Основные проявления инфантилизма. Инфантильность или незрелость личности: ошибки воспитания

Инфантильность – это характеристика личности, выражающая незрелость её психологического развития, сохранение черт, присущих более ранним возрастным этапам. Инфантильность человека в бытовом понимании называют детскостью, что проявляется в незрелости поведения, неумении принимать взвешенные решения, нежелании принимать ответственность.

Под инфантильностью в психологии понимается незрелость индивида, которая выражается в задержке становления личности, когда ее действия не отвечают возрастным требованиям. Некоторые люди воспринимают инфантильность поведения, как должное явление. Жизнь современного человека достаточно стремительна, именно такой образ жизни и толкает человека к подобному поведению, останавливая взросление и развитие личности, сохраняя при этом внутри взрослого маленького и несмышленого ребенка. Культ вечной молодости и юности, наличие самых разнообразных развлечений современной культуры, вот что провоцирует развитие инфантильности у человека, отодвигая на задний план развитие взрослой личности и позволяя оставаться вечным ребенком.

Женщина с инфантильностью характера способна изображать обиду, когда на самом деле переживает . Среди других приёмов у таких фемин на «вооружении» грусть, слезы, ощущение вины и страха. Такая женщина способна притворяться растерянной, когда не знает, чего сама хочет. Лучше всего ей удается заставить поверить мужчину в то, что без него она никто и, что она без его поддержки пропадет. Она никогда не скажет о том, что ей не нравится, она будет дуться или плакать и капризничать, но на серьезный разговор её вывести очень сложно.

Истинная инфантильность женщины приводит её жизнь в сущий хаос. Она всегда попадает в какие-то истории, экстремальные ситуации, откуда её нужно спасать. У неё много друзей, её внешний вид далекий от образа леди, её привлекают джинсы, кроссовки, различные майки с детскими или мультяшными принтами. Она веселая, энергичная и непостоянная, круг её общения главным образом состоит из лиц намного моложе её возраста.

Мужчины любят приключения, потому что они вызывают выброс адреналина, поэтому они находят себе инфантильную женщину, с которой никогда не скучно.

По результатам одного исследования выяснилось, что 34% женщин ведут себя инфантильно, когда находятся рядом со своим мужчиной, 66% говорят о том, что эти женщины живут в образе легкомысленной девочки постоянно.

Причины инфантильности женщины в том, что она поступает подобным образом, поскольку ей так легче чего-то добиться от мужчины, она не хочет нести ответственность за личную жизнь или мечтает, чтобы кто-то взял над ней опеку, этот кто-то, конечно, же взрослый и состоятельный мужчина.

Как избавиться от инфантильности

Инфантильность это в психологии стойкая характеристика личности, поэтому избавиться от нее быстро нельзя. Чтобы преступить к решению вопроса: как бороться с инфантильностью, нужно понимать, что для этого предстоит большая работа. В борьбе с инфантильностью необходимо запастись очень большим терпением, поскольку придется пройти через слезы, обиды и гнев.

Итак, как избавиться от инфантильности. Наиболее действенным способом считается возникновение больших перемен в жизни, в ходе которых человек должен попасть в такие ситуации и условия, где он окажется без поддержки и ему в одиночку придется быстро решать проблемы, а потом нести ответственность за принятые решения.

Таким образом, от инфантильности избавляется много людей. Для мужчин такими условиями может быть – армия, спецназ, тюрьма. Женщинам больше подходит переезд в чужую страну, где нет абсолютно никаких знакомых, и приходится выживать без родственников и заводить новых друзей.

После переживания сильных стрессовых ситуаций, человек теряет свою инфантильность, например, потеряв материальное благополучие, пережив увольнение или смерть очень близкого человека, который служил опорой и поддержкой.

Для женщин самым лучшим способом бороться с инфантильностью, является рождение ребенка и пришедшая с ним ответственность.

Слишком радикальные методы вряд ли подойдут каждому человеку, и может произойти следующее: из-за резких перемен в жизни, человек может закрыться в себе или, не справившись с обязанностями, еще больше начнет регрессировать (регрессия – это защитный механизм психики, который возвращает человека на более низкую ступень развития его чувств и поведения).

Лучше использовать более доступные ситуации, например, самому приготовить обед, после чего убрать, сделать внеплановую главную уборку, сходить за покупками и купить исключительно то, что требуется, пойти и оплатить счета, съехать от родителей или перестать жить за их счет. Таких ситуаций в жизни очень много, они иногда кажутся незначительными, но тот, кто знает, что такое инфантильность характера понимает, как себя в таких случаях ведут инфантильные личности, насколько обременительными эти ситуации для них являются.

Виктимность личности проявляется не только в ситуации активности, но и в ситуации пассивности ее действий. Именно пассивность личности влияет на формирование у нее такого качества, как инфантилизм , который означает задержку в личностном развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт предшествующих возрастных этапов. Исходя из этого, социальный инфантилизм – это личностная незрелость человека в сочетании с его эмоционально-волевой незрелостью. Эти особенности проявляются в сохранении в психике и поведении взрослого человека социально-психологических характеристик, присущих детскому возрасту.

Часто именно социальный инфантилизм является основой виктимности личности. Эмоционально-волевая незрелость такого человека проявляется в несамостоятельности решений и действий, в чувстве незащищенности, в заниженной критичности по отношению к себе, в повышенной требовательности к заботе других о себе, в демонстрации эгоцентризма.

В зарубежной науке (Г. Олпорт, К. Хорни, Э. Эриксон и др.) инфантилизм рассматривается как патология, которая проявляется в слабом понимании человеком различных аспектов окружающей действительности, в отсутствии умения устанавливать адекватные отношения с другими людьми, в эмоциональной неустойчивости, в слабом знании самого себя и в неспособности к созданию собственной жизненной стратегии. Социальный же инфантилизм рассматривается как нежелание личности нести ответственность за свое существование (Э. Фромм), как утрата смысла жизни (А. Маслоу), как слабоволие, истеричность, деградация личностно-смыслового уровня. В результате у социально инфантильного человека формируется установка на быстрое удовлетворение потребностей при малых затратах усилий, на пассивные способы защиты при встрече с трудностями и проблемами.

Социальный инфантилизм как виктимность личности во многом связан с конформностью, т. е. податливостью человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющейся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией. Конформность при этом выражается в уступчивости и одобрении. Уступчивость – это неискренняя конформность, при которой внешние действия соответствуют давлению группы, но присутствует личностное несогласие.

Связь виктимности личности с различными формами психологической защиты является специфическим проявлением инфантилизма. Такие формы психологической защиты, как отрицание, подавление чувств, вытеснение, проекция формируются в процессе развития социального опыта личности. С накоплением социального опыта у человека формируется система, выполняющая роль ограждения его сознания от информации, которая нарушает его внутреннее равновесие: это система защитных психологических барьеров. Она является особой формой переработки информации и проявляется в устранении отрицательных эмоций, когда есть опасность возникновения тревоги или угрызения совести, и т. д. Однако, обеспечивая психологическую защиту личности, эта система не обеспечивает ее адаптивности к изменению обстоятельств, и человек может оказаться в ситуации социальной жертвы.



В современных условиях общественного развития исключительную значимость приобретает проблема коррекции инфантильности и формирования личностной ответственности за себя и других. Проблема преодоления социального инфантилизма как основы виктимности предполагает выработку у людей жизненно важных умений и навыков: умений принимать решения и оценивать их возможные последствия; умений общаться, поддерживая оптимальные межличностные отношения; умений сопереживать, поставив себя на место другого человека; умений владеть своими эмоциями и др.

Абдрахимова Р.Г.

Ассистент, аспирант кафедры “Социологии труда и экономики предпринимательства” Института Экономики Финансов и Бизнеса Башкирского Государственного Университета.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРМИНА «ИНФАНТИЛЬНОСТЬ»

Аннотация

В условиях формирования современного Российского общества, важной задачей является воспитание поколения, способного отвечать на вызовы современности будущего, которые обуславливается развитием социальной незрелости общества, синдромом позднего взросления или затянувшегося детства. В представленной статье для решения указанной проблемы, нами предпринята попытка исследования исторического аспекта возникновения и развития термина “инфантильность”.

Ключевые слова: исторические аспекты, развитие общества, возникновение термина, инфантильность, воспитание поколения, государственная безопасность.

Abdrakhimova R.G.

Assistant, graduate student of department of “Sociology of work and economy of business” of Institute of Economy of Finance and Business of the Bashkir State University

HISTORICAL ASPECTS OF EMERGENCE OF THE TERM “INFANTILISM”

Abstract

In the conditions of formation of modern Russian society, an important task is education of the generation capable to answer calls of the present of the future which it is caused by development of social immaturity of society, a syndrome of a late growing or the prolonged childhood. In the submitted article for the solution of the specified problem, we have made an attempt of research of historical aspect of emergence and development of the term “infantilism”.

Keywords: historical aspects, development of society, emergence of the term, infantilism, education of generation, state security.

Инфантилизм – это термин, который в частном порядке характеризует черты развития современной молодёжи. В общем смысле – это направление в формировании и эволюции общества. Специалисты говорят об инфантилизме как об уходе от ответственности, а выделяют его суть, как отказ от самостоятельного выбора и поручение решения проблемы другому человеку. Модель поведения «вечный ребенок» как бы освобождает индивидуума от ответственности.

Человек как индивид, физиологически зрелый в физическом плане, зачастую неустойчив и не сформирован в социальном плане, поэтому не может отвечать на требования, которые социум ему предъявляет. В таком случае, принято говорить о позднем гражданском формировании личности, протекании социальной адаптации и о диссонансе интеллектуального развития.

В науке, социальный инфантилизм (social- от англ. общество, infantility- от англ. infantilism; от нем.- infantilismus) обособлен как междисциплинарная проблема. Базовый вклад в анализ проблематики социального инфантилизма внесён психологами и педагогами, работающими в сфере обществоведения. Некоторую заинтересованность, как к предмету изучения проявляют социологи. Последние считают, что в определённой социальной категории общества, инфантилизм не что иное, как социальная характеристика личности, которая связана с протеканием первичной и вторичной общественной адаптации. Всё многообразие социальных институтов влияет на индивида в различной степени. В дальнейшем, это выражается в различии социального, физиологического и культурного взросления подрастающего поколения. Отсутствие желания у человека вникать в новые социальные роли и быть готовым к ответственности, приводит к нарушениям в социальной реальности.

Немало трудов отечественных и иностранных ученых посвящено изучению проблематики инфантилизма. Научные труды, таких зарубежных психологов как Антона Г., Фрейда З. , Ласега Э., Штутте Г. осведомляют о систематизации признаков и причин возможного зарождения и прогресса инфантилизма. Такие отечественные психологи как Шакурин С.В., Выготский Л.С., Гурьева В.А., Лебединский В.В., в своих работах сделали акцент на исследовании проблем инфантилизма.

Однако в работах психологов не всегда удаётся найти ответы на главные вопросы. Главным образом, учёные описывают действие уже функционирующего инфантилизма и способы его предотвращения. Без должного внимания остаётся вопрос изучения зарождения инфантилизма. Существует вероятность наличия заложенной программы социальной модели поведения, предрасположенности ребёнка или молодого человека к проявлению в будущем тех или иных признаков инфантилизма.

От латинского Infantilis означает «детский». Термин инфантилизм касательно медицинских и психофизических явлений, употребляется как оценка неготовности к развитию, сохранении в физическом образе поведении и черт, свойственным предыдущим этапам формирования личности. В буквальном смысле «детскость» – это легкомысленное отношение к жизни в любой деятельности. В психологическом плане, «инфантилизм» – это феномен слабой волевой активности, связанный с воздержанием от ответственности в пределах выбранной деятельности. Незрелость применяют к категориям самосознания и саморазвития.

По мнению различных специалистов – психологов, инфантилизм – это: запечатление психофизических признаков детского поведения у взрослых людей; частичное отставание в развитии на фоне истерии; детское расстройство процесса атрофии; неосознанная форма психического ограждения личности; специфичность психофизического и социологического развития у подростков; развитость сексуальности на почве инфантилизма; задержка в экспансивном развитии, отставание в развитии и незрелость психики; расстройство психического развития; расстройство интеллектуальной деятельности; биологическое отставание во взрослении в прямой зависимости от развития организма; низкий уровень нравственного созревания человека; задержка психического развития; заложенная модель поведения.

Данный анализ также помог нам выявить и обобщить следующие признаки инфантилизма: запоздалое развитие субъекта; безвольность; недостаток способностей к самодисциплине; бездействие; пассивность; бесхарактерность; непостоянство; неоднозначность жизненных целей; неконтролируемость эмоций; нежелание заниматься любой активной деятельностью; отсутствие стремления к физическому труду; задержка формирования нравственных ценностей; тяга к развлечениям; неудовлетворительные рефлексивные способности; иждивенчество и безответственность; хаотичность поведения; отсутствие потребности достижения целей.

Существует медицинское понятие инфантилизма . Физиологический инфантилизм – это замедление развития индивида в личностном плане с присутствием в физическом обличье человека признаков предыдущих возрастных периодов, где изъяны физического развития являются следствием заболевания. Психический инфантилизм – это неподготовленность человека, выражаемая в торможении формирования личности, когда поведение индивида не сообразно его биологическому возрасту. Правовой инфантилизм – это отсутствие чувства ответственности с точки зрения права, недостаточные правовые возможности при желании получения положительного результата.

О социальном инфантилизме специалисты говорят как о «личностной незрелости человека в сочетании с его эмоционально-волевой незрелостью». Иначе говоря, социальный инфантилизм – это различие социальных, биологических и культурных аспектов взросления молодого человека в индустриально-развитых странах Запада, Америки и России. Такие различия свидетельствуют о нарушениях систематизации социализации и вмешательства молодёжи во взрослую жизнь.

Подобная неподготовленность человека к осуществлению осмысленных поступков проявляется в отсутствии желания принимать те или иные решения самостоятельно. Множество таких признаков исключает индивида из разновидностей общественных взаимодействий, предлагая ему амплуа субъекта для наблюдения. Среди прочих критериев социального инфантилизма необходимо обозначить: чувство уязвимости, необоснованные требования к окружающим, иждивенчество, демонстрация эгоцентризма, слабое выражение эмоциональности, самокритичность, слабая воля, низкие моральные ценности, идеализация реальности, отсутствие мотивации к физическому труду, гедонизм, отсутствие тяги к самореализации, отсутствие желания достичь успеха, отсутствие модели поведения в жизни.

Разберём еще несколько характеристик феномена социального инфантилизма, способных дополнить наше представление об этом явлении. Психолог Э. Фромм описывает главный признак социального инфантилизма как отсутствие желания индивида возлагать ответственность за собственную жизнь только на себя.

Другой специалист А. Маслоу считает социальный инфантилизм потерей смысла жизни. К общим чертам социального инфантилизма можно добавить также: слабая воля, истеричность, деградация, отсутствие мотивации в профессиональной сфере, наличие удобной позиции направленной на быстрое достижение результата при незначительных финансовых и временных затратах. Также к этому списку можно отнести: отсутствие способностей для поиска способов решения проблем, отсутствие психологической и социальной защиты и нежелание приобрести защиту от негатива.

Олпорт Г., Эриксон Э, Хорни Г. – зарубежные учёные-психологи, трактующие инфантилизм как патологию, которая проявляется в полном или частичном понимании индивидуума различных сторон окружающей реальности, включаю социальную. В частности, по их версии, инфантилизм характеризуется отсутствием навыков к налаживанию жизненной модели поведения на долгосрочный период.

Социальный инфантилизм в общественных всевозможных смыслах проявляется самыми различными способами. Как минимум, необходимо выделить две степени социального инфантилизма. Первая степень отличается полным отсутствием желания брать на себя ответственность за собственную жизнь. Такая жизненная стратегия называется «иждивенческая». Вторая степень социального инфантилизма, замечена только в избранных сферах общественной жизни. Специалисты называют это явление «бытовой или политический инфантилизм». Назовём несколько признаков этого термина: отчуждённость субъекта от политической жизни социума, некоторая отстраненность личности от социальных групп, неграмотность в политической сфере, полное или частичное отсутствие интереса к политике.

Многие специалисты-социологи проводят аналогию между социальным инфантилизмом и конфортностью, как качеством индивида (конформизм). Стратегия конформизма – это модель поведения личности, которая заключается в модификации индивидом мнений и установок поведения, в соответствии с уже действующими установками в данном социуме или отдельной группе. Исключительный вариант конформизма гласит, что когда личность, не имеющай собственной точки зрения, в один момент подчиняется мнению общества, соглашается и примыкает к большинству.

«Конформный человек» – это человек податливый реальному или выдуманному давлению лидирующей группы общества, уступчивый и готовый к компромиссам. Конформность, как известно, имеет два способа своего проявления. Существует внутренняя и внешняя конформность. Внутренняя конформность – это объективный реальный пересмотр личностью своих взглядов и позиций. Внешняя (неискренняя) конформность – это внутреннее несогласие с поведением той или иной группы общества, с характерной чертой отсутствия сопоставления себя этой группе.

Как правило, социально зрелая личность, конморфизму не поддастся благодаря: внутреннему контролю (иначе именуемому интервальностью); готовностью сохранять здоровье (например, отказ от употребления алкогольных напитков и наркотических средств); психологической независимости (отсутствию рискованного поведения); социальной, гражданской и нравственной устойчивой позиции; здоровому отношению к реальности.

Антиподом инфантилизма является «зрелость», а синонимом «детскость». Детскость – наивное восприятие общественной реальности. К определению «социальная зрелость личности» существует немало подходов. Чаще всего, синонимом термина «зрелость» выступает понятие «взрослость», но, тем не менее, эти понятия не идентичные. Психологи анализируют зрелость по следующим признакам: интеллектуальность, морализм, трудолюбие, нравственность, духовность, эмоциональность, профессионализм. Немаловажны гражданская и политическая позиции. Социальная зрелая личность – это личность, прошедшая полную адаптацию к социальной реальности, к социальным нормам, ценностям и традициям общества.

В роли базовых составляющих социально зрелой личности также выступают: терпимость, ответственность, саморазвитие, позитивное мышление, эмпатия и не конфликтность, долгосрочные межличностные связи; умение адаптироваться в социальной среде. Среди прочих компонентов социальной зрелости выделим: социальную ответственность и активность, креативность, толерантность, эмпатию, само рефлексию, осознание себя значимым субъектом общества, способность принимать решения в рискованных и невыгодных условиях, способность отвечать за результат сделанных решений, способность формировать и сохранять долгосрочные отношения, способность к сопереживанию и прочие качества социально-зрелой личности.

Психолог И.С. Якиманская подошла к анализированию социальной зрелости личности через способности к умениям. К примеру: умение самостоятельно использовать приобретенные творческие навыки, умение принимать решения, умение прогнозировать и оценивать собственные действия; умение возлагать на себя ответственность за свое окружение, способности к коммуникации с другими личностями.

Тема феномена социальной зрелости также затронута в научных трудах отечественных психологов (Абульхановой-Славской К.А, Сатир В., Ананьева Б.Г., Покрасса М.Л., Асмолова А.Г., Божовича Л.И., Реана А.А., Леонтьева Д.А., Мудрика А.В., Фельдштейна Д.И., Франкла В.).

К признакам психологически зрелой личности относят: прошедший адаптационный период в общественной сфере, уважение к нормам и ценностям, податливость, наличие внутреннего чувства контроля, способность предусматривать последствия своих действий, умение брать ответственность за близких людей. Кроме этого, психологи выделяют следующие признаки зрелой личности: чувство юмора, наличие философской стратегии жизни, само принятие и самосознание, способность к отношениям, мудрость, податливость, общительность, позитивное мышление и отношение к миру, терпимость, снисходительность, самокритичность, духовность, ответственность, саморазвитие, толерантность, иждивенчество. Обосновать вышесказанное можно единым основным признаком социальной зрелости – просоциальным поведением, т.е. активной жизненной позицией.

Психолог Ананьев Б.Г. проводил изучение социальной зрелости на основе исследований об индивидах, личности, индивидуальности и субъектах деятельности. Учёный Реан А.А. зрелость с точки зрения интеллектуальности и эмоциональности. Обратим внимание ещё на несколько взглядов на термин «социальная зрелость». Каждый возрастной период соответствует своему уровню эволюции социальной зрелости (мнение психологов Дашкевич О.В, Арканцевой Т.А., Гудзовской А.А). Социальная зрелость наступает в зависимости от экономической независимости (мнение психологов Кона И.С., Кузьмина Е.С., Петровского А.В.). Наступление социальной зрелости начинается в юном возрасте, потому как в этом возрасте происходит заложение общественной сути индивида (мнение психолога Д.И. Фельдштейна).

Работы современных специалистов в области изучению феномена социального инфантилизма посвящены следующим темам:

  • прогресс в социальной зрелости личности в годы студенческой жизни;
  • трудности политической индифферентности как причины, формирующие социально-правовую позицию подрастающего поколения России в настоящее время;
  • преподавательские технологии решения проблем социального и профессионального инфантилизма у студентов средне-специальных учебных заведениях;
  • прогресс социальной зрелости у студентов вузов педагогической направленности;
  • трудности формирования психологической зрелости у подростков;
  • социальная зрелость как средство равновесия между человеком и обществом;
  • социальная зрелость полноценная личность, где все компоненты определенны системой и находятся в иерархической зависимости;
  • понимание трудностей инфантилизма у современной молодёжи с точки зрения философии;
  • различие жизненных убеждений личности в зависимости от их уровня социальной зрелости;
  • формирование социальной зрелости у будущих специалистов образовательной сферы;
  • вычисление индекса социальной зрелости.

На основании изученного материала, считаем должным продолжить дальнейшее исследование данной темы. Изучение феномена инфантилизма нуждается в комплексном анализе. К изучению инфантилизма следует подойти как к фактору, противодействующему изменениям в современном обществе и как к процессу созданию и контроля над инновационным ресурсом личности с выявлением индикаторов и дерминат инфантилизма. В исследовании феномена инфантилизма могут помочь создание педагогической модели инфантилизма, мониторинг социальной среды, который формируется на основе предпосылок социального инфантилизма, а также анализ форм изображения и продвижения социального инфантилизма в долгосрочной перспективе.

Становится очевидной необходимость создавать конкретные рекомендации, которые помогли бы в исследовании социального инфантилизма и в формировании стратегий сопротивления различным его формам.

Литература

  1. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. – С. 21.
  2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания // Под ред. А.А. Бодалева М., Воронеж, 1996. – С. 43.
  3. Антон Г. О расстройствах развития у детей. Перевод под редакцией д‑ра М.Б. Шапиро. Москва, 1913. – С. 17.
  4. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Вопросы психологии, 2003, № 4. – С. 32.
  5. Божович Л.И.Эгапы формирования личности в. онтогенезе / Л.И.Божович // Вопросы психологии. -1979. №4. – С. 34
  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М .: Педагогика-Пресс, 1996. – С. 106.
  7. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. – С. 68.
  8. Кон И.С. Психология самостоятельности / И.С.Кон // Педагогика здоровья. М., 1992. – С. 190.
  9. Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений Текст. / Е.С. Кузьмин // Экспериментальная и прикладная психология (Психология личности и малых групп). – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. Вып. 8. – С. 23-30.
  10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985. – С. 91.
  11. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – С. 176.
  12. Маслоу А.Г. Самоактуализация / пер. с англ. / под общ. ред. A.M. Татлыбаевой. Спб: Ихтик, 1999. – С. 82..
  13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. – С. 90.
  14. Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб.: Питер, 1998. – С. 71.
  15. Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. N 4. – С. 44.
  16. Покрасс М.Л. Освоение одиночества: О чем молчат любимым // М.Л. Покрасс. Самара: Бахрах, 2005. – С. 91.
  17. Реан А. А. Психология личности: Социализация, поведение, общение. – М.; СПб., 2004. – С. 25.
  18. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. – С. 12.
  19. Фельдштейн Д.И, Характер развития деятельности ребенка в онтогенезе и разработка психологических основ воспитания // Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д.И,Фельдштейна. М., 1982. – С. 3-18.
  20. Франкл В.Психотерапия на практике. Перевод Н. Паньков, В. Певчев. Серия: Мастерская психологии и психотерапии – М.: Ювента. 199. – С. 137.
  21. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. С. 65–134.
  22. Фромм Э. Человеческая ситуация / Фромм Э. – Москва: Директ-Медиа, 2008. – С. 110.
  23. Хорни Г. Новые пути в психоанализе / Собрание сочинений // Пер. с англ. ВЗт.Т.2.-М.: Смысл, 1997. – С. 92.
  24. Штутте Г. Психиатрия детского и юношеского возраста.// в кн. “Клиническая психиатрия” под ред. Груле Г., Юнга Р., Майер-Гросса В., Мюллера М. (пер. с нем.).- М.: М. 1967.- С.76.
  25. Эриксон Э. Г. Проблема эго-идентичности // Реферативный журнал, серия: «Социология», 1991, № 1, с. 173-200; № 2. – С. 155.
  26. Якиманская И.С. Развитие образного мышления в процессе обучения // Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. М.: Педагогика, 1989. – С. 42.

References

  1. Abul’hanova K.A. Sootnoshenie individual’nosti i lichnosti v svete sub#ektnogo podhoda // Mir psihologii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2011. № 1. – S. 21.
  2. Anan’ev B.G. Psihologija i problemy chelovekoznanija // Pod red. A.A. Bodaleva M., Voronezh, 1996. – S. 43.
  3. Anton G. O rasstrojstvah razvitija u detej. Perevod pod redakciej d ra M.B. Shapiro. Moskva, 1913. – S. 17.
  4. Asmolov A.G. Prakticheskaja psihologija i proektirovanie variativnogo obrazovanija v Rossii: ot paradigmy konflikta k paradigme tolerantnosti // Voprosy psihologii, 2003, № 4. – S. 32.
  5. Bozhovich L.I.Jegapy formirovanija lichnosti v . ontogeneze / L.I.Bozhovich // Voprosy psihologii. -1979. №4. – S. 34
  6. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaja psihologija / Pod red. V. V. Davydova. – M.: Pedagogika-Press, 1996. – S. 106.
  7. Gur’eva V.A. Psihogennye rasstrojstva u detej i podrostkov. M.: KRON-PRESS, 1996. – S. 68.
  8. Kon I.S. Psihologija samostojatel’nosti / I.S.Kon // Pedagogika zdorov’ja. M., 1992. – S. 190.
  9. Kuz’min E.S. Social’no-psihologicheskie osobennosti lichnosti v svete teorii otnoshenij Tekst. / E.S. Kuz’min // Jeksperimental’naja i prikladnaja psihologija (Psihologija lichnosti i malyh grupp). – L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1977. Vyp. 8. – S. 23-30.
  10. Lebedinskij V.V. Narushenija psihicheskogo razvitija u detej. M.: Izd-vo MGU, 1985. – S. 91.
  11. Leont’ev D.A. Samorealizacija i sushhnostnye sily cheloveka //Psihologija s chelovecheskim licom: gumanisticheskaja perspektiva v postsovetskoj psihologii / Pod red. D.A. Leont’eva, V.G. Shhur. M.: Smysl, 1997. – S. 176.
  12. Maslou A.G. Samoaktualizacija / per. s angl. / pod obshh. red. A.M. Tatlybaevoj. Spb: Ihtik, 1999. – S. 82..
  13. Mudrik A.V. Vvedenie v social’nuju pedagogiku. Uchebnoe posobie dlja studentov. M.: Institut prakticheskoj psihologii, 1997. – S. 90.
  14. Olport G. Lichnost’ v psihologii. – SPb.: Piter, 1998. – S. 71.
  15. Petrovskij A.V. Vozmozhnosti i puti postroenija obshhepsihologicheskoj teorii lichnosti // Voprosy psihologii. 1987. N 4. – S. 44.
  16. Pokrass M.L. Osvoenie odinochestva: O chem molchat ljubimym // M.L. Pokrass. Samara: Bahrah, 2005. – S. 91.
  17. Rean A. A. Psihologija lichnosti: Socializacija, povedenie, obshhenie. – M.; SPb., 2004. – S. 25.
  18. Satir V. Semejnaja terapija. Prakticheskoe rukovodstvo. – M.: Institut obshhegumanitarnyh issledovanij, 2009. – S. 12.
  19. Fel’dshtejn D.I, Harakter razvitija dejatel’nosti rebenka v ontogeneze i razrabotka psihologicheskih osnov vospitanija // Problemy psihologii sovremennogo podrostka / Pod red. D.I,Fel’dshtejna. M., 1982. – S. 3-18.
  20. Frankl V. Psihoterapija na praktike. Perevod N. Pan’kov, V. Pevchev. Serija: Masterskaja psihologii i psihoterapii – M.: Juventa. 199. – S. 137.
  21. Frejd Z. Nedovol’stvo kul’turoj // Frejd 3. Psihoanaliz. Religija. Kul’tura / Sost. i vstup. st. A. M. Rutkevicha. M.: Renessans, 1991. S. 65–134.
  22. Fromm Je. Chelovecheskaja situacija / Fromm Je. – Moskva: Direkt-Media, 2008. – S. 110.
  23. Horni G. Novye puti v psihoanalize / Sobranie sochinenij // Per. s angl. VZt.T.2.-M.: Smysl, 1997. – S. 92.
  24. Shtutte G. Psihiatrija detskogo i junosheskogo vozrasta.// v kn. “Klinicheskaja psihiatrija” pod red. Grule G., Junga R., Majer-Grossa V., Mjullera M. (per. s nem.).- M.: M. 1967.- S.76.
  25. Jerikson Je. G. Problema jego-identichnosti // Referativnyj zhurnal, serija: «Sociologija», 1991, № 1, s. 173-200; № 2. – S. 155.
  26. Jakimanskaja I.S. Razvitie obraznogo myshlenija v processe obuchenija // Vozrastnye i individual’nye osobennosti obraznogo myshlenija uchashhihsja / Pod red. I.S.Jakimanskoj. M.: Pedagogika, 1989. – S. 42.

Виктимность личности проявляется не только в ситуации активности, но и в ситуации пассивности ее действий. Именно пассивность личности влияет на формирование у нее такого качества, как инфантилизм , который означает задержку в личностном развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт предшествующих возрастных этапов. Исходя из этого, социальный инфантилизм – это личностная незрелость человека в сочетании с его эмоционально-волевой незрелостью. Эти особенности проявляются в сохранении в психике и поведении взрослого человека социально-психологических характеристик, присущих детскому возрасту.

Часто именно социальный инфантилизм является основой виктимности личности. Эмоционально-волевая незрелость такого человека проявляется в несамостоятельности решений и действий, в чувстве незащищенности, в заниженной критичности по отношению к себе, в повышенной требовательности к заботе других о себе, в демонстрации эгоцентризма.

В зарубежной науке (Г. Олпорт, К. Хорни, Э. Эриксон и др.) инфантилизм рассматривается как патология, которая проявляется в слабом понимании человеком различных аспектов окружающей действительности, в отсутствии умения устанавливать адекватные отношения с другими людьми, в эмоциональной неустойчивости, в слабом знании самого себя и в неспособности к созданию собственной жизненной стратегии. Социальный же инфантилизм рассматривается как нежелание личности нести ответственность за свое существование (Э. Фромм), как утрата смысла жизни (А. Маслоу), как слабоволие, истеричность, деградация личностно-смыслового уровня. В результате у социально инфантильного человека формируется установка на быстрое удовлетворение потребностей при малых затратах усилий, на пассивные способы защиты при встрече с трудностями и проблемами.

Социальный инфантилизм как виктимность личности во многом связан с конформностью, т. е. податливостью человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющейся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией. Конформность при этом выражается в уступчивости и одобрении. Уступчивость – это неискренняя конформность, при которой внешние действия соответствуют давлению группы, но присутствует личностное несогласие.

Связь виктимности личности с различными формами психологической защиты является специфическим проявлением инфантилизма. Такие формы психологической защиты, как отрицание, подавление чувств, вытеснение, проекция формируются в процессе развития социального опыта личности. С накоплением социального опыта у человека формируется система, выполняющая роль ограждения его сознания от информации, которая нарушает его внутреннее равновесие: это система защитных психологических барьеров. Она является особой формой переработки информации и проявляется в устранении отрицательных эмоций, когда есть опасность возникновения тревоги или угрызения совести, и т. д. Однако, обеспечивая психологическую защиту личности, эта система не обеспечивает ее адаптивности к изменению обстоятельств, и человек может оказаться в ситуации социальной жертвы.

В современных условиях общественного развития исключительную значимость приобретает проблема коррекции инфантильности и формирования личностной ответственности за себя и других. Проблема преодоления социального инфантилизма как основы виктимности предполагает выработку у людей жизненно важных умений и навыков: умений принимать решения и оценивать их возможные последствия; умений общаться, поддерживая оптимальные межличностные отношения; умений сопереживать, поставив себя на место другого человека; умений владеть своими эмоциями и др.

Инфантилизм личностный

Инфантилизм личностный [от лат. infantilis - младенческий, детский ] - своеобразная девиация психического и личностного развития, а также поведенческой активности индивида, проявляющаяся в неадекватной хронологическому возрасту приверженности к детским образцам поведения, видения и оценки окружающей действительности и своего места и роли в ней. Прежде всего, инфантилизм как личностная незрелость (инфантильность) проявляется в несформированности на достаточном для данного конкретного возраста уровне эмоционально-волевой сферы личности.

Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутировать ответственность за неудачу другим, обостренное, порой болезненное чувство психологической незащищенности. При этом основным компенсаторным механизмом в данном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (например, интернет-аддикция и т. п.).

Следует специально отметить, что инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида. Это вполне оправдано, конечно, если саму гетерохронность развития личности, переживающей восхождение к социальной зрелости, рассматривать как фактор, который нередко приводит к тому, что в связи с заметным отставанием или наоборот, с явным опережением какой-либо линии развития по сравнению с общим темпом личностного становления, возникает ситуация, при которой ожидания социума, базирующиеся на принятом в рамках конкретного культурно-исторического контекста понимания возрастных норм, не совпадают с характером предъявляемой субъектом активности.

Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строго прямым путем: в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Практически каждый человек в состоянии сильной усталости, начинает хныкать. Подфаза воссоединения в процессе сепарации-индивидуации, которую Миллер описал как универсальную особенность, проявляющуюся в конце второго года жизни каждого ребенка (когда ребенок, начинающий ходить и только что провозгласивший свою независимость от матери, возвращается обратно и прячется под ее юбкой), становится одной из тенденций, присущих каждому человеку . Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности»1.

Из сказанного ясно, что инфантилизм представляет собой универсальное психическое явление и в определенной степени присущ каждому человеку. Откровенно девиантные формы его проявления, как правило, связаны с тотальной фиксацией личности на таком виде психологической защиты как регрессия. В психоаналитической традиции регрессию обычно относят к вторичным защитам, действие которых направлено главным образом на снижение тревоги, связанной с интрапсихическими процессами. Однако, поскольку «регрессия является относительно простым защитным механизмом, знакомым каждому родителю, который наблюдал, как ребенок соскальзывает к прежним привычкам…»2, формирующимся в достаточно раннем возрасте, целесообразно и оправданно, если не с теоретической, то с практической точки зрения, рассматривать ее как промежуточную между первичными и вторичными защитами.

Очень точное описание глубокой регрессии приводится в романе американского писателя Т. Вульфа «Мужчина в полный рост». В результате землетрясения два человека оказались под завалом и пытаются выбраться. При этом один из них, сорокалетний уголовник-рецедивист по кличке «Пять-Ноль», абсолютно уверенный, что уж он-то «знает жизнь» и прошел «огни и воды», в критический момент в ужасе обращается к своему более молодому спутнику:

«- Не бросай меня, брата!

Да не брошу, не брошу. Отпусти ногу, ползи за мной.

Пять-ноль послушно отпустил его. Конрад пополз дальше в дыру. Гаваец карабкался за ним. Ползти приходилось на животе, было трудно дышать. … Впереди показались слабые проблески. … Свет проникал сверху, сквозь груду искореженного металла и бетона над их головами. Оказывается, они пробирались по трещине - не шире их плеч и не больше фута высотой.

Пять-Ноль снова отчаянно схватился за Конрада.

Помогай, брата… помогай… я правда… правда… помогай.

Отпусти! Ползи лучше!

Но гаваец только сильнее стиснул его ногу, хныча, как ребенок (курсив наш - В. И., М. К.).

Как ребенок… Конрад протянул руку назад и нащупал лицо Пять-Ноль где-то между своих коленей. Он погладил гавайца по щеке, словно тот и правда был малышом, и сказал ласково:

Пять-Ноль… я с тобой, а ты со мной, мы вместе, и сейчас выберемся отсюда. Слышишь? Выберемся, Пять-Ноль, я все время буду с тобой. Держись, я тебя не брошу. А сейчас ползи, отпусти меня и ползи, толкайся ногами посильнее. Я не брошу тебя. - Конрад продолжал гладить его по лицу в такт словам.

Всхлипы, кашель, причитания,… но судорожная хватка наконец ослабла.

Хорошо, Пять-Ноль, молодец, теперь пошли»1.

Данный отрывок показателен не только с точки зрения описания проявлений регрессии, но и в плане выбора эффективной стратегии с индивидом, пребывающим в таком состоянии.

Изначально на судорожные движения и бессвязные призывы о помощи со стороны Пять-Ноль, в которых отчетливо слышится голос напуганного ребенка, Конрад реагирует резким и абсолютно целесообразным в сложившейся ситуации указанием «Отпусти! Ползи лучше!», адресованным зрелому и сильному Эго товарища по несчастьию. Подобного рода реакции (апелляция к взрослой составляющей личности, указание на явную неадекватность поведения и т. п.) на выраженные проявления инфантилизма и регрессии у партнера по взаимодействию являются стереотипными для большинства людей. Такая тактика, как правило, не только не способствует выходу индивида из инфантильного состояния и «переключению» на более зрелые модели социального функционирования, но и, напротив, провоцирует углубление регрессии. Это становится совершенно понятно, если взглянуть на ситуацию с позиций трансактного анализа.

В абсолютном большинстве случаев регрессия означает, что индивид пребывает не просто в эго-состоянии Ребенка, но ребенка депривированного, активно ищущего поддержки и заботы со стороны любящего родителя. И если в ответ на подобный стимул, он получает реакцию Родителя директивного, отдающего жесткие приказы и инструкции, то ощущение депривации, связанное с отвержением, брошенностью, беззащитностью, собственной «малостью» только усиливается. Тем самым создаются реальные предпосылки для дальнейшей регрессии с одновременным усилением инфантильных поведенческих реакций, направленных на то, чтобы «достучаться», в конце концов, до «хорошего» Родителя. Если же в ответ на стимул, направленный от эго-состояния Ребенка к эго-состоянию Родителя, следует реакция в логике Взрослый - Взрослый, налицо пересекающаяся трансакция, которая чаще всего приводит к конфликту. Оказавшись же втянутым в открытое толкновение индивид в состоянии регрессии опять-таки вынужденно использует инфантильные формы борьбы, к которым прибегают маленькие дети в попытках противопоставить себя взрослым.

Гораздо более эффективной стратегией взаимодействия с инфантильными, либо пребывающими в состоянии регрессии личностями является присоединение к актуальному детскому состоянию индивида. Именно такой выход в критической ситуации интуитивно находит герой романа Т. Вульфа. Он не только вербализирует позицию заботливого и надежного родителя, но и подкрепляет ее соответствующим тактильным контактом - гладит Пять-Ноль по щеке - «словно тот и правда был малышом». В результате тот, все еще оставаясь в позиции ребенка, но уже ребенка, обретшего, благодаря родительской поддержке, надежду и уверенность, оказывается способным к действиям, адекватным реальной ситуации.

Выбор оптимальной стратегии взаимодействия в подобных случаях существенно осложнен тем, что социальные проявления инфантилизма и регрессии бывает крайне сложно отличить от демонстративного поведения, для модификации которого вполне оправданы и эффективны такие средства воздействия, как директивное пресечение и целенаправленное игнорирование. «Разведение» этих чрезвычайно схожих на внешнем уровне, но совершенно различных по своим психологической природе и психологическому содержанию форм дезадаптивной активности является важной задачей практического социального психолога. В этой связи стоит отметить, что инфантилизм и регрессия часто, но не всегда проявляются на поведенческом уровне в виде бросающейся в глаза беспомощности, беззащитности, слез, жалоб и т. п. Эти проявления могут также носить характер повышенной агрессивности, грубости, неуживчивости, свойственной многим подросткам.

Также важно понимать, что как регрессию, так и собственно инфантилизм абсолютно неправомерно рассматривать в качестве исключительно негативного, с точки зрения личностного развития и социального функционирования индивида, явление. Очень многие ритуалы, связанные, в первую очередь, с мужеско-женскими отношениями, носят характер игры, участие в которой предполагает определенную регрессию. Более того, как показывают многочисленные исследования, в частности, Э. Берна, И. С. Кона и др., полноценные сексуальные отношения попросту невозможны без регрессии к детским состояниям, а следовательно, и инфантилизма партнеров. Состояния регрессии целенаправленно и широко используются в таких психотерапевтических подходах, как гипнотерапия, психодрама-терапия и ряде других.

Вместе с тем важно еще раз подчеркнуть, что регрессия и личностный инфантилизм в своих крайних проявлениях могут приобретать откровенно патологические формы, не только создающие реальные социально-психологические проблемы, но и угрозу здоровью и жизни как собственно индивида, так и лиц из его социального окружения. В частности, инфантилизм может являться одной из глубинных причин злоупотребления психоактивными веществами, управления автотранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, повышенной склонности к риску и т. п. Чрезвычайно опасной формой регрессии является так называемая соматизация, или «бегство в болезнь». Такой способ ухода от реальности «…никогда не осознается (а если осознается, это называется просто симуляцией) и может причинить страдание как регрессировавшему, так и связанному с ним другому человеку»1. Причем, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «этот вариант регрессии… обычно оказывается резистентным к изменениям и трудным для психотерапевтического вмешательства»1. Не менее проблематичным выглядит и «бегство» в психические расстройства, чаще всего депрессивного характера, которые нередко приводят к суицидальным попыткам. Кроме того, депрессия является причиной «синдрома приобретенной беспомощности», суть которого заключается в том, что потерпев неудачу в попытке противостоять неблагоприятным внешним обстоятельствам, люди утрачивают способность к сопротивлению в схожих обстоятельствах, «…так как считают, что все их усилия будут неэффективными»2. В групповом и организационном контексте патологический инфантилизм не только является очевидным препятствием в процессе поиска, принятия и реализации тех или иных решений, но и может негативно влиять на социально-психологический климат сообщества, «заражая» его пессимизмом, неуверенностью и безответственностью.

Практический социальный психолог, оценивая систему отношений межличностной ответственности в тех группах и организациях, которые он курирует, должен оценивать психологическую природу отказа ряда членов принимать на себя груз решения и видения своего собственного участия в неуспехе группы. В этом плане практический социальный психолог должен профессионально различать сознательные тактико-стратегические попытки одних уйти от конкретной ответственности и факты неосознанной инфантильной реакции других, неадекватно оценивающих реальность и самих себя, а также самих себя в этой реальности.