Основные потребности в общении. Потребность в общении

1. Потребность в безопасности. Человек чувствует себя в безопасности, если нет агрессии (реальной или потенциальной) со стороны других людей. Одним из серьезных агрессивных действий является физический контакт.

2. Потребность в эмоциональной разрядке заставляет человека прибегать к манипулятивному или даже агрессивному поведению. Признаком манипуляции является провоцирующее поведение. В этом случае психологи не советуют идти на поводу у человека с проблемами. Для этого есть психотерапевты.

3. Потребность в психологическом комфорте заставляет людей отодвигаться от собеседника, имеющего явно выраженный запах (как плохой, так и хороший). 4. Потребность в общении заложена в самой природе человека как социального существа. М. И. Лисина определяет эту потребность через систему оценок и самооценок, познания и самопознания. Потребность в общении не сводима к другим нуждам.

5. Потребность в отъединенное от людей заключается в стремлении не пускать собеседника в интимное пространство (до 45 см от тела), избегании контакта глазами «в упор», нежелании разговаривать с незнакомцами.

6. Потребность в понимании заставляет людей рассказывать другим о себе, о чем они иногда горько жалеют. Поэтому после откровенной беседы люди могут начать избегать друг друга.

7. Потребность в признании. С помощью различного разворота ладони рукопожатию придают различные значения(Когда подают руку ладонью вниз, то хотят властвовать в процессе общения, протягивать руку ладонью вверх - признак покорности, он используется, когда нужно дать партнеру почувствовать, что он является хозяином положения и др).

8. Потребность в самоутверждении определяется сравнением своего поведения с социальными стереотипами уважаемых в данном обществе людей. Одним из способов самоуважения является полоролевое поведение.

9. Потребность в самореализации, с одной стороны, заставляет человека контактировать с другими, даже если этого не хочется, а с другой стороны, личность может реализоваться только через социум, на который она ориентируется.

Эти и другие потребности заставляют человека искать общения с себе подобными в рамках как личного, так и делового общения. Соответствуя им, можно расположить к себе собеседника, оставив о себе приятное впечатление.

30. Мотивация и мотивационные состояния человека . Мотивация с психофизиологической т/зрения - обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур, вызывающих направленную активность организма.Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена, так как то, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. К мотивационным состояниям чел относятся: 1.Интерес - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями чел.Интерес - это мотивационно-регуляционный механизм челов-го поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей. Интересы разделяются по содержанию (матер и дух), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Удовлетворение интереса не погашает его, а формирует еще более разветвленную с-му интересов.2. Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желания подразделяются на 3 гр – 1.естественные и необходимые, напр:желание удовлетворить голод; 2.естественные, но не необходимые, например желание получить ученую степень; 3.желания ни естественные, ни необходимые - связанные с честолюбием, славой, властью,над др людьми и т. д. Желание связано со стремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.3. Страсть - очень стойкое эффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеят-ти чел. Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения и м/б положит и отрицат в зависимости от ценности конкретного чел. 4. Влечение - состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Оно может быть естественным и сформированным в социальных условиях.Мотивация чел м/б сознательной и бессознательной . Сознательная мотивация связана с намерением (намерение - сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия. Намерения организуют поведение чел, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив (мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость, личностный смысл поступка). Деятельность чел обычно побуждается иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки = бессознательный мотив (установка - состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях).Различаются два вида установок : 1.Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; 2.Дифференцированная - по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции.Установки м/б связаны с различными компонентами деят-ти: 1.смысловые устан определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом.2.Целевые устан обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения.3.Операционные устан обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием знакомых для чел средств.

Потребность в общении является одной из основных социогенных потребно­стей человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаи­модействии. В ее основе лежит потребность в эмоциональном контакте, социализи­рованный поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения. ПО прояв­ляется в потребности индивида принадлежать к группе, быть ее членом, взаимодей­ствовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе, оказы­вать и принимать помощь. Она приводит к отказу от эгоистических установок ради установления (или восстановления) согласия и дружеских связей между членами группы. ПО проявляется также в стремлении участвовать в совместных действиях. Человек как бы стремится уменьшить дистанцию между собой и другими членами группы. Т.о., потребность в общении стимулирует, поддерживает и направляет дея­тельность человека по общению с другими людьми.

Инструкция.

В анкете имеется 33 утверждения, которые позволяют Вам уточнить мнения, интересы и то, как Вы оцениваете самих себя. Если вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны, то напишите «нет». Никаких дополнительных подписей делать не нужно. Заполняя ответный лист, имейте ввиду, что утверждения слишком коротки, чтобы содержать все необходимые подробно­сти. Представляйте себе типичные ситуации и задумывайтесь над деталями. Отве­чайте быстро и давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос.

Анкета ПО.
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих коллег.
3. Мне нравится выказывать кому-либо свое расположение.
4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
5. Я чувствую, что по отношению к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
6. Когда я узнаю об успехе своего коллеги, у меня почему-то ухудшается настроение.
7. Чтобы быть удовлетворенным собою, я должен кому-то в чем-то помочь.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
9. Мои друзья мне основательно надоели.
10. Когда я делаю важную работу, присутствие людей раздражает меня.
11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не вредит моим друзьям и знакомым.
12. В трудной ситуации я думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.
13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.
14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставляет мне значительные трудности.
15. Из уважения к другому я могу согласиться с его мнением, если он и не прав.
16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда нахожусь среди людей.
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
20. Мне жалко бездомных кошек и собак.
21. Я предпочитаю поменьше друзей, но зато близких.
22. Я люблю бывать среди людей.
23. Я долго переживаю после ссоры с близкими.
24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей.
27. Я придаю большое значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
30. Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.
31. Ради друга я могу пожертвовать своими интересами.
32. В детстве я входил в компанию, которая всегда держалась вместе.
33. Если бы я был журналистом, то мне нравилось бы писать о силе дружбы.

В бланке Вы ставите знак «+» на то утверждение, с которым согласны.

Да Нет
1.
2.
……..
32.
33.

За каждый положительный ответ на утверждения 1, 2, 7, 8, 11, 12 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33 ставите себе 1 балл.

За каждый отрицательный ответ на утверждения 3, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29 Вы также получаете 1 балл.

В первом столбце Вы подсчитываете сумму положительных ответов, а во втором — отрицательных. После этого Вы складываете оба результата.

Уровни
низкий Ниже среднего средний выше среднего Высокий
Децили
М 3-18 19-21 22 23 24 25 26 27-28 29-30 31-33
Ж 9-21 22-23 25 26 27 28 29 30 31 32-33

Людей с высокой потребностью в общении отличают такие черты:

— Стремление к поддержанию или восстановлению хороших отношений с людьми.

— Сильные переживания при разрыве этих отношений.

— Способность простить проступок ради восстановления хороших отношений.

— Стремление помогать другим.

— Способность отказываться от собственных удобств ради других.

— Склонность проявлять участие.

— Стремление установить добрые отношения со многими людьми.

— Стремление расширить сферу своего общения.

Под термином «аффилиация» в психологической науке понимается потребность личности в эффективном взаимодействии с другими людьми. Известно, что человек – существо социальное и не может благополучно существовать в одиночестве. Аффилиация представляет собой естественное стремление личности к общению. Если она по каким-то причинам остается неудовлетворенной, то человек даже может впасть в депрессию. Нереализованная потребность в аффилиации нередко приводит к формированию тревожно – мнительного расстройства. В этом случае человек начинает метаться по жизни, искать для себя альтернативные способы социального взаимодействия. Какие здесь возможны варианты? Одни забываются с помощью алкоголя, другие судорожно пытаются найти человека, который бы их выслушал. Нередки случаи ухода в искусство. Занятия литературной деятельностью, живописью или музыкой помогают создать в душе некоторое удовлетворение, настроиться на другой лад, найти в себе самом новые неизведанные горизонты.

Мотивация аффилиации

Мотивация аффилиации выражается в потребности быть услышанным. Каждому из нас периодически требуется помощь и участие. Когда в трудную минуту рядом окажутся близкие люди, это обстоятельство может помочь выйти из затяжного кризиса, вернуть душевное равновесие. Даже физические болезни во многом проходят после реализованной потребности в аффилиации. Итак, в чем состоит мотивация аффилиации? Попробуем разобраться!

Потребность в общении

Одна из самых ярких потребностей личности – это необходимость во взаимодействии с другими людьми. Конечно, есть глубокие отшельники, но их во все времена было не так много. Большинство людей осознают в себе глубокую мотивацию в том, чтобы являться частью определенной социальной группы. Они хотят быть понятыми и услышанными другими людьми. Ради достижения такой цели люди готовы иногда терпеть значительные неудобства, прилагать значительные усилия для достижения желаемого. Так проявляется мотивация в аффилиации. Без ежедневного взаимодействия с близкими, родственниками, друзьями и коллегами человек все больше замыкается в своем собственном мире и уже не может из него выйти без посторонней помощи.

Потребность в близких отношениях

Каждому из нас важно не просто с кем-то взаимодействовать, но и выстраивать близкие, доверительные отношения, основанные на глубоком чувстве привязанности. Такая привязанность продиктована потребностью в аффилиации, то есть, мотивации быть услышанным и понятым. Близкие отношения рождают в душе человека гармонию и внутреннее удовлетворение. Аффилиация здесь играет большую роль. Не будь этого стремления, каждый из нас жил бы поодиночке и заботился исключительно о себе самом. Аффилиация же подразумевает, что личность не сможет чувствовать себя по-настоящему счастливой и целостной без реализованной самоотдачи и принятия заботы от окружения.

Как правило, человеку и не нужно иметь много знакомых для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Вполне достаточно, чтобы рядом был любимый человек, близкие люди, дети и родители. Для гармоничного развития необходимы еще встречи с единомышленниками. Друзья занимают важное место в процессе социализации и напрямую влияют на аффилиацию индивида. Выстраивание семейных отношений занимает ведущую позицию в процессе аффилиации. Необходимость делиться чувствами (положительными или отрицательными) настолько же важна, как способность дышать, ежедневно принимать пищу.

Потребность в аффилиации у всех людей проявляется по-разному. Кому-то достаточно встречаться с друзьями раз в неделю, чтобы чувствовать себя довольным. Другим необходимы ежедневные посиделки в дружной компании, сопровождаемые веселыми рассказами. В связи с этой необходимостью аффилиации всех людей принято делить на экстравертов и интровертов. Первые нацелены на активное взаимодействие с окружающими. Вторые предпочитают много времени проводить в одиночестве, занимаясь самообразованием, изучая что-то новое. За чтением книг, созерцанием собственных мыслей интроверты находят больше удовольствия, нежели раскрываясь перед реальными собеседниками. Потребность личности в общении можно измерить следующими характеристиками.

Высокая степень

Она проявляется постоянным желанием контактировать с окружающими. Такие люди не могут полноценно существовать без социума. Они не слишком деликатны в общении, однако не смогли бы долгое время провести наедине с собой. Такой человек испытывает нужду в том, чтобы постоянно делиться своими эмоциями с миром, пускаться в обсуждения различных деталей происходящего. Общественное мнение представляет для них значительный интерес, так как от него часто зависит и их индивидуальное благополучие. Их называют яркими экстравертами, поскольку они не мыслят себя без социального взаимодействия: коллег, друзей и знакомых.

Средняя степень

Она проявляется умеренным стремлением к общению. У таких людей друзей не очень много, однако, все подлинные и настоящие. Человек со средней степенью потребности в общении имеет смешанный тип: он в чем-то ведет себя как экстраверт, а в другом случае проявляются явно интровертированные черты. Как правило, такие люди очень спокойные, вдумчивые, самодостаточные, неконфликтные, в чем-то уступчивые, дисциплинированные. Их трудно вывести из состояния внутреннего равновесия.

Низкая степень

Низкая степень выраженности потребности в общении, как правило, встречается у глубоких интровертов. Такие люди для решения любых серьезных вопросов предпочитают обращаться внутрь себя, нежели искать помощи у окружающих. Интровертированная личность направлена на бесконечные мечтания. Часто такой человек хорошо разбирается в искусстве, может подолгу выполнять однообразную, монотонную работу. Он весь погружается в созерцание окружающего мира и как будто наблюдает за ним со стороны.

Таким образом, аффилиация отражает степень выраженности у человека потребности в социальных контактах.

Вопрос об истоках общения до сих пор остается дискуссионным. Вопервых, дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же за нее принимают разновидности последних. Вовторых, если потребность в общении всетаки существует, то каково ее происхождение: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т. е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Оба этих вопроса явились предметом рассмотрения в монографии М. И. Лисиной (1986). Ниже я даю краткое изложение вопроса о потребности в общении по этой книге.

Что касается первого вопроса, то большинство авторов (Н. Ф. Добрынин, 1969; А. Г. Ковалев, 1963; А. В. Петровский, 1970; М. Айнсворт [М. Ainsworth, 1964]; Е. Маккоби и Дж. Мастере [Е. Maccoby, J. Masters, 1970]; К. Обуховский, 1972) склонны считать, что потребность в общении является специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей, хотя на практике ее нередко сводят к более частным потребностям: потребности во впечатлениях (М. Ю. Кистяковская, 1970), в безопасности (А. Пейпер, 1962), в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом (X. Харлоу, М. Харлоу [Н. Harlow, М. Harlow, 1966]) и др. Поэтому более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой (1978), которая говорит о иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационнопотребностной основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:
1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
2) в принадлежности к социальной общности;
3) в сопереживании и сочувствии;
4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим;
6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;
7) в постоянном обмене опытом, знаниями;
8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.

В отношении второго вопроса- о происхождении потребности в общении - имеются две крайние точки зрения. Ряд ученых (А. В. Веденов, 1963; Д. Т. Кемпбелл ) считают, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения.

Однако врожденность потребности в общении признается не всеми учеными (С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. В. Запорожец, 1978; А. Н. Леонтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми.

В доказательство этому приводятся наблюдения, проведенные психологами над младенцами. В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и никому конкретно). Но уже в возрасте двух месяцев" он способен отличить «добрую» мимику или интонацию взрослого от «злой», причем на первую у него появляется реакция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться.

Интересный эксперимент проведен О. В. Баженовой: взрослый наклонялся над младенцем со специально отрепетированным «индифферентным» выражением лица. В первый раз экспериментатор, как правило, встречал со стороны младенца обычную реакцию оживления, но намеренно сохранял безучастный вид. Во второй или последующие разы такой эксперимент вызывал плач - младенец протестовал против «необщения» с ним.

Эти и подобные им исследования привели М. И. Лисину к выделению четырех этапов становления потребности в общении и четырех критериев, по которым можно судить об этой потребности. Первый этап и критерий - внимание и интерес ребенка к взрослому; второй этап и критерий - эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; третий этап и критерий - инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; четвертый этап и критерий - чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

Однако и эти наблюдения не дают окончательного ответа на вопрос о происхождении потребности в общении, так как запаздывание проявления этой потребности у младенцев может быть связано с этапностью «созревания» мозговых структур и психики. По этому поводу М. И. Лисина ставит закономерный вопрос: не означают ли все указанные выше этапы становления потребности в общении, что она унаследована (точнее было бы - врожденная) и лишь «проявляется» после рождения ребенка?

Отвечая на этот вопрос отрицательно, она ссылается на исследование М. Ю. Кистяковской (1970), которая наблюдала, что в условиях госпитализма дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 23 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого времени удавалось далеко «продвинуть» его по пути развития, сформировать активное отношение к людям и окружающему миру. Все это можно принять, если рассматривать только потребность детей в общении со взрослыми для познания этих взрослых и самих себя через взрослых (что соответствует пониманию потребности общения М. И. Лисиной). Неясно, однако, а как обстояли у этих детей дела с общением Друг с другом (по данным М. И. Лисиной, такая потребность возникает в два года), с животными.

М. И. Лисина определяет потребность в общении (коммуникации) как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основой коммуникативной потребности она считает органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать (читай - нужду в общении со взрослым). Второй базовой потребностью, ведущей к возникновению коммуникативной потребности, является, по М. И, Лисиной, потребность в новых впечатлениях (о которой говорят Л. И. Божович, 1972; М. Ю. Кистяковская, 1970; Д. Берлин ; Г. Кантор ; Р. Фантц [И. Fantz, 1966]). Однако стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации - это еще не общение, пишет М. И. Лисина (действительно, как потребность может быть деятельностью?). Лишь когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении.

При этом М. И. Лисина считает, что основной функцией общения является организация совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования.

Думается, что понимание потребности в общении и ее роли, данное М. И. Лисиной, слишком заужено и потому не очень удачно, впрочем, как и подмена понятия «потребность в общении» понятием «потребность в коммуникации», т. е. в получении и обмене информацией. С моей точки зрения, не всякая коммуникация является общением. Для последнего характерен не просто обмен или получение информации (ее можно получить и из газеты, телепередачи), а установление психического контакта, между общающимися. Неясно, почему самопознание не может осуществляться без общения с другими людьми. Или к какому самопознанию и самооценке приводит общение с животными? Очевидно, что М. И. Лисина гиперболизированно рассматривает лишь одну из функций общения, которой она подменяет сущность потребности в общении. Более близко к сути этой потребности было бы понимание ее как потребности в контакте с другим реальным или воображаемым живым существом. Тогда можно говорить и о потребности ребенка в кукле, и о его любви к животным, и о стремлении кошек и собак к себе подобным, и о страданиях человека изза нарушенных контактов с другими людьми (ведь в одиночной камере тюрьмы человек страдает не потому, что он не познает других и себя!)

В связи с этим вряд ли стоит искать причину прижизненного формирования потребности в общении только в совместной деятельности. Тогда надо признать, что у младенцев потребности в общении быть не может (как и у животных), так как совместная деятельность у них как таковая отсутствует. Между тем сама М. И. Лисина на основании исследований своих учеников делает вывод, что потребность в общении появляется у детей уже со второго месяца жизни.

Представление М. И. Лисиной, по существу, соответствует пониманию потребности в общении как вторичной, и возникновение ее не выходит за рамки концепции социального научения (именно так смотрят на эту потребность У. Бижу и Д. Байер, 1966: это нужда ребенка в помощи взрослого). Однако М. И. Лисина считает, что это не так. Рождение потребности в общении не сводится, по ее мнению, к надстройке новых сигналов над прежней потребностью, когда вид взрослого, звук его голоса и прикосновение напоминают ребенку о предстоящем насыщении или смене белья. В первые недели жизни у ребенка появляется именно новая, отсутствовавшая ранее потребность - в общении - для понимания себя и других. Это не корыстная нужда в полезном человеке, а (говоря словами К. Маркса) высокая духовная потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек, заключает М. И.Лисина.

Все это, может, и так, но не опровергает тезиса о вторичности этой потребности, на чем бы она ни базировалась. Даже если это потребность в познании себя и других, то все равно это частный случай проявления познавательной потребности. Если же понимать потребность в общении как потребность в психическом контакте, то взрослые (как и дети, животные), к которым ребенок привыкает, становятся просто средством удовлетворения потребности в контакте. А это значит, что и в данном случае потребность в общении со взрослыми - не базовая, а вторичная, наподобие потребности в ложке, вилке для удовлетворения потребности в пище.

Нужно подчеркнуть, что потребность в собственно общении, если таковая все же существует, - это только одна причина общения как вида активности человека. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности.

Не случайно поэтому выделение в зарубежной психологии такого собирательного понятия, как «мотив аффилиации», содержание которого отнюдь не однородно. Это потребности: контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.

Таким образом, вопрос о наличии у человека собственно потребности в общении, специфичной по сравнению с другими социальными и духовными потребностями, остается открытым. Используемые при изучении этой потребности наблюдения за поведением младенцев не являются прямым доказательством наличия таковой. Регистрируемое параметры можно расценивать и как проявление любопытства, интереса к объекту, в роли которого выступает взрослый, и как операции общения. Более надежным критерием может быть изучение эмоциональных реакций в ответ на появление и особенно на исчезновение объекта общения, что позволило бы выявить у ребенка потребностное состояние в контакте с другим человеком, которое можно принять за чистую потребность в общении. Примером такой потребности, с моей точки зрения, является привязанность к другому человеку или животному (когда человек говорит: «я по тебе соскучился», то явно проявляется потребностное состояние, сопровождающееся соответствующей эмоцией). К сожалению, в этом плане можно сослаться только на исследование О. В. Баженовой, хотя жизненные ситуации показывают нам, что у детей эта потребность в контакте имеется. Так, уход родителей из дома по делам вызывает плач у ребенка, несмотря на то что он остается с бабушкой. Что же касается так называемой потребности в общении, о которой говорит М. И. Лисина, - это, с моей точки зрения, приобретаемое в онтогенезе знание о способе и средстве удовлетворения различных потребностей - путем общения (контакта) с другими людьми (или животными). Сам же мотив общения может строиться на совершенно различных основаниях (потребностях и целях).

Кстати, мотив общения понимается М. И. Лисиной по А. Н. Леонтьеву - как объект общения, т. е. мотивом у нее выступает другой человек, партнер по общению; критика такого понимания мотива дана мною выше (см. раздел 3. 2). Правда, почти тут же она пишет, что мотив - это опредмеченная потребность и что мотивы вырастают из потребностей, ведущими из которых являются: потребность во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

Потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об экстра и интровертах. Однако, по данным Л. С. Сапожниковой (1973), однозначная связь между стремлением к общению и экстра и интровертностью не выявляется.

По ее же данным, стремление к общению подростков связано с уровнем притязаний. Улице адекватным уровнем притязаний стремление к общению выражено умеренно, улице неадекватным уровнем - либо повышенное, либо пониженное. У девочек, независимо от уровня притязания, стремление к общению более выражено, чем у мальчиков.

Рассматривая потребность человека в эмоциональнодоверительном общении (аффилиации), И. В. Кузнецова (1999) выделяет две тенденции - надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:
■ высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;
■ низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовлетворенной и человек уходит в мир своих переживаний;
■ низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;
■ высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.

И. В. Кузнецова показала, что слабая потребность в аффилиации в сочетании с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношений. Наибольших результатов в групповой работе достигают лица с сильной потребностью в аффилиации и с высоким мотивом достижения.

Потребность в общении есть одна из базовых потребностей человека как социального существа - именно поэтому общение представляется нам естественным, органически вписанным в нашу жизнь явлением, примерно таким же, как потребление пищи.
В действительности же потребность в общении даже сильнее потребности в пище. Большую часть своего активного времени (более 70%) люди проводят в общении с другими людьми. И это не пустое времяпрепровождение, а жизненная необходимость. Уже на пятый-шестой день у человека, оказавшегося в полной изоляции, развивается психоз, сопровождающийся слуховыми и зрительными галлюцинациями. С этими образами человек и пытается общаться. Поскольку такое общение нельзя назвать полноценным, дальнейшее пребывание в одиночестве приводит к разрушению личности и смерти.

Наверняка многим знакомо утверждение, что женатые мужчины живут дольше. Оно отнюдь не безосновательно, причём одинаково верно и для женатых мужчин, и для замужних женщин. Люди, оставшиеся без близких, умирают раньше срока - таковы данные медицинской статистики.

Потребность в общении проявляется уже в раннем возрасте. Младенец беспомощен, он не может самостоятельно накормить себя, уберечь себя от опасности, создать себе комфортную среду. Взрослые для него и источник питания, и защита. Нужда во взрослом побуждает ребёнка узнавать родителей, учиться управлять их поведением, и уже к окончанию второго месяца жизни малыш демонстрирует стремление к активному общению с окружающими его людьми. Потребность в общении, таким образом, основана на витальных и ролевых безусловных рефлексах (по П.В. Симонову), то есть она обусловлена генетически и важна для выживания вида.
Кроме того, потребность в общении базируется на врождённом инстинкте исследовательской активности. Известно, что исследовательское поведение является одним из безусловных рефлексов саморазвития. Подавление этого рефлекса приводит к угнетению синтеза ДНК в клетках головного мозга. Элхонон Голдберг, профессор Нью-Йоркского университета, директор Института нейро-психологии и познавательных процессов, ученик А. Р. Лурия, рассказывает в одной из своих книг об исследовании эффекта воздействия так называемой обогащенной среды на взрослых мышей. Было обнаружено, что у мышей, которые находились в клетках, оборудованных различными игрушками, тоннелями, колёсами и иными приспособлениями, развивалось до 15% больше нервных клеток, чем у мышей, оставшихся в стандартных клетках. «Стимулированные» мыши также лучше, чем «нестимулированные», выполняли различные тесты на «мышиный интеллект». Эти опыты продемонстрировали значение познавательной активности для нормальной деятельности мозга не только в раннем, но и в зрелом возрасте (1).
Физиологи утверждают, что «нормальная жизнедеятельность требует притока из внешней среды не только вещества и энергии, но и информации» (2). Это подтверждается экспериментами, доказывающими губительное действие «информационного голода» на функции центральной нервной системы.
Важность исследовательского поведения для развития человека столь высока, что в организме сформирован механизм специального подкрепления исследовательской активности, связанный с выработкой эндогенных опиатов («гормонов удовольствия», продуцируемых эндокринной системой). Проще говоря, процесс узнавания нового вызывает у нас позитивные эмоции, сходные с теми, что мы испытываем в состоянии насыщения или рядом с любимым человеком. Поскольку в природе ничего не происходит просто так, можно предположить, что познавательная активность человека обусловлена его эволюционными задачами. Эту идею, высказанную В.И. Вернадским и А.А.Ухтомским, развивают современные эволюционисты: основной тенденцией эволюции живой материи является не просто приспособление к окружающей среде, но экспансия, расширение среды обитания. Человек в этом смысле явно впереди прочих живых существ, населяющих нашу планету: люди не только заселили всю Землю, от Северного полюса до Южного, но и осваивают околоземное космическое пространство. Более того, человек в своей интеллектуальной деятельности проникает в сферы, недоступные для его физического пребывания: в глубины космоса, в структуру атома, в далёкое прошлое, вплоть до времени возникновения Вселенной и т.п.
Процесс общения непосредственно связан с получением информации, узнаванием нового, именно через общение происходит обучение и развитие, поэтому роль этого процесса трудно переоценить. Неудивительно, что общение становится для человека потребностью .
Потребность в психологии понимается как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности (3). То есть потребность как психологическое состояние стоит между объективной нуждой и деятельностью, направленной на удовлетворение этой нужды (активностью).
Потребность может подталкивать нас к деятельности путём отрицательного подкрепления. Так действуют витальные потребности: пищевой рефлекс вынуждает искать источник питания, вызывая дискомфортное чувство голода. Потребность в общении (как и потребность в исследовательской деятельности) мотивируется, главным образом, положительным подкреплением: теми позитивными эмоциями, которые мы можем получить в результате контакта с другими людьми.

Согласитесь, никто из нас, вступая в коммуникацию, изначально не собирается никого обижать и сам не хочет быть обиженным. Отчего же некоторые люди (другие, не мы с вами) ведут себя так, словно нарочно напрашиваются на конфликт? И если общение диктуется нам внутренней потребностью, то отчего нам порой так трудно общаться, а иногда и вовсе не хочется? Отвечая на этот вопрос, необходимо разграничить понятия потребности, желания и мотива.

Понятия «потребность», «желание» и «мотив» не являются тождественными. Желание можно назвать проявленной потребностью, оно выводит потребность из внутреннего мира во внешний. Даже самое вздорное желание, труднообъяснимое влечение, именуемое капризом, есть внешнее отражение некой, порой не осознаваемой, внутренней нужды. Желание становится нашей движущей силой, оно даёт энергию для реализации той или иной потребности. Когда человек желает чего-то, он всем своим существом направлен на осуществление своего желания.
Мотив же действует более скрытно, представляя собой внутреннее обоснование действий индивида. Мотивы могут оставаться неявными для других, а подчас и не полностью субъективно осознанными, но от этого их побуждающая сила ничуть не ослабевает. Порой желания, даже самые, на первый взгляд, сильные, так и пребывают на стадии желания, не претворяясь в деятельность. Так бывает, когда для их реализации нет достаточных внутренних мотивов.
Потребность - это главный источник и наших желаний, и наших мотивов. Однако мотив, в отличие от желания, может вступать в конфликт с потребностью - например, в тех случаях, когда в мотивационный процесс включаются разного рода социальные установки, убеждения, верования, предрассудки и др.
Таким образом, изначально наше желание вступать в коммуникацию стимулируется потребностью в общении, мы получаем первичный положительный эмоциональный прогноз (вспомните, как маленькие дети радостно реагируют на приближение родителей, а позднее доверчиво и открыто подходят к сверстникам). Однако в ходе становления и развития личности формируется целый комплекс факторов, влияющих как на наше стремление к общению, так и на нашу успешность в этой сфере.
В частности, на основе потребности в общении развивается ряд социогенных, специфически человеческих потребностей: потребность в одобрении, потребность в самовыражении, потребность в признании и др. Эти потребности, ничуть не меньше, чем породившая их потребность в общении, воздействуют на коммуникативное поведение индивида, например, диктуя ему агрессивный стиль ведения диалога или, напротив, вызывая страх перед аудиторией.
В заключение отметим, что потребность в общении даёт нам стимул к личностному росту и расширению социальных связей; через общение с другими людьми человек узнаёт себя, получает оценку своей личности, становится частью всё более широких сообществ. Таким образом, общение обеспечивает нам, с одной стороны, условия выживания, а с другой - условия развития.

Литература.
1. Голдберг, Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация /Голдберг Элхонон. - М.: Смысл, 2003. - 336 с.
2. Психология: Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
3. Симонов, П.В. Мотивированный мозг. /П. В. Симонов. - М.: Просвещение, 1987. - 270 с.