласных перед мягкими согласными в современном русском литературном языке во многом уступило место произношению твердых согласных, тогда как в старомосковском произношении, характерном для литературного языка второй половины XIX - начала XX в., смягчение согласных перед мягкими согласными было распространено гораздо шире. Так, например, нормой современного литературного языка является сохранение твердости [р] пцред мягкими губными и перед мягкими зубными звуками, а также перед [ч’] и [ш’]: ко[рп’]ёть, ско[рб’]ёть, ко[рм’]йть, со[рв’]ёшь, в ша[рф’]е, ка[рт’]йна, се[рд’]йтый, фо[рс’]йть, ко[рз’]йна, вто[рн’]ик,
у.мс[рл’]и, го[рч’]йца, нату[рШ’]ик и т. д. Точно так же обстоит делоЩ с произношением губных перед мягким заднеязычным [к’]: в совре«|и менном литературном языке они произносятся твердо, тогда как ранЫЙ ше они произносились мягко; ср.: ла[пк’]и, ля[мкЧи, ла[фк’]и, гри*Щ 1пк’]Й. Щ;
Что касается существующего в современном литературном язык^Щ смягчения согласных перед мягкими согласными, то оно наблюдаетсдЖ прежде всего при произношении зубных [т], [д], [с], [з], [и] перед мягЗЁ ктгми зубными [т’], [д’], [с’], [з’], [и’], [л’], а также перед [ч’](ІШ’Ьд такое смягчение наблюдается чаще всего в корнях слов: [з’д’]есь, вЩ ка[с’сЧе, [с’н’]ег, ка[з’кЧи, по[с’л’]е, кб[з’л’]ик, мё[с’тЧи, пё[т’л’]и;Щ баїн’т Чик, о[д’н’]й, пё[н’с’]ия, бе[н’з’]йн и т. д. То же самое наблюда-Я стся и на стыке корня и суффикса: за{д’нЧий, пу[т’н’]ик, карма[н’чЧик|В Реже такое смягчение осуществляется на стыке согласных [з], "ЩЩД kojphh й Суффикса -л-: сле[з’л’]йвый и сле[зл’]йвый, га[дтл’]йвый и» гаТдлЧйвый и т. п.
Смягчение согласных перед мягкими отмечается и на стыке пристав-» ки и корня, хотя и непоследовательно. Так, всегда мягко произносится Я к гаечный согласный в приставках раз-(рас-), из-(ис-), без-(бес-)/Щ еоз-(вос-), чрез-(чрес-) перед мягкими [с’І, [ЗЇ корня: ра[с’с’]ёять,Щ бЧз"зЧемёльный, чре[с’с’]едёльник, бе[с’с’]йльный, во[с’с’]едал и» т. д. Перед иными же мягкими зубными конечный согласный этих:» приставок может произноситься и мягко, и твердо: ра[с’т’]ирать иgt; ра[ст’]ирать, бе[з’д’]ёлка и бе[зд’]ёлка, ра[з’л’]ёчься и ра[зл Чёчьсщщ воІз’нЧйк и во[зн’]йк. В отличие от указанных приставок приставка щ lt;¦- перед всеми мягкими зубными произносится мягко: (з’д’]ёлать, Я Іс’нЧимать, [с’л’]ивать. Ж
Точно так же всегда мягко произносится и предлог с перед на-‘Ж чальным мягким зубным последующего слова: [с’-т’]ёми, [з’-д’]ёлоь},";ж ’]йми, [с’-л’]йпой, [з’-з’]имы, к’-с’]ёном и т. п.. В предлогах же"Ж из, без, через (так же как "и в приставках подобного типа) конечный Ж согласный всегда мягко произносится лишь перед начальными [с’]_и Щ [з’1 корня, а перед остальными мягкими зуб:іьі.ми;-которме начинают Щ слово,- то мягко, то твердо: и [с ’ -с ’ Тебя. бёТс’~-с~’ Ієна.^беїз’-з" Іемлйг Ж чере[с’-сЧёть, но: бе[с’-т’)ебя и бе[с-т’]ебя, чере[з’-дЧёнь’ и чере-[з- дЧёнь, и[з’-нЧйх и и[з-нЧйх и т. д.
Что касается сочетаний [т] и [д] с последующими мягкими зубными щпстыке приставки и корня, то в сочетании с [т’] и [дЧ конечные согласные. приставок могут произноситься и мягко, и твердо, в зависимости от чего при образовании долгого согласного на стыкеАзозникает мягкий или твердый затвор (пауза перед размыканием органов речи): о!т’тЧеснйть, о[д’дЧирать, о[т’тЧянуть, о[д’дЧёлать и о[ттЧеснйть, оІддЧирать, о[ттЧянуть, о[ддЧёлать. При сочетании же [т], [д] с [сЧ,
[зЧ первые произносятся твердо: по[тсЧёсть, на[дзЧирать и т. д.
Смягчение зубных перёд мягкими губными наиболее последовательно происходит внутри корня слова, ср.: вё[т’вЧи, чё[т’вЧерть, (д’вЧе, ме[д’вЧёдь, [з’вЧерь, и[з’бЧё, [з’мЧей, [с’вЧет, [с’вЧинья, [с’п’Ійчка, [с’пЧегь, [с’мЧеть. Однако отмечается и твердое произношение согласных перед мягкими губными.
Приставки с-, раз-(рас-), из-(ис-), без-(бес-), чрез-(чрес-) перед | мягкими губными обычно произносятся с мягким конечным соглас- I ным: [с’п’]илйть, [с’в’]ернуть, [с’м’]ёрить, и[з’б’]йть, и[з’в’]инйть,У бг[з’м’]ёрный, чре[з’м’]ёрный, ра[з’в’]ёл и т. п. Наоборот, приставки под-, над-, пред-, от- перед мягкими губными в современном литературном языке произносятся твердо: по[дб’]ежал, на[тп’]исать пре[дв’]ещать, о[дб’]йть, о[тп’]исаться. Очень слабо представлено смягчение зубных перед мягкими губными на стыке предлога и корня. В основном в данном положении смягчается предлог с: [с’-в’]едрбм, [з’-б’]едбй, [с’-м’]ёста. Предлоги же из, без, через чаще произносятся с твердым зубным: и[с-п’]ёсни, и[з-б’]ёлки, бе[з-в’]ёса, чере[с-п’]ёнь и т. д. (хотя, впрочем, возможно и смягчение зубного в конце предлога). Наконец, предлоги от, над, под, перед произносятся перед мягкими губными твердо: о[т-м’]еня, на[д-м’]йром, на[т-п’]исьмбм, по[т- п’]ёной, пере[д-м’]ёстью.
Смягчение губных перед мягкими губными в современном русском языке очень редко. В старомосковском произношении такое смягчение наблюдалось шире. Так, твердый губной произносится/п/ред мягким на стыке предлога и корня: о[б-б’]ёрег, о[п-п’]ёнь; почтй всегда твердо произносится первый согласный в сочетаниях [фм’], [мб’], [мп’1: ри[ф- м’]е, бо[мб’]йт, ла[мп’]е. Сочетание [бв’] на стыке приставки и корня произносится с твердым [б]: о[бв’]ёл, о[бв’]йл, Но внутри рорня - с мягким: лк)[б’в’]й. Всегда смягчается [м] перед [м’1: га[м’м’]е, су[м’- м’]е; приставка или предлог в всегда смягчается перед [в’], [ф’], [м’1: [в’в’]ёл, [ф’-ф’]йльме, [в’м’]ёсте, но перед [п’] и [б’] чаще произносится твердо: [в-б’]едё, [фп’]ерёд, [в-б’]ёлой, [ф,-п’]ёсне. \ /
Колебания^ смягчении согласных пёред согласными, разнажсте- j пень этого смягчения (мягкость, иногда полумягкость или сохранение/ твердости), его неустойчивость - все это свидетельствует о том, что: в данном явлении обнаруживается не позиционная мена согласных, обусловленная синтагматическими законами, а позиционные их изменения, вызванные возможным влиянием соседних звуков.
К позиционным изменениям принадлежат и изменения глухих аффрикат [ч’] и [ц] в звонкие [д’ж’] и [дз] и глухого фрикативного [х]в звонкий фрикативный [у] на стыке двух слов перед звонкими шумными, например: [доч’] - [дод’ж’-бы] дочь бы, [лт’ёц] -¦ [лт’ёдз-бы] отец бы, [плтух] - [плтуу-бы] потух бы. Подобные позиционные изменения, возникающие при слитном произношении двух слов, могут и не возникать, если между этими словами будет хотя бы незначительная пауза.
Наконец, позиционным изменением является оглушение сонорных согласных в конце слова после глухого шумного и в начале слова перед глухим шумным: пухл [пухл], рыхл [рыхл], пёстр [п’остр], драхм [драхм], вопль [вопл’], вепрь [в’ёпр’], рта [рта], мха [мха] и т. д. ~ ~ ~
Позиционная мена воспринимается и осознается слушающими и говорящими, так как она отражает законы функционирования фонетический системы: нарушение этих законов означает разрушение фонетической системы данного языка. Позиционные же изменения не воспри- j нимаются и не осознаются, так как они не связаны с синтагматике- скими законами фонетической системы и поэтому могут осуществляться или не осуществляться: для функционирующей фонетической системы# позиционные изменения в принципе безразличны. Характер позицион-,^ кых изменений согласных, описанных выше, вполне это подтверждает/*?
П o-J зиционные изменения гласных в русском литературному языке связаны с воздействием на них соседних - предшествующих цС последующих - согласных, прежде всего - твердых и мягких. Это| воздействие наиболее ярко обнаруживается тогда, когда гласные нахо-"1 дятся в ударном слоге. Именно в этой позиции в литературном языке! выступают все гласные, которые были охарактеризованы выше, однако/ выступают они не всегда в одном и том же виде. По отношению к со«-| седним согласным гласные под ударением могут быть в следующих.? восьми позициях:
  1. В абсолютном начале слова перед твердым согласным: [й]ва, [у]хо, [о]ко, [а]лый V ’
  2. В абсолютном начале слова перед мягким согласным: [йв’]е, [у-л’]ей, и, [ал’]енький. ’Ц
  3. После твердого перед твердым согласным: [был], [дул], [пэр], f (хор], [бал]. К
IV После мягкого перед твердым: [б’и]л, [л’-у]к, [л’е]с, [н’-о]с, [м’-а]т. -Ц
  1. После твердого перед мягким: [бьгл’], [сут’], [пэ р’и]; [нб-с’ит], Щ 1ма-т’]. _ 4j?
  2. После мягкого перед мягким: [б’ил’и], [л’ут’ик], о [л’ёс’]е, Ц [т’бт’]я, [м’ат’]. i-
  3. В абсолютном конце слова после твердого: ра[бы], в ле[су], .Ж шос[сэ], ки[но], ви[на].
  4. В абсолютном конце слова после мягкого: ве[л’й], rotp’y], Щ в ок[н’ё], в[с’-о], мо[р’-а]. 5,
Если внимательно рассмотреть эти позиции и характер гласных || в них, то можно установить, что [а], [о] и [у] выступают как наиболее /jj. независимые от качества соседних согласных в положении между твер- А- дыми согласными, в абсолютном начале слова перед твердыми и в абсолютном конце слова после твердых; в положении же рядом с мягкими согласными они подвергаются изменениям, которые заключаются в том, что под воздействием этих согласных [а]ч[о] и [у] передвигаются в более переднюю зону образования. Если учесть, что в русском языке воздействие предшествующего согласного на гласный всегда сильнее, чем воздействие последующего согласного на этот гласный, то можно считать, что особенно независимы от позиции гласные [а], [о] и [у] в абсолютном начале слова перед твердым согласным. Это подтверждается еще и тем, что в такой звуковой характеристике [а], [о], [у] выступают и в изолированной позиции, т. е. вне связи с другими звуками. Значит,
1 Гласный [с] в абсолютном начале слова под ударением выступает только в местоимениях этот, этакий, в слове энный и в междометиях эх, эва.
для этих гласных звуковой их вид [а], [о], [у] является основным, а 1-а] - [а-] - [а], [-о] - [о-] - [б], [*уЗ - [у] - [у] - разновидностями основного вида. Именно поэтому [а], [о], [у] оцениваются как непередние гласные (см. §61): все более передние их разновидности, возникающие в результате воздействия соседних мягких согласных, не выступают в русском языке в изолированном употреблении.
Что же касается гласных [е] и [и], то они наиболее независимы в положении абсолютного начала слова перед твердым согласным \ в абсолютном конце слова после мягкого и в положении после мягкого перед твердым согласным. В такой же звуковой характеристике, как в этих позициях, они выступают и в изолированном употреблении. Соседние же твердые согласные оказывают на [е] и [и] воздействие, сообщая им передвижку в более заднее образование (ср.: [йз]бы - [в-ыз]бу, [с’е]в - [сэ]В), а если эти гласные попадают в позицию между мягкими согласными, они становятся напряженными, закрытыми. Поэтому для данных гласных звуковой их вид [е], [и] является основным, а [э] - [э-] - [ё] и [ы] - [ы-] - [и] - разновидностями основного вида. Именно это обстоятельство обусловливает трактовку [е] и [и] как гласных переднего образования (см. § 61): все более задние, а также напряженные, закрытые их разновидности, возникающие в результате воздействия соседних твердых и мягких согласных, не выступают в русском языке в изолированном употреблении.
В этом плане в несколько особом положении находится гласный [ы], который может быть произнесен в изолированной позиции (и с этой точки зрения [ы] как будто бы может быть приравнен к [е] и [и]), однако отсутствие этого гласного в абсолютном начале слов в русском языке, с одной стороны, и явная связь [и] и [ы], выражающаяся в изменении [и] в [ы] после твердых согласных (ср.: [ир]а - [к-ыр’]е, [и]стбрия - пре[ды]стбрия и т. п.),- с другой, обусловливают возможность трактовки [ы] как разновидности [и].
Воздействие согласных на гласные, таким образом, определяет позиционные изменения гласных в положении под ударением. Такие же позиционные изменения испытывают гласные и в безударных позициях, с той только разницей, что в безударных слогах, по синтагматическим законам русского литературного языка, выступают не все и не те же самые гласные, что в положении под ударением (см. ниже).
Позиционные изменения ударных гласных в русском литературном языке могут считаться достаточно устойчивыми, однако степень передвижки непередних гласных в переднюю зону образования и степень передвижки передних гласных в непереднюю зону или приобретения ими напряженности и закрытости неодинаковы как для положения гласных в окружении разных по характеру образования согласных, так и для разных носителей литературного языка.
Позиционная мена гласных в русском литературном языке зависит от их ударного и безударного положений.
Дело заключается в том, что русский язык характеризуется словес-
1 В силу ограниченности [е] в абсолютном начале слова (см. выше) эта позиция для данного гласного должна быть исключена.
кым силовым ударением, при котором гласный ударного слова отличается от гласных безударных слогов большей напряженностью артикуляции, большей долготой и громкостью; например, гласный [у] в [ум]
более напряжен, долог и громок, чем [у] в [ума] или в [углд’ит’].
В связи с тем что в многосложном слове ударный гласный оказывается более сильным, гласные безударных слогов ослабляются и могут иметь иное качество. Если сравнить русские ударные и безударные гласные, то можно установить, что гласные [у], [и] и [ы] в безударных слогах становятся слабее, короче или произносятся с меньшей напряженностью артикуляции, но качественно они являются теми же гласными, что [у], [и], [ы] под ударением, например: [ух]о - [ушной] - [уткл]нос, [йв]а - [игла] - [игрлк’й], [сыр]о - [сырой] - [сырл- ват]. Лишь количественное ослабление испытывают эти гласные и в заударных слогах, например: [воду], [кб-н’и], [рыбы]; [пб-пълу], [крбл’ик’и], [вьг в’ьл-бы].
В отличие от этих звуков гласные [а], [о], [е] в безударных слогах не выступают, и в соответствии с ними в положениях без ударения в русском литературном языке произносятся иные гласные.
В русском литературном языке есть различия между гласными, которые выступают под ударением, в первом предударном слоге и в остальных безударных слогах. Под ударением могут быть шесть гласных: [а], [о], [е], [у], [и] (после мягких) и [ы] (после твердых); в первом предударном слоге выступают гласные [у], [и] (после мягких), [ы] (после твердых), а также [л] (после твердых) и [ие] (после мягких); в остальных безударных слогах - гласные [у], [и] (после мягких), [ы] (после твердых), а также [ъ] (после твердых) и [ь] (после мягких).
Гласный [л] - это звук, имеющий характер [а], но более краткий. Он произносится в первом предударном слоге после твердых согласных в соответствии с ударными [а] и [о] ([дал] - [длла], [дом] - [длма]). Гласный [ие] - это звук [и], склонный к [е], переднего ряда, верхнесреднего подъема, нелабиализованный. Он произносится в первом предударном слоге после мягких согласных в соответствии с [а], [о], [е] под ударением ([п’ат’] - [п’иет’й], [н’-ос] - [н’иесу], [л’ес] - в [л’иесу]). Гласный [ъ] - так называемый редуцированный (ослабленный) звук заднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный. Он произносится в безударных слогах, кроме первого предударного, после твердых согласных в соответствии с [а] и [о] под ударением (во втором предударном слоге: [сат] - [съд]овбд, [воды] - [въд]о- вбз; в заударных слогах: [дал] - [выдъ"я], [дом] - [на-дъм]). Гласный [ь] -*оже редуцированный звук, но переднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный. Он произносится в безударных слогах, кроме первого предударного, после мягких согласных в соответствии с ударными [а], [о], [е] во втором предударном слоге: [п’ат’] - [п’ьт]а- чбк, [л’-от] - [л’ьдЬкбл, [л’ес] - [л’ьсЬвбз; в заударных слогах: [запр’йч’] - [выпр’ьк], [в’-ол] - [выв’ьл], [л’ес] - [вьгл’ьс]).
Следовательно, можно установить, что в первом предударном слоге в русском литературном языке выступают гласные верхнего подъема нелабиализовакные [и] и [ы] и лабиализованный [у] и гласные неверхнего подъема [л] после твердых и [ие] после мягких согласных. В остальных безударных слогах выступают те же гласные верхнего подъема, а также гласные неверхнего подъема [ъ] после твердых и [ь] после мягких согласных. Различения гласных среднего и нижнего подъемов, как это наблюдается под ударением, в безударных слогах нет: гласные верхнего подъема противопоставлены здесь единой группе гласных неверхнего подъема, причем в этой последней группе нет лабиализованных звуков.
Позиционная мена ударных и безударных гласных обусловлена синтагматическим законом, согласно которому в безударных слогах могут быть гласные только двух степеней подъема - верхнего и неверхнего, а в зоне неверхнего подъема - только нелабиализованные гласные.
Можно установить соответствия между ударными и безударными гласными, но эти соответствия свидетельствуют лишь о закономерной позиционной мене гласных под ударением и без ударения, а не о позиционных изменениях: данная позиционная мена осуществляется последовательно, как отражение закономерностей функционирования фонетической системы русского литературного языка.
В результате такой позиционной мены в русском литературном языке образуется параллельно перекрещивающий- с я тип позиционно меняющихся ударных и безударных гласных, когда одни гласные в разных позициях сохраняют свое качество, а другие, различаясь в одной позиции, заменяются одним гласным другого качества в иных позициях. Этот ряд позиционно меняющихся гласных может быть представлен в следующем виде:
Таким образом, особенности функционирования фонетической системы русского литературного языка связаны прежде всего с действием в ней синтагматических законов сочетаемости звуковых единиц, определяющих характер позиционной мены согласных и гласных звуков на синтагматической оси системы. Закономерная позиционная мена согласных и гласных обусловливает внутренние связи звуковых единиц в системе, их организацию в единое целое.
Вместе с тем в фонетической системе, в результате влияния одних звуковых единиц на другие в потоке речи, развиваются и позиционные изменения звуков, не обусловленные синтагматическими законами и потому проявляющиеся не столь последовательно, как позиционная
Однако и позиционная мена, и позиционные изменения обуслов- ;ают специфику фонетической системы современного русского литературного языка и особенности ее функционирования.