Петухов мгу. Познание и действие. Вклад в психологию

Окончил факультет психологии МГУ в 1973 году, аспирантуру факультета психологии – в 1976 году.


Родился в 1950 г. Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Лауреат Ломоносовской премии МГУ. Окончил факультет психологии МГУ в 1973 году, аспирантуру факультета психологии – в 1976 году. В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию по теме “Психологическое описание визуальных способов решения задач” под научным руководством Е.Ю. Артемьевой.

Кредо

Общая психология предполагает единство изучения мотивационной (личностной) и познавательной сфер человеческой психики.

Область научных интересов

Общая психология: психология мышления и сознания, их качественно разных видов и уровней; психология деятельности и различных путей ее развития; психология творческого воображения, роль и характер образных средств в различных видах творчества.

Преподавание:

Лекционный курс общей психологии для студентов дневного (4 семестра) и специального (3 семестра) отделений факультета психологии МГУ.

Спецкурс для студентов кафедры общей психологии “Психология творческого воображения”.

СССР →Россия Россия

Вале́рий Ви́кторович Петухо́в (15 сентября , Болшево, г. Королев Московской области - 6 сентября ) - российский психолог , кандидат психологических наук, доцент, затем профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ , получивший почетное звание «Заслуженный преподаватель МГУ », лауреат премии им. М. В. Ломоносова за педагогическую деятельность, автор более 60 научных работ и соавтор 3-х томов книг «Общая психология».

Биография

В 1978 защитил кандидатскую диссертацию «Психологическое описание визуальных способов решения задач».

С 1976 читал лекции по курсу «Психология мышления», сквозному курсу «Общая психология» (6 семестров) на кафедре общей психологии психологического факультета МГУ.

С июля 2003 приступил к исполнению обязанностей заведующего новой кафедрой методологии психологии факультета психологии МГУ.

Вклад в психологию

Автор более 60 научных работ и учебных пособий. Среди них важнейшими являются «Образ (представление) мира и психологическое изучение мышления» (1984), «Психология мышления» (1987), «Природа и культура» (1996).

Его научные интересы нашли своё отражение в подготовленной к защите докторской диссертации «Культурно-историческая психология творческого воображения» .

Своей ведущей деятельностью Валерий Викторович считал преподавание психологии. В 1991 разработал уникальную программу целостного курса, объединяющего все разделы общей психологии и в то же время сохраняющего лучшие традиции преподавания общей психологии. Он читал лекции по общей психологии во многих городах России и повсюду встречал восторженный прием слушателей .

Общая психология предполагает единство изучения мотивационной (личностной) и познавательной сфер человеческой психики.

Валерий Викторович Петухов

Избранные труды

  • Общая психология: Сб. текстов: [В 3 вып.] / Под общ. ред. В. В. Петухова. - М .: Учеб.-метод. коллектор «Психология», 2000.
  • Общая психология: Тексты: В 3 т.: Для студентов фак. психологии вузов по направлению 521000 – «Психология». – 2-е изд., испр. и доп / Ред.-сост. Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин: Отв. ред. В. В. Петухов. - М .: Психология; Генезис, 2001.
  • Петухов В. В. Природа и культура. - М .: Тривола, 1996. - 134 с. - (Программа «обновление гуманитарного образования в России). - 3000 экз. - ISBN 5-88415-017-2 .
  • Петухов В. В. Психологическое описание визуальных способов решения задач: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. - М ., 1978. - 18 с.
  • Петухов В. В. Психология мышления: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов. - М .: Изд-во МГУ, 1987. - 87 с. - 2000 экз.
  • Петухов В. В., Столин В. В. Психология: Метод. указания для студентов непсихол. фак. гос. ун-тов. - М .: Изд-во МГУ, 1989. - 66 с. - 3500 экз.
  • Психология мышления / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : АСТ , . - 672 с. - (Хрестоматия по психологии). - 7000 экз. - ISBN 978-5-17-048613-7 .
  • Петухов В. В. // Вестник Московского Университета . Серия 14. Психология, 1984, № 4. С. 13-20.
  • Петухов В. В. Проблема осмысленного действия (по решению творческих задач) // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999.
  • Петухов В. В. «Визуальные» решения геометрических задач: проблема адекватного понимания // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1979.
  • Петухов В. В. О психологических единицах описания структуры решения задач // Количественные методы в гуманитарных науках. М.: МГУ, 1981.

Награды

Лауреат премии им. М. В. Ломоносова за педагогическую деятельность.

Сноски

Внешние материалы

Напишите отзыв о статье "Петухов, Валерий Викторович"

Отрывок, характеризующий Петухов, Валерий Викторович

Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d"aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.
Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.
Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас. Он молча сидел под курганом на складном стуле, опустив голову и положив локти на колена. Бертье подошел к нему и предложил проехаться по линии, чтобы убедиться, в каком положении находилось дело.
– Что? Что вы говорите? – сказал Наполеон. – Да, велите подать мне лошадь.
Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, – в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
Наполеон опустил голову и долго молчал.
– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
– Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.

(15/IX/1950 - 6/IX/2003)

Валерий Викторович Петухов родился в Болшево Московской области. В 1968 г. он поступил на наш факультет, который на всю жизнь стал для него вторым домом. Своими главными учителями он считал Елену Юрьевну Артемьеву, Алексея Николаевича Леонтьева и Мераба Константиновича Мамардашвили. После окончания аспирантуры в 1976 г. и успешной защиты диссертации «Психологическое описание визуальных способов решения геометрических задач» Валерий Викторович работал преподавателем на кафедре общей психологии (в должности ассистента, доцента и профессора). С июля 2003 г. он приступил к исполнению обязанностей заведующего новой кафедры методологии психологии. На протяжении многих лет Валерий Викторович был членом Ученого совета факультета, заместителем заведующего, председателем учебно-методической комиссии и членом Совета кафедры общей психологии.

Валерий Викторович - автор около 60 научных работ и учебных пособий. Среди них важнейшими являются «Образ (представление) мира и психологическое изучение мышления» (1984), «Психология мышления» (1987), «Природа и культура» (1996). Его научные интересы нашли свое отражение в подготовленной к защите докторской диссертации «Культурно-историческая психология творческого воображения». По этой тематике на протяжении многих лет он руководил курсовыми и дипломными работами, кандидатскими диссертациями, читал авторский спецкурс.

Своей ведущей деятельностью Валерий Викторович считал преподавание психологии. В 1991 г. он разработал уникальную программу целостного курса, объединяющего все разделы общей психологии, и в то же время сохраняющего лучшие традиции преподавания общей психологии на нашем факультете. Регулярно читая этот курс в МГУ, Валерий Викторович постоянно совершенствовал и обновлял его и готовил к публикации. Курс обеспечен подготовленным под его редакцией изданием «Общая психология. Тексты: в 3 т.», аудио- и видеозаписями. Последнюю лекцию Валерий Викторович прочитал в день своей безвременной кончины.

Лекции по общей психологии он читал во многих городах России и повсюду встречал восторженный прием слушателей. Валерий Викторович был удостоен высшей награды МГУ - Ломоносовской премии, впоследствии почетного звания «Заслуженный преподаватель Московского университета». Но главным для него было признание и благодарность студентов. По инициативе Студенческого совета МГУ он был награжден почетной медалью «Лучший преподаватель МГУ». Его лекции отличались артистизмом, были вдохновляющими и в то же время строго академическими по своему духу и направленности. Валерий Викторович был человеком с необычайно широкими художественными и гуманитарными интересами, которыми он щедро делился со студентами. Его определение личности как субъекта самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм относится в полной мере к нему самому.

Отечественная психология и мы все потеряли талантливого исследователя, доброжелательного коллегу, блестящего преподавателя и выдающегося методиста, внимательного, верного и доброго друга. Таким он навсегда останется в нашей памяти.